Этическое поведение младших школьников

Первые годы пребывания в школе являются важным и ответственным этапом в развитии нравственно-эстетической культуры младших школьников, приобщении их к высоким и разнообразным нравственно-эстетическим и художественным ценностям. Накладываясь на колоссальные возможности возраста, целенаправленная деятельность школы, учителя способна придать этому процессу мощный импульс, пробудить к творческой деятельности заложенные в ребенке природой способности и дарования. Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали. Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [12].

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского [3], Н.М. Болдырева [6], А.С. Макаренко [27], И.Ф. Харламова [42] и др., в которых, выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

15 стр., 7028 слов

Нравственное воспитание на уроке истории

... Таким образом, объектом исследования данной работы является процесс воспитания в общеобразовательной школе. Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся на уроках истории. Целью же исследования является изучение особенностей нравственного воспитания учащихся на уроках истории. Достижение этой цели возможно ...

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Этикет как составляющая этического поведения младших школьников».

Объектом нашего исследования является нравственное поведение младших школьников.

Предмет исследования — этикет как составляющая этического поведения младших школьников

Цель исследования — выявить характеристики этикета как составляющей этического поведения младших школьников.

Задачи исследования:

  • Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

.Дать характеристику основным понятиям работы.

.Выявить характеристики этикета как составляющей этического поведения младших школьников.

Глава 1. Теоретические основы этического поведения младших школьников

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель [11].

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляю большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

46 стр., 22826 слов

«Соцализация детей младшего школьного возраста средсвами ...

... нашего исследования. Цель исследования. Совершенствовать технологию работы по социализации младших школьников в театральной студии. Объект исследования . Социализация личности. Предмет исследования, Гипотеза исследования Социализация ребенка младшего школьного возраста будет более успешной, если при организации театрализованной деятельности мы ...

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени [22].

На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными» [11], т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка? До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением [23].

Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

9 стр., 4490 слов

Первые дни ребенка в школе

... учебную («Первые дни ребёнка в школе») практику в средней школе №21 ... возраст определялся важным обстоятельством в жизни ребёнка - поступлением в школу. Одновременно с этим ребёнок приобретал новый социальный статус, он - школьник. Поступление в школу и начальный период обучения ... развитие у детей внимания, памяти, логического мышления, ... проводились мини-соревнования, которые стимулировали детей. Также ...

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А. А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

  1. с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;
  2. вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение:
  3. чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным [22]. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если, однако, детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором — научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы [33].

17 стр., 8110 слов

Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей

... тему курсовой работы: «Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей». Цель данной работы состоит в изучении и обобщении методических и теоретических взглядов на вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Согласно актуальности темы исследования, цель настоящей курсовой работы ...

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности. [25]

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения, оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира [31].

57 стр., 28019 слов

Воспитание нравственных качеств младших школьников (на материале ...

... содержание уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы; предусматривается использование комплексов средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственная культура» в психолого-педагогических исследованиях ...

Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка. Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия.

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В. В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения [33].

Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. Первое из них касается того, что не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста — игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.

4 стр., 1657 слов

Нравственное воспитание дошкольников

... 1. Изучение психолого-педагогической литературы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. 2. Проведение игр и занятий на формирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности. Нравственное воспитание – это: одна из форм воспроизводства, ...

Предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей еще в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к III-IV классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива. [35]

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями. Вторым важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательный контроль ребенком, собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. В этих актах и фактах также отчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела [12].

На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

13 стр., 6007 слов

Воспитание культуры поведения у старших дошкольников

... в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения. Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, ...

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижения успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи. В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Более сложные случаи (объяснение неодинаковых результатов за счет комбинирования прилагаемых усилий и способностей) отмечается только в каузальных схемах мышления десяти-двенадцатилетних детей [37].

Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе (I-IV классы), можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.

1.2 Особенности формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников

дисциплина поведение школьник этикет

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль внеклассного чтения. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая литературу. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [3].

32 стр., 15904 слов

Опыт экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

... аспекты воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного ... экологическое воспитания» и « экологическое образование» Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей Экологическое воспитание ...

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса — единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [21].

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш, и многих других.

В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божовича, «обладает большими воспитательными возможностями». Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития [4].

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания — моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

Нравственные представления — образцы, ранее воспринятого нравственного поведения, а также образы, созданные продуктивным воображением, формы чувственного отражения действительности в виде наглядно-образного знания [14].

Источниками нравственных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных представлений формируется те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для формирования таких представлений имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место наблюдение, и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания, затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм. Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим правилам и нормам. Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. В практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных представлений и качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Овладение нравственными соотносящими действиями приводит к тому, что ребенку становится мучительно осознавать идентичность своих поступков и действий отрицательной модели. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели организует волю ребенка и приводит к стремлению больше соответствовать положительной модели [27].

Формирование положительных нравственных представлений через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.

Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на соответствие положительному этическому эталону.

Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, если для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл.

Недовольство ребенка собой есть основа для перестройки его поведения. Часто ребенок эмоционально идентифицирует себя с образом, который произвел на него большое впечатление своей художественной выразительностью независимо от нравственных позиций героя.

Оценка ребенком того или иного персонажа чаще всего опосредована отношением окружающих людей. В процессе общения с близкими взрослыми происходит усвоение первых нравственных эталонов. Первоначально ребенок поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а потому, что у него возникла потребность считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считаю ребенка хорошим, то есть соответствующим положительному эталону, то тем самым они как бы задают ребенку положительный образ его самого. Отсюда с одной стороны возникает желание не разрушать этот образ в глазах близких, а с другой — идет присвоение этого образа и осознания через него себя. [1]

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы — нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др. Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др. Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым. Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания [19].

Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.

Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений. Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества [14].

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер [42].

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, сказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества [41].

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка, лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека [14].

Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая — подвижна. На ее содержание оказывает влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях. Содержание правил и норм изменчиво. Оно зависит от эпохи, от классов, от страны, наконец, от места жительства людей, от их возраста. Но тем не менее правила существуют всегда, так как без них невозможны взаимодействие и взаимопонимание.

Что же такое нравственное правило и нравственная норма. В литературе эти понятия порой употребляются как синонимы. Однако в педагогике они разводятся. [4]

И правило, и норма — это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл. Правило может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и др. Норма носит более обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется в правилах.

Ж. Пиаже придавал большое (может быть, даже слишком большое) значение правилам. Он считал, что мораль — это система правил, усвоение которых и есть нравственность. Правила навязываются ребенку взрослым, и не могут быть понятыми и осознанными детьми дошкольного возраста. Вместе с тем Ж. Пиаже намечает три стадии осознания детьми правил морали. На первой стадии правило еще не осознается, оно применяется, но формально. На второй стадии правило применяется ребенком в его неизменной форме, нарушить его нельзя. И наконец, на третьей стадии правило рассматривается как закон, который можно изменить только с общего согласия. Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щиринак В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (B.C. Мyхина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что младшего школьного возраста способны осознанно усваивать правила, нормы поведения и взаимоотношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, они уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли нужно помогать товарищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т. д.).

Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Императивная функция нормы должна с самого начала выступать не как догма, а как необходимое, осознанно принимаемое условие. В этой связи чрезвычайно интересна точка зрения Н.Н. Поддьякова о социальном экспериментировании детей. Ученый доказывает, что при усвоении правил и норм поведения и взаимоотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, моральных явлениях. Экспериментирование придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер.

Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм и в младшем школьном возрасте является организация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы [33].

Глава 2. Теоретические основы формирования этической культуры младшего школьного возраста

2.1 Дисциплина как основа воспитание этической культуры детей младшего школьного возраста

Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку».

Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка [42].

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом — как норма морали. Если, например, молодой человек на вечере в клубе сидя беседует с женщиной, которая стоит рядом с ним, или старшим по возрасту мужчиной, его поведение квалифицируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм вежливости и приличия. Но если ученик во время перерыва будет сидеть и разговаривать с учителем, который стоит, то это уже считается недисциплинированностью, так как школьные правила предписывают, чтобы ученик вставал, когда беседует с учителем. О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, связанных со служебными обязанностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на | формирование у учащихся дисциплинированности.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. В этом смысле культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни [24].

Содержание школьной дисциплины, как уже отмечено, определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т. д.

Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах. Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику в отношении к учащимся начальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведения школьников было ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств школьников. Какой же должна быть эта работа?

2.2 Этикет как составляющая этического поведения младших школьников

Умения, навыки и привычки, сформированные в дошкольном и младшем школьном возрасте, придают ребенку определенный эстетический об достаточно откровенно иллюстрирующий реальный уро его эстетической и общей культуры. В самом деле, ребенок должен узнать, а к тому же еще и приучить себя воплощать в своей деятельности, поведении, выражать в своем облике существующие общественные представления и нормы об эстетике внешнего вида? Очевидно, что это предпочтительнее всего делать в младшем школьном возрасте: именно в этот период ребенок впервые сталкивается с мощной и строгой оценкой его ближайшим окружением, тщательно и придирчиво отслеживающим все новые проявления личности: от прически, длинны ногтей, ее имя воротничка, стрелок на брюках, чистоты обуви, школьника в портфеле — до манеры общаться с одноклассник со старшими, отношения к украшениям, цветовой используемых в одежде тканей, привычки быть аккуратным, опрятным, добросовестно убирать за собой.

Заметим, что эта работа требует от педагога такта, терпения, нравственно-психологической культуры. Необходимо помнить, что материальные возможности родителей неодинаковы равно как и уровень их культуры — дети уже начинают осознавать это и, порой, достаточно болезненно реагируют на публичные замечания, требования учителя. Такая ситуация актуализирует необходимость учета условии жизни каждого воспитанника, индивидуальных особенностей их психики, поскольку они во многом определяют выбор средств воздействия на детей [39].

Одним из важных параметров эстетической культуры младшего школьника является его привычка к самообслуживанию, наведению порядка дома и в школе. Такая привычка включает себя приучение ребенка быстро и вовремя вставать, заправлять постель, умываться, чистить зубы, расчесываться, аккуратно принимать пищу, убирать за собой посуду, мыть ее, участвовать в уборке жилища, регулярно выносить мусор, соблюдать чистоту и порядок в квартире, экономить воду, газ, электроэнергию, не разговаривать громко в подъезде, не хлопать дверью — одним словом, Множество мелких и достаточно конкретных его проявления, качеств, которые в равной степени ребенок должен соблюдать и дома, и в школе. Из этих конкретных проявлений, привычек складывается нравственно-эстетический облик человека, его культура, его эстетическое кредо. Мудрый педагог — практик, Антон Семенович Макаренко пишет, что серьезные требования надо предъявлять ко всякому пустяку, на каждом шагу — к учебнику, к ручке, к карандашу, не упускает из виду он и такую мелочь, как носовой платок: «Как это не дать человеку чистого платка и не менять его каждый день.

Взрослым кажется, что все эти проявления личности маленького человека — мелочи, частные детали, но из них в совокупности — складывается целостный «портрет» ребенка, суть отношения его к миру вещей, к окружающим его людям, к их труду, к их благополучию, как, впрочем, и к

большому себе, к своему здоровью. «Вот таких мелочей в жизни коллектива очень много, из них и составляется та эстетика поведения, которая должна быть в коллективе. И эти принципиальные мелочи должны быть доведены до конца, но должны быть строго продуманы и сгармонизированы с какими-то общими принципами. Сюда относят многие мелочи, которые нельзя здесь перечислить, но они могут исполняться красиво, здорово и в связи с общим движением коллектива…» [27]

Поступление и учеба в школе только добавляют новые трудовые обязанности ребенка: он проводит уборку класса ухаживает за цветами и животными, участвует в благоустройстве школьной территории, ее озеленении, и родители не позаботились о том, чтобы ребенок достаточный трудовой и эстетический опыт, ему б нелегко преодолевать самого себя и качественно выполнять возложенные на него функции.

Формирование элементарной этической культуры младших школьников связано и с разъяснением детям привычных для этого возраста проявлений — «дурного тона», громкий, вызывающий смех, хныканье, крикливость, визг, грубые и высокомерные манеры излишняя жестикуляция, уродливые ужимки, смешки использование жаргона, сленга, эпатаж и мн. др. Чем ран будет начата разъяснительная работа со школьникам в этом плане, чем активнее будет педагог взаимодействие с родителями, стремясь сформировать в воспитанниках привычки и стандарты этичного поведения, утверждая простоту и естественность их поведения и манер, пропагандируя чувство меры, тем выше вероятность того, что речь найдет в себе силы и желание избавиться от негатив привычек, будет ориентироваться на идеалы красоты и благородства в своих отношениях и поступках.

Серьезную обеспокоенность родителей и педагогов вызывает санитарно-гигиеническая культура детей, их отношение к элементарным нормам и правилам личной гигиены, состояние осанки, неестественность рабочей позы за столом, сутулость, развязная и неэстетичная походка, мешающая работе прическа, состояние освещения в классе и длительное и опасное общение ребенка с телевизором, компьютером и др. Закрепить в привычках ребенка необходимые нормы гигиены, приучить детей неукоснительно им в жизни — одна из важных задач формирования их элементарной эстетической культуры. Понятно, что без помощи родителей педагогу здесь не обойтись. Эта проблема касается и культуры умственного труда школьника, соблюдения им норм здорового образа жизни — их терпеливое разъяснение, воспитание в детях привычки жестко следовать им требуют от педагога и систематического контроля за тем, насколько ребенок выполняет эти нормы, в какой мере они стали устойчивой чертой его повседневного бытия. Отсюда необходимость отслеживать его поведение, его внешний вид, манеры, наиболее характерные черты не только в школе, но и на улице, в общественных местах, дома. Существенной чертой методики работы педагога в этом направлении должно стать предложение школьнику достойных образцов для подражания, исповедующих, бесспорно, эстетически привлекательные манеры, стилистику поведения, образ жизни. Такие примеры могут стать для школьника внешней опорой социально одобряемого и эстетичного поведения [3].

Достойные примеры грамотного и гармоничного внешнего вида нужны ребенку и для формирования его представлений об эстетике одежды, воспитании привычки со вкусом одеваться. Костюм ребенка должен соответствовать его возрасту, но при этом учитывать характерные тенденции-развитии молодежной одежды, своеобразие основных видов деятельности школьника. Педагог должен посоветовать родителям избегать приобретения дорогих и непрактичных вещей, не содействовать пробуждению в детях показного щегольства, высокомерия, тщеславия; родители должны понимать, что социальное расслоение, происходящее сегодня в обществе, неизбежно затрагивает и школьников, проявляясь прежде всего в одежде, а отсюда многие проблемы в жизни ребенка в коллективе — индивидуализм, отчуждение, открытая неприязнь и вражда. К сожалению, сегодня многие говорят о «демократизации» одежды, о ее «универсальном» факторе и, видимо, потому самой распространенной формой школьной одежды становится спортивный костюм, подтверждающий как раз отсутствие у ребенка (и у его родителей) нормального эстетического вкуса и элементарных представлении о личной гигиене.

Конечно, младший школьный возраст — время, как новомодные течения и стили в одежде еще не стали при этом пристального внимания детей, не получили воплощения в их внешнем облике. Но его основа, представление о том что в облике человека свидетельствует о высоком вкусе, складывается именно сейчас, а проявится много позже [8].

Говоря об элементарной эстетической культуре младших школьников, их привычках и навыках, мы не можем обойти вниманием еще одну сферу их повседневного бытия, которая достаточно красноречиво говорит об их реальной воспитанности. Речь идет об этикете поведения за столом формировании навыков сервировки стола, культуре приготовления пищи. Не углубляясь в детали, обратим внимание лишь наличие проблемы, тем более, что еще в 20-е годы А.С. Макаренко, подчеркивавший, что научить ребенка есть аккуратно может только белая скатерть. И, как бы воплощая А.С. Макаренко, некоторые педагоги начальной школы ведут своих школьников в ресторан, в детское кафе, дабы на месте, отмечая окончание учебного дня дети в реальных условиях осваивали навыки пользовались столовыми приборами, постигали тонкое искусство культурного застолья. Такому походу предшествовала колоссальная работа педагога, много времени и сил посветившего на формирование у школьников первых навыков в этой сфере, но ее результаты стали сразу очевидными: едва в зал вошли девочки, мальчики предложили им сесть и помогли поставить стул к столу; хорошо ориентировались в порядке употребления умело пользовались столовыми приборами [28].

Эстетика быта — это не только культура стола, культура приема пищи, нормы и привычки поведения в быту, но и приучение ребенка к эстетическим нормам. Эстетика быта — это, что противостоит мещанскому образу жизни, пошлости, ханжеству, вульгарности, ограниченности идеалов, вкусов, искаженному миропониманию в вопросах устройства жилища, его предметного, идейного в смысле ценностного и морально — психологического наполнения. В конечном счете, облик своего дома — это то, что ребенок будет пытаться воспроизвести в своей самостоятельной, взрослой жизни, облик, создаваемый «по образу и подобию своему», сообразно сложившимся у него идеальным представлениям. Поэтому психологи считают, что вещи, окружающие человека, могут, гораздо больше сказать о нем, чем он сам. Отсюда внимание и интерес, который должен заставлять педагога идти в семью ребенка, изучать условия его быта, а если потребуется, то и пытаться вмешиваться в сложившийся уклад, защищая воспитанника, заботясь о нем. Есть ли в квартире ребенка своя комната (или хотя бы уголок!), как она заставлена, какие книги есть в семье, какими игрушками он окружен, в какой мере облик жилища — результат собственных усилий? Эти и многие другие вопросы учитель может разрешить только посетив семью своего воспитанника, воочию увидев реальные обстоятельства его бытия, разумеется, о своем визите педагог предупредит родителей ребенка заранее, постарается не поставить семью в неловкое положение [10].

Важно создать детям условия для сравнения своих представлений о жилище, обеспечить взаимный обмен визит в ходе которых школьники смогут увидеть наиболее интересные варианты оформления домашнего интерьера. В процессе обсуждения таких вариантов педагог не допустит бестактности, неуместной критики вовремя остановит тех, кому изменяет чувство меры. Ребенок должен деть достойные варианты решения планировки жилья размещения в нем мест для учебы, отдыха, игры; педагог обратит внимание на состояние игрушек, книг, порядка в детской комнате, соблюдение норм санитарно-гигиенической культуры. Визит, таким образом, даст значительную для педагогических размышлений, подскажет воспитателям задачи и проблемы, на решении которых ему предстоит сосредоточиться.

Вместе с тем было бы непростительной ошибкой упустить возможность поговорить с детьми об отношении к родителям, дедушкам и бабушкам, о той заботе и внимании, которые дети уделяют своим предкам, об основных успехах их биографий, их работе, интересных эпизодах их жизни неожиданных поворотах судьбы. Понимание должно постепенно наполняться для школьников значимым философским смыслом, ощущением того, что дом не только «крепость», но и духовная основа жизни человека, его нравственный и эстетический «причал», куда он вращается и в радости, и в печали, и в праздники, будни

Заключение

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо познакомить детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личную гигиену, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой движениями. Культура речи — это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения — воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства, умение вести себя за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, сложившихся в школе и семье.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kultura-povedeniya-mladshih-shkolnikov/

1.Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. — М., 1970. — 362 с.

2.Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск.гос.пед.ун-т — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979.

.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.

5.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М. 1997. — 252 с.

6.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.

.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.

.Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987.

.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.

.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького — Омск:ОГПИ, 1991

11.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. — 350 с.

.Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 450 с.

.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып. 9. — Л., 1971. — 160 с.

.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы. -М., 2000. — 474 с.

15.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М.: Просвещение,1977.

.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М.: Просвещение, 1979.

.Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. — Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 216 с.

.Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386с.

20.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 380 с.

21.Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

22.Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. — Минск, 1972. — 370 с.

.Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива).

— М., 1988. — 270 с.

24.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов н/Д, 1994. — 249 с.

25.Крайг Г. Психология развития. -СПб. 2000. — 290 с.

26.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. — 390 с.

.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. — Т.5. — М.: Просвещение, 1976.

.Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1985.

.Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

30.Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995. — 458 с.

.Психология развития./Под ред. Марцинковской Т.Д. -М., 2001. — 329 с.

32.Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1989. — 160 с.

33.Рогов Е.И. Психология человека. — М.: 1999. — 317 с.

.Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 460 с.

35.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. — М.: Просвещение, 1981.

36.Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. — М.: Лига Пресс, 1996. — 480 с.

.Современная психология / Под редакцией В.И. Дружинина. — М.: «Педагогика Пресс», 1999. — 429 с.

38.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. — М., 1979. — 217 с.

.Уледов А.К. Нравственное воспитание. — М.: Мысль, 1979.

.Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. — Алматы: Казгосиздат, 1999.

.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — 519 с.