Тема данной курсовой работы является
Актуальность
Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у разных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, мы постарались внести свой небольшой вклад в изучение данной проблемы.
Научная значимость, Практическая значимость
научную новизну
Цель работы состоит в том, чтобы более детально изучить роман Стендаля «Красное и черное»
Достижение поставленной цели требует решения конкретных задач :
-
Изучить жизнь, творчество и мировоззрение Стендаля.
-
Исследовать теоретические работы писателя по данному вопросу.
-
Проанализировать роман «Красное и черное» с точки зрения данной темы.
Объектом исследования является роман Стендаля «Красное и черное», а предметом – жанр хроники в данном романе. Именно это произведение и является материалом литературно-критического и литературоведческого исследования, проведенного на основе литературоведческих трудов как французских, так и отечественных и зарубежных русскоязычных авторов.
теоретическая ценность
Практическая ценность
В данной работе были использованы различные методы : типологический метод позволил проследить внутренние связи между основополагающими произведениями Стендаля и произведениями его современников, обнаружить в них общие начала и тенденции развития литературного процесса; культурно-исторический и сравнительный методы позволили исследовать связи между культурами, менталитетом и образом мышления, отраженного в отечественной и зарубежной литературах, обнаружить не только причины влияния творчества французского романтика на произведения последующих поколений, но и проследить особенности влияния на его творчество основных литературоведческих и философских теорий ХХ века; социологический подход позволил интерпретировать художественные произведения Стендаля с определенных социальных и философских позиций; психологический и психоаналитический подходы позволили проанализировать произведения французского писателя как своеобразное производное авторских комплексов или переживаний.
Стендаль. Биография и творчество. Красное и черное
... удовольствием читали его роман «Красное и Черное». Уделом Стендаля была посмертная слава. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы предпринял полное издание его произведений, включая журнальные ... в XIX веке его романы переводятся на многие языки. В России Стендаля оценили очень рано, раньше, чем на его родине. На «Красное и черное» обратили внимание А. С. ...
Структура работы., РАЗДЕЛ 1. Стендаль – основоположник французского реалистического романа Х
-
-
Жизненный и творческий путь Стендаля.
-
Творчество Стендаля открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы. Именно ему принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования современного искусства, теоретически заявляемых в первой половине 1820-х годов, когда еще господствовал классицизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста XIX в.
«Человек
СТЕНДАЛЬ (Stendhal; псевдоним, настоящее имя – Анри Мари Бейль, Beyle) (1783–1842) — французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье среднего достатка. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль, адвокат при местном парламенте, и дед, Анри Ганьон, врач и общественный деятель, как и большая часть французской интеллигенции XVIII века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке «большую энциклопедию наук и искусств» составленную Дидро и Д Аламбером, и увлекался Жан –Жаком Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом Французской революции (1789) их взгляды сильно изменились. Семья обладала достатком. Отцу Стендаля пришлось даже скрываться, и он оказался на стороне старого режима.
После смерти матери Стендаля (она умерла, когда сыну было всего 7 лет) семья надолго облеклась в траур. Отец и дед впали в набожность, и воспитание мальчика было передано священнику. Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.
В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее – частное и религиозное.
Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства. В Центральной школе Стендаль увлекся математикой. Ее точностью и логикой ясностью писатель позже решит обогатить искусство изображения человеческой души, заметив в черновиках: «Применить приемы математики к человеческому сердцу. Положить эту идею в основу творческого метода и языка страсти. В этом – все искусство».
Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим Татьяна Мюллер-Кочеткова,
... Байрон, впервые представил французского писателя русскому поэту. Но об этом речь пойдет ниже. Какие еще материалы, связанные со Стендалем, появлялись в русских изданиях 20-х годов XIX века? ... читатели узнали об оригинальном сочинении Стендаля, хотя оно и вышло под другим псевдонимом. В 1827 году в «Московском Телеграфе» под заглавием «Письма англичанина из Парижа» были напечатаны без ...
В 1799 году, успешно выдержав выпускные экзамены, Стендаль уезжает в Париж в Политехническую школу, однако жизнь вносит свои коррективы в его первоначальные планы. Влиятельный родственник определяет юношу на военную службу. Он приехал в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где вновь восторжествовала реакция и установилось австрийское владычество. Стендаль был зачислен сублейтенантом в драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, однако, ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в отставку. Мечтая о «славе величайшего поэта», равного Мольеру, он рвется в Париж. В 1802 году он вернулся в Париж с тайным намерением стать писателем.
Почти три года Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию, литературу и английский язык. В сущности, только здесь он получает свое первое настоящее образование. Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистики вообще. В то время когда Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был доволен тем, что генерал Бонапарт «стал королем Франции»; в 1804 году коронация Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным «союзом всех обманщиков».
В 1822 году Стендаль, прошедший через научные штудии, напишет: «Искусство всегда зависит от науки, оно пользуется методами, открытыми наукой».
Добытое в науке он с ранних лет стремится применить к искусству, а многие из его выводов и наблюдений найдут преломление в зрелой эстетической теории и практике писателя.
Истинным открытием для юного Стендаля стало обоснованная Гельвецием, для которого «стремление к счастью» является главным стимулом всех деяний. Не имея ничего общего с апологией эгоизма и эгоцентризма, учение философа утверждало, что человек, живя в обществе себе подобных, не только не может не считаться с ними, но должен ради собственного счастья творить для них добро. «Охота за счастьем» диалектически соединялась с гражданской добродетелью, гарантируя тем самым благополучие всему обществу. Это учение оказало сильное воздействие не только на общественные воззрения и этику Стендаля, который выведет собственную формулу счастья: «Благородная душа действует во имя своего счастья, но ее наибольшее счастье состоит в том, чтобы доставлять счастье другим». «Охота за счастьем» как главный двигатель всех поступков человека станет постоянным предметом изображения Стендаля-художника. При этом писатель, будучи, как и его учителя-философы, материалистом, важнейшее значение придаст социальной среде, воспитанию и особенностям эпохи в формировании личности самого «способа» ее «охоты за счастьем»
Италия в творчестве Ф. Стендаля
... настоящей любви, свободе, борьбе итальянцев за национальное освобождение. В 1842 году, вновь приехав из Италии в Париж, Стендаль скоропостижно умер. Есть сведения о том, что скончался он от ... был потрясен поражением императора в 1814 году и реставрацией династии Бурбонов. После Реставрации Стендаль отказался уезжать из Италии и возвращаться в Париж. В Италии он печатает свое первое произведение ...
Перед писателем встает весьма прозаическая проблема. Ему уже 22 года, а определенной профессии, обеспечивающей постоянный заработок, у него нет. Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, он решил вернуться на военную службу. В 1805 году опять начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими войсками в Берлин, в 1809-м – в Вену.
В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу «История живописи в Италии». В 1812 году Стендаль по собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит вместе с остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа.
Стендаль подчеркнул в одном из писем: «О том, что я видел, пережил, писатель-домосед не догадался бы и в тысячу лет».
Отречение Наполеона от власти в 1814 году и реставрация Бурбонов положили конец службе Стендаля в армии.
Отказавшись от места, предложенного ему новым правительством, писатель уезжает в Италию, находившуюся тогда под австрийским гнетом.
Он поселяется в Милане, в городе, полюбившемся ему еще в 1800 году, и живет здесь почти безвыездно около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получает половинную пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но она недостаточна для жизни в Париже.
В Италии Стендаль печатает свое первое произведение – три биографии: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1814).
В 1814 году Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в Германии, главным образом по книге А. В. Шлегеля «Курс драматической литературы», только что переведенной на французский язык. Принимая мысль Шлегеля о необходимости решительной литературной реформы и борьбы с классицизмом ради более свободного и более современного искусства, он, однако, не сочувствует религиозно – мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может согласиться со Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения.
Уже с 1816 года Стендаль увлекается поэмами Байрона, в которых видит выражение современных общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм, возникающий приблизительно в это же время и тесно связанный с итальянским национально – освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все это получило свое отражение в следующей книге Стендаля – «История живописи в Италии» (1817) , в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.
Анализ романа красное и черное стендаля. Тщеславие в романе Стендаля ...
... наблюдает. Подобный самоанализ -непременный атрибут реалистического романа. Главным героем романа является Жюльен Сорель. Впервые мы встречаемся с ним на ... роман Стендаля является художественным произведением, а не хроникой упомянутого процесса. В широком историческом значении в романе отражен переход Франции ... были в моде. А теперь священник в 40 лет получает зарплату в 100 тысяч франков, то ...
Одновременно Стендаль печатает книгу «Рим, Неаполь и Флоренция » (1817) , в которой пытается характеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру и итальянский национальный характер. Чтобы сделать эту картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказывает исторические эпизоды, обнаруживая блестящий талант повествователя.
С 1820 года начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил террор. Стендаль решил вернуться в Париж.
В июне 1821 года он прибыл на родину и сразу погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы. Родина встречает его недружелюбно. Настораживает и его выбор новых друзей, среди которых прогрессивный публицист П.-Л. Курье, вскоре убитый наемниками полиции, и дважды судимый за свои политические песни Беранже. Франция во много напоминает Италию.
Здесь тоже свирепствует реакция и так же противостоит ей лагерь оппозиции. Стендаль возвратился в Париж в то время, когда шел суд над участниками республиканского заговора протии Бурбонов. Среди них и друзья юности писателя. Заставляет вспомнить Италию и ситуация, сложившаяся во французской литературе, расколотой на два враждующих лагеря – романтиков и классицистов. Стендаль, конечно же, на стороне первых, хотя и не все принимает в их ориентации. Из литературных обществ того времени ему наиболее близок салон Э. Делеклюза, где он чаще всего бывает, встречаясь с деятелями оппозиции. Здесь он знакомится и со своим будущим соратником и другом – молодым П. Мериме.
В Париже жизнь была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был ради заработка заниматься подлинной литературой: писать мелкие статьи для французских и английских журналов. Он едва находил время для того, чтобы писать роман.
Во время реставрации во Франции шел спор между классиками и романтиками. Стендаль принимал участие в этих спорах, напечатав две брошюры «Расин и Шекспир» (1823 и 1825).
Брошюры обратили на себя внимание литературных кругов и сыграли свою роль в борьбе двух литературных направлений.
В 1826 году Стендаль писал свой первый роман – «Арманс»(1827) где изображает современную Францию, ее «высший свет», праздную, ограниченную в интересах, думающую только о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение писателя, несмотря на свои художественные достоинства, не привлекло внимание читателей.
То был один из самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло его в уныние, материальное положение было весьма трудным: работа в английских журналах прекратилась, а книги не давали почти никакого заработка. Личные дела приводили его в отчаяние. В это время ему предложили составить путеводитель по Риму.
Художественное своеобразие романа Маркеса «Сто лет одиночества»
... начинает род Буэндиа, а другая завершает его. Художественное своеобразие романа Габриеля Гарсиа Маркеса “Сто лет одиночества” в том, что мастерски использует такой прием как ... оплакивают свою судьбу, обретает черты царства волшебника. По сказочным дорогам романа приходят цыгане в Макондо, по ним от поражения к поражению скитаются непобедимый ... сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Стендаль с радостью согласился и за короткий срок написал книгу «Прогулки по Риму» (1829) – в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группы французских туристов. Впечатления от современного Рима легли в основу повести Стендаля «Ванина Ванини, или некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области». Повесть вышла в свет в 1829 году.
В том же году Стендаль начал писать свой роман «Красное и черное», который сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой «1831». В это время Стендаля уже не было во Франции.
В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам — самобытные нравы можно найти только среди народа. Страсти можно заметить, только когда они прорываются в каком-либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазах Стендаля «Судебная газета» является важным документом для изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля — «Красное и черное». В подзаголовке романа стоит «Хроника XIX века». Под этим «веком» следует понимать период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской революции. Термин «Хроника» обозначает здесь правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.
Замечательно характеризовал этот роман М. Горький: «Стендаль был первым литератором, который почти на другой день после победы буржуазии начал проницательно и ярко изображать признаки неизбежности внутреннего социального разложения буржуазии и ее туповатую близорукость».
28 июля 1830 года, в день Июльской революции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа трехцветное знамя. В истории Франции наступила новая эра: к власти пришла крупная финансовая буржуазия.
Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи – Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов, примкнувших к Июльской монархии, считал ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать о государственной службе и вскоре стал консулом Франции в Италии, сперва в Триесте, а потом в Чивита-Веккию , морском порту поблизости с Римом. В этой должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он проводил в Риме и часто уезжал в Париж.
В 1832 году он начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830 год – «Воспоминание эгоиста», в 1835 – 1836 – обширную автобиографию, доведенную только до 1800 года – «Жизнь Анри Брюлара». В 1834 году Стендаль написал несколько глав романа «Люсьен Левен», который также остался незаконченным. В это же время он заинтересовался случайно найденными им старыми итальянским хрониками, которые решил обработать в небольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление только через несколько лет: первая хроника «Виттория Аккорамбони» появилась в 1837 году. Во время длительного отпуска в Париже Стендаль напечатал «Записки туриста» – книгу о своих путешествиях по Франции, а еще через год вышел в свет роман «Пармский монастырь», в котором отразилось его великолепное знание Италии (1839).
Реферат стендаль
... и написал книг такого рода значительно больше, чем романов или новеллистических сборников. Одна из причин - чисто экономическая: так Стендаль в течение ряда лет зарабатывал себе на ... Людей цельных, страстных, бескорыстных, непосредственных он находил только в Италии. Болезнь, которую Стендаль наблюдал, - следствие буржуазных отношений, буржуазной цивилизации: не случайно поражены ею самые ...
Это было последнее напечатанное им произведение. Роман, над которым он работал последние годы своей жизни, «Ламьель», остался незаконченным и был издан через много лет после его смерти. Умер Стендаль в Париже 22 марта 1842 года.
1.2.Мировоззрение Стендаля.
Мировоззрение Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 –1805 годы, когда он с великим увлечением читал французских философов XVIII века – Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников – философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.
Стендаль не верит в существование бога, в религиозные запреты и в загробную жизнь, отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гальвенция . Если существует лишь один источник познания – наши ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля, — один из самых сильных стимулов поведения человека.
Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.
Характерная особенность современного французского общества, полагал Стендаль, — лицемерие. В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во Франции уже не верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее приветствовать. Со школьной скамьи дети приучаются лицемерить и видеть в этом единственное средство существования и единственную возможность спокойно заниматься своим делом. Стендаль был страстным ненавистником религии и особенно духовенства. Власть церкви над умами ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе «Красное и черное» он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на сторону правительства.
Краткие выводы по разделу 1.
Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие её противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.
Концепция любви в творчестве Стендаля
... портрета, которая, с точки зрения Стендаля, является одной из обязательных фаз любви. У Стендаля часто именно развитие любви создает многоцветную мозаику портрета. Жюльену Сорелю (в романе «Красное и ... бы усыпанная бриллиантами. «Влечение к прекрасному и любовь дают жизнь друг другу». В произведении Стендаля «О любви» анализирует проявления любви в различных странах, у представителей разных народов. ...
С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.
Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примириться с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим «чистоганом». Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.
Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.
Раздел 2. «Роман Стендаля «Красное и чёрное» — хроника ХIХ века».
Роман Стендаля «Красное и чёрное» — отражение жизни Франции 19
В 1828 году Стендаль набрел на сюжет сугубо современный. Источник был не литературный, а реальный, который соответствовал интересам Стендаля не только по своему общественному смыслу, но и по крайней драматичности событий. Здесь было то, чего он давно искал: энергия и страсть. Исторический роман уже был не нужен. Теперь нужно другое: правдивое изображение современности, и не столько политических и общественных событий, сколько психологии и душевного состояния современных людей, которые независимо от собственного желания готовят и создают будущее.
«Человек XVIII столетия, заблудившийся в героической эпохе Наполеона», — эти слова К. Стрыенского, сказанные о великом французском писателе Стендале, с полным правом можно отнести и к герою его знаменитого романа «Красное и черное».
Жюльен Сорель, подверженный, как и многие молодые люди того времени, влиянию личности величественного императора, испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, которая и определяет в целом трагичность его образа.
Женские образы романа «Красное и черное» Ф. Стендаля
... Красное и черное» являются главным истолкованием названия. Суть: о чем роман? Стендаль повествует нам о юноше по имени Жюльен. ... сочинения: ← Герои произведения Разгром Фадеева↑ ДругиеГерои произведения Над пропастью во ржи → История создания Роман «Красное и черное» ... Сорель теряет веру в Бога, любовь и людей. Тематика и проблематика Стендаль ... он стреляет в де-Реналь и оказывается на скамье подсудимых. ...
История героя была во многом списана автором с судьбы реально существовавшего человека. О приговоренном к казни молодом человеке, сыне крестьянина, решившем сделать карьеру, служа в семье местного богача, Стендаль узнал из газет. Успешно начавший карьеру гувернера Антуан Берте, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Мало того, он был изгнан из духовной семинарии, а позже — со службы в парижском аристократическом особняке, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина. Окончательной точкой в полосе неудач оказалось письмо его бывшей хозяйки, госпожи Мишу.
В отчаянии молодой человек стреляет в госпожу Мишу, а затем пытается покончить жизнь самоубийством. Это судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации.
Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, переосмыслившего хроникальную историю. Стендаль взял за основу своего романа этот сюжет, но значительно изменил и углубил его.
Образ Жюльена Сореля в романе «Красное и чёрное».
Жюльен Сорель воплотил в себе все характерные черты своей эпохи,
Наделенный чуткой душой, Жюльен постоянно анализирует происходящие события, оценивает себя и свою роль в них, сомневается и обдумывает каждый свой шаг, прежде чем решиться на какой-то поступок. Поэтому главное, что выделяли в романе критики и исследователи творчества писателя, это тонкий психологизм, «точное и проникновенное изображение человеческого сердца».
Герой Стендаля, вынужденный жить в мире корысти и наживы, которым являлось высшее общество XIX века, сам резко отличается от своего окружения. Талантливый молодой человек, абсолютно равнодушный к деньгам, Жюльен Сорель обладает безудержной отвагой и энергией, честностью и твердостью духа, упорством в продвижении к цели. Будучи представителем низшего, ущемленного в законных правах сословия, герой вместе с тем не хочет мириться со своим жалким положением. Он стремится изменить если не мир, то хотя бы свою судьбу.
Стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, Жюльен мечтает быть подобным этой гордой птице. «Вот такая была судьба у Наполеона, — думает он. — Может быть, и меня ожидает такая же…» Наполеон является для героя Стендаля высшим образцом того, как один человек способен возвыситься над окружающим миром. И хотя по духу Сорель ближе к революционерам, он считает революцию своей настоящей стихией, безумное честолюбие увлекает его в противоположный лагерь.
Жюльен строит дерзкие планы достижения славы. Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в своих силе, воле, энергии и талантах, он нисколько не сомневается в успехе. Однако прямым и честным путем добиться признания в ту эпоху было невозможно. Отсюда и сложная душевная борьба героя.
Противоречия, вызванные сочетанием в душе Сореля революционных, независимых и благородных стремлений и честолюбивых желаний, ведущих на путь лицемерия и обмана, определяют внутренний драматизм этого образа. Жюльен, по словам Роже Вайяна, «вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал». Стремясь к признанию и славе, герой постигает истинную сущность власть имущих. Войти в этот мир — значит самому погрязнуть в моральной нечистоплотности, ничтожестве, корыстолюбии и жестокости. Еще до конца не осознавая всего, Сорель все же стремится в этот мир. И только став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, он понимает истинную бессмысленность своих стремлений.
Достигнув желанного счастья, Жюльен не стал счастлив по-настоящему, потому что живая человеческая душа его ищет большего — светлого, чистого, высокого, того, чего просто нет в мире власти и больших денег.
Герой понимает иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, к нему возвращается осознание истинных ценностей: любви, дружбы, доброты, человечности. Его начинает тяготить та светская маска, которую он вынужден носить, — маска озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя. Ведь за этой маской скрывается чувствительная, благородная, добрая душа. И возродить эту душу герою помогает любовь к Луизе де Реналь.
К сожалению, окончательному возрождению души Жюльена суждено было произойти под влиянием трагических событий. В смятении чувств, вызванном компрометирующим его письмом Луизы, он стреляет в женщину, которую любит. И в этот момент герой испытывает настоящую бурю противоречивых чувств: с одной стороны — истинная всепоглощающая любовь к Луизе, с другой — разочарование в той, что обманула его святую веру, предала его, осмелилась помешать карьере. И все же чистая душа Жюльена Сореля побеждает, он возвращается к своей настоящей сущности, к своей природе. Меняя свое отношение к карьере, к самому высшему обществу, он меняет взгляд и на окружающих его людей, в частности, на Матильду де Ла-Моль, на брак с которой так рассчитывал в порыве честолюбивых стремлений.
Теперь блистательная аристократка предстает перед ним в своем истинном обличье, таком похожем на весь мир Ла-Молей, де Реналей, Вально и им подобных.
Теперь ему открывается и истинное отношение к нему всех этих господ. Потому на суде он открыто бросает в лицо своим судьям грозную правду: его судят не столько за выстрел в Луизу де Реналь, сколько за то, что он, плебей, осмелился восстать против своей жалкой участи, мечтая занять достойное его место в мире.
К сожалению, преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена Сореля приводят его на гильотину: он отклоняет предложение Матильды и отказывается от спасения. Сложная борьба, происходившая в душе героя, окончательно измотала его. Жизнь теперь кажется Жюльену бесцельной, он ею больше не дорожит и предпочитает смерть.
Стендаль не смог решить, как должен был герой, преодолевший свои заблуждения, перестроить жизнь, и потому гибель для него — единственный и неизбежный выход.
«Молодые люди, подобные Лаффаргу (одному из прототипов главного героя романа «Красное и черное»), — писал Стендаль, — «если им удается получить хорошее воспитание, вынуждены трудиться и бороться с настоящей нуждой, почему и сохраняют способность к сильным чувствам и ужасающую энергию. Вместе с тем у них легко уязвимое самолюбие». А так как из сочетания энергии и самолюбия нередко рождается честолюбие, Стендаль закончил характеристику молодого человека следующим замечанием: «Вероятно, все великие люди будут отныне выходцами из класса, к которому принадлежит г-н Лаффарг (он был рабочим — краснодеревщиком).
Когда-то Наполеон сочетал в себе те же особенности: хорошее воспитание, пылкое воображение и крайнюю бедность.
Психология Жюльена Сореля и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь.
Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее.
Итак, во Франции, где господствует реакция, нет простора для талантливых людей из народа. Они задыхаются и гибнут, словно в тюрьме. Тот, кто лишен привилегий и богатства, должен для самообороны и, тем более, чтобы добиться успеха, приспособляться. Поведение Жюльена Сореля обусловлено политической обстановкой.
Ею связаны в единое и неразрывное целое картина нравов, драматизм переживании, судьба героя романа.
Жюльен Сорель — один из самых сложных персонажей Стендаля, долго над ним размышлявшего. Сын провинциального плотника стал ключом к пониманию движущих сил современного общества и перспектив его дальнейшего развития. Жюльен Сорель — это будущая революция.
Стендаль давно был уверен в том, что революция будет сделана молодыми людьми из необеспеченных слоев общества, получивших образование и научившихся мыслить. Он отлично знал, что революция XVIII века была сделана такими молодыми людьми,- об этом говорили и ее сторонники, и враги.
Жюльен Сорель — юноша из народа. К. Липранди выписал из романа слова, характеризующие Жюльена в социальном отношении: «сын крестьянина», «молодой крестьянин», «сын рабочего», «молодой рабочий», «сын плотника», «бедный плотник». В самом деле, сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен работать на ней, как и его отец, братья. По своему социальному положению Жюльен — рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с «поражающе своеобразным лицом» — словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят «щуплого», бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия — сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Его душа и воображение — пламенные, в глазах его — пламя.
Это — не портрет байронического героя, подобного Корсару, Манфреду. Стендалю необходимо было, чтобы читатель почувствовал и увидел, какая огромная и драгоценная человеческая энергия, пробужденная в «низших» классах эпохою французских революций, переполняет этого даровитого юношу из народа и, не находя выхода, питает все более разгорающийся в нем «священный огонь» честолюбия. О трагической ненужности этой народной энергии в реакционную эпоху и написан роман Стендаля. Жюльен стоит у подножья социальной лестницы. Он чувствует, что способен на великие деяния, которые возвысили бы его. Но обстоятельства враждебны ему.
В 1838 году Стендаль отметил, что необузданное воображение Жюльена — одна из важнейших особенностей его характера: «Десятью годами ранее автор, желая нарисовать чувствительного и честного молодого человека, сделал его, создав Жюльена Сореля не только честолюбивым, но также с головой, переполненной воображением и иллюзией.
В этом сочетании (обостренная чувствительность и честность, сила воображения, честолюбие и вера в иллюзию) — все неповторимо-индивидуальное своеобразие характера Жюльена, кристаллизации его чувств, его сквозного действия.
В Жюльене Сореле воображение подчинено неистовому честолюбию. Честолюбие само по себе не отрицательное качество.
Французское слово «ambition» означает и «честолюбие» и «жажду славы», «жажду почестей» и «стремление», «устремленность»; честолюбия, как сказал Ларошфуко, не бывает при душевной вялости, в нем — «живость и пыл души». Честолюбие заставляет человека развивать свои способности и преодолевать трудности.
За что Жюльен ни возьмется — живость и пыл души его совершают чудеса. Его психофизиологическая организация — замечательный по чувствительности, быстроте и безупречности действия аппарат; об этом позаботился Стендаль-физиолог. Жюльен Сорель подобен кораблю, оснащенному для большого плавания, и огонь честолюбия в иных социальных условиях, предоставляющих простор для творческой энергии народных масс, помог бы ему преодолеть самое трудное плавание. Но теперь условия благоприятствуют не Жюльену, и честолюбие заставляет его приспособляться к чужим правилам игры: он видит, что для достижения успеха необходимы жестко-эгоистическое поведение, притворство и лицемерие, воинственное недоверие к людям и завоевание превосходства над ними.
Но природная честность, великодушие, чувствительность, возвышающие Жюльена над окружением, вступают в противоречие с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие.
Сквозное действие честолюбца Жюльена Сореля было типичным для эпохи. Клод Липранди отмечает, что многие памфлетисты, историки, журналисты, политические публицисты с возмущением писали в годы Реставрации о карьеризме, жестокой борьбе за место под солнцем, как о «мерзости века».
Герой «Красного и черного», напоминает К. Липранди, «характерен для своего времени», «глубоко правдив». И литераторы эпохи Стендаля видели, что образ Жюльена «правдив и современен». Но многих смущало то, что автор романа смело, необычайно ясно и рельефно выразил исторический смысл темы, сделав своего героя не отрицательным персонажем, не пронырой-карьеристом, а даровитым и мятежным плебеем, которого социальный строй лишил всех прав и таким образом заставил бороться за них, не считаясь, ни с чем.
Стендаль сознательно и последовательно противопоставляет выдающиеся дарования и природное благородство Жюльена его «злосчастному» честолюбию. Мы убеждаемся в том, насколько губительным для личности Жюльена оказался путь, на который его толкнуло честолюбие.
Герой «Пиковой дамы» Пушкина, Германн, — молодой честолюбец «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля», он, как Жюльен, «имел сильные страсти и огненное воображение». Но ему чужда внутренняя борьба. Он расчетлив, жесток и всем существом устремлен к своей цели — завоеванию богатства. Он действительно ни с чем не считается и подобен обнаженному клинку.
Таким же, быть может, стал бы и Жюльен, если бы преградой перед ним не возникал непрестанно он сам — его благородный, пылкий, гордый характер, его честность, потребность отдаваться непосредственному чувству, страсти, забывая о необходимости быть расчетливым и лицемерным. Жизнь Жюльена — это история его безуспешных попыток вполне приспособиться к общественным условиям, в которых торжествуют низменные интересы. «Пружина» драматизма в произведениях Стендаля, герои которых — молодые честолюбцы,- говорит французский писатель Роже Вайян в книге «Опыт драмы», — целиком состоит в том, что эти герои «вынуждены насиловать свою богатую натуру, чтобы играть гнусную роль, которую они себе навязали». Эти слова точно характеризуют драматизм внутреннего действия «Красного и черного», в основе которого душевная борьба Жюльена Сореля. Патетика романа — в перипетиях трагического единоборства Жюльена с самим собою, в противоречии между возвышенным (натурой Жюльена) и низменным (его тактикой, диктуемой общественными отношениями).
Жюльен плохо ориентировался в новом для него обществе. Все было там неожиданно и непонятно, и потому, считая себя безукоризненным лицемером, он постоянно делал ошибки. «Вы чрезвычайно неосторожны и опрометчивы, хотя сразу это и незаметно,- говорил ему аббат Пирар.- И, однако, по сие время сердце у вас доброе и даже великодушное, и разум большой».
«Все первые шаги нашего героя,- пишет Стендаль от своего имени,- вполне уверенного в том, что он действует как нельзя более осторожно, оказались, как и выбор духовника, крайне опрометчивыми. Введенный в заблуждение той самонадеянностью, которой отличаются люди с воображением, он принимал свои намерения за совершившиеся факты и считал себя непревзойденным лицемером.
«Увы! Это единственное мое оружие! — размышлял он.- Будь это другое время, я бы зарабатывал свой хлеб делами, которые говорили бы сами за себя перед лицом неприятеля».
Все эти ошибки были, по существу, жестокой критикой современного общества во всех его этажах и вместе с тем характеристикой наивного и «естественного» Жюльена.
Воспитание доставалось ему с трудом, потому что требовало постоянного самоуничижения.
Так было в доме Реналя, в семинарии, в парижских светских кругах. Это сказывалось в его отношении к любимым женщинам.
Его контакты и разрывы с госпожой де Реналь и Матильдой де Ла-Моль свидетельствуют о том, что он почти всегда поступал так, как подсказывало ему побуждение минуты, потребность проявить свою личность и бунтовать против любого действительного или кажущегося оскорбления. А каждое личное оскорбление он понимал как общественную несправедливость.
Г-жа де Реналь видела в нем Робеспьера, но Жюльен не хотел быть Робеспьером. Образцом для него навсегда остался Наполеон, которому он хотел подражать во всем. Жажда стать Наполеоном или Робеспьером была особенностью молодежи из бедных семей, создававшей эту эпоху. Книгоиздателей интересовали только сочинения, в которых изображались пылкие страсти, вызывавшие бурные восторги читателей и театральной публики. «Эти чувства были необходимы молодым людям, которые хотели идти но пути Бонапарта и Робеспьера».
Характер Жюльена Сореля был намечен еще в 1818 году, когда Стендаль писал первый вариант «Жизни Наполеона», характер решительный, мрачный, не отвлекающийся никакой ребяческой забавой, сперва вызвал ненависть всех маленьких французов, его товарищей по школе, которые понимали его твердую решительность как враждебное отношение к их тщеславию. Наполеон, бедный, маленького роста, к тому же уверенный в том, что его родину притесняют французы, избегал всякого общества.
Через десяток лет характер Наполеона, его любовь к одиночеству и отношение к окружающим получили выражение в Жюльене Сореле.
Поведение Жюльена определено идеей природы, которой он хотел подражать, но в реставрированной монархии, хотя бы и с Хартией, это невозможно, поэтому приходится «с волками выть» и действовать так, как действуют другие. Его «война» с обществом происходит скрыто, а делать карьеру, с его точки зрения — значит подрывать это искусственное общество ради другого, будущего и естественного.
2.3. Тема любви в романе «Красное и черное».
Жюльен Сорель — синтез двух, как будто прямо противоположных направлений философской и политической 19 века. С одной стороны — рационализм в сочетании с сенсуализмом и утилитаризмом, — необходимое единство, без которого ни то, ни другое не могло бы существовать согласно законам логики. С другой стороны — культ чувства и натурализм Руссо.
Он живет словно в двух мирах — в мире чистой нравственности и в мире рассудочного практицизма. Эти два мира — природы и цивилизации — не мешают друг другу, потому что оба вместе решают одну задачу, построить новую действительность и найти для этого верные пути.
Жюльен Сорель стремился к счастью. Своей целью он поставил уважение и признание светского общества, которое он проник благодаря своему усердию и талантам. Восходя по лестнице честолюбия и тщеславия, он как будто приближался к заветной мечте, но счастье изведал он только в те часы, когда, любя г-жу де Реналь, был самим собою.
Это была счастливая встреча, полная взаимного сочувствия и симпатии, без рационалистических и классовых препон и перегородок, встреча двух людей природы — таких, какие должны быть в обществе, созданном по законам природы.
Г-жа де Реналь полностью отдалась своему чувству, но домашний учитель действовал иначе — он все время думал о своем общественном положении.
Двойное мировосприятие Жюльена проявлялось по отношению к хозяйке дома Реналей,- он оскорбил ее, когда она предложила ему несколько луидоров для покупки белья и просила не говорить об этом мужу.
Г-жа де Реналь остается для него представительницей класса богачей и потому врагом, и все его поведение с ней вызвано было классовой враждой и полным непониманием ее натуры:
«Теперь полюбить г-жу де Реналь для гордого сердца Жюльена стало чем-то совершенно немыслимым». Ночью в саду ему приходит в голову завладеть ее рукой — только для того, чтобы в темноте посмеяться над ее мужем. Он осмелился положить свою руку рядом с ее рукой. И тут его охватил трепет; не сознавая, что он делает, он осыпал страстными поцелуями протянутую ему руку,- «но может быть,- добавляет Стендаль,- они казались страстными только г-же де Реналь?»
Это «может быть» имеет двойной смысл. Сам Жюльен теперь не понимал, что он чувствовал, и, очевидно, забыл о причине, заставившей его рисковать этими поцелуями. Социальный смысл его отношений к влюбленной женщине исчезает, и вступает в свои права давно начинавшаяся любовь.
Уже поддавшись этому чувству, он стал размышлять, может быть, лучше ухаживать за подругой его хозяйки? Ведь сама хозяйка потому и выбрала его в любовники, что ей удобно здесь с ним встречаться.
Что же такое цивилизация? Это то, что мешает естественной жизни души. Размышления Жюльена о том, как он должен поступить, как относятся к нему другие, что они о нем думают, — это все надуманное, вызванное классовой структурой общества, то, что противоречит природе человека и естественному восприятию действительности. Деятельность разума здесь сплошная ошибка, потому что разум работает в пустоте, не имея под собой твердой основы, ни на что не опираясь. Основа рационального познания — это ощущение непосредственное, не подготовленное никакими традициями, идущее из глубины души. Разум должен проверять ощущения во всей их массе, делать из них правильные выводы и строить заключения в общих понятиях.
Жюльен проникает в спальню г-жи де Реналь. Происходит некоторое замешательство. «И тут у Жюльена вылетели из головы все его тщеславные бредни, и он стал просто самим собой. Быть отвергнутым такой прелестной женщиной показалось ему величайшим несчастьем. В ответ на ее упреки он бросился к ее ногам и обхватил колени. А так как она продолжала бранить его… он вдруг разрыдался… любовь, которую он к себе внушил, и то неожиданное впечатление, какое произвели на него ее прелести, даровали ему победу, коей он никогда не достиг бы… своими неуклюжими хитростями». Так Жюльен Сорель из человека цивилизации превращается в человека природы, с чувствами естественными и, следовательно, подлинно общественными, на которых должны возникнуть законы общежития.
И он, никогда до того не знавший любви и никем не любимый, испытывал блаженство быть самим собой.
История взаимоотношений между плебеем-завоевателем и аристократкой Матильдой, презирающей бесхарактерную светскую молодежь, беспримерна по оригинальности, точности и тонкости рисунка, по естественности, с какой изображены чувства и поступки героев в самых необыкновенных ситуациях.
Жюльен без памяти был влюблен в Матильду, но ни на минуту не забывал, что она в ненавистном лагере его классовых врагов. Матильда сознает свое превосходство над окружающей средой и готова на «безумства», чтобы вознестись над ней. Но ее романтика — чисто головная.
Она решила, что станет вровень со своим предком, чья жизнь была полна любви и преданности, опасностей и риска.
Надолго овладеть сердцем рассудочной и своенравной девушки Жюльен может, лишь сломив ее гордыню. Для этого надо скрывать свою нежность, замораживать страсть, расчетливо применять тактику многоопытного денди Коразова. Жюльен насилует себя: снова он должен не быть самим собою. Наконец, высокомерная гордость Матильды надломлена. Она решает бросить вызов обществу и стать женою плебея, уверенная, что только он достоин ее любви. Но Жюльен, уже не веря в постоянство Матильды, и теперь вынужден играть роль. А притворяться и быть счастливым — невозможно.
Так же как в его отношениях с г-жой Реналь, Жюльен боялся обмана и презрения со стороны влюбленной в него женщины, а Матильде иногда казалось, что он ведет с ней фальшивую игру. Сомнения возникали часто, «цивилизация» мешала естественному развитию чувств, и Жюльен опасался, что Матильда вместе с братом и поклонниками смеются над ним, как над взбунтовавшимся плебеем. Матильда отлично понимала, что он не верит ей. «Надо только уловить такой момент, когда у него загораются глаза,- думала она. — Тогда он поможет мне лгать».
Начинающаяся любовь, растущая в продолжение месяца, прогулки по саду, блестящие глаза Матильды и откровенные разговоры, очевидно, длились слишком долго, и любовь превращалась в ненависть. Оставаясь наедине с собой, Жюльен мечтал о мести. «Да, она красива,- говорил Жюльен, сверкая глазами как тигр,- я овладею ею, а потом уйду. И горе тому, кто попробует меня задержать!» Так ложные представления, внушенные общественными традициями и больным самолюбием, вызывали мучительные раздумья, ненависть к любимому существу и убивали здравую мысль.
«Я восхищаюсь ее красотой, но боюсь ее ума»,- говорит подписанный именем Мериме эпиграф к главе под названием «Власть юной девушки».
Любовь Матильды началась потому, что Жюльен стал аргументом в ее борьбе против современного общества, против ложной цивилизации. Он был для нее спасением от скуки, от механического салонного существования, новостью психологического и философского плана. Затем он стал образцом новой культуры, построенной на ином начало — природном, личном и свободном, как будто даже руководителем в поисках новой жизни и мышления. Лицемерие его было сразу понято как лицемерие, как необходимость для того, чтобы скрыть подлинное, в нравственном отношении более совершенное, но для современного общества неприемлемое миропонимание.
Матильда поняла его как нечто родственное, и это духовное единство вызвало восхищение, настоящую, естественную, природную любовь, захватившую ее целиком. Эта любовь была свободной. «У меня с Жюльеном,- размышляла Матильда, как всегда, наедине с собой,- никаких контрактов, никаких нотариусов, предваряющих мещанский обряд. Все будет героическим, все будет предоставлено случаю». А случай здесь понимается как свобода, возможность поступать так, как того требует мысль, потребность души, голос природы и истины, без придуманного обществом насилия.
Она втайне гордится своей любовью, потому что видит в этом героизм: полюбить сына плотника, найти в нем нечто достойное любви и пренебречь мнением света,- кто бы мог совершить такое? И она противопоставляла Жюльена своим великосветским поклонникам и терзала их оскорбительными сравнениями.
Но это «борьба с обществом». Так же, как окружающие ее благовоспитанные люди, она хочет завоевать внимание, произвести впечатление и, как это ни странно, апеллировать к мнению великосветской толпы. Оригинальность, которой она добивается явно и тайно, ее поступки, мысли и страсти, разгорающиеся при завоевании «исключительного существа, презирающего всех других»,- все это вызвано сопротивлением обществу, желанием рисковать, чтобы отличиться от других и подняться до высот, которых никому не достичь. И это, конечно, диктат общества, а не требование природы.
Эта любовь к себе связана с любовью к нему — вначале безотчетной и не очень ясной. Затем, после долгого мучительного анализа психологии этой непонятной и привлекательной личности, возникают сомнения,- может быть, это только притворство для того, чтобы жениться на богатой маркизе? И, наконец, как будто без больших оснований, торжествует уверенность в том, что жить без него невозможно, что счастье не в себе, а в нем. Это победа естественного чувства, пульсирующего в чуждом, враждебном обществе. Угроза потерять все, что было задумано, все, чем она гордилась, заставила Матильду мучиться и даже, может быть, любить по-настоящему. Она как будто поняла, что в нем ее счастье. «Склонность» к Жюльену наконец восторжествовала над гордостью, «которая, с тех пор как она себя помнила, властвовала в ее сердце безраздельно. Эта надменная и холодная душа впервые была охвачена пламенным чувством».
Борьба природы с цивилизацией, с противоестественной системой
Если любовь Матильды дошла до помешательства, то Жюльен стал рассудительным и холодным. И когда Матильда, чтобы спасти его от возможного покушения на его жизнь, сказала: «Прощай! Беги!», Жюльен ничего не понял и был оскорблен: «Как это неизбежно случается, что даже в самые лучшие их минуты эти люди всегда ухитряются чем-нибудь задеть меня!» Он смотрел на нее холодным взглядом, и она расплакалась, чего прежде никогда не бывало.
Получив огромные земли от маркиза, Жюльен стал честолюбцем, как говорит Стендаль. Он думал о сыне, и в этом также, очевидно, сказывалась его новая страсть — честолюбие: это его создание, его наследник, и это создаст ему положение в свете, а может быть, и в государстве. Его «победа» превратила его в другого человека. «»Роман мой в конце концов завершился, и я обязан этим только самому себе. Я сумел заставить полюбить себя эту чудовищную гордячку,- думал он, поглядывая на Матильду,- отец ее не может жить без нее, а она без меня…» Душа его упивалась, он едва отвечал на пылкую нежность Матильды. Он был мрачен и молчалив».
И Матильда стала его бояться. «В ее чувство к Жюльену прокралось что-то смутное, что-то похожее на ужас. Эта черствая душа познала в своей любви все, что только доступно человеческому существу, взлелеянному среди излишеств цивилизации, которыми восхищается Париж».
Узнав, что его хотят сделать незаконным сыном какого-то высокопоставленного де Ла-Верне, Жюльен стал холоден и высокомерен, так как предположил, что он действительно незаконный сын великого человека. Он только и думал, что о славе и о своем сыне. Когда он стал лейтенантом полка и надеялся вскоре получить чип полковника, он стал гордиться тем, что прежде его раздражало. Он забыл о справедливости, о природном долге и утратил все человеческое. О революции он перестал и думать.
Краткие выводы по разделу 2.
Среди множества предположений о значении названия романа «Красное и черное» можно найти версию, по которой Стендаль замаскировал под тайными цветами два чувства, бушующих и владеющих духом Жюльена Сореля. Страсть — душевный порыв, нравственная жажда, необузданное, безотчетное влечение, и честолюбие — жажда чинов, славы, признания, действие не по нравственным убеждениям в стремлении к цели — эти два чувства боролись в Жюльене, и каждое имело право владеть его душой. Автор разделил героя на две части, на двух Жюльенов: страстного и честолюбца. И оба они добились поставленных целей: Жюльен, склонный к природным чувствам, с открытой душой, добился любви г-жи де Реналь и был счастлив; в другом случае честолюбие и хладнокровие помогли Жюльену завоевать Матильду и положение в свете. Но счастливым от этого Жюльен так и не стал.
Мы убеждаемся в том, насколько губительным для личности Жульена оказался путь, на который его толкнуло честолюбие. Стендаль менее всего желал, чтобы его современники, юноши, живущие на шестых этажах, признали Жюльена Сореля примерным героем, которому стоит подражать.
Стендаль изобразил судьбу энергичного и одаренного юноши, перед которым закрыты все двери. Жюльен должен был идти в обход.
Вместо того, чтобы принести пользу обществу и тем прославиться, как это случилось бы в другую, боле демократическую эпоху, он становится преступником.
Виновна в этом политическая реакция, противоречащая демократическим тенденциям века, все то чудовищное и ненужное, сто принесла с собой Реставрация, пытавшаяся задавить революцию и все, что она создала.
Роман «Красное и черное», быть может, самый необыкновенный во французской литературе
Заключение
Влияние творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широким и многоплановым. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, противоречия, раздирающие человека, силы, борющиеся в ней, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.
С глубокой правдивостью, что делает его одним из крупнейших реалистов, он показал динамику своей эпохи. С каждым романом возрастал размах его изображений, его психологизм становился все глубже. Любимые герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке. Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции.
Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашими читателями он признан как один из крупнейших художников XIX века, который внес неоценимый вклад в мировую литературу.
Именно тогда, в преддверье всеобщего кризиса и глобальных войн, на свет появилась воплощающая философские и социологические проблемы того времени роман Стендаля «Красное и черное». Роман Стендаля «Красное и черное» с полным основанием можно назвать «энциклопедией тщеславия» и вместе с тем роман-предостережение, воспитательная роль которого в попытке Стендаля указать читателю XIX века торные пути любви, всегда лежащие далеко в стороне от соблазнительной и гибельной дороги тщеславия. Действие романа отнесено к 1827-1831 годам, отражает нравы XIX века и вместе с тем он всегда будет современен, потому что любовь, на почве которой и разворачивается борьба человеческих тщеславий, никогда, ни в какие эпохи не умрет.
Таким образом, в данной работе был рассмотрен роман «Красное и черное» как уникальное произведение, которое способно говорить о будущем не как о чем-то отдаленном, а как о неизбежно приближающемся. Данная работа состоит из двух разделов. В первом разделе рассматривается жизнь, творчество и мировоззрение Стендаля, а так же теоретическим работам писателя по данному роману. Второй посвящен роману «Красное и черное» — хронике XIX века. Каждый раздел завершается краткими выводами.
-
. Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту – М.: Правда, 1987. – 532 c .
-
Виноградов А. К. Стендаль и его время / А. К. Виноградов; Ред., предисл. и коммент. А. Д. Михайлова. — 2-е изд. — М. : Молодая гвардия, 1960. — 366 с.
-
Галкин А.Б. Тема тщеславия в романе Стендаля «Красное и черное». – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 24 с.
-
Дежуров А.С. Идейная проблематика и особенности литературного характера в романе Ф Стендаля «Красное и черное». – Минск, 2003. – 43 с.
-
Жан Прево “Стендаль: опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя”. “Художественная литература” М.-1960.- 203с.
-
Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1982. – 115 с.
-
Зарубежная литература XIX в.: Романтизм. Критический реализм. Хрестоматия./ Сост. Антонов М. Л. и др. – М.: Просвещение, 1979. – 639 с.
-
Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в.: линии и пики. – Киев: Науч. думка, 1984. – 279 с.
-
Зубаков В. О стратегии выживания человечества // Звезда. – 2001. – № 4. – С. 181.
-
История зарубежной литературы XIX века [Учебник для вузов] /А.С.Дмитриев и т.д. – М.: Высшая школа: Академия, 2000. – 560 с.
-
История зарубежной литературы XIX века. Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» В 2 ч. Ч. 2 / Н.П. Михальская и др. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
-
История всемирной литературы. Т. 6. – М., Наука, 1989. – 959 с.
-
История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой. — М.: Высшая школа, 2005.- 115с.
-
Лотман Ю. М. Несколько слов к проблеме Стендаль и Стерн: Почему Стендаль назвал свой роман Красное и черное? // Учен. зап. Тартуского ун-та. Вып. 698. Тарту. 1985. С. 75.
-
Муравьев Н.И., Тураев С.В. Западноевропейская литература. — М.: Эксмо, 2007.-165с.
-
Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.- 210с.
-
Патрик Зюскинд. Парфюмер. История одного убийцы, СПб-2003 г.с.308
-
Прево Ж. Стендаль: опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. – М.-Л.: Гослитиздат., 1960. – 439 с.
-
Реизов Б.Г. История и теория литературы. Сборник статей. – Л.: Наука. Ленинград-е отдел-е, 1986. – 318 с.
-
Реизов Б.Г. Стендаль: художественное творчество. – Л.: Худ. литература. Ленинград-е отдел-е, 1978. – 407 с.
-
Реизов Б. Г., Стендаль, в кн.: Французский реалистический роман XIX века. Сб. Ст. Под ред. В. А. Десницкого, изд. ГИХЛ, Л. — М., 1932.- 110с.
-
Скафтымов А., О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого, в сб.: Литературные беседы, вып. II, Саратов, 1930- 200с.
-
Смолякова Н.В. Зарубежная литература. — М.: Высшая школа, 2008.
-
Стендаль Избранные сочинения: В 3 т. Т1: Красное и черное: Роман/ Пер. с фр. Н. Чуйко. – М.: Литература, Мир книги, 2004. – 528 с.
-
Стендаль “Красное и черное”. “Правда”. М. – 1959.- 145с.
-
Степанян В. Н. Предсмертные слова знаменитых людей. – М.: ZебраE, 2005. – 446 с.
-
Тимашёва О.В. Стендаль: (200 лет со дня рождения).
– М.: Знание, 1983. -165с.
-
Фрид Я. “Стендаль: очерк жизни и творчества”. “Художественная литература”. М.-1967 – 416 с.
-
Цвейг Ст., Стендаль, в кн.: Собр. Соч. С. Цвейга, т. VI, 2-е изд., Л., 1929.-320с.
-
Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание». — Тверь: Азбука-Классика, 2006. – 200 с.