Китай — одна из немногих стран, не отвергнувших в настоящий момент лозунга социалистического выбора, что накладывает определенный отпечаток на его законодательство.
Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами же китайцы спокойно обходятся без права. Обычно они не интересуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения и гармонии. Законы, по их мнению, — ненормальное средство решения конфликтов. Они лишь предлагают образцы поведения и предостерегают потенциальных нарушителей. Как и в Японии, в Китае считается идеальным, чтобы законы вообще не применялись, а судебные решения не выносились. Традиционно стремление китайцев обходить суды и решать споры внесудебными методами.
Из всего разнообразия правовых систем наиболее существенное воздействие одновременно двух противоборствующих сил было именно на правовую систему древнего и средневекового Китая. Определяющими факторами для ее развития и становления явились этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма. Общей составляющей этих двух школ было желание сконцентрировать жизнь китайского общества на рациональных, объективных началах, которые все-таки понимались каждой школой по-своему.
Неоспоримый авторитет имеет учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), основой которого является постулат о понятии гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, баланса в мире, а соответственно, и благополучия всех. На первом плане находятся развитие и вера, а не господство и давление.
Следует отметить, что в течение длительного периода времени в Китае не было организованных юридических профессий. За длительный период истории Китая сложно назвать специалиста, сведущего в законе, который оставил свой след в истории.
Слияние двух концепций конфуцианства и легизма дало начало тому, что нормы «ли» приобрели высокую обязательность и формализм. Этому нашлось отражение в праве — в прямом перенесении на него целых пассажей из канонизированных в это время конфуцианских произведений («Чжоу ли», «И ли», «Ли цзы»), в которых еще в начале второй половины I тысячелетия до н.э. (возможно, еще при жизни или вскоре после смерти самого Конфуция) были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.
Идеологический стереотип об исключительной эффективности взаимодополняющих друг друга «ли» и «фа» стал важнейшей особенностью традиционного массового сознания, важнейшим элементом древнейшей, пережившей века и тысячелетия китайской цивилизации.
Китайская традиционная культура
... «отцом народа». Фигура монарха рассматривалась традиционной китайской культурой как весьма существенный элемент мироздания. Монарх был ... Пути), то последствием становилось расшатывание всех основ мироздания: «Туда, где соберется много ... и процессов, а также доверие законам, действующим в мире и поддерживающим ... в случае плохого управления народ имеет право низложить его. Известны случаи, когда ...
Степень научной разработанности темы.
В ходе исследовании нами использованы труды известных российских ученых, связанные с теорией государства и права, историей политических и правовых учений Китая и нынешними китайскими реформами: М.М.Богуславского, Л.М.Гудошникова, И.П.Ильинского,
Г.В.Мальцева, В.С.Нерсесянца, А.И.Лычагина, В.С.Милонова, Г.С.Яскиной, Л.А.Аносова, Е.И.Кубанкова, И.С.ЯцеНко, Ё.Г.Пащенко, Э.П.Пивоварова. Исследования китайских специалистов в области теории права Ван Сяоина, Ли Чжиюаня, Ли Юэ, Цуй Шань посвящены вопросам, связанным с определением характера и свойств законов, влияния политических установок на принимаемые законы, определения основных направлений законодательной политики государства, координации в правовом строительстве и необходимости модернизации правоведения. В сфере конституционного права основными объектами исследований китайских юристов стали проблемы развития марксистской теории конституционного права с китайской спецификой, изучения вопросов реформирования политической и экономической систем, расширения компетенции местных органов власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, в рамках которых формировалось право Китая.
Предметом исследования являются положения политических и правовых учений Китая, современных политических и партийных решений, законодательства, которые дают представления о основных параметрах традиционного права Китая.
Целью исследования является изучение права Китая. Для достижения данной цели решаются следующие задачи :
üАнализ основных теоретических подходов к изучению права в Китае;
üИзучение источников права в Китае;
üХарактеристика семейно-брачных отношений в Китае;
üИзучение особенностей основ Китайской правовой системы.
Методом исследования использован целый ряд специальных Методов: сравнительного правоведения, конкретно-исторический, формальнологический, системный, структурно-функциональный.
Источниковедческую базу исследования представляют
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованной научной литературы.
1. Становление китайской правовой системы
Рассматривая, развитие древнекитайского права можно определить три ступени становления.
Всеобщая декларация прав человека
... самым был совершен знаменательный переворот в сознании людей. Принятие Всеобщей декларации - документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало ...
Начальный этап в шаньскоиньском и раннечжоусском Китае определялся регулированием социальных отношений первостепенную роль, в которых играли этические нормы (ли), излагающие позицию членов китайского общества к правителю — вану и внутрисемейные взаимоотношения. Соблюдение этих правил строилось на уважении родителей, старших, на поклонении перед знатью, на верности вану. Правовые нормы в этот период времени не отграничивались еще от основной массы религиозно-этических норм, т. к. в совокупности они объединялись в единое целое. Не маловажное значение по мере становления власти ванов приобретают постановления и указы правителя, его приближенных, высших чиновников, выполнение которых обусловлено давлением.
Великий философ Конфуций, неоспоримый авторитет которого признается в китайском обществе веками в VI в. до н.э. создает свое учение. Основой идеологии конфуцианства является понятие гармонии как основного условия всемирного космогонического построения, баланса в мире, а, следовательно, и успеха людей. Ее составляющей является гармония между обществом и природой, гармонию между людьми, которая выражается в их действиях, соответствующих «естественному порядку», т.е. добродетели и нравственности.
Путь поддержания справедливого порядка, как говорит Конфуций это не закон, а сбережение обычаев, моральных норм (ли), которые закрепляют некое изображение совершенных поступков, основанных на соблюдении «меры» во всем, что, в свою очередь, должно стимулировать человека к уступкам, компромиссам.
Согласно учению Конфуция гармоничное общество, возникшее на основе «веления Небес» — это объединение групп (совокупность людей), нходящихся в социальных и правовых условиях, предельных для реализации отведенной ей роли. Основной составляющей такого объединения является идея «сяо» — сыновней любви, уважения к старшим, а также вышестоящим на иерархической лестнице.
Потребность к строгому соблюдению «ли», которое нашло выражение в тщательно подготовленном ритуале, определяло особую, принципиально противоположную от легистов, позицию конфуцианцев к законодательной форме как к некой мере, образцу правильных манер, которые не требуют во всех случаях ни жесткого соблюдения, ни необходимой судебной защиты.
Не следующей ступени развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н. э), возрастает роль права с его стабильным комплексом взысканий. В это время и было основано законченное легистское учение о правлении людьми и государством, наглядным представителем легизма Шан Яном, который отстаивал абсолютную власть правителя, с помощью строго определенного, не подлежащего рассмотрению закона предопределяет всю жизнь подданных.
Легисты поддерживали идею безуспешности и неспособности проживания людей вне условий суровых наказаний, исходили из неизбежности превентивных мер и совместной ответственности, гарантирующих «хорошее управление», отрекались осознавать существование связи между мерой наказания и тяжестью совершенной провинности. Суровое наказание, по их мнению, следовало даже за малейшую провинность, связанную с невыполнением приказов государя. Распространяя своеобразное «равенство» перед законом, неизбежность расплаты за совершенные преступления, легисты готовы были лишить знать, чиновничество разных княжеств наследственных привилегий для упрочнения сильной центральной власти. Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.
Проблема человека в истории философии
... постижение природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов. Целью данной работы является изучение проблемы человека в истории философии, в частности у Сократа, в Конфуцианстве, в чань-буддизме, по работам ... к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет ...
Нарастание борьбы двух мировоззрений, давших новый толчок к формированию ставших традицией черт и институтов древнекитайского права, относят ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней степени возникает, как официальная идеология первой китайской империи Цинь (221-207 гг. до н. э), а легисты начинают править, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев.
С утверждением династии Хань на последнем этаᴨȇ формирования древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н. э) — этапе формальной победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм «ли», официально признанного ритуала.
Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и схождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона («фа»), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: «там, где недостает «ли», следует применять «фа», или то, что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли», то, что позволено по «ли», не может быть наказуемо по «фа».
Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы «ли» приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений «Чжоу ли», «И ли», «Ли цзы», в котоҏыҳ еще в начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.
«Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс)
... осушение болот, строительство гидротехнических сооружений человеком имеет негативное воздействие на природу. Так, например, вырубка лесов является причиной сокращения численности различных ... особого противоречивого характера научных открытий и изобретений и нанесением вреда природе. В заключение хотелось бы отметить, что человек обязан предвидеть ... человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Таким образом, становление китайской правовой системы включает несколько этапов, на начальном этапе происходит регулирование социальных отношений, следующей ступенью возрастают нормы права и формируются два мировоззрения, которые способствовали нововведениям в нормы права в Китае.
2. Источники права и регламентация семейно-брачных отношений, .1 Источники права в Китае
Источник права понимается, как способ выражения и закрепления нормы права, как идей о должном и допустимом в объективной действительности. С другой стороны, это что то, в чей состав включены нормы права, откуда юристы-практики черпают знания о нормах позитивного права.
Китай не имеет необычных источников права, они стандартные, однако имеют ряд своих особенностей. Основными и практически единственными источниками права в Древнем и средневековом Китае были обычай и закон. Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по преданию, в X в. до н.э. и состоявший из 3 тысяч статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые в то время различались 500 разновидностями. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов — дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель «не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их».
Появление писаных законов в Китае следует относить к VI-V вв. до н.э. Первым из них являлся закон о поземельном налоге, который был принят в VI в. в царстве Лу, укрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. Нарастание законодательных действий в период «борющихся царств» было сопряжено с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы отдельных княжеств между собой.
Результативность управления с опорой на законы не всегда достигала желанных целей. В документах периода династии Хань отмечалось, что в начале династии имелись необходимые законы, но при этом «через сеть закона могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли».
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов стал бронзовый треножник с текстом «обозрения законов», который относился к 536 г. до н.э., основой его стало понятие «у син», пяти видов наказания за преступление: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая самым распространенным наказанием. На рубеже V-IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Начало последующей практике разработки законов было положено появлением этого сборника. В Ханьском Китае в III-II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. Упомянутая «Книга древних царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности, нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Некоторые неписаные законы тверже всех писаных
... Эссе «Некоторые неписаные законы тверже всех писаных» (Сенека) (ЕГЭ обществознание) Различают множество видов социальных норм, но автор обращает внимание именно на нормы морали и права. Нормы морали нигде ... чего людям приходится нарушать закон. Автор считает, что нормы морали в обществе играют более значимую роль, чем правовые. «Некоторые писанные законы тверже всех неписанных» (Сенека) (ЕГЭ ...
Возникновение писаных законов не способствовало изменению свойственного всему древнему праву Китая порядка, при котором непосредственному распоряжению вышестоящего лица, вплоть до правителя, выделялось значительное место в регламентации жизни китайского общества. Не вытеснили писаные законы и массово признанных во все периоды жизни на общинном уровне норм обычного права, которые регулируют некоторые стороны общественных взаимоотношений, в частности, земельных.
Важно отметить, что социалистическому Китаю присущ один, необычный для некоторых других правовых систем источник права — корпоративные нормы, имеющие место быть в правовой системе данного государства и оказывающие достаточно сильное воздействие на формирование и деятельность, как позитивного права, так и правовой системы, в общем.
Для более подробного описания следует обратить внимание на следующую классификацию источников права в Китае:
üзакон и подзаконные нормативно-правовые акты;
üкорпоративные нормы;
üправовой обычай.
В древнем и средневековом Китае основным источником права был закон. Тенденция древнего и средневекового Китая, когда основным источником права являлся закон, до сих пор сохранена в современной КНР, при этом принципиальным элементом современной китайской правовой системы является стремительное развитие законодательного массива.
Важным этапом в становлении китайского законодательства явилось принятие Конституции 1982 г., утвердившей социалистический, правовой и государственный уклад в Китае.
Основную составляющую источников права в Китае включают законы, постановления Государственного совета, распоряжения, инструкции и положения министерств и ведомств и других центральных органов.
Важно отметить, что этап после 1978 года характеризуется развитием в Китае качественно новой системы законодательства. Это побудило развитие не только традиционных областей права — государственного, административного, уголовного, гражданского, но и формирование новых для китайского общества — природоохранного, морского, патентного и др.
Наряду с законодательной практикой в Китае ведется работа по классификации источников права. Бесспорно, современный Китай находится на новом этапе совершенствования в аспекте совершенствования, утверждения и осуществления нормативной базы, за последнее время большое количество областей права упорядочиваются на законодательном уровне. Однако если учитывать некоторые события политической жизни Китая, социалистический строй и коммунистический менталитет народа государства, а важнейшее — очевидное политическое и идеологическое влияние на политику и сознание людей, можно решительно говорить, что наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения компартии.
Культура современного Китая.Его успехи и достижения
... обычаях и, конечно же, традициях китайцев. 1. Культура современного Китая 1.1 Краткая история развития Китайской культуры История Китая особенна множеством и разнообразием письменных источников, которые, ... соответствии со своим уставном. Религиозные организации в Китае пользуются самостоятельностью в проведении культовых отправлений, правом создавать духовные учебные заведения, издавать священные ...
2 Наказания
В Древнем Китае применяли термин «бао» употреблялся в смысле расплаты за содеянное преступление. Длительный период были живы понятия о наказании как о расплате по принципу талиона, который берет свое начало с первобытнообщинного строя, определившие долгое существование в Китае обычая кровной мести, с которым неудачно боролись китайские властители.
Решительное принятие традиционного способа наказаний в V-IV вв. до н.э. связывают с ее философским осознанием на основании применения сакральной у древних китайцев цифры «пять». Шкала наказаний содержала: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она включала дополнение другими расправами — битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками соответствовало смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Проявлениями крайней жестокости, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в некоторой мере вероятностью употребления символических уголовных санкций. Еще шаньскоиньскому Китаю, например, была известна особый способ символических наказаний («сян»), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Люди этим пытались перевоспитать нарушителя, выставляя его на всеобщее порицание и пренебрежение.
Пережитки символических наказаний были и во время Чжоу. Некоторые эксперименты способности возрождения этой системы предпринимались и в ханьском Китае, когда в 167 году до н.э. Сяо Вэнь особым указом запретил телесные расправы и заменил их символическими. Этот эксперимент был неудачным, так как он противоречил идеалогии конфуцианцев, что тяжесть наказания должна сочетать в себе силу нарушения «ли», ибо любое отклонение разрушает гармонию, вызывает ненависть. Поэтому конфуцианцами активно проводилась борьба с легистами и против тяжелых наказаний за легкие преступления. Характерным напоминаем «сян» в праве следующих столетий стало сбережение татуировки в качестве одного из наказаний.
Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легистами, был институт коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.
Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели. Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших преступление. Наказание неизменно отражало сословно-классовое положение преступника и потерᴨȇвшего. Карательная политика в отношении рабов менялась. В I в. до н.э. была запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства частных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.
Крепостное право и его роль в истории России
... крестьян в дешевую рабочую силу, для созданных Петром I мануфактур. Государство нашло свою выгоду в основании крепостного права. Ей стал указ от 18 января 1721 года о ... эксплуатации. После смерти Петра I власть крепостного права над душами увеличивалась. Отличительной чертой стало то, что крестьяне находились в собственности государства, а помещики были лишь их переходной ...
3 Брак и семья
Семейные связи в Китае отличались прочностью, семья носила в патриархальный характер. Главой большой семьи как хозяйственной единицы был старший в семье мужчина, в подчинении которого находились все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.
Роль главы семьи являлась ролью властителя, хозяина имущества. Понятие «отец» определялось иероглифом «фу», который выражал Руку, державшую прут, — символ наказания за невыполнение приказов членами семьи.
Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 — 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последующие века.
Построение брачно-семейного права основывалось на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, работающей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, достигающейся рождением прежде всего мужского населения, «чтобы человек, — как было записано в Ли цзы, — находился в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род». Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.
Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Традиционное убеждение, что брак — это не только соглашение между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и пр.), но и молебен в храме предков.
Если в шаньскоиньском Китае допускались браки между родственниками, то впоследствии были запрещены браки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила определенное исключение из этого жесткого правила — при покупке «второстепенной жены» (Ли цзы, кн. I).
Культура древнего Китая (3)
... государство сложилось гораздо позже и на более высоком уровне развития производительных сил. Сыграло свою роль и то, что до середины I тыс- до н.э. Древний Китай ... 1. Конфуцианско-даосистский тип культуры. Культура Китая, Древнекитайская цивилизация. Эпоха древнекитайской ... видеть в порождении народных суеверий конкурента ... В рамках каждой семьи или социальной ... правителем. Более скромна по рангу, но ...
В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым исполнилось 20 лет.
Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в «жизни земной и загробной» (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.
В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд «семейных» преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за «семейные», так и за другие преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.
Еще в XIX в. подлежал наказанию муж, не разведшийся с распутной женой а убийство жены и ее любовника мужем, застигшим их вместе, оставалось без наказания.
Таким образом, нельзя сказать, что Китай имеет нестандартные источники права, основным из них был закон, однако существует ряд особенностей. Важную роль играет и классификация источников права, наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения. Рассматривая роль семьи, можно сказать о прочности семейного союза и главенствующей роли старшего мужчины. Брак носит патриархальный характер.
3. Имущественные отношения и их регулирование. Уголовное право и судебный процесс, .1 Регулирование имущественных отношений
Нормы частного права не получили самостоятельного развития в традиционном праве Китая, хотя глагол «ю» в значении «иметь собственность» известен был Китаю еще с конца Чжоу (IV — III вв. до н. э).
Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян.
Земля в Китае стала продаваться и покупаться, делиться на мелкие участки или объединяться в крупные наделы, но, какие бы изменения землепользование не переносило, частный или коллективный владелец распоряжался лишь правом владения ею, никогда не переходящим в полную частную собственность. Всесильное государство сохранило неизменно свою ведущую роль в хозяйственной жизни. «Азиатская» социально-экономическая модель устраняла правовые и политические гарантии, которые способны сформировать возможность для расцвета частной собственности вообще, на землю в особенности. Рост частной собственности кризисный для такой структуры безотлагательно влек за собой реформы, возобновляющие экономический контроль государства.
Вопреки раннему переходу основного количества общинной земли в частное владение, община еще в I в. до н.э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам I в. н.э. заключать договоры купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отображением ранее встречающегося обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространение получил договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, ее заклад.
В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли. По истечении определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за обрабатывающими их.
В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкого крестьянского землевладения. Это особенно ярко проявилось в I в. до н.э. в изменении государственной политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, которые становились рабами, если не были выкуплены в течение трех лет, существовал повсеместно.
В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, «если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений». Были освобождены в ряде областей Китая также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, «силой чинившим препятствия» освобождению рабов, было предписано применять наказания «в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство».
3.2 Уголовное право и судебный процесс
В Китае в состязательном по своему характеру процессе рано стали вводиться элементы розыскного характера, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений разрешалось особому чиновнику (линьши).
Начало ему давало заявления или донос в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно затрагивающий кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность могла влечь за собой наказание. «Право» на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа «возврата обвинения», карался лжедонос. В этом случае доносителю определялась та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запретами под угрозой смертной казни являлись доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось здесь же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) отдавалось в окружные управы.
Одним из важных доказательств, вместе со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, которые были добыты в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений говорит о применении пыток в судах в том случае, «если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания». Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Гарантией от злонамеренного применения пыток битья палками были наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.
Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.
После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. новые уголовно-правовые нормы социалистической направленности закреплялись в отдельных актах. Уголовный процесс в КНР основывается на принципах социалистической законности. Этот проект, так и не принятый, создавался под сильным влиянием советского уголовного законодательства — в особенности УК РСФСР 1926 г. (что проявилось, например, в дефиниции понятия преступления, умысла, соучастия, стадий преступной деятельности и т.д.).
В дальнейшем кодификационные работы в области уголовного законодательства заметно замедлились, и новый УК был принят лишь в 1979 г. (вошел в действие с 1 января 1980 г.).
В последующие годы в него были внесены существенные поправки и изменения, а в 1997 г. он принят в новой редакции.
Народные суды, народные прокуратуры и органы общественной безопасности, рассматривая уголовные дела, должны нести раздельную ответственность за осуществление своих функций, взаимно координировать работу, действовать согласованно с тем, чтобы обеспечить точное и эффективное проведение в жизнь закона.
Таким образом, в настоящее время, несмотря на многочисленные позитивные перемены в законодательстве Китая уголовный процесс по-прежнему носит обвинительный характер, особенно по политическим делам. По-прежнему широко распространены пытки и жестокое обращение с задержанными и заключенными.
Заключение
Цивилизации древнего Востока непременно внесли важный вклад в дальнейшее формирование государства и права. Государственно-правовые события стран Древнего Востока дают возможность для моделирования общих представлений об основных типах восточной деспотии и древневосточных правовых системах.
Очевидно, что самой распространенным ответвлением традиционного законодательства в Китае было карательное законодательство. Однако его особенностью являлась особая, суровая иерархия норм: по традиции конфликтная ситуация должна была решаться на основании требований ритуала и этикета, затем на основании запросов человеколюбия, затем разума и только в самую последнюю очередь — на основе возвращения к претензиям права. При первом знакомстве исследователей с многотысячными статьями уголовных кодексов Древнего и средневекового Китая, нередко можно было прийти к выводу о том, что карательная политика и законодательство в Китае располагалось на более высокой ступени, чем в этот же период в странах Европы.
Воздействие конфуцианства на законодательную практику очевидно, но не малую роль в разрешении конфликтов принадлежали и традициям. Практика игнорировала законы, как только они нарушали традицию. Именно поэтому и необходимо говорить о традиционной правовой системе в Китае, которая, несмотря ни на какие реформы и законодательства, действовала на протяжении двух с лишним тысяч лет.
Становление китайской правовой системы включает несколько этапов, на начальном этапе происходит регулирование социальных отношений, следующей ступенью возрастают нормы права и формируются два мировоззрения, которые способствовали нововведениям в нормы права в Китае.
Наряду с законодательной практикой в Китае ведется работа по классификации источников права. Бесспорно, современный Китай находится на новом этапе совершенствования в аспекте совершенствования, утверждения и осуществления нормативной базы, за последнее время большое количество областей права упорядочиваются на законодательном уровне. Однако если учитывать некоторые события политической жизни Китая, социалистический строй и коммунистический менталитет народа государства, а важнейшее — очевидное политическое и идеологическое влияние на политику и сознание людей, можно решительно говорить, что наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения компартии.
Нельзя сказать, что Китай имеет нестандартные источники права, основным из них был закон, однако существует ряд особенностей. Важную роль играет и классификация источников права, наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения. Рассматривая роль семьи, можно сказать о прочности семейного союза и главенствующей роли старшего мужчины. Брак носит патриархальный характер.
В настоящее время, несмотря на многочисленные позитивные перемены в законодательстве Китая уголовный процесс по-прежнему носит обвинительный характер, особенно по политическим делам. По-прежнему широко распространены пытки и жестокое обращение с задержанными и заключенными.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kitayskaya-pravovaya-kultura/
I Книги
1Абдурахманова И. В.
2Вениосов А. В.
3Вологдин А. А.
4Ильинский Н. И.
5Исаев И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров / И. Исаев, Т. Филиппова. — М: Порспект, 2013. — 560 с.
История государства и права зарубежных стран. в 2 ч.. Учебник для вузов // Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. — М.: Издательство НОРМА, 1996. — 480 с.
История государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2012. — 496 с.
История государства и права зарубежных стран: Конспект лекций / Сост. С. Князева. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 с.
9Косарев А.И.
10 Кудинов О.А.
11 Леже Р.
12 Омельченко О.А.
13 Попова А. В.
14 Прудников М. Н.
15 Рубаник В. Е.
16 Саломатин А. Ю.
17 Сажина В. В.
18 Симонишвили Л. Р.
19 Тинт Ю. С.
20 Томсинов В. А.
21 Томсинов В. А.
22 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 томах / Под ред. К.И. Батыра — М: Проспект, 2013. — 520 с.
Шинкаренко К. И.
II Статьи