Образ Кавказа в произведениях русских романтиков

Курсовая работа

Итак, общий интерес к кавказской теме определялся историческими условиями ее возникновения, романтической эстетикой и задаваемыми ею задачами, а кавказская тема стала рассматриваться в качестве постоянно обновляющейся значимой эстетической традиции.

Таким образом, Кавказ стал для русской культуры еще одним, но не прямым, а опосредованным «окном в Европу», культурно-философским «окном». Структура кавказской фабулы отражает движение с родины на Кавказ как из плена в мир свободы, превращение русского в невольника и его обратное движение на родину. Реальное пленение на Кавказе в какой-то степени переворачивает каноническую романтическую ситуацию, позволяет взглянуть на нее несколько иначе. Светский плен противостоит и парадоксально сочетается с романтическим образом свободы — Кавказом, но место идеализированной свободы на самом деле оказывается иллюзией

Кавказ в жизни А. С. Пушкина

Пребывание А.С. Пушкина на Кавказе в 20-е годы 19 века оставило важный след и в истории русской литературы, и в общественном сознании. Среди пушкинских произведений кавказского цикла – стихотворения и поэмы. «Грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведен русскою поэзии, — и только в поэме Пушкина в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию,- писал крупнейший русский литературный критик 19 века

В.Г. Белинский. «С легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний. Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленное драгоценною кровью сынов ее и подвигами ее героев»… Непреходящее значение той части наследия Пушкина, которая относится к кавказскому циклу, Белинский видел, в частности, в объективном изображении горцев — людей «раздольной воли… кипучей жизни и смелых мечтаний…». В поэме «Кавказский пленник» Пушкин отобразил возникновение отношений доверия и уважения между воевавшими тогда сторонами. В другой своей драматической поэме «Тазит» Пушкин показал начавшийся исторический процесс перестройки вековых традиций в горском обществе. Через семейный конфликт героев поэмы – отца и сына — показан образ жизни и мыслей представителей двух поколений, утверждение новых понятий о чести и достоинстве личности. Пушкин духовно и нравственно сблизил русский и чеченский народы. Не случайно он был и остается самым читаемым на русском и чеченском языках автором в республике. Чеченские поэты, стоявшие у истоков современной чеченской поэзии, еще в 1937 году перевели на чеченский язык и издали весь кавказский цикл произведений великого русского поэта.

5 стр., 2047 слов

А. С. Пушкин и Кавказ в июле – августе 1820 года

... № 2295…" Именно так в 1820 году началось путешествие А.С. Пушкина по Кавказу. Пушкин был на Кавказе всего два раза: жизнь поэта оказалась короткой. Во время первой поездки двадцатилетнего поэта поразили ... и здраво осветить происходящее. Горцы защищают свою свободу и поэтому в глазах вольнолюбивого поэта заслуживают уважения и сочувствия. В поэме "Кавказский пленник" мы читаем: Меж горцев ...

Кавказским наблюдениям и впечатлениям обязаны своим появлением также стихотворения «Калмычке» и «Дон», о которых мы уже писали, а также и «Был и я среди донцов». Глубоко проникновенны малоизвестные строки из ранней редакции «Путешествия Онегина», где поэт вспоминает свое посещение Кавказа:

Во время оное былое!..

В те дни ты знал меня, Кавказ,, В свое святилище глухое, Ты призывал меня не раз., В тебя влюблен я был безумно., Меня приветствовал ты шумно, Могучим гласом бурь своих., Я слышал рев ручьев твоих,, И снеговых обвалов грохот,

И клик орлов и пенье дев…

Неизменный интерес великого поэта к кавказской тематике подтверждается также сохранившимися в его библиотеке книгами Платона Зубова «Шесть писем о Грузии и Кавказе, писанные в 1833 году» и «Подвиги русских воинов в странах Кавказских с 1800 по 1834 год».

Значение Кавказа для творчества Пушкина было огромно. Об этом еще при жизни поэта писал Н. В. Гоголь в следующих проникновенных строках: «Судьба как нарочно забросила его туда, где границы России отличаются резкою величавою характерностью; где гладкая неизмеримость России прерывается подоблачными горами и обвевается югом. Исполинский, покрытый вечным снегом Кавказ, среди знойных долин поразил его; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях. Его пленила вольная поэтическая жизнь дерзких горцев, их схватки, их быстрые, неотразимые набеги; и с тех пор кисть его приобрела тот широкий размах, ту быстроту и смелость, которая так дивила и поражала только что начинавшую читать Россию. Рисует ли он боевую схватку чеченца с казаком — слог его молния; он так же блещет, как сверкающие сабли, и летит быстрее самой битвы. Он один только певец Кавказа: он влюблен в него всею душой и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южным небом…».

Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина.

Поэма «Кавказский пленник» была задумана еще на Кавказе. Пушкин писал ее в Гурзуфе, Кишиневе, Каменке и Киеве около шести месяцев. Эпилог помечен:

«Одесса. 1821. 15 мая». Первоначально поэма имела название «Кавказ».

Свою романтическую поэму Пушкин посвятил Н. Н. Раевскому-младшему, с которым еще недавно проводил на Минеральных водах «милые сердцу дни»:

Прими с улыбкою, мой друг,, Свободной музы приношенье:, Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье, И вдохновенный свой досуг., Поэт вспоминает летние дни 1820 года, которые он провел вместе с, Н. Н. Раевским на водах:, Во дни печальные разлуки, Мои задумчивые звуки, Напоминали мне Кавказ,, Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,, Аулов и полей властитель пятиглавый,, Был новый для меня Парнас., Забуду ли его кремнистые вершины,, Гремучие ключи, увядшие равнины,, Пустыни знойные, края, где ты со мной, Делил души младые впечатленья;, Где рыскает в горах воинственный разбой,, И дикий гений вдохновенья, Таится в тишине глухой?..

Сюжет поэмы, в подражание властителю дум Байрону, отразил модную в те времена тему любви европейца к девушке из племени, не тронутого цивилизацией. В образе разочарованного пленника Пушкин «хотел изобразить то равнодушие к жизни и ее наслаждениям, ту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи его времени».

2 стр., 793 слов

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»

... на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. В первой части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом и третьем четверостишиях ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно ...

Горою противопоставлена «цельная, исполненная любви и самопожертвования натура черкешенки». «Черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть моей повести»,— признавался Пушкин своему кишиневскому приятелю В.П.Горчакову. Поэта привлекает в горцах их любовь к свободе, мирный труд и гостеприимство, национальные песни.

Уж меркнет солнце за горами;, Вдали раздался шумный гул;

С полей народ идет в аул,

Сверкая светлыми косами., Пришли; в домах зажглись огни,, И постепенно шум нестройный, У молкнул; все в ночной тени, Объято негою спокойной…, В поэме много описаний великолепной природы Кавказа. Ее герой,, Влачася меж угрюмых скал,, В час ранней утренней прохлады,, Вперял он любопытный взор, На отдаленные громады, Седых, румяных, синих гор. Великолепные картины!, Престолы вечные снегов,, Очам казались их вершины, Недвижной цепью облаков,, И в их кругу колосс двуглавый,, В венце блистая ледяном,, Эльбрус огромный, величавый,, Белел на небе голубом…

Пушкин любил свою кавказкую поэму. «Местные краски верны, — писал он Гнедичу в апреле 1822 года, — но понравятся ли читателям, избалованным поэтическими панорамами Байрона и Вальтера Скотта?.. Отеческая нежность не ослепляет мeня насчет «Кавказского пленника», но, признаюсь, люблю его, сам не зная за что; в нем есть стихи моего сердца». Сознавая несовершенство образов героев, недостатки композиции и стиля поэмы, поэт и позднее считал ее своей творческой удачей: «Все это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно»,— записал он в 1829 году, перечитав поэму во время путешествия по Кавказу.

История героя поэмы, попавшего в плен к черкесам, заимствована Пушкиным из рассказов людей, с которыми встречался на Кавказе, а также из литературных источников. Известны были и факты пленения горцами генерала Дельпоццо, майора Шведова и дальнего родственника поэта Ф. Н. Немцова.

В своем отзыве о «Кавказском пленнике» Белинский писал: «Какие же действия должны были произвести на русскую публику эти живые, яркие, великолепно- роскошные картины Кавказа при первом появлении в свет поэмы! С тех пор, с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии…»

И в эпилоге к «Кавказскому пленнику» Пушкин, прощаясь с читателем, еще раз вернулся к своей музе, воспевшей Кавказ:

Так Муза, легкий друг Мечты, К пределам Азии летала, И для венка себе срывала, Кавказа дикие цветы., Ее пленял наряд суровый, Племен, возросших на войне,, И часто в сей одежде новой, Волшебница являлась мне;, Вокруг аулов опустелых, Одна бродила по скалам, И к песням дев осиротелых, Она прислушивалась там;, Любила бранные станицы,, Тревоги смелых казаков,, Курганы, тихие гробницы,, И шум, и ржанье табунов…, Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» А. С. Пушкина

В работе над стихотворением следует обратить внимание на его простоту. Стихотворение невелико по объему, написано простым языком, не содержит ни необычных сравнений, ни красочных метафор и, кажется, непосредственно и просто вылилось из-под пера автора. Такое короткое стихотворение производить столь глубокое впечатление. Два первых стиха дают пейзажную картину:

4 стр., 1587 слов

А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный ...

... метафор (проглянет день как будто понево­ле, вино, осенней стуж;и друг), аллитераций (Роняет лес багРяный свой убоР, сРебРит моРоз...), создающих картину душевного состояния лирического героя. 2- я строфа — описание ... Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой... И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с ко­торой он начал, — сидя ...

На холмах Грузии лежит ночная мгла;, Шумит Арагва предо мною.

Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к небу. Второй — лежащую у ног поэта глубокую реку. Чувство глубины подчеркивается глубоким звуком «у»; «Шумит Арагва предо мною». Таким образом, первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины. Но еще более важна упомянутая в первом стихе «ночная мгла». Мы уже много говорили о значении света и темноты в поэзии Пушкина. Ночь, которая обычно встречалась нам в негативном контексте, здесь впервые связана с лирическими, задушевными переживаниями автора. Прежде всего задумаемся над словом «мгла». Мгла у Пушкина никогда не означает просто темноту, а всегда ночную тьму, перемешанную с чем-либо. Например в стихотворение «Зимний вечер», мы столкнемся с выражением «Буря мглою небо кроет…» Там слово «мгла» будет означать ночную темноту, пронизанную вихрями белого снега — смесь черного и белого. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» ночная мгла создает сразу два образа — ночи и лунного света. Ночь, о которой говорит Пушкин,— светлая ночь, пронизанная успокаивающим и примиряющим светом луны.