Способы и приемы создания женских образов в романах Ф.М. Достоевского.
Курсовая работа
студентки 3 курса, группы АР
Специальности «6.02030302. Филология.
Язык и литература (английский, русский)»
Невольниченко Юлия Константиновна
Научный руководитель:
к.ф.н., доц. Рубан Алла Анатольевна
Славянск – 2017
Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране. Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. По мнению С.Н. Булгакова, «всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы [2, с.34]». В русской культуре женщина предстает в самых различных ипостасях: тотема, древне языческого божества, нередко в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй чаровницы, Богородицы, Царь – девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т.д. Ее образ бывает прекрасным и безобразным, чарующим и отталкивающим.
Фольклорные мотивы, как известно, оказали влияние на все стороны развития литературы, искусства и культуры в целом. О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут большинство тех авторов, кто хоть как – то касался этого вопроса.
В целом для русской культуры характерна идея, выраженная Ф.М. Достоевским, о сочетании в женщине «идеала мадоннского» и «идеала содомского», что, видимо, вполне правомерно.Произведения русской литературы создают образы женщин, в которых отражаются национальные представления о важнейших качествах, которые присущи женскому полу. В этом одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.
ХІХ век — время расцвета русской художественной культуры
... 19 века в русскую литературу пришло новое поколение писателей. Это И.С. Тургенев, И.А.Гончаров, Ф. И Тютчев и другие, которые также следовали этому идеалу и стремились реализовать его различными художественными приемами. 2. Художественная культура ...
Одним из способов создания образов в художественном произведении является портретная характеристика героев, через которую раскрываются отдельные стороны творческой индивидуальности писателя, особенности его метода.
В этом отношении интересным является творчество Ф.М. Достоевского. Достоевский и его творчество представляют собой целую эпоху в русской художественной литературе и до сих пор вызывают интерес исследователей. Художественный метод этого писателя содержит глубокий психологический анализ героев. Писатель определил его как реализм «в высшем смысле», позволяющий ему через изображение «глубины души человеческой» выявить узловые идейные и общественные противоречия истории и своей переходной истории.
Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель – философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений.
На наш взгляд, художественной манере Ф.М. Достоевского присуща индивидуализация, что проявляется в портретной характеристике. Отдельное внимание писатель уделяет в своих произведениях женским образам.
Стоит отметить, что на сегодняшний день женские образы в романах Ф.М. Достоевского не являются до конца изученными, в критической литературе нет достаточно полных портретных характеристик героинь этого произведения. В этом заключается новизна данного исследования.
Цель нашей работы – исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Достоевским женских образов, какую роль они играют в романах.
Методы – анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно – популярной литературой.
Предмет работы – роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Объектом исследования данной работы являются женские образы романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Гипотеза – Достоевский последовательно доказывает нам, что человек, не верящий в Бога, отошедший от него, не сможет жить. Об этом нам говорил писатель устами женщины, Сони. Необходимость веры в бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения женский образ и образ ребёнка.
Достоевский от лица именно женщины, вечной Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
К женщинам в русской литературе всегда было особое отношение, и до определенного времени основное место в ней занимал мужчина – герой, с которым и были связаны проблемы, поставленные авторами. Н. Карамзин одним из первых обратил внимание на судьбу бедной Лизы, которая, как оказалось, тоже умела любить самозабвенно. Ситуация в корне изменилась во второй половине девятнадцатого века, когда в связи с нарастанием революционного движения многие традиционные взгляды на место женщины в обществе изменились. Писатели различных взглядов по – разному видели роль женщины в жизни.
«История православной книги и отражение христианских мотивов, ...
... написаны были на - древнееврейском, арамейском, греческом. Все образы и мотивы, идея творящего слова Библии легли в основу русской православной литературы, которая родилась вместе с письменностью, а письменность ... жанры в русской литературе. В это время русская литература «пользовалась одним с Церковью языком, не уходила далеко от церковных стен» [8, с.27]. У многих писателей возникает духовная ...
Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она привносит какой – то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищались представительницами прекрасной половины человечества, боготворили их и поклонялись им. Уже в мифах Древней Греции мы встречаем нежную красавицу Афродиту, мудрую Афину, коварную Геру. Эти женщины – богини признавались равными мужчинам, их совета слушались, им доверяли судьбы мира, их боялись.
И в то же время женщина всегда была окружена тайной, ее поступки приводили в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее – это то же самое, что разрешить одну из древнейших загадок Вселенной. Русские писатели всегда отводили женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видел ее по– своему, но для всех она была опорой, надеждой, предметом восхищения. И.С. Тургенев воспел образ девушки стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы; Н.А. Некрасов восхищался образом крестьянки, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» [7, c 22]; для А.С. Пушкина главной добродетелью женщины была ее супружеская верность. Впервые яркий женский образ в центре произведения появился у Карамзина в «Бедной Лизе». До этого женские образы, конечно, присутствовали в произведениях, но их внутреннему миру не уделялось достаточно внимания. И это естественно, что женский образ впервые ярко проявился в сентиментализме, потому что сентиментализм – это изображение чувств, а женщина всегда полна эмоций и ей характерно проявление чувств.
Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины – героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны. Она – воплощение любви и верности. Автор «Слова» сумел придать образу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость, он первый создал прекрасный образ русской женщины.
А.С. Пушкин создал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна «русская душою», это автор подчеркивает на протяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной старине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна – «натура глубокая, любящая, страстная» [8, c.16] . Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, у нее глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты воспитала в ней связь с русским народом и русской природой, создавшими поистине русскую женщину, человека большой душевной красоты.Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского «Гроза», в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина – «светлый луч в темном царстве», исключительная женщина, натура поэтически – мечтательная. Борьба между чувством и долгом приводит к тому, что Катерина публично кается перед мужем и, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов самодурной силе».Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души и сердца был И.С. Тургенев. Он нарисовал целую галерею изумительных русских женщин.
Образы «России», «русских» и иноэтнических соседей в песенном ...
... «буряты» – лишь маркер далекого Забайкалья, «края каторги и ссылки» В фольклоре семейских, в одной из любовных песен, зафиксирован другой образ, этнически противопоставленный русским – карымы. Да ли жа..., жанится ... видимо, указывает на возможность брачных отношений сосланного мужчины с бурятскими женщинами, что, как известно, в Забайкалье не было редкостью. Во второй песне любовная линия сведена к ...
Подлинным певцом русской женщины был Н.А. Некрасов. Ни один поэт, ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания русской женщине. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно» [4, c .33]. Но никакая рабски – приниженная жизнь не сможет сломить гордость и чувство собственного достоинства русской крестьянки. Такова Дарья в поэме «Мороз, Красный нос». Как живой встает перед нами образ русской крестьянки, чистый сердцем и светлый. С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах – декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая и Волконская готовы делить с мужьями, пострадавших за счастье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.
Великий революционный демократ Н.Г. Чернышевский показал в романе «Что делать? « образ новой женщины Веры Павловны, решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до конца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины так зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Вере Павловне.
Л.Н. Толстой, выступая против идеологии демократов – разночинцев, противопоставляет образу Веры Павловны свой идеал женщины – Наташу Ростову из романа «Война и мир». Это одаренная, жизнерадостная и решительная девушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, деревенскую природу. У каждого автора есть идеал женского образа, и даже если идеал не изображен в произведении, он почти всегда подразумевается и все – таки присутствует.
Иногда идеалом для автора являются лишь некоторые черты женского образа; весь образ в целом может быть не идеален, но присутствие черт идеала делает образ близким к идеалу и в то же время «живым». Женский образ и его изображение изменялись с развитием литературы. В разных направлениях литературы он был разным, но так как литература развивалась, то и углублялся психологизм; психологически женский образ, как и все образы, усложнялся и внутренний мир становился значительней. Если в средневековых романах идеал женского образа – это благородная добродетельная красавица и все, то в реализме идеал усложняется, и значительную роль приобретает внутренний мир женщины.
Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: , характеристика образа ...
... и дети» И.С. Тургенева: сочинение Образ родителей Базарова «Образ родителей Базарова» Отец его был заслуженный лекарь, добился дворянского статуса своими заслугами. А вот мать Базарова была женщиной весьма доброй и суеверной. ... на бедность, очень начитан и порой говорит очень логичные вещи. Отличается и образ жизни. Базаров рано встает и успевает сделать много дел, пока все остальные еще ...
Женский образ ярче всего проявляется в любви, ревности, страсти; и, чтобы ярче выразить идеал женского образа, автор часто ставит женщину в условия, когда она полностью проявляет свои чувства, но, конечно, не только для изображения идеала, хотя это тоже играет роль. Чувства женщины определяют ее внутренний мир, и часто, если внутренний мир женщины идеален для автора, он использует женщину в роли индикатора, т.е. ее отношение к тому или иному герою соответствует отношению автора. Часто через идеал женщины в романе человек «очищается» и «рождается вновь», как, например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти разные. С «Бедных людей» начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены. И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим, есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины. Он их не приземляет и не идеализирует. Женщин у Достоевского нет счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей. Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.
Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе – вот черты, характерные для образа русской женщины в русской классической литературе.
В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти — разные. С «Бедных людей» начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки).
И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим: несколько эгоистична Варя, бессознательно эгоистична и героиня «Белых ночей», есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины (княгиня из «Неточки Незвановой»).
Он их не приземляет и не идеализирует. Одних только женщин у Достоевского нет — счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей. Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.
В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: женщины расчета и женщины чувства. В «Преступлении и наказании» перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна.
Женский образ в романах Фёдора Михайловича Достоевского
... темы реферата «Женский образ в романах Достоевского» является целью данной работы. Сформулированная цель предполагает решения следующих задач: дать понятие женского образа в русской литературе; рассмотреть и проанализировать женский образ по произведениям Достоевского; иметь представление о роли женщины в ...
Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В. Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй — она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме — в сторону юродивой — недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.
Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех «униженных и оскорбленных». Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.
Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.
Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и «наказанием» бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. «Да неужто ж человек — вошь?!» [12, c . 10] — эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.
Таким образом, в романе «Преступление и наказание» автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица «вечной Сонечки» проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
В «Идиоте» женщиной расчета является Варя Иволгина. Но основное внимание здесь уделено двум женщинам: Аглае и Настасье Филипповне. В них есть что– то общее, и в то же время они отличаются друг от друга. Мышкин считает, что Аглая хороша «чрезвычайно», «почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое» [5, c .25]. При общем — прекрасны, у каждой свое лицо. Аглая красива, умна, горда, мало внимания обращает на мнение окружающих, недовольна укладом жизни в своей семье. Настасья Филипповна — иная. Конечно, это тоже неспокойная, мечущаяся женщина. Но в ее метаниях преобладает покорность судьбе, которая к ней несправедлива. Героиня вслед за другими убедила себя в том, что она падшая, низкая женщина. Находясь в плену расхожей морали, она даже называет себя уличной, хочет казаться хуже, чем есть, ведет себя эксцентрично. Настасья Филипповна — женщина чувства. Но она уже не способна любить. Чувства в ней перегорели, и любит она «один свой позор». Настасья Филипповна обладает красотой, при помощи которой можно «мир перевернуть». Услышав об этом, она говорит: «Но я отказалась от мира». Могла бы, но не хочет. Вокруг нее идет «кутерьма» в домах Иволгиных, Епанчиных, Троцкого, ее преследует Рогожин, который соперничает с князем Мышкиным. Но с нее хватит. Она знает цену этому миру и потому отказывается от него. Ибо в мире ей встречаются люди или выше, или ниже ее. И с теми и с другими она быть не хочет. Первых она, по ее пониманию, недостойна, а вторые недостойны ее. Она отказывается от Мышкина и едет с Рогожиным. Это еще не итог. Она будет метаться между Мышкиным и Рогожиным, пока не погибнет под ножом последнего. Мира ее красота не перевернула. «Мир погубил красоту».
Восславим женщину — Мать
... разу не пожаловалась мне на жизнь, на боль. Думаю, что это ... маленького и незаметного, но на самом деле очень и ... говорит со мною о жизни, рассказывает о своих ... усталое лицо с морщинками на лбу и около ... твое Я несу через жизнь как святыню. Будут ... врываться в пустыню. . Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой. ... излучалось бы им на всех окружающих, зло ... на свете — мама. Я не отходил от нее ни на ...
София Андреевна Долгорукая, гражданская жена Версилова, мать «подростка», — высоко положительный женский образ, созданный Достоевским. Основное свойство ее характера — женственная кротость и потому «незащищенность» против требований, предъявляемых к ней. В семье она все силы свои отдает заботам о муже, Версилове, и о детях. Ей и в голову не приходит защищать себя от требовательности мужа и детей, от несправедливости их, неблагодарного невнимания к ее заботам об их удобствах. Совершенное забвение себя свойственно ей. В противоположность гордым, самолюбивым и мстительным Настасье Филипповне, Грушеньке, Екатерине Ивановне, Аглае София Андреевна — воплощенное смирение. Версилов говорит, что ей свойственны «смирение, безответность» и даже «приниженность», имея в виду происхождение Софии Андреевны из простого народа.
Что же было для Софии Андреевны святыней, за которую она готова была бы терпеть и мучиться? Святым было для нее то высшее, что признает святым Церковь, — без умения выразить церковную веру в суждениях, но имея ее в своей душе, целостно воплощенную в образе Христа. Свои убеждения она выражает, как это свойственно простому народу, в кратких конкретных заявлениях. Твердая вера во всеобъемлющую любовь Божию и в Провидение, благодаря которому нет бессмысленных случайностей в жизни, — вот источник силы Софии Андреевны. Сила ее — не ставрогинское гордое самоутверждение, а бескорыстная неизменная привязанность к тому, что действительно ценно. Поэтому ее глаза, «довольно большие и открытые, сияли всегда тихим и спокойным светом»; выражение лица «было бы даже веселое, если бы она не тревожилась часто». Лицо очень привлекательно. В жизни Софии Андреевны, столь близкой к святости, была тяжкая вина: через полгода после свадьбы с Макаром Ивановичем Долгоруким она увлеклась Версиловым, отдалась ему и стала его гражданской женой. Вина всегда остается виною, но, осуждая ее, надо учитывать смягчающие обстоятельства. Выходя замуж восемнадцатилетней девушкой, она не знала, что такое любовь, исполняя завещание своего отца, и шла под венец так спокойно, что Татьяна Павловна «назвала ее тогда рыбой».
В жизни каждый из нас встречается со святыми людьми, скромное подвижничество которых незаметно постороннему взгляду и не ценится нами в достаточной мере; однако без них скрепы между людьми распались, бы и жизнь стала бы невыносимой. София Андреевна принадлежит именно к числу таких не канонизованных святых. На примере Софии Андреевны Долгорукой мы выяснили, какой была женщина чувства у Достоевского.
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (2 варианта)
... Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется». Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек. ... А. Платонова «Возвращение». Капитан Иванов вернулся домой с фронта и ... желаний и страстей. Несчастная любовь сделала героиню сильнее и привела ... товарищей и другими радостями жизни богатого наследника. Николай не ... судьбе научила Ростова хозяйственности. Когда герой выгодно женился, он ...
В «Бесах» выведен образ готовой к самопожертвованию Даши Шатовой, а также гордой, но несколько холодной Лизы Тушиной. Нового, по сути, в этих образах нет. Подобное уже было. Не является новым и образ Марии Лебядкиной. Тихая, ласковая мечтательница, полу– или совсем помешанная женщина. Новое в другом. Достоевский впервые с такой полнотой вывел здесь образ антиженщины. Вот прибывает с запада Майе Шатова. Она умеет жонглировать словами из словаря отрицателей, но забыла, что первая роль женщины — быть матерью. Характерен следующий штрих. Перед родами Маг1е говорит Шатову: «Началось». Не поняв, тот уточняет: «Что началось?» Ответ Мапе: «А почем я знаю? Я разве тут знаю что – нибудь?»[17, c .66] Женщина знает то, чего ей можно было и не знать, и не знает того, чего не знать ей просто нельзя. Она забыла свое дело и делает чужое. Перед родами, при великой тайне появления нового существа эта женщина кричит: «О, будь проклято все заранее!»[17, c.67].
Другая антиженщина — не роженица, а повитуха, Арина Виргинская. Для нее рождение человека есть дальнейшее развитие организма. В Виргинской, однако, не совсем умерло женское. Так, после года жизни с мужем она отдается капитану Лебядкину. Женское победило? Нет. Отдалась– то из – за принципа, вычитанного из книжек. Вот как о ней, жене Виргинского, говорит рассказчик: супруга его, да и все дамы, были самых последних убеждений, но все это выходило у них несколько грубовато, именно тут была «идея, попавшая на улицу», как выразился когда– то Степан Трофимович по– другому поводу. Они все брали книжек и, по – первому даже слуху из столичных прогрессивных уголков наших, готовы были выбросить за окно все, что угодно, лишь бы только советовали выбрасывать. Вот и здесь, при родах эта антиженщина, видимо, усвоив из книжки, что детей должен воспитывать кто угодно, только не мать, говорит ей: «Да и ребенка хоть завтра же вам отправлю в приют, а потом в деревню на воспитание, там и дело с концом. А там вы выздоравливайте, принимайтесь за разумный труд» [21,c.45] . Это были женщины, которые резко противопоставлялись Софии Андреевне и Сонечке Мармеладовой. Все женщины Достоевского чем – то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.
В «Преступлении и наказании» перед нами целая галерея русских женщин: Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна.
Ф.М. Достоевский сумел увидеть главную черту русского женского характера и раскрыть ее в своем творчестве. В его романе присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие – Сонечка Мармеладова – и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую и враждебную им обстановку – Катерина Ивановна. Два этих женских характера интересовали Достоевского, заставляли его вновь и вновь обращаться к ним в своих произведениях. Писатель, безусловно, на стороне кротких героинь, с их жертвенностью во имя любимого. Автор проповедует христианское смирение. Ему больше по душе кротость и великодушие Сони. А бунтарки – чаще всего безмерные гордячки, в порыве оскорбленного чувства идут против здравого смысла, кладут на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, – благополучие своих детей. Такова Катерина Ивановна.
Роль родительского наставления в жизни человека (2)
... в жизни человека, что писать в итоговом сочинении? Именно в семье человек получает старт в успешную жизнь ... старшим. Большую роль сыграло родительское наставление и в жизни героя повести А. С. ... комендантом крепости Мироновым и его помощником Иваном Игнатьичем, Пётр готов был ... жизни человека. Семья в жизни человека играет настолько огромную роль, что переоценить ее влияние вряд ли возможно. Человек, ...
Изображая судьбы Катерины Ивановны и Сони Мармеладовой, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение и с другой – непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романа: вся линия Сонечки Мармеладовой окрашена в лирические, местами в сентиментально – примирительные тона; в описании злоключений Катерины Ивановны преобладают обличительные интонации.
Все типы представил писатель в своих романах, но сам остался на стороне кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его «бунтарка» Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Так всегда было на Руси: мужчина – деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве. Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.
Вероятно, Достоевский был первым русским писателем, сделавшим искусство психоанализа доступным широкому кругу читателей. Если кто – то и не поймет, не осознает того, что показал ему автор, то почувствует точно, что все же приблизит его к видению истинного смысла обрисованной в произведении картины действительности. Герои Достоевского фактически не выходят за рамки бытовой повседневности и решают свои сугубо личные проблемы. Однако в то же время эти герои постоянно действуют и сознают себя перед лицом целого мира, а их проблемы оказываются, в конечном счете, всечеловеческими. Чтобы добиться такого эффекта, писатель должен проделать чрезвычайно кропотливую работу, без права на ошибку. В психологическом произведении не может быть ни одного лишнего слова, героя, события. Поэтому, анализируя женские образы в романе, следует обращать внимание на все, вплоть до мельчайших деталей.
На первых страницах мы знакомимся с ростовщицей Аленой Ивановной. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое – то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка»[19, c .55]. Раскольникову омерзительна процентщица, а, собственно, почему? Из – за внешнего вида? Нет, я специально привела ее полный портрет, но это обычное описание старого человека. За ее богатство? В трактире один студент говорил офицеру: «Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…» [19, c .57]. Но в этих словах нет злобы. Тот же молодой человек сказал: «Славная она, у ней всегда можно денег достать». В сущности Алена Ивановна никого не обманывает, ведь цену заклада она называет до заключения сделки. Старуха зарабатывает себе на жизнь так, как может, что делает ей честь, в отличие от Родиона Романовича, который признался в разговоре с другой героиней: «Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел» [23, c.36] . Вот кто заслуживает порицания: человек, не желающий работать, готовый продолжать жить на деньги небогатой матери и оправдывающий себя какими – то философскими идеями. Не надо забывать, что Наполеон своими руками проложил путь себе из низов к верхам, и именно это, а не совершенные им убийства, делает его великим человеком. Для дискредитации героя было бы достаточно убийства ростовщицы, но Федор Михайлович вводит еще один персонаж и делает его второй жертвой молодого студента. Это сестра Алены Ивановны, Лизавета. «У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная». Комплекция и здоровье позволяли ей не давать себя в обиду, но она предпочитала существующий порядок вещей. В романе она считается чуть ли не святой. Но почему– то все забывают о том, «чему удивлялся и смеялся студент». Это «было то, что Лизавета поминутно была беременна…». Что же случалось с ее детьми, ведь в квартире обитали только две сестры? Не стоит закрывать на это глаза. Лизавета в своей «доброте» не отказывает студентам. Это скорее безвольность, а не доброта, младшая сестра не ощущает действительности, она и не наблюдает за ней со стороны. Она и не живет в общем– то, она растение, а не человек. Возможно, только простая и работящая Настасья смотрит на Раскольникова трезво, а именно «с отвращением». Привыкшая к добросовестному труду, она не может понять праздно лежащего на диване хозяина, жалующегося на бедность и не желающего попробовать заработать денег, придающегося праздным размышлениям, вместо занятий с учениками. «Она вошла опять в два часа, с супом. Он лежал как давеча. Чай стоял нетронутый. Настасья даже обиделась и со злостью стала толкать его»[12, c .14]. Человек, не увлекающийся психологией, вряд ли придаст этому эпизоду значение. Для него дальнейшее действие романа будет развиваться согласно общепринятому сценарию. Кто– то же благодаря этому персонажу, быть может, усомнится в правоте некоторых героинь, с которыми автор знакомит нас позднее. Говорят, яблоко от яблони недалеко падает. Кто же так избаловал Родиона? Любой психотерапевт ищет корни болезни пациента в детстве последнего. Итак, автор знакомит нас с Пульхерией Раскольниковой, матерью главного героя. «Ты один у нас, ты наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе?. Но ведь он мужчина, он, а не престарелая мать, должен кормить всю семью, благо он имеет возможность работать. Мать готова на все ради сына, даже выдать замуж дочь за человека, «кажется, доброго»[20, c .13], зато который и Роде «может быть весьма полезен даже во всем, и мы уже положили, что ты, даже с теперешнего же дня, мог бы определенно начать свою будущую карьеру и считать участь свою уже ясно определившеюся. О, если б это осуществилось!»[24, c .73]. Наиболее важна именно последняя фраза Пульхерии Раскольниковой. Не о счастье дочери, идущей под венец без любви и без того уже настрадавшейся, мечтает мать, а о том, чтобы с помощью жениха получше пристроить бездельника сына. Избалованным детям в жизни потом приходится очень трудно, что и доказывает дальнейшее развитие событий в романе.
Марфу Петровну читатель знает только по рассказам других героев произведения, знакомых с семьей Свидригайловых. В ней нет ничего примечательного, она просто нелюбимая жена своего мужа, уличившего его в измене, получившая супруга только благодаря своему состоянию. В конце книги мы встречаем следующую фразу, адресованную будущему самоубийце: «Не твой револьвер, а Марфы Петровны, которую ты убил, злодей! У тебя ничего не было своего в ее доме»[17, c .15]. Похоже, эта женщина появилась среди действующих лиц для того, чтобы с ее помощью уличать жестокого игрока в жизнь.
Далее Раскольников знакомится с семьей Мармеладовых. «Катерина Ивановна с воплем и со слезами выбежала на улицу – с неопределенной целью где– то сейчас, немедленно и во что бы то ни стало найти справедливость». Она подобна Фернанде из романа Маркеса «Сто лет одиночества», которая «бродила по дому, громко причитая – для того, мол, ее воспитывали, как королеву, чтобы стать ей прислугой в сумасшедшем доме, жить с мужем – лодырем, безбожником, а она работает – надрывается, везет на себе хозяйство…». Показательно то, что ни та, ни другая женщина ничего этого не делает. Как у Маркеса нашлась Петра Котес, которая фактически содержала Фернанду, так и Достоевский вывел Соню, чтобы не дать пропасть Мармеладовым. Доброта Сони мертва и мнима, как и святость покойной Лизаветы. Для чего Софья Семеновна стала проституткой? Из жалости к сводным брату и сестрам? Почему тогда она не ушла в монастырь, взяв их с собой, ведь там им жилось бы явно лучше, чем с отцом– алкоголиком и устраивающей им побои матерью? Предположим, что она не хотела бросать на произвол судьбы Мармеладова с женой. Но для чего тогда давать отцу деньги на выпивку, ведь именно это погубило его? Наверное, ей жалко его, он не напьется, будет страдать. Самое время вспомнить фразу: «Любить всех, значит не любить никого». Сонечка видит только свои добрые поступки, но она не видит, не хочет видеть то, как они проявляются на тех, кому она помогает. Она, как и Лизавета, делает все, о чем ее просят, не разбирая, зачем это, что из этого получится. Как робот, Соня выполняет то, что предписано Библией. Так светит электрическая лампочка: потому что кнопку нажали и ток идет.
Теперь заглянем в конец романа. Фактически, Свидригайлов предлагает Авдотье Романовне то же, чего Катерина Ивановна требовала от Сонечки. Но Дуня знает цену многим поступкам в жизни, она умнее, сильнее и, что самое главное, в отличие от Софьи Семеновны, она помимо своего благородства способна увидеть чужое достоинство. Не принял бы брат от нее спасения такой ценой, он скорее покончил бы с собой.
Федор Михайлович Достоевский как великий мастер – психолог описывал людей, их мысли и переживания в «вихревом» потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои.
По мнению Сонечки, этой святой и праведной грешницы, именно отсутствие любви к ближнему (Раскольников называет человечество «муравейником», «тварью дрожащей») и является принципиальной причиной греха Родиона. В этом и состоит разница между ними: его грех – подтверждение своей «исключительности», своего величия, своей власти над каждой вошью (будь то мать, Дуня, Соня), ее же грех – жертва во имя любви к своим родным: к отцу – пьянице, к чахоточной мачехе, к ее детям, которых Соня любит больше своей гордыни, больше своего самолюбия, больше жизни, наконец. Его грех – уничтожение жизни, ее – спасение жизни. Вначале Раскольников ненавидит Соню, так как он видит, что и его, Властелина и «бога», любит это маленькое забитое существо, несмотря ни на что, любит и жалеет (вещи взаимосвязанные), – этот факт наносит сильнейший удар по его выдуманной теории. Более того, любовь его матери к нему, сыну, также, несмотря ни на что, «мучает его», Пульхерия Александровна постоянно идет на жертвы ради «любимого Роденьки».
Мучительна для него жертва Дуни, ее любовь к брату – еще одна ступень к опровержению, к краху его теории. Автор полагает, что любовь – самопожертвование, воплотившееся в образе Сони, Дуни, матери – ведь для автора важно показать не только любовь женщины и мужчины, но и любовь матери к сыну, брата к сестре (сестры к брату).
Дуня соглашается на брак с Лужиным ради брата, и мать отлично понимает, что жертвует дочерью ради своего первенца. Дуня долго колебалась, прежде чем принять решение, но, в конце концов, все – таки решилась: «… пред тем как решиться, Дуня не спала всю ночь, и, полагая, что я уже сплю, встала с постели и всю ночь ходила взад и вперед по комнате, наконец, стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась». Дуня Раскольникова собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать «покупателя».
Соня же сразу, без колебаний соглашается отдать всю себя, всю свою любовь Раскольникову, пожертвовать собой ради благополучия своего возлюбленного: «Придешь ко мне, я надену крест на тебя, помолимся и пойдем». Соня с радостью соглашается следовать за Раскольниковым куда угодно, везде сопровождать его. «Он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее… « – тут и любовь Сонина, вся ее самоотверженность.
Автор романа «Преступление и наказание» знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю.
Мармеладов дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Старуха – процентщица, которая, хотя ей и жить– то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.
Соня Мармеладова – главный женский образ романа – является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.
Образ Сони – один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею «Божьего человека». Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех – убийство. Сонечка отказывается судить кого – либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»[9, c .29].
Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В.Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй она носительница народной нравственности.
В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.
Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.
Не секрет, что одним из способов создания образов в художественном произведении является портретная характеристика героев, через которую раскрываются отдельные стороны творческой индивидуальности писателя, особенности его метода. Портретная характеристика используется писателями по – разному. Благодаря этому создается неповторимость, своеобразие психологических стилей таких писателей – психологов, как Лермонтов, Тургенев, Л. Толстой, Чехов, Горький.
Достоевский и его творчество представляют собой целую эпоху в русской художественной литературе и до сих пор вызывают интерес исследователей.
В монографии Ю. Селезнева «В мире Достоевского» прослеживается весь жизненный путь писателя. Автор показывает, как личность творца претворяется в его слова, в определенную систему образов.
Художественный мир Достоевского построен на загадках. Лицо является одной из центральных загадок в творчестве писателя. Лица героев Достоевского представляют собой органическое отражение их самосознания, их жизненной позиции и сокровенной сути. Таким образом, исследователь пытается взглянуть на мир как бы глазами самого писателя, рассказать о нем – его представлениями, судить о нем – его суждениями.
В работе В. И. Этова «Достоевский. Очерк творчества»раскрываются особенности творчества Достоевского. Автор отмечает, что в романах присутствует два плана: социальный и философский. В. И. Этов рассматривает некоторые приемы повествования у Достоевского с учетом основных содержательных принципов романа. В книге П. М. Фридлендера «Реализм Достоевского» опубликовано письмо к Достоевскому неизвестного читателя, в котором отмечена способность писателя рисовать необычайных героев, непонятных другим: «У нас в России только и есть два психолога– беллетриста – это Толстой и Вы. Художественная кисть Толстого рисует предметы тонкие, изящные. Вы же трогаете болячки чуждого Вам элемента. Оттого – то Вам одному только доступно изображать тип, который почти непонятен другим. Вы их почувствовали, Вы за них болели. Вы измаялись нравственно вместе с ними, заставляя себя чувствовать по – ихнему и таким образом воспроизводить живого, но изуродованного человека».
При изображении героев Достоевский использует различные средства: речевую характеристику, интерьер, пейзаж портрет и т. д., что характеризует героев со всех сторон. Но ведущее место среди них занимает портрет. Достоевский выработал своеобразную манеру портретной характеристики героев. Художник использует метод «двукратного портретирования».
У Достоевского преобладает видение внутреннего человека над видением его внешности, и тем не менее Достоевский выработал очень своеобразный и совершенный способ портретирования, отличающийся от гоголевского гротескного изображения человека, и от информационной описательности у реалистов середины 19 века, и от функциональной пластики Толстого, изображающего портреты постепенно в нарастающих эпизодах, в зависимости от эпического и психологического развертывания повествования».
В работе А. В. Чичерина «Сила поэтического слова» дается общая характеристика специфических черт портрета Достоевского. Исследователь делает очень интересное замечание: «В портрете, прежде всего, даже, может быть, исключительно важная – мысль. Мысль так выбирается из всякого изображенного в романе лица, что автор постоянно забегает вперед, по одному внешнему виду обнаруживает в человеке всю его подноготную».
Все женщины Достоевского чем – то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.
У Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голоса разных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуется диалогом сознаний. В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознаний вступают голоса в чем – то очень близкие, но в чем– то очень разные, голоса будут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что у всех людей одно сознание, начало. Он считает, что человек – ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одном человеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться.
В романе «Преступление и наказание» автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица вечной Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
Образ Сони – один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею «Божьего человека». Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех – убийство. Сонечка отказывается судить кого – либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»[15, c 93].
В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой, недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.
Все типы представил писатель в своих романах, но сам остался на стороне кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его «бунтарка» Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Так всегда было на Руси: мужчина – деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве.
Федор Михайлович Достоевский как великий мастер – психолог описывал людей, их мысли и переживания в «вихревом» потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои.
Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.
-
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972
-
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972
-
Гроссман Л.П. Достоевский – М.; Молодая гвардия, 1963
-
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2008. – 624 с.
-
Егоров Б.Ф. Библиографический словарь. Русские писатели. – М., 1990
-
Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: книга для учителя. – М., 1986
-
Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. – Петрозаводск, 1978
-
Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. – М., 1980
-
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М: Современный писатель, 1974
-
Майков В.Н. Литературная критика. – М., 1985
-
Назиров Р.О. Творческие принципы Достоевского. – Саратов, 1982
-
Писарев Д.И. Борьба за жизнь. // Литературная критика т.3, Л., Художественная литература, 1981, с.177 – 244.
-
Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова. // Достоевский и русские писатели. – М., 1977
-
Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. – М., 1980
-
Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. – М.: Современный писатель, 1979
-
Соловьев, С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского / С. М. Соловьев. – М. : Современный писатель, 1979. – 230 с.
-
Соловьев, С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского / С.М. Соловьев. – М.: Современный писатель, 1979.
-
Тишкин, Г. А. Женский вопрос в России: 50– 60– е гг. XIX в. / Г. А. Тишкин. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1984. – 239 с.
-
Фридлендер, Г. Достоевский и мировая литература / Г. Фридлендер. – Л. : Советский писатель, 1985. – 456 с.
-
Фридлендер, П. М. Реализм Достоевского / П. М. Фридлендер. – Л. : Наука, 1964. – 378 с.
-
Чирков Н.М. О стиле Достоевского. – М., 1963
-
Чирков, Н. М. О стиле Достоевского / Н. М. Чирков. – М. : Издательство Академии наук CCCP, 1963. – 188 с.
-
Чичерин А.В. Сила поэтического слова. – М.: Современный писатель, 1985
-
Чичерин, А. В. Сила поэтического слова / А. В. Чичерин. – М. : Современный писатель, 1985. – 234 с.
-
Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. – М., 1980
-
Этов, В. И. Достоевский. Очерк творчества / В. И. Этов. – М. : Просвещение, 1980. – 360 с.