Опера ‘Турандот’ Пуччини как новая трактовка опер веристского направления

музыкальный опера лирический турандот

Веризм — шаг вперед или движение назад?

vero

Эстетические принципы веризма вначале сформировалась в литературе итальянских писателей Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи, Ч. Тронколи. Их творчество, основанное на беспристрастном подборе и освещении фактов, имеет явное сходство с французским натурализмом. Но в отличие от натуралистов, которых интересовала жизнь города, писатели-веристы, как правило, рассказывали о жизни и нравах итальянской деревни. Их излюбленным жанром была небольшая новелла, в центре которой — человек, обреченный на безрадостное существование. Они также интересовались социальными вопросами, сочувствуя жертвам общественной несправедливости.

В музыке веристское направление, представлено оперным творчеством П. Масканьи, Р. Леонкавалло и Дж. Пуччини. Оно сформировалось в противовес увлечению вагнеровской драмой. Следуя опыту писателей, композиторы-веристы обратились к изображению жизни бесправных бедняков.

Веристская опера по-своему необыкновенна. Но судьба ее оказалась недолговечной. Очень скоро обнаружилась эстетическая ограниченность этого творческого направления. К его недостаткам следует отнести и злоупотребление бьющими по нервам эффектами, и преувеличенные, «взвинченные» эмоции, и назойливые штампы, кочующие из оперы в оперу.

Предшественники… «Сельская честь» П. Масканьи — единственная и неповторимая? Р. Леонкавалло — новатор оперного жанра или журналист-путешественник?

Опера «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1863-1945) положила начало музыкальному веризму. В основе оперы — сюжет одноименной пьесы главы литературного веризма Дж. Верга. Когда «Сельская честь» была заявлена на конкурс одноактных опер, объявленный в Милане в 1888 году, никто не предполагал, что она станет первой оперой нового в то время направления в искусстве. Но явный контраст операм XIX века дал признание её создателю и толчок к развитию веризма в музыке. Удивительно, что эта опера стала единственной выдающейся в наследии Масканьи, так как ни одна из последующих четырнадцати не поднялась до уровня «Сельской чести».

Поражает то, что продолжателем дела Масканьи стал человек, который долго не мог решить, в чем его подлинное призвание — музыка или литература? Руджеро Леонкавалло в 20 лет получил степень доктора литературы. Эти знания пригодились ему как драматургу и либреттисту. Успех как к музыканту к нему пришел с оперой «Паяцы». Изначально внимание композитора привлек триумфальный успех оперы Масканьи «Сельская честь». После этого на собственное либретто (помогли литературные знания) Леонкавалло пишет оперу «Паяцы». Эта короткая реалистическая драма с интригующим сюжетом во многом перекликается с оперой «Сельская честь». Публика и критика сразу же признали оперу лучшей из опер веристов.

6 стр., 2602 слов

Значение слова опера

... Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах О., преимущественно комедийных, вместо речитатива ... («Мельничиха», 1788) и Д. Чимарозы («Тайный брак», 1792). В Англии ≈ балладная опера («Опера нищего», обработка мелодий Дж. Пепуша, 1728). В Испании ≈ тонадилья («Мнимый слуга» В. ...

Почему эти две оперы, столь похожие между собой по жанру, по характеру и музыкальному языку, не стали конкурирующими? В настоящее время они часто исполняются подряд в один вечер. «Сельская честь» и «Паяцы» прекрасно дополняют друг друга. Совместное их исполнение помогает глубже раскрыть основы веристской музыки и замыслы композиторов. Именно в этих операх определились характерные черты опер веристского направления: обращение к современным сюжетам; обыденная обстановка места действия; применение прозаического текста вместо стихотворного; эффектность театральных ситуаций; повышенно экспрессивный вокальный стиль, получивший свое высшее выражение в «ариях крика».

Обсуждая оперы Дж. Пуччини…

Единственным композитором, сумевшим выйти за рамки веристского направления, был Джакомо Пуччини (1858-1924).

Целый ряд его опер относят к высшим достижениям оперного веризма. Среди них «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» (1904).

Опера «Богема» (1896 г.) считается одной из его лучших работ так же как одной из самых романтичных опер, когда-либо написанных. Она и сегодня является самой репертуарной оперой. Опера «Тоска» (1900 г.) первая веристская опера, содержание которой связано с историческими политическими событиями. Опера «Мадам Баттерфляй» (1904 г.) первоначально была принята с большой враждебностью (главным образом его конкурентами), но, после некоторой переделки, стала второй из его самых успешных опер. Вместе с тем, далеко не всё в этих сочинениях отвечает эстетическим нормам веристского театра.

Последняя его опера, «Турандот», завершает развитие классической оперы, ведь творчество того же Масканьи уже не оказывает влияния на музыку XX века, В этот период господства экспрессионизма, неоклассицизма, авангардистских течений, сочетающегося с практически полной «победой» декламационности над принципами мелодизма, «Турандот» в одиночестве завершает более чем трехсотлетний путь развития классического оперного жанра.

Музыковеды о «Турандот» Пуччини

«Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма»

«Итальянская музыка первой половины ХХ века»

Цель работы

1. История создания

Сюжет «Турандот» изложен в повести азербайджанского писателя XII века Низами, которая включалась в различные европейские сборники персидских сказок XVIII века. Оттуда итальянский драматург К. Гоцци и почерпнул этот сюжет. Позднее пьесу Гоцци перевел на немецкий язык Ф. Шиллер, который усилил её драматизм, «укрупнил» характеры героев и заново написал сцену загадок Турандот.

История создания оперы «Турандот» родилась у Дж. Пуччини в 1919 году. Либретто писали драматург Джузеппе Адами и поэт Ренато Симони. При этом композитор не ограничился только сочинением музыки, а и давал указания либреттистам о содержании оперы. В отличии от оригинального сюжета Пуччини еще больше подчеркнул драматическую атмосферу действия. Даже веселые «маски» итальянской комедии Панталоне, Тарталья и Бригелла, получив китайские имена Пинг, Панг, Понг, из безобидных болтунов превратились в жестоких, хотя и выступающих в шутовском обличье, врагов героя. Счастливая развязка оперы, в отличие от пьесы, омрачена жертвенной смертью Лиу. Этот трогательный образ создан Пуччини, отказавшимся от героини Гоцци — пленной принцессы, энергичной и коварной, тайной соперницы Турандот, которая хитростью выведывает тайну героя и предает его. Пуччини протовопоставил два контрастных женских образа: холодную, жестокую, незнающую человеческих чувств принцессу Турандот и хрупкую, нежную рабыню Лиу, которая своей смертью утвердила непобедимую силу любви.

4 стр., 1825 слов

Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки

... образов (берендеево царство в «Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев. Так, задумав оперу ... среди которых выделяется разбор «Снегурочки» (к сожалению, он не был завершен композитором). Своей педагогической работой Римский-Корсаков внес огромный вклад в развитие ...

Работа композитора над «Турандот» длилась с 1920 года до самой смерти. За это время он успел написать большую часть оперы, не завершив заключительную сцену III акта. В настоящее время «Турандот» известна в версии, оконченной другом Пуччини, Франко Альфано.

«Здесь смерть вырвала перо из рук маэстро»

2. Самобытность трактовок музыкальных образов

любовная лирика в образах Турандот и Калафа

Сюжет оперы строится вокруг истории любви жестокой китайской принцессы Турандот и принца Калафа. Как и в сказке Гоцци, Турандот испытывает всех претендентов в женихи, загадывая им три загадки, с условием, что отгадавший получит её в жёны, а ответивший неверно будет казнён. После ряда перипетий принц Калаф отгадывает загадки и получает Турандот, поддавшуюся силе чувств. Поэтому образ принцессы по ходу сюжета эволюционирует — из холодной, недоступной красавицы она превращается в страстную, любящую девушку.

«Non piangere, Liu» («He плачь, моя Лиу») [43].

«In questa Reggia» («В столице этой») [43]

Сцена загадок [50]

«Figlio del cielo» («О повелитель») [63]

«Nessun dorma» («Этой ночью спать не будут») [4]

«Del primo pianto» («В слезах восторга») [42].

лирико-психологические черты в характеристике Лиу

Побочную линию оперы составляет печальная судьба Лиу, служанки Тимура. Она тайно влюблена в принца Калафа и жертвует собой ради его спасения. Образ Лиу контрастен образу принцессы Турандот. Следуя традициям Дж. Верди, он создает контраст двух женских образов (Джильда — Маддалена («Риголетто») и Турандот — Лиу).

Так в контрасте внешнего конфликта раскрывается лирико-психологические черты образа героини. Безусловно, одним из самых сильных качеств таланта Дж. Пуччини была способность впечатляюще изобразить тему женской жертвенной любви, окрашенной в реалистические тона, придающие повествованию черты задушевной трогательности. Так появилась в опере эта линия, которой не было в оригинальном сюжете. В отличие от пьесы Гоцци, где соперница Турандот рабыня Адельма была коварна и хитра, Лиу воплощает собой только трогательную женственность, что подчёркивается её мягкой и лиричной вокальной партией. Но эта тема никак не может претендовать на основную художественную идею. Она и по объему сравнительно невелика и занимает подчиненное место в опере, лишь контрастно оттеняя сказочное, эпическое начало.

«Signoro, ascolta» («О господин мой») [42].

8 стр., 3938 слов

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко

... М. Глинки и А. Серова, Шевченко подаренные Киеву артистами петербургского Мариинского театра. Кроме опер российских композиторов, в театре также были поставлены оперы Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, а также ...

«Tanto amore segreto» («Ведь любовь так всесильна») [24]

Сцена самопожертвования Лиу, закалывающей себя из любви к Калафу, — последнее, что Пуччини успел написать. Около года ушло на то, чтобы родилось это проникновенное ариозо. Слова к ней, недовольный вариантами предложенными либреттистами, композитор сочинил сам. Эту прекрасную патетическую мелодию — лебединую песню Пуччини, в которой он, как и его героиня, прощался с жизнью, подхватывает Тимур, отец Калафа, и развивает хор.

комическая линия оперы — образы трех министров

«Fermo! Che fai?» («Стой! Ты куда?») [28]

Вот до чего мы докатились! — В палачей мы превратились! [4].

«Nessun dorma»

Обобщенный образ министров единственный во всей оперы является чисто китайским, без присутствия каких-либо итальянских черт, что отличает его от музыкальных характеристик главных героев. Такое музыкальное «однообразие» помогает композитору полнее раскрыть социальные проблемы оперы сквозь призму комических образов.

Роль хоровых сцен в опере

Несмотря на то, что автор назвал оперу «Турандот» лирической драмой, это наименование весьма условно и лишь частично соответствует жанровой природе сочинения. «Турандот» — эпическая опера с монументальным и мощным звучанием. Эпический характер этой «китайской оперы» предопределил широкое применение в ней хора, что нехарактерно для Пуччини (в предыдущих операх хоры были использованы сравнительно мало).

В трехактной композиции оперы крайние акты выделяются своим драматическим, суровым характером, так как в них сосредоточены наиболее мрачные и жестокие сцены. На протяжении всего первого акта Пуччини чередует массовые хоровые сцены со сценами, раскрывающими внутренний мир героев оперы. Это дает возможность еще сильнее подчеркнуть контраст между чувствами героев и бурными, дикими страстями, которые владеют толпой.

Говоря о первом действии, следует, прежде всего, сказать, что в нем воплощены образы бесчеловечной жестокости и горя. В начале оперы глашатай (Мандарин) обращается к «народу Пекина»: принцесса Турандот станет женой того, кто отгадает три ее загадки; а того, кто не сможет сделать это, ждет плаха. Словам глашатая предшествует грозная унисонная тема:

Роль хоровых сцен в опере 1

«Ungi! Arrota!»

«La, sui monti dell’est» («Там, на восточных горах») [19],

«Ah!. Parla! Il nome!» («Ах!. Имя! Скажи нам!») [29].

«O Sole! Vita! Eternita!» («О жизнь! О вечность! О любовь») [54],

Выводы

Опера «Турандот» Дж. Пуччини — эпическое произведение, обладающее всеми чертами повествования возвышенно-романтического плана. Композитор впечатляющим образом скрестил романтические черты классической «большой оперы» seria с антиромантическими художественными настроениями начала ХХ века. Романтическая стилистика проявляется в драматически наполненных массовых сценах и в основополагающей роли хора (участника действий, комментатора событий), сказочной условности и назидательности сюжета, зрелищности сценических ситуаций, преувеличенной экстатичности чувств. Антиромантизм находит свое выражение в элементах стилизации, в импрессионистическом характере музыки, подчеркиваемого колористическим звучанием оркестра, а также в жанровой мозаичности, простирающейся от эпоса к лирике, от возвышенного трагизма к тонкой иронии (сцены с министрами).

10 стр., 4532 слов

По творчеству М. тема любви в лирике М.Цветаевой. Любовь — ...

... в страшной тайне И в бешенстве она нежна Любовная лирика Цветаевой в стихотворении «Быть нежной, бешеной и шумной» показывает жизнелюбие героини и гамму противоречивых эмоций и переполняющих ее ... святая тема лирики Цветаевой - тема любви. Я не знаю другой такой поэтессы, которая бы так писала о своих чувствах. От обольщения к разочарованию - таков "любовный крест" цветаевской героини; страсти ...

Принцесса Турандот, какой ее создал Пуччини, близка возникшему в эпоху модернизма образу «femme fatale» — роковой женщины. Такая героиня играет в жизни мужчины трагическую роль. Либо она остается недостижимой навсегда (он страдает или гибнет), либо он добивается близости с ней (и тогда гибнут или оба, или возникает любовь).

В Европе рубежа XIX-XX веков женщина становится символом невозможности партнерства — в литературе и музыке властвуют роковые Кармен (Ж. Бизе), Лулу (А. Берг), Саломея (Р. Штраус).

Превратить Турандот, убивающую мужчин, в любящую женщину — решение не театральной, а жизненной проблемы того времени.

Интересно то, что «Турандот» Дж. Пуччини через образ Лиу опера сюжетно связана с философией Вагнера и своеобразно преобразовывает его Цикл Розы. С тремя противоборствующими желаниями в опере — доминировать, любить и искуплять — Пуччини поступил следующим образом: Лиу получила всю любовь и нежность, присущую предыдущим героиням, так что она будет любить и искуплять. А Турандот достался убийственный инстинкт, который медленно, но верно рос в каждой героине опер Пуччини, начиная с Манон Леско, поэтому она будет доминировать. Вся любовь, которую обычно питает пуччиниевская героиня, досталась Лиу, в то время как Турандот не чувствует ничего, кроме желания уничтожить. Что у этих двух женщин общего, так это то, без чего героиня Пуччини не может существовать, а именно — желание полностью контролировать судьбу главного мужчины-персонажа, доминировать над ним. Хоть все речи Лиу умоляющи по тону, но в последней сцене она демонстрирует несгибаемое стремление контролировать жизнь Калафа, которая зависит от ответа девушки. Лиу решает спасти Тимура и принца, завоевать для последнего Турандот и искупить грешную душу принцессы. Пуччини сделал, как в «Парсифале» Вагнера, только поцелуй Кундри, и искупление грешника здесь переставлены местами. Через мученичество Лиу, которая становится настоящим Спасителем, Турандот получает божественное прощение, как Кундри, когда Парсифаль её окрестил.

По заметкам, оставленными Пуччини, Ф. Альфано восстановил финал оперы — сердце Турандот тает от поцелуя Калафа, пробуждающего в девственной принцессе силу любви. Этот поцелуй и есть инциирующий поцелуй Кундри.

Цикл Розы Джакомо Пуччини (подразумевается последовательность пуччиниевских опер, от «Виллис» до «Турандот», с исключением из цикла «Джанни Скикки») — такой странный, такой личный, такой прекрасный — кончается там, где Артуро Тосканини отложил палочку на мировой премьере «Турандот». Он завершается смертью героини (Лиу) на заре и обещанием любившего её мужчины (Тимура) последовать за нею на вечный отдых в Ночь, где нет рассвета. Цикл Розы заканчивается исполнением мечты о бесконечной любви в бесконечной ночи, и, может быть, это к лучшему.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/italyanskiy-opernyiy-verizm-i-ego-dostijeniya/

2. Веризм // Краткая литературная энциклопедия т. 1. М., 1962. С. 926.

— Данилевич Л.В. Джакомо Пуччини. — М.: Музыка, 1969.

4. Кенигсберг А. Некоторые приемы музыкальной драматургии Дж. Пуччини и современная зарубежная опера. — Л.: Музгиз, 1963.

18 стр., 8506 слов

Что такое светское песенное искусство 20 века. Тема : Светская и духовная музыка

... духовной жизни внутри себя порождала новое мирское искусство. В соответствии с традициями рыцарства – и как реакция на аскетизм христианской доктрины – образным центром новой мирской музыки становится земная чувственная любовь. ... и светское песенное искусство. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох Выполнил: учитель музыки ... стихирах проводится тема дня или ...

5. Кириллина Л. Итальянская опера первой половины ХХ века. — М., 1996.

6. Левашова О. Пуччини и его современники. М., 1980.

— Нестьев И.В. Джакомо Пуччини. — М., Музгиз, 1963.

8. Пуччини Дж. Турандот. Лирическая драма в 3-х действиях, 5 картинах. Клавир. М., «Музыка», 1980.

9. Чаптыкова Т. Мифологическое и ритуальное в опере Пуччини «Турандот»: к вопросу интерпретации структуры и содержания: Дипл. работа / ГМПИ им. Гнесиных. Науч. рук. М.А. Енговатова. М., 1991.

10. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М., 1983.

— Amy D. Giacomo Puccini. Paris, 1970.

12. Arnesen Iris J. The Romantic World of Puccini: A New Critical Appraisal of the Operas. McFarland & Company, 2009

13. Bogel H. Studium zum Instrumentation in der Opern Giacomo Puccinis. Tiibinger, 1977.

14. Krause E. Puccini. Beschreibung eines Welterfolges. Leipzig, 1985.

15. Revers P. Analytische Betrachtungen zu Puccinis «Turandot» // Osterreichische Musikzeitschrift, 34. Jahrgang, Heft 7/8. S.

16. Schiller F. Turandot, Prinzessin von China. Ein tragikomisches Marchen nach Gozzi. Stuttgart.