В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.
Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, составляющего основу творческой деятельности. Воображение — одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Идёт поиск видов деятельности, которая способствует формированию творческой активности. Изобразительная деятельность как никакая другая способствует развитию творческой активности.
Однако при многообразии педагогических и психологических исследований проблема развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности остается открытой, наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.
Однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности, в результате чего детские работы невыразительны, статичны, недостаточно четко передаются характерные и индивидуальные особенности предметов, у детей не развиты технические навыки рисования. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, снижается их творческая активность.
Возникают противоречия между необходимостью формирование творческой активности и недостаточностью использования педагогических средств с целью их развития в дошкольном образовательном учреждении.
Это позволило определить проблему : какие педагогические средства будут эффективными для развития творческой активности. Нам представляется, что таким средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности».
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...
... художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Раскрыть специфику театрализованной деятельности старших дошкольников. Рассмотреть роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников. Выявить в ходе экспериментальной работы целесообразность использования театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших ...
Цель исследования : изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования : процесс развития творческой активности детей.
Предмет исследования : игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:
- Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.
- Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.
Исходя из гипотезы, выделим следующие задачи :
1.Проанализировать состояние проблемы формирования творческой активности детей в психолого-педагогической литературе.
2.Разработать комплекс занятий, игр-упражнений с использованием игровых приемов, направленных на развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Особенности развития детского художественного творчества
Давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Во второй половине XX века исследования творчества стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творчества. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей.
Что это такое — творчество?
В «Толковом словаре русского языка» В.И. Даля творчество — творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство.
Несколько другая трактовка понятия творчества встречается в словаре Ожегова. Творчество — высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступать в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической и др. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение открытие чего-то нового, оригинального.
Творчеством созданы наука и искусство, все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей. Творчество в труде — это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей.
Творческий проект по технологии: пример. учащихся
... варианты. Творческий проект по технологии «Вышивка крестом» можно отнести к поддерживающему проекту. Проект по изготовлению необычной дачной мебели по праву можно назвать инновационным решением. Кроме ... формируется коллектив, дети учатся выстраивать межличностные отношения. Проект предполагает получение нового результата за конкретный промежуток времени. К примеру, творческий проект «Вышивка ...
В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества.
Рассматривая понятие «творчество», психолог Л.С.Выготский говорил, что это создание нового, а С.Л.Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. [5;68]
Несколько иную роль развитию творчества отводят А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров. Они выделяют в нем открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О.К.Тихомиров особую роль в творчестве отводил целеполаганию.
По мнению Б.Г. Ананьева, свойствами творческой личности являются глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива.
В последнее время (Г.Г.Григорьева) были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Таким образом, гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков их множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
В ходе исследований творчества были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению правильного решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщённом виде.
1. Если в прошлом определённый способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способы решения. При встрече с новой задачей человек применяет их в первую очередь .
- Психологические затраты способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.
- Один из способов преодоления сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.
- Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходима, как и ощущение правильности какого-либо движения для его освоения.
- Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач
достигается при мотивации и соответствующем уровне эмоционального
возбуждения.
5 стр., 2037 словПять о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного ...
... и носители выдающейся креативности подчеркивают активность бессознательного в творческом процессе. К. Юнг, например, считал, что творчество ... аспектом в процессе креативной деятельности является наличие сознательных и бессознательных способов выработки решения. Многие считают, что умение ... широким семантическим полем. Одаренность. Личность человека и его мотивация. Тут очень важна плотность времени. ...
- Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его
подходы к процессу творчества.
Таким образом, в творчестве важна проблема соотношения логического и индивидуального. В процессе творчества важен лишь конечный результат. Путь, которым он достигнут, не имеет большого значения.
А.Н. Лук выделяет три признака творческого акта:
1.Необходимость предварительных знаний.
2.Подсознательное ассоциирование далёких понятий.
3.Критическая оценка полученного результата.
1.2 Специфика детского изобразительного творчества и его формирование ий художественный творчество изобразительный
Формирование у детей творческих способностей предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.
Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: «…творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности…».[8;94]
Исследователь В.Г. Злотников более полно и точно раскрыл понятие творчества, как непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт — произведение искусства.[12;54]
Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
Педагог В. Н. Шацкая рассматривает художественное творчество как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей, а исследователь детского творчества Е. А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.[11;108]
И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета (объекта);
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
- способность к альтернативным решениям;
•комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.[6;66]
Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности у детей ...
... творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения. Рисование как изобразительная деятельность ... нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, деже влияет на физическое развитие. ... каждом этапе. Таким образом, сохраняется детское творчество во всей его неповторимости, а ...
Чем же характеризуется творчество?
Б.М. Теплов в этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, это искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение».
В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства. Как мы уже отмечали, он радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата, или наоборот теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Б.М. Теплова, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной позволяют нам сформулировать, что художественное творчество — создание субъективно нового продукта; создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и неприменение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок).
Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
Второй этап — процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.
Третий этап — анализ результатов — тесно связан с двумя предыдущими — это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.[4;72]
Н.П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т.е. активность сенсорных и умственных действий. На основе исследований по сенсорному воспитанию разработаны приемы, вызывающие эту внутреннюю активность, что позволяет ребёнку в результате самостоятельно находить необходимые способы изображения. Исследователи детского творчества доказали положительное влияние активных методов обучения на формирование творческой активности. [7;49]
Игра в системе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
... «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, ...
В сферу творческой активности исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими (а в изобразительной деятельности также навыками и умениями).
Творческая активность продуктивна. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества.
Одним из важнейших условий формирования творческой активности является целенаправленная предварительная работа, проводимая перед занятиями (и в ходе их) по изобразительной деятельности, и в частности перед рисованием. При этом немаловажным являются следующие моменты:
активность самого воспитателя, как на занятии, так и в ходе подготовки к нему; соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе содержания обучения (непосильная трудность снижает интерес к обучению тому или иному виду деятельности);
последовательное овладение детьми техническими навыками и умениями в рисовании и т.д.
Одним из наиболее важных условий развития творческой активности детей является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность разнообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — активно искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание активно и созидательно трудиться.
Другое важнейшее условие проявления творческой активности в художественной деятельности — это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности. Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.
Чем больше взрослых людей работает с детьми; тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника.
Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важнейших условий развития детской творческой активности.
» Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» ...
... вид деятельности детей дошкольного возраста . Глава I. Теоретическая предпосылка развития игры 1.1 Значение игр в формировании личности Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество ... моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько ...
Поскольку творчество — это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формирований творческих способностей необходим.. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Имеется в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.
Важнейшим условием развития творческой активности является комплексное и системное использование методов и приемов.
Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, — существенное условие творческой активности ребенка.
Другое условие — бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки — обобщенными, то есть применимыми в, разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.
Очень важно, чтобы предъявляемые «взрослым творческие задания были приняты ребенком. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, — важное условие творческой активности ребенка.
Существенным условием является и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника. Конечно, разнообразие, основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.
Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
ГЛАВА 2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ КАК СРЕДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы
Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста
... творческого начала детей младшего школьного возраста. Объект исследования – Предмет исследования – рабочую гипотезу : развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффек- тивно при условии: систематического использования игровых методов ... различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию ...
Существует много различных подходов в использовании игры в дошкольном возрасте. Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до пяти лет в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности. [1;85]
Какова же специфика игровых приемов обучения?
Мы согласны с мнением психолога А.В.Запорожца, утверждающего, что игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических задач и должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать существенными признаками. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах — это своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.[13;59]
В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения.
Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внешний рисунок продуктивного действия (машет руками, как птица крыльями; двигает лепку — по столу — движется корабль и т.п.); изобразительным действием (ритмичные движения кистью — мазки, изображающие снегопад); звукоподражанием (я — шофер, я везу зерно на элеватор… би-би-би).
Таким образом, игровые приемы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности — с другой. Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Рассмотрим сначала, как игровые приемы дифференцируются по характеру игрового материала.
Методика работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе
... детьми на факультативных занятиях по литературе. Поставленная цель определила необходимость решения следующего комплекса задач: определить понятие «одаренный ребенок»; -обозначить критерии отнесения ребенка к группе «одаренных детей»; -обозначить особенности выявления литературной одаренности детей; ...
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны).
Дети и воспитатели действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.).
Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).
Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.
Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитие интересы детей. Это те интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героями.
Поэтому такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета).
Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решать с помощью этого приема? Как правило, такой прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации).
Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.
Другой прием, который предлагает Т.Н.Доронова, — обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.
Что представляет собой прием обыгрывания готового (завершенного) изображения? Как правило, этот прием применяется по окончании рисования (лепки).
Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.
Содержание игровых действий зависит от содержания изображения и определяется содержанием действий, осуществляемых с реальным предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Рисунок можно обыграть с помощью игрушек. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове.
Взрослому при использовании этого приема очень важно думать, ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения действия более интересны и доступны детям. Маленькие дети с удовольствием обыграют свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Самые старшие дети могут «путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в летний) и даже на другие планеты.
Специально организованное обыгрывание детских работ позволят педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов.
Педагогу можно использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.
В зависимости от сложности создаваемого изображения различаются игровое упражнение, сюжетная игра с предметным изображением, изобразительно-игровое инсценирование сюжета. В том случае, если обыгрываемое изображение простое, состоит из одной части, оно выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно-игрового действия, игрового упражнения. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. [3;71]Учитывая интерес ребенка к содержанию действия, склонность к его повторению, с одной стороны, и совпадения игрового и изобразительного действия — с другой, данный прием можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков.
В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает с рисунком продуктивного действия. Иногда прямое совпадение рисунка действия отсутствует, но сходен результат.
В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых.
Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа) или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы.[2;114]
Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.
Придумывая игровые приемы, воспитатели часто ориентируются только на интерес детей к игре, считая, что наличие игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно. Действительно, дети обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть в условиях строго регламентированной деятельности на занятии.
Но насколько глубок и устойчив этот интерес, чем он вызван и помогает ли в обучении?
Регулярное применение игровых приемов без учета знаний и отношений детей приводит к потере у них интереса к таким занятиям, а у воспитателя вызывает чувство неудовлетворенности и впечатление бесполезности, ненужности игровых приемов в обучении.
При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. [10;96] Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если же в игровых приемах используются игрушки (заместители), изображающие неодушевленные предметы, следует знать особенности их использования в реальных ситуациях.
Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требуют порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы.
Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что игровые приемы решают не только изобразительные задачи, но и развивают воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.
Не менее важным условием использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности является учет игрового опыта детей. Педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, то есть ту сферу действительности, которая интересует дошкольника. Воспитателю очень важно знать, какие способы выполнения игровых действий освоили дети.
Так, с развитием детского воображения в игровых приемах можно использовать не только образные игрушки, но и предметы-заместители, а затем строить действие с воображаемыми предметами. Если ребенку предложить недоступный способ действия, он может не принять игровой прием.
В связи с таким восприятием детей воспитатели делают иногда неправильный вывод о ненужности игровых приемов, поясняя, что дети якобы «переросли» их. Такие «неиграющие» дети часто встречаются на занятиях; они или скептически, или смущенно поглядывают на играющего воспитателя, испытывая как бы неловкость за его поведение.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что ребенок «не входит» в образ, в воображаемую ситуацию. Эта неспособность вообразить ту или иную ситуацию в большей мере объясняется несформированностью игры.
Поэтому воспитателю необходимо знать логику развития игры, возможное усложнение содержания игровых действий и способов их осуществления.
Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Печально, когда воспитатель торопливо и сухо произносит: «Дети, к нам пришел мишка (при этом она приносит его из-за двери).
У него будут гости. Он хочет, чтобы мы нарисовали ему угощение». Этим игровой прием исчерпан. В результате теряется не только игровая суть, но искажается нравственный смысл ситуации.
Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, то есть необходима культура выражения чувств.
Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.
Однако игровые приемы нередко носят характер развлекательного момента, абсолютно бесполезного для выполнения поставленных задач.
Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогают решить поставленные дидактические задачи.
Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностью сочетания так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия в методике обучения дошкольников условно подразделяются на три типа: занятия по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формирование навыков, и, наконец, творческие занятия.
Обобщенные нами игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых ведущими задачами занятия.
На специфику использования игровых приемов влияет также их место в структуре занятия. Соответственно этапам художественно-творческой деятельности четко определяют три части занятия: первая часть, во время которой организуют процесс формирования замысла рисунка; вторая — процесс его реализации и третья — связанная с анализом и оценкой детских работ. Каждая из этих частей направлена на решение специфических задач. Их своеобразие также влияет на своеобразие применения игровых приемов обучения.
Игровые приемы можно применять в первой же части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий, например восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов применяется прием обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходных с данными.
Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыграть выполняемый рисунок и с помощью игрушек. Центр игры — создаваемый образ, а игрушки — средства обыгрывания.
Применяя прием обыгрывания выполняемого рисунка (аппликации), воспитатель легко может объяснить и показать способы изображения, максимально активизируя детский опыт, упражняя дошкольников в применении знаний, умений в относительно новых условиях. Дети при этом, как правило, очень внимательны, эмоциональны, активны. Такое образное восприятие является, по мнению ученых, показателем творческого отношения к работе. В то же время оно связано с оценкой техники, грамотности работы. Очень существенно, что дети при этом в первую очередь обращают внимание на те изобразительно-выразительные средства, которые определяют качество изображения, нужное для последующего игрового использования детских работ, и одновременно выделены педагогом как необходимые для усвоения.
Показ способов изображения, способов действия может быть и неигровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема — обыгрывание готового изображения (результата показа).
Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой основе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. Обыгрывание в первой части занятия с целью оценки предварительного результата помогает детям припомнить и самостоятельно воспроизвести нужный способ изображения.
В тех случаях, когда в первой части занятия используют обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, активность детей особенно высока. Перед началом изображения они повторяют правила работы.
Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования, аппликации).
Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков. Сосредоточенные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как помеху.
В третьей части воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующей игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Этот игровой прием вводит детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде.
Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используют все виды игровых приемов в самом разнообразном сочетании между собой и с другими приемами обучения.
На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих применяют игровые приемы, но своеобразие центральных задач этих занятий определяет особенности сочетания игровых приемов с другими. В связи с тем на данных занятиях обычно обследуется, по выражению Н.П.Сакулиной, «предмет-эталон», большая активность принадлежит педагогу. Процесс обследования, выделения внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. [10;125] Детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной, как показали исследования Т.С.Комаровой, связи между обследующим жестом и формообразующим движением. Игровой прием вызывает интерес к предмету изображения, лучшее понимание и желание выполнить задание.
В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием обыгрывания и создаваемого образа с целью объяснения, сосредоточения внимания на способах действия.
При руководстве процессом создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения: дополнительный показ, объяснение, совет и по возможности косвенные приемы, вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков. Первоначальное освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от задачи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребенка. В этом случае, если ребенок отвлекся, забыл о работе, можно использовать игрушки.
При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение этих игровых приемов: помочь ребенку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках.
На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно. Таким образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.
При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приемах по сравнению с другими типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше — вопросы, поощрения.
При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятия, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком.
Вышеизложенная методика применения игровых приемов может быть использована для руководства изобразительной деятельностью детей во всех возрастных группах. Это обусловлено тем, что современное обучение детей всех возрастов предполагает единый путь: от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении и формированию при этом обобщенных умений и навыков. То есть таких умений и навыков, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности[11;135].
Таким образом, как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.
В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Вот почему педагог должен заранее продумать, какие игровые приемы он может применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации. Так, по его предложению одни дети могут изображать художников, рисующих за мольбертом, другие — народных мастеров, расписывающих посуду, игрушки, одежду и т.п. Необычная атмосфера создает радостное настроение, повышает интерес к занятию, способствует тому, что дети более эффективно овладевают изобразительными навыками и умениями, у них формируются творческие способности.
Другой прием — «участие» в занятии какой-либо куклы. Дети, несомненно, живо и заинтересованно воспримут это.
Есть и третий прием: воспитанников младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями
Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, единым -положительным — отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребенок выполняет посильное для себя изображение.
Важное место в жизни ребенка, как средство обогащения, развития -занимает сюжетно-ролевая игра. Отсюда понятно, какое значение имеет связь изобразительной деятельности с этим видом игр.[3;107] Связь эта может выражаться в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в рисунках. Так с помощью разнообразных материалов и разнообразных способов изображения дети учатся передавать свои впечатления.
Мы пришли к выводу, что изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, нежели просто рисовать. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность положительными, эмоциями; своим рисунком ребенок рассказывает о том, во что и как он играл. Задача педагога в этой связи -помочь своему воспитаннику, скажем, вспомнить те игровые эпизоды, которые наиболее интересны и которые он может передать.
Задача «всесторонне развивать детское творчество» решается и во взаимосвязи рисования с игрой-драматизацией. Дети уже способны довольно легко передавать в игре — жестами, мимикой, голосом — характер, действия, поступки героев. Чтобы игра прошла успешнее, они многое могут подготовить самостоятельно, например декорации, детали костюмов, маски.
Темой занятий по изобразительной деятельности могут стать и подвижные игры, незамысловатые по сюжетам, и дидактические. Их содержание легко передать в рисунке. Что примечательно: дети, как правило, рисуют животных — персонажей игры. Сам характер игры стимулирует к передаче героев в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки, гуси улетают от волка и т.д. Так возникают варианты. А это уже проявление творчества. Фактически в каждой возрастной группе можно отбирать сюжеты игр, доступные для изображения. [11;80]
В ходе дидактических игр дети приобретают знания о свойствах предметов, закрепляют сенсорный опыт, умение сравнивать, выделять сходство, различие; обогащаются их представления об окружающей жизни; формируются обобщенные представления об общих свойствах группы сходных предметов. И если дети овладели умением обобщать способы изображения предметов, то это дает им возможность самостоятельно и свободно передавать в рисунке другие предметы и явления действительности.
Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.
Поэтому методика использования игровых приемов в значительной степени определяется и особенностями сочетания на занятии так называемых учебных и творческих задач, в зависимости от того, какие у них выдвигаются на первый план, все занятия условно подразделяются на три типа:
- По сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения;
- По формированию навыков;
- Творческие.
Таким образом, игровые приемы обучения, создавая игровые мотивы, близкие по содержанию к общественно направленным, обеспечивают принятие детьми цели, активность в ее достижении и осознание при этом предлагаемого для освоения учебного содержания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с тем, что наша действительность требует от детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления, пытливости, смекалки, инициативы, воображения, фантазии, то можно сказать, что развитие детской творческой активности является актуальной проблемой и поэтому мы решили изучить в теории и проверить на практике возможность развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в рамках «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, т.е. провести анализ состояния в теории и практике проблемы развития художественного творчества детей посредством рисования, определить последовательность включения отдельных методов и приемов, позволяющих обеспечить переход деятельности детей от репродуктивной к творческой, разработать серию занятий по рисованию с использованием игровых приемов, направленную на развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста, и тем самым проверить гипотезу, что если использовать игровые приемы на занятиях по рисованию, то можно повысить уровень художественного творчества детей дошкольного возраста в рисовании.
Теоретические изыскания заключались в изучении объекта и предмета исследования, рассмотрены психолого-педагогические аспекты изучения проблемы. Мы определились с понятием детского творчества, его особенностями, выявили условия, этапы творческой деятельности, условия развития творческой активности. Затем мы определили значение рисования, его специфику, определили эффективность его влияния на развитие художественного творчества. Были выделены условия формирования творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста, определены задачи и содержание обучения рисованию и в связи с этим выделена методика руководства этой деятельностью. Таким образом, мы теоретически доказали гипотезу нашего исследования. Результаты исследования дают возможность утверждать, что использование игровых приемов на занятиях по рисованию в процессе обучения детей среднего дошкольного возраста поможет развить их художественное творчество.
По результатам исследования можно выделить следующие методические рекомендации по обучению дошкольников рисованию посредством игровых приемов.
На занятии должно последовательно осуществляться знакомство и обучение различным способам рисования, знакомство с материалом и оборудованием, выразительными возможностями рисования. Далее детям необходимо предоставить возможность реализовать собственный замысел. На любом этапе обучения, будь то изучение нового материала, закрепление или творческое занятие, должны использоваться разнообразные методы и приемы обучения.
На этапе обучения основными методами должны выступать показ способа изображения с сопутствующим объяснением, метод беседы, содержащей вопросы как продуктивного, так и проблемного характера, метод частичного показа способов изображения. На этапе закрепления — показ и объяснение ребенком способов выполнения, упражнение. Основными методами творческих занятий должны являться незаконченный образец воспитателя, вопросы проблемного характера, беседа, направленная на формирование замысла, указания к последовательности действий, напоминание способов изображения, игровые приемы. Занятия должны строиться по принципу сочетания учебных и творческих задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/igrovyie-priemyi-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov/
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Педагогика, 1985.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. — М., 1985.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. — М., 1995.
- Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 1977.
- Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Т.С. Комаровой. — М.: Просвещение, 1991.
- Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/ Под ред. Н.П. Сакулиной. — М.: Просвещение, 1966.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/Сост. Л.В. Русскова. — М.: Просвещение, 1986.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1987.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. — 2-е издание — М.: Просвещение, 1982.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Издательство Академии педагогических наук. — М., 1961.
- Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1974.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Упражнение 1. Побег
Цель. Заинтересовать детей действием гуашью, научить их регулярно насыщать ворс кисти жидкой краской и плавными движениями наносить на бумагу.
Материал. Баночки с гуашью ярких, привлекательных цветов и оттенков.
Последовательность проведения. Воспитатель берет в руки краски и рассказывает: «В одной группе детского сада жили-были гуашевые краски. У каждой краски был свой домик-баночка, двери и окна которого были плотно закрыты. Краски никогда не встречались друг с другом, потому что в этой группе ни воспитатели, ни дети не любили рисовать.
Краски очень переживали по этому поводу: «Пройдет еще немного времени, и мы засохнем. И никто не узнает, сколько радости мы могли бы доставить детям, если бы они начали писать нами». Не думайте, что я оговорилась, — настоящие художники рисуют карандашами, а пишут красками.
И однажды краски решили бежать. С большим трудом они выбрались из коробки, скатились со стола на пол, по коридору и… оказались на улице.
Я увидела краски в тот момент, когда они, несчастные и замерзшие, застряли в грязи (или сугробе, в зависимости от состояния погоды в то время, когда проводится это занятие).
Я достала баночки с краской из снега, успокоила и согрела их. Думаю, что вы не откажетесь познакомиться с ними. Они так долго мечтали о том, что хорошие, добрые дети возьмут их в руки, откроют крышки и начнут писать».
Педагог побуждает детей взять баночки с краской, рассмотреть и открыть их. Затем организует работу каждого ребенка с одним цветом, добиваясь регулярного насыщения ворса кисти краской и плавности движений.
Далее он предлагает детям обменяться баночками с краской и учит их правильно промывать ворс кисти (вначале в большой банке, а затем споласкивать в маленькой баночке).
Знакомство детей с красками должно продолжаться до тех пор, пока они будут проявлять интерес к работе с ними, но до наступления переутомления (15-18 мин).
По окончании работы счастливые краски благодарят детей. Педагог любуется плотными, бархатистыми тонами краски в работах детей.
Упражнение 2. Помогите мышонку
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к работе краской. Учить тонированию (равномерному наложению мазков) при закрашивании круга.
Материал. Листы бумаги, в центре которых круг (норка) и силуэт мышонка (наносится восковым мелком или графитовым карандашом), черная гуашь, игрушка кот (кукла бибабо).
Последовательность проведения. Педагог раскладывает на столе листы бумаги с изображением норок с мышами и рассказывает: «Жили-были мышата со своими мамами и папами. Узнал об этом кот и решил поймать и съесть их. Черная краска решила помочь малышам и спрятать их от кота. Если аккуратно, не заходя за край, закрасить норку черной краской, то кот не заметит мышонка и подумает, что норка пустая. Но без вас она с этой работой не справится. Хотите помочь?»
Получив утвердительный ответ, педагог предлагает каждому ребенку выбрать мышонка, которого он будет спасать от кота, и подробно объясняет, что надо сделать.
Руководство и контроль за действиями детей педагог осуществляет в игровой форме. От лица игрушечного кота он делает попытку проникнуть в норку, если между мазками имеются промежутки и просматривается бумага.
В конце работы педагог благодарит детей и предлагает им продолжить маскировку норки, изобразив вокруг нее траву, цветы, кустарники.
Аналогичным образом дети могут помочь козленку, спрятав его от волка, а затем прорисовать отдельные предметы в домике козы.
Упражнение 3. Расчистим дороги
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к работе гуашью. Упражнять в изображении округлых форм слитным, безостановочным движением.
Материал. Листы бумаги с изображением дороги; маленькие игрушечные автомобили на каждого ребенка; гуашь по выбору детей; игрушка милиционер.
Последовательность проведения. Воспитатель берет в руки листы бумаги с изображением дороги и рассказывает: «В одном игрушечном городе прошел сильный снегопад, и все дороги засыпало снегом. Движение игрушечных машин было остановлено. Они смогут передвигаться только после того, как снег будет расчищен. Помогите им. Уберите снег и засыпьте дорожное полотно камешками.
Тот, кто подготовит дорогу к движению автотранспорта, может выбрать любую понравившуюся ему машину и поиграть с ней».
Получив согласие детей, педагог предлагает им выбрать понравившуюся дорогу и сразу же приступить к ее расчистке. В этом им помогут краски. Цвет камешков дети выбирают по своему желанию. Камешки могут быть разного размера, но располагать их надо как можно ближе друг к другу.
Контроль и руководство педагог осуществляет от лица игрушки милиционера или сам принимает на себя эту роль.
Упражнение 4. Выставка-продажа перчаток
Цель. Заинтересовать детей работой с цветными карандашами, фломастерами и научить простейшему действию с ними, обведению кисти руки и закрашиванию полученного контура в соответствии с личным вкусом и интересом к декоративному украшению. Знакомить родителей с простейшим тестом на определение уровня произвольности движений. Приобщать родителей к обучению своего ребенка рисованию и вырезыванию ножницами по контуру.
Материал. Тонкий картон или плотная бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные шариковые ручки и др.
Последовательность проведения. Педагог рассказывает родителям о том, что во многих европейских, педагогических системах родителям предлагается простейший тест для определения уровня развития у детей произвольности движений. Надо предложить ребенку обвести свою ладонь с растопыренными пальцами рук на бумаге. Если ребенок легко справляется с заданием, значит, его развитие в этом направлении соответствует норме.
Затем предлагает родителям одновременно с проведением этого теста выполнить очень важное и нужное упражнение — помочь ребенку раскрасить и вырезать обведенный контур — сделать пару красивых перчаток. При этом родителям надо обязательно объяснить, что выполнение такого игрового упражнения имеет большое значение для формирования у детей самоконтроля (ведь узор на обеих перчатках должен быть одинаковым!), который является одним из компонентов учебной деятельности.
Родителям для выполнения этой работы должно быть предоставлено достаточное, с их точки зрения, количество времени.
Нарисованные и раскрашенные пары перчаток могут использоваться во многих играх, театрализованной деятельности.
Упражнение 5. Связка волшебных ключей
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к работе различными изобразительными материалами дома вместе с родителями. Развивать мелкую моторику. Учить обводить ключи и аккуратно их закрашивать. Продолжать учить вырезать по контуру.
Материал. Тонкий картон или плотная бумага, ключи разной конфигурации и величины, простой графитовый карандаш для обведения, любые изобразительные материалы для раскрашивания.
Последовательность проведения. Педагог демонстрирует детям иллюстрации с изображением домов, избушек, замков и т. п., рассказывает, что город заколдовал злой волшебник. Он закрыл на волшебный ключ все дома, и жители города теперь не могут открыть их и войти в свои жилища. Чтобы помочь им, нужно иметь связку волшебных ключей, состоящую из пяти штук. Жители обращались за помощью во многие детские сады, но, к сожалению, не смогли найти таких добрых детей, которые бы вместе со своими папами и мамами изготовили и раскрасили ключи сами. Для этого надо взять ключи, обвести их по контуру на бумаге, затем раскрасить и вырезать.
Далее педагог интересуется у детей, не возьмутся ли они вместе со своими родителями за такое трудное, но очень нужное дело.
Получив согласие детей, педагог рекомендует им предварительно посоветоваться с родителями. После того как ключи будут изготовлены, каждый ребенок выбирает для себя тот дом, который ему’ понравился, и своими волшебными ключами открывает его.
Затем изготовленные ключи используются в сюжетно-ролевых и дидактических играх («Чего не стало?», «Найди такой же…» и т. п.).
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ЗАНЯТИЕ. РИСОВАНИЕ «РЫБКИ В АКВАРИУМЕ»
Программные задачи. Продолжать учить детей работать над композицией сюжетного рисунка — изображать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях; изображать предметы овальной формы, более сложные по строению; закрашивать предметы, используя штрихи разного характера: пятнышки, черточки, полоски, точки; использовать наклонные боковые мазки для изображения деталей: плавников, хвоста, листьев у водорослей; формировать умение выполнять совместную работу.
Материал.
На 6-8 человек прямоугольная коробка со сторонами 30×20 см (передняя и задняя) и 15×20 см (боковые); листы голубой бумаги такого же размера: четыре больших (30×20 см) и четыре или два маленьких (15×20 см); краски гуашь, мягкие карточки. У воспитателя лист бумаги с нарисованными тремя овальными телами рыбок (контуры) для показа приемов изображения. Игровые персонажи: мишка, Петрушка.
Ход занятия.
Занятие проводится в игровой форме.
Появляются мишка и Петрушка, которые несут прямоугольные коробки (аквариумы).
Воспитатель. Здравствуйте, мишка и Петрушка! Что это вы несете?
Мишка. Мы купили аквариумы для рыбок. А где взять рыбок, не знаем. А нам так хочется, чтобы в наших аквариумах жили разноцветные рыбки!
Воспитатель. Дети, можем мы помочь мишке и Петрушке? А как?
После ответов детей подтверждает, что рыбок можно нарисовать на голубых листах бумаги, а потом наклеить эти листы на стенки аквариумов.
Петрушка. Мы очень хотим, чтобы в наших аквариумах рыбки были разные. Одни полосатые, другие в пятнышках,
А дети умеют так раскрашивать рыбок?
Воспитатель. Я сейчас раскрашу рыбок так, как вы хотите, а дети посмотрят и тоже раскрасят рыбок по-разному. Помещает на мольберт лист бумаги, на котором нарисованы рыбки без плавников и хвоста. Головы у них повернуты в разные стороны.
Поясняет: «Тут нарисованы тела рыбок. Сейчас я пририсую рыбкам плавники и хвостики. Длинный плавник на спине я уду рисовать наклонными мазками (примакивание) вплотную к другу. Получился длинный зубчатый плавник. Внизу плавники короткие, поэтому приложу кисточку всего два раза. Хвостик тоже можно нарисовать наклонными мазками».
Можно вызвать желающего ребенка к мольберту для вторичного показа приемов изображения плавников.
Далее следует спросить у детей, как закрасить первую рыбку: полосками или пятнышками. Закрасить трех рыбок разными по характеру штрихами: полосками, пятнышками, короткими черточками.
Обратиться к мишке и Петрушке: «Вы хотите, чтобы такие рыбки были в ваших аквариумах? Рыбки не только по-разному раскрашены, но и плывут в разные стороны. Вот эти влево, а эта вправо.
Сейчас вам дети нарисуют разных рыбок. На больших листах бумаги можно нарисовать, 3-4 рыбки, а на маленьких — 1-2. Рыбок надо разместить по всему листу бумаги, чтобы им не было тесно».
Воспитатель спрашивает детей, с чего они начнут рисовать (сначала рисуют тело рыбок).
В процессе рисования побуждает их использовать краски разного цвета, раскрашивать тело рыбок по-разному: «У тебя уже есть полосатая рыбка, а это какая будет?» Советует размещать рыбок подальше друг от друга, «чтобы им не было тесно». Детям, раньше других окончивших рисовать рыбок, предлагает нарисовать длинные водоросли. Подсказывает, что листочки на них можно изобразить тоже наклонными мазками, внизу нарисовать желтый песок и камешки.
В конце занятия воспитатель ставит на стол, за которым сидят 6-8 детей, картонный аквариум и прикрепляет рисунки к его внешним и внутренним стенкам скрепками. Подчеркивает, что такой аквариум, в котором плавает много рыбок, сделать можно только всем вместе.
ЗАНЯТИЕ 2. РИСОВАНИЕ «ВОЗЬМИ КАРТИНКУ-ЗАГАДКУ И НАРИСУЙ ОТГАДКУ»
Программные задачи. Развивать у детей воображение и фантазию; учить соотносить данные формы овала, круга с частями знакомых предметов (туловище, голова знакомых игрушечных зверей и птиц) и посредством дорисовки дополнительных частей (лапки, хвостики, уши) получать законченное изображение; упражнять в закрашивании рисунка карандашами не выходя за контур, в одном направлении, неотрывными движениями «туда-обратно».
Материал.
У воспитателя игровой персонаж Петрушка, мел. Для детей в конверте листы бумаги величиной с открытку с нарисованными овалами и кругами в разном положении; коробки цветных карандашей.
Ход занятия.
Занятие проводится в игровой форме. На столе у воспитателя, опустив голову, сидит Петрушка, а перед ним лежит конверт.
Воспитатель. О чем ты задумался, Петрушка?
Петрушка. Я получил письмо, а в конверте увидел карточки, на которых нарисованы овалы и кружки и написано, что это загадки. Если дорисовать к овалам и кружкам какие-то части, то узнаёшь загадку. Я думал, думал, но так ничего и не понял. Пришел к вам. Может, мне помогут дети? Ведь интересно разгадать эти загадки.
Воспитатель. Петрушка, покажи мне карточку, а я попробую разгадать загадку (прикрепляет карточку к доске).
Так, тут нарисован большой овал наклонно, а сверху маленький овал. Может быть, загадан какой-нибудь зверек? Я дорисую хвост, лапки и ушки и отгадаю, кто это. Это белка. (Дорисовывает части.)
Петрушка. А я думаю, что отгадка не белка, а птичка. Нарисуй мне на доске такие же овалы, а я дорисую хвостик, клюв и крылья.
Петрушка «рисует» дополнительные части.
Воспитатель. Дети, а может, тут другая отгадка?
Снова рисует два овала и приглашает из числа желающих ребёнка для отгадывания загадки. Ребенок дорисовывает недостающие части (утенку, собачке и др.).
Воспитатель стирает рисунки с доски.
Воспитатель. Петрушка, давай раздадим детям загадки, пусть они их разгадают.
Воспитатель раздает детям листки бумаги. В процессе занятия спрашивает у нескольких детей, какая у них отгадка. Обращает их внимание на расположение овалов и кругов на бумаге. Если овалы расположены горизонтально, то зверек стоит или бежит, если наклонно, то он сидит, а птичка летит. Готовые «отгадки» предлагает закрасить цветными карандашами.
Если нужно, напоминает правила закрашивания.
В конце занятия дети выходят к столу со своими листками бумаги, рассказывают и показывают Петрушке «отгадки» — зверька или птичку. Петрушка хвалит детей, отмечает интересные отгадки. Складывает открытки в конверт, благодарит ребят за помощь, говорит, что покажет отгадки своим друзьям.
Воспитатель просит Петрушку принести вечером картинки-отгадки снова в группу, чтобы дети показали их своим мамам и папам и рассказали, как они отгадали загадки.
ЗАНЯТИЕ 3. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОТБЕРИ ВСЕ КВАДРАТЫ, ОТБЕРИ ВСЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКИ»
Цель. Учить детей различать квадраты и прямоугольники по их признакам, группировать фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины; видеть в квадратах и прямоугольниках форму знакомых предметов (окон, дверей); развивать творческие способности.
Материал.
Игровой персонаж — мишка с конвертом, в котором находятся две крупные фигуры: квадрат и прямоугольник; контурные изображения домика и автобуса (по одному на каждого играющего).
У детей наборы квадратов и прямоугольников, разных по цвету и величине (по 7-8 шт.), и наборы одноцветных квадратиков и прямоугольников для изображения окон и дверей (2,5×2,5 см и 2,5×5 см или 2,5×4,5 см).
Ход занятия.
Воспитатель говорит» что в гости к ребятам пришел мишка и что-то принес в конверте.
Воспитатель. Мишка, что у тебя в конверте?
Мишка. У меня в конверте две фигуры, и я хочу знать, как они называются. Может быть, дети знают?
Воспитатель вынимает из конверта квадрат, проводит пальцем по его сторонам с остановкой по углам и спрашивает, как называется эта фигура.
Воспитатель. Мишка, а другая фигура какая?
Мишка. Она немного похожа на квадрат. У нее тоже есть уголки, но все-таки это не квадрат.
Воспитатель вынимает прямоугольник, проводит пальцем по его сторонам и говорит, что у этой фигуры стороны разные: две длинные и две короткие. Это… (прямоугольник).
Мишка. Вы хорошо разобрались в фигурах. А смогут ли дети отличить квадраты от прямоугольников? Я вижу — у них на подносиках лежит много фигур. Они разного цвета и величины.
Воспитатель говорит, чтобы дети положили перед собой все квадратики, потом снова убрали их на поднос и нашли все прямоугольники.
Затем дает задание слева положить все квадраты, а справа сгруппировать все прямоугольники.
Следующие задания:
покажите самый большой квадрат;
- покажите самый маленький квадрат;
- покажите самый большой прямоугольник и самый маленький;
- покажите фигуру, у которой все стороны одинаковые;
- покажите фигуру, у которой две стороны длинные, а две короткие.
Воспитатель оценивает качество выполнения детьми заданий. Предлагает все фигурки сложить на поднос и отодвинуть его от себя.
Обращается к мишке: «Мишка, а у тебя в конверте есть что-то еще? Покажи нам!»
Мишка достает из конверта контурное изображение домика и автобуса, показывает детям и спрашивает, что это.
Воспитатель. Но у этого домика и у этого автобуса чего-то не хватает. Чего же не хватает, дети? (Окон, дверей.)
Мишка. Дайте детям фигурки, и они сами решат, из каких деталей нужно сделать окна, а из каких двери.
Педагог раздаёт детям одноцветные фигурки (на двоих детей 7-8 квадратиков, 2—3 прямоугольника) и по одному домику или автобусу. Предлагает выложить недостающие части; у домика и автобуса, потом поменяться ими и снова выложить нужные части. В заключение спрашивает детей, из каких фигур они выкладывали окна, а из каких двери.
ЗАНЯТИЕ 4. РИСОВАНИЕ «ДОМИК ДЛЯ КУКЛЫ»
Программные задачи. Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; самостоятельно выбирать для изображения один из предложенных вариантов домов и цвет для окраски стен и крыши; закреплять приемы закрашивания красками в одном направлении, всей кистью, с отрывом у контура рисунка от бумаги; побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
Материал.
У воспитателя два образца домика: один с тремя окнами, другой с дверью и двумя окнами, лист бумаги с нарисованной стеной дома, закрашенной на 2/3; игровой персонаж мишка или кто-то другой. У детей — прямоугольные листы бумаги, краски гуашь, кисти.
Ход занятия.
Занятие проводится в игровой форме.
Появляется мишка, у которого под мышкой образцы двух домиков и незаконченный рисунок. Мишка здоровается с детьми и воспитателем.
Воспитатель. Откуда ты, мишка, пришел и что принес?
Мишка. Я был в другом детском саду. Там дети нарисовали для кукол красивые дома. Вот такие!
Педагог берет у мишки образцы и помещает их на стенд (доску).
Мишка. Очень хочется, чтобы и для наших кукол дети нарисовали такие дома. Да не знаю, сумеют ли они это сделать?
Воспитатель. Не беспокойся, мишка. Я научу детей рисовать такие дома, и ты поможешь нам.
Мишка. Пусть дети хорошо рассмотрят эти дома. Дети, вы знаете, какой формы нужно нарисовать стену у дома (обводит лапой стену дома)? А окошки? (Обводит окна.) Правильно, стены прямоугольные, а окна квадратные. Ребята! Посмотрите на крышу. Она возле стены длиннее, чем наверху, а сбоку наклонная (обводит).
С такой крыши снег и дождь быстро скатятся вниз, и стены останутся сухими.
Воспитатель. Мишка, что это за лист бумаги, который ты принес вместе с рисунками?
Мишка. Это я хотел нарисовать такой же дом, но не сумел.
Воспитатель. Сейчас я тебе и детям покажу, как надо рисовать дом. Мишка, ты даже не закрасил всю стену дома. Дети, кто хочет показать, как нужно закрашивать красками рисунок?
Вызывает ребенка, который двумя-тремя широкими линиями, положив кисть плашмя, докрашивает стену. Во время его работы педагог поясняет правила закрашивания красками.
Далее проводится показ изображения остальных частей дома: крыши, окон. При рисовании окон внимание детей обращают на последовательность их размещения на стене дома. Сначала рисуют окно посередине стены, а потом окна слева и справа от первого. Такой прием поможет детям равномерно распределить окна на стене дома.
Педагог говорит, что каждый из них нарисует дом для куклы и раскрасит какими хочет красками стену и крышу, а окно нарисует голубой (серой) краской. Каждый сам решит, нарисует ли он дом с тремя окошками или с дверью посередине двумя окошками.
В процессе рисования воспитатель уточняет, если нужно способы изображения прямоугольных и квадратных форм, приемы закрашивания красками. Напоминает, что окна следует рисовать только после того как высохнет краска на стене. Пока она высыхает, можно рисовать крышу и вносить дополнения в рисунок (что-то возле дома, над домом, на доме).
В заключение надо отметить разную окраску домов, ровно расположенные окна, форму домов и окон, похвалить тех, кто внес интересные дополнения в рисунок. Например: «Возле этого домика вырос цветок (кустик, дерево).
А здесь сделали за бор, а тут у дома выросла трава. В небе светит солнышко. Из трубы этого дома идет дым, значит, топят печку» и т.п.
Эти особенности замечают мишка и куклы при выборе домика, в котором они хотели бы жить.