Page 2 |
3
ВВЕДЕНИЕ
Личность Виктора Гюго поражает своей разносторонностью. Один из
самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих
соотечественников ,он ,прежде всего великий национальный поэт,
реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот,
политик-демократ. Знатокам он известен как незаурядный мастер графики,
неутомимый рисовальщик фантазий на темы собственных произведений.
Актуальность
Гюго изучалось и изучается до сих пор такими известными авторами как
Достоевский, А.Моруа, Л.Толстой, А.Пушкин, О.Бальзак.
Творчество Гюго – его поэзия, публицистика, художественная проза –
эпицентр тех идейных исканий которыми ,был, одержим XIX век, его
оптимистической устремленностью к будущему. Идеальное, этическая
утопия – сильные стороны гения Гюго, который, подобно ценившему его
Л.Толстому, и сейчас – не позади, а впереди нас.
В романах Гюго всегда есть ощущение бесконечной ценности бытия –
и евангельских истин – о вечности и боге, и вечных заповедей, нарушая
которые человек и человечество губят себя. Эти истины обладают
вневременной ценностью.
Цель исследования состоит в рассмотрении и анализе образа Парижа как
действующего лица романа Виктора Гюго «Собор Парижской
богоматери».
Задача нашего исследования состоит в том, чтобы выявить:
- особенности культурного и социально-экономического развития Парижа
XV века;
Page 3 |
4
- определить значение Парижа в судьбе Гюго;
- установить и проанализировать образ Собора в жизни Парижа и парижан
XVвека;
- описать изображение высшего общества;
- отразить картину жизни парижского «дна».
Материалом исследования
Роман «Собор Парижской Богоматери»
Предметом исследования
Образ Парижа в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Page 4 |
5
ГЛАВА I.ВИКТОР ГЮГО В ИСТОРИИ ЖИЗНИ ПАРИЖА
1.1. Особенности культурного и социально-экономического развития
города в XVвеке
Во Франции интерес к национальной истории был порожден бурным
ходом политической борьбы, вызванной буржуазной революцией 1789—
1794 годов, под воздействием которой протекал процесс становления бур-
жуазного общества. После падения наполеоновской империи и
реставрации Бурбонов во Франции возникает насущная необходимость
осмысления происходящих событий. Увлечение историей было
свойственно как либеральной буржуазии, так и реакционному
дворянству. Однако, пытаясь осмыслить исторические факты,
представители того и другого класса приходили к глубоко различным
выводам. Дворянство, надеясь на возврат былых привилегий, извлекало
из прошлого — как оно извлекало из непримиримых конфликтов
настоящего — аргументы против революции; буржуазия, наоборот,
всматриваясь в уроки истории, доказывала необходимость дальнейшего
упрочения нового господствующего строя. [ 10,c. 10]
В 1830 году всколыхнула Июльская революция. Уличные бои,
длившиеся несколько дней, и переход солдат на сторону борющегося
народа навсегда уничтожили власть Бурбонов. На смену роялистам к
власти пришли наиболее богатые слои французской буржуазии: банкиры
и финансисты.[ 9,c. 22]
Революционное движение 30-х годов XIX века было не только
монархическим, но, естественно, и антиклерикальным.
Page 5 |
6
Это были годы, когда простой люд, рабочие и ремесленники Франции
все решительнее выступали в политической и социальной жизни страны.
Достаточно указать на знаменитое восстание лионских ткачей в 1831
году, выступления парижских пролетариев в 1832 году, их баррикадные
бои против июльской монархии Луи-Филиппа.[ 9,c. 31]
Грандиозный размах борьбы, развернувшейся в дни Февральской
революции и особенно в июньские дни 1848 года, доказал все великое
значение пролетариата. Четыре дня ожесточенных июньских боев народа
с
контрреволюционным
правительством
буржуазии
явились
знаменательным событием. Впервые в истории Франции рабочий класс
играл столь большую ролю в революции, был ее движущей силой,
настоял на провозглашении республики.[ 9, с. 35]
Мелкая французская буржуазия также поддается испугу перед
революцией пролетариата и помогает Луи Бонапарту совершить
контрреволюционный переворот и уничтожить Вторую республику.
К.Маркс писал:«В то время как неистовые битвы господствующего
феодального дворянства заполняли средневековье своим шумом,
незаметная работа угнетенных классов подрывала феодальную систему
во всей Западной Европе, создавала условия, в которых феодалу
оставалось все меньше и меньше места».
Page 6 |
7
1.2. Париж в судьбе Виктора Гюго
Виктор Гюго был необычайно плодовитым писателем: его поэтические
произведения, снискавшие ему имя первого поэта Франции, едва
умещаются в двух десятках томов; его драматургия составила этап в
развитии французского театра; романы пользовались необычайной
популярностью; блестящая публицистика, речи и памфлеты сыграли
видную роль в борьбе против политической реакции его времени. Свою
музу, всю свою долгую жизнь Гюго посвятил общественному служению,
он был поборником демократии, проповедником добра
и
справедливости, защитником обездоленных, он создал художественные
ценности, которые делают его творчество одной из вершин в духовном
развитии человечества.
Творчество Гюго, которое он сам назвал «звонким эхом своего
времени»,откликнулось на важнейшие проблемы бурного XIX века,
отразило его конфликты и идеалы, иллюзии и надежды. Писатель был
свидетелем частой смены политических укладов, побед и поражений
народных масс Франции в борьбе за республику, за свои социальные
права. [ 13 ]
В 1848—1851 гг. Гюго становится непосредственным участником
политической борьбы; решительно, со всем присущим ему пылом
писатель
протестует против захвата государственной
власти
бонапартистами, призывает народ к восстанию. В эмиграции,
продолжавшейся 19 лет — с 1851 по 1870 г., Гюго оставался
непримиримым врагом режима Второй империи.
Гюго солидаризировался с критянами, боровшимися против турецкого ига;
- с кубинцами, поднявшимися против испанских завоевателей. Можно без
Page 7 |
8
преувеличения сказать, что Гюго стоит у истоков движения за мир,
возникшего в середине XIX в. Эта активизация общественной позиции
Гюго наложила печать на все его последующее творчество, в котором
получило дальнейшее плодотворное развитие гуманистическое начало; он
обличает несправедливость и насилие, призывает положить конец
человеческим страданиям. Происходит существенная эволюция
романтического мировидения и художественного метода Гюго. Во
Франции, как и в других западноевропейских странах, поздний романтизм
- а его крупнейшим представителем был Виктор Гюго — играл некую
существенно дополняющую роль по отношению к реализму того времени.[
14]
Порождённое этой эпохой, творчество великого писателя не могло не
отразить, хотя бы в некоторых существенных чертах, силу и слабость
народных движений, которые стремились построить во Франции новое
общество, но не достигли своей цели. Творческая деятельность Гюго
началась ещё в период реставрации королевской власти во Франции — в
20-х годах XIX века. Раннее творчество Гюго отличается большим
разнообразием. Он пишет лирические стихи, исторические драмы, повести
и, наконец, знаменитый роман — “Собор Парижской богоматери”.[ 15 ]
Один французский критик сказал о Гюго: «Когда Гюго родился,XIXвеку
было всего два года. Когда поэт умер, веку оставалось жить еще 15 лет, и
все-таки век состарился раньше, чем Виктор Гюго».
Page 8 |
9
ГЛАВА II. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ КАК СИМВОЛ
ПАРИЖА
2.1. Образ Собора Парижской Богоматери
В центре романа— собор Парижской богоматери, символ духовной жизни
французского народа. Собор построен руками сотен мастеров,
религиозность в нем теряется за буйной народной фантазией. Гюго
восхищается своеобразием “дивных произведений искусства
средневековья”, далеких от подражания античной архитектуре, и горячо
встает на их защиту от варварских разрушений и искажений позднейших
времен.
Собор не был центром религиозной веры, а стал местом жизненных
пристрастий. Образ Собора- «огромная каменная симфония», «душа
народа».Вместе с тем собор-символ порабощения народа, символ
феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в
плену души людей.[13 ]
Собор дал приют народным героям, с ним тесно связана их судьба. Без
Собора невозможно представить Квазимодо- «душу собора»,это
удивительное существо, он нашел в соборе полноту восприятия мира.[2,с.
230]
Гюго пишет: «Так, развиваясь под сенью собора, живя и ночуя в нем,
почти никогда его не покидая и непрерывно испытывая на себе его
таинственное воздействие, Квазимодо в конце концов стал на него похож;
- он словно врос в здание, превратился в одну из его составных частей.
Можно без преувеличения сказать, что он принял форму собора, подобно
тому как улитки принимают форму раковины. Это было его жилище, его
Page 9 |
10
логово, его оболочка. Между ним и старинным храмом существовала
глубокая инстинктивная привязанность, физическое сродство; Квазимодо
был также неотделим от собора, как черепаха от своего щитка. Шершавые
стены собора были его панцирем…» [1,с. 137]
Главные действующие лица романа вымышлены автором: цыганка
Эсмеральда, архидьякон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло,
звонарь собора горбун Квазимодо. Но есть в романе “персонаж”, который
объединяет вокруг себя всех действующих лиц и сматывает в один клубок
практически все основные сюжетные линии романа. Имя этого персонажа
вынесено в заглавие произведения Гюго. Имя это — Собор Парижской
Богоматери.
Идея автора организовать действие романа вокруг Собора Парижской
Богоматери не случайна: она отражала увлечение Гюго старинной
архитектурой и его деятельность в защиту памятников средневековья.[17]
Первая глава книги третьей называется “Собор Богоматери”. В ней Гюго в
поэтической форме рассказывает об истории создания Собора, весьма
профессионально и подробно характеризует принадлежность здания к
определенному этапу в истории зодчества, высоким стилем описывает его
величие и красоту: “Прежде всего — чтобы ограничиться наиболее яркими
примерами — следует указать, что вряд ли в истории архитектуры найдется
страница прекраснее той, какою является фасад этого собора… Это как бы
огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа,
единое и сложное…»[1,c. 102]
Вместе с восхищением человеческим гением, создавшим величественный
памятник истории человечества, каким Гюго представляется Собор, автор
выражает гнев и скорбь из-за того, что столь прекрасное сооружение не
сохраняется и не оберегается людьми. [17]
Page 10 |
11
Он пишет: «Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой
благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор,
дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде
бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли
почтенному памятнику старины…» [1,c.102]
Собор несет в себе комплекс основных идей (любовь, догма, наука,
милосердие, искусство, тайна мира и человеческой души).[11,с.305]
В романах Виктора Гюго исторические лица и реалии описываются порой
очень детально ( например, описание Собора), однако эти описания –
повод для размышления над определенной романтической идеей, а их
историческая ценность не важна.
Page 11 |
12
2.2. Художественное изображение высшего парижского общества
Герои Гюго- чрезмерны, они средоточие противоречий, контрастов,
гротеска, предельно допустимого искусством. Но за буйством
романтических судеб, любви, ненависти всегда присутствует истина, и
историческая и человеческая, поскольку каждый из героев -одновременно
и индивидуальность во всей ее причудливой неповторимости, и
олицетворение великих понятий: Справедливости, Добра, Любви, Борьбы,
Ненависти.[4,с.171]
Парижское общество пронизано духом зависти друг к другу, корысти,
каждый пытается добиться своей цели за счет других. Позерство друг
перед другом, наигранные чувства, лицемерие, коварные замыслы – все
это отличает высшее общество от образов людей парижского «дна».
Внешне блестящее, а на самом деле пустое и бессердечное дворянское
общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, ничтожного
фата и грубого солдафона, который только влюбленному взгляду
Эсмеральды может казаться рыцарем и героем.[13]
«… молодой человек, довольно представительный, но фатоватый и
самодовольный,- один из тех красавцев мужчин, которыми восхищаются
женщины, между тем как люди серьезные и физиономисты, глядя на них,
пожимают плечами. Этот молодой дворянин был одет в блестящий мундир
начальника королевских стрелков, настолько походивший на костюм
Юпитера, уже описанный нами в первой части этого рассказа, что мы
можем не утомлять читателя вторичным его описанием…»[1,с.211].
Еще одним из центральных образов высшего общества является Клод
Фролло, архидьякон собора Парижской богоматери. В нем тоже выражена
одна из сторон человека Возрождения- индивидуализм. Но в первую
Page 12 |
13
очередь это средневековый человек, аскет, презирающий все радости
жизни. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства,
которые он считает постыдными, и посвятить всего себя изучению полного
свода человеческих знаний.
Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил
Эсмеральду. Эта любовь носит разрушительный характер. Не в силах ее
побороть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая
Эсмеральду на мучения и смерть. [5,с. 343]
Клод Фролло- это воплощение средневековья с его мрачным
изуверством,но он уже затронут духом сомнения, увлечен новыми
веяниями. Фролло начинает осознавать бесплодность средневековой
«науки» и веры: «Он разворошил всю таившуюся в глубинах его сердца
ненависть, всю злобу и беспристрастным оком врача, который изучает
больного, убедился в том, что эта ненависть и эта злоба были не чем иным,
как искаженной любовью, что любовь-этот родник всех человеческих
добродетелей…».[1,с.308]
Любовь священника Собора Парижской богоматери- грубое вожделение,
погубившее его.
И другая любопытная и важная особенность романа: в нем, этом наиболее
романтическом из всех романов Гюго, можно видеть характеры,
нарисованные пером настоящего реалиста. Мы имеем виду образ короля
Людовика XI [9, с.28]
Примечательно, что никакая дворцовая пышность и никакой
романтический антураж не сопровождают в романе фигуру короля. Ибо
Людовик XI,раскрывается здесь скорее как выразитель буржуазного, а не
феодального духа времени.
«…в обитом кордовской кожей кресле угловатые колени, тощие ляжки в
поношенном трико из черной шерсти, туловище, облаченное в фланелевый
Page 13 |
14
кафтан, отороченный облезлым мехом,и старую засаленную шляпу из
самого скверного черного сукна, с прикрепленными вокруг тульи
свинцовыми фигурками. Прибавьте к этому грязную ермолку, почти
скрывавшую волосы,-вот и все, что можно было разглядеть на сидевшем
человеке…» [1,с. 367]
В полном соответствии с историей, Людовик XI показан в романе Гюго как
жестокий, лицемерный и расчетливый монарх ,который чувствует себя
лучше всего в маленькой келье одной из башен Бастилии. При всей
реалистичности этой фигуры автор «Собора Парижской богоматери» здесь
не забывает подчеркнуть резкий контраст между внешним благочестием и
крайней жестокостью и скупостью короля. Поэт Гренгуар дает ему такую
характеристику: «Под властью этого благочестивого тихони виселицы так
и трещат от тысяч повешенных, плахи загнивают от проливаемой крови,
тюрьмы лопаются, как переполненные утробы…» [3,с.43].
Уже в «Соборе Парижской богоматери»,первом большом романе Гюго, мы
обнаруживаем тот метод художественного обобщения, где опираясь на
реальное, исходя из реального, Гюго сгущает краски, преувеличивает,
воссоздает историческую действительность так, что типизация у него
переходит в своеобразную символизацию. Но существенно и важно то, что
создаваемые им образы-символы ни на одно мгновение не отрываются от
реальности.
Page 14 |
15
2.3. Картина жизни Парижского «дна»
Создавая как бы художественную энциклопедию средневековой жизни,
Гюго недаром вводит в роман целую армию парижской голытьбы,
нашедшей пристанище в диковинном Дворе чудес в центре старого
Парижа. На протяжении всего средневековья нищие и бродяги были
ферментом возмущения и бунта против высших феодальных сословий.
Королевская власть с самого начала своего существования повела борьбу с
этой непокорной массой, постоянно ускользавшей из сферы ее
влияния.[3,с.44]
«….двор чудес ,куда в такой поздний час никогда не заглядывал ни один
порядочный человек; в том мгическом круге, где бесследно исчезали
городский стражники и служители Шатле, осмелившиеся туда проникнуть;
- в квартале воров-этой омерзительной бородавке на лице Парижа; в клоаке,
откуда каждое утро выбивался и куда каждую ночь вливался выступавший
из берегов столичных улиц гниющий поток пороков, нищенства и
бродяжничества…» [1,с. 81].
Здесь свои законы и обряды, свои короли и подданный.Поэт Гренгуар
должен пасть жертвой этих законов. Эсмеральда спасет его.
Душевное величие и высокая человечность присущи лишь отверженным
людям из низов общества, именно они подлинные герои романа. Уличная
плясунья Эсмеральда символизирует нравственную красоту народа, глухой
и безобразный звонарь Квазимодо-уродливость социальной судьбы
угнетенных.[13]
Среди подонков живет чистая своими помыслами, прекрасная Эсмеральда.
«Она была невысока ростом, но казалось высокой- так строен был ее
тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее
Page 15 |
16
кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и
римлянкам…»[1,с.65]
Король Двора чудес говорил о спасении Эсмеральда так: «Наша сестра,
невинно осужденная за колдовство, укрылась в твоем соборе; вы обязаны
предоставить ей убежище и защиту; но суд хочет извлечь ее оттуда…» [1,с.
354].
Штурм собора Парижской богоматери многотысячной толпой парижской
голытьбы, изображенный Гюго в его романе, носит символический
характер, как бы предвещая победоносный штурм Бастилии 14 июля 1789
года.
Штурм собора проявляет в то же время и хитрую политику французского
короля по отношению к разным социальным сословиям его королевства.
Мятеж парижской черни, ошибочно принятый им в начале за восстание,
направленное против судьи, который пользовался широкими феодальными
привилегиями и правами, воспринимается королем с едва сдерживаемой
радостью: ему кажется, что его «добрый народ» помогает ему сражаться с
его врагами. Но лишь только король узнает, что чернь штурмует не
судейский дворец, а собор, находящийся в его собственном владении, — тут
«лисица превращается в гиену».[3,с. 45]
«Словно помолодев от ярости, он стал расхаживать большими шагами по
комнате. Он уже не смеялся. Он был страшен.Лисица превратилась в
гиену. Он так задыхался, что не мог произнести ни слова, губы его
шевелились, а костлявые кулаки судорожно сжимались…» [1,с.390]
Философская концепция Гюго 30-х годов – мир, созданный на антитезе
прекрасного, солнечного, радостного и злого, уродливого, бесчеловечного,
искусственно навязанного ему светскими и духовными властями.
Page 16 |
17
Заключение
Во французской романтической литературе «Собор Парижской
богоматери» явился выдающимся произведением исторического жанра. В
нем были развенчаны монархические принципы и католические верования.
Обращаясь к средневековью, Гюго отмечал, что и в давние времена
существовала вражда между монархией и народом, что народ воплощал в
себе могучую национальную энергию, дававшую ему возможность
бороться и побеждать мрачные силы прошлого.
При всей пестроте и живописности картин народной жизни в “Соборе
Парижской богоматери” Гюго не идеализировал средневековье, как делали
многие писатели романтизма, он правдиво показал темные стороны
феодального прошлого. Вместе с тем его книга глубоко поэтична, полна
горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, ее искусству, в
котором, по убеждению писателя, живет свободолюбивый дух
французского народа.
Итог работы заключается в следующем:
- в данной работе были выявлены особенности культурного и
социально-экономического развития Парижа XVвека;
- определили значение Парижа в судьбе Виктора Гюго;
- исследовали и установили образ Собора как символ жизни
французского народа;
- были рассмотрены образы высшего парижского общества;
- выявлены реальные картины жизни низов Парижа.
Page 17 |
18
Таким образом, главная цель нашей работы достигнута с помощью
решения конкретных задач, таких как рассмотрение и анализ значения
романа.
Page 18 |
19
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/gyugo-sobor-parijskoy-bogomateri/
1. Гюго В. Собор Парижской Богоматери: [роман] / Виктор Гюго;
- [пер.с фр. Н.Коган]. -Х.: Прапор, 1988.-446с.
2. Давиденко Г.Й. Історія зарубіжної літератури XIX-початку XX
століття: навчальний посібник / Г. Й. Давиденко,О.М.Чайка-2-ге
вид.-К.: Центр учбової літератури, 2009.-400с.
3. Евнина Е.М. Виктор Гюго.-М.: Наука, 1976.-213с.
4. Зарубежная литература для детей и юношества. Учебник для
институтов культуры. В 2ч. Ч.1/под ред. Н.П.Банникова, М.П.
Бархота, Т.Д. Венедиктова и др.; под ред. Н.К.Мещеряковой,
И.С.Чернявской. -М.: Просвещение,1989.-255с.
5. Зарубежные писатели. Библиографический словарь для школьников
и поступающих в вузы /Под ред. Н.П.Михальской. -М.: Дрофа,2003.-
688с.
6. История зарубежной литературы XIXвека/ сост. М.Е.Елизарова,
С.П.Гиждеу, Б.И.Колесников, Н.П. Михальская. -М.:
Просвещение,1972.-623с.
7. Муравьева Н.И.Виктор Гюго. -М.: Молодая гвардия,1961.-383с.
8. Наливайко Д.И.,Шахова С.О.Зарубіжна література XIX сторіччя.
Доба романтизму/Д.С.Наливайко,К.О.
Заповіт,1997.-464с.
9. Николаев В.Виктор Гюго: Критико-биографический очерк.- М.:
Гослитиздат,1955-85с.
10. Трескунов М.С.Виктор Гюго: Очерк творчества.- М.,1961.-476с.
Page 19 |
20
11. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы:
Западноевропейский и американский романтизм: Учебники / Под ред.
Г.Н.Храповицкая.- М.: Флинт:Наука,2003.-408с.
12. Штейн А.Л., Черневич М.Н, Яхонтова М.А. История французской
литературы: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец.
«Иностр.яз.»/А.Л.Штейн, М.Н. Черневич, М.А. Яхонтова. -М.:
Просвещение,1988.-336с.
Электронные ресурсы:
13. Брахман С.Виктор Гюго- наш современник. Режим доступа:
gugo/ sovremennik. Htm .
14 . Наркирьер. Творчество Виктора Гюго после 1848 г. — 1991.Режим
http://feb-web.ru/ feb/ ivl/ vl7/vl7-2812.htm
15. И. Анисимов. «Гюго и современность». Режим доступа:
16. Роман «Собор Парижской Богоматери». Режим доступа:
http://www.screen.ru/notre/
17. Виктор Гюго. Режим доступа: www.inolit.ru
Page 20 |