Париж — действующее лицо романа в произведении В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Page 2

3

ВВЕДЕНИЕ

Личность Виктора Гюго поражает своей разносторонностью. Один из

самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих

соотечественников ,он ,прежде всего великий национальный поэт,

реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот,

политик-демократ. Знатокам он известен как незаурядный мастер графики,

неутомимый рисовальщик фантазий на темы собственных произведений.

Актуальность

Гюго изучалось и изучается до сих пор такими известными авторами как

Достоевский, А.Моруа, Л.Толстой, А.Пушкин, О.Бальзак.

Творчество Гюго – его поэзия, публицистика, художественная проза –

эпицентр тех идейных исканий которыми ,был, одержим XIX век, его

оптимистической устремленностью к будущему. Идеальное, этическая

утопия – сильные стороны гения Гюго, который, подобно ценившему его

Л.Толстому, и сейчас – не позади, а впереди нас.

В романах Гюго всегда есть ощущение бесконечной ценности бытия –

и евангельских истин – о вечности и боге, и вечных заповедей, нарушая

которые человек и человечество губят себя. Эти истины обладают

вневременной ценностью.

Цель исследования состоит в рассмотрении и анализе образа Парижа как

действующего лица романа Виктора Гюго «Собор Парижской

богоматери».

Задача нашего исследования состоит в том, чтобы выявить:

  • особенности культурного и социально-экономического развития Парижа

XV века;


Page 3

4

  • определить значение Парижа в судьбе Гюго;
  • установить и проанализировать образ Собора в жизни Парижа и парижан

XVвека;

  • описать изображение высшего общества;
  • отразить картину жизни парижского «дна».

Материалом исследования

Роман «Собор Парижской Богоматери»

Предметом исследования

Образ Парижа в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»


Page 4

5

ГЛАВА I.ВИКТОР ГЮГО В ИСТОРИИ ЖИЗНИ ПАРИЖА

1.1. Особенности культурного и социально-экономического развития

города в XVвеке

Во Франции интерес к национальной истории был порожден бурным

ходом политической борьбы, вызванной буржуазной революцией 1789—

1794 годов, под воздействием которой протекал процесс становления бур-

жуазного общества. После падения наполеоновской империи и

реставрации Бурбонов во Франции возникает насущная необходимость

осмысления происходящих событий. Увлечение историей было

свойственно как либеральной буржуазии, так и реакционному

дворянству. Однако, пытаясь осмыслить исторические факты,

представители того и другого класса приходили к глубоко различным

выводам. Дворянство, надеясь на возврат былых привилегий, извлекало

из прошлого — как оно извлекало из непримиримых конфликтов

настоящего — аргументы против революции; буржуазия, наоборот,

всматриваясь в уроки истории, доказывала необходимость дальнейшего

упрочения нового господствующего строя. [ 10,c. 10]

В 1830 году всколыхнула Июльская революция. Уличные бои,

длившиеся несколько дней, и переход солдат на сторону борющегося

народа навсегда уничтожили власть Бурбонов. На смену роялистам к

власти пришли наиболее богатые слои французской буржуазии: банкиры

и финансисты.[ 9,c. 22]

Революционное движение 30-х годов XIX века было не только

монархическим, но, естественно, и антиклерикальным.


Page 5

6

Это были годы, когда простой люд, рабочие и ремесленники Франции

все решительнее выступали в политической и социальной жизни страны.

Достаточно указать на знаменитое восстание лионских ткачей в 1831

году, выступления парижских пролетариев в 1832 году, их баррикадные

бои против июльской монархии Луи-Филиппа.[ 9,c. 31]

Грандиозный размах борьбы, развернувшейся в дни Февральской

революции и особенно в июньские дни 1848 года, доказал все великое

значение пролетариата. Четыре дня ожесточенных июньских боев народа

с

контрреволюционным

правительством

буржуазии

явились

знаменательным событием. Впервые в истории Франции рабочий класс

играл столь большую ролю в революции, был ее движущей силой,

настоял на провозглашении республики.[ 9, с. 35]

Мелкая французская буржуазия также поддается испугу перед

революцией пролетариата и помогает Луи Бонапарту совершить

контрреволюционный переворот и уничтожить Вторую республику.

К.Маркс писал:«В то время как неистовые битвы господствующего

феодального дворянства заполняли средневековье своим шумом,

незаметная работа угнетенных классов подрывала феодальную систему

во всей Западной Европе, создавала условия, в которых феодалу

оставалось все меньше и меньше места».


Page 6

7

1.2. Париж в судьбе Виктора Гюго

Виктор Гюго был необычайно плодовитым писателем: его поэтические

произведения, снискавшие ему имя первого поэта Франции, едва

умещаются в двух десятках томов; его драматургия составила этап в

развитии французского театра; романы пользовались необычайной

популярностью; блестящая публицистика, речи и памфлеты сыграли

видную роль в борьбе против политической реакции его времени. Свою

музу, всю свою долгую жизнь Гюго посвятил общественному служению,

он был поборником демократии, проповедником добра

и

справедливости, защитником обездоленных, он создал художественные

ценности, которые делают его творчество одной из вершин в духовном

развитии человечества.

Творчество Гюго, которое он сам назвал «звонким эхом своего

времени»,откликнулось на важнейшие проблемы бурного XIX века,

отразило его конфликты и идеалы, иллюзии и надежды. Писатель был

свидетелем частой смены политических укладов, побед и поражений

народных масс Франции в борьбе за республику, за свои социальные

права. [ 13 ]

В 1848—1851 гг. Гюго становится непосредственным участником

политической борьбы; решительно, со всем присущим ему пылом

писатель

протестует против захвата государственной

власти

бонапартистами, призывает народ к восстанию. В эмиграции,

продолжавшейся 19 лет — с 1851 по 1870 г., Гюго оставался

непримиримым врагом режима Второй империи.

Гюго солидаризировался с критянами, боровшимися против турецкого ига;

  • с кубинцами, поднявшимися против испанских завоевателей. Можно без

Page 7

8

преувеличения сказать, что Гюго стоит у истоков движения за мир,

возникшего в середине XIX в. Эта активизация общественной позиции

Гюго наложила печать на все его последующее творчество, в котором

получило дальнейшее плодотворное развитие гуманистическое начало; он

обличает несправедливость и насилие, призывает положить конец

человеческим страданиям. Происходит существенная эволюция

романтического мировидения и художественного метода Гюго. Во

Франции, как и в других западноевропейских странах, поздний романтизм

  • а его крупнейшим представителем был Виктор Гюго — играл некую

существенно дополняющую роль по отношению к реализму того времени.[

14]

Порождённое этой эпохой, творчество великого писателя не могло не

отразить, хотя бы в некоторых существенных чертах, силу и слабость

народных движений, которые стремились построить во Франции новое

общество, но не достигли своей цели. Творческая деятельность Гюго

началась ещё в период реставрации королевской власти во Франции — в

20-х годах XIX века. Раннее творчество Гюго отличается большим

разнообразием. Он пишет лирические стихи, исторические драмы, повести

и, наконец, знаменитый роман — “Собор Парижской богоматери”.[ 15 ]

Один французский критик сказал о Гюго: «Когда Гюго родился,XIXвеку

было всего два года. Когда поэт умер, веку оставалось жить еще 15 лет, и

все-таки век состарился раньше, чем Виктор Гюго».


Page 8

9

ГЛАВА II. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ КАК СИМВОЛ

ПАРИЖА

2.1. Образ Собора Парижской Богоматери

В центре романа— собор Парижской богоматери, символ духовной жизни

французского народа. Собор построен руками сотен мастеров,

религиозность в нем теряется за буйной народной фантазией. Гюго

восхищается своеобразием “дивных произведений искусства

средневековья”, далеких от подражания античной архитектуре, и горячо

встает на их защиту от варварских разрушений и искажений позднейших

времен.

Собор не был центром религиозной веры, а стал местом жизненных

пристрастий. Образ Собора- «огромная каменная симфония», «душа

народа».Вместе с тем собор-символ порабощения народа, символ

феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в

плену души людей.[13 ]

Собор дал приют народным героям, с ним тесно связана их судьба. Без

Собора невозможно представить Квазимодо- «душу собора»,это

удивительное существо, он нашел в соборе полноту восприятия мира.[2,с.

230]

Гюго пишет: «Так, развиваясь под сенью собора, живя и ночуя в нем,

почти никогда его не покидая и непрерывно испытывая на себе его

таинственное воздействие, Квазимодо в конце концов стал на него похож;

  • он словно врос в здание, превратился в одну из его составных частей.

Можно без преувеличения сказать, что он принял форму собора, подобно

тому как улитки принимают форму раковины. Это было его жилище, его


Page 9

10

логово, его оболочка. Между ним и старинным храмом существовала

глубокая инстинктивная привязанность, физическое сродство; Квазимодо

был также неотделим от собора, как черепаха от своего щитка. Шершавые

стены собора были его панцирем…» [1,с. 137]

Главные действующие лица романа вымышлены автором: цыганка

Эсмеральда, архидьякон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло,

звонарь собора горбун Квазимодо. Но есть в романе “персонаж”, который

объединяет вокруг себя всех действующих лиц и сматывает в один клубок

практически все основные сюжетные линии романа. Имя этого персонажа

вынесено в заглавие произведения Гюго. Имя это — Собор Парижской

Богоматери.

Идея автора организовать действие романа вокруг Собора Парижской

Богоматери не случайна: она отражала увлечение Гюго старинной

архитектурой и его деятельность в защиту памятников средневековья.[17]

Первая глава книги третьей называется “Собор Богоматери”. В ней Гюго в

поэтической форме рассказывает об истории создания Собора, весьма

профессионально и подробно характеризует принадлежность здания к

определенному этапу в истории зодчества, высоким стилем описывает его

величие и красоту: “Прежде всего — чтобы ограничиться наиболее яркими

примерами — следует указать, что вряд ли в истории архитектуры найдется

страница прекраснее той, какою является фасад этого собора… Это как бы

огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа,

единое и сложное…»[1,c. 102]

Вместе с восхищением человеческим гением, создавшим величественный

памятник истории человечества, каким Гюго представляется Собор, автор

выражает гнев и скорбь из-за того, что столь прекрасное сооружение не

сохраняется и не оберегается людьми. [17]


Page 10

11

Он пишет: «Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой

благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор,

дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде

бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли

почтенному памятнику старины…» [1,c.102]

Собор несет в себе комплекс основных идей (любовь, догма, наука,

милосердие, искусство, тайна мира и человеческой души).[11,с.305]

В романах Виктора Гюго исторические лица и реалии описываются порой

очень детально ( например, описание Собора), однако эти описания –

повод для размышления над определенной романтической идеей, а их

историческая ценность не важна.


Page 11

12

2.2. Художественное изображение высшего парижского общества

Герои Гюго- чрезмерны, они средоточие противоречий, контрастов,

гротеска, предельно допустимого искусством. Но за буйством

романтических судеб, любви, ненависти всегда присутствует истина, и

историческая и человеческая, поскольку каждый из героев -одновременно

и индивидуальность во всей ее причудливой неповторимости, и

олицетворение великих понятий: Справедливости, Добра, Любви, Борьбы,

Ненависти.[4,с.171]

Парижское общество пронизано духом зависти друг к другу, корысти,

каждый пытается добиться своей цели за счет других. Позерство друг

перед другом, наигранные чувства, лицемерие, коварные замыслы – все

это отличает высшее общество от образов людей парижского «дна».

Внешне блестящее, а на самом деле пустое и бессердечное дворянское

общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, ничтожного

фата и грубого солдафона, который только влюбленному взгляду

Эсмеральды может казаться рыцарем и героем.[13]

«… молодой человек, довольно представительный, но фатоватый и

самодовольный,- один из тех красавцев мужчин, которыми восхищаются

женщины, между тем как люди серьезные и физиономисты, глядя на них,

пожимают плечами. Этот молодой дворянин был одет в блестящий мундир

начальника королевских стрелков, настолько походивший на костюм

Юпитера, уже описанный нами в первой части этого рассказа, что мы

можем не утомлять читателя вторичным его описанием…»[1,с.211].

Еще одним из центральных образов высшего общества является Клод

Фролло, архидьякон собора Парижской богоматери. В нем тоже выражена

одна из сторон человека Возрождения- индивидуализм. Но в первую


Page 12

13

очередь это средневековый человек, аскет, презирающий все радости

жизни. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства,

которые он считает постыдными, и посвятить всего себя изучению полного

свода человеческих знаний.

Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил

Эсмеральду. Эта любовь носит разрушительный характер. Не в силах ее

побороть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая

Эсмеральду на мучения и смерть. [5,с. 343]

Клод Фролло- это воплощение средневековья с его мрачным

изуверством,но он уже затронут духом сомнения, увлечен новыми

веяниями. Фролло начинает осознавать бесплодность средневековой

«науки» и веры: «Он разворошил всю таившуюся в глубинах его сердца

ненависть, всю злобу и беспристрастным оком врача, который изучает

больного, убедился в том, что эта ненависть и эта злоба были не чем иным,

как искаженной любовью, что любовь-этот родник всех человеческих

добродетелей…».[1,с.308]

Любовь священника Собора Парижской богоматери- грубое вожделение,

погубившее его.

И другая любопытная и важная особенность романа: в нем, этом наиболее

романтическом из всех романов Гюго, можно видеть характеры,

нарисованные пером настоящего реалиста. Мы имеем виду образ короля

Людовика XI [9, с.28]

Примечательно, что никакая дворцовая пышность и никакой

романтический антураж не сопровождают в романе фигуру короля. Ибо

Людовик XI,раскрывается здесь скорее как выразитель буржуазного, а не

феодального духа времени.

«…в обитом кордовской кожей кресле угловатые колени, тощие ляжки в

поношенном трико из черной шерсти, туловище, облаченное в фланелевый


Page 13

14

кафтан, отороченный облезлым мехом,и старую засаленную шляпу из

самого скверного черного сукна, с прикрепленными вокруг тульи

свинцовыми фигурками. Прибавьте к этому грязную ермолку, почти

скрывавшую волосы,-вот и все, что можно было разглядеть на сидевшем

человеке…» [1,с. 367]

В полном соответствии с историей, Людовик XI показан в романе Гюго как

жестокий, лицемерный и расчетливый монарх ,который чувствует себя

лучше всего в маленькой келье одной из башен Бастилии. При всей

реалистичности этой фигуры автор «Собора Парижской богоматери» здесь

не забывает подчеркнуть резкий контраст между внешним благочестием и

крайней жестокостью и скупостью короля. Поэт Гренгуар дает ему такую

характеристику: «Под властью этого благочестивого тихони виселицы так

и трещат от тысяч повешенных, плахи загнивают от проливаемой крови,

тюрьмы лопаются, как переполненные утробы…» [3,с.43].

Уже в «Соборе Парижской богоматери»,первом большом романе Гюго, мы

обнаруживаем тот метод художественного обобщения, где опираясь на

реальное, исходя из реального, Гюго сгущает краски, преувеличивает,

воссоздает историческую действительность так, что типизация у него

переходит в своеобразную символизацию. Но существенно и важно то, что

создаваемые им образы-символы ни на одно мгновение не отрываются от

реальности.


Page 14

15

2.3. Картина жизни Парижского «дна»

Создавая как бы художественную энциклопедию средневековой жизни,

Гюго недаром вводит в роман целую армию парижской голытьбы,

нашедшей пристанище в диковинном Дворе чудес в центре старого

Парижа. На протяжении всего средневековья нищие и бродяги были

ферментом возмущения и бунта против высших феодальных сословий.

Королевская власть с самого начала своего существования повела борьбу с

этой непокорной массой, постоянно ускользавшей из сферы ее

влияния.[3,с.44]

«….двор чудес ,куда в такой поздний час никогда не заглядывал ни один

порядочный человек; в том мгическом круге, где бесследно исчезали

городский стражники и служители Шатле, осмелившиеся туда проникнуть;

  • в квартале воров-этой омерзительной бородавке на лице Парижа; в клоаке,

откуда каждое утро выбивался и куда каждую ночь вливался выступавший

из берегов столичных улиц гниющий поток пороков, нищенства и

бродяжничества…» [1,с. 81].

Здесь свои законы и обряды, свои короли и подданный.Поэт Гренгуар

должен пасть жертвой этих законов. Эсмеральда спасет его.

Душевное величие и высокая человечность присущи лишь отверженным

людям из низов общества, именно они подлинные герои романа. Уличная

плясунья Эсмеральда символизирует нравственную красоту народа, глухой

и безобразный звонарь Квазимодо-уродливость социальной судьбы

угнетенных.[13]

Среди подонков живет чистая своими помыслами, прекрасная Эсмеральда.

«Она была невысока ростом, но казалось высокой- так строен был ее

тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее


Page 15

16

кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и

римлянкам…»[1,с.65]

Король Двора чудес говорил о спасении Эсмеральда так: «Наша сестра,

невинно осужденная за колдовство, укрылась в твоем соборе; вы обязаны

предоставить ей убежище и защиту; но суд хочет извлечь ее оттуда…» [1,с.

354].

Штурм собора Парижской богоматери многотысячной толпой парижской

голытьбы, изображенный Гюго в его романе, носит символический

характер, как бы предвещая победоносный штурм Бастилии 14 июля 1789

года.

Штурм собора проявляет в то же время и хитрую политику французского

короля по отношению к разным социальным сословиям его королевства.

Мятеж парижской черни, ошибочно принятый им в начале за восстание,

направленное против судьи, который пользовался широкими феодальными

привилегиями и правами, воспринимается королем с едва сдерживаемой

радостью: ему кажется, что его «добрый народ» помогает ему сражаться с

его врагами. Но лишь только король узнает, что чернь штурмует не

судейский дворец, а собор, находящийся в его собственном владении, — тут

«лисица превращается в гиену».[3,с. 45]

«Словно помолодев от ярости, он стал расхаживать большими шагами по

комнате. Он уже не смеялся. Он был страшен.Лисица превратилась в

гиену. Он так задыхался, что не мог произнести ни слова, губы его

шевелились, а костлявые кулаки судорожно сжимались…» [1,с.390]

Философская концепция Гюго 30-х годов – мир, созданный на антитезе

прекрасного, солнечного, радостного и злого, уродливого, бесчеловечного,

искусственно навязанного ему светскими и духовными властями.


Page 16

17

Заключение

Во французской романтической литературе «Собор Парижской

богоматери» явился выдающимся произведением исторического жанра. В

нем были развенчаны монархические принципы и католические верования.

Обращаясь к средневековью, Гюго отмечал, что и в давние времена

существовала вражда между монархией и народом, что народ воплощал в

себе могучую национальную энергию, дававшую ему возможность

бороться и побеждать мрачные силы прошлого.

При всей пестроте и живописности картин народной жизни в “Соборе

Парижской богоматери” Гюго не идеализировал средневековье, как делали

многие писатели романтизма, он правдиво показал темные стороны

феодального прошлого. Вместе с тем его книга глубоко поэтична, полна

горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, ее искусству, в

котором, по убеждению писателя, живет свободолюбивый дух

французского народа.

Итог работы заключается в следующем:

  • в данной работе были выявлены особенности культурного и

социально-экономического развития Парижа XVвека;

французского народа;

  • были рассмотрены образы высшего парижского общества;
  • выявлены реальные картины жизни низов Парижа.

Page 17

18

Таким образом, главная цель нашей работы достигнута с помощью

решения конкретных задач, таких как рассмотрение и анализ значения

романа.


Page 18

19

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/gyugo-sobor-parijskoy-bogomateri/

1. Гюго В. Собор Парижской Богоматери: [роман] / Виктор Гюго;

  • [пер.с фр. Н.Коган]. -Х.: Прапор, 1988.-446с.

2. Давиденко Г.Й. Історія зарубіжної літератури XIX-початку XX

століття: навчальний посібник / Г. Й. Давиденко,О.М.Чайка-2-ге

вид.-К.: Центр учбової літератури, 2009.-400с.

3. Евнина Е.М. Виктор Гюго.-М.: Наука, 1976.-213с.

4. Зарубежная литература для детей и юношества. Учебник для

институтов культуры. В 2ч. Ч.1/под ред. Н.П.Банникова, М.П.

Бархота, Т.Д. Венедиктова и др.; под ред. Н.К.Мещеряковой,

И.С.Чернявской. -М.: Просвещение,1989.-255с.

5. Зарубежные писатели. Библиографический словарь для школьников

и поступающих в вузы /Под ред. Н.П.Михальской. -М.: Дрофа,2003.-

688с.

6. История зарубежной литературы XIXвека/ сост. М.Е.Елизарова,

С.П.Гиждеу, Б.И.Колесников, Н.П. Михальская. -М.:

Просвещение,1972.-623с.

7. Муравьева Н.И.Виктор Гюго. -М.: Молодая гвардия,1961.-383с.

8. Наливайко Д.И.,Шахова С.О.Зарубіжна література XIX сторіччя.

Доба романтизму/Д.С.Наливайко,К.О. Шахова. Підручник. -К.:

Заповіт,1997.-464с.

9. Николаев В.Виктор Гюго: Критико-биографический очерк.- М.:

Гослитиздат,1955-85с.

10. Трескунов М.С.Виктор Гюго: Очерк творчества.- М.,1961.-476с.


Page 19

20

11. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы:

Западноевропейский и американский романтизм: Учебники / Под ред.

Г.Н.Храповицкая.- М.: Флинт:Наука,2003.-408с.

12. Штейн А.Л., Черневич М.Н, Яхонтова М.А. История французской

литературы: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец.

«Иностр.яз.»/А.Л.Штейн, М.Н. Черневич, М.А. Яхонтова. -М.:

Просвещение,1988.-336с.

Электронные ресурсы:

13. Брахман С.Виктор Гюго- наш современник. Режим доступа:

gugo/ sovremennik. Htm .

14 . Наркирьер. Творчество Виктора Гюго после 1848 г. — 1991.Режим

http://feb-web.ru/ feb/ ivl/ vl7/vl7-2812.htm

15. И. Анисимов. «Гюго и современность». Режим доступа:

gugo /anisimov.htm.

16. Роман «Собор Парижской Богоматери». Режим доступа:

http://www.screen.ru/notre/ index.html

17. Виктор Гюго. Режим доступа: www.inolit.ru


Page 20