Где круга этого начало, где конец,
С древнейших времен человек устремлялся к «первым началам» и к «конечным причинам», страстно желал познать тайны начала (рождения, возникновения) и конца (умирания, исчезновения).
Причем, очевидно, здесь имеет место не только (и не столько) теоретический интерес. Это вопросы глубоко экзистенциальные . Едва только человек начинает осознавать себя, он сталкивается с фактом смерти, собственной конечности. Этот факт не может оставить человека разумного в покое. Подобно Сфинксу он стоит перед каждым человеком и любой культурой и требует ответа на его загадку.
Что такое мифы? В обыденном понимании — это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев — Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.
Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы состоит в том, что оживление мифологических структур в первобытной культуре произошло во всех сферах миропонимания. Мифологическое как составная часть духовной жизни возрождается в современных культурах, вновь входит в конструкцию социокультурных феноменов
Эссе миф и его роль в культуре
... из веры[6]. Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры? Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека, Они являлись каналом, по которым одно ... его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека ...
Цель моей работы заключается в том, чтобы понять роль мифа в первобытной культуре и разобраться в его главной функции.
Задачи:
1.разобраться в том, как появилась первобытная культура
2.как возник миф и какую роль он играл в жизни античного человека
3.как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным
4.понять, что заключало в себе мифологическое сознание.
Прекрасную характеристику первобытного мифа в его универсальной, а не только мыслительной значимости находим у профессора И.М. Тронского в его статье «Проблемы гомеровского эпоса»: «Сущность мифа – и в этом конститутивный момент всякого мифообразования с первобытных времен – в магической связи, которая устанавливается между объектом мифа – прошлым – и социально- значимой актуальностью, в соотношении настоящего с его предполагаемым прообразом в минувшем…Мифообразование и магия одинаково коренятся в идеологии первобытного общества, которое, не умея ни анализировать мир, ни реально на него воздействовать, стремиться лишь закрепить за собой наличные благоприятные факторы; наиболее верным средством представляется подражательное воссоздание предполагаемой обстановки возникновения этих факторов: новый акт сотворения должен закрепить их действенную силу творчество идеологов первобытного мира вырабатывает главным образом представление о происхождении вещей. Разумеется, представления эти создаются по образцу производства вещей в человеческом обществе. Так получается мифологическая картина мира, где и сама структура и содержание определены особенностями первобытного мышления, которое весьма несовершенно отделяет элементы вещей от самих вещей и рассматривает предметы главным образом в их целостности» 1
Проблемами мифа и мифологического в культуре занимались уже представители античной философии (Сократ, Платон, Эвгемер и др.).
Эпоха Возрождения дает первые попытки формирования сравнительной мифологии, которые содержаться в учениях М. Монтеня, Ж. Лафито, Ш.де Бросса и др. Научный подход к мифам можно выявить в
Европейские романтики эпохи Просвещения уделяли
- Первобытная культура
Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие долгого предшествующего
Наука и естествознание, их место в культуре общества
... В данной работе рассматривается понятие, зарождение и формирование современного научного метода познания, его значимость, особенности и место в культуре общества. В настоящее время имеются два определения естествознания. 1. Естествознание ... возникают технические науки и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве. Возрастает социальная роль науки, и ее развитие становится ...
Если говорить в широком этнографическом
Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом.
Обнаружение культуры синантропов относится к 20-м гг. нашего века, когда в 40 км от Пекина были найдены следы их деятельности. По костным останкам синантропа воссоздан его физический облик. Средний рост для женщины- 152 см, для мужчины- 163 см.
В пещере, где производились раскопки, в большом количестве найдены орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжёны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне.
Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера — объединяли синантропов в устойчивое общество.
Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнём как техническим средством и стихией природы.
Культура первобытного человека
... их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. Культура первобытного общества В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много ... Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли ...
Неандертальская эпоха была значительным шагом вперёд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.
Следующим шагом в первобытной истории
Итак, на стадии дородового общества человечество пребывало около миллиона лет.
В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием «художественная культура».
2.Ранние формы верования и возникновение мифа
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.
Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 — 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.
В культуре первобытности анимизм был универсальной
Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».
Религия как форма культуры (2)
... по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. ... Именно поэтому, выясняя место религии в системе культуры, я буду постоянно сравнивать ее с наукой. Религиозная вера в жизни ученых религия первобытная вера культура Традиционная схема, в ...
Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.
Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах