Формирование экологической культуры младших школьников

1. Актуальность и перспективность опыта по проблеме «Формирование экологической культуры младших школьников»

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия.

Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи:

1. Принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса.

2. Воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. В свете концепции устойчивого развития экологическое образование становится ведущим условием решения проблемы выживания человечества.

Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля.

Кто, если не учитель, будет заниматься формированием экологического сознания и поведения детей?

Традиционная программа по окружающему миру даёт возможность формировать у детей целостное представление о мире:

1. Научное отношение к природной среде.

2. Осознание роли человека в природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

Конкретные объекты и явления ( Здесь на доступном для детей уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой. Объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться).

Взаимосвязь природных объектов и явлений. ( Между различными компонентами неживой природы. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания).

6 стр., 2781 слов

Природа, сущность и назначение человека

... духа. Только на личностной существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек предстает как определенная целостность- микрокосмос, находящийся ... осуществляет на основе создания второй природы культурного творчества. Второй закон – закон, определяющий способ, каким даны объекты человеку в познавательном и эмоциональном отношении ...

Взаимосвязь человека, общества и природы. Между природой и человеком. Рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют прежде всего?)

Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

недостатки и противоречия традиционной программы

1. Традиционная программа направлена в основном на развитие интеллектуальной сферы.

2. Природные ресурсы рассматриваются с точки зрения потребности в них человека, что приводит к потребительскому отношению к природе, а не к осознанию её как ценности.

3. Использование только учебных пособий без организации системной практической деятельности младшего школьника не может содействовать формированию экологической культуры.

Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Результаты тестирования, проводимые в 1 классе, показывают, что дети различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. Познавательное отношение неустойчиво, связано с привлекающими внимание событиями.

Как изменить ситуацию?

Чтобы ответить на эти вопросы, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с детьми по экологическому образованию и воспитанию в системе.

Целью экологического воспитания

II. Описание опыта работы по теме «Формирование экологической культуры младших школьников»

1. Научно-методическое обоснование

Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста.

Детство — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям. Отсюда — непременный спутник детской любознательности — вопрос “Почему” и общепринятое утверждение о том, что этот возраст — возраст “Почемучек”.

Психолог Л.И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение человека к природе зависит от формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек. На важную роль привычек в воспитании правильных форм поведения указывал К.Д. Ушинский, следовательно, в экологическом воспитании, формированию привычек целесообразно уделять особое внимание. В качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитания младших школьников. Л.И. Божович выделяет наличие предъявляемых детям в наглядном плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активного стремления к овладению этими образцами. Для формирования у младших школьников внутренней потребности поступать согласно образцам нравственного поведения, как отмечает Ш.А. Амонашвили, необходимо не только дать им пример соответствующего поведения, но и сформировать сознание того, какое поведение является в обществе нравственным, какое безнравственным, то есть сформировать морально-правовое оценочное отношение к действительности.

6 стр., 2981 слов

Экологическая культура человека

... культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации. Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, ... с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры. По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является ...

Педагоги И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина высказывают мнение, что бережное ответственное отношение человека к природе состоит из ряда компонентов: экологические убеждения, мировоззрения, идеалы, интересы.

Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябы и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.

Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически — деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью.

Исходя из этого, встает вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

Во – первых

Во – вторых

Курс «Мир вокруг нас», разработанный … имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

2. Ведущая педагогическая идея

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируется ядро экологического образования и воспитания в начальной школе.

становится продолжением общего.

Изменения внесены в организацию учебно-воспитательного процесса.

Систему моей работы можно представить в виде схемы:

Во вторых 1

3. Новизна опыта

Поиск новой формы организации учебно-воспитательного процесса подтолкнул меня

  • На изучение программ и учебников по окружающему миру.
  • На поиск новых форм и методов обучения предмету.
  • На изучение передового педагогического опыта.
  • На сотрудничество с учителями района с целью изучения их опыта и привлечения к совместной деятельности.

Наиболее приемлемой для меня является программа Плешакова А. А. «Мир вокруг нас». Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

13 стр., 6287 слов

Экологическое воспитание младших школьников

... младших школьников; Раскрыть значение экологического образования в развитии личности младших школьников; Рассмотреть формы, методы и приёмы организации экологического воспитания младших школьников; Обобщить опыт ... и познавательная, которая предполагает формирование экологической культуры младших школьников. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к ...

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: при этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей:

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась и после их окончания.

В результате мной был разработан план повышения экологической культуры школьников на основе

1) Углубленного изучения окружающего мира.

12 стр., 5571 слов

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

... -действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры. Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому ...

2) Ведения экологического кружка.

3) Сотрудничества с детским садом и средним звеном.

4) Опорой на практическую направленность работы.

Результат оказался положительным, о чём свидетельствует мониторинг качества знаний учащихся в 4 классе, на входе 5 класса.

Положительной оказалась и динамика обученности учащихся.

Новизна опыта состоит также в усовершенствовании отдельных сторон педагогической деятельности, в нахождении новых средств и правил их применения.

Учебный процесс:

1. Обеспечение изучения экологии, как системообразующего компонента школьного образования с учётом специфики природных и социальных условий, культурных традиций.

4. Интеграция основного и дополнительного образования.

5. Обеспечение цельности и преемственности знаний и умений на различных ступенях общеобразовательной школы.

6. Информирование педагогов, учащихся, родителей о нормативных требованиях, предъявляемых выпускнику начальной школы в области экологии.

1. Воспитание любви и ответственного отношения школьников к родной природе и людям, как части биосферы и мирового сообщества. (Включено в воспитательный процесс проигрывание ситуаций в экологическом театре, инсценирование фрагментов экологических сказок, организация игр – путешествий по экологии, помощь волонтёрам).

1. Учитель должен знать теоретические основы формирования экологического сознания школьников.

2. Владеть практическими навыками формирования экологической грамотности.

3. Уметь планировать работу по формированию экологического сознания.

4. Действовать в рамках дополнительного образования.

Дополнительно:

1.Работа экологического кружка.

2.Подача материала с опорой на культурные экологические ценности.

(этно — экология)

3. «Педагогический университет». (Просвещение родителей)

4.Сотрудничество с другими школами района с целью проведения исследований, праздников, экологических олимпиад.

5.Экологическая линейка. (Один раз в неделю.)

6.Проведение экологического дня. (Два раза в год).

4. Технология использования опыта

Цель и задачи.

Цель – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции (ответственное отношение к окружающей среде)

Задачи

Дидактические:

1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных дисциплин, бесед)

2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов) 3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке — высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории)

Воспитательные:

1. Воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, всему живому.

2. Воспитание активной жизненной позиции младших школьников.

12 стр., 5823 слов

Организация творческой деятельности учащихся на х

... деятельности имеющегося y него опыта. Отсюда можно сделать вывод, что учебное проектирование по своей сути всегда является решением творческой задачи. Задачей обучения Учащихся творческой деятельности, ... настоящее время большого количества работ, посвященных использованию проектов в образовательной области "Технология", проектная деятельность применяется в школах недостаточно эффективно. Во многом ...

3. Формирование личности, развивающейся в гармонии природы и цивилизации.

Развивающие:

1. Развитие естественнонаучного мировоззрения, усиление связи обучения с жизнью.

2. Развитие чувства самоуважения, сопереживания.

В ходе выполнения программы, необходимо опираться на следующие принципы:

Принцип сознательности и активности, Принцип наглядности, Принцип систематичности и последовательности, Принцип повторения, Принцип постепенности, Принцип индивидуализации, Принцип активного обучения, Принцип связи теории с практикой

принципы учёта возрастных и индивидуальных особенностей

Виды деятельности.

Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.

Формы организации работы при изучении курса разнообразны. Основные методы и формы организации изучения – рассказ, беседа, сюжетная игра, сказка, экскурсия, рисование, раскрашивание. Начальное обучение экологии проводится на материалах сказок, басен, а также рассказов писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Николая Плавильщикова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Николая Зверева, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Очень удобными в учебном процессе оказываются специальные учебные пособия, для создания которых использован фольклорный и сказочный материал.

Принцип сознательности и активности 1

Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.

Интегрированные уроки

уроках русского

придумываем рассказы

Пример: «…И еще есть у осины одна особенность. Поздней осенью, когда уже пройдет листопад, у нее начинается ветвепад. Тонкие веточки разной длины, словно листья, падают на землю. На конце веточки почки, а в них будущие листья. Ее не сломал ветер, она сама отделилась от дерева, как пожелтевший лист…»

Математика, Текстовые задачи

Пример:

  • Как вы помогаете птицам зимой? Решите задачу:

2 класс Б решил сделать 25 кормушек для птиц. За неделю они сделали 15 кормушек. Сколько кормушек для птиц ещё осталось смастерить ребятам?

Математические раскраски, Экологические сказки.

Пример: Сказка о воде.

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.

Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром.

  • Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

30 стр., 14686 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы, Предмет дипломной работы В связи с объектом ...

  • Растениям и деревьям нужен дождь!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

  • Спасибо тебе, Дождик!

Природа отвечает:

  • Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

проектную деятельность

В ходе работы приходится находить сторонников природоохранных комитетах, проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах исследований и успехах в деле сохранения природы. Дети работают над проектом индивидуально или малыми группами. По срокам исполнения могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочными или долгосрочными – выполняются в течении более длительного времени).

свою «Красную книгу»

внеклассная работа

Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории микрорайона, помогает учащимся освоить моральные нормы отношения к природе, нормы запретов (не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т. п.).

Исследование учащимися реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, особенно поведения людей в природной среде, где результат часто не соответствует желаемому. Это позволит школьникам извлечь урок на будущее, изменить цели своей деятельности, научить принимать решения в соответствии с убеждениями.

Внеклассная работа

самостоятельной работе

помощь волонтёрам,

Наиболее интересным аспектом деятельности школьников является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и пришкольного участка. Подобная работа проводится совместно с учащимися старших классов.

В содержание этой работы включены задания по двум темам:

  • «Изучение экологического состояния школьных помещений»
  • «Изучение экологического состояния пришкольного участка».

Учащиеся делятся на группы по несколько человек. Им вручаются инструктивные карточки по проведению работы. При выполнении заданий каждая группа изучает экологическое состояние одного из школьных помещений – кабинета, коридоров школы, столовой и т. д. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно-гигиеническое состояние; режим проветривания, освещенность помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озелененность помещения и описывают его эстетическое оформление.

Опыт проведения исследовательских работ позволяет применять теоретические знания на практике, способствует выработке активной жизненной позиции.

Пример: Учащиеся 1 класса сажают возле дома дерево. Ухаживают за ним и ведут наблюдения, которые фиксируют в дневнике наблюдений.

По итогам работы проводится конференция, где заслушиваются не только работы и доклады учащихся, но также демонстрируются фотографии, схемы, таблицы по результатам исследований, высказываются предложения по озеленению и оформлению кабинетов и коридоров.

Большую помощь оказывают родители учащихся.

Беседа.

Пример: Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы — дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что могут делать и делают школьники? Школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

24 стр., 11811 слов

Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...

... учащиеся общеобразовательной школы (1-8 классы). Предмет исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков на уроках музыки в общеобразовательных школах. ... на данном уроке учитель себе ни ставил (например, укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне), воспитание «вокальной ... 13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание ...

Игра. Игра — наиболее понятный, радостный и естественный вид деятельности. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми, более интересными для детей. В играх заложена огромная информация различных знаний.

Пример:

«Синички и вороны».

Ход игры.

Синички любят правду, они боятся лживых утверждений, вороны наоборот любят ложь, но боятся правды. Если ведущий говорит правдивое утверждение, то вороны убегают в свои гнезда. Если ведущий лжет, то синички убегают от ворон. Пойманного забирают в свою команду. Пойманным считается тот участник, который не успел добежать до своего гнезда.

сочинить экологические сказки

Пример: «… В царстве водорослей прятались жители морского дна. Здесь я встретила дельфина, он стал моим новым знакомым. Такой красивый! Я танцевала с ним на волнах, выпрыгивала из воды, играла в мячик! Никогда не думала, что дельфины дышат, как люди, ведь у них есть лёгкие! А ещё они умеют разговаривать особыми звуками, которые, то успокаивают, то вызывают тревогу. Они умеют дружить, не оставляют своих сородичей в беде».

создание книжек – малышек и мини – энциклопедий.

Хорошей формой являются фенологические наблюдения. (Дежурный каждый день сообщает о наблюдениях за погодой, заносит результаты наблюдений в экологический дневник)

Приёмы стимулирования, контроля обучающихся, взаимоконтроля и самоконтроля.

Стимулом, побуждающим деятельность учащихся, является:

  • возможность показать результат своей деятельности в виде накопленного материала. Лучшие материалы публикуются на сайте школы и в местной газете.
  • Грамоты, поощрительные призы для учащихся и отдельных семей.
  • Возможность пополнить свой электронный портфолио.
  • Хорошее качество знаний по предмету.

Необходимым условием, обеспечивающим наибольшую эффективность педагогической деятельности, является четкая и совместная работа всех участников проекта учителей, учащихся, родителей, завуча по воспитательной работе, комитета экологии Сухиничского района.

Эффективная реализация проекта предполагает изменения в деятельности учителя:

  • Разработку индивидуальных заданий для учащихся (или микрогрупп), контроль за выполнением деятельности и оказание помощи учащимся, анализ и систематизацию материала, занятие активной позиции.

5. Результативность опыта

2 стр., 539 слов

Городской конкурс на лучшее «Если бы я был мэром города …» среди ...

... есть мы. Мы обязаны уважать их! Я бы изменила и доработала ещё многое, но, жаль, всего не распишешь. Хочу пожелать нашему мэру терпения и побольше отдыха. Быть мэром – очень ответственно! На ... глава города должен быть неравнодушен к судьбе города. Возможно, даже быть примером для его жителей. Став мэром, я бы обратила внимание на проблему мусора в нашем городе. Я часто замечаю, что ...

Характеристика полученных результатов (по критериям и показателям, определённым согласно поставленной цели)

Результатом деятельности является

1. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

(в ходе изучения учебных дисциплин, бесед)

2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов)

3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке — высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории)

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Мониторинг

качества знаний и уровня обученности учащихся по окружающему миру

за 3 года обучения в начальных классах и за I полугодие по природоведению в 5-м классе.

Мониторинг 1

Выводы: прослеживается положительная динамика качества знаний учащихся по окружающему миру и природоведению при 100%-ной успеваемости по данному курсу.

Зам. директора по УВР Н.Л. Конюхова.

Мониторинг

качества знаний и уровня обученности отдельных учащихся по окружающему миру

за 3 года обучения в начальных классах и за I полугодие по природоведению в 5-м классе.

Мониторинг 2

Выводы: у данных учащихся прослеживается положительная динамика качества знаний по окружающему миру и природоведению за 1 полугодие 5-го класса при 100%-ной успеваемости по данному курсу.

Зам. директора по УВР Н.Л. Конюхова

Результат деятельности, оценка.

Результатом деятельности являются:

1. Методическая копилка каждого ученика. Она включает в себя отчет исследовательской деятельности школьника:

Книжки- раскладушки, фотоальбомы, участие в ученических конференциях, участие в акциях, фотоотчёты, выставки, экологические газеты, презентации,

доклады, сообщения, сочинения, туристическае карты, книжки – малышки и т. д.

Лучшие работы учащихся награждаются дипломами и грамотами школы, подарками. Получение призового места приравнивается к оценке «Отлично».

Хорошие работы публикуются в местной газете и на сайте школы.

2. Выработка или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

  • демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
  • анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
  • демонстрировать найденное решение;
  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности

2. Скачок в мироощущении ребёнка от « Я – природа» до «Я и природа».

Основными критериями роста и показателями проявления нравственно – экологической позиции являются:

1. Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки.

2. Наличие потребностей в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение.

3. Потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств.

4. Умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.

5. Проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.

6. Формирование интереса учащихся к экологической обстановке в городе, области, стране и желание ее улучшить;

7. Приобретение практических навыков посадки, ухода за цветами, кустарниками, деревьями

6. Распространение опыта.

В целях распространения опыта, мною были проведены открытые уроки, воспитательные мероприятия, мастер-класс для учителей и родителей школы и района.

  • Участие в районном конкурсе художественной самодеятельности «Волшебные вёдра, петух и ручеёк» (День весеннего равноденствия) — 2006 г., 3 место.
  • Заочный конкурс по экологии «Зелёная планета» — 2009 г., диплом.

Открытый урок для учителей района: «Путешествие в сказочный лес». (математика, 3 класс) – 2002 г.

Интегрированный урок для учителей школы: «Будь природе другом!» — 2008

  • Воспитательное мероприятие для учителей начальной школы и родителей: «Ай, да масленица!» — 2009 г.
  • Внеклассное мероприятие для учителей и учащихся среднего звена: «Птицы – наши пернатые друзья» — 2010 г.
  • Утренник для учащихся 2 класса: «Праздник царицы Осени». – 2010 г.
  • Мастер-класс для учителей начальной школы «Роль интегрированных уроков в формировании экологической культуры младших школьников».
  • Доклад для учителей начальной школы: «Формирование экологических представлений учащихся на основе изучения экологических проблем родного края». – 2010 г.
  • Проведение экологической игры «Состязания на лесной поляне» в рамках летнего оздоровительного лагеря для учащихся школ района. – 2010 г.

III. Заключение

Выступая в качестве автора, разработчика инновационного опыта, опиралась на научные идеи и методики, осуществляла отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег.

Применение опыта на практике позволило расширить уровень инновации до муниципального, позволив найти единомышленников среди учителей района.

  • Запрет на ведение практической деятельности без осознания учащимися ее значимости.
  • Не отходить от системности в работе, практической направленности, т.

е. социализации.

Трудоёмкость опыта.

Работа требует больших временных затрат учителя на системное планирование и осуществление работы.

Инновацию осуществляет один педагог, но задействует учащихся, учителей начальной школы, директора школы, завуча по учебно-воспитательной работе, учителей географии, химии, биологии, родителей.

Опыт работы по формированию экологической культуры младших школьников могут использовать как педагоги с высоким уровнем педагогического мастерства, так и начинающие педагоги начальной общеобразовательной школы.

IV. Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/formirovanie-ekologicheskoy-kulturyi/

1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, № 5, С. 25-27.

2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, № 8, C. 40-46.

3. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

4. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников//Начальная школа.- 2002, № 3, с. 52-55.

5. Кропочева Т. Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. //Начальная школа,- 2002, № 1,с.57-63.

6. Морозова Е. Е. Психолого – педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе. // Начальная школа, — 2002, № 7, с. 35-38.

7. Утков П. Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. // Начальная школа, № 8, с. 12-16.

8. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей).

Вып. III / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд – во КГПУ им. К. Э. Циолковского. 2007. – 224 с.

9. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей).

Вып. II. / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э Циолковского. 2005. – 218 с.

10. Сеть Интернет.