В последние годы отечественные социологи, изучающие проблемы российской экономики и предпринимательства, активно взяли на вооружение западные разработки, касающиеся принципов внутреннего структурирования и внешнего ориентирования предприятий самого разного рода. При этом слово фирма было дискредитировано западными исследователями как явление, уходящее в прошлое, относящееся к индустриальному обществу, обществу потребления. В новую эпоху в обществе постиндустриальном, информационном вместо фирмы — инертно-бюрократической машины появляется понятие «гибкая технико-социальная система», «группа людей, сознательно объединившихся для достижения общих целей путем преобразования экономических ресурсов в желаемые конечные состояния», «большая семья». В западной литературе она определяется в терминах «корпорация» и «корпоративная культура», в переложениях этих разработок на русский язык и в приложениях их к российской действительности стали принятыми понятия «организация» и «организационная культура».
Поиски оптимальной организационной культуры нового типа на Западе были вызваны объективными экономическими процессами: принципиальный переход от не насыщенности рынка к ситуации, когда рынок насыщен и работать приходится с индивидуализированным, капризным по характеру спросом.
В эпоху «постиндустриальной революции» производство оперирует не индифферентной массой, а опирается на человеческий ресурс — совокупность организованных отношений на базе определенной культуры. Новое общество — не общество потребления, а общество причастности, вовлеченности и развития. Отсюда и такое понятие как «сопричастный менеджмент».
Внутренние и внешние коммуникации фирмы нового типа характеризуются открытостью, не формальностью, индивидуализацией. Внутри организации, конечно, сохраняются и иерархия, и бюрократия, но горизонтальные связи становятся не менее важными. В связях с внешним миром организация должна (ибо иначе не выживет) учитывать глобальные факторы в развитии технологии, в экологических и социально-политических процессах, движения гуманитарного характера. Сформировавшиеся рынки потребителей и системы защиты прав потребителей диктуют иные правила игры на рынке. Причем не только в отношении потребителей, но и в отношениях с конкурентами. В частности здесь опять же проявляется большая открытость организации в плане информационном, готовность к сотрудничеству. Наряду с традиционной готовностью фирмы реагировать на «сильные сигналы» — финансовые — она открыта для «слабых сигналов» социально-гуманитарного толка, не имеющих формализованных структур.
Корпоративные СМИ как элемент развития корпоративной культуры ...
... отметить работы В. А. Грабельникова, который, следуя тенденциям западной науки, исследует влияние интернет-журналистики и современных технологий на организацию корпоративного информационного производства и содержание журналистских текстовГрабельников В.А. Развитие корпоративных СМИ ...
1. Культура предпринимательства
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка СИ. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура — это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность — это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом — строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.
Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству — это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
Культура предпринимательства (3)
... изучить историю культуры предпринимательства; рассмотреть смысл культуры предпринимательства; исследовать корпоративную культуру предприятий; раскрыть предпринимательскую этику и этикет. В курсовой работе использованы труды ... отношениями товарно-денежного обмена. Буржуазная культура предпринимательства. Наиболее полное выделение предпринимательской деятельности, которая активно проявлялась в эпоху ...
Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.
Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.
Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом:
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:
- предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;
- организацией предпринимательской деятельности;
- мотивацией собственника фирмы и служащих;
- уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;
- наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;
- созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;
- наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;
- высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;
- достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;
- ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;
- хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;
- высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
- созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
- обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех.
Культура предпринимательства
... фирма является открытой для высшей системы. 3. Предпринимательская этика и этикет Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения ...
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:
- готова ли фирма к риску и нововведениям;
- направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;
- акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);
- не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
- стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;
- принятие решений в фирме децентрализованно;
- предпочтение отдается групповым формам принятия решений;
- деятельность подчинена заранее составленным планам;
- работа сопровождается инновационными процессами;
- имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;
- сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
- они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;
- отношения в фирме неформальны;
- фирма является открытой для высшей системы.
Предпринимательская этика — одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще — это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие — с отрицательными (негативными).
Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.
Предпринимательство в культуре
... вытекают рассмотреть теоретические основы предпринимательской деятельности, в том числе определить сущность и принципы предпринимательства, охарактеризовать основы госрегулирования предпринимательской деятельности в РФ, выявить специфику правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере культуры; - дать оценку предпринимательской деятельности на примере ………. централизованная клубная ...
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
- правила представления и знакомства;
- правила проведения деловых контактов;
- правила поведения на переговорах;
- требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
- требования к речи;
- культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.
3. Предпринимательство: быть, а не казаться
Термин «предприниматель» часто используется для определения человека, владеющего или управляющего предприятием. Для некоторых предприниматель — это тот, кто открыл собственное дело, для других — спекулянт, рискующий собственными и чужими деньгами, для третьих — управляющий, менеджер. Во всех этих подходах есть доля истины. Так кто такой настоящий предприниматель и кому по силам новаторское бремя?
Экономисты часто употребляют понятие предпринимательства в более широком значении: предпринимателем называют человека, который находит новые, более эффективные способы использования ресурсов.
Владелец небольшого книжного магазина, например, считался бы предпринимателем в том случае, если бы искал пути более эффективного управления своим бизнесом, а не просто выполнял текущие задачи вроде заказа новых книг. В то же время управляющий предприятием, не являющийся его владельцем, может выполнять функции предпринимателя, когда принимает решения, нацеленные на повышение эффективности работы своей фирмы.
Предпринимательство в экономической теории, начиная с Альфреда Маршалла рассматривается как особый фактор производства, соединяющий 3 остальных фактора: труд, землю и капитал. Факторный доход фактора производства «предпринимательство» называется прибылью.
Конкурс школьных сочинений о предпринимателях 2010г. ученицы 8 «а» класса
... предпринимателем? В какое высшее заведение следует пойти учиться? Часто люди под предпринимательством понимают торговлю, но это не так. На ... людям, быть им нужным, быть справедливым - вот что делает человека значимым. ^ МОУ СОШ № 14 Чиньковой Татьяны, Номинация «Будущий предприниматель», Если бы я была предпринимателем. Если бы я была предпринимателем, ... связи с тем, что ... ли может стать предпринимателем ...
предпринимательских услугах
«Готовность заниматься дерзкими начинаниями»
«Предприимчивость: готовность заниматься дерзкими или трудными начинаниями» (Оксфордский словарь).
Это полезное, но слишком общее определение. Что такое предпринимательство? Вид труда? Профессия? Способ поведения в экономике? Совокупность черт характера? Чтобы понять суть предпринимательства, важно провести различие между двумя типами экономической деятельности:
рутинная, шаблонная деятельность
творческая, поисковая деятельность
Во-первых,
В широком смысле слова предпринимательство — это хозяйственное новаторство. В узком смысле оно понимается как процесс создания нового предприятия в условиях конкуренции.
Нововведения (инновации) и предпринимательство тесно связаны. По определению русского филолога В.И. Даля быть предпринимателем, в широком смысле слова, значит «решиться исполнить новое дело». Только там, где есть внедрение нового, имеет место настоящее предпринимательство. Однако новации — это не только новые товары и услуги, станки и технологии. Это и организационные новшества, и многое другое, что продвигает дело вперед. Предприниматель, по словам авторитетного ученого из США П. Дракера, «всегда в поисках перемен, откликается на них и использует как благоприятную возможность». Предприниматели являются носителями перемен, вводят изобретение в жизнь, используя его как двигатель прогресса в экономике.
Новая идея не имеет смысла, если она не вынесена на рынок и не сделана всеобщим достоянием., С капитализмом — не синонимы
Современные исследователи различают 3 вида предпринимательства:
рискованное
внутреннее
социальное
Как подчеркивал столетие назад выдающийся социолог Макс Вебер, стремление к предпринимательству не должно ассоциироваться с капитализмом — оно существовало всегда и везде. Другое дело, что только рыночная экономика дала ему сильный толчок. С исторической точки зрения, первые предприниматели действовали на собственные средства, на свой страх и риск. Именно по этой причине понятие предпринимательства чаще всего связывается с владением бизнесом.
Разбираться в настоящем и предсказывать будущее
На протяжении последних четырех веков ученые-экономисты пытались разобраться в сути предпринимательства. Но рассматривали они это понятие в зависимости от конкретных условий хозяйствования, по-разному понимая его роль и место.
В средние века антрепренером называли человека, который на отведенные ему государством, городом или частными лицами средства организовывал празднества и шествия, а экономию присваивал в виде законной прибыли. В литературе ХVII в. предпринимателем называли купца и противопоставляли его финансисту. В ХVIII в. в связи с развитием индустрии предпринимателем считался работодатель. Кроме того, тогда предпринимательство связывалось также с удачным помещением капитала, позволявшим при определенном риске получать дополнительный доход, прежде всего в сфере обращения. Предпринимателя стали отождествлять с капиталистом, хотя было известно, что не всякий капиталист занимается предпринимательством.
Образ современного предпринимателя
... Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели честности и правдивости. 3. ...
Предприниматель, по определению французского ученого Жана Батиста Сэя (1803 г.), выступал как лицо, перемещающее ресурсы из области низкой доходности в область высокой доходности. Другой экономист — шотландец Ричард Кантильон в ХVIII в. рассматривал предпринимателя как фигуру, получающую дополнительные прибыли вследствие принятия риска в условиях неопределенности на рынке. В середине ХIХ в. Карл Маркс, хотя и различал пассивного капиталиста и капиталиста-предпринимателя, нововведения сводил, прежде всего, к изменениям в технологическом процессе.
главного агента экономического развития.
В представлении Й. Шумпетера предприниматель:
- создает новые блага или предлагает прежние, но с новыми качествами;
- вводит новые, еще не применявшиеся в данной отрасли способы производства;
- завоевывает новые рынки сбыта или расширяет прежние;
- использует новые виды сырья; вводит новую организацию дела.
В. Зомбарт в книге «Буржуа» (1923 г.) характеризует предпринимателя как человека, заглядывающего в будущее, строящего планы. Что должны уметь предприниматель и его советник — экономист? Разбираться в настоящем и предсказывать будущее.