«Детское творчество в развивающих играх». : «Детское творчество в развивающих играх». опыты и эксперименты

Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» — игра может не пойти.

Их нельзя показывать все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год.

У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера , поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый. Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструк­торских способностей или на развитие математических способностей, математиче­ского мышления. В них можно играть и одному, и вдвоём , и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиа­ду на первенство, как в шахматы или в шашки. Их молено назвать спортивным ком­плексом, но для ума, для развития способностей ребёнка, к сожалению, эти игры появились не так давно. Долгое время обучение развивало в детях только одну сто­рону — исполнительские способности, а более сложная и важная сторона — творче­ские способности человека отдавались воле случая, и у большинства оставались на плачевном уровне.

В наше время существует масса проблем и требуется всё больше умов, чтобы вести вперёд науку, технику и особенно общественную жизнь. В принципе, каждо­го здорового ребёнка можно сделать и творчески развитым, но незнание и тради­ции этого раньше не позволяли. Теперь существуют такие игровые пособия, как «Часы», «Узелки», «Дроби», «Уникуб» и другие, создающие «развивающую среду» для ребёнка. Надо не только почувствовать, что даёт каждая игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности своих детей, чтобы выбрать дозу, время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения своих ребятишек.

Очень важно понять, что развивающие игры — вовсе не какой-то эликсир талантли­вости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития

способностей и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противо­речий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами , на ко­торых строится вся система общения с детьми.

13 стр., 6121 слов

Творческие способности детей в игре

... роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су-ществуют специальные игры, в которые можно играть ... способствует включение дошкольника в совместную с взрос-лыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни-будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним ...

Там, где ребёнка не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в жизнь ребёнка, могут стать мощным стимулом развития творческих способностей.

2.Творческие способности.

Сущность творчества- в предугадывании результата правильно постав­ленного опыта в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности , в том, что Складовская назвала чувством природы; мате­матики называют математическим чутьем… Строя гипотезу, создавая художествен­ный образ, человек попадает в тон или в такт природе, или берет фальшивую ноту … Попавшие в тон — преуспевают, взявшие фальшивую ноту- проваливаются. Вот сущность творчества. Эти слова принадлежат не психологу и не педагогу, а метал­лургу В.Е.Грум-Гржимайло (1864-1928г).

Они очень образно характеризуют меру научности каждой гипотезы.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности — от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть одна : при их реше­нии происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, уме­ние сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и закономер­ности и т.д. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность , являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая — исполнительская , может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется. В жизни, конечно, все гораздо сложнее, отделить разные виды дея­тельности не всегда возможно и чаще всего человеческая деятельность вклю­чает в себя и исполнительский, и творческий компоненты , но в разных пропорци­ях. И как не покажется это на первый взгляд странным, более сложная пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей и не только молодых. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости ,причем радости высшего , чело­веческого порядка — радость преодоления, радость открытия , радость творчества.

Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителя вырас­тает задача чрезвычайной важности : добиться того, чтобы каждого из тех, кто сей­час ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества ,не только здоровым и крепким человеком ,но и обязательно!- инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возмож­ность для совершенствования. Получается, что все должны творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие — в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных . Природа, все знают — не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко.

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в пер­вые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают осо­бого значения тому, какие условия они создают ему для развития.

9 стр., 4138 слов

Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховина

... учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира, с их музыкой, их стилю. В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему марша малоизвестного композитора Дресслера ... Но не смотря на это , он упорно занимался изучением языков. Он знал: французский, немецкий, греческий, итальянский, латынь. Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни, бедность сделали его ...

« Какая разница, — считают они, — раньше или позже он пойдет, раньше или позже малыш начнет играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда начнет читать. Чего с этим торопиться? Придет время — научится всему». В действительности это далеко не так. Малыши, научившиеся читать еще до школы, учатся значительно лучше других и учиться им, как правило, очень легко, да и научиться читать 3-4 летнему ребенку намного легче, чем 6-7 летнему и делает он это играючи и с удо­вольствием, а у старших — процесс обучения чтению идет гораздо труднее и обычно под давлением взрослых. А как ребенок овладевает родной речью? Если малыш слышит разговор взрослых со дня рождения, если с ним постоянно говорят, побуж­дая его к ответному лопотанию, повторению слов, то он около года начинает произ­носить первые слова, через год уже составляет простое фразы, а от двух до пяти (по утверждению К.И. Чуковского) каждый ребенок — гениальный лингвист. Но это от­носится только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в ре­чевом общении, он начинает говорить на 2-3 года позже, но главное — усвоение родного языка, идет у него с огромным трудом, очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и в школе бывает трудно учиться, и даже при большом прилежании он становится хронически отстающим.

Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попадали в логово к диким животным и вырастали среди зверей. Иногда удавалось вернуть таких детей в чело­веческое общество, но возвращение это оказывалось трагическим.

Если ребенку было больше 6-8 лет, то его уже никакими средствами не могли сде­лать человеком, не могли даже научить говорить по-человечески. Почему?

Куда же девалась общечеловеческая способность к овладению речи?

Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной! Мозг ребен­ка, составляющий при рождении всего 25%(по массе) мозга взрослого, особенно бы­стро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцам он удваива­ется, к 2,5 годам — утраивается и 7 годам составляет 90%).

Но

Количественный рост мозга, т.е число новых клеток и их размеры сравнительно ма­ло зависят от характера деятельности ребенка. И у очень развитых, и у отстающих в развитии окружности головы отличаются незначительно. Качественные же различия , а отсюда разница в продуктивности умственной работы развитых и отставших в развитии детей бывает огромной.

Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по « линиям связи» начинают проходить биотоки. И, чем младше ребенок, тем образование связей проходит лег­че, а с возрастом все труднее и труднее. Это явление называется нуверсом- НЕОБРАТИМЫМ УГАСАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗ­ВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. В работах шведского нейробиолога Холгера Хидена есть чисто биологическое его подтверждение: эксперименты, проведенные на моле­кулярном уровне, говорят о том, что мозг требует для своего развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов, особенно стимулирующие учебной среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном счете атрофируются.

29 стр., 14289 слов

«Коррекция нарушений развития умственно отсталых детей средствами ...

... музыку. Данная методика рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста. При проведении дипломной работы использовались различные методы психолого-педагогического исследования: - изучение психолого-педагогической литературы по коррекционному развитию ... способности могут начать утихать. Как мы видим, он считал, что музыкальное воспитание должно начинаться с ранних младенческих лет. [10, c. 143]. ...

Вот почему не удавалось научить детей, вырасших в логове животных, вот почему, наоборот, мы видим случаи высокого развития детей. Один пример: пяти­летняя англичанка Верина Гринвей говорит и читает по-английски, по-французки и по- итальянски. Она пишет также хорошо, как и десятилетние дети, и не делает при этом грамматических ошибок. По математике она знает наперед за три класса. Она плавает, играет на пианино, катается на коньках и танцует… Мать девочки убежде­на, что большинство детей могут быть такими, как и ее дочь, если родители созда­дут для них определенные условия. И вовремя- добавим мы.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется небольшая часть его возможно­стей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и полноценного развития в младенче­ском и дошкольном возрасте, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы разви­тия, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И счита­ем такое развитие нормальным!

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему пер­вые годы жизни- самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы да- тут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.

3.Как надо развивать творческие способности?

И так, первое условие успешного развития творческих способностей — ранее начало. Точнее говоря, первые толчки развития способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е с очень раннего физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее зна­комство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки раз­витию способностей, и самых разных. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят- со дня его рождения, когда он еще не воспринимает, кажется ничего. Проходит 5-10 месяцев, наступает момент- про­изнесено первое слово! Условие для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях му­зыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников — изобразительными способностями, у ма­тематиков — математическими и т.д. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую раз­нообразную его творческую деятельность и исподволь развивали в нем, именно то, что в соответствующий момент способно эффективно развиваться. Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

2 стр., 896 слов

Особенности руководства театрализованными играми детей младшего ...

... декораций. При этом, дети вносят самостоятельный вклад в развитие игры. Педагог не подавляет их инициативу, а только направляет деятельность; Организация игровой атмосферы и построение театральных областей. Этот этап обеспечивает развитие и поддержание игрового ...

Когда родился наш первенец — Юра, в его воспитании мы часто действо­вали интуитивно, с огромной любовью. Прежде всего, мы его не пеленали, а значит, у ребёнка была возможность свободно двигаться. Поэтому Юра рано начал ползать, вставать на ноги, в семь месяцев он делал первые самостоятельные шаги, а в девять месяцев во всю бегал по квартире. Говорить он начал тоже очень рано. Возможно потому, что мы с мужем постоянно с ним разговарива­ли. В возрасте 1,3 года словарный запас ребёнка был достаточно объёмным и все слова он буквально впитывал как губка, знал их значение. В активном словаре они появлялись в этот же день. В 1,5 года он читал наизусть стихи, большие по объёму и постоянно донимал деда вопросом: « А это какая буква?».

Так в нашем доме появились кубики с азбукой. Юре на тот момент было 1,8 года. Уже к двум годам ребёнок знал всю азбуку, узнавал знакомые буквы в книгах, газе­тах, журналах, на разных вывесках. Он очень бурно показывал свой восторг бук­вально везде: в магазине, в поликлинике, в аптеке и, если честно, просто замучил. Счёту мы учились также рано. В 3 года сын считал до 30

Многие друзья осуждали меня за то, что я «загружаю ребёнка». Но я могу только сказать, что не навязывала ребёнку какие то знания, а давала лишь то, что он просил. Мы просто играли и ему нравились эти игры. А Юра тем временем уже во всю читал и считал. Оказалось, что малыш легко и без нажима, без специ­альных занятий начал читать в 3,5 года, причём чтение стало для него не только источником разнообразной информации, но и огромным наслаждением, от которого его теперь трудно оторвать.

Мы попытались и в других отношениях создать в своей семье обстановку, опе­режающую развитие ребёнка: самые разнообразные книги и карты, спортивные сна­ряды, материалы и инструменты, строительный материал: разные кубики, кирпичи­ки, измерительные приборы и развивающие игры, побуждающие к решению труд­ных творческих задач, пикники, на которых детям давали делать всё самостоятель­но- всё это существенно раздвинуло мир детей, расширило их возможности позна­вать действительность и проявлять себя в самой разнообразной деятельности. При этом мы сознательно (поскольку убеждены: принуждение — враг творчества) предоставили ребятам свободу в выборе занятий и их последовательности, во времени и способах работы. А сами старались только не упускать возможности поиграть или поделать что-то вместе с ребятишками, и ко­нечно, радовались вместе с ними каждому успеху.

Результаты удивили и нас самих: ребята росли самостоятельными и любозна­тельными, крепкими и выносливыми, сообразительными и умелыми. В школе учёба даётся им легко. Школьная загруженность, занятия спортом не мешают им оставать­ся детьми — любителями шумных игр и приключенческих фильмов, организаторами всяческих проказ, благодарными слушателями волшебных сказок.

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способ­ностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует макси­мального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей дея­тельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно подни­мает этот потолок всё выше и выше. Это давно знают, например щахматисты, кото­рые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими по силе их соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не начал говорить. Процесс познания мира в это время идёт очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься — объяснить такому ма­ленькому ещё ничего нельзя! В это время малыш больше ,чем когда либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие , для него совершенно новые, задачи, само­стоятельно и без предварительного обучения

35 стр., 17001 слов

Дипломная работа лепка как средство развития мелкой моторики

... реализуются педагогические условия развития мелкой моторики у дошкольников), списка литературы и четырех приложений, где предложены разнообразные пальчиковые упражнения и игры, разработки занятий и непосредственной организованной деятельности для детей дошкольного ...

(если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

Укатился мяч под диван, 10-месячный малыш хочет его достать: ложится на живот и заглядывает под диван. Мяч далеко, у самой стенки, но он всё равно протя­гивает ручонку и … не достаёт мяча. А голова под диван не пролезает- ножки у дивана коротки. Сделав несколько безуспешных попыток достать мяч спе­реди, малыш заходит сбоку, а тут на пути низенькая скамеечка. Малыш просовывает ручонку в узкую щель между стеной и скамеечкой. И опять неуда-ча, пальчики только поцарапали по мячу ноготками, а взять его невозможно.

Ещё и ещё попытка, и опять безрезультатно. Но уже расстроенный неудачей, малыш с обидой резко вытаскивает руку из щели и… отодвигает при этом от стены скамеечку. Щель стала сразу шире, через неё уже хорошо виден мяч, и теперь малыш сам сердито отпихивает скамеечку дальше и дальше. Вместо щели уже целый проход, туда молено втиснуться, и малыш сразу же ползёт туда, на ходу цепляя скамеечку и отодвигая её всё дальше в сторону. Но вот мяч в руках, и ма­лыш, готовый расплакаться, уже улыбается.

Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткий срок ползунку-несмышлёнышу превратиться в неутомимого Почемучку. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать ещё одно — четвёртое- важное условие, о котором уже упоминалось раньше: ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо делом, в выборе спо­собов работы и т. д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией, что даже большое напряжение ума пойдёт малышу на пользу.

Но предоставленная ребёнку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — вот последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих способно­стей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать сво­боду в безнаказанность, а помощь —в подсказку.

Нельзя делать ЗА ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка -распространённая форма « помощи» детям, но она только вредит делу!

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приот­крывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал ис­тины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и на­конец стал открывать истины, никому ещё неизвестные».

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития

изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность-

82 стр., 40928 слов

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...

... возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста. ... Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. Проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте отражены в ...

помочь ребёнку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.

2. Что такое развивающие игры?

Вы покупаете игру или игрушку. Для чего?

Новая игрушка — всегда радость, но … проходит полчаса, час, а в лучшем случае день-два, и она уже брошена, уже неинтересна. Кто тут виноват: игрушка, ребенок или… папа с мамой? Вопрос этот очень и очень непрост.

« Понимание атома — это детская игра по сравнению с пониманием детской игры»- в этом образном высказывании физиолога X. Хогленда выражено и огромное уваже­ние к проблемам детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы.

Об играх написано немало книг, большие коллективы специалистов работа­ют над созданием новых игрушек, их производством занимаются целые отрасли промышленности. Все это, конечно, не потому только, чтобы дать детям больше радости и забав. Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовле­творяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Игрушки и многие игры, так или иначе, но всегда в доступной, интересной форме моделируют саму жизнь. Естественно, каждая эпоха, интересы разных классов общества отражаются в играх детей, по-своему как бы реализуя в них свой социальный заказ на определенные качества личности, которые не обходимо воспитать в подрастаю­щем поколении. Наше время, время научно-технического прогресса выдвинуло не­бывалое еще требование: развитие творческого потенциала каждого будущего члена общества. Как же этот социальный заказ реализуется в современных играх и игруш­ках? Что чаще всего покупают, например, для девочек? Всевозможных кукол, посу­ду и мебель для них, швейные и стиральные машины, рукодельные принадлежно­сти, т.е. уменьшенные модели того семейного быта , с которым женщине придется иметь дело всю жизнь. Конечно, никто не будет возражать, что подготовка к буду­щей семейной жизни, к бытовому труду должна найти свое отражение в играх. Это хорошо. Плохо другое: чаще всего этим круг игр для девочек и ограничивается (на­стольные игры развлекательного характера в счет не идут).

Конструкторы? Это счи­тается почему- то занятием для мальчиков. Ну, мозаика, кубики — это еще куда ни шло.

Но конструкторы? Зачем ей?

Мальчикам повезло больше: кроме пистолетов, ружей, автомашин и са­молетов, для них предназначаются и строительные материалы, и сборные модели, и управляемые игрушки, и всевозможные конструкторы, ценность которых для ин­теллектуального развития детей вряд ли кто будет оспаривать. С помощью игр типа «Конструкторы», безусловно, можно развить многие стороны творческих способно­стей, но, они часто используются далеко не лучшим образом. Кроме того, игры иг­ры типа рассчитаны на более старший возраст, во всяком случае на школьный. К конструкторам обычно начинают присматриваться тогда, когда дети уже подросли, т.е. к 8-9. А как же самый благоприятный для развития возраст? Что дать ребенку в год, два, три? Чтобы пользы было не меньше, чем от конструктора, и чтобы игра увлекала малыша, дала ему здоровую и интересную пищу» для ума, и при этом дос­таточно сложную. Причем очень важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие, и не день, не неделю, не месяц, а год, два, три и дальше вела бы его за собой.

3 стр., 1275 слов

Е.И.Чарушин — писатель и художник. Анализ рассказов о животных для детей

... 90. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. ... малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры ... и масти их не различишь. рогательны оленята, одетые в желтые шкурки с белыми пятнышками. Описание жизни ...

Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он-то и привле­кает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интел­лектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и д.р. Эти игры дольше « слу­жат» детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнооб­разием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуж­дают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворят его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творче­ских способностей! А время уходит… Как же быть? Если учесть , что трудно в со­временной благоустроенной квартире (где решительно ничего специально для детей не предусмотре­но) создать все необходимые условия для развития и творческой деятельности де­тей, то становится очевидно: НУЖНЫ ИГРЫ НОВОГО ТИПА, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора- механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким об­разом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМА­ЦИИ.

3. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т.е. в них используется принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3 — летнему малышу до непосильных среднему возрасту. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет(до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т.е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в отличии от обучения, где все объясняется и где формируется только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬ­ЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

20 стр., 9594 слов

Методы и приемы обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста

... обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста; проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста; изучить и проанализировать методы и приёмы, формы работы по формированию звуковой культуры речи у детей ... это залог успешного обучения детей в школе. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, ...

7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неде­лю, месяц или даже больше.

8. РЕШЕНИЕ ЗАДПАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме от­вета математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из куби­ков, кирпичиков, деталей конструкции, т.е. В ВИДЕ видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий даже придумывать новые развивающие игры, т.е. ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕ­СКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться ДО «ПОТОЛКА» СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось ОБЪЕДЕНИТЬ один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЧТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребенок может подняться ДО«ПОТОЛКА» своих возможностей. Этот союз позволит решить в игре сразу не­сколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • во — первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • во — вторых, их задания — ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • в — третьих, поднимаясь каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
  • в — четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразными по сво­ему содержанию и, кроме того, как и другие игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • в — пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для се­бя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный мик­роклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зри­тельную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал: способность к комбинированию, т. е. умение созда­вать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты

своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мыш­ления.

4.Как играть с детьми?

Все знают, что встречаются среди детей « заводилы»- организаторы игр, по­ходов и всяких проказ. Другие ребята идут у них на поводу, слушаются их, ино­гда подражают им. Встречаются такие люди и среди взрослых-ребятишки прямо « липнут» к ним, будто те мазаны каким-то «педагогическим мёдом». В семье, где есть такой папа или мама, как правило, легко решают­ся всякие проблемы и трудностей почти не бывает, хотя детишек может быть много. Главная особенность таких счастливых людей- в их умении увлекать де­тей тем, что они делают сами. Чем бы они ни занимались, ребята тут как тут и с увлечением делают то же. Нет цены таким людям, если они увлекаются полез­ным для ребят делом.

Но как быть тем, кто таким «педагогическим мёдом» не мазан, кто « не зна­ет как», у кого просто «не получается», «не выходит»… ?

Прежде всего, не отчаиваться. «Педагогический мёд» можно собрать и по капелькам: он станет тогда педагогическим опытом. А опыт может приобрести каждый, если приложит к этому достаточно усилий.

Методические советы, которые здесь приведены, основаны как раз на опы­те, собранном по крупицам в играх с самыми разными детьми.

Некоторые советы(1-7-й) звучат категорически-этого требуют сами правила игры, без которых она превратится в обычное учебное занятие или развлечение. Другие советы(8-15-й), выполнение которых тоже желательно, но не настолько обязательно, как первых, рассчитаны на их творческое применение в играх.

С течением времени каждый взрослый, играя с детьми, может приобрести собственный интересный опыт, сделать свои педагогические открытия и, конеч­но, повысить при этом своё воспитательское мастерство. Значит, не будем отчаи­ваться, а будем учиться!

Когда игра будет идти на равных или малыши станут обгонять взрослых, интересно станет всем. А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы игры осваивались успешно.

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удо­вольствием. Так же и творчество-это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, како­го они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать, так как сам он ниоткуда не появляется; и если иногда говорят: «Он сам интересуется», то только потому, что не знают, откуда интерес появился, кто принёс его «семя» и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления.

Творческий ум просит деятельности; и тем ощутимее, чем он развитие, чем он сильнее. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познать радость ус­пеха, радость преодоления трудности-и как можно раньше. Как же это сделать? Обычно говорят: »Обстановка действует», но обстановку осознанно или чаще не­осознанно создают сами люди, в первую очередь, взрослые и старшие, окружаю­щие малыша.

Итак, первое условие успеха — улыбка, радость, похвала, искренняя заин­тересованность взрослых в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конеч­но, нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам — может и на­вредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показывать ребёнку как бы резерв его возможностей, что можно делать ещё лучше.

  • Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась.

Если все линии будут прямыми, то будет ещё лучше! Попробуй-ка!

Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию- очень важное условие творческой деятельно­сти в любой области. В этом отношении развивающие игры облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями- ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оцен­ки действий ребёнка:

  • Ты сегодня быстро сложил узор, быстрее, чем вчера.

К оценке важно привлекать и самого ребёнка:

  • Что, по- твоему, сегодня у тебя особенно удалось?
  • А что ещё не совсем получилось?

Всё это поддерживает интерес ребёнка к игре, к движению вперёд, к совер­шенствованию. Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть.

Заканчивать игру нужно, как только промелькнёт первый признак потери интере­са к ней, но пообещайте, что завтра или «в другой раз мы поиграем побольше», чтобы впереди была приятная перспектива- завтрашняя радость.

Поэтому, как бы не хотелось, чтобы малыш занимался игрой, ни в коем случае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два, на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной. Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. По это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребёнка возникнет желание иг­рать. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения.

Во время игры не допускайте замечаний по отношению к ребёнку:

  • Ну и бестолковый же ты! Хуже всех!

Толковее от этих обидных слов ещё никто не становился, зато они вызывают у малыша раздражение, озлобленность, неверие в свои силы, нежелание думать- все свойства, которые творчеству, да и не только творчеству, просто противопо­казаны.

Основное правило развивающих игр : взрослый не должен выполнять зада­ние за ребенка , не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа «Ай-яй-яй» или «Гм», или досадливого «Да, проморгал», или «Верно», «Моло­дец», «Так, так…» и т.п. подчеркиваем, воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, КОГДА РЕБЕНОК НЕ ОКОНЧИЛ ОЧЕРЕДНОГО ЗА­ДАНИЯ. Почему они не желательны?

Нужно сказать, что в начале, когда малыш только знакомится с играми,

подобные эмоциональные реплики даже помогают; одобрительные- окрыляют, критические- побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. А это приведёт к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль. После очередно­го шага в решении задачи он станет смотреть на вас:

улыбнётесь вы или нахмуритесь, кивнёте одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окру­жающие. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечания­ми : «Смотри- ошибка!» Лучше это делать по другому. Прежде, чем указать ошибку(да и то не прямо), нужно заставить ребёнка «выложиться» до конца. Это очень важ­но. Молено пойти даже «на хитрость», т. е. сказать об ошибке там, где её не было, — пусть ребёнок докажет, что там всё правильно. Но такие пробы надо делать, будучи уверенным, что малыш действительно докажет и так докажет, что это обрадует и вас, и, главное, малыша. Или

можно специально построить что- то с ошибками( более или менее грубыми, исходя из возможностей ребёнка), а потом вместе отыскивать ошибки, даже устроить со­ревнование: кто их больше найдёт? Причём особенно высоко ценить обнаружение не специальных , а действительно вкравшихся ошибок, далее если это ошибки взрос­лого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют взрослых, и это надо поддерживать — пусть поднимаются выше старших. Но без злорадства!

Очень часто, желая что- то внушить ребёнку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата.

И наоборот, запрет, недоступность всегда вызывает интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно ну ясно использовать в общении с ребя­тами. И в играх тоже.

Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она занята куклой- у неё « гости».

  • Наташа, давай поиграем!
  • Мамочка, я делаю пирог.
  • Да что ты всё с куклами и с куклами? У меня времени немного есть, давай из кубиков узоры сложим.
  • Ну, мама, я немного ещё поиграю. Потом!
  • А позже я не могу. Ну- кА, быстренько ко мне, а куклы твои подождут!

Как неохотно дочка идёт к вам, мысли её заняты совсем не кубиками, она огля­дывается на кукол…

  • Ну- ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор…

И малышка смотрит на кубики уже с неприязнью — ведь они оторвали её от игры. Вряд ли ей захочется заниматься ими в другой раз.

А вот другая картина. Воскресенье. Вся семья дома, хорошо выспались, позав­тракали не торопясь. Дочка помогает маме убирать посуду. Скоро она освободится,

и… чем бы заняться?

  • Солнышко, посмотри какие у меня кубики — особенные, цветные, ты таких ещё не видела. Показать? У мамы такой тон, что и не поймёшь, то ли она собирается их показать, то ли нет. Жаль если не покажет, ведь новые и, наверно, интересные.
  • Показать, показать! Я уже убрала посуду!
  • Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольно трудные.

Не знаю, сумеешь ли ты решить?

  • Сумею, сумею! — уверяет дочка. Она нисколько не сомневается в том, что это

так.

  • А может быть, пока отложим? Ты подрастёшь, поумнеешь и тогда легко с ни­ми справишься. Задач там, наверное, целая сотня, надолго хватит.
  • Нет, сейчас! Нет, сейчас! — Девочка заинтригована, подпрыгивает от нетер­пения, кубики в её воображении стали совсем соблазнительными.

И для поддержания такого интереса в дальнейшем нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Поиграли с малышом в «Уни­куб» и… оставили на полу вместе с другими кубиками и пустить в «строительство», а можно « подфутболить» под шкаф или под диван, так, что и не достать сразу. Не доводите до этого! Такое обращение с игрой быстро сделает её не пригодной, потому что кубики или карточки- задания неизбежно будут теряться, а тогда не все уже задания можно будет выполнить полностью. Но это ещё полбеды- недостающие кубики или рисунки можно восстановить. Беда в дру­гом: игра становится доступной, привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо всё аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребёнка, но всё- таки такое, чтобы игра была видна самому малышу. У детей ведь очень многое зависит от случайности: попалась на глаза вещь- захотелось взять её поиграть, а не попадётся- может надолго забыть о ней.

Когда ребёнок начнёт играть самостоятельно, без взрослых, т.е. когда интерес к развивающим играм разовьётся и укрепится, тогда можно найти вместе с малы­шом другое место, доступное для него, и поручить ему следить за порядком в играх, брать их, когда захочется, приглашать поиграть других ребят. Но при этом, конечно, следует время от времени проверять порядок. Для этого надо, конечно, не делать ре­визию, а просто поиграть с детьми . И игра сама покажет, как « заведующий игроте­кой» справляется со своими обязанностями.

С какой игры начать?

Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Пожалуй, взрослым сначала лучше всего посмотреть все игры подряд, попробывать поиграть самим, чтобы иметь представление о каждой из них и сопоставить с воз­можностями и уровнем развития своего ребёнка. Нельзя брать для начала слишком трудные задания: они могут отпугнуть малыша и тогда сразу всё усложнится. Лучше начать с заведомо более лёгких, которые ему явно под силу. И первый раз даже за­кончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учиты­вать характер и темперамент ребёнка. И всё -таки, если речь идёт о малыше 1-3 лет, пожалуй, лучше начать с игры» Сложи узор». Тут можно дать и такие простые для нас, взрослых, задания, напри­мер: « Найди где у кубика белая грань? Где синяя? Где жёлтая?»

Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку коробки с кубиками, задайте вопрос:» А сумеет ли он открыть крышку у новой коробки?». И если это ему удалось, то следом другой вопрос:» Как же достать кубики из коробки?»;ведь все 16 кубиков лежат плотно, и пальчик между ними не просунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньше старшие, он немедленно скопирует их способ. А если не видел? Тогда для него это настоящая проблема.

А какая трудная задача, например, отыскать красную грань у кубика, если все 5 остальных граней окрашены иначе! Сколько раз придётся перевернуть этот кубик в руке? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние 2-3?

Как это трудно, если бы вы, взрослые, знали! Вы берёте, сами складываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это « истина, всем известная», а для ма­лышей на определённом уровне развития это опять- таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не один и не два дня!

После того, как освоены первые задания игры » Сложи узор», через неделю- другую можно ввести в строй следующую игру- « Рамки и вкладыши Монтессори», а затем постепенно вводить «Уникуб», «Сложи квадрат», » Обезьянка», «Точечки», «Внимание», «Кирпичики», и. д. Этот порядок сугубо ориентировочный, и его мож­но изменять применительно к возрасту, уровню развития ребёнка и того интереса, который начнёт появляться у малыша.

Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много, надо их как-то сочетать одну с другой . Здесь опять нельзя дать жёстких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея ввиду главную цель- успешное раз­витие малыша, рост его способностей- и помня, что игра должна приносить радость. Конечно, неразумно давать ребёнку много новых игр сразу. Избыток немедленно ведёт к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в нужный момент. Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями, неделями и реже месяцами. Особенно хорошо это видно в школе. Если у пятиклассников появи­лись бумажные голуби, то эта

«болезнь» достигает наивысшей высоты, а потом начинает спадать, то ли потому, что « выдохлась», то ли потому, что её стала вытеснять новая игра- «Морской бой».

Интерес к развивающим играм тоже подчинён закону « волны». И игру «Сложи узор» малыши вспоминают сначала каждый день, а потом всё реже и реже, пока, наконец совсем не оставят, натолкнувшись на непреодолимые пока узоры. Не надо настаивать на продолжение игры. Ведь невозможно справиться за неделю со всеми заданиями, рассчитанными на несколько лет. Поэтому нельзя «за­бывать» иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдёт недели две или три, или да­же месяц. В это время может подняться « на волне» другая игра.

Но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. И теперь, непреодолимые прежде узоры могут быть играючи преодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такое периодическое « остывание» детей к своему увлечению- явление естествен­ное, с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.

А можно ли в один день играть подряд в две или три развивающих игры? Конечно, можно, но только чтобы минимум две из них были уже малышу хорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условие надо соблю­дать всегда. Не следует ставить только такую цель: «Играть 10 минут» или «Играть 5 минут». Такая установка может убить всё живое. Игра превратится в 5-10 минут­ную «отсидку». Пусть ребёнок играет сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принёс «Уникуб» через 5 минут, сложив только одно задание, или просидит над сложной двусторонней шахматной доской целый час. Зато он за­кончит дело: сложит то задание, которое давно собирался сделать. Когда в ходу не­сколько игр, то лучше, если они различны по своему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другой рисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки.

Метод «ледокола», или шаг назад — два шага вперед.

Мы уже говорили, что игру начинать лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и , несмотря на все усилия , сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробывать взять пре­пятствие с «разгона», т.е. начать игру с легких или уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий:

Отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его пока не потеря­ет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит назад, и опять все сначала.

Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет ребенку веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а если ме­тод «ледокола» не помогает, если в лед вмерз целый айсберг? Как быть? Нужно «обойти» этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое — нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда более сложных. И есть, наконец, еще выход из трудного положения — оставить эту игру до нового увлечения.

Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и через месяц-другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.

Все эти методы «разбивания льдов» ребенок может не осознавать, но интуи­тивно чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долю

взрослого в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ре­бенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на бу дующее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачи.

С помощью сказки и без нее.

Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, на­пример, поставить три стула подряд — получится «автобус» или «самолет» и т.п.

Эту особенность детского мышления и нужно использовать, что бы привлечь вни­мание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним.

Одно впечатление будет у малыша, если вы выложите кубики на стол, по­кажите узор-задание СУ-А1 (дорожка) и скажите:

  • Сложи в ряд четыре кубика красной гранью вверх, как на этой картинке.

А можно сделать все иначе. Рассмотрите с сыном сначала кубики, а потом рисунки.

  • Посмотри-ка, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком?- говорит отец, показывая первый узор СУ-А1. — Сможешь сделать точно та­кую же из кубиков?

И если малыш умеет находить желтые грани на кубиках, то «дорожка» у него получается легко. Можно даже «пройти» по дорожке двумя пальцами: «Топ-топ».

  • А когда придет зима, станет холодно, все дорожки покроются снегом.

Какого цвета станут дорожки?- спрашивает отец, доставая узор с белой дорожкой.

  • Они станут белыми! — радуется сын.
  • По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прокатиться на…
  • Санках,- добавляет малыш.
  • Давай тогда сделаем ее подлиннее!

Вряд ли кто станет возражать, что во втором случае игра больше заинтересует ре­бенка.

В описании игр приводятся примеры подобного образного « оживления» Разных игровых ситуаций. Здесь опять- таки простор для творчества взрослых и самих детей. Дети, например, по собственной инициативе многим узорам — заданиям дали »имена», и это, конечно, намного приятнее и понятнее для ребёнка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. Играя с детьми, и мы говорим: «Фонарик», «Лодочка», «Конфетка» и т.д.; тогда узоры- задания «оживают» в воображении ребёнка и могут быть включены в рассказ или сказку, придуманную тут же, по ходу игры. Попробуйте не читать сразу эти названия, мо­жет быть, ваш ребёнок придумает другие.

В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры происходит законо­мерный отход от сказки и выдумки, привлекающий детей к игре в самом начале. Постепенно ребёнка увлекает цель самой игры добиться чего- то, сделать правиль­но, преодолеть трудный барьер сложного задания. Ни с чем несравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всяких сопровождений, ожив­ляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает.

И тогда одно только ваше замечание вроде : «Ну и трудная задачка сейчас попа­лась!»- сразу вызовет у ребёнка желание побороться, поломать голову, но добиться победы над этой самой задачкой, а потом сказать взрослому с гордостью: «Ты гово­рил трудная, а я сделал!»

Непринуждённая обстановка.

Для любой игры необходима непринуждённая, свободная обстановка, когда всё внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы « сесть как следует», « не болтать ногами», « не вскакивать с места» и «не шуметь».

В современных, особенно городских, условиях, у ребёнка мало возможностей дви­гаться. По улице его до 2-3 лет чаще всего возят в коляске, нередко дальше манежа или уголка с игрушками не пускают, бегать негде ( да и опасно!) по лазить и вовсе нельзя. Где же тогда развиваться малышам? Видимо, это естественная потребность организма- после сидения подвигаться. Хотя бы чуть- чуть, просто встряхнуться. Это похоже на разрядку. Как будто скопился « дух движения», и надо его выпустить: попрыгать от радости на месте, сделать ку­вырок на диване или перевернуться вперёд и назад, ухватившись за папины пальцы на вытянутых руках. А потом опять за игру. И не обязательно за стол, можно и на полу, и не только сидя, а лёжа на животе — как удобнее.

Когда игры себя исчерпают?

С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребёнок потерял игрушку, сломал её или просто забыл о ней и не берёт больше в руки. Она стала ему неинте­ресна и, значит, исчерпала себя.

В развивающих играх есть и объективный критерий, по которому можно судить, когда ребёнок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даёт. Это количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил само­стоятельно, тем дальше он продвинулся в развитии. Но даже в том Случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются ещё по крайней ме­ре две существенные ступени развития.

Первая- сокращение времени, которое требуется ребёнку на выполнение зада­ний. В большинстве случаев мало знать «ответ», т. е. уметь решить задачку, надо уметь решить её быстро. Например, задание из игры «Уникуб» хорошо развитый 7- летний ребёнок впервые может выполнить за 30-40 минут. Если же он хотя бы 2-3 раза в год возвращается к нему или, увлекшись, может складывать его целую неде­лю подряд, улучшая методику своей работы и сокращая время складывание, через месяц- два он сможет справиться с ним уже за 12-15 минут, а к 10-11- летнему воз­расту- за 5-6 минут. Но и это время, оказывается, можно уменьшить ещё почти вдвое и довести до 3-4 минут, т. е. добиться сокраще­ния времени в 10 раз. Не все задания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достижения с результатами малышей, уже можно получить представ­ление, каких же результатов можно ожидать от ребёнка. Интересно с этой целью вести график. Ребёнок будет следить, как растут его результаты, и стремиться дос­тичь как можно более высоких.

Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие игрой стало дня ребёнка настолько привлекательным, что он сам берёт­ся за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумы­вать интересные новые модели. Красивые модели всем нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать, сделать из них новые узоры- задания, рисунки- задания, чертежи- задания. Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов- ребё­нок сам начал творить

Правила игры.

1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Каждый успех ма­лыша- это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему- это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны быва­ют дети, если им удаётся вас рассмешить или обрадовать.

Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И ещё… удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», « Какой ты несообразительный!» и т.д. Не

обижайте ребёнка в игре.

2. Развивающие игры- игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом,

ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать всё самому и

отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со всё более

и более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности.

3. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания

детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за

которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать её быстрее.

4. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их.

Успех в самом начале — обязательное условие.

5. Если ребёнок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень

его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более лёг-

ких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом

своих возможностей. Не торопите его.

6. Если в семье не один ребёнок, то каждому надо по комплекту игры, лучше

всего, если будут коробки для всех играющих.

7. В каком порядке давать игры? Лучше бы начать с игры «Сложи узор» или «

Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребёнку надо различать цвета и фор-

му. А общее правило- наблюдать за развитием ребёнка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача взрослого.

8. Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает

интерес к игре, « забывайте» об игре на месяц- два и даже больше, а потом

«случайно» ( показать, например, знакомому) пусть малыш вспомнит о ней.

Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, кото-

рого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.

9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с другими игрушками.

Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

10. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом,

давайте « имена» ( вдвоём с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам,

фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам

процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной це-

ли.

12 Чем больше развито у малыша какое- то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому- побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. « Не интересоваться игрой» ре­бёнок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или… взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигатель­ную активность ребёнка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сде­лать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда ( а лучше если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по- рыцарски честно признать своё поражение. Трудно придумать большую на­граду ребёнку. Не надо бояться, что ваш авторитет при этом пострадает.