Анализ сказки Малыш и Карлсон, который живет на крыше Линдгрен

Анализ сказки Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше

Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.

Главный герой книги

Карлсон же – образ вечно деятельного и вечно жаждущего удовлетворения своих потребностей персонажа. Хотя и ему свойственно благородство, как то: накормить молоком голодного ребёнка или помочь приезжему жителю избежать грабежа со стороны мошенников. Ну а своим самолюбованием он составил бы достойную конкуренцию самому Нарциссу. Хотя его недостатки несут и воспитательный момент для других детей: замечая какие-то не совсем хорошие вещи за Карлсоном, какое то время спустя они начинают замечать их и за собой. И если персонаж Карлсона неизменен на протяжении всего повествования, то персонаж Малыша постоянно растёт и развивается в рамках внутренней борьбы. С одной стороны, его увлекают шалости и проказы, но, с другой стороны, каждый раз он всё лучше понимает, где стоит остановиться.

Существует теория, что родители Малыша так и не должны были увидеть Карлсона, и он должен был бы остаться исключительно воображаемым другом для детей. Но даже хорошо, что этого не случилось, ведь тогда не было бы ни второй, ни третьей части с их неподражаемой сатирой на рекламу, прессу и телевидение, а так же на детективную литературу.

Данная книга отлично подходит для детей, ведь автор соблюдает тонкий баланс между развлекательным моментом и обращением внимания на реальную действительность. Не менее важный воспитательный момент в книге заложен и для родителей. Ведь если ему не уделять любви, времени и внимания, если он начнёт становиться молчаливым и замкнутым, рано или поздно у него тоже может появиться такой же воображаемый друг. И тогда вернуть ребёнка к реальности и снова завоевать любовь в его сердце будет на порядок сложнее.

История создания , Эта сказочная трилогия состоит из следующих частей:

  1. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1955);
  2. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (1962);
  3. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» (1968).

Своего героя шведская писательница поселила в маленький домик на крыше многоквартирного здания Стокгольма, где она проживала сама. А другом этого необычного персонажа Астрид Линдгрин является семилетний мальчик по имени Малыш Свантесон.

6 стр., 2727 слов

Карлсон и Малыш в одноименной повести Астрид Линдгрен

... за ним закрепилось прозвище Малыш, а вторым персонажем был Карлсон, который жил на крыше. Материал будет полезен для написания сочинения про Карлсона во 2 классах. Карлсон и Малыш в одноименной повести Астрид ... знакомит юных читателей с «обыкновенной семьей, живущей в обыкновенном стокгольмском доме». Младший ребенок из троих детей по прозвищу Малыш из-за очередной полученной от родителей взбучки ...

В России первое издание этого необычного литературного сочинения вышло в 1957 году, когда его перевод сделала Лилианна Зиновьевна Лунгина. Затем постепенно стали выходить остальные части повести. В 1973 году впервые выходит вся трилогия, а затем в последующие годы она постоянно переиздаётся. Популярными иллюстрациями к книге стали те, что были выполнены шведской художницей Илун Викланд.

Мультипликация

Произведения Астрид Линдгрен пережили множество постановок в театре, в кино и даже на радио. Российскому зрителю персонажи знакомы, прежде всего, по мультфильмам. В 1968 году на голубые экраны вышла первая серия мультика по мотивам книги шведской сказочницы «Малыш и Карлсон», а спустя два года продолжение – «Карлсон вернулся». Над картинами трудились режиссер Юрий Степанцев, художники-постановщики Анатолий Савченко и Юрий Бутырин.

Создатели мультфильма понимали, что главный герой не так прост и требует игры голоса очень хорошего актера. Озвучивать Карлсона пробовали Алексей Грибов и Михаил Яшин, однако режиссеру не хватало в голосах звезд советского кино фактурности.

Григорий Рошаль — прототип мультипликационного Карлсона

Степанцев пребывал в растерянности. На помощь пришел его друг Василий Ливанов, который, взглянув на рисунок мультяшного героя, увидел сходство с режиссером Григорием Рошалем и просто решил того спародировать. Съемочная группа осталась в восторге, впрочем, как и автор сказки – побывавшая в СССР Астрид Линдгрен пожелала встретиться с актером, обладающим очаровательным голосом «русского Карлсона».

Малышу подарила голос Клара Румянова. Это единственный персонаж, с которым не возникло проблем в поисках актера. А на озвучивание Фрекен Бок пригласили Фаину Раневскую, о чем режиссер в дальнейшем пожалел. Актриса не соглашалась, а когда дала добро, внедряла свои правила на студии. Дело доходило до того, что она выгоняла Юрия Степанцева, требуя предоставить поле для творчества. Но результат превзошел все ожидания – «домомучительница» с хриплым голосом Раневской вышла превосходная.

Фаина Раневская озвучила Фрекен Бок

Авторы советских мультфильмов изменили характеристики книжных героев. Так, Малыш в шведской сказке – мальчик, избалованный родительской любовью, и у него есть друзья. Кроме того, мама у Линдгрен домохозяйка. В российской постановке – это одинокий ребенок, мама и папа которого работают с утра до вечера.

6 стр., 2517 слов

История о Карлсоне, который живёт на крыше, для читательского дневника

... встреч с Малышом время. Как признается сам персонаж, его мать – мумия, а отец – из семейства гномов. Карлсон с ... Малыш, а вторым персонажем был Карлсон, который жил на крыше. Материал будет полезен для написания сочинения про Карлсона во 2 классах. Образ Карлсон, ... Словесный портрет других героев: Родители Сванте — любящие ... — преступники, промышляющие воровством. Фрекен Бок — домработница Свантесонов, ...

Любовью к варенью Карлсон воспылал только в мультипликационной адаптации, в книжной версии «мужчина в самом расцвете сил» предпочитает торты и тефтели.

Характеристика героев , . Итак, можно в сказке выделить следующих героев:

  • Малыш;
  • Карлсон;
  • родители семилетнего мальчика;
  • старшие брат и сестра Малыша;
  • воры;
  • дядя Юлиус;
  • домработница Фрекен Бок.

Все действия повести происходят либо в квартире, где проживает мальчик вместе со своей семьёй, либо на крыше, где живёт Карлсон. Малыш — милый, отзывчивый и добрый, он рад тому, что у него появился новый друг, с которым можно весело провести время. Его родители не желают мириться с тем, что у их младшего сына появился призрачный друг, но они продолжают его любит и заботиться. Они тоже очень добрые, поэтому и прощают своему сыну многие шалости.

Совсем другое дело Бетан и Боссе, которые не относятся к младшему брату серьёзно, поэтому ребёнку, который, как считают родители, придумал себе друга, нанимают Фрекен Бок, которая оказывается строгой и принципиальной домработницей.

Образ главного персонажа

Но особенно выделяется среди всех героев Карлсон, который любит проказничать. Он очень весёлый и добрый, и ничем бы отличался от остальных, если бы у него не было за спиной маленького пропеллера, и он не летал. Известно, что в Швеции фамилия Карлсон является очень распространённой. А имени этого героя нигде по тексту не встречается.

В его описании можно выделить следующие факты:

  • умеет летать;
  • живёт в маленьком домике на крыше;
  • курит трубку;
  • расплачивается часто монеткой в 5 эре;
  • есть любимые выражения, которые он часто повторяет.

В классе при изучении этого произведения следует обратить внимание, кто автор этой сказки, какова её основная мысль и жанр. Можно выделить и выражения, которые часто повторяет летающий человечек, а затем запоминают и юные читатели:

  • «Пустяки, дело житейское»;
  • «Спокойствие, только спокойствие».

КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ

В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят — Боссе, Бетан и Малыша.

5 стр., 2043 слов

Мой любимый сказочный герой (Иван царевич, Карлсон, 5 класс) (2)

... на месте Малыша. Мне бы очень хотелось иметь такого забавного товарища, как Карлсон. Карлсон – самое очаровательное приведение с моторчиком, мой любимый герой ... хитрость и смекалку, он тщательно обдумывает свои действия. Иван царевич ясно даёт понять, что обязательно надо ... они уделяли немалое внимание описанию сказочных героев. Школьники при написании сочинений тоже должны ответственно подходить к ...

  • Я вовсе не самый обыкновенный малыш, — говорит Малыш.

Но это, конечно, неправда. Ведь на свете столько мальчишек, которым семь лет, у которых голубые глаза, немытые уши и разорванные на коленках штанишки, что сомневаться тут нечего: Малыш — самый обыкновенный мальчик.

Боссе пятнадцать лет, и он с большей охотой стоит в футбольных воротах, чем у школьной доски, а значит — он тоже самый обыкновенный мальчик.

Бетан четырнадцать лет, и у нее косы точь-в-точь такие же, как у других самых обыкновенных девочек.

Во всем доме есть только одно не совсем обыкновенное существо — Карлсон, который живет на крыше. Да, он живет на крыше, и одно это уже необыкновенно. Быть может, в других городах дело обстоит иначе, но в Стокгольме почти никогда не случается, чтобы кто-нибудь жил на крыше, да еще в отдельном маленьком домике. А вот Карлсон, представьте себе, живет именно там.

Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор, — конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной.

Карлсону прекрасно живется в маленьком домике на крыше. По вечерам он сидит на крылечке, покуривает трубку да глядит на звезды. С крыши, разумеется, звезды видны лучше, чем из окон, и поэтому можно только удивляться, что так мало людей живет на крышах. Должно быть, другие жильцы просто не догадываются поселиться на крыше. Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него?

Как-то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе:

  • Странно… Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?

Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нем не вспоминал.

Малыш был очень рад, что познакомился с Карлсоном. Как только Карлсон прилетал, начинались необычайные приключения. Карлсону, должно быть, тоже было приятно познакомиться с Малышом. Ведь что ни говори, а не очень-то уютно жить одному в маленьком домике, да еще в таком, о котором никто и не слышал. Грустно, если некому крикнуть: «Привет, Карлсон!», когда ты пролетаешь мимо.

Их знакомство произошло в один из тех неудачных, дней, когда быть Малышом не доставляло никакой радости, хотя обычно быть Малышом чудесно. Ведь Малыш — любимец всей семьи, и каждый балует его как только может. Но в тот день все шло шиворот-навыворот. Мама выругала его за то, что он опять разорвал штаны, Бетан крикнула ему: «Вытри нос!», а папа рассердился, потому что Малыш поздно пришел из школы.

17 стр., 8286 слов

Джек лондон на берегах сакраменто главные герои. : как вы оцениваете ...

... удовлетворения. Его власть была безгранична. Лондон Джек На берегах Сакраменто Джек Лондон На берегах Сакраменто Ветер мчится-хо-хо-хью! Прямо в Калифорнию. Сакраменто - край богатый: Золото ... домик к малышу Джерри ворвались соседи, мистер и миссис Спиллен – фермеры, жившие уединенно милях в двенадцати от реки. Им сообщили, что отец миссис Спиллен, работавший на руднике на противоположном берегу ...

  • По улицам слоняешься! — сказал папа.

«По улицам слоняешься!» Но ведь папа не знал, что по дороге домой Малышу повстречался щенок. Милый, прекрасный щенок, который обнюхал Малыша и приветливо завилял хвостом, словно хотел стать его щенком.

Если бы это зависело от Малыша, то желание щенка осуществилось бы тут же. Но беда заключалась в том, что мама и папа ни за что не хотели держать в доме собаку. А кроме того, из-за угла вдруг появилась какая-то тетка и закричала: «Рики! Рики! Сюда!» — и тогда Малышу стало совершенно ясно, что этот щенок уже никогда не станет его щенком.

  • Похоже, что так всю жизнь и прожзшешь без собаки, — с горечью сказал Малыш, когда все обернулось против него. — Вот у тебя, мама, есть папа;
  • и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня — у меня никого нет!..
  • Дорогой Малыш, ведь у тебя все мы! — сказала мама.
  • Не знаю… — с еще большей горечью произнес Малыш, потому что ему вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете.

Впрочем, у него была своя комната, и он туда отправился.

Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звездами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно. Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня. Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь мальчик — не Малыш, а другой — сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову и приговаривает: «Рики, ты чудесный пес!»

Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живет на крыше. Но ведь в то время Малыш еще не знал его.

Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. Затем он прибавил скорость и пронесся мимо Малыша, как настоящий маленький самолет. Потом сделал второй круг. Потом третий.

Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения и по спине побежали мурашки — ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.

А человечек за окном тем временем замедлил ход и, поравнявшись с подоконником, сказал:

  • Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
  • Да, да, пожалуйста, — поспешно ответил Малыш и добавил: — А что, трудно вот так летать?
  • Мне — ни капельки, — важно произнес Карлсон, — потому что я лучший в мире летун! Но я не советовал бы увальню, похожему на мешок с сеном, подражать мне.

Малыш подумал, что на «мешок с сеном» обижаться не стоит, но решил никогда не пробовать летать.

  • Как тебя зовут? — спросил Карлсон.
  • Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
  • А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.

Просто Карлсон, и все. Привет, Малыш!

  • Привет, Карлсон! — сказал Малыш.
  • Сколько тебе лет? — спросил Карлсон.
  • Семь, — ответил Малыш.
  • Отлично. Продолжим разговор, — сказал сон.

Затем он быстро перекинул через подоконник одну за другой свои маленькие толстенькие ножки и очутился в комнате.

9 стр., 4275 слов

Мой любимый сказочный герой (иван царевич, карлсон, баба яга) 3, 5 класс

... Сочинение на тему Баба яга мой любимый сказочный герой Одним из самых выделяющихся персонажей русских народных сказок ... героев. Я считаю, что каждый ребенок, прочитав сказку об Иване-царевиче, задумывается о том, что добрые дела всегда ценятся больше. Карлсон Любимая книга моего детства — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». ... что он значил и значит для русского человека? Это мы сейчас и ...

  • А тебе сколько лет? — спросил Малыш, решив, что Карлсон ведет себя уж слишком ребячливо для взрослого дяди.
  • Сколько мне лет? — переспросил Карлсон. — Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать.

Малыш в точности не понимал, что значит быть мужчиной в самом расцвете сил. Может быть, он тоже мужчина в самом расцвете сил, но только еще не знает об этом? Поэтому он осторожно спросил:

  • А в каком возрасте бывает расцвет сил?
  • В любом! — ответил Карлсон с довольной улыбкой.

— В любом, во всяком случае, когда речь идет обо мне. Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!

Он подошел к книжной полке Малыша и вытащил стоявшую там игрушечную паровую машину.

  • Давай запустим ее, — предложил Карлсон.
  • Без папы нельзя, — сказал Малыш. — Машину можно запускать только вместе с папой или Боссе.
  • С папой, с Боссе или с Карлсоном, который живет на крыше.

Лучший в мире специалист по паровым машинам — это Карлсон, который живет на крыше. Так и передай своему папе! — сказал Карлсон.

Он быстро схватил бутылку с денатуратом, которая стояла рядом с машиной, наполнил маленькую спиртовку и зажег фитиль.

Хотя Карлсон и был лучшим в мире специалистом по паровым машинам, денатурат он наливал весьма неуклюже и даже пролил его, так что на полке образовалось целое денатуратное озеро. Оно тут же загорелось, и на полированной поверхности заплясали веселые голубые язычки пламени. Малыш испуганно вскрикнул и отскочил.

  • Спокойствие, только спокойствие! — сказал Карлсон и предостерегающе поднял свою пухлую ручку.

Но Малыш не мог стоять спокойно, когда видел огонь. Он быстро схватил тряпку и прибил пламя. На полированной поверхности полки осталось несколько больших безобразных пятен.

  • Погляди, как испортилась полка! — озабоченно произнес Малыш. — Что теперь скажет мама?
  • Пустяки, дело житейское! Несколько крошечных пятнышек на книжной полке — это дело житейское. Так и передай своей маме.

Карлсон опустился на колени возле паровой машины, и глаза его заблестели.

  • Сейчас она начнет работать.

И действительно, не прошло и секунды, как паровая машина заработала. Фут, фут, фут… — пыхтела она. О, это была самая прекрасная из всех паровых машин, какие только можно себе вообразить, и Карлсон выглядел таким гордым и счастливым, будто сам ее изобрел.

  • Я должен проверить предохранительный клапан, — вдруг произнес Карлсон и принялся крутить какую-то маленькую ручку. — Если не проверить предохранительные клапаны, случаются аварии.

Фут-фут-фут… — пыхтела машина все быстрее и быстрее. — Фут-фут-фут!.. Под конец она стала задыхаться, точно мчалась галопом. Глаза у Карлсона сияли.

А Малыш уже перестал горевать по поводу пятен на полке. Он был счастлив, что у него есть такая чудесная паровая машина и что он познакомился с Карлсоном, лучшим в мире специалистом по паровым машинам, который так искусно проверил ее предохранительный клапан.

3 стр., 1273 слов

Взрослые и дети в сказочных повестях астрид линдгрен

... Астирид Линдгрен считаются: "Крошка Нильс Карлсон" "Эмиль из Леннеберги" "Малыш и Карлсон" "Пеппи Длинныйчулок" "Рони- дочь разбойника" "Дети из Бюллербю" и др. «Пеппи Длинныйчулок» Главной героиней повести Астрид Линдгрен «Пеппи ... своими друзьями часто попадает в забавные истории. Девочка не ходит в школу и живет без взрослых, делает то, что ей хочется. Попытки взрослых как-то повлиять ...

  • Ну, Малыш, — сказал Карлсон, — вот это действительно «фут-фут-фут»! Вот это я понимаю! Лучший в мире спе…

Но закончить Карлсон не успел, потому что в этот момент раздался громкий взрыв и паровой машины не стало, а обломки ее разлетелись по всей комнате.

  • Она взорвалась! — в восторге закричал Карлсон, словно ему удалось проделать с паровой машиной самый интересный фокус. — Честное слово, она взорвалась! Какой грохот! Вот здорово!

Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слез.

  • Моя паровая машина… — всхлипывал он. — Моя паровая машина развалилась на куски!
  • Пустяки, дело житейское! — И Карлсон беспечно махнул своей маленькой пухлой рукой. — Я тебе дам еще лучшую машину, — успокаивал он Малыша.
  • Ты? — удивился Малыш.
  • Конечно. У меня там, наверху, несколько тысяч паровых машин.
  • Где это у тебя там, наверху?
  • Наверху, в моем домике на крыше.
  • У тебя есть домик на крыше? — переспросил Малыш. — И несколько тысяч паровых машин?
  • Ну да. Уж сотни две наверняка.
  • Как бы мне хотелось побывать в твоем домике! — воскликнул Малыш.

В это было трудно поверить: маленький домик на крыше, и в нем живет Карлсон…

  • Подумать только, дом, набитый паровыми машинами! — воскликнул Малыш. — Две сотни машин!
  • Ну, я в точности не считал, сколько их там осталось, — уточнил Карлсон, — но уж никак не меньше нескольких дюжин.
  • И ты мне дашь одну машину?
  • Ну конечно!
  • Прямо сейчас!
  • Нет, сначала мне надо их немножко осмотреть, проверить предохранительные клапаны… ну, и тому подобное.

Спокойствие, только спокойствие! Ты получишь машину на днях.

Малыш принялся собирать с пола куски того, что раньше было его паровой машиной.

  • Представляю, как рассердится папа, — озабоченно пробормотал он.

Карлсон удивленно поднял брови:

— Из-за паровой машины? Да ведь это же пустяки, дело житейское. Стоит ли волноваться по такому поводу! Так и передай своему папе. Я бы ему это сам сказал, но спешу и поэтому не могу здесь задерживаться… Мне не удастся сегодня встретиться с твоим папой. Я должен слетать домой, поглядеть, что там делается.

  • Это очень хорошо, что ты попал ко мне, — сказал Малыш. — Хотя, конечно, паровая машина… Ты еще когда-нибудь залетишь сюда?
  • Спокойствие, только спокойствие! — сказал Карлсон и нажал кнопку на своем животе.

Мотор загудел, но Карлсон все стоял неподвижно и ждал, пока пропеллер раскрутится во всю мощь. Но вот Карлсон оторвался от пола и сделал несколько кругов.

  • Мотор что-то барахлит. Надо будет залететь в мастерскую, чтобы его там смазали. Конечно, я и сам мог бы это сделать, да, беда, нет времени… Думаю, что я все-таки загляну в мастерскую. Малыш тоже подумал, что так будет разумнее. Карлсон вылетел в открытое окно;
  • его маленькая толстенькая фигурка четко вырисовывалась на весеннем, усыпанном звездами небе.
  • Привет, Малыш! — крикнул Карлсон, помахал своей пухлое ручкой и скрылся.

Основная мысль и жанровое своеобразие

Основная мысль этого произведения заключена в том, что не всегда взрослые люди, озадаченные своими проблемами, замечают, как одиноко бывает их детям. Идея всей повести заключается в том, что всегда должен быть у человека верный друг, который поможет не только пережить радостные минуты, но не будет страшиться и тех горестей, что встречаются на пути каждого.

Это произведение учит ребят быть добрым и всегда оказывать помощь тому, кто в этом нуждается. Но всё-таки самое главное, сюжет этой книги учит читателей жить по совести, быть честными и справедливыми.

В классе, когда дети читать эту повесть, следует обратить внимание, что никогда не следует замыкаться в себе, а нужно всегда радоваться жизни, уметь шутить и играть. И примером этого служит Карлсон, который всегда остаётся весёлым и добродушным с неистощимой фантазией, поэтому так сильно и привязывается к нему семилетний мальчик и любит его всем сердцем.

Краткое содержание

Малышу было 7 лет, и ему часто приходилось оставаться одному в своей комнате и скучать. Хотя у него были старшие брат и сестра, но ни с Бетан, ни с Боссом не было никакого контакта: они просто не обращали внимания на младшего члена семьи. А мальчик мечтал, что когда-нибудь у него появится собака, которая и будет его верным другом. Но родитель даже слушать не желали, чтобы завести домашнего питомца.

Но однажды, когда день у мальчика опять был скучным, на подоконник открытого окна присел незнакомый летающий человечек. Он был пухленьким, а за его спиной работал маленький пропеллер. Они познакомились, и с этой минуты жизнь ребёнка полностью изменилась. Каждый день он с нетерпением ждал, когда прилетит новый друг.

Сначала Карлсон сломал паровую машину, которая была дорогой вещью, и улетел перед тем, как вернулись родители, поэтому Малышу пришлось одному оправдываться перед мамой и папой. Он тут же рассказал им о новом друге, но они не поверили его рассказам, а лишь забеспокоились, чтобы их сын не заболел.

то совершили большое количество добрых дел:

  • покормили грудного ребенка, который был оставлен без присмотра взрослых и плакал;
  • смогли испугать воров Рулле и Филле и те убежали, так и не совершим ограбление.

Но родители так сильно переживали за своего сына, которого пришлось снимать с крыши при помощи пожарных, что они всё-таки решились и подарили на день рождения сыну желанного щенка. После этого мальчик попрощался с Карлсоном, забрал Бимбо и отправился на все летние каникулы в деревню к бабушке.

Пословицы, подходящие к сказке «Малыш и Карлсон»

Поскольку главной в произведении является тема дружбы, то к нему можно подобрать пословицы, имеющие схожую тематику. В русском фольклоре есть множество высказываний, которые говорят о необходимости быть хорошим другом и ценить своих верных товарищей.

К ним относится, например, пословица «Сам погибай, а товарища выручай», которая подчеркивает, что ценность жизни друга гораздо выше, чем своей собственной.

Хорошая пословица о дружбе — «Легко друзей найти, да трудно сохранить». В книге часто возникают ситуации, когда Малыш и Карлсон по какой-то причине ссорятся. Однако в результате они все равно спасают свою дружбу, потому что по-настоящему дорожат ей.

Анализ сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Одно из популярнейших произведений Линдгрен — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) — оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком.

Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.

10 стр., 4908 слов

Выпускное Воспоминания помогают жить

... с художником Ван Гогом, запомнив это на всю жизнь. Сочинение рассуждение на тему воспоминания из детства Текст из ЕГЭ (1)На меня самое ... подарками осознавания себя в настоящем. По сути, чем дольше человек живет, тем меньше у него остается возможностей для строительства чего- ... нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является ...

Последняя часть трилогии — «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) — тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «…Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,- отмечает шведская критика .

В России книга стала популярна благодаря переводу, сделанному Лилианной Зиновьевной Лунгиной . Первое издание повести в СССР вышло в 1957 г. Издание «Две повести о Малыше и Карлсоне» выходит в 1965 г., переиздается в 1968 г. «Три повести о Малыше и Карлсоне» впервые выходят в 1973 г., повторно в 1974 г., и переиздаются в последующие годы. Во всех изданиях СССР — переводы Л. Лунгиной и иллюстрации шведской художницы Илун Викланд.

«– Я спросил у Карлсона, не выдумка ли он… – Ну и что же он тебе ответил? – поинтересовалась мама. – Он сказал, что, если бы он был выдумкой, это была бы самая лучшая выдумка на свете». (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

Непосредственными предшественниками трилогии о Карлсоне стали две небольшие сказки Астрид Линдгрен – «Крошка Нильс Карлсон» и «В стране между светом и тьмой». Впрочем, герой первой был мало похож на известного нам безобразника. Это был крошечный ниссе (скандинавский аналог нашего домового), посещающий одинокого мальчика, у которого умерла сестричка. Тарарама он не устраивал, да и летать не умел. Героя второй сказки – господина Лильонкваста – Линдгрен также подсказала ее дочь.

Откуда взялся домик на крыше и пропеллер, тоже нетрудно догадаться, если учесть страсть писательницы к лазанию по крышам и деревьям, а также воспоминания детства, когда она бегала на аэродромы созерцать аэропланы.

Линдгрен искусно пользуется излюбленным приемом писателей-сказочников: повествование вырастает из детской игры, из фантазии и выдумки ребенка. На этом приеме построены еще и такие известные сказочные повести, как «Винни-пух и все, все, все» А. А. Милна (перевод с английского), «Орден Желтого Дятла» Ж. Монтейру Лобату (перевод с португальского), «Мафия и его веселые друзья» Э. Хогарт (перевод с английского) и др.

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — воспитательная книга. Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым.

Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого. Тем не менее книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.

Действие повести происходит в 1950-е годы в центральном районе Стокгольма — Вазастане, где в одном доме проживают два главных героя — Сванте, младший ребёнок семьи Свантесон, по прозвищу Малыш, и — на крыше — Карлсон .

Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге — вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все — мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.

Карлсон — маленький толстенький человечек неопределённого возраста, живёт совсем один в маленьком домике на крыше, умеет летать при помощи мотора, который находится у него на спине. Любит гулять по крышам и проказничать. Самоуверен, считает себя «лучшим в мире» во всех отношениях, а также красивым, умным и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Любит много поесть, из еды предпочитает мясные тефтели, торт со взбитыми сливками и плюшки.

Малыш — лучший друг Карлсона. Настоящее имя Сванте, 7 лет, младший ребёнок в семье Свантесон. Любимец и баловень всей семьи, хотя до знакомства с Карлсоном ему часто было не с кем играть. Больше всего мечтает о собаке. Вежливый и воспитанный мальчик, хотя иногда может вдруг заупрямиться.

Карлсон, действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.

Малыш, опираясь на близкие ему образы и ассоциации, снабжает толстяка Карлсона моторчиком и пропеллером и переносит в знакомую обстановку. Летающий человечек живет в Стокгольме на крыше обыкновенного дома. В семье каждый занят своим делом: папа уходит на службу, дети — в школу, мама хлопочет по хозяйству. Малыш, предоставленный самому себе, проводит долгие часы в обществе Карлсона. Нажав кнопку на животе, Карлсон заводит свой моторчик и с жужжанием влетает в окно. С ним не скучно. Он знает все на свете. Это «лучший в мире рисовальщик петухов», «лучший в мире строитель» из кубиков и вообще «лучший в мире» специалист по всем вопросам. Учинив по его инициативе какую-нибудь шалость, Малыш утешает взрослых: «Пустяки, дело житейское!», «Спокойствие, только спокойствие!»- и при этом ссылается на авторитет Карлсона, который живет на крыше.

Карлсон умеет быть не только по-детски шаловливым и непосредственным. В нужный момент он проявит и мужество и доброту, вовремя окажет помощь: он втаскивает на крышу поскользнувшегося Малыша, приносит бутылочку молока для «Гюльфин, чрезвычайно заброшенного младенца», ничуть не пугается, когда в квартиру забираются воры Филле и Рулле.

Искусство Астрид Линдгрен в том, что она, подарив Карлсона, сумела сделать этот образ образом большой воспитательной силы. Ребята играют вместе с Карлсоном, шалят, но каждый из них, замечая его недостатки, видит и свои собственные слабости.

Карлсон, который живет на крыше

В этой книге происходит знакомство Карлсона с Малышом и впоследствии с его друзьями — Кристером и Гуниллой. Для семьи Свантессонов Карлсон постоянно остается за кадром, поэтому они считают его выдуманным другом, и за его развлечения Малыш каждый раз огребает целебных пиздюлей. Семья прозревает в последней главе, где Карлсон приходит на день рождения Малыша и приветствует всю его родню по уши в торте.

Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел

Семейство убирается из дома с различными диагнозами по больницам, а папу усылают в командировку. Для слежения за осиротевшим Малышом нанимают домработницу Хильдур Бок (К. О. сообщает, что фрёкен — не имя, а шведское название незамужней женщины, типа мисс или мадемуазель).

Фрёкен Бок имеет недурные профессиональные силы ведения дома и страстное желание попасть в зомбоящик с рассказом о привидениях на соответствующей передаче .

Вся вторая книга посвящена изощренному троллингу фрёкен Бок астральными явлениями (чему та только рада), в итоге с привидения в буквальном смысле срываются покровы. Однако фрёкен Бок таки попадает в зомбоящик с уникальным рецептом собственного приготовления. Семья выздоравливает и возвращается, в последней главе Свантессоны и Карлсон смотрят прямой эфир кулинарной передачи с фрёкен Бок.

Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять

Внезапное выпиливание из дома всего семейства в кругосветные путешествия и спортивные лагеря. Карлсон в опасности — его сфотографировали для газеты и назначили награду в десять тысяч шведских рублей за поимку и доставку в редакцию с целью выяснения личности . Малыш отказывается от всех турций и пионерлагерей и остается за ним присматривать. Дополнительный бонус — дядя Юлиус, приехавший в Стокгольм лечиться. Для заботы о «трех холостяках» вновь нанимают фрёкен Бок. Феерический ночной троллинг фрёкен Бок, Юлиуса, Филле и Рулле астральными явлениями («Мумия» же!).

В финале Карлсон заявляется в редакцию газеты и получает всё вознаграждение сам. Фрёкен Бок выходит замуж за дядю Юлиуса и становится фру Иенсен.

Ее прекрасная книга исполнена оптимизма и большой человеческой доброты. В произведении много тонкого юмора, живой речи, передающей особенности детского языка и тонкое знание писательницей детской психологии.

Книга Астрид Линдгрен — образец веселого оптимизма, многогранного юмора, здоровой романтики. Писательница, стремясь к тому, чтобы в ее произведениях сказочность не уводила детей от реальной действительности, не забывает в то же время о развлекательности, искрящемся юморе — необходимых качествах книг.

Разделы:

Начальная школа

уроки внеклассного чтения.

Программа по внеклассному чтению, разработанная Светловской Н.Н. утратила свою актуальность. Новых программ нет. Педагогу предоставлена свобода выборов авторов и изучаемых произведений. Однако во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения или заменили уроки формальными читательскими дневниками, в которых родители пишут, чтобы не упасть лицом в грязь, такое неимоверное количество прочитанных его ребенком страниц, что просто диву даешься. На мой взгляд, это недопустимо.

Цель уроков внеклассного чтения — обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.

Учитель самостоятельно определяет круг авторов, творчество которых будет изучаться с детьми на уроках. Целесообразно выбирать произведения, близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. Начинать можно с любимых детьми авторов, с произведениями которых они знакомы ещё с детского сада. Это могут быть Маршак С.Я. (“Кошкин дом”, “Кто колечко найдет?”. “Сказка о глупом мышонке”, “Багаж”, “Вот какой рассеянный”,“Двенадцать месяцев”),Чуковский К. И. (“Мойдодыр”, “Федорино горе”, “Телефон”, “Тараканище”, “Краденое солнце”), Носов Н.Н.(“Огурцы”, “Заплатка”, “Замазка”, “На горке”), сказки Перро Ш. (Красная шапочка, “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Мальчик с пальчик”, “Спящая красавица”, “Рике с хохолком”), сказки Андерсена Г.Х. (“Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Огниво”, “Свинопас”, “Ребячья болтовня”, “Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Новое платье короля”, “Русалочка”, “Принцессана горошине”); сказки Братьев Гримм (“Стоптанные туфельки”, “Король Дроздобород”), Уайльда О. (“Великан-эгоист”, “Соловей и Роза”, “Преданный друг”, “Счастливый принц”, “Замечательная ракета”, “Молодой король”).

После изучения творчества писателя, я задаю читать детям на неделю одно-два произведения, потом в классе дети пишут тест по прочитанному произведению. Когда будет прочитано и проработано несколько произведений изучаемого автора, провожу обобщающий урок-викторину, КВН, уроки-аукционы, предлагаю детям инсценировать отрывки из сказок, написать сочинение о наиболее полюбившемся произведении.

Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон”, Карлсон опять вернулся

Когда наступило время школьных занятий, домой вернулся Малыш. Но в это время ещё и заболела мама, поэтому в помощь ей была нанята суровая домработница. Она не очень-то хорошо обращалась с мальчиком: запирала в комнате, чтобы он учил уроки, а сама смотрела телевизор и поедала плюшки. Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы опять не прилетел Карлсон.

Летающий человечек, узнав про Фрекен Бок, стал ещё больше шалить, называя её то домоуправительница, то домоправительница. Он так много проказничал, что женщина стала верить, что в доме завелось настоящее привидение. Она даже звонила на телевидение, чтобы об этом рассказать, но Карлсон в это время не появлялся. Но вовремя вернулась мама, а домработницу пригласили на кулинарное шоу.

Проказы летающего человечка

В третьей повести вся семья Свантесон собрались отправиться в кругосветное путешествие, но Малыш отказался от этой поездки, так как он узнал, что его летающего друга не только ищут, но в газетах за него было назначено ещё и огромное вознаграждение. Теперь мальчик переживал, чтобы с Карлсоном ничего не случилось.

Вся семья уехала, а Малыш остался. Чтобы ребёнок не оставался один, к нему поселили ещё и родного дядю Юлиуса, который изматывал своими капризами всех окружающих, и известную уже Фрекен Бок. Но в это же время квартирные воришки, которым Карлсон очень мешал, решили его поймать и получить за него вознаграждение.

Однако и на этот раз главные герои смогли обмануть жуликов, а после этого летающий человечек сам явился в редакцию и, рассказав всё о себе, забрал вознаграждение. Дядя Юлиус влюбился в домработницу и сделал ей предложение, а затем они это событие все вместе праздновали на крыше, где живёт весёлый и озорной человечек с пропеллером.

Сюжет

Первая часть трилогии Астрид Линдгрен знакомит юных читателей с «обыкновенной семьей, живущей в обыкновенном стокгольмском доме». Младший ребенок из троих детей по прозвищу Малыш из-за очередной полученной от родителей взбучки чувствовал себя одиноко. И тут прилетел маленький человечек с пропеллером на спине.

Малыш и Карлсон

У Малыша появился новый веселый друг, он же – жуткий проказник, от которого одни неприятности. Тут же прожег книжную полку, взорвал паровую машину и увлек ребенка в путешествие: мальчик отправился вместе с Карлсоном на крышу, где новоиспеченный товарищ облачился в простыни и разогнал воров. Брат и сестра, а затем и родители Малыша познакомились с Карлсоном, однако договорились никому не рассказывать о существовании странного человечка.

Во второй книжке Малыш вместе с необыкновенным другом проводил уборку дома и в каморке Карлсона. А затем герои остались наедине с тучной властной Фрекен Бок. Озорной обитатель крыши в образе приведения сначала напугал до смерти домоправительницу, а затем подружился с ней.

Карлсон с тортом

В заключительной части сказки семье с каждым днем становится труднее скрывать тайну существования Карлсона. Информация о «неопознанном летающем объекте» просочилась в прессу, за поимку загадочного существа обещано денежное вознаграждение.

Тем временем семья Малыша уехала в отпуск, оставив ребенка на попечении Фрекен Бок и злобного, вечно недовольного старого дяди Юлиуса. Карлсон перевоспитал родственника, да так, что Юлиус подобрел и даже сделал предложение домоправительнице. А житель крыши решил обогатиться, дав телевидению интервью о себе. При этом имя не открыл, заметив только, что фамилия начинается на «Карл», а заканчивается на «сон».

Пересказ для читательского дневника

который поможет вспомнить сюжет и пересказать его:

  1. Одинокий Малыш.
  2. Необычное знакомство.
  3. История с паровой машиной.
  4. Прогулка по крышам.
  5. Щенок в подарок.
  6. Новые порядки домработницы Фрекен Бок.
  7. Охота на летающего человечка.
  8. Поход Карлсона в газету.
  9. Свадьба домоправительницы.

А вот из запомнившихся эпизодов ребята обычно записывают тот, когда Карлсон строил домик из тефтелей, или когда они гуляли вместе по крышам, либо же моменты, когда друзья вместе разыгрывали несносную Фрекен Бок. А затем уже ребятам на уроке предлагается написать сочинение, в котором бы они не только рассказали, что понравилось, но и записали свои мысли о поведении героев.

Образец сочинения

Мне очень понравилось произведение шведской писательницы про мальчика, который умел летать и постоянно проказничал. И хотя автор описывает его как маленького и толстого человека, но он вызывает лишь только симпатию.

Карлсон живёт в Стокгольме, но только не так, как все люди. Его домик уютно расположился на крыше домов и за трубой его никому не видно. Он легко знакомится с людьми, хотя и необычен. С Малышом они очень быстро подружились, так как у того практически не было друзей и он постоянно в одиночестве грустил в своей комнате.

Весело читать все те шалости, что устраивает этот неугомонный человечек с пропеллером. Ведь ему удаётся обмануть даже взрослую и очень серьёзную Фрекен Бок, с которой у него потом складываются замечательные отношения. Этот упитанный человечек ещё и очень находчивый, поэтому никогда не несёт наказание за свои проказы. Но зато он хороший друг.

Любит Карлсон и хорошо покушать, особенно ему нравятся сладкие блюда. Чтобы получить варенье и конфеты, он готов даже заболеть. Но при этом он сам считает себя красивым и в самом расцвете сил мужчиной. Есть у него и любимые фразы, которые легко запоминаются. Они помогают ему спокойно смотреть на все неприятности и не расстраиваться по пустякам.

Самое главное, что он помогает таким ребятам, как Малыш, не оставаться в одиночестве, не грустить, и учит верить в себя и в дружбу.

КАРЛСОН СТРОИТ БАШНЮ

  • Я ведь вам уже говорил, что его зовут Карлсон и что он живет там, наверху, на крыше, — сказал Малыш. — Что же здесь особенного? Разве люди не могут жить, где им хочется?..
  • Не упрямься, Малыш, — сказала мама.

— Если бы ты знал, как ты нас напугал! Настоящий взрыв. Ведь тебя могло убить! Неужели ты не понимаешь?

  • Понимаю, но все равно Карлсон — лучший в мире специалист по паровым машинам, — ответил Малыш и серьезно посмотрел на свою маму.

Ну как она не понимает, что невозможно сказать «нет», когда лучший в мире специалист по паровым машинам предлагает проверить предохранительный клапан!

  • Надо отвечать за свои поступки, — строго сказал папа, — а не сваливать вину на какого-то Карлсона с крыши, которого вообще не существует.
  • Нет, — сказал Малыш, — существует!
  • Да еще и летать умеет! — насмешливо подхватил Боссе.
  • Представь себе, умеет, — отрезал Малыш.

— Я надеюсь, что он залетит к нам, и ты сам увидишь.

  • Хорошо бы он залетел завтра, — сказала Бетан. — Я дам тебе крону, Малыш, если увижу своими глазами Карлсона, который живет на крыше.
  • Нет, завтра ты его не увидишь — завтра он должен слетать в мастерскую смазать мотор.
  • Ну, хватит рассказывать сказки, — сказала мама.

— Ты лучше погляди, на что похожа твоя книжная полка.

  • Карлсон говорит, что это пустяки, дело житейское! — И Малыш махнул рукой, точь-в-точь как махал Карлсон, давая понять, что вовсе не стоит расстраиваться из-за каких-то там пятен на полке.

Но ни слова Малыша, ни этот жест не произвели на маму никакого впечатления.

  • Вот, значит, как говорит Карлсон? — строго сказала она. — Тогда передай ему, что, если он еще раз сунет сюда свой нос, я его так отшлепаю — век будет помнить.

Малыш ничего не ответил. Ему показалось ужасным, что мама собирается отшлепать лучшего в мире специалиста по паровым машинам. Да, ничего хорошего нельзя было ожидать в такой неудачный день, когда буквально все шло шиворот-навыворот.

И вдруг Малыш почувствовал, что он очень соскучился по Карлсону — бодрому, веселому человечку, который так потешно махал своей маленькой рукой, приговаривая: «Неприятности — это пустяки, дело житейское, и расстраиваться тут нечего». «Неужели Карлсон больше никогда не прилетит?» — с тревогой подумал Малыш.

  • Спокойствие, только спокойствие! — сказал себе Малыш, подражая Карлсону. — Карлсон ведь обещал, а он такой, что ему можно верить, это сразу видно. Через денек-другой он прилетит, наверняка прилетит.

…Малыш лежал на полу в своей комнате и читал книгу, когда снова услышал за окном какое-то жужжание, и, словно гигантский шмель, в комнату влетел Карлсон. Он сделал несколько кругов под потолком, напевая вполголоса какую-то веселую песенку. Пролетая мимо висящих на стенах картин, он всякий раз сбавлял скорость, чтобы лучше их рассмотреть. При этом он склонял набок голову и прищуривал глазки.

  • Красивые картины, — сказал он наконец. — Необычайно красивые картины! Хотя, конечно, не такие красивые, как мои.

Малыш вскочил на ноги и стоял, не помня себя от восторга: так он был рад, что Карлсон вернулся.

  • А у тебя там на крыше много картин? — спросил он.
  • Несколько тысяч.

Ведь я сам рисую в свободное время. Я рисую маленьких петухов и птиц и другие красивые вещи. Я лучший в мире рисовальщик петухов, — сказал Карлсон и, сделав изящный разворот, приземлился на пол рядом с Малышом.

  • Что ты говоришь! — удивился Малыш. — А нельзя ли мне подняться с тобой на крышу? Мне так хочется увидеть твой дом, твои паровые машины и твои картины!..
  • Конечно, можно, — ответил Карлсон, — само собой разумеется.

Ты будешь дорогим гостем… как— нибудь в другой раз.

  • Поскорей бы! — воскликнул Малыш.
  • Спокойствие, только спокойствие! — сказал Карлсон.

— Я должен сначала прибрать у себя в доме. Но на это не уйдет много времени. Ты ведь догадываешься, кто лучший в мире мастер скоростной уборки комнат?

  • Наверно, ты, — робко сказал Малыш.
  • «Наверно»! — возмутился Карлсон.

— Ты еще говоришь «наверно»! Как ты можешь сомневаться! Карлсон, который живет на крыше, — лучший в мире мастер скоростной уборки комнат. Это всем известно.

Малыш не сомневался, что Карлсон во всем «лучший в мире». И уж наверняка он самый лучший в мире товарищ по играм. В этом Малыш убедился на собственном опыте… Правда, Кристер, и Гунилла тоже хорошие товарищи, но им далеко до Карлсона, который живет на крыше! Кристер только и делает, что хвалится своей собакой Еффой, и Малыш ему давнозавидует.

«Если он завтра опять будет хвастаться Еффой, я ему расскажу про Карлсона. Что стоит его Еффа по сравнению с Карлсоном, который живет на крыше! Так я ему и скажу».

И все же ничего на свете Малыш так страстно не желал иметь, как собаку… Карлсон прервал размышления Малыща.

  • Я бы не прочь сейчас слегка поразвлечься, — сказал он и с любопытством огляделся вокруг. — Тебе не купили новой паровой машины?

Малыш покачал головой. Он вспомнил о своей паровой машине и подумал: «Вот сейчас, когда Карлсон здесь, мама и папа смогут убедиться, что он в самом деле существует». А если Боссе и Бетан дома, то им он тоже покажет Карлсона.

  • Хочешь пойти познакомиться с моими мамой и папой? — спросил Малыш.

— Конечно! С восторгом! — ответил Карлсон. — Им будет очень приятно меня увидеть — ведь я такой красивый и умный… — Карлсон с довольным видом прошелся по комнате. — И в меру упитанный, — добавил он. — Короче, мужчина в самом расцвете сил. Да, твоим родителям будет очень приятно со мной познакомиться.

По доносившемуся из кухни запаху жарящихся мясных тефтелей Малыш понял, что скоро будут обедать. Подумав, он решил свести Карлсона познакомиться со своими родными после обеда. Во-первых, никогда ничего хорошего не получается, когда маме мешают жарить тефтели. А кроме того, вдруг папа или мама вздумают завести с Карлсоном разговор о паровой машине или о пятнах на книжной полке… А такого разговора ни в коем случае нельзя допускать. Во время обеда Малыш постарается втолковать и папе и маме, как надо относиться к лучшему в мире специалисту по паровым машинам. Вот когда они пообедают и все поймут, Малыш пригласит всю семью к себе в комнату.

«Будьте добры, — скажет Малыш, — пойдемте ко мне. У меня в гостях Карлсон, который живет на крыше».

Как они изумятся! Как будет забавно глядеть на их лица!

Карлсон вдруг перестал расхаживать по комнате. Он замер на месте и стал принюхиваться, словно ищейка.

  • Мясные тефтели, — сказал он. — Обожаю сочные вкусные тефтели!

Малыш смутился. Собственно говоря, на эти слова Карлсона надо было бы ответить только одно: «Если хочешь, останься и пообедай с нами». Но Малыш не решился произнести такую фразу. Невозможно привести Карлсона к обеду без предварительного объяснения с родителями. Вот Кристера и Гуниллу — это другое дело. С ними Малыш может примчаться в последнюю минуту, когда все остальные уже сидят за столом, и сказать: «Милая мама, дай, пожалуйста, Кристеру и Гунилле горохового супа и блинов». Но привести к обеду совершенно незнакомого маленького толстого человечка, который к тому же взорвал паровую машину и прожег книжную полку, — нет, этого так просто сделать нельзя!

Но ведь Карлсон только что заявил, что обожает сочные вкусные мясные тефтели, — значит, надо во чтобы то ни стало угостить его тефтелями, а то он еще обидится на Малыша и больше не захочет с ним играть… Ах, как много теперь зависело от этих, вкусных мясных тефтелей!

  • Подожди минутку, — сказал Малыш. — Я сбега на кухню за тефтелями.

Карлсон одобряюще кивнул головой.

  • Неси скорей! — крикнул он вслед Малышу. — Одними картинами сыт не будешь!

Малыш примчался на кухню. Мама в клетчатом переднике стояла у плиты и жарила превосходные тефтели. Время от времени она встряхивала большую сковородку, и плотно уложенные маленькие мясные шарики подскакивали и переворачивались на другую сторону.

  • А, это ты, Малыш? — сказала мама. — Скоро будем обедать.
  • Мамочка, — произнес Малыш самым вкрадчивым голосом, на который был только способен, — мамочка, положи, пожалуйста, несколько тефтелек на блюдце, и я отнесу их в свою комнату.
  • Сейчас, сынок, мы сядем за стол, — ответил;
  • мама.
  • Я знаю, но все равно мне очень нужно… После обеда я тебе объясню, в чем дело.
  • Ну ладно, ладно, — сказала мама и положила на маленькую тарелочку шесть тефтелей.

— На, возьми.

О, чудесные маленькие тефтели! Они пахли так восхитительно и были такие поджаристые, румяные — словом, такие, какими и должны быть хорошие мясные тефтели!

Малыш взял тарелку обеими руками и осторожно понес ее в свою комнату.

  • Вот и я, Карлсон! — крикнул Малыш, отворяя дверь.

Но Карлсон исчез. Малыш стоял с тарелкой посреди комнаты и оглядывался по сторонам. Никакого Карлсона не было. Это было так грустно, что у Малыша сразу же испортилось настроение.

  • Он ушел, — сказал вслух Малыш. — Он ушел. Но вдруг…
  • Пип! — донесся до Малыша какой-то странный писк.

Малыш повернул голову. На кровати, рядом с подушкой, под одеялом, шевелился какой-то маленький комок и пищал:

  • Пип! Пип!

А затем из-под одеяла выглянуло лукавое лицо Карлсона.

  • Хи-хи! Ты сказал: «он ушел», «он ушел»… Хи-хи! А «он» вовсе не ушел — «он» только спрятался!.. — пропищал Карлсон.

Но тут он увидел в руках Малыша тарелочку и мигом нажал кнопку на животе. Мотор загудел, Карлсон стремительно спикировал с кровати прямо к тарелке с тефтелями. Он на лету схватил тефтельку, потом взвился к потолку и, сделав небольшой круг под лампой, с довольным видом принялся жевать.

  • Восхитительные тефтельки! — воскликнул Карлсон. — На редкость вкусные тефтельки! Можно подумать, что их делал лучший в мире специалист по тефтелям!.. Но ты, конечно, знаешь, что это не так, — добавил он.

Карлсон снова спикировал к тарелке и взял еще одну тефтельку.

В этот момент из кухни послышался мамин голос:

  • Малыш, мы садимся обедать, быстро мой руки!
  • Мне надо идти, — сказал Малыш Карлсону и поставил тарелочку на пол.

— Но я очень скоро вернусь. Обещай, что ты меня дождешься.

  • Хорошо, дождусь, — сказал Карлсон. — Но что мне здесь делать без тебя? — Карлсон спланировал на пол и приземлился возле Малыша. — Пока тебя не будет, я хочу заняться чем-нибудь интересным. У тебя правда нет больше паровых машин?
  • Нет, — ответил Малыш.

— .Машин нет, но есть кубики.

— Покажи, — сказал Карлсон. Малыш достал из шкафа, где лежали игрушки, ящик со строительным набором. Это был и в самом деле великолепный строительный материал — разноцветные детали различной формы. Их можно было соединять друг с другом и строить всевозможные вещи.

  • Вот, играй, — сказал Малыш. — Из этого набора можно сделать и автомобиль, и подъемный кран, и все, что хочешь…
  • Неужели лучший в мире строитель не знает, — прервал Малыша Карлсон, — что можно построить из этого строительного материала!

Карлсон сунул себе в рот еще одну тефтельку и кинулся к ящику с кубиками.

  • Сейчас ты увидишь, — проговорил он и вывалил все кубики на пол. — Сейчас ты увидишь…

Но Малышу надо было идти обедать. Как охотно он остался бы здесь понаблюдать за работой лучшего в мире строителя! С порога он еще раз оглянулся на Карлсона и увидел, что тот уже сидит на полу возле горы кубиков и радостно напевает себе под нос:

Ура, ура, ура!

Прекрасная игра!

Красив я и умен,

И ловок, и силен!

Люблю играть, люблю… жевать.

Последние слова он пропел, проглотив четвертую тефтельку.

Когда Малыш вошел в столовую, мама, папа, Боссе и Бетан уже сидели за столом. Малыш шмыгнул на свое место и повязал вокруг шеи салфетку.

  • Обещай мне одну вещь, мама. И ты, папа, тоже, — сказал он.
  • Что же мы должны тебе обещать? — спросила мама.
  • Нет, ты раньше обещай!

Папа был против того, чтобы обещать вслепую.

  • А вдруг ты опять попросишь собаку? — сказал папа.
  • Нет, не собаку, — ответил Малыш.

— А кстати, собаку ты мне тоже можешь обещать, если хочешь!.. Нет, это совсем другое и нисколечко не опасное. Обещайте, что вы обещаете!

  • Ну ладно, ладно, — сказала мама.
  • Значит, вы обещали, — радостно подхватил Малыш, — ничего не говорить насчет паровой машины Карлсону, который живет на крыше…
  • Интересно, — сказала Бетан, — как они могут что-нибудь сказать или не сказать Карлсону о паровой машине, раз они никогда с ним не встретятся?
  • Нет, встретятся, — спокойно ответил Малыш, — потому что Карлсон сидит в моей комнате.!
  • Ой, я сейчас подавлюсь! — воскликнул Боссе. — Карлсон сидит в твоей комнате?
  • Да, представь себе, сидит! — И Малыш с торжествующим видом поглядел по сторонам.

Только бы они поскорее пообедали, и тогда они увидят…

  • Нам было бы очень приятно познакомиться с Карлсоном, — сказала мама.
  • Карлсон тоже так думает! — ответил Малыш.

Наконец доели компот. Мама поднялась из-за стола. Настал решающий миг.

  • Пойдемте все, — предложил Малыш.
  • Тебе не придется нас упрашивать, — сказала Бетан.
  • Я не успокоюсь, пока не увижу этого самого Карлсона.

Малыш шел впереди.

  • Только исполните, что обещали, — сказал он, подойдя к двери своей комнаты. — Ни слова о паровой машине!

Затем он нажал дверную ручку и открыл дверь. Карлсона в комнате не было. На этот раз по-настоящему не было. Нигде. Даже в постели Малыша не шевелился маленький комок.

Зато на полу возвышалась башня из кубиков. Очень высокая башня. И хотя Карлсон мог бы, конечно, построить из кубиков подъемные краны и любые другие вещи, на этот раз он просто ставил один кубик на другой, так что в конце концов получилась длинная-предлинная, узкая башня, которая сверху была увенчана чем-то, что явно должно было изображать купол: на самом верхнем кубике лежала маленькая круглая мясная тефтелька.