Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми начальных классов

Детская душа — тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, непрерывно поступающую из внешнего мира. Ребенок воспринимает не только слова и действия окружающих его людей, но и звуки, запахи, цвета и осязаемые предметы.

Таким образом, вся обстановка, окружающая ребенка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приоритеты, и происходит воспитание детей искусством. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается.

Формирование личности в целом происходит благодаря влиянию и взаимодействию многих составляющих факторов.

Это и правильное питание, обеспечивающее здоровье, и физическая культура, необходимая для владения своим телом и поддержания мышечного тонуса.

Кроме того, одним из важнейших факторов воспитания является взаимодействие ребенка со всеми видами искусства, такими как музыка, живопись, прикладные виды творчества, танцы и многое другое.

Современное общество на сегодняшний день особенное внимание уделяет изучению прошлого: народных традиций, празднований, обрядов. Особое внимание сегодня уделяется возрождению культуры и искусства прошлого. Декоративное искусство также не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности.

Народные традиции приходят и в школу, где сохраняют проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки. Современному школьнику предоставлен огромный выбор различных материалов, он свободен в осуществлении творческих замыслов. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое. Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является работа с тканью — батик.

Искусство батика — увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Роспись по ткани открывает перед учащимися широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что знакомство с декоративно-прикладным искусством невозможно без изучения современных видов декоративно-прикладного творчества, одним из которых является батик. Данная разработка нацелена не только на теоретическое знакомство с искусством росписи ткани, а главное на творческую деятельность учащихся в конкретном материале и применения продукта своей деятельности, например, в интерьере. Но, к сожалению, образовательные программы по изобразительному искусству не включают в себя знакомство с этим видом творчества, что, несомненно, очень большой недостаток современных программ.

7 стр., 3448 слов

Роль декоративного искусства в интерьере

... приспособлений и инструментов; для дальнейшего использования этого декоративного элемента в оформлении интерьеров жилых общественных помещениях. 1. Исторический раздел 1.1 Модерн Модерн (фр. moderne -- современный) - художественное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, ...

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности обучения декоративно-прикладного искусства батика и его воспитательное значение.

Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человека культуры

1.1 Истоки и виды декоративно — прикладного искусства

Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. — «украшение»).

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли -галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

В наше время данный вид творческой деятельности включает в себя:

1. Батик — горячий и холодный

2. Гобелен

3. Художественную вышивку

4. Керамику

5. Макраме

6. Художественную резьбу — по дереву, кости, металлу

7. Вязание

8. Ковроделие

9. Ювелирное искусство

10. Пирографию — выжигание по дереву, ткани, коже и т.д.

11. Работу со стеклом — витраж, мозаика

12. Художественную обработку металла — ковку, литье, создание миниатюр

декоративный искусство урок батик

1.2 Понятие и виды батика

Слово батик представляет собой обобщенное название различных способов росписи тканей вручную. Это индонезийское слово, состоящее из двух. Тик — это точка, а ба — это ткань. На островах Индонезии до сих пор очень популярна одежда, которую расписывают вручную. На Яве такие росписи считались священными и использовались для изготовления оберегов. Таким способом рисунки на тканях делали в Японии, Перу, Индокитае и в Шри-Ланке. Эта ручная работа всегда очень ценилась. В прошлом веке поднявшийся интерес к странам Востока привел к использованию различными художниками батика при производстве ткани и одежды.

43 стр., 21256 слов

Художественная роспись на ткани

... техника росписи - холодный батик. Расписанные ткани разного назначения, пожалуй, как ни один вид декоративно-прикладного искусства, ... -прикладном творчестве. Актуальность Тема моей дипломной работы - "Художественная роспись ткани". Она содержит две части: теоретическую, ... разработку проведения системы уроков по изучению особенностей художественной росписи ткани. Объект исследования: уроки технологии ...

Понятие батик несет в себе рисование каплями и штрихами на шелке. На этот материал наносится краска, которая растекается и создает несколько размытый рисунок. Что бы придать ему четкие границы, используют специальный закрепитель.

По выполнению работы батик бывает холодный и горячий. Внешний вид рисунков получается различный.

Холодный батик отличает четкость контуров и линий. При таком способе контур наносится специальным составом, который не растекается на шелке.

В то время как у горячего батика получаются размытые рисунки. При этом используют горячий воск. Его наносят тонкими линиями на ткань, создавая контур рисунка. Пространство внутри контуров заполняется краской, которая не выходит за границы воска. После окончания работы воск удаляют. Этот способ пригоден для хлопчатобумажных тканей.

К батику относят узелковую и жгутиковую технологии росписи на ткани.

Это древнее разнообразное мастерство занимает свое определенное место среди различных видов декоративного искусства.

Техника горячего батика

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь).

Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым).

Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование — крашение — сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань, расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.

Техника холодного батика

Техника холодного батика очень разнообразна.

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.).

7 стр., 3391 слов

Творческий проект «Вальс цветов» Батик

... Европу. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей ... его окраски. Техника «лацзе» — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда ... стиль офиса, и внесут интересные стилевые и цветочные акценты в интер

Для набора «батик — хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.

Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные возникают при работе в этой технике. Высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани, весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).

Далее перевязанную ткань опускают в емкость с краской.

Солевая техника — на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому — гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль.

Техника витража. Техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале.

Горячий батик

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Традиционный яванский батик — это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды.

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик.

2. Сложный батик.

3. Работу от пятна.

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогревания металла) . Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте и не будет пропитывать ткань. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно) . После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

31 стр., 15004 слов

«Художественная роспись ткани в рамках внеурочной деятельности ...

... в технике холодного батика, становятся доступными простому народу. Открываются специализированные курсы, издаются пособия по росписи тканей. Художественная роспись тканей, как жанр ... рисунка на ткань, они постепенно совершенствовались и улучшались, появлялись различные методы набойки, развивалась печать по ткани. Таким образом, роспись тканей улучшается, совершенствуется, но, несмотря на это, всё по ...

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

Роспись от пятна — самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.

При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

1.3 История возникновения и развития искусства батика

Искусство украшения ткани известно с давних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей. Позднее рисунок стали наносить ручным способом. Еще позднее были изобретены печатные деревянные (резные) доски. В XVII веке для печати начали применять металлические набивные доски. Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера граверы вырезали на металлических валах; валы погружали в краску, прокатывали по ткани, нанося узор. Если рисунок был цветным, подготавливали несколько таких валов — для каждой краски.

Иногда при оформлении ткани применяли одновременно два способа украшения — переплетение нитей и роспись или набойка. Таким были китайские ткани «кэсэ», в которых ткацкий узор дополняли росписью кистью.

Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из древнего захоронения. Ткань на удивление хорошо сохранилась. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями. Контуры фигур выписаны чрезвычайно умело и динамично. Обнаружена эта роспись была лишь во времена китайской революции. Это почти двухметровое полотнище.

16 стр., 7740 слов

Роспись по ткани батик

... росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по ... оставалась неокрашенной. Иногда последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на нее наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и ...

История шелковой ткани

Когда семь легионов римского полководца Марка Лициния Красса в 54 г. До н. э. преследовали парфян в восточном направлении через реки Евфрат под Карфагеном, то отступавшие до сих пор парфяне остановились и обстреляли своих преследователей градом стрел. Отважные, закаленные в боях легионеры, может, и справились бы с этим неожиданным поворотом событий, если бы не произошло следующее. Под ужасающие крики парфяне развернули огромные шелковые полотнища знамен и стали размахивать ими, переливающимися яркими красками под ослепительным солнцем. Это настолько деморализовало римлян, что они в беспорядочном бегстве поспешили покинуть это «ужасное место».

Разбитые легионеры Красса были первыми римлянами, которые столь трагическим и таинственным образом познакомились с шелком. Правда, представления о производстве шелка были абсолютно неверными. Ведь даже Нирхос, один из офицеров Александра Великого, который, по-видимому, был первым европейцем, столкнувшимся с шелком в Индии во времена захватнических походов Александра, рассказывал, что шелковые нити собирались или «вычесывались» из деревьев редких пород.

Да и знаменитый Вергилий описывал процесс получения шелка точно таким же образом. Уникальные свойства шелка и окружавшие его возникновение легенды сделали струящуюся, нежную на ощупь ткань выражением могущества, роскоши и, пожалуй, самым вожделенным товаром в Риме на рубеже старого и нового летоисчислений.

Шелк был настолько дорогим, что шел на вес золота. Так, например, Цезарь демонстририровал свое могущество помимо прочего еще тем, что при вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань. В скором времени шелк настолько покорил римлян, что появилась озабоченность по поводу экономической мощи государства. Вместе с тем опасались, что воцарившаяся с шелком роскошь приведет к упадку и разложению. Так, в 14 г. Н. э Тиберий запретил римлянам носить шелковую одежду — хотя, по правде сказать, этот запрет так никем и не выполнялся.

Тайна изготовления шелка — на радость китайцам и торговцам шелкового пути, в чьи карманы и стекалась вся прибыль, еще долго оставалась неразгаданной. Якобы даже сам Нерон предполагал, что шелк вычесывают из коры тутового дерева или получают из какого-то пустынного цветка. Тем временем римляне уже научились ткать нежный шелк.

Относительно толстая шелковая китайская ткань под неусыпным надзорам римлян осторожно разделялась на мануфактурах Ближнего Востока на нити, после чего из них снова ткали невесомую, украшенную различными орнаментами и узорами ткань. Эти искусно сотканные и великолепно окрашенные получаемой из пурпурных улиток краской драгоценные ткани попадали по шелковому пути обратно в Китай, древнюю родину шелка.

Когда же римским купцам примерно в 150-200 гг. н. э. во время одной из поездок в далекий Китай удалось узнать тайну шелка и познакомиться с его получением с помощью гусениц шелкопряда, они предприняли все для того, чтобы самим разводить этих удивительных бабочек.

Впервые аналогичная современной роспись по шелку появилась в Японии в XV веке. Как и китайские мастера, японские художники пользуются, прежде всего, тушью, но вместе с тем применяют и жидкие красители, которые наносятся с помощью определенных тканей, чтобы избежать слишком сильного расплывания краски на шелке. Таким способом изготавливаются, например, завораживающие своей красотой ландшафты. По мере того, как Япония становится все более открытой Западу, в японскую живопись проникают и европейские изобразительные средства. Во второй половине XX века японская роспись по шелку находит в Европе увлеченных последователей. Особенно интенсивно идеи Востока перенимаются импрессионистами Франции. В первом десятилетии нашего столетия на смену воску для батика приходит клейкий материал Gutta, который позволяет использовать в работе современную новую технику. Сейчас роспись по шелку находит все больше почитателей.

12 стр., 5509 слов

Значение декоративного искусства в жизни древнего общества. Урок ...

... VII. Домашнее задание. Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Цели: План урока Сегодня мы начинаем с вами увлекательное путешествие ... ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись ...

История горячего батика

Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батик — очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным валиком.

Роспись делали с помощью изобретенного в XVII веке прибора «чантинга» (другие транскрипции — тьянтинг, тьянтин).

Это небольшой сосуд, медный или латунный, с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке-ручке. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов погружали в раствор красителя. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последний цвет, как правила, черный или темно-коричневый.

После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операция — удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой. Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.

В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани — ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани — набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два способа такой печати — краской на полотно и несколько похожий на классический батик способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом, потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название «кубовая набойка». Самым часто употребляемым красителем был синий индиго. В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка — цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный контурный рисунок из закрепленных на набоечных досках фигурно изогнутых металлических полос.

В Индии и Индонезии росписи чаще всего использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций.

Глава 2. Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми начальных классов

2.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя — самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся — его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста — тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка — значит что-тоделать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д. ).

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива.

2.2 Воспитательное значение обучения декоративно-прикладному искусству детей младшего школьного возраста

Декоративно-прикладное искусство — одно из самых древних проявлений творчества. В широком смысле к предметам декоративно-прикладного искусства можно отнести любую красивую вещь из любого материала, сделанную руками человека в единственном экземпляре и служащую для украшения окружающего быта.

Что касается влияния декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка, то, благодаря многообразию возможностей для творческой реализации, можно говорить о:

1. Развитии и совершенствовании мелкой моторики;

2. Изучении и понимании традиций своего и других народов, так как большая часть декоративно-прикладных видов искусства основана именно на историческом опыте предыдущих поколений;

3. Тренировке памяти и воображения;

4. Воспитании хорошего вкуса и визуального восприятия;

5. Развитии логических способностей на основе точного воспроизведения форм и линий, соблюдения цветовой и конструкционной логики заданной работы;

6. Воспитании терпения и усидчивости, так как создание большинства предметов декоративно-прикладного искусства требуют многодневного кропотливого труда до достижения желаемого результата.

Декоративно-прикладное искусство очень близко детскому восприятию, поэтому оно является хорошим средством развития творческих способностей детей, формирования уважения к труду, умения работать. По мнению психологов, ребенок раскрывается именно во время самостоятельной деятельности, а не при пассивном наблюдении.

Основой декоративно-прикладного искусства являются профессиональные навыки и приемы, которые выработаны на протяжении сотен лет, что позволяет обеспечить художественную выразительность с помощью очень простых средств.

При знакомстве с образцами такого искусства учащиеся окунаются в сказочный мир выразительных форм, ярких красок, узоров. Этот мир созвучен их эстетическим представлениям и чувствам. Это знакомство не только воспитывает хороший художественный вкус, но и пробуждает желание заняться творчеством самостоятельно, например, освоить приемы вязания крючком или лоскутного шитья.

По своей природе дети достаточно нетерпеливы. Глядя на великолепные образцы, они хотят быстрее сделать такие же вещи самостоятельно. Детям нужно терпеливо объяснять, что необходимо сначала достичь некоторого уровня умений, навыков и знаний, и только потом воплощать в жизнь свои замыслы.

2.3 План-конспект урока декоративно-прикладного искусства в начальных классах на примере батика

1. Тема урока: «Роспись ткани в технике «холодный батик»

2. Вид урока: творческий практикум

3. Цель урока: развитие интереса и умений у обучающихся к популярному виду декоративно-прикладного искусства — батику.

4. Задачи урока:

  • познакомить детей с видами техники батик;
  • научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи узлов и резерва;
  • формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
  • формировать качества творческой личности обучающегося: художественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру, выполнение изделий для быта и одежды.

5. Методы работы на уроке:

1. Словесные:

  • слово учителя;
  • беседа, сравнение;
  • создание ситуаций уподобления действиями, мимикой.

2. Наглядные:

  • коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства;
  • использование домашних наблюдений, презентация, наглядный пример

3. Интегрированные:

  • сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.

4. Практические:

  • показ приемов работы учителем;
  • индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа;
  • фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом;
  • групповая работа 2-4 человек с выбором лидера;
  • коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника.

5. Творческие:

исследование, поиск, творческая работа.

6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

6. Оборудование

  • выставка работ по батику
  • инструменты и приспособления
  • ткань для образцов
  • образцы техники батик
  • доска учебная
  • электронная презентация
  • рама.
  • ткань.
  • кисти беличьи разной толщины для росписи и щетинные для покрытия резервирующей массой, широкая плоская кисть (флейтц).

  • специальные стеклянные трубочки или стеклянные рейсфедеры, пипетка.
  • красители анилиновые для хлопка, шерсти и универсальные.

7. План урока:

I. Вводная часть:

1 Организационный момент

2 Беседа о росписи ткани:

а) История батика

II. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

III. Объяснение нового материала.

Беседа о порядке росписи ткани:

  • а) Роспись;
  • б) Роспись от светлого к темному;
  • в) Ошибки при работе с батиком.

IV. Практическая работа

V. Анализ детских работ

VI. Подведение итогов

8. Ход урока:

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

2. Беседа о росписи ткани

а) История батика

Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

II. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

Вопрос

Ответ

С чего мы начинали свою работу над композицией?

Сначала был выбор темы. Затем мы сделали зарисовки мотивов в карандаше, а затем акварелью.

Что дальше делали с полученными работами?

Используя законы построения композиции, работали над эскизами — основой для создания росписи.

Что мы использовали, чтобы акварель не растекалась?

Для того чтобы акварель не растекалась, мы использовали восковые мелки, которые образовывали контуры цвета.

После завершения работы над композицией, что было нужно сделать?

Нужно подготовить для росписи ткань. Для этого её необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить фабричную обработку ткани, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Как вы натягивали ткань для росписи?

Мы закрепили ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем использовали остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закреплялся материал. Натягивать ткань нужно как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

Как вы переносили рисунок на ткань?

1. Вначале нанесли рисунок на плотную бумагу тушью линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань.

2. Закрепили отрисованный рисунок под тканью с помощью одностержневых булавок.

3. Обвели рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом

4. Для нанесения на ткань контура рисунка применили стеклянные трубочки.

Как надо работать стеклянными трубочками?

Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава.

Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

В местах замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см).

В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине, многократно втягивая и выдувая бензин или уайт-спирит и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку.

С трубочкой работают следующим образом. Резервирующий состав набирают в нее, опустив тонкий рисующий кончик в жидкость и втягивая воздух через верхний конец с помощью резиновой груши. Состав должен заполнить резервуар.

На какие группы цветов подразделяются известные вам цвета?

На ахроматические: чёрный, серые и белый, и хроматические — все цвета спектра

III. Объяснение нового материала

1. Беседа о порядке росписи ткани

а) Роспись

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Расписывая ткань, в технике холодного батика, краситель наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на бумаге. Достаточно нанести каплю в центр закрашиваемого пятна и слегка направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая, таким образом, вы избежите опасности затекания краски за контурную линию.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелательные пятна краски.

б) От светлого к темному

Начинаем роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы «аварии» уже не будут бросаться в глаза.

в) Ошибки при работе с батиком.

Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.

Например, побыстрее размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так же можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.

Еще один способ устранения ошибки — сделать участок росписи с потеком более темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темным. Затекание краски может произойти и из-за некачественного нанесения резерва. Если трубочку с резервом ведут слишком быстро или резерв густой, он не проникает на всю толщину ткани. В этом случае краситель “пробирается” на соседний участок снизу.

Поэтому необходимо перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, расположить раму перед источником света. Линии, проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны. Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в подозрительном месте каплю чистой воды. Если она “пробьет” резерв, участок надо высушить и нанести новые линии с обеих сторон.

Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты — тщательно проверьте, все ли линии замкнуты.

Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.

Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.

IV. Практическая работа

V. Завершение урока. Анализ детских работ.

Анализ результатов проводиться по трем направлениям:

1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;

2. Выразительность придуманной композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.

VI. Подведение итогов.