Одним из существенных недостатков преподавания литературы, довольно часто еще встречающимся в школе, является игнорирование вопросов творческой индивидуальности писателя. Писатели преподносятся в таких общих формулировках, в которых стираются особенности, сила и обаяние их искусства. Новизна и актуальность предлагаемой работы заключается в устранении этих недостатков.
Антон Павлович Чехов выделяется среди других великих русских писателей неповторимым индивидуальным обликом, своим художническим почерком. Данная работа основной своей задачей ставит изучение особенностей биографии и творческой индивидуальности Чехова, что представляет собой исключительно ценный и интересный материал для учащихся старших классов, где изучается Чехов.
А.П. Чехов – писатель- классик, который более других соответствует современной динамической эпохе. Изучение его биографии и творчества в школьном курсе литературы оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя, способного воспринимать литературу как эстетическое явление. Это основная цель нашей работы. Произведения этого писателя формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников.
Предложенная работа сможет послужить хорошим подспорьем для учителя на уроках литературы в старших классах средней школы, где изучается А.П.Чехов.
1 Биография Антона Павловича Чехова
«Желание служить общему благу должно
непременно быть потребностью души,
условием личного счастья…»
А.П.Чехов
ТАГАНРОГ. ДОМ. СЕМЬЯ. «Моя фамилия… ведет свое начало из воронежских недр, из Острогорского уезда. Мои дед и отец были крепостными…» (А.П.Чехов – А.И.Эртелю).
В 1841году дед писателя Егор Михайлович Чехов выкупил у помещика себя и свою семью. В 1844 году семья Чеховых переезжает в Таганрог. Павел Егорович Чехов, отец А.П.Чехова, имел в Таганроге собственную бакалейную торговлю, стал купцом третьей гильдии. С детства знал грамоту, пел по нотам, играл на скрипке, организовал церковный хор, которым сам руководил.
В 1854 году П.Е. Чехов женился на дочери моршанского купца-суконщика Евгении Яковлевне Морозовой. В семье П.Е. и Е.Я Чеховых было шестеро детей: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария и Михаил.
17(29) у Чеховых родился третий сын, Антон. В метрической книге Успенского собора записано:
«Тысяча восемьсот шестидесятого года месяца Генваря семнадцатого дня рожден, а двадцать седьмого крещен Антоний…»
Отец – Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно – патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором.
«Роль литературы в жизни человека» (Блок «Год литературы»)
... Чехова, Александра Николаевича Островского, многих других авторов. Перечень этот может быть очень длинным. И эта великая роль литературы в формировании нравственных качеств человека ... относится не только прозе, но и к стихам. В этом году исполнилось 120 лет ... Есенина, я нахожу в ней то, чего мне, порой, не хватает в жизни: раздолья, светлой ...
Мать – Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
Дети росли покорными и тихими: домашние богослужения, церковный и домашний хор, в котором они пели, Лавка, в которой трудились все домашние от зари до зари, уроки домашние и гимназические – все это отнимало силы и время, отбивало охоту к шалостям. И все-таки детей учили уму-разуму подзатыльниками, розгами и не по злобе или вредности характера, но с искренней верой и по глубокому убеждению. Так было всегда, так растили и воспитывали и Павла Егоровича, и его отцов и дедов.
Воспитательная система Павла Егоровича угнетала от природы богатые задатки, заложенные в детях, и, чтобы вырастить их по своему разумению, он вынужден был просто-напросто сломать их. Ему виделись сыновья-коммерсанты, сыновья-купцы…
ГИМНАЗИЯ. ЛАВКА. ЦЕРКОВНЫЙ ХОР. В 1867 году Антона отдают в приготовительный класс греческой приходской школы. Через год он поступает в таганрогскую классическую гимназию. Преподавание велось по обычной гимназической программе: всеобщая и русская история, история Древней Греции и Рима, география России, история русской словесности.
В воспоминаниях Александра Павловича Чехова описана сцена, которая, по его утверждению, повторялась, чуть ли не ежедневно: «Антоша, ученик 1-го класса, недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков…Отворяется дверь, и в комнату входит…Павел Егорович в шубе и глубоких кожаных калошах. Руки его серо-синие от холода.
- Тово…- говорит Павел Егорович,- я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.
У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно мигать веками.
- В лавке холодно,- возражает он,- а я и так озяб, пока шел из гимназии.
- Ничего.…, Оденься хорошенько – и не будет холодно.
- На завтра уроков много…
- Уроки выучишь в лавке…Ступай да смотри там хорошенько…Скорее!.. Не копайся!
Антоша напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идет вслед за отцом в лавку. Лавка помещается тут же, в этом же доме. В ней невесело, а главное – ужасно холодно.<…>
- И на этом холоде Антоше придется просидеть, по крайней мере, 3 часа…О латинском переводе нечего и думать. Завтра – единица, а потом строгий нагоняй от отца за дурную отметку».
Центр жизни семьи Чеховых – лавка. Из лавки Павла Егоровича впоследствии сформировался великолепный «мир вещей» произведений А.П.Чехова. «Мир вещей» и «мир людей» в его рассказах образуют неразделимый симбиоз человека и вещей, его окружающих.
Анализ рассказа Чехова «Ванька»
... Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери». В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. ... Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб ... трудности. Конспект урока Тема урока: Рассказ А.П. Чехова «Ванька» Цель: продолжать учить анализировать текст; формировать навыки ...
Если лавка в доме Чеховых была материальной составляющей повседневного бытия, то ревностное исполнение церковных обрядов составляло основу духовной жизни. Антон с братьями поет в церковном хоре , организованном П.Е.Чеховым. Пели в греческом монастыре, во дворце и в Митрофаниевской церкви. Если приходилось в большой праздник петь утреню, отец будил детей в два и в три часа ночи и, невзирая ни на какую погоду, вел их в церковь.
В четвертом классе гимназии Антон получает разрешение на обучение портняжному делу в бесплатном ремесленном классе таганрогского уездного училища. Гимназистом младших классов впервые попадает в театр. Начинается увлечение театром. Устраиваются домашние спектакли.
К 1875 году относится единственное дошедшее до нас гимназическое сочинение А.П.Чехова «Киргизы».
Старшие братья Александр и Николай уехали учиться в Москву – первый в университет, второй – в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Торговое дело отца все более и более прогорало, а после отъезда старших сыновей в Москву семья стала едва сводить концы с концами.
Антон Чехов выпускает рукописный журнал «Заика», для которого пишет юмористические сценки из таганрогской жизни. Посылает журнал братьям в Москву.
Павел Егорович Чехов не смог погасить долг за дом и вынужден был бежать от долговой тюрьмы в Москву. Несколько позже к нему уезжает Евгения Яковлевна с младшими детьми.
До окончания гимназии Антон живет в бывшем доме отца. За стол и крышу над головой репетирует племянника нового хозяина дома. Зарабатывает частными уроками, помогает бедствующей семье.
В июне 1879 года А.П.Чехов окончил гимназию и получил стипендию от городского управления для обучения на медицинском факультете.
МОСКВА КАК УНИВЕРСИТЕТ. НОВЫЙ ГЛАВА СЕМЬИ
8 августа Чехов приехал в Москву. Семья жила в это время в подвальном этаже дома церкви св. Николая на Грачевке, «в котором пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих».
Поступает на медицинский факультет университета. До сих пор нет однозначного мнения среди чеховедов относительно того, почему Антон Чехов выбрал медицинский факультет. Когда через много лет Чехова спросили об этом прямо, он написал: «Не помню».
У таганрогской гимназии было два недостатка: она была классической и провинциальной. В ее программе не было ни химии, ни биологии, ни ботаники – ничего, что нужно было для поступления на медицинский факультет. На первых порах Чехову пришлось много читать и работать, у него почти не оставалось времени для литературного труда.
Старшие братья давно отделились. Чехов берет на себя заботу о семье.
БОЛЬШАЯ ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/chehov/
В марте 1880 года в петербургском юмористическом журнале «Стрекоза» напечатаны первые рассказы Чехова – «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?» Подписи:…въ и Антоша.
Мой любимый писатель Чехов
... творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы. Антон павлович чехов сочинение на тему Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года ... ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена ...
В 1883 году А.П.Чехов впервые поставил свое имя под рассказами «В море» и «Он понял».
А.П.Чехова окружают в это время журналисты, художники, поэты – сотрудники юмористических журналов и газет. Дружеские отношения, завязавшиеся в эти годы с И.И.Левитаном, с «королем репортеров» В.А.Гиляровским сохранились у А.П.Чехова на долгие годы.
Подавляющее число рассказов и разного рода «мелочей» Чехов опубликовал в петербургском юмористическом журнале «Осколки». Редактором и издателем журнала был Н.А.Лейкин. Он предложил Чехову два раза в месяц составлять обозрения «Осколки московской жизни».
Вскоре, однако, приходят сомнения и разочарование. Поденщина, жесткие условия цензуры, узкие рамки «малой» прессы – все это сковывает творческие возможности молодого писателя.
В 1884 году в Москве увидел свет первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены». В него вошли шесть рассказов: «Он и она», «Барон», «Месть», «Два скандала», «Жены артистов», «Трагик». Сборник вызвал ряд критических выступлений.
Если в гимназические годы для Антона Чехова старший брат Александр был первым судьей и критиком в литературном творчестве, то к середине 80-х годов роли переменились: Антон Павлович превращается в советчика и наставника брата. Особенно тревожит Антона Павловича человеческая и творческая судьба Николая: «Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант…недостаток же у тебя только один. Это – твоя крайняя невоспитанность…Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах. Победить ее трудно, ужасно трудно. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам…
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня…Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего…
5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…
6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями…
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его…
8) Они воспитывают в себе эстетику…Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность…Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…Тут дорог каждый час…».
Окончив факультет, А.П.Чехов получил звание лекаря. Позже Чехов напишет в автобиографии для Альбома врачей выпуска 1884 года: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач».
А.П.Чехов начал сотрудничать в «Петербургской газете». Напечатал: «В бане», «Лошадиная фамилия», «Егерь», «Горе», «Злоумышленник» и др.
В декабре 1885 года Чехов впервые побывал в Петербурге, где познакомился с Сувориным и Григоровичем.
В 1886 году начинается сотрудничество А.П.Чехова в петербургской газете «Новое время» А.С.Суворина. С согласия писателя первый, опубликованный в газете рассказ «Панихида» (как и последующие) подписан его настоящей фамилией.
Участие великого русского писателя Чехова в журналистике
... редакторов не только не ослабляла, но иногда усиливала цензорское рвение. Немало пришлось пострадать от цензурного ведомства и молодому журналисту Чехову. Писатель ... путевые заметки о поездке на остров Сахалин. Там Чехов проделал огромную научно-исследовательскую, а говоря ... как солнце». Чеховские журнальные публикации 1880-х годов свидетельствуют о становлении его писательской манеры, которая ...
В этом же году выходит из печати сборник «Пестрые рассказы». В него вошли семьдесят семь рассказов 1883-1886 годов. Сборник переиздавался четырнадцать раз. В это время закладываются основы творческого метода А.П.Чехова: «В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина…».
1887-й – последний год многописания и срочной работы в юмористических изданиях. В следующем году Чехов напишет всего девять произведений, тщательно обдуманных и отделанных. Ссылаясь на недостаток времени, нездоровье, отсутствие вдохновения, он все реже посылает рассказы в «Осколки». В 1888 году начинает работу в «толстых» литературных журналах. В январе пишет повесть «Степь».
В этом же году Академия наук присудила А.П.Чехову половину Пушкинской премии (500 рублей) за сборник «В сумерках» (1887 год), посвященный Д.В.Григоровичу: «Премия для меня, конечно, счастье, и если бы я сказал, что она не волнует меня, то солгал бы…»
Год вхождения в «большую литературу» для Чехова был печально отмечен напоминанием о смерти: погиб молодой Гаршин, от Чахотки умер брат Николай. У самого писателя открылось сильнейшее кровохарканье. Надо было спешить: спешить жить, спешить писать…
САХАЛИН
К концу 1889 года Чехов решает совершить поездку в Сибирь и на Сахалин для изучения жизни каторжных и ссыльных. Далеко не все отнеслись с пониманием к предстоящей поездке. Многие считали ее «ненужным делом», «дикой фантазией».
А.П.Чехов отдавал отчет в трудности предстоящего путешествия, но видел свой гражданский и писательский долг в том, чтобы приковать к Сахалину, «месту невыносимых страданий», общественное внимание. Попытка заручиться содействием официальных лиц не дала ощутимых результатов. Чехов писал: «У меня такое чувство, как будто я собираюсь на войну…В случае утонутия или чего-нибудь вроде, имейте в виду, что все, что я имею и могу иметь в будущем, принадлежит сестре».
Готовясь к поездке, Чехов просматривает лекции и книги по уголовному праву, изучает историю колонизации Сахалина, тюрьмоведение, знакомится с этнографией и геологией острова. Чехов в письме Суворину: «Вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Будто бы это верно? Сахалин может быть ненужным и неинтересным только для того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на него миллионов…Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали, размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей. Теперь вся образованная Европа знает, что виноваты не смотрители, а все мы…».
21 апреля А.П.Чехов с удостоверением корреспондента «Нового времени» выехал на Сахалин». Поездка оказалась невероятно трудной для уже больного в то время туберкулезом писателя. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».
Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».
Новаторство драматургии Чехова
... Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже. В мае 1898 года Чехов возвращается на родину и едет в Мелихово. ... бок, и вскоре скончался. 2. Новаторство драматургии. А.П. Чехов продолжает работу в драматическом ... работа была проведена Чеховым на Сахалине. По возвращении Чехов едет в Алексин, где ... настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет ...
Маршрут Сахалинского путешествия таков: из Ярославля по Волге до Казани, затем по Каме до Перми, оттуда по железной дороге до Тюмени, а затем через всю Сибирь на тарантасе и по рекам. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, прибыв в порт Одессы, он на поезде возвращается в Москву.
Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке».
Описания Чехова нельзя упрекнуть ни в сентиментальности, ни в какой-либо тенденциозности. Он рассказывает лишь то, что сам видел и слышал, а главное, понял. Все рассказы его отличаются крайнею простотою, но они глубоко правдивы и реальны. Его симпатии всегда на стороне трудовой, честной жизни.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ. ПОМОЩЬ ГОЛОДАЮЩИМ
Жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретится с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, где проигрывает в рулетку 900 франков, затем в Париж.
По возвращении Чехов едет в Алексин, где младший брат Михаил снял дачу на берегу Оки. Но вскоре Чеховы меняют место, переезжая в усадьбу Богимово, принадлежащую местному помещику Е.Д. Былим-Колосовскому. Усадьба была великолепна, с громадными комнатами, прекрасным садом, липовыми аллеями, прудами. Писатель был в восторге. Каждое утро он вставал в четыре часа, пил кофе и садился работать, причем не за письменным столом, а за подоконником. Здесь была написана «Дуэль», систематизированы сахалинские заметки. Чехов работал до одиннадцати часов, потом шел в лес за грибами или на рыбалку. В час дня семья обедала, а в три Чехов снова принимался за работу до самого вечера. По вечерам часто приходил в гости один из местных дачников — зоолог Вагнер, впоследствии ставший известным профессором. С ним начинались дебаты на темы вырождения, права сильного и т.д., и именно Вагнер явился прототипом фон Корена в «Дуэли».
В 1891/92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню «только по Глебу Успенскому». В это время Чехов пишет рассказ «Жена».
Сочинения об авторе чехов
... Чехова по гимназии был устроен театр, где Чехов играл городничего в « Ревизоре», и впервые выступил как драматург, автор сценок из таганрогской жизни. В 16 лет жизнь ... со дня рождения А. П. Чехова Сочинение на тему: «Мой Чехов» Выполнила: ученица 10 класса МКОУ ... его круто изменилась. Отец разорился и бежал из Таганрога, где грозила долговая тюрьма. С семьей он поселился в Москве, ...
МЕЛИХОВО
Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье А.П. Чехова и ускорила покупку имения под Москвой. В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии, была в запущенном состоянии, но обошлась Чехову относительно недорого. Так, в марте месяце семья, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово. Первое время с ними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Чехов говорил: «У всех Чеховых есть одно свойство: их, как говорится, «слушаются» растения и цветы,- «хоть палку воткни, вырастет». Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник — лаконичную летопись мелиховской жизни, отражающей состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.
Мелиховский период — это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.
Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы: О.Л. Книппер, Т. Л. Щепкина — Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.
Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бываете редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях, официальных обедах и т.п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс в творческих кругах. В 1895 году Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомится с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто
Ничто не проходит бесследно…» (по повести Чехова «Моя жизнь»)
... начало в «Моей жизни», ничем не заслоняемое. Время как основной признак человеческого существования выходит у Чехова на первый план, поскольку оно ... был бы высвечен и исследован. Чехов оставляет вне повествования эволюцию героя, тем самым не придавая ей никакого значения. У ... в зрелом искусстве Чехова взаимозависимы. Незначительно в конечном счете то, что временно, что проходит, не будучи вовлечено в ...
В Мелихово, несмотря на бесконечный хоровод гостей, кстати говоря, навсегда желанных и тактичных, Чехов постоянно пишет. В 1894 году он выстроил небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел, мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 году на сцене петербургского Александрийского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 году «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.
Вообще же, в мелиховский период (1992 — 1998 г.г.) созданы: «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.
ЯЛТА
В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известным скульптором М.М. Антокольским. Чехов убеждает Антокольского создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог.
В мае 1898 года Чехов возвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем едет в Ялту. Там Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. В октябре Чехов узнаёт о смерти отца. Он пишет сестре: «…Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас… Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни». В Ялте Чехов начинает строительство дома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача. (Чеховский сад) Чехов с упоением занимался благоустройством участка, сажал деревья. Зима 1899 года в Крыму была чрезвычайно суровой, со снегом, морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время с успехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь. Весной он едет в Москву, затем в Мелихово. Но, в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелихове продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту. Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.
А. П. Чехов – несравненный художник жизни
... Пропащая моя жизнь, – заключает мальчик,- хуже собаки всякой…” Сочинение письма перемежается светлыми воспоминаниями Ваньки о жизни с дедом ... быть внимательными к ним. Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на ... избегающий прямых авторских высказываний в своих произведениях, Чехов на этот раз посчитал уместным в короткой реплике ...
В конце 1890-х, начале 1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это — жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности. По этому поводу к Чехову в Ялту приезжает В.Г.Короленко, с которым его связывали давние дружеские отношения.
ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА
Весной 1900 года в Крым приезжает на гастроли Московский Художественный театр. Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме на Аутке начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых — вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается в Москву. Но уже в июле Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался, снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, и за это время определяется их дальнейшая совместная жизнь.
Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находится в Ницце, на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс — считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но, несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю, слабость и вялость душевных движений», — сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.).
Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура + 12 и редко бывает + 13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер — это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов — его главный автор, а Книппер — исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Герои писем — Горький, Бунин, Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин, Комиссаржевская, Мейерхольд и другие известные личности. Иногда Чехов наведывался в Москву.
В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» — это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои
15 июля (1-го по ст. стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.
2 Переводы Чехова за рубежом
В США творчество Чехова стало известным в 1890-х, когда в американских журналах впервые появились его рассказы в переводе Изабелл Хэпгуд. В 1916-1922 вышло в свет 13-томное собрание сочинений Чехова в переводе Констанс Гарнет (Constance Garnet), считавшей чеховский русский язык «великолепным». В числе больших поклонников творчества Чехова были Т. Драйзер, Ш. Андерсон (Sherwood Anderson), Т.С. Эллиот (T.S. Elliott), Ф.С. Фицджералд (Francis Scott Key Fitzgerald), Т. Вулф (Thomas Wolfe), Э. Хемингуэй (E. Hemingway) , У. Сароян (William Saroyan), У. Фолкнер (William Faulkner), Дж.К.Оутс (Joyce Carol Oates), Теннесси Уильямс (Tennessee Williams), Артур Миллер (Arthur Miller).
Американский драматург Юджин О’Нил (Eugene O’Neill) считал, что Чехову принадлежат самые совершенные пьесы без интриг.
Среди произведений — рассказы, повести, пьесы, водевили, публицистика: «Сказки Мельпомены» (1884, сборник рассказов), «Пестрые рассказы» (1886), «Степь» (1888, повесть), «Именины» (1888), «Припадок» (1889), «Детвора» (1889, сборник рассказов), «Скучная история» (1889), «В сумерках» (1887, сборник рассказов, отмечен в 1888 половиной Пушкинской премии АН), «Невинные речи» (1887, сборник рассказов), «Иванов» (1887-1889, пьеса), «Рассказы» (1888), «Свадьба» (1889, пьеса), «Леший» (1889, позднее переделана в пьесу «Дядя Ваня»), «Хмурые люди» (1890, сборник рассказов), «Дуэль», (1891), водевили «Медведь», «Предложение», «Юбилей», «Палата № 6» (1892, повесть), «Остров Сахалин» (1893-1894), «Черный монах» (1894), «Студент» (1894), «Бабье царство» (1894), «Три года» (1895, повесть), «Дом с мезонином» (1896, повесть), «Моя жизнь» (1896, повесть), «Чайка» (1896, пьеса), «Дядя Ваня» (1897, пьеса), «Человек в футляре» (1898), «Крыжовник» (1898), «О любви» (1898), «Ионыч» (1898), «Случай из практики» (1898), «Дама с собачкой» (1899), «Невеста» (1899), «Новая дача» (1899), «По делам службы» (1899), «В овраге» (1900), «Три сестры» (1900-1901, пьеса отмечена Грибоедовской премией), «Архиерей» (1902), «Вишневый сад» (1903-1904, пьеса), «Невеста» (1903).
3 Воспоминание современников А.П. Чехова
Чехова упрекали в беспринципности, ибо он не принадлежал ни к какой партии и превыше всего ставил творческую свободу. «Главное, невидимо действующее лицо в чеховских пьесах, как и во многих других его произведениях, — беспощадно уходящее время», — так точно отмечает современник писателя. Кому же, как не им, дать слово, вспоминая Чехова?
И.Е. Репин:
Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души.»
В.А. Гиляровский:
<…>Дед Антона Павловича, Егор Михайлович Чех, принадлежал к крепостным знаменитого донца графа Платова. Почему прозвание его было Чех, так и осталось неизвестным. Он жил и работал в степных слободах Крепкой и Княжой, заработал достаточно денег, чтобы выкупиться на волю, что и сделал. Дети у него были уже свободны, три сына, — Михаил, Павел и Митрофан.
Михаил, старший, был отцом отдан в ученье в переплетчики в Калугу, где скоро получил известность как лучший мастер. Он назывался не Чехов, а Чохов. Своему отцу он прислал подарок — весьма сложно сделанную шкатулку со следующей надписью: «Примите, дражайший родитель, плод усердного труда моего». Шкатулкой этой очень дорожил Антон Павлович.
Митрофан Егорович открыл бакалейную торговлю в /124/ Таганроге. После него остались два сына: Владимир, учительствовавший в Таганроге, и Егор, служивший в Русском обществе пароходства и торговли. Это был любимец Антона Павловича, который звал его «Жоржик». Я бывал в Ялте у Антона Павловича, встречал у него Егора Митрофановича.
Павел Егорович, отец Антона Павловича, начал свою молодость трудной работой прасола. Он гонял скот — и красный калмыцкий, и серый украинский – в Москву, в Харьков и другие большие города. Во время путешествия с гуртами, где верхом, где пешком, он попал в Шую и там высмотрел себе невесту. Это и была Евгения Яковлевна. Она урожденная Морозова, дочь купца.
Женившись, Павел Егорович задумал переменить полную приключений кочевую жизнь прасола на оседлую и открыл в Таганроге, по примеру брата, колониальную лавочку.
Дети Михаила Чохова все были коммерсанты.
Дети Павла Егоровича: покойный Николай был весьма талантливый художник, Антон, Александр и Михаил — писатели, Иван — учитель, Мария — художница-пейзажистка. Павел Егорович, став коммерческим человеком, все-таки не утратил той поэтической жилки, которую заставила забиться в груди его степная прасольская жизнь.
Много раз я беседовал с Павлом Егоровичем. Холодный, расчетливый практик исчезал, и предо мной вставал совершенно другой человек, полный поэзии, когда разговор переходил на степь, на привольную жизнь, на табуны, на казачество. Молодел и изменялся Павел Егорович…
Видно, что поэзия степной жизни, глубоко вкоренившаяся в юности, и любовь к степи, переданная сыну, таились в душе его и, хотя изредка, все-таки пробивались сквозь толстую, наносную, многолетнюю кору практической жизни и борьбы с нуждой.
На родной сестре Евгении Яковлевны, Федосье Яковлевне, был женат друг и товарищ Павла Егоровича А.Б. Долженко, начавший свою деятельность такими же степными путешествиями по России за скупкой холста и разных крестьянских изделий. Бывали оба они в Шуе и женились на родных сестрах. А.Б. Долженко потом завел мануфактурную торговлю в Таганроге, был большой любитель духовного пения и на этом сошелся с Павлом Егоровичем. Сначала они пели в греческом монастыре, потом во Дворце, в походной церкви и в соборе. Павел Егорович обучал хор под скрипку и был регентом.
Это давало почетное положение в городе, а хор его приезжали слушать даже из Ростова и других городов.
В хоре пели все дети Чеховы и сын А.Б. Долженко, Алексей, до настоящего времени один из друзей семьи Чехова, сверстник младших. Александр Павлович, старший, пел сначала дискантом, потом басом, Николай, хороший скрипач, помогал отцу и особенно, много пел, что отразилось на его здоровье и, возможно, послужило причиной его болезни; Антон пел альтом.
Семья жила очень дружно. Антон Павлович был смирнее всех. У него была очень большая голова, и его звали Бомбой, за что он сердился. Любимым занятием Антона было составление коллекций насекомых и игра в торговлю, причем он еще ребенком мастерски считал на счетах. Все думали, что из него выйдет коммерсант.
В том, что Антон Павлович сделался писателем, мы многим обязаны его матери, Евгении Яковлевне, а также и тому, что коммерческие дела отца его в Таганроге шли плохо. Старшие дети учились, Александр был уже в четвертом классе гимназии, когда приспело время отдавать учиться Антона<…>
- Когда Антон был в четвертом классе, а Александр в восьмом, отец открыл новую лавку около вокзала, надеясь на наплыв публики.
И время каникул у обоих прошло в лавке. Единственным отдыхом было посидеть вечером на крылечке и послушать отдаленную музыку, доносившуюся из городского сада.
Покупатели были большей частью беднота, а торговцы-гимназисты обладали добрым сердцем, и в результате вместо барыша оказался убыток. Лавка была закрыта.
Антон снова очутился в гимназии. Николай и Александр были отправлены в столицу, первый — в Московское училище живописи и ваяния, второй — в университет.
Торговые дела Павла Егоровича шли все хуже. А тут еще домовладелец Моисеев плату за квартиру и лавку с четырехсот рублей в год возвысил до восьмисот. Это была последняя капля — и Чеховы, закрыв торговлю, переселились в Москву.
Здесь начали учиться младшие дети, Мария и Михаил, а вскоре приехал из Таганрога доучившийся там, в гимназии Антон и поступил в университет, а затем стал сотрудничать в юмористических журналах».
К.С. Станиславский:
<…>На постановку его «Чайки» он, ни за что не соглашался. После неуспеха ее в С.-Петербурге{373} это было его больное, а, следовательно, и любимое детище.
Тем не менее, в августе 1898 года «Чайка» была включена в репертуар{373}. Не знаю, каким образом. Вл.И.Немирович-Данченко уладил это дело.
Я уехал в Харьковскую губернию писать mise en scene.
Это была трудная задача, так как, к стыду своему, я не понимал пьесы. И только во время работы, незаметно для себя, я вжился и бессознательно полюбил ее. Таково свойство чеховских пьес. Поддавшись обаянию, хочется вдыхать их аромат…
<…> Публики было мало.
Как шел первый акт — не знаю. Помню только, что от всех актеров пахло валериановыми каплями. Помню, что мне было страшно сидеть в темноте и спиной к публике во время монолога Заречной и что я незаметно придерживал ногу, которая нервно тряслась.
Казалось, что мы проваливались. Занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике.
Гробовая тишина.
Из кулис тянулись головы мастеров и тоже прислушивались.
Молчание.
Кто-то заплакал. Книппер подавляла истерическое рыдание. Мы, молча, двинулись за кулисы.
В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Бросились давать занавес.
Говорят, что мы стояли на сцене вполоборота к публике, что у нас были страшные лица, что никто не догадался поклониться в сторону залы и что кто-то из нас даже сидел. Очевидно, мы не отдавали себе отчета в происходившем.
В публике успех был огромный, а на сцене была настоящая пасха. Целовались все, не исключая посторонних, которые ворвались за кулисы. Кто-то валялся в истерике. Многие, и я в том числе, от радости и возбуждения танцевали дикий танец.
В конце вечера публика потребовала посылки телеграммы автору.
С этого вечера между всеми нами и Антоном Павловичем установились почти родственные отношения…
<…> Не думайте, чтоб после успеха «Чайки» и нескольких лет его отсутствия наша встреча была трогательна. А.П. сильнее обыкновенного пожал мне руку, мило улыбнулся — и только. Он не любил экспансивности. Я же чувствовал в ней потребность, так как сделался восторженным поклонником его таланта. Мне было уже трудно относиться к нему просто, как раньше, и я чувствовал себя маленьким в присутствии знаменитости. Мне хотелось быть больше и умнее, чем меня создал бог, и потому я выбирал слова, старался говорить о важном и очень напоминал психопатку в присутствии кумира. Антон Павлович заметил это и конфузился. И много лет после я не мог установить простых отношений, а ведь только их А.П. и искал со всеми людьми».
В. И. Немирович-Данченко:
Первый: Чехов «многообещающий». Пишет бесконечное количество рассказов, маленьких, часто крошечных, преимущественно в юмористических журналах и в громадном большинстве за подписью «А.Чехонте». Сколько их он написал? Много лет спустя, когда Чехов продал все свои сочинения и отбирал, что стоит издавать и что нет, я спросил его, — он сказал: «Около тысячи».
Все это были анекдоты с великолепной выдумкой, остроумной, меткой, характерной.
Но он уже переходит к рассказам крупным.
Любит компанию, любит больше слушать, чем говорить. Ни малейшего самомнения. Его считают «бесспорно, талантливым», но кому тогда могло бы прийти в голову, что это имя попадет в число русских классиков!
Второй портрет: Чехов, уже признанный «одним из самых талантливых». Его книжка рассказов «Сумерки» получила полную академическую премию, пишет меньше, сдержаннее; о каждой его новой повести уже говорят; он желанный во всякой редакции. Но вождь тогдашней молодежи Михайловский не перестает подчеркивать, что Чехов — писатель безыдейный, и это влияет, как-то задерживает громкое и единодушное признание.
А между тем Лев Толстой говорит:
«Вот писатель, о котором и поговорить приятно».
А старик Григорович, один из так называемых «корифеев» русской литературы, идет еще дальше. Когда при нем начали сравнивать с Чеховым одного малодаровитого, но очень «идейного» писателя, Григорович сказал:
- Да он недостоин поцеловать след той блохи, которая укусит Чехова.
А о рассказе «Холодная кровь» он сказал, правда, почти шепотом, как что-то еще очень дерзкое:
- Поместите этот рассказ на одну полку с Гоголем, — и сам прибавил: — Вот как далеко я иду.
Другой такой же корифей русской литературы, Боборыкин, говорит, что доставляет себе такое удовольствие: каждый день непременно читать по одному рассказу Чехова.
В этот период Чехов в самой гуще столичного водоворота, в писательских, артистических и художественных кружках, то в Москве, то в Петербурге; любит сборища, остроумные беседы, театральные кулисы; ездит много по России и за границу; жизнелюбив, по-прежнему скромен и по-прежнему больше слушает и наблюдает, чем говорит сам. Слава его непрестанно растет.
Третий портрет: Чехов в Художественном театре.
<…>Главное в этом периоде: Чехов-драматург, Чехов — создатель нового театра. Он почти заслоняет себя как беллетриста. Популярность его ширится, образ его приобретает через театр новое обаяние. Он становится самым любимым, песня об его безыдейности замирает. Его имя уступает только еще живущему среди нас и неустанно работающему великому Толстому.
Но вместе с тем как растет его слава, приближается и его жизненный конец. Каждую новую вещь его читатель встречает уже не с обычной читательской беспечностью, а с какой-то нежной благодарностью, с сознанием, что здесь отдаются догорающие силы.
Три портрета на протяжении восемнадцати лет. Чехов умер сорока четырех, в 1904-м».
И. А. Бунин:
- <…>Я познакомился с ним в Москве, в конце девяносто пятого года. Мне запомнилось несколько характерных фраз его.
- Вы много пишете? — спросил он меня как-то.
Я ответил, что мало.
- Напрасно, — почти угрюмо сказал он своим низким, грудным голосом. — Нужно, знаете, работать… Не покладая рук… всю жизнь.
И, помолчав, без видимой связи прибавил:
- По-моему, написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец. Тут мы, беллетристы, больше всего врем… И короче, как можно короче надо писать.
<…> В Москве я видел человека средних лет, высокого, стройного, легкого в движениях; встретил он меня приветливо, но так просто, что я принял эту простоту за холодность. В Ялте я нашел его сильно изменившимся: он похудел, потемнел в лице, двигался медленнее, голос его звучал глуше. Но, в общем, он был почти тот же, что в Москве: приветлив, но сдержан, говорил довольно оживленно, но еще более просто и кратко и во время разговора все думал о чем-то своем, предоставляя собеседнику самому улавливать переходы в скрытом течении своих мыслей, и все глядел на море сквозь стекла пенсне, слегка приподняв лицо.
<…> Наедине со мной он часто смеялся своим заразительным смехом, любил шутить, выдумывать разные разности, нелепые прозвища; как только ему хоть немного становилось лучше, он был неистощим на все на это. Любил разговоры о литературе. Говоря о ней, часто восхищался Мопассаном, Толстым. Особенно часто он говорил именно о них да еще о «Тамани» Лермонтова.
- Не могу понять, — говорил он, — как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!
Часто говорил:
— Никому не следует читать своих вещей до напечатания. Никогда не следует слушать ничьих советов. Ошибся, соврал — пусть и ошибка будет принадлежать только тебе. В работе надо быть смелым. Есть большие собаки, и есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять — и лаять тем голосом, какой Господь Бог дал.
Почти про всех умерших писателей говорят, что они радовались чужому успеху, что они были чужды самолюбия. Но он действительно радовался всякому таланту, и не мог не радоваться: слово «бездарность» было, кажется, высшей бранью в его устах. К своим собственным литературным успехам он относился с затаенной горечью.
- Да, Антон Павлович, вот скоро и юбилей ваш будем праздновать!
— Знаю-с я эти юбилеи! Бранят человека двадцать пять лет на все корки, а потом дарят ему гусиное перо из алюминия и целый день несут над ним, со слезами и поцелуями, восторженную ахинею!»
3 А.П. Чехов: коротко о главном. (Афоризмы)
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни.
Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество, или еще хуже того…
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.
Льстят тем, кого боятся.
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
Богатые люди имеют всегда около себя приживалов; науки и искусства тоже. Кажется, нет на свете такого искусства или науки, которые были бы свободны от присутствия «инородных тел»…
Писатель должен много писать, но не должен спешить…
Настоящий писатель — это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
Русский суровый климат располагает к лежанью на печке, к небрежности в туалете.
Ехать с женой в Париж, все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
Все бледнеет перед книгами.
Говорят, в конце концов, правда восторжествует, но это неправда.
Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
4 Хронология жизни и творчества
1860, 17(29) января. В Таганроге родился Антон Павлович Чехов.
1869 -1879. Учеба в гимназии.
1877. Первое посещение Москвы.
1877 — 1878. «Пьеса без названия» («Безотцовщина»)
1879. Поступил на медицинский факультет Московского университета.
1880, 9 марта. Первая публикация Чехова «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху «(еженедельник «Стрекоза»).
1884. июнь. Окончание медицинского факультета Московского университета. Выход в свет сборника «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте.»
1885, декабрь. Первая поездка в Петербург. Знакомство с А.С. Сувориным (издателем газеты «Новое время»).
1886, 15 февраля. Напечатан первый рассказ Чехова в газете «Новое время» — «Панихида».
1886. Вышла книга «Пестрые рассказы».
1886, 27 августа. Переезд в дом на Садово-Кудринской улице.
1887, август — сент. Вышли книги «В сумерках. Очерки и рассказы», «Невинные речи».
1887, 19 ноября. Премьера комедии «Иванов» в московском театре Ф.А.Корша.
1888, март. В журнале «Северный вестник» опубликована повесть «Степь».
1888, май — июнь. Вышла книга «Рассказы».
1888, 7 октября. Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1889, 31 января. Первое представление пьесы «Иванов» на сцене Александринского театра.
1889, 2 июля. После смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем в Ялту.
1890, конец марта. Вышел сборник «Хмурые люди».
1890, 21 апреля. Отъезд на Сахалин.
1890, 11 июля — 13 сент. Пребывание на Сахалине.
1890, 16 окт. — 1 дек. Возвращение морем — из Владивостока, через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь в Одессу.
1891, март — апрель. Поездка в Европу (посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа).
1891, дек.- 1892, февр. Помощь голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний.
1892, 4 марта. Переезд в Мелихово.
1892, лето. Лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.
1893, июнь — июль. Закончена книга «Остров Сахалин».
1894, 14 сентября. Поездка в Европу (Вена, Триест, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж).
1895, 8 — 9 августа. Чехов в Ясной Поляне. Чтение Л.Н.Толстым вслух глав романа «Воскресение».
1895, октябрь — ноябрь. Работа над пьесой «Чайка».
1895, 14 декабря. Знакомство с И.А. Буниным.
1896, июнь. Чехов начал постройку колокольни в Мелихове.
1896, 17 октября. Первое представление «Чайки» в Александринском театре.
1897, янв. — начало февр. Участие в переписи населения Бавыкинской волости Серпуховского уезда.
1897, февраль — июль. Строительство школы в Новоселках.
1897, 22 марта — 10 апр. Сильное легочное кровотечение.
1897, 6 мая. Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения.
1897, 1 сентября. Поездка в Европу (Париж, Биарицц).
1897, 31 октября. Чехов избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых.
1898, лето. Работа над трилогией — «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
1898, июль — август. Постройка в Мелихове земской школы.
1898, сентябрь. Знакомство с О.Л.Книппер .
1898, 12 октября. В Москве после операции умер Павел Егорович Чехов, отец писателя.
1898, октября. Покупка земельного участка в Аутке (пригород Ялты) для постройки дачи.
1898, ноябрь — декабрь. Сбор пожертвований для голодающих детей Самарской губернии.
1898, 17 декабря. Премьера «Чайки» в Московском Художественном театре.
1899, 17 января. Заключение договора с книгоиздательством А.Ф.Маркса об издании собрания сочинений А.П.Чехова.
1899, 19 марта. Знакомство с М. Горьким .
1899, ноябрь — декабрь. Помощь в постройке Мухалатской школы и сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных.
1899, 6 декабря. Пожалован орденом св. Станислава третьей степени «за отличное усердие в делах народного просвещения».
1899, декабрь. Вышел первый том собрания сочинений Чехова в издательстве А.Ф.Маркса.
1900, 8 января. Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
1900, 11 декабря. Поездка в Европу (Ницца, Пиза, Флоренция, Рим).
1901, 31 января. Премьера пьесы «Три сестры» в Художественном театре.
1901, 25 мая. Венчание в Москве с О.Л.Книппер.
1902, 25 августа. Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.
1903, начало декабря. Публикация последнего рассказа «Невеста».
1904, 17 января. Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре.
1904, 3 июня. Чехов с женой уехал в Баденвейлер.
1904, 2 (15) июля. В три часа ночи Чехов скончался.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переходя к заключительной части нашей работы, нужно сказать, что жизнь А.П.Чехова, подобно его произведениям, была сравнительно коротка и очень насыщена.
Провинциальный мальчик, проводивший томительные часы за конторкой отца в бакалейной лавке, рано узнавший вкус хлеба, купленного за гроши, вырученные репетиторством, прошел стремительный путь, став человеком высокой духовной культуры, выдающимся представителем русской демократической интеллигенции, художником мирового значения.
В профессиональную среду русских литераторов Чехов вошел как равный в первые же годы сотрудничества в юмористических журналах. Первые четыре года литературной деятельности совпали с учением на медицинском факультете. При всей серьезности отношения Чехова к писательскому труду, он и к медицинскому образованию относился серьезно.
Масштабы общественной деятельности Чехова и внимание, которое он ей уделял, заставляют изумляться: поездка на Сахалин, помощь голодающим, работа врачом во время холеры и многое другое. Отнимая у Чехова-художника драгоценное время, отмеренное судьбой, общественная работа почти никогда не была ему тягостна.
Не удивительно, что Чехов писал только о жизни современной ему России. Он не искал предметов для вдохновения ни в глубине веков, ни в природе и обычаях других стран. Произведения Чехова, сравнительно небольшие по объему, насыщены мыслью, нравственным содержанием и художественно совершенны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/chehov/
1.Бурдина И.Ю.Чехов в школе: Книга для учителя. М.:Дрофа,2002.
2.Громов М.П. Чехов. М.,1993.
3.Переписка А.П.Чехова. В 2-х т.М.: Худож. лит.,1984.
4. Чехов. Документы. Фотографии. М.:Советская Россия,1984.
5.Чехов в воспоминаниях современников. М.: Худож. литература,1960.
6.Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение,1987.