«Музыка революции» и «какофония бунта»
События октября 1917 года Иван Алексеевич Бунин вместе со своей супругой Верой Николаевной встретил в Москве. Дневник, который писатель вел в 1918-1929-х годах, в последующем стал основой для произведения «Окаянные дни», которое исследователи назвали значимым документом переломного времени. Принимать советскую власть Бунин категорически отказался. В своих записях он полемизировал с поэмой «Двенадцать», написанной в 1918 году Блоком. По словам Игоря Сухих, известного литературоведа, в те дни «Блок услышал музыку революции, Бунин – какофонию бунта».
Писатель отлично знал деревенскую жизнь и в деталях, и в ее психологической и социальной сути. Бунин даже упрекал одного из критиков в том, что тот не в состоянии отличить пшеницу от ржи. Он также возражал Чехову, что в имениях дворянства никогда не было сплошь вишневых садов, и они не росли вблизи домов. Поэтому автор жестоких повестей «Суходол» и «Деревня» не мог воспринимать с энтузиазмом ни Первую мировую войну, ни Февральскую революцию, ни Октябрьскую.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Революция и Бунин: «Окаянные дни» 410 руб.
- Реферат Революция и Бунин: «Окаянные дни» 250 руб.
- Контрольная работа Революция и Бунин: «Окаянные дни» 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
22 октября 1917 года в своем дневнике Бунин писал: «Радость жизни убита войной, революцией».
Иван Алексеевич оказался среди самых непримиримых, самых яростных противников революции. Книга «Окаянные дни» стала одним из важных документов той эпохи. Произведение было опубликовано за границей. Книга при советской власти не печаталась, упоминания о ней были исключительно в негативном контексте. Впервые в СССР произведение появилось в 1989 году, накануне развала государства, возникшего в результате революции 1917 года.
Реалист Бунин и символист Блок во взгляде на революцию оказались и эстетическими, и идейными антиподами. Бунин пишет:
Блок слышит Россию и революцию, как ветер… О, словоблуды! Реки крови, море слез, а им все нипочем.
В революции Блок видел стихийное простодушное творчество восставшего народа. А Бунин – повальное сумасшествие и кровавое безумие, вдохновляемое новой властью. Он пишет о том, что революция – это кровавая игра в перемену местами, и такая игра неизбежно заканчивается тем, что народ, даже если сумел на некоторое время занять господское место, попировать и побушевать на нем, все равно в результате попадет из огня да в полымя. Бунин говорит, что издевательская вывеска «Свобода, равенство, братство, социализм, коммунизм!» была сознательно придумана наиболее хитрыми и умными главарями, и еще долгое время она будет висеть – до тех пор, пока они не усядутся крепко на шею народа.
Окаянные дни анализ произведения. Иван Бунин “Окаянные дни” (1926)
... Ивана Бунина «Окаянные дни» представляет собой собрание дневниковых записей автора, которые демонстрируют его отношение к изменениям в России во время Русской революции ... на распутье перед трудным выбором. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Окаянные дни Популярные сегодня темы ... осуждает. Если А. Блок и В. Маяковский восприняли революцию с восторгом, то и. Бунин тут же осуждает их. ...
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Блок был в ожидании грядущей чистой, справедливой, прекрасной, веселой жизни. Бунин же оплакивал жизнь прошлую, на которую лишь недавно он смотрел беспощадным, трезвым взглядом, как прекрасную и счастливую, как земной русский рай, как утраченный Эдем.
О произошедшем перевороте Блок написал символическую поэму, а Бунин впервые обратился к публицистике, отбросив в сторону художество. В своих статьях он поражал читателя множеством резких оценок и обилием шокирующих деталей.
И наконец, Блок остался в России. Бунин же в 1920 году эмигрировал навсегда. Всю оставшуюся жизнь писатель провел во Франции.
Презентация по истории на тему: «И. Бунин и русская революция 1917 года» , Описание слайда:
100-летие. Революция глазами Бунина 2
Ещё один пример: в московском зоологическом саду писатель наблюдал, как сторож приманивал кормом плавающую птицу и давил каблуками головы уткам, бил сапогом лебедя. Грянула революция, и народ-«богоносец» сотворил такое «бескровное чудо», перед которым померкли все чудеса, сотворённые во хмелю. «Нет, не прошла ещё древняя Русь!» — восклицает потрясённый академик. Случилось то, что должно было случиться в стране полудикой, полуазиатской — случился большевизм. Нельзя не отдать должное уму и чутью Бунина, он, в отличие от многих современников да и потомков, разглядел в большевиках не немецких агентов и предателей родины, а органическое порождение русской истории, кровавое детище тёмных, забитых и неуправляемых низов. Тех, кто даже не понимал смысла произносимых слов. Сидит дезертир возле избы, курит и напевает: «Ночь темна, как две минуты (вместо «лови минуты»).
— «Что за чушь! Какие две минуты?» — «Я верно пою: как две минуты», — настаивает солдат. В саду караульщик передаёт слух, что где-то возле Волги упала из облаков «кобыла в 20 вёрст длиною». И росла эта чепуха, дурь, невнятица до тех пор, пока не превратилась в злую и непроглядную тьму.
Да, всё так, «только в России можно дерзнуть на бесстыдство планетарное, на глупость, повергающую в столбняк». Ведь дети, обезьяны, дикари переимчивы. Разврат, пьянство, безделье, нервическое взвинчивание — это родимые пятна русской натуры, они-то и сделали революцию ужасной смесью кровопускания и нелепостей. «Распоясаться до такой степени всё-таки можно только в России. И остаться безнаказанным за самое чудовищное преступление тоже легче всего в России», — убеждён Бунин и снова прав. Через 70 лет русская революция повторилась с теми же самозванцами, подонками, грабежами и безобразиями, лишь оформленными в рамку «законности»: политическая анархия конца 80-начала 90-х гг., распад СССР, малая гражданская война, расстрел Белого дома, национальный сепаратизм, разграбление промышленности и сельского хозяйства, моральная и культурная деградация, фиктивная приватизация, безработица, всплеск бытовой и организованной уголовщины, декоративная Конституция и произвол властей, вымирание населения, продовольственный и коммунальный кризис… Вам мало? Бунину писали из красной России: «Новая Россия страшна. Много холодных убийц. Много спекулянтов, дельцов, хулиганов, головорезов…»
И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики
... природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество. У Ивана Алексеевича жизнь человека всегда показана в контексте природы. Поэт ... темы, окрашенные лирическим воспеванием русской природы. Последние годы жизни, великий русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин провел во Франции. Тоска по родимому краю отчетливо ...
Много, много душераздирающей правды увидел и описал наблюдательный и зоркий писатель в своих статьях и заметках. Диагноз поставлен верный: вопиющая отсталость страны и её народа, тяжёлая наследственность. Прозрение, недовольство народом доходят у Бунина до крайностей. Описывая анархизм, разнузданность солдатских масс, деревенского населения, он неожиданно для самого себя делается большевиком, ибо принимает логику ленинцев. Вот запись из дневника 1917: «А как, в сущности, не терпят власти, принуждения! Попробуй-ка введи обязательное обучение! С револьвером у виска надо ими править! Злой народ! Участвовать в общественной жизни, в управлении государством — не могут, не хотят за всю историю». Вдаваться в причины темноты и грубости простого народа писатель не хочет, он лишь констатирует то, что видит и слышит. А если бы подверг виденное анализу, вдумался, то нашёл бы и оправдание. Что хорошего видел народ от своей власти на протяжении веков? Кто не давал ему «участвовать в общественной жизни»? А когда всё же допустили, то всячески мешали, ограничивали и вытесняли. Почему злые чувства захлестнули город и деревню? Ответов Бунин не даёт, он — наблюдатель. Когда большевики взяли власть и удержали «с револьвером у виска», Бунин забыл о своих пожеланиях и проклял большевиков. Его личная свобода была ущемлена, и он отказался признать «револьверную» власть, бежал из страны.
Анализ 2
Рассказ Ивана Бунина «Окаянные дни» представляет собой собрание дневниковых записей автора, которые демонстрируют его отношение к изменениям в России во время Русской революции 1917 года. Заметки автора содержат больше конкретные факты, нежели его личное мнение по отношению к происходящему в стране. Однако, по описаниям ситуаций, встречающихся ему и мнений людей, можно точно дать характеристику всему, что происходило в стране, и, ненароком, понять не одобряющее и не согласное с происходящими переменами отношение самого автора к ситуации в стране.
Людям, выросшим в статусе барина в России, было очень сложно смириться с тем, что все теперь, после Революции, равны. Ведь всегда все кланялись и слова лишнего сказать боялись, а теперь, ишь, распоясались! А что сталось с теми, кто всегда был за традиционное представление России? Как получилось, что они изменили своим взглядам и перешли на сторону самозванцев? Эти, и многие другие вопросы, как бы прописаны между строк произведения, в котором автор задает их людям своего поколения.
Роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева» в контексте биографии писателя
... романа «Жизнь Арсеньева» с фактами биографии автора этого произведения, которые изложены в «Автобиографических заметках» (Париж, 1950) Ивана Бунина [13] и в построенной на архивных материалах книге Веры Муромцевой-Буниной «Жизнь Бунина» ... по странам Востока сборников рассказов «Чаша жизни», «Тень птицы» (1914-1915). Революцию Иван Бунин не принял, в январе 1920 года уехал из Одессы в Константинополь, ...
В восстановленных по памяти заметках о прошедших днях, Бунин демонстрирует иллюстрации серого и незавидного будущего страны, которое грозит ей благодаря произошедшим в государстве изменениям, принесшим только разруху, неорганизованность и безнравственность. Автор грустит по ушедшей молодости, в которой была еще живая и полная ярких красок Россия. А с исчезновением всего, что было до революции, как утверждает Бунин, исчез и всемирный лад жизни. Все изменилось, но только в худшую сторону.
В целом, рассказ очень пессимистичен и вгоняет в тоску по былым временам. С каждой сточкой и описанием каждого нового дня, читатель все больше и больше погружается в грусть и сожаление об утраченном. В описании своего посещения «осиротевшего» Одесского порта, автор как бы возвращается в то время, когда уезжал отсюда в свадебное путешествие в Палестину. Уже ничто не будет прежним, и Бунин это знает. Ностальгия по тому, что ушло, очень сильно влияет на его состояние и заставляет, находясь даже за сотни километров от дома, грустить о прошлом.