Смена вкусов заметна на примере творчества первого архитектора Петербурга Д. Трезини, создателя стиля «Петровское барокко»: от строгих и лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости.
Отличительные черты «Петровского барокко»:
- «Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением.
- Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует выделения центра композиции. По оси здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал.
Особо представительные в градостроительном отношении здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, госпиталь) акцентируются башней. Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически — портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками.
- Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.
- Плоскостная трактовка пластического убора зданий. Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов.
- Многоцветная архитектура. Оштукатуренные кирпичные стены требовали покраски. Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки.
- Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам – «ушами».
- Сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов.
- Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.1
Д. Трезини — «первый архитектор Петербурга», создатель стиля «петровского барокко»
Трезини Доменико Андреа (Трезини Андрей Якимович) (ок. 1670–1734), архитектор, один из основоположников петровского барокко.
Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок. 1670г. в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А. Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении» (1703).
Русское барокко и классицизм
... Это обстоятельство ускорило переход от барокко к миру художественных образов классицизма, который надолго занял место ведущего стиля в культуре России. Мировоззренческие и художественные истоки русского классицизма. Эпоха Просвещения в России ...
В том же году приехал к месту строительства новой российской столицы через Архангельск. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам).
В 1704 обновлял поврежденные фортификации Нарвы. Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду – строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая – с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными атрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К. Оснера) – была в значительной своей части уже построена. В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле).
Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом
Трезини был первый иностранный зодчий, приехавший работать в Петербург (он прибыл сюда уже в 1706 г. из Копенгагена; где работал при дворе короля Фридриха IV).
Умелый профессионал, не отличавшийся дерзкой фантазией, но обладавший безошибочным вкусом, подчиненным трезвой рассудительности, он оказался хорошим исполнителем архитектурных идей, которые обуревали Петра I (в 1709 г. писал Трезини Петру о своей работе в Петропавловской крепости: «… я со всяким радением рад трудиться против чертежа вашего…»).
Вкусы и идеальные представления заказчика соединялись в композиции собора с тем, что шло от профессионального опыта архитектора, выступавшего исполнителем его «художественной воли».
Петербургское здание, однако, отнюдь не было повторением московского прообраза. Его общие очертания более динамичны, решительны и жестки, что подчеркивает и квадратное сечение башни, заменившее восьмигранник. Декор его скорее графичен, чем объемен. Уже ясно ощутим трезвый рационализм, утверждавшийся в архитектуре Петербурга петровского времени. Главным отступлением от традиции стал «латинский» интерьер собора, подчиненный продольной оси, с тремя нефами, перекрытыми сводами одинаковой высоты (заметим, однако, что такая его структура позволила наиболее простым и эффектным приемом связать горизонтальный объем и колокольню в динамичной композиции).
Место традиционных округлых апсид заняла прямоугольная пристройка, фасад которой, обращенный к главным воротам крепости, своим высоким барочным фронтоном как бы откликается на их архитектурную тему триумфальной арки. Соединение национальной традиции с иноземным, воспринимавшимся как новация, столь определенно намеченное в этом важнейшем монументальном здании молодой столицы, стало ключевым для характера архитектуры петровского Петербурга.
«Канцелярия городских дел», созданная для надзора над сооружением
Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века
... Петра I и его приемников в 18-ом и 19-ом веках из лесов и болот вырос величественный город дворцов, парков, проспектов и каналов. Санкт-Петербург ... архитектуры Петербурга XVIII века, их история., Петропавловская крепость Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, ... петровского времени, а также личные вещи Петра ... года, в 80-летнюю годовщину расстрела ...
Здания и целые комплексы по проектам швейцарского мастера возводились в ключевых точках Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м).
Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).
Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников — «гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Петро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М. Г. Земцов.
Основные работы:
- Крепостные ворота в Нарве (1705);
- Петровские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1717—1718);
- Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (1712-1733);
- Колокольня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (1712-1733);
- собор св. Петра и Павла;
- дворцы Петра I — Летний (1710-1714) и Зимний (не сохранился);
- здание 12 коллегий (1722-1733, университет);
- госпиталь на Выборгской стороне (перестроен);
- собственный дом на Университетской наб.;
- проект застройки Васильевского острова;
- проекты «образцовых» домов.
Умер Трезини в Петербурге 19 февраля (2 марта) 1734.2
Достижения «петровского барокко»
Основные памятники «петровского барокко», сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге:
- Летний дворец Петра I (Кутузовская наб. Летний сад) (1710 – 1716).
Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино
- Дворец Меньшикова (Васильевский остров Университетская наб.,15) (1710 – 1727).
7 стр., 3035 слов
Архитектура Петербурга
... архитектура Санкт-Петербурга выделяется яркими и контрастными красками. Цель настоящей работы: описать архитектуру Санкт-Петербурга. Задачи работы: 1. Описать памятники архитектуры Петербурга XVIII века; 2. Описать барокко в Петербурге ... барокко. В своей первой зрелой работе - Строгановском дворце - Растрелли ... сооружением Трезини. Рис.1. Петропавловская крепость Трезини ... деятельности Петра, которая ...
Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови
- Собор св. Петра и Павла (Заячий остров)(1712 – 1733).
Д. Трезини.
- Кикины палаты (Ставропольская ул., 9)(1714 – 1720)
- Петровские ворота Петропавловской крепости (Заячий остров) (1717 – 1718).
Д. Трезини, Н. Пино
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (наб. реки Монастырки,1) (1717 – 1725).
Д. Трезини
- Здание Кунсткамеры (Университетская наб., 3)(1718 – 1734).
Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.К. Киавери, М.Г. Земцов
- Здание Двенадцати коллегий (Университетская наб.,7) (1722 – 1742).
Д. Трезини, Л.Т. Швертфегер3
- Расцвет барокко в творчестве
Во времена императрицы Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл стиль барокко.
Крупнейшим мастером русского барокко петербургской школы был зодчий В.В. Растрелли, создавший такие памятники
Род Растрелли происходит из Флоренции. Дед будущего архитектора в 1670 году получил дворянский герб и очень этим гордился.
Отец Бартоломео Франческо, Карло Бартоломео был скульптором, работал в Риме, Париже. В 1715 году после смерти французского короля Людовика XIV Растрелли – отец понял, что будет трудно заработать на жизнь при новом государе, которому было всего 5 лет, и поэтому принял предложение работать в России. В том же году был подписан договор между «господином Иваном Лефортом,
советником в Париже службы Его Царского Величества Петра Первого», и «господином Растрелли Флоренским, кавалером Святого Иоанна Латеранского». В документе значилось, что «помянутый господин Растрелли обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном и учеником и работать в службе Его Царского Величества».
Таланту Растрелли младшего, который учился за границей (возможно в Италии) между 1725 и 1730 годами, русское искусство обязано
В 1730–1760 годах придворный архитектор, с 1771 года почетный вольный общник Академии Художеств.
К основным произведениям Растрелли относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России.
Барокко в архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга
... в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.) ,относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в ... В произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре целого, всегда индивидуального. Западное барокко, в ... Барталомео Растрелли ... МОСКОВСКОЕ БАРОККО: Процессы образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве ...
Крупнейший представитель русского барокко, Растрелли переосмыслил традиции европейского барокко под влиянием русской художественной культуры. Его постройки отличаются стремлением к пространственному размаху ансамбля, применением характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок, а также увлечением интенсивной расцветкой стен, обилием позолоты, растительных мотивов в декоре.
Особенностями внешней архитектуры зданий В.В. Растрелли, как, впрочем, и всего русского зодчества, являются протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на выступающие и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными антаблементами, украшение фасада скульптурами, позолоченным и белым лепным декором на цветном, чаще голубом, фоне стены. Для интерьеров зданий характерно наличие парадных залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.
Особенной выразительностью отличаются постройки Растрелли 1750 – 1760 годов. Пластика, рельефность архитектурных форм, сложный ритм размещения колоннад, пространственный размах сочетаются в них с четкостью объемов, ясностью силуэта, строгостью планов. Всё это видно в его творениях: Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе, дворец Воронцова и дворец Строганова в Петербурге.
В 1754 – 1762 годах Растрелли создал монументальный и величественный ансамбль Зимнего дворца, замечательное по грандиозности замысла и торжественной
Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырёхугольника с обширным внутренним двором. Фасады дворца разделены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного орденов. Эти колонны, объединяют второй парадный и третий этажи.