Культуротворческие технологии

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.).

В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.

Художественная самодеятельность — одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.) [19 c. 85].

На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счет талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного, городского, областного и даже Российского масштаба.

Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются – проведение общегородских праздников, массовых гуляний.

В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

Основные мероприятия, которые не обходятся без художественной самодеятельности – это: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты подростков, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери и многие другие.

В России каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество слепых не представляет своей жизни без художественной самодеятельности и имеет следующие коллективы:

1. Народный коллектив театр “Внутреннее зрение” — многократный лауреат смотров и конкурсов. В репертуаре театра более 10 спектаклей, в том числе: “Доходное место” А.Н. Островского, “Гарольд и Мод” К. Хиггинса, “Закат” И. Бабеля, “Оркестр” Ж. Ануя и др. В труппе театра более 30 человек и половина из них – люди с ослабленным зрением (инвалиды 1 и 2 группы).

9 стр., 4321 слов

Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества

... в сфере досуга. Цель курсовой работы - изучить сущность и специфику самодеятельного художественного творчества. Задачи: ознакомиться с историей возникновения и развития самодеятельности; выявить характерные черты любительского творчества, его особенности, сходство и ...

В 1997 году театр стал Лауреатом фестиваля профессиональных театров к 100-летию Федерико Гарсии Лорки, а в 2001 году – Лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров “Протеатр” [16 c. 87].

2. Народный театр звука “Русская рапсодия” возник на основе любительского оркестра русских народных инструментов Всероссийского общества слепых, творчество которого стало выходить за рамки деятельности привычного инструментального состава и достигло профессионального уровня. Одним из подтверждений тому является присвоение коллективу в 1998 г. звания “народный”. Стиль коллектива соединяет в себе традиции и современность. Наряду с народными мотивами звучат русская классика, авторские песни и романсы, эстрадные ритмы. Разнообразные по количеству инструментов ансамблевые составы способствуют мобильности, удовлетворяют вкусы любой аудитории.

3. Класс академического вокала. В репертуаре солистов класса – арии и романсы из опер русских и зарубежных авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт и др.), старинная музыка (Гендель, Глюк, Кариссими и др.), песни и ансамбли прошлых лет ( Хренников, Новиков, Дунаевский, Соловьев-Седой и др.), городской романс и народные песни (Русские, украинские, неаполитанские и т.д.).

4. Народный коллектив «Хор русской песни» приглашает всех, кто любит задушевные русские песни, частушки, плясовые и шуточные наигрыши. По составу коллектив смешанный, преобладают женские голоса. Пение основано на народной манере, что придает особые тембровые краски звучанию хора.

5. Ансамбль “Старинушка” исполняет фольклорные, народные, авторские и современные песни. Выступления этого небольшого мобильного коллектива очень нравятся публике.

6. Шоу-группа «Премьер» – молодежный коллектив, имеющий в своем репертуаре вокально-хореографические миниатюры, чтецкие и танцевальные номера, классические произведения, эстрадные песни, зачастую объединенные увлекательным сюжетом. Отличительные черты группы – совместное творчество и синтез жанров, поэтому участники могут проявить себя сразу в нескольких качествах: сценариста, исполнителя, постановщика номеров, создателя костюмов и реквизита. [8 c. 147]

Таким образом, технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры

В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные [14 c. 112].

1. Общие технологии представляют собой группу технологий ориентируемых на процессы, характерные для всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности».

20 стр., 9871 слов

Дом культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности

... субъекты культурно-досуговой деятельности и формы государственного регулирования. .Изучить особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. .Проанализировать социально-культурную среду агрогородка. .Провести ... моей курсовой работы являются "Закон о культуре в Республике Беларусь" и методическое издание Бухель С.Л. "Нормативно-правовые документы в деятельности ...

2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений».

3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».

4. Данная классификация построена по методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс.

Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке [7 с. 56]:

В предложенной классификации подразделяют функциональные технологии

  • технологии информационно- познавательной и просветительной деятельности;
  • технологии самодеятельного творчества;
  • креативно-оздоровительные технологии.

К дифференцированным технологиям исследователь относит:

  • методику организации досуга детей и подростков;
  • методику молодежного досуга;
  • методику семейного досуга;
  • методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста. [10 c. 69]

Подобная классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий

Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.

Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

15 стр., 7211 слов

Традиция социально-психологических романов в творчестве Сомерсета Моэма

... героями. Объектом исследования нашей работы является жизнь и творчество величайшего английского писателя Сомерсета Моэма. Предметом исследования становится традиция социально-психологического романа «Театр». Следовательно, целью исследования будет раскрытие сущности социальных ...

Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых.

Четвертая группа объединяет экологические, или природо- ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга.

Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.

По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп.

Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии.

Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии.

Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа.

Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные.

В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.

объединяет социально-

демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:

Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.

Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).

В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально- культурной деятельности и технологии общественных связей.

Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.

В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.

Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений — единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья.

Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.

К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся:

  • технологии изучения;
  • технологии сохранения;
  • технологии восстановления;
  • технологии освоения;
  • технологии использования культурных ценностей;
  • технологии использования культурного наследия современного общества;
  • технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.
  • различные виды творчески формирующих, развивающих технологий.
  • организация самодеятельного художественного, научно- технического, прикладного творчества и любительского движения;
  • развитие авторского творчества, авторских школ
  • повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.
  • возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности;
  • расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества;
  • активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д;
  • технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и фантастических аналогий;
  • мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления.
  • сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией;