Архетиктурные стили Уфы

2. Объекты архитектуры Республики Башкортостан

Памятники архитектуры — объекты строительного искусства, зодчества, являющиеся материальным свидетельством конкретной исторической эпохи, ее идеологии, архитектурно-строительной культуры и социально-экономических отношений в обществе9 . Они могут быть

отдельно стоящие здания, относящиеся к гражданской, культовой, военно-исторической архитектуре;

  • групповые сооружения (ансамбли, комплексы, города).

На территории республики насчитывается свыше 300 зарегистрированных памятников, представляющих архитектуру республики с середины 18 в.

Архитектурные сооружения предыдущих эпох почти не сохранились. В 1981 при Министерствеве культуры БАССР создана Специальная научно-реставрационная производственная мастерская, которой проведены реставрационные работы ряда зданий в Уфе:

Художественного музея им. Н.В.Нестерова,

Аксаковского народного дома,

Дома-музея М.Гафури,

Дома-музея С.Т.Аксакова,

Инородческой церкви в Бирске и др.

В 1990 при Министерстве культуры БАССР создан научно-производственный цех по охране и использованию памятников истории и культуры, целью которого является выявление, изучение и регистрация памятников архитектуры республики, подготовка базы для проведения реставрационных работ.

В архитектуре Башкортостана преломились все известные архитектурные стили. Наиболее известными памятниками архитектуры являются:

Верхоторский медеплавильный завод, один из старейших заводов на территории республики, уникальный образец промышленной архитектуры. Завод представляет собой архитектурно-промышленный комплекс, состоящий из заводских корпусов (1759, 1867), плотины с дамбой, мельницы, школы, детского дома (более поздние постройки), кирпичной фабрики (1895), кузницы (1867), кирпично-обжиговой печи (1896) и госпиталя. На заводской территории при содействии помещицы А.И. Дурасовой в 1788 была построена каменная церковь Казанской Божией Матери, завершившая архит. ансамбль завода. В основе ее объемно-планировочного решения лежит классическая схема крестово-купольного культового сооружения.

Церковь Дмитрия Солунского (с. Надеждино Белебеевского района).

Время ее постройки по одним источникам относится к 1776-80 гг., по другим — к 1799. Построена в родовом имении Аксаковых А.В.Мустафиным — дядей писателя С.Т. Аксакова во имя великомученицы Дарьи. В основе объемно-пространственной композиции каменной церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковно-приходская школа. В 1991 церковь отреставрирована и является действующей. В с. Надеждино открыт Музей Аксаковых 10 .

5 стр., 2184 слов

Особенности храмовой архитектуры православной культуры

... Храмовая архитектура не обошла стороной и Притобольный район. На территории ... нежно-голубого цвела. Особенности иконоргафии Божией Матери. ... Божией Матери, Николая Чудотворца. Республика Мордовия, Чамзинский район, с. ... храмового строительства. Преобладал крестово-купольный стиль по образцу византийских [1]. Разновидности христианских сооружений (храмов) Русской православной церкви Название сооружения ...

Никольская церковь (с. Николо-Березовка Краснокамского района), монументальное и самое высокое культовое сооружение в республике. Архитектор неизвестен. Церковь, по преданию, 4-я со времени существования села, основанного в 60-х гг. 16 в. Яковом Строгановым. Ни одна из этих церквей не сохранилась.

Последний каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая был построен в 1810 на берегу р. Камы в стиле раннего классицизма, сохранившего некоторые черты барокко. Построена церковь на пожертвованные средства. Храм имеет 3 придела: во имя великомученицы Екатерины (освящен в 1816), Святителя Николая (освящен вторично в 1881), Живоначальной Троицы (освящен в 1882).

60-метровая многоярусная колокольня доминирует над окружающим пространством и украшает ландшафт. В 1930 церковь была закрыта.

Торговые ряды (Гостиный двор) на Верхнеторговой площади г.Уфы. Памятник архитектуры регионального значения, отражающий историю градостроительства, архитектуры, экономического и культурного развития города. Построены в 1820-36 по проекту проф. архитектуры А.И.Мельникова в стиле классицизма, в 1860-64 были расширены.

В 1940-43 гг. главный архитектор Уфы Д.И. Сметанников перепроектировал их под Уфимский хлопчатобумажный комбинат, в результате чего арочные пролеты открытой галереи из 28 пилонов слабо выраженного дорического ордера были наглухо заделаны. Верхнеторговая площадь, композиционным центром которой являлись торговые ряды, представляла собой градообразующую ось, вокруг которой складывался весь планировочный центр города 11 .

Килимовский дворец (с. Килимово Буздякского района) представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектор неизвестен. Усадьба состоит из дворца, выполненного в духе классицизма с использованием мотивов восточной стилистики (1852), мечети (1856), парков (Нижнего и Верхнего), расположенных на берегу реки. Усадьба принадлежала потомкам А.И. Тевкелева. В настоящее время в здании дворца размещается средняя школа.

Дом губернатора (г. Уфа).

Построен в начале 50-х гг. 19 в. по проекту академика Академии художеств А.Д. Захарова. Губернский архитектор А.А. Гопиус сумел привязать проект к довольно сложному рельефу местности. Дом явился последним зданием, завершившим формирование Соборной площади, которая представляла образец развитого городского ансамбля позднего классицизма.

По плану В.И.Тесте на площади разместился весь административный и учебный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (1839), Мужской гимназии (1830-е), Духовной семинарии (1827) и Дома губернатора. Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный Собор.

В 80-е гг. 19 в. были пристроены каменная канцелярия и 2-этажная галерея. Особенностью внутреннего пространственного решения главного здания является ритмически построенная анфилада помещений с главным залом в центре, что типично для позднего классицизма.

Здание Депутатского дворянского собрания (г. Уфа) построено в 1856, автор проекта А.А. Гопиус. Это первое здание, в котором наблюдается переход от уфимского ампира к стилизации, к свободному использованию традиционных классических форм. Аттик фасада здания украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной 12 .

20 стр., 9934 слов

Проектирование зданий и сооружений» «Проектирование жилого дома

... выполняющие комплекс работ по возведению зданий и сооружений. Это наиболее многочисленная группа строительных организаций. Непосредственно с заказчиком договор заключает организация - генеральный подрядчик, которая и отвечает за своевременное и качественное осуществление проекта и сдачу ...

Здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (г. Уфа,), представляет образец типичного деревянного зодчества 2-й половины 19 в. Построено в 1872-74 гг. купцом первой гильдии Т.М. Паршиным. Архитектор неизвестен. 2-этажное деревянное здание на кирпичном оштукатуренном цоколе является ярким образцом купеческой эклектики, отразившей сильно переработанные элементы готики, напоминающие фахверковые жилые дома западной архитектуры, а также традиции восточного, древнерусского зодчества и классицизма. В орнаменте фасада использована ажурная и накладная пропильная и глухая резьба. В интерьере наибольший интерес представляет высокий зал с галереей и богатой лепниной.

Усадьба купца П.А. Алексеева (г. Уфа).

Дома, построенные династией купца Алексеева в 1878-90 гг., представляли собой единый архитектурный комплекс, куда входили медоваренный, или медогонный завод, складские и жилые помещения, магазин по продаже пчелиного меда, воска и вощины. Высоким уровнем благоустройства отличалась планировка участка с кирпичными арочными воротами, открытой верандой по типу ротонды и колодцем. Весь архит. ансамбль выдержан в т. наз. «кирпичном стиле».

Дома А. Ногарева (Уфа).

уфимского миллионера, владельца чугунолитейных заводов на Южнои Урале, представлял собой архитектурно-художественный комплекс, включающий гостиницу и ресторан. Гостиница «Метрополь» открылась в 1899 г., а ресторан и школа по подготовке поваров в 1909 г. Арочные ворота и ограда как бы замыкали всю композицию. Здание отразило эстетические воззрения зодчих конца 19 — начала 20 в., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего народнические устремления так называемого «русского стиля».

Дом Е.А. Поносовой-Молло (Уфа).

Построен в конце 19 в. по заказу купца С.С. Манаева, по проекту неизвестного архитектора Санкт-Петербургского общества архитекторов. С 1908 г. особняк принадлежал Е.А. Поносовой-Молло. Это первое здание в стиле «модерн» в архитектуре Уфы. Демонстрирует принцип формирования архитектурной формы изнутри наружу. Два боковых полукруглых крыла ограды на высоком цоколе, примыкающих к высокому и глубокому портику основания здания, сад, фонтан, подсобные помещения и сам особняк — замечательный образец усадебной культуры начала 20 в., сочетающий мотивы барокко и ренессанса. В начале 1980 проведена реставрация по проекту арх. Р. Салимова 13 .

Особняк купца М.А. Лаптева (Уфа).

Построен в 1913 г. по заказу уфимского купца, крупного лесопромышленника М.А.Лаптева, по проекту самарского архитектора А.Щербачева. Мастер создал здание, которое можно отнести к модернизированному ренессансу. В проработке фасадов зодчий предпочел сдержанность, простоту и изящество отделки, геометризированные формы в декоре, что свойственно более позднему модерну. План здания сформирован свободно, исходя из целесообразности помещений. Черный двор с 1-этажными службами и баней, чистый двор, сад с бассейном и сам особняк представляли собой образец усадебной архитектуры 20 в. В 1988 проведена реставрация основного здания.

4 стр., 1827 слов

Саша-творческий проект ночная сорочка

... время года можно и нужно вспомнить о ночных сорочках из тонкого, мягкого, приятного на ощупь трикотажа. Завидев на витрине надпись «сорочки женские ночные» и заглянув туда с желанием купить ночную сорочку, ... следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. Следить за правильной установкой положения терморегулятора. По окончании работы выключать утюг. ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С ...

Крестьянский поземельный банк (Уфа).

Представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерусского и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть банка построена в 1906 г. Вторая половина здания, выполненная в идентичном стилистическом ключе, была построена в гг. Великой Отечественной войны.

Хакимовская мечеть (Уфа).

Единственная в республике двухминаретная мечеть, построена в 1907-08гг. купцом А. Хакимовым. Парные минареты мечети на высоком 3-ярусном основании состояли из 2 поставленных друг на друга цилиндров разного диаметра, декорированных в верхней части рельефным кирпичем орнаментом и завершенных пологой кровлей. Вследствие искажения пропорций и изменения внешнего облика здания после уничтожения минаретов в 1939 г. архитектура утратила свою выразительность. Нарушены и каноны внутренней планировки мечети, в результате чего молитвенные залы, михраб и вестибюль «потерялись» в многочисленных перегородках 14 .

Дом П.И. Костерина и С.А. Черникова (Уфа).

Построен в 1907 г. по проекту самарского архитектора А. Щербачева, является образцом раннего «изобразительного модерна». Дом сдавался заезжим купцам. В 1985 г. проведена реставрация.

Покровская церковь (с. Ира Куюргазинского района) построена в 1914-15 гг. по проекту московского архитектора М.Е. Приемышева. Является образцом национального ретроспективизма неорусского стиля. Это последнее дореволюционное культовое сооружение на территории Башкортостана. Силуэт и пропорции церкви, общая мажорность ее образного решения далеки от канонов храмового зодчества и отражают сочетание и взаимодействие архаичных форм русского зодчества с техническими достижениями 20 в. Здание с 30-метровой колокольней является объемно-силуэтной доминантой села.

3. Архитектура Уфы начала ХХ века

Начало XX века характеризуется дальнейшим быстрым ростом территории города, уплотнением застройки старых территорий, увеличением этажности зданий, особенно в центре. Новые кварталы возникают в основном в северной части города.

Основным строительным материалом оставалось дерево, однако все более широко применялся кирпич. В декоративном убранстве домов достаточно произвольно используются элементы различных стилей – классицизма, барокко, византийского и неорусского. К 1915 году в городе было 1562 каменных строения (более 20%) застройки. К 1916 году в городе было более 400 двухэтажных и 40 трехэтажных домов 15 .

Среди вновь возведенных зданий выделялись здания Большой Сибирской гостиницы, Коммерческого училища, Торговой школы (ныне Уфимский авиационный техникум) и дом Чижовой (ныне помещение Республиканского краеведческого музея Башкортостана).

Дом А. Ногарева, уфимского миллионера, владельца чугунолитейных заводов на Южном Урале, представлял собой комплекс, включающий гостиницу и ресторан. Гостиница «Метрополь» по ул. Центральной (ныне ул. Ленина,10) открылась в 1899 году, а ресторан и школа по подготовке поваров по ул. Пушкинской (ныне ул. Пушкина,104) — в 1909 году. Арочные ворота со стороны ул. Губернаторской (ныне ул. Советская) и ограда как бы замыкали всю архитектурную композицию. Здание отразило эстетические воззрения зодчих кон. XIX — нач. XX в., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего народнические устремления так называемого «русского стиля».

8 стр., 3645 слов

Стиль модерн в архитектуре Петербурга

... дом, особняк, общественное здание времени модерна индивидуальны, в них ясно отражается личность строителя - как в общем облике, так и в деталях отделки, в особенностях планировочного решения, даже в рисунке балконной решетки ... пространственную ось Петербурга, его двойное ядро. В Петербурге модерн развивался с конца 1890-х и до начала 1910-х гг. Поборники модерна стремились к всеобщему обновлению и ...

Дом П.И.Костерина и С.А.Черникова (Уфа, ул. Пушкинская, ныне ул.Пушкина,86, зд. Института животноводства и кормопроизводства).

Построен в 1907 по проекту самарского архитектора А.Щербачева, является образцом раннего «изобразительного модерна». Дом сдавался заезжим купцам. В 1985 году проведена реставрация.

Крестьянский поземельный банк представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерусского и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть Крестьянского поземельного банка построена в 1906 году. Вторая половина здания, выполненная в идентичном стилистическом ключе, была построена в годы Великой Отечественной войны 16 .

4. Уфа современная

Перестройка 80-х 20 в. дала архитекторам возможность реального творчества. Как только рыночные отношения проникли в сферу градостроительства, возникла потребность в комфортабельном жилье и солидных офисных зданиях. С начала 90-х гг. в Уфе стали возникать принципиально новые архитектурные объекты — офисы крупных компаний, представительства коммерческих банков, дома повышенной комфортности, городские особняки, а с середины девяностых начался и, фактически, продолжается до сих пор строительный бум. Уфа, прежде всего ее исторический центр, сменила облик.