Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Значение художественной
Детский сад знакомит
Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни
... исследования Задачи: Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. ...
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.Художественное
Дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
2. Формы работы с книгой в детском саду.
В настоящее время в педагогике для определения речевой
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.
Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/znachenie-detskoy-hudojestvennoy-literaturyi-v-vospitanii-detey/
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Сочинение по материалам энциклопедии для детей аванта умение общаться
... языка. Родной язык для личности человека — примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем ... ёных, а интерес к родному языку, знание его основных особенностей, умение замечать его парадоксы — всё это делает жизнь человека богаче. ... Так в лингвистику пришли логика, строгость, доказательность. Выяснилось, что по сути своей она ближе к точным наукам, прежде всего ...
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
- выразительное чтение
воспитателя; - беседа о прочитанном;
- повторное чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- объяснение незнакомых слов.
Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести,
Воспитатель называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки — ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»).
Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).
Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение.Накопленный жизненный
Дети начинают осознано
Сборник детских рассказов «Детский сад глазами детей»
... поощряют инициативу и направляют свое мастерство на раскрытие ребенка, на развитие его личности. В Детском саду будущего воспитатели и педагоги наряду с высокими и новыми ... вечером домой говорит: «Я завтра обязательно приду!». Детский сад будущего… Каким он будет? Это зависит от нас, педагогов, работающих в детском саду сегодня и сейчас. детский сад Детский сад будущего, Эссе на тему: «Детский сад ...
Таким образом, за период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым.
Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.Пусть малыш не умеет
3. Литературные вечера досуга.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/znachenie-detskoy-hudojestvennoy-literaturyi-v-vospitanii-detey/
Развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок — это другая группа методов и средств использования литературы вне занятий.
На праздниках бытового
В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.
Литературный вечер может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема литературного вечера может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.
Структура литературного вечера имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.
Можно пригласить на вторую половину литературного вечера (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).
Программа вечеров может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.
Беседа о содержании музыкального произведения «Шествие гномов» ...
... часть. Педагог: Но сначала скажите, почему пьеса Э. Грига называется «Шествие гномов», что такое шествие? (Ответы детей) Педагог: Да, музыка похожа на марш, но этот марш необычный, сказочный. Слышны ... Фронтальный подход – обращение ко всей группе во время всех видов музыкальной деятельности. 2. Индивидуально - дифференцированный подход к малоактивным детям для их активизации. Ход занятия 1.Вводно ...
Ребенку старшего дошкольного возраста доступны для
Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне…» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.Показ
4. Организация и оформление уголка в разных возрастных группах.
В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».Воспитать у
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.Состав книг в
Экспериментальное изучение организации уголка изобразительной ...
... специфику организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. Экспериментально изучить организацию уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада и разработать модель уголка изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей интереса детей. Методы исследования: ...
Основными целями книжного уголка являются:
1. развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
2.использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими
3. создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
4.обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей
Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации и др.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, — это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки
Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.