Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество, Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал много также, как Пушкин, для русской поэзии и культуры. Имя Габдуллы Тукая ярко светит в созвездии видных деятелей татарской культуры и искусства. Творческое наследие выдающегося народного поэта неразрывно связано с освободительным движением начала XX века, когда «дремлющая Россия превратилась в Россию революционного пролетариата и революционного народа», когда на решительную борьбу за социальное и национальное освобождение поднялись трудящиеся многочисленных национальностей нашей родины.
За семь с небольшим лет своей творческой деятельности Тукай создал богатое наследие, имеющее исключительное значение для развития не только татарской литературы и общественной мысли. Он первым открыл широкий путь в национальную поэзию животворным традициям русской и европейской классики и богатствам устного народного творчества.
Тукай по праву занимает одно из первых мест среди преемников славных традиций русской гражданской поэзии и публицистики во всех тюркоязычных литературах. В мрачные годы столыпинщины и декаданса он оставался верным идейно-эстетическим принципам реалистического искусства. Русская классика была для него неиссякаемым источником любви к свободе и разуму, ненависти к насилию и невежеству. Воспевая вековую дружбу наших народов, Тукай своим творчеством содействовал их духовному сближению.
Глава 1. Жизнь Г. Тукая
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии в семье Мухамедгарифа Тукаева, скромного приходского муллы. Когда Габдулла было всего 5 месяцев, отец умер. Мать вышла замуж вторично и переехала в другую деревню, отдав сына бедной старушке Шарифе на временное воспитание. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и маленький Габдулла остался круглым сиротой. Так началась его горькая жизнь «в людях». Первым приютил мальчика дед по материнской линии — старик Зиннатулла из деревни Училе. Но в новой семье на приемыша смотрели как на «галчонка», подкинутого к шести «голубятам», детям второй жены Зиннатуллы. В конце концов, старик Зиннатулла решил избавиться от лишнего рта и отправил Габдуллу с ямщиком в Казань. Там, на Сенном базаре, ямщик отдал мальчика кустарю по имени Мухамедвали. Трудолюбивые и простые люди, Мухамедвали и его жена Газиза заботились о Габдулле как о родном сыне.
Золотой век русской культуры
... золотого века в литературе. Пушкин являлся родоначальником новой литературы. Откликнувшись на вопросы, волновавшие общества и отразив русскую ... из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский. Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтическими переосмысленными образами народной ... явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрении он принят не только XIX веке, не только ...
В семье Мухамедвали мальчику впервые улыбнулось счастье. Однако едва он успел ощутить нечаянную радость детства, как нагрянула новая беда: заболели Мухамедвали и Газиза. Обеспокоенные судьбой сироты, они решили возвратить его родственникам. И шестилетний Габдулла снова оказался под кровом у Зиннатуллы.
Жизнь Габдуллы в 1892—1895 годы проходит неподалеку от Училе, в деревне Кырлай. Здесь, в крестьянской избе, в семье Сагди мальчик не нуждался в куске хлеба. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Одна из двух взрослых дочерей Сагди умерла от тяжелой работы, другая — от чахотки, а сам он неожиданно стал калекой. Все эти несчастья суеверная жена крестьянина связывала с пребыванием у них чужого ребенка-сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу и вовсе ухудшилось.
Тяжелые годы детства ярились для Тукая большой жизненной школой. Именно в кырлайский период юный Габдулла впервые осознал чувство любви к трудовому народу и родной земле. Именно здесь, в Кырлае, появились в сердце будущего писателя те первые искры, которые впоследствии загорелись настоящим поэтическим пламенем, излучавшим тепло и свет любви к простому человеку и к его родине.
В Кырлае Габдулла начал учиться. Постигнув азы грамоты, он всю зиму проводит над книжкой «Иман шарт», а затем, поступив в медресе, читает такие произведения, как «Хэфтияк», «Бэдэвам», «Кисеюбаш», «Субател-гаджизин», «Рисаляи-Газиза». И хотя эти книги пропитаны религиозной идеологией, они пробуждали у Габдуллы интерес к чтению, к печатному слову.
В начале зимы 1895 года Тукай был взят в семью сестры своего отца Газизы Забировой, в Уральск. В этом доме не хватало той простоты и теплоты, которую будущий поэт испытал в семьях простых тружеников Мухамедвали и Сагди. Душевно чуткому и пытливому Габдулле трудно было приспособиться к серой и сытой мещанской среде.
В том же 1895 году Тукай начинает учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при этом медресе.
1.2. Первые шаги к творчеству
Тукай-шакирд всем сердцем возненавидел схоластическую учебу. Несомненно, Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Он переводит басни Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах в журнале «Эль-гаср-эль-джадид» под названием «Энже бертеклэре» («Жемчужины»).
77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.
Начавшаяся в стране революция 1905 года всколыхнула жизнь и в Уральске. Здесь появились первые татарские газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль-джадид», «Уклар» («Стрелы») и др. В них Тукай сотрудничает и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые и поставленные революцией, участвует в демонстрациях, волной прошедших по городу. Все его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.
Дружба в жизни Печорина (отношение Печорина к дружбе) 9 класс
... давно ничего не нужно. Трагедия Печорин состоит именно в том, что молодой человек, готовый на величайшие подвиги, постепенно становится циником, отрицающим все и вся вокруг себя. Дружба в жизни Печорина ... ёл он для человека, с которым несколько лет делил суровую жизнь, который относился к нему как к сыну и много лет возил с собой его записки. Вместо ...
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия». Началась его «вольная жизнь». Стихотворение «Что рассказывают шакирды…» (январь 1907) явилось декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу, наперекор фанатизму и реакции. Немало трудностей лежало на его пути. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!» В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.
Глава 2. Творчество поэта
В начале 1905 года Тукай поступает учеником-наборщиком в типографию прогрессивной газеты «Уралец», издаваемой на русском языке. Здесь он оказывается в иной обстановке, среди иных людей. Тукаев поступил сюда учеником наборщика. Помнится, в городе была социал-демократическая организация. Большевистская ячейка существовала и в типографий. Тайно проводились собрания где-то в районе военных складов.
Тукай участвует в революционных демонстрациях, волной прошедших по городу. Свои впечатления от них он излагает в очерке «Праздник свободы в Уральске». Речь здесь идет о событии, происшедшем 20 августа 1906 года. Ярко обрисовано революционное настроение народа, собравшегося на митинг, где выступил член распущенной Государственной думы В. В. Недоносков.
С революцией Тукай вошел: в мир свободной печати и литературы. Его первой трибуной была газета «Фикер» («Мысль»), которую начал издавать в Уральске с ноября 1905 года Камиль Мутыги-Тухватуллин. Газета печаталась в типографии «Уральца», где поэт продолжал работать наборщиком, фальцовщиком и корректором.
Немного спустя, в той же типография начинают печататься журналы «Аль-Гаерель-джадид» («Новый век») и «Уклар» («Стрелы»).
На их страницах одно за другим появляются стихотворения, статьи и фельетоны Тукая. Стремясь направить содержание этих газет и журналов в боевое демократическое русло, писатель отдает желанному делу все свое время и силы. Особенно дорог был ему юмористический и сатирический журнал «Уклар», многие номера которого подготавливались и редактировались поэтом почти от начала до конца самолично. Журналом «Уклар» Тукай хотел показать, какой должна быть подлинно свободная печать.
В 1906 году творчество, Тукая, получило широкий размах. Им было опубликовано большое количество стихотворений и публицистических произведений. Революция дала поэту возможность непосредственно связать свои литературные интересы с интересами общественными, с широким народным движением.
Тукай насыщает татарскую поэзию тем острым публицистическим пафосом, которого ей недоставало раньше. Под его пером как бы стираются тематические и традиционно-лексические грани между поэзией и публицистикой. Он вводит в обиход национальной поэзии насущные социально-политические понятия и общественные проблемы времени.
Революция обнаружила и пестроту демократических воззрений писателя, но главную роль в них играла беспощадная критика старых порядков, пережитков патриархальщины в татарском обществе. Продолжая лучшие традиции татарских просветителей XIX века, Тукай повел решительную борьбу против невежества и духовного фанатизма.
Сочинение тукай в наших сердцах
... начал учиться. В начале 1895 года (зимой) едет в семью сестры своего отца. Трудно было Габдулле приспособиться к мещанской среде. В этом же 1895 году Тукай начинает учиться в медресе "Мутыгия". Революцию 1905 года ... - чистое зеркало прожитых лет"... "Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить"..., Больше ста лет прошло со дня рождения поэта, много десятков лет со дня его смерти ...
Тукай практически полностью разделял отношение татарской социал-дем
В 1907 году в жизни Тукая происходят большие перемены. Власти запретили владельцу и издателю журналов «Уклар» и «Аль-Гасрель-джадид»
Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань. Чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам. Сразу же после приезда в Казань Тукай получил приглашение сотрудничать в национальных газетах, выходивших в Казани и других городах. Но поэт не хотел работать в органах буржуазной печати.
Тукай входит в казанские литературные круги и сближается с молодежью, группировавшийся вокруг газеты «Аль-Ислах». С началом выхода газеты «Аль-Ислах» он стал работать в ней, однако незначительный гонорар, который получал поэт, был недостаточным для существования. Как раз в то время молодежью организуется издательство «Китап», туда приглашается и Тукай. Газета «Аль-Ислах» вскоре сошла со сцены. Материальные и цензурные затруднения постепенно задушили ее.
По инициативе Тукая и при содействии демократической молодежи организуется другой сатирический орган, журнал «Ялт-йолта» («Зарница»).
Поэт почти в одиночку готовил номера «Ялт-йолта», взяв на себя ответственность за идейное руководство и художественное оформление журнала. Тукай способствовал систематическому выходу и распространению «Ялт-йолта».