Доклад «Жизнь и творчество Ю.М.Буцко»

Творчество Юрия Марковича Буцко чрезвычайно ярко, обширно, разнообразно и контрастно, он щедр на эмоции и интеллектуальное начало, пишет в разных жанрах.

Ю.Буцко много ездил в фольклорные экспедиции, русский фольклор – один из родников, питающих его музыку.

Отличительная черта стиля сочинений Буцко – их национальная почвенность, народно-песенные традиции, психологическое углубление народных истоков, пересечение народно-эпической и лирико-психологической линии высоких эстетических идеалов с новой интонационностью, индивидуальным гармоническим языком, яркостью оркестрового письма (часто использует большое число ударных инструментов).

Ю.Буцко владеет различной авангардной техникой письма: осваивает навыки «крюкового пения» — традиции старообрядчества, древнерусский знаменный распев.

Новаторство в творчестве – ладовая 12-тоновая техника «Принцип 12-ти тонов на расстоянии». В её основе находятся русские диатонические знаменные лады неоктавного строения, в формообразовании пользуется вариантностью, ритмика активна и разнообразна.

Ю.Буцко не цитирует народную песню, его источник – древнерусское искусство, русская классика 19 века и фольклор.

Жизненный путь Ю.М.Буцко.

Юрий Маркович Буцко родился на Украине в городе Лубны Полтавской области, 21 мая 1938 года, но вся его жизнь и творчество связанны с Москвой. В юности увлечение археологией и этнографией, привело его на исторический факультет Московского Государственного Педагогического Института им. В.И.Ленина (1955г.).

В учебных экспедициях по северу: Архангельским землям, Каргополью – он впервые услышал и записал древние песнопения, народные песни и причитания, распевы и псалмодии. Острые впечатления отпечатались в душе и воспоминаниях. И – кто знает? – возможно, они повлияли на дальнейшие пристрастия и в итоге судьбу будущего композитора. Не случайно потом появились у него произведения на древнерусскую тему: симфонии-сюиты «Из русской старины», «Господин Великий Новгород», «Русь народная, Христа ради» и другие.

Все возрастающее тяготение к музыке привело к тому, что Буцко ушел из института и поступил в музыкальное училище имени Октябрьской революции, который окончил в 1961 году, а затем в Московскую консерваторию на композиторский факультет к С.А.Баласаняну. По общему представлению, поздновато, в 23 года, он решил стать студентом консерватории. Но столь самобытным, подающим большие надежды было его дарование, что его приняли в Alma Mater российских музыкантов. И не пожалели. Уже в студенческие годы он написал многое, притом значительное. К примеру, моно-оперу «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Правда, за это «преступление» последовало наказание – на два месяца студент был отлучен от занятий. Но вступились крупные музыканты: пианистки Мария Гринберг и Мария Юдина, дирижер Кирилл Кондрашин, теоретик, профессор Теодор Мюллер, звонил, брал партитуру Дмитрий Шостакович. И Юрия Буцко вернули в родные стены.

28 стр., 13544 слов

КАВКАЗСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА

... им ни положила природа; творчество гениев всегда направлено на воспитание культуры чувств и мыслей человеческих. 2.0 Из жизни Лермонтова Михаила Юрьевича Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на ... перевезен в фамильный склеп в Тарханы. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787–1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795–1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы ...

К 1968 году, когда молодой композитор окончил аспирантуру, им было написано уже более 20 сочинений. О Юрии Буцко заговорили не только профессионалы, но и заинтересованные слушатели за пределами музыкального мира: «физики» и «лирики». То была пора «оттепели».

Молодежь собиралась в Ленинской библиотеке, в Музее Маяковского, в клубах МГУ, МЭИ, обсуждали политическую жизнь страны, надеялись на большие перемены. Но государство вновь начало преследовать инакомыслие – общество ответило диссидентским движением. Юрий Буцко не занимался политикой. Но будучи человеком исключительной искренности и гуманности, он никогда не принимал любого подавления личности и уничтожения всего живого, инакомыслия и инакочувствования. И все больше писал музыку на религиозные темы, которые отторгались властью от слушателя, ибо противостояли советской идеологии. Он понимал: могут взять. Но твердо решил: «Не дам себя сгноить – я больше скажу музыкой». Только свобода мысли, чувства, только человечность. Вот и «Записки сумасшедшего», из-за которой случилась борьба, тоже об этом.

Значительный резонанс в музыкальном мире имела опера «Белые ночи» по Достоевскому. Она поражает неординарностью музыкального языка. Крик изнемогающей души, отклик любящего сердца, истаивающие, призрачные белые ночи Петербурга – все было в этой пленительной музыке. Вышла пластинка с записью произведения в исполнении Анатолия мищевского и Галины Писаренко. Однако в России поставить оперу так и не удалось. Готовили телепоказ, но запретила цензура. «Белые ночи» поставили в Дрездене в Театре Гарри Купфера. Успех был ошеломляющим. «Я был счастлив, — вспоминал композитор. – Мне казалось, я жил, как Вагнер: весь город у моих ног».

С 1968 года по настоящее время Юрий Буцко – профессор Московской консерватории на кафедре композиции, ведет класс инструментовки и чтения партитур.

Творчество Ю.М.Буцко.

За годы, полные труда, сомнений и несомненных успехов, шаг за шагом копился «багаж» композитора.

Первый этап творчества, Второй этап творчества — 70-80-е годы, Третий этап — 80-90-е годы (захватывая начало 2000-х), Кантата «Свадебные песни».

Кантата «Свадебные песни» (1966г.), для смешанного хора, меццо-сопрано и симфонического оркестра, посвящена К.Б.Птице. Написана на подлинный народный текст песен, заимствованных из материалов фольклорной экспедиции в деревню Нименга Архангельской области и из книги Д.Сахарова «Русские народные песни».

2 стр., 762 слов

Значение Пушкина для России и русской культуры

... ча Пушкина для России и русской культуры. Несо ... лет”. Писатель был абсолютно прав. В русском сознании Пушкин действительно стал несравнимой величиной. Да, Пушкин ... примеру, “Вакхической песни”: Да ... Пушкина Тютчев: Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. И завершить свое сочинение мне хочется словами: “Настоящее царство Пушкина ... именно в их слове и проявляется. Могу­чая, огромная душа Пушкина ...

В «Свадебных песнях» используются интонации северо-русской народной культуры : богатство свадебной причети, микрохроматика, сонорные приемы: скандирование, бормотание на пианиссимо несмыслонесущих слогов.

По идее это сочинение близко «Курским песням» Г.Свиридова или «Русской тетради» В.Гаврилина. И там и тут воссоздаются образы женской печали, одиночества, отвергнутой любви. В трактовке темы ощущается острый психологизм художественного мышления. Повествование ведется от имени героини, воплощающей лирическую идею посредством эпических жанровых средств, вникая в душевный мир страдающего человека. Шесть номеров кантаты не связаны сюжетной линией. Разрозненные эпизоды повествуют о несчастной судьбе русской женщины в дореволюционное время.

Разделив номера двумя оркестровыми интермедиями на три раздела, композитор достигает последовательного нагнетания драматизма. Каждый из разделов «поэтического сценария» кантаты соответствует экспозиции, драматической разработке и финалу. Ее первая кульминация – в четвертом номере «куда мне, девице?». Заключительная «тихая» кульминация – плач скорбный и трогательно одинокий – противопоставляется эпической сценой свадебного праздника – «славления». Драматический эффект достигается совмещением жанрового и образного контраста.

Композитор сосредотачивает наше внимание на самой сути обобщенного образа, следуя традиции русской классической литературы в произведениях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. Обратившись к поэтическим образам старинных свадебных песен, Ю.Буцко создал произведение, пленяющее простотой и искренностью, трогательной душевностью.

Главное в «Свадебных песнях» — это идейно-драматургическая основа, психологическое углубление народных истоков; пересечение народно-эпической и лирико-психологической линий раскрытие судьбы человека из народа средствами народно-интонационной речи.

Свадьба – это древний обряд, окончательно сложившийся у великорусов к середине 14 века. Свадьба является одним из важных событий в жизни женщины. Но часто бывает так, что девушку отдавали замуж не по любви, и она была обречена на тяжелую, безрадостную, несчастливую жизнь. Именно эта тематика взята в основу кантаты Юрия Буцко «Свадебные песни».

«Как во деревне»

«Удаленький»

«Нет ни батюшки»

«Куда мне девице?»

«Как у ключика»

«Возле терема»

Заключение.

«Мои мысли всегда обращены к России, — говорил Ю.М.Буцко. – Я стараюсь взять от нее для моего творчества все, чем она богато одаривает. Это природа, литература, музыка, религия. И отдаю ей всю мою работу, мою жизнь».

9 стр., 4325 слов

Культура и поэзия Серебряного века как отражение переломного ...

Многие историки и исследователи Серебряного века русской культуры называют дату его начала - 1894 год. В этом году скончался император Александр III. Он держал Россию в крепкой монархической узде. «Отсутствие ... поэтов своей переломной эпохи. Блок ощутил и «подземный шорох истории» и «новый порыв мирового ветра». Трагическое ощущение жизни было присуще Блоку всю жизнь: «Вся современная жизнь ...

И действительно, все больные вопросы России: и ее духовные воспарения, и ее ужасные падения находят в его музыке живой и чрезвычайно убедительный голос. В основе многих произведений композитора можно найти народные корни, но это, по словам самого Буцко, «не расчетная, выгодная эксплуатация народного, не внешние приметы национального, а верность этнически-философским идеалам народа».

Нам представляется, что его музыка – это выражение творческой честности, чистоты помыслов, побуждение достоинства и обостренной совести в человеке. И неизменно – горячее признание в любви к России. Эта любовь дает ему силы преодолеть возраст, продлить творческое состояние души на многие годы.

Помимо сотворения музыки профессор Ю.М.Буцко вот уже 40 лет воспитывает музыкальные таланты. Он ведет предмет «симфонический оркестр» — инструментовка и чтение партитур. И число желающих получить его уроки превышает его временные возможности

«Юрий Мароквич Буцко один из самых содержательных и глубоких современных авторов, — пишет композитор В.И.Рубин.-…Его музыку трудно классифицировать по музыкальным параметрам. Он не авангардист, не постмодернист, не консерватор. Он – живая душа, взыскующая града, поэтому его музыка очень сильно воздействует на людей, имеющих живую душу».

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/svadebnyie-pesnibutsko/

  1. Арзуманов В. Ключ к творчеству Ю.Буцко // Сов. Музыка.-1991.-№6.

  2. Буцко Ю. Отдать России всю мою работу, мою жизнь // Муз.жизнь.-1999.-№4.

  3. Гинзбург В.Г. Анализ хорового произведения // Смоленск: СГИИ, 2008.

  4. Головин А.О. О музыке Ю.Буцко // Сов. Музыка.-1982.-№8.