История развития культуры России второй половины XVIII в. приходится на природ правления Елизаветы I (1740-1761) и Екатерины II (1762 по 1796).
С точки зрения просветителей XVIII в. слово культура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась прежде всего к общественным порядкам и политическим институтам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки. Сделать людей счастливыми – вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческого разума.
Приобщение человека к обществу, к окружающему миру людей и есть культура. Постигая культуру, человек при этом сам может вносить свой вклад, обогащая культурный багаж человечества.
Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII–XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристократичность.
Реформы Петра I способствовали созданию нестабильной культурной ситуации. Европеизация, которая коснулась лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянским сословием и основной массой населения страны. В России той эпохи культура подразделялась на две части: господствующая, которая тесно сблизилась с европейской, и народная, остававшаяся по традиционной.
В рамках истории Российской культуры XVIII столетия принято выделять два периода:
1) конец XVII — первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры;
2) середина — вторая половина века XVIII, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный характер.
Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливалось бы гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.
Выдающиеся люди России / Outstanding People of Russia
... на Красной площади. Люди, повлиявшие на историю страны в XVIII веке Особое место в истории России XVIII в. занимают люди, ... России XVIII: основал русскую школу ... на Чёрном море, содействовал присоединению Крыма, строил Севастополь, Херсон, Екатеринославль, Николаев, он автор знаменитого ... культура (основан Эрмитаж, разрешены типографии). Появились выдающиеся учёные, художники, военные и др. Россия ...
Российская культура XVIII в. стала проникаться принципом историзма: история с этой поры предстает как искусственное «воскрешение» прошлого, как память, преследуя цели назидания, воспитания, задачу осмысления, анализа извлеченного опыта или отталкивания от прошлого, как «урок» настоящему. Становление отечественной истории как науки. Наиболее активными ее деятелями были (В. Татищев, М. Ломоносов, Г. Миллер, М. Щербатов, И. Болтин и др.)
Развитие научной мысли России второй половины XVIII в
Образование и наука
Вершиной творчества, которая приходиться на правление Елизаветы Петровны было открытие Московской академии наук связанная с именем Михаила Васильевича Ломоносова.
Елизавета
Социальная ситуация при Елизавете Петровне характеризовалось усилением дворянства, т.к образование характеризовалась дворянской напрвлеостью. Поэтому часть учебных заведений, основанных при Петре I
постепенно превращались в школы закрытого типа. Так, Навигацкая школа (
Как отмечает К.Валишевский, что, так же как и при Петре в елизаветинскую эпоху учителями в этих заведениях было много иностранцев, но только теперь уже не немцев, а французов. Такая перемена национального состава иностранных наставников определялась общим изменением культурной ориентации России в середине XVIII в. и нехваткой собственных кадров учителей. К.Валишевский 1 пишет: “Дочери Петра удалось лишь заменить одно течение воздуха другим. Она отказалась от немцев, вместо которых в России появились французы… Оказалось, что в отношении науки, литературы и искусства сама Германия еще училась в это время у Франции”. ( Валишевский К . Дочь Петра Великого. Москва — Минск. Издание А.С.Суворина. 1990 г. с. 265-266. )
Что, касается начального и среднего образования, то наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились сохранившиеся от петровского времени цифирные школы. В этих школах учили детей и подростков от 10 до 15 лет чтению, письму, арифметике и основам геометрии.
В Москве в 1755 г. была открыта первая в России гимназия. Но все же в XVIII в. преобладало церковное образование 2 . Первыми из русских получили звания российских академиков М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский.
В период правления Екатерины II тенденция светского характера образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия XVIII в главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать «новой породы людей». В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.
Культура России XVIII века
... школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов. Глава 1. Культура России XVIII века ... времени общее образование. В них ... школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М.В. Ломоносова ...
Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. «Российской грамматики» М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую «Грамматику» М. Смотрицкого.
Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде — малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.
Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования.
Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.
В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Фактически было положено начало современной системе образования. Утверждение классно-урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538 ).
Создателем современной классно-урочной системы обучения считается Ян Амос Коменский.
1.2 Открытие высших учебных заведений
Первый российский университет был основан указом императрицы Елизаветы Петровны при содействии графа И.И. Шувалова, благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова.
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России и неоднократно ставил вопрос об открытие университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, а в последствие первый куратор Московского университета, поддержал Ломоносова и представил проект нового учебного заведения императрице.После ознакомления с данным проектом Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны – 26 апреля (7 мая) 1755 года.
История развития школьного образования в России
... в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование (Леонтьев. 2001). В 1687 г. в России было открыто первое ... ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. После смерти Петра I в развитии образования в России наблюдался некоторый упадок. Преемники Петра ...
В соответствии с проектом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали свое обучение на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В Московском университете не было богословского факультета, так как в России существовала специальная система образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. В соответствии с идеями создателя университета, образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика).
М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.195).
За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся.
В декабре 1757 года родилась Российская Академия художеств как самостоятельное научно – творческое учреждение. Высочайшим указом она отделялась от Академии наук, в составе которой была ранее
Среди других больших событий в области просвещения и культуры в период царствования Елизаветы Петровны были: открытие Морского шляхетского корпуса, учреждение Пажеского корпуса, основание в Архангельске первого русского провинциально научного «Общества для исторических исследований»
При Екатерине
Кроме того,
Академия наук
11 октября 1783 года основана
В Москве и Петербурге начали свою работу
Обязанность открывать училища губернского и уездного уровня была возложена императрицей на приказы общественного призрения. В 1780 г. Екатерина II совершила инспекционную поездку по северо-западным областям России. Эта поездка показала достигнутые успехи и то, что ещё предстояло сделать в будущем. Например, в Пскове ей доложили, что школу для мещанских детей, в отличие от дворянских, так и не открыли. Екатерина немедленно пожаловала 1000 руб. на заведение городской школы, 500 руб. – на духовную семинарию, 300 руб. – на сиротский приют и 400 руб. – на богадельню. В 1777 г. было открыто государственное Коммерческое училище для купечества. В Санкт-Петербурге Екатерина II на собственные средства в 1781 г. основала учебное заведение при Исаакиевском соборе. В том же году при храмах было организовано ещё шесть школ. К 1781 г. в них обучалось 486 человек. (Исабель де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. — М. : Новое Литературное Обозрение, 2002.)
XVIII век в истории России
... конец 18 века был золотым периодом истории, то для крестьян - самым страшным периодом рабства. Во время своего правления, Екатерина II ... "вечноотданых". Эта форма труда тормозила развитие России, избавились от нее только в 19 веке. Кроме этого, Петр I стремится развивать ... читала книги Руссо и Монтескье, но восприняла Просвещение по-своему, оригинально. Она считала, что просвещение должно затронуть ...
В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система
К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.
Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В «Екатерининскую эпоху» отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых — академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. В то же время, опасаясь всякого «вольнодумства», императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.
Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой является русский писатель и естествоиспытатель А.Т. Болотов.
Глава 2 Развитие искусства в России второй половины XVIII в
2.1Архитектура
Деление на цивилизованное и варварское ярче всего проявилось в архитектуре. В 1760-е годы в Италии начались раскопки древнеримского города Помпеи, которые потрясли образованных европейцев и вызвали взрыв интереса к античной культуре. Буквально все виды искусства — от архитектуры до декоративно-прикладного искусства отреагировали на новую моду на Античность. Так возник классицизм с его простотой, строгостью и симметрией, который быстро полюбился Екатерине II, всерьез обеспокоенной включением своей новой родины в круг цивилизованных стран.
Русская императрица Екатерина ненавидела пышное барокко, хотя при этом любила растреллиево Царское Село. В 1779 году она пригласила в Россию англичанина Чарльза Камерона и назначила своим придворным архктором. Он переработал для нее в классицистическом духе интерьеры дворца в Царском селе и возвел неподалеку Камеронову галерею . Эта двухъярусная постройка четко отразила миропонимание классицизма: нижний ярус из неотесанных камней — современность, а верхний ярус с белыми колоннами и античными бюстами, по которому любила прогуливаться императрица — высокая античность
Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...
... на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие талантливого русского народа. Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр. Этот театр пережил скоморошество и , как и их искусство ...
Помимо Камерона в России работало несколько других иностранных мастеров. Но во второй половине XVIII века иностранцы уже начали испытывать конкуренцию со стороны русских. Одним из первых выпускников Академии художеств был сын провинциального дьячка Василий Баженов. Находясь в довольно сложных отношениях с Екатериной II, Баженов исполнял, главным образом, частные заказы, среди которых хорошо известен дом Пашкова в Москве. Его ученик и почитатель Матвей Казаков построил в Москве комплекс зданий Московского университета и здание Московского дворянского собрания.
Впрочем, главным центром классицизма, конечно, был Петербург, который при Екатерине II стал приобретать свой характерный парадный вид. Новым смысловым центром города стал знаменитый « Медный всадник », памятник Петру I, установленный французом Этьеном Фальконе, водрузившим конную скульптуру на огромный Гром-камень, специально доставленный в столицу из Карелии. Русский император, одетый в античную тогу, попирал грубую и необузданную стихию — вновь мы сталкиваемся с этим характерным противопоставлением.
На это движение к античности откликалось дворянство, которое начало строить свои усадьбы в стиле классицизма. Барские дома нередко были по-прежнему деревянными, но обязательно снабжались античным портиком с колоннами. Даже в провинциальных поместьях все чаще звучала классическая музыка, читались иностранные романы или философские трактаты, а иногда в руки дворянам попадали и произведения русских авторов.
В
2.2 Литература
Идя навстречу интеллектуальному спросу читающей публики президент Академии наук К. Разумовский 27 января 1748 г. получил устный указ императрицы, гласивший о необходимости организовать при Академии перевод и печатание на русском языке иностранных книг для чего должны приглашаться все желающие, способные это делать. Со временем издательская деятельность так возросла, что старая академическая типография не в состоянии была выполнять всех заказов. Академия наук не ограничилась только изданием переводных книг, а попыталась выпускать в свет и самостоятельные произведения русского пера. С 1753 г. при Академии наук стал издаваться журнал “Ежемесячные сочинения” (под редакцией Миллера. Краснобаев Б . Очерки истории русской культуры XVIII века. М: Наука. 1972 г. с. 183 )
Екатерина II принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые столь интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно – в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов.
История культуры. Театр, музыка, журналистика в 18 веке. Театр 18 века в России
... 18 веке основными сценами были внутридворцовые, и такие как: Большой (Каменный) театр; Деревянный театр. Был изначально назван Театр Карла Книпера, с 1779 года стал называться Вольный Российский Театр; Эрмитажный театр. Театр 18 века в России ...
В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».
Екатерина II оставила после себя большое собрание сочинений – записки, переводы, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста-невидимка» (1771–1772), эссе, либретто к пяти операм («Февей», «Новгородской богатырь Боеславичь», «Храброй и смелой витязь Ахридеичь», «Горебогатырь Косометович», «Федул с детьми»; премьеры состоялись в Санкт-Петербурге в 1786–1791 гг.).
Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 373).
Несмотря на это интерес к литературе становился массовым. В этот же период начинает свое бурное развитие и журналистика.
Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов. XVIII в. часто называют «веком од». Действительно, оды получили в этот период большое распространение, однако в целом литература характеризуется многожанровостью. Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть — «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина).
До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм -его характерные особенности состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, считавшегося мерилом ценности человека, в проповеди просвещенного абсолютизма В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление — реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М.Карамзина.
Народное творчество. Во второй половине XVIII в. приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества. К числу наиболее ярких произведений этого периода относятся «Повесть Пахринской деревни Камкина», «Сказание о деревне Киселихе» и песня беглого крестьянина «Плач холопов».
Золотой век русской культуры
... Основоположник русского реализма - гениальный Пушкин (1799-1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в ... Пушкин создает книгу «История Пугачева», первое историческое исследование о крестьянской войне XVIII в. Опираясь на художественные ... литературе. Пушкин являлся родоначальником новой литературы. Откликнувшись на вопросы, волновавшие общества и отразив русскую ...
Дальнейшее развитие получила и традиционная для русского эпоса патриотическая тематика. В народных сказаниях и солдатских песнях нашли отражение исторические сражения русской армии, деятельность выдающихся русских полководцев XVIII в.
2.3 Изобразительно искусство
Вторая половина XVIII в. — время интенсивного развития различных видов изобразительного искусства, которое в значительной степени определялось деятельностью созданной в 1757 г. Академии художеств. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, характеризующийся композиционной ясностью, четкостью линий, идеализацией образов. Наиболее ярко русский классицизм проявился в исторической и мифологической живописи.
Ведущим жанром отечественной живописи оставался портрет. Интенсивное развитие светского портрета к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портретного искусства. Крупнейшими портретистами эпохи, обладавшими мировой известностью, были Ф.Рокотов («Неизвестная в розовом платье» 1770 г.), Д.Левицкий, создавший серию парадных портретов (от портрета Екатерины II до портретов московских купцов), В. Боровиковский (портрет М.И. Лопухиной 1797 г).
Наряду с портретной живописью развивалась пейзажная (С.Ф.Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М.Иванов) и натюрмортная («обманки» Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова) живопись. В акварелях И. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображения жизни крестьян.
Русская живопись второй половины XVIII века перешла на новую ступень своего развития – преобладание реализма. В это время стали активно развиваться такие жанры живописи как: исторический, пейзажный, бытовой.
Наиболее известной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773).
Он написал всего несколько картин, среди которых «Владимир перед Рогнедой» на сюжет русской истории и «Прощание Гектора с Андромахой» на тему «Илиады» Гомера. Эти картины в свое время пользовались большой известностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.
Новые четы в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757 – 1825), который впервые дает на камерных портретах, кроме изображенного образа, также пейзажный фон. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Он написал портреты Екатерины II, М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, Е.Г. Темкиной и др. Большое внимание художник уделял малоформатным и миниатюрным пор третам.
Во второй половине восемнадцатого века художники начинают уделять большее внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов. Его кисти принадлежат такие работы, как «Крестьянский обед 1774.г» , «Свадебный сговор 1777 г. » и др. Данные картины отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта
Русская живопись второй половины XVIII — первой половины XIX веков
... задачи: проследить перемены в технике живописи; развитие портретного жанра; начало XIX - взлет русской живописи. 1. Русская живопись второй половины XVIII в. век в России - это не ... Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников - Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова. К XVIII в. история европейской портретной живописи насчитывала несколько столетий, если не ...
В конце ХVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира — Эрмитажу.
2.4 Театральное искусство
В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное искусство бурно развивалось. Никогда до этого Петербург не изобиловал таким разнообразием всевозможных зрелищ. К моменту вступления на престол Елизаветы Петровны придворный оркестр вдвое увеличился. В этот произошло рождение русского профессионального театра, оживилась издательское дело, развивалась юридическая наука. По инициативе братьев Шуваловых с 1754 по 1761 год работала елизаветинская комиссия по созданию законов Российской империи. В стране появились юристы с отечественным университетским образованием.
Российские артисты выступали совместно с иностранными труппами. XVIII век отмечен выдающимися личностями, прославившими русский театр. В 1751 году яркой звездой в составе Петербургской придворной итальянской труппы блистала русская актриса Елизавета Белоградская в представлениях, идущих в Зимнем дворце. Именно ее принято считать первой профессиональной певицей России.
Елизавета Петровна из царской казны вкладывала значительные средства в развитие русской театральной культуры. 30 августа 1756 года ею был издан указ «Об учреждении русского для представления трагедий и комедий театра». Директором и первым драматургом официально учрежденного Российского театра стал А.П.Сумароков, ведущим актером – Ф.Г. Волков. Несколькими годами позже в Ярославле был создан первый профессиональный театр Федора Волкова. Федор был сыном костромского купца, достаточно образованным человеком. Его увлечение театром проявилось довольно рано. Сначала он создал в Ярославле домашний театр, а затем на пожертвования граждан и собственные деньги построил специальное здание общедоступного театра, в котором был не только актером, но и режиссером, и архитектором, и машинистом сцены. В 1752 году императрица вызвала Волкова с его труппой в Петербург и определила на учебу в Шляхетский корпус. Здесь будущие артисты занимались в общеобразовательных классах, учились актерскому мастерству. Изучали немецкий и французский языки, занимались рисованием, музыкой, фехтованием. А с января 1755 года Волков и его актеры начали играть на сцене, теперь уже на придворной. Репертуар учрежденного императрицей театра был серьезным: ставили трагедии А.П. Сумарокова – «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет», «Семира», переводные и русские комедии. Волков исполнял в этих спектаклях главные роли. После увольнения Сумарокова от руководства театром Ф.Г. Волков возглавил труппу
Началом возникновения русского сценического искусства в Москве принято считать открытие театра при Московском университете (1756 г.).
Студенческий театр возглавил М.М. Херасков. Труппа не имела постоянного состава, поскольку студенты, окончившие университет, уходили из театра.
В год восшествия на престол Екатерины II в Петербурге было три придворных труппы – итальянская, русская драматическая и балетная. Также имела разрешение на Изобразительное искусство и театр представления и немецкая труппа. Еще одна драматическая труппа – французская была образована в 1762 году. Четыре года спустя был издан «Стат» всем принадлежащим к театру людям». Сумма ассигнований на театр в общем достигала 138410 рублей. С 1783 года начинают давать платные спектакли для публики в городских театрах. Большое значение имел указ об отмене казенной театральной монополии.
XVIII в. отмечен рядом крупных реформ, связанных именно с театральной культурой, бурно развивается текстильное производство, что дает возможность создавать из отечественных тканей прекрасные костюмы, соответствующие требованиям европейской моды. Наряду с развитием государевых (императорских) театров при Екатерине II возникло довольно много дворовых крепостных театров. К концу XVIII века известны театры Румянцева, Волконского, четыре театра графа Шереметьева. В 1790-х гг. в Москве насчитывалось порядка пятнадцати частных театров, в которых служили 160 актеров и актрис, и 226 музыкантов. Театры возникали по всей России: в Тамбове, Воронеже, Твери, Тульской губернии, Курской губернии и других.
Выводы
История развития русской культуры во второй половине XVIII приходится на правления
Правление Елизаветы
-
Созданием Московского университета;
-
Организацией среднего образования и основание русского национального театра.
Российская культура при Екатерине II вступила в пору своего расцвета, а самое главное, европеизированная культура вышла за пределы императорской дворцов императорской. Петербург постепенно приобретал державный вид имперской столицы, европейские здания появились в и некоторых других городах ( в Уфе в этот период был построен дом Демидовых).
Царствование Екатерине II положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, которая характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.
Художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.
Главной основой высокой культуры в эпоху Екатерины II была философия
Список используемых источников
-
Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000 г.
-
Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века.: Борьба за наследие Петра. М.: Мысль, 1986 г.
-
Астафуров В.И. М.В. Ломоносов. М: Просвещение. 1985 г. 144 с.
-
Бушуев С.В. История государства Российского. М.: 1994 г.
-
Валишевский К. Дочь Петра Великого. Москва – Минск. Издание А.С. Суворина. 1990 г. 562с.
-
Всемирная история. Под ред. Зутиса Я.Я. Т. 1. М., 1958 г.
-
Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. 2. М., 1941 г.
-
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1994г.
-
Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М: Рассвет. 1992 г. 190 с.
-
Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. Кн. III. Ростов/Д. 2000 г.
-
Ключевский В.О. Исторические портреты М., 1990 г.
-
Краснобаев Б. Очерки истории русской культуры XVIII века. М: Наука. 1972 г. 528с.
-
Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 663 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
— ISBN 978-5-9916-2457-2
-
История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 373).