Позднеантичное искусство и основы византийской культуры
Искусство классической античности отличалось строгим монизмом. Оно не знало противоречия между телом и духом. Тело гармонично выражало жизнь духа. Поэтому физическая красота рассматривалась, как проявление красоты духовной, и такие статуи как Дорифор Поликлета воспринимались не только как художеств, канон, но и как эстетический идеал.
В позднеантичном искусстве тело и дух вступают в конфликт, сознательно друг другу противопоставляются.
В IV-V вв. эта дуалистическая (1.1) тенденция окончательно побеждает в искусстве.
Бюст Константина Великого в Палаццо, скульптура тяготеет к плоскостной трактовке, возрастает значение общего контура, поверхность обрабатывается чисто линейно.
Статуя Императора Валентиниана I из Барлетты. Бронзовый колосс. Высота более 4 м. Италия, второй пол. IV века. Расширенные зрачки смотрят куда-то вдаль, отражая глубокую внутреннюю борьбу. На изможденных лицах лежит печать болезненной нервности, залегающие на лбу и около носа морщины свидетельствуют об остроте душевных кризисов. Нарушенное между телом и духом равновесие возводится в сознательный художественный принцип.
Формы приобретают кристаллический характер. Живописная трактовка сменяется линейной, пластический объем и пространство уступают место плоскостному пониманию.
Лишь после того, как в позднеантичном искусстве наметилось предрасположение к новому стилю. Восточные влияния начали постепенно играть действенную роль. Античные художники начали все чаще обращаться к Востоку и народным традициям.
Христианское искусство Востока было на протяжении первых 4-х веков, в основе своей беспредметным. Преобладают орнаментальные мотивы из животных и растений, кресты, ландшафты. (Армения, Сирия, Месопотамия «звериный стиль» скифских племен).
Однако при всей близости позднеантичной раннехристианской эстетики между ними лежит все же четкая грань.
В позднеантичном искусстве дуализм (1.1) носил мучительный напряженный характер, причем доминировал не дух, а тело, которое как бы сковывало дух.
В христианском искусстве дух побеждает тело. Исчезает тягостная борьба, дух вносит значительное успокоение.
Уже в росписях катакомб складывается в своих основных чертах новый стиль:
* Трехмерное пространство уступает место абстрактной плоскости.
* Реальная связь между предметами заменяется символическими взаимоотношениями.
Искусство Византии
... художественного стиля. Бурное строительство в городах ранней Византии стала мощным стимулом расцвета архитектуры и искусства. В трактате ... мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Необычайное благородство колорита мраморов колонн с ... глубокий спиритуализм. Она отдавала предпочтение духу перед телом. Вместе с тем пыталась снять дуализм небесного ...
* Бесплотные фигуры вырисовываются как легкие прозрачные тени, оторванные от земли и всего земного.
* Все материальное подавляется ради максимальной духовности.
На стенах христианских катакомб — амуры, дельфины, цветочные гирлянды, птицы, которые населяли райские поля. О Христе и божествах вмешивающихся в человеческую жизнь предпочитали говорить иносказательно.
Христа символизировал Орфей, Амур и Психея — бессмертные души. Искупительную жертву Христа и его чудесное воскресение, спасение душ были призваны знаменовать изображение пророка Даниила во рву со львами, история пророка Ионы, проглоченного морским чудовищем и извергнутого из его утробы, а также фигура Доброго пастыря с овцой на плечах, спасающего человеческие души. Венок — символ победы в античном мире — обозначал теперь торжество Xриста над смертью, рыба — тайную запись его имени, корзина с хлебами намекала на его чудеса.
Росписи катакомб предстают как тайнопись, понятная лишь посвященным.
Чтобы донести до зрителя смысл требовалось истолкование. Возрастала роль атрибутов-предметов, надписей, знаков — позволяющих расшифровать смысл образов, создавались предпосылки христианской иконографии (1.2) — обязательных правил изображения священных сюжетов и персонажей.
В композиции — связь, основанная на пластичном движении, между персонажами ослабела, ее сменила мыслимая и символическая. Каждая фигура тяготела к тому, чтобы предстать изолированно.
С 313 года христианство становится официальной религией. Для церкви существует одна цель — подчинить своей власти мир и именно на этом она обращается к изобразительному искусству, против которого она так долго боролась. Ее не устраивает наивная символика катакомб. Ей нужны эпические циклы, дающие связное изложение исторических событий. В упоении своим торжеством она перенимает к сер. IV века почти целиком изобразительный аппарат античного искусства. Надо заметить, что такое некритическое обращение не представляло уже в IV веке той опасности, что в I и во II веках. Античное искусство к этому времени тоже проделало эволюцию в сторону духовности.
Отныне в изобразительном искусстве доминирует человеческая фигура, одухотворенная, по возможности до последних пределов.
IV век — это эпоха широчайшего наплыва античных форм в христианскую живопись.
Когда в 330 году был основан Константинополь (1.3), христианское искусство Рима и Востока имело уже свою длительную историю.
Каждый из крупных городов обладал собственной художественной школой. Один Константинополь (1.3) лишен был этих традиций, он получил в наследие спиритуалистическое искусство (1.4), разработанную иконографию (1.2), охватывающую Старый и Новый завет, зрелую мозаическую, фресковую и энкаустическую технику, богатейшую орнаментику, систему монументальной декорации. Из всех этих сложных течений Константинополь выработал свой собственный стиль, впервые выступающий как нечто целостное в VI в., в эпоху ЮСТИНИАНА.
Константинопольское искусство было продуктом большого города, придворного общества, централизованной государственной власти.
Константинопольское общество: земельная и придворная аристократия, духовенство, бюрократия и мелкое чиновничество. Его жизнь протекала между ц. св. Софии, царским дворцом и гипподромом.
Автократия Византии имела ярко выраженный религиозный характер. Крайне трудно провести четкую границу между светской и духовной властью.
Великая буржуазная революция и искусство Франции
... особенности изобразительного искусства Франции в данный исторический период; исследовать творчество скульпторов и архитекторов, в искусстве которых наиболее ярко и полно воплотились идеи революции; охарактеризовать ... старорежимных состояний, в том числе и главного, в прошлом, клиента искусства - церкви, выступление на сцену буржуазии, предпочтение, которое императорское правительство оказывало ...
Византийский Василевс воплощал не только идею государственной власти но также идею xриcтианского смирения. В великий царь Византии омывал в храме св. Софии ноги 12 беднейшим гражданам, причастие он принимал лишь после диаконов. Он стремился к тому, чтобы подданные воспринимали его верным сыном церкви.
Так идея ромейского величия незаметно переходила в свое отрицание — в идею христианского смирения.
Вполне естественно, что деятельность, художников была подвергнута строжайшему регламентированию. Всякое новшество принималось лишь после того, как оно было допущено двором и церковью. Личность художника совершенно отступала на второй план перед заказчиком.
Эпоха Юстиниана и VII век (527-726)
Период расцвета V-VII вв.
В VI веке Византия сливается в одно целое и органическое. Юстиниан закладывает основы византийской государственности. Стабилизировавшемуся христианству нужны были иные формы монументального выражения. (отличные от наивной символики катакомб и из душных эллинистических беспредметных декораций) — Оно нуждалось в таком искусстве, которое могло бы воплощать основные религиозные догмы. Из огромного наследия разнообразных сюжетов византийские теологи стали отсеивать необходимые им формы.
Они пошли по пути упрощения и систематизации. Из евангельского цикла выбрали лишь самые значительные сцены, из символики наиболее яркие мотивы. Они поставили себе задачей превратить декоративную систему храма в сжатую четкую формулу. Окончательно это удается в эпоху Македонской династии.
Это доказывают и древнейшие мозаики (1.5) церкви Успения Богородицы в Никее. Является главным источником для характеристики константинопольской живописи доиконоборческой эпохи. Разрушенные во время греко-турецкой войны, они, по счастью были засняты Русским Археологическим институтом в Константинополе.
Мозаики (1.5) свода и абсиды образуют в Никее единое неделимое целое, в основу которого положена глубокая христианская идея.
На своде представлен в центре Престол Уготованный — символ триединого Бога, он окружен четырьмя человеческими фигурами с нимбами вокруг головы, со знаменами и державами в руках. Фигуры эти олицетворяют силы небесные, восхваляющие триединого Бога. Как раз против трона в верхней части абсиды виднеется сегмент неба, от которого исходят три луча. Средний луч соприкасался с большим крестом, украшавшим абсиду до того, как он был заменен Богоматерью с младенцем. Проходящая через лучи надпись иллюстрирует догму непорочного зачатия. Триединый Бог символизирован Престолом Уготованным, Христос-Крестом.
Силы небесные, представленные в фронтальных позах имеют еще правильные чисто античные пропорции. Они крепко стоят на ногах. Руки, держащие сферы даны в смелом ракурсе. Помещенные на темно-зеленом фоне ангелы одеты в темно-синие хитоны, поверх которых повязан красный лор, на их ногах красные сапожки. Их крылья выложены из желтых, зеленых, синих, фиолетовых и белых кубиков, играющих различными оттенками необычайной глубины и прозрачности.
Лица исполнены в виртуозной, чисто импрессионистической манере.
Особенно хорошо лицо Дюнамас, удивительным образом сочетающее в себе чувственность с одухотворенностью. Белые, розовые, желто-зеленые, оливковые, серые, фиолетовые, красные и черные кубики располагаются мозаинистами с живописной свободой, образуя тончайшую, почти имматериальную поверхность, в которой ни одной жесткой линии, ни одного резкого пятна. При сопоставлении Динамис с позднеантичными портретами, сразу же бросается в глаза новое выражение умиротворенности, которое растворило в себе мучительное напряжение позднеантичного искусства. Но своему исключительно высокому качеству фигура Дюнамис сильно отличается от остальных фигур. Ближе всего к ней подходит AРХE, но и она уступает ей во многом. Особенно интересно исполнение прозрачного светло-зеленого стекла державы в ее левой руке. Очерченная серебряным контуром, держава заполнена у краев темно-синими кубиками, ближе к центру светло-синими и зеленоватыми, в центре — светло-розовыми, почти белыми. Сквозь державу просвечивается окрашенная в розовые, зеленоватые и голубые тона ладонь и синяя подкладка лора.
Византийская мозаика
... молодого Христа – атрибут божества. «Крещение Христа и апостолы» в Равенне, на мозаике продемонстрирован исторический момент. Присутствует символика сошествия святого духа на Христа и затем от него на апостолов. ... этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях. Особенности византийского стиля Как уже упоминалось ...
Нет никакого сомнения, что все эти живописные приемы входят к традициям эллинистической живописи, с которой некейские мозаинисты были еще во многом связаны.
Деталь фриза мозаичного пола Большого императорского дворца в Константинополе (1.3), Первая пол. V в. Стамбул.
Общие черты Константинопольской живописи доиконоборческой эпохи:
1. Все памятники исполнены благородства, что придает им какую-то общую печать.
2. Ясно намечается основная тенденция Византийского искусства — максимальная спиритуализация формы.
3. Утонченность и одухотворенность (никейских ангелов).
4. Высокое художественное качество и законченная живопись, выражающаяся в широком применении нежных полутонов.
5. Типичный для Востока линейный элемент совершенно отступает на второй план. Он растворяется в импрессионистически разбросанных мазках и мозаических кубиках.
Мозаики Ровенны
Лучшие Ровенские мозаики (1.5) относятся к V-VI вв. В это время Равенна последовательно была столицей Зап. Римской Империи, Остютского короля Италии Теодориха Великого и наконец, Византийский владений в Италии. Являясь крупным культурным центром, многонациональная Равенна была местом пересечения различных культурных традиций — Римской, Византийской, Восточнохристианской.
К тому периоду, когда Равенна была столицей Западно-Римской империи (402-476) относится мозаичный цикл Мавзолея Галлы Плацидии.
Маленькое здание Мавзолея, образует в плане крест, рукава которого увенчаны полуциркулярными, сводами, а средокрестье куполом служит усыпальницей римской императрице Галле Плацидии и двум ее ближайшим родственникам.
Изображения Усыпальницы связаны с христианским заупокойным культом.
В куполе располагается золотой крест.
В парусах — золотые символы евангелистов.
На стенах — апостолы. Между апостолами — пары белоснежных голубей у источника, символизирующие жаждущие человеческие души.
В б оковых рукавах — пары оленей пробираются через стебли пышных зарослей к озерку.
Своды — покрыты разнообразными орнаментами.
Против входа — подвиг св. Лаврентия, твердо восходящего на костер.
Над входом — изображение Рая с Добрым пастырем.
I. СБОРНИКИ РИМСКОГО ПРАВА ДО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА // Право России
... качестве переводчика. Цицерон в своем сочинении «de legibus » (II , 25) указывает также, что некоторые законы XII таб. были заимствованы из законов Солона. Из римских юристов весьма важно и свидетельство ... получили название leges duodecim tabularum . Судя по тому, что с целью составления сборника законов было отправлено особое посольство в Грецию, можно полагать, что в основу ...
Добрый пастырь. Сияющие светлыми красками на нежно-голубом фоне изображение Рая, где пасомые добрым пастырем блаженствуют овечки-души покойных христиан. Эта сцена является кульминацией и разрешением замысла всей мозаической декорации.
Второй мозаичный цикл Равенны Римского периода находится в Православном Баптистерии. Это маленькое восьмигранное здание для совершения крещения. Мозаики Православного баптистерия заметно отличаются от изображений мавзолея Галлы Плацидии.
1. Связь мозаинистов баптистерия с позднеантичным искусством гораздо теснее их образы, более чувственны. Трудно отличить прекрасные обнаженные тела из композиции «Крещение» от языческих изображений атлетов. В ликах апостолов переданы тончайшие отсветы человеческой кожи и глаз.
2. Мозаики баптистерия ближе римской художественной традиции, чем византийской. Поэтому в отличай от изображений Мавзолея им менее свойственны греческое чувство меры. Одеяние поражает тяжелой роскошью множества складок. Пышные орнаменты и натуралистически изображенные птицы меж их стеблей, ласкающие даже пресыщенный глаз, заполняют фоны. Телесное повсюду вытесняет бесплотное.
Мозаика (1.5) купола Православного баптистерия 3 четверть V в. Равенна.
Следующие по хронологии памятники, относящиеся ко времени правления остготского короля Теодорика Великого, мозаики Сант Аполлинаре Нуово обнаруживают сильнейшее сирийское влияние, поскольку сцены «чудес» и «страстей Христовых» изображены не в исторической последовательности, а следуя ходу сирийской литургии.
Нижние ярусы заполнены 2-мя композициями. В восточной части южной стены изображен восседающий на троне Христос с 4-мя архангелами, справа к трону движется длинная процессия св. мучеников. На северной стороне мученицы идущие к трону Марии и 4-х архангелов.
Мозаики ц. Сан Витале относящиеся к лучшему, что сохранилось на равенской почве от VI века, исполнены в несколько приемов. Древнейшей является, вероятно, мозаика апсиды. Христос между архангелами.
Капители в форме корзины прорезаны ажурным узором, изощренно тонким, привлекающий своей декоративной красотой, но разрушающим тектоническую природу ордера.
Церковь Сан Витале — 8-граный объем, над ним граненый барабан. Купол опирается на 8 столбов, образующих в центре здания ротонду. Она окружена 2-х этажным обходом с хорами на 2-м этаже.
Конха абсиды — восседающий на сфере юный Христос, по сторонам 2 архангела. Слева патрон хр. с. Витале — справа Ктитор (Ктитор — лицо построившее на свои деньги храм).
Христос в пурпуре на ярко-синем шаре. Символический райский пейзаж.
Стены абсиды левая и правая сторона — Шествие Юстиниана. Юстиниан в пурпурной одежде с золотой отделкой и украшениями. Справа — Максимилиан архиепископ в одеянии белого и табачного цветов, и 2 диакона. Слева 2 патриция в белых одеждах с пурпурными вставками, у края — группа юных воинов-телохранителей в ярких одеждах. Движение начинается от щита. Фигура Юстиниана делит композицию симметрично на 2 половины.
Древнеруськая иконопись – мозаика, фреска
... бессилен подняться духом над плоскостью здешнего. На иконах, изображающих рождение Христа, Богоматерь смотрит не на младенца в яслях. ... Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой». Это живопись ... и сцены из их жизни монументальные и величественны. Фрески Софийского собора показывают манеру письма здешних греческих и ...
Ярко-зеленая поверхность, обозначает землю, и золотое заполнение верхней части создает торжественно зовущий плоскостной фон. Люди в мозаике трактованы плоскостно, пропорции их тел вытянуты, ниспадающие плотными массами одежды делают фигуры бестелесными.
В мозаике передается не индивидуальный мир человека, а сверхчеловеческая духовная сила.
Мозаика с изображением Феодоры при стилистической близости к мозаике Юстиниана, решена в более свободных формах. Несколько отчетливее передано шествие, разнообразнее показана обстановка — архитектурные детали на фоне, фонтан с водой. Богатством оттенков отличается цветовая гамма мозаики. Если белое и табачное с пурпуровыми вставками одеяние патрициев и пурпур, с золотом одежда Феодоры перекликается с мозаикой Юстиниана, то одежды спутниц императрицы переданы с удивительным богатством цвета. Общая трактовка сцены проникнута духом строгой торжественности.
Декоративно-прикладное искусство
получило в VI веке большое значение, тяготело к роскоши и пышности. (Декоративные узоры Феодоры)
В резьбе из слоновой кости по-прежнему встречаются изображения церковных игр, театральных сцен и т.д.
Трон архиепископа Максимилиана. Наряду с довольно схематичными фигурами святых с пышностью и ювелирной тонкостью изображают богатые растительные мотивы, сочетающиеся с изображением животных и птиц.
Сцены из античных миров, часто воспроизводят на металле.
Важное место занимало производство художественных тканей.
Христианское население Египта получило название коптского.
Коптские ткани служили предметом экспорта. Вставки, украшения одеяния, церковные занавесы, погребальные саваны. Узор коптских тканей выполнялся шерстяной нитью по льняной основе.
античность статуя катакомба живопись