4. Художественная культура Древнего Китая
1. Культура Древней Индии
Культура Древней Индии сложилась на полуострове Индостан во II тыс. до. н. э. в результате синтеза двух традиций:
— традиций автохтонного (протодравидського) населения, что создало хараппской цивилизации с централизованным государством, иероглифическим письмом, высокой культурой городского строительства, с развитым духовной жизнью, что характеры оказывались под культом богини — матери, идеями перевоплощения и воздаяния (эти идеи вошли в более поздние религиозно — философские доктрины Древней Индии — брахманизм, буддизм, индуизм)
- традиций индоариев пришедшие сюда в сер II тыс. до. н. э. и принесли свой язык, священные тексты — Веды, ведическую религию многобожия, заняли доминирующее место в обществе
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа Ментальности народов, относящихся к этому типу цивилизации, присуща ярко выраженная своеобразие: сознание ориентирована на идеалы и духовные ценности. Уверенность религиозного поиска, аскеза, стремление к духовному совершенству характерные для индо буддийской культуры. Человек начинает внутренне противопоставлять себя миру, выражая стремление прожить жизнь как индивидуальность: она идет от коллектива, развивает свою субъективность, становится отшельником, мудрецом, ищет знания, выдвигает умопостигаемые идеи о мировом порядке.
Индо-буддийская цивилизация отличалась тем, что делала акцент на высшую ценность небытия. Жизнь человека — это ожидание освобождения от мира. Все определялось постулатом о высшем справедливость кармы, что в воздает каждому согласно его заслуг.
Религия ориентировала на отстраненность от реальности, пассивность личности, хотя человек и должна была стремиться к улучшению кармы путем самосовершенствования. Личность не имела собственной ценности. Человек представлялась как песчинка на берегу океана вечности, от нее ничего не зависело. Не случайно распространенным символом восточной культуры является человек в лодке без руля и без весел.
Отсюда фатализм, вера в предопределенность судьбы и событий как отражение отсутствия возможности влиять на исторический процесс. Поэтому стремление к свободе было реализовано в духовной сфере, где было возможно отстраниться от власти земной, что и нашло свое выражение в религиозных системах Древней Индии: брахманизме, буддизме и индуизме. Цивилизации Древнего Востока внесли огромный вклад в мировую культуру. Это были первые, по настоящему твердые шаги на пути к овладению и осмысления окружающего мира и осознания своего в месте в нему.
Древние и древнейшие люди
... Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам. 2. Древнейшие люди. обезьянолюдей. Питекантроп Питекантропы создали из камня первые ... существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности, ...
2. Художественная культура Древней Индии
Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еще два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна».
Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы.
Главные герои событий — Арджуна и его возничий и наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника — «Бхагаватгиту». Содержанием «Рамаяны» являются подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой — Ситы. Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IVвв. н.э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка.
Особого выделения заслуживает также творчество поэта и драматурга Кали — дасы. Мировую известность ему принесла драма «I Пакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары». Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней.
Это объясняется тем, что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы. Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи — это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.
3. Культура Древнего Китая
Культура Древнего Китая сформировалась в III тыс. до. н. э. и развивается почти непрерывно в течение 5 тысяч лет Китайский этнос создал особый тип культуры, отличается от культуры других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играла большую роль, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Крупнейшими, общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно соответствии с принятой нормы.
Жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, а, прежде всего, ритуализированная этика формировала лицо традиционной китайской культуры. Важной чертой древней китайской культуры было, в отличие от европейской, не достижение практических целей, а личное самосовершенствование человека.
Древняя культура китая реферат 5 класс
... тысячелетии до н. э в Китае существовали многочисленные неолитические поселения, обнесённые рвами. От этого времени до нас сохранились следы древнейшей китайской культуры - тонкостенные глиняные сосуды в виде ... Для того чтобы сделать правильный выводы, исследователь неизбежно должен смотреть в глубь веков, рассказывая о близких нам временах, всё время ссылаться на далёкое прошлое, ...
Характерными особенностями китайской культуры выступают: традиционализм — ориентация на поддержку образа жизни предков, на подчинение индивида социальному порядку, религиозно — поэтическое отношение я к природе, которая была предметом поклонения, китайская церемония — наличие фиксированных норм поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности, и которые были положены в основу нового типа городской рациональной культуры, (растворением) религиозного начала в социальном, что нашло яркое отражение в конфуцианстве.
Основными видами искусств в Китае выступают архитектура, литература, музыка, живопись, прикладное искусство. Уже в XV веке до. н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма насчитывающая около двух тысяч иероглифов.
Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II веке число иероглифов составляло более 10 тыс. с, в III веке — более 18 тыс. Создание иероглифической письменности дало возможность легко общаться носителям многочисленных языковых диалектов, не понимали устной речи, в письменной форме. При императорских дворах создаются большие библиотеки. В начале I тыс. до. н. э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы — «Книга песен», содержащий около 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Широко известны древние китайские монументальные сооружения — Большой канал, который строился на протяжении многих веков, и Великая китайская стена, строительство которой осуществляется в период объединения страны в единстве дину централизованное государство 221-207 до. н. э. и которая должна была защитить Китай от внешних врагов.
В культурной жизни Китая важны буддийские монастыри, которые были украшены скульптурными изображениями Будды и буддийских божеств, императорские дворцы (в III веке до. н. э. их было построено более 7000).
В VII-XVIII веках основное место среди других видов искусства занял живопись, который отразил преклонение людей перед красотами Вселенной, природы. Самостоятельными жанрами были люди, цветы, птицы, горы, воды, ставшие традиционными на многие века.
Древним китайцам принадлежат многие технических изобретений: магнитный прибор — прародитель компаса, водяная мельница, первый в мире сейсмограф, спидометр, бумага, книгопечатание, порох, фарфор и т.д. С наук бурно развивалась астрономия, математика и медицина. Так, впервые в истории человечества здесь был создан небесный глобус, воспроизводил движение небесных тел, составлен каталог медицинских книг, в которых были с собраны рецепты лечения многих болезней, впервые китайцы ввели понятие отрицательных чисел. Культуру Древнего Китая сохранила собственную самобытность на протяжении тысяч лет, можно по праву отнести к (Вечным цивилизациям).
4. Художественная культура Древнего Китая
культура индия буддийский китайский
Эпоха «Борющихся царств» характеризуется также значительными событиями в области художественной культуры. В этот период существенно расширяется круг затрагиваемых искусством. Создается первый трактат по архитектуре «Чжоули», в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.
Золотой век китайской культуры
... культуры. II РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КУЛЬТЫ Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской ... нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие», «взаимность». ... сохранился за правителем Китая до XX века. Девиз Вана был ...
Больших успехов достигает литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности — «Книги песен» — «Шицзин» (X1 — VI вв. до н.э.), включившей в себя более 300 песен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию. В этот период творит великий китайский поэт Цюй Юань (340 — 278 до н.э.), который был одновременно и лириком и трагиком. Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, Цюй Юань создал оду «Скорбь изгнанника», ставшую поэтической исповедью старца. Вторым большим поэтом стал Суп Юй (290 — 222 до н.э.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью. Он стал первым певцом женской красоты и любви. Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает на его завершающей стадии — с 111 в. до н.э. до 111 в. н.э. Этому способствовали глубокие изменения в других областях жизни. Министр Циньского царства Шан Ян, опираясь на идеи легизма, выступил инициатором широких реформ, в результате которых было установлено единое законодательство и судопроизводство, отменены наследственные титулы и привилегии, место колесниц и бронзового оружия в армии заняли конница и железное оружие и т.д.
Реформы проводились методами жесточайшего насилия и принуждения, однако благодаря им царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие «борющиеся царства», став мощной и централизованной державой. В 221 г. до н.э. циньский правитель принял новый титул «хуанди» — «император Цинь». В 206 г. до н.э. династия Цинь уступает место новой династии Хань, которая остается у власти до конца существования Древнего Китая — до 220 г. н.э.