Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого

Предметом исследования моей контрольной работы является педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого. На выбор темы повлиял мой собственный интерес.

Лев Николаевич Толстой (1826(28) — 1910) – великий русский писатель, известен и как педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике.

Л.Н.Толстой принадлежал к древнему русскому роду. Он родился 28 августа 1826(28) г. в селе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской области. Наряду с писательской деятельностью он очень много уделял внимания теории и практике свободного воспитания. В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл школу для крестьянских детей, где проводил большую экспериментальную работу по свободному воспитанию. Свои взгляды активно пропагандировал на страницах журналов, в письмах.

В своих многочисленных статьях Л.Н.Толстой призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало. Также он пытался создать свою методику обучения и воспитания.

Жизнь Л.Н.Толстого протекала в очень сложное и противоречивое время. Остро стоял вопрос о крепостных крестьянах. Реформа, проведенная в 1861 году, немногим помогла крестьянину: она оставила его нищим, забитым подчиненным помещику везде и всюду. Долгое время свобода крестьян оставалась лишь юридической, мнимой. Все эти и многие другие противоречия отразились в философских и педагогических взглядах Л.Н.Толстого.

Цель и задача данной контрольной работы рассмотреть деятельность Л.Н.Толстого, как деятельность педагога. Поставленная цель реализуется путем рассмотрения следующих взаимосвязанных задач:

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Педагогические идеи и взгляды Л.Н.Толстого.

Л.Н.Толстой много размышлял о философских вопросах, пытался найти ответы на вечные и риторические вопросы. В молодости он писал немало работ о смысле жизни, о роли материального и духовного начала, о свободе воли, о причинности и случайности.

Л.Н.Толстой с философской точки зрения разделял позицию идеализма; он всем своим существом отрицал, что в развитии общества важную роль играют материальные аспекты. Он верил, что сознание людей полностью не зависит от внешней среды. Толстой считал, что проблема несчастных людей в них самих, что корень зла надо искать в себе, а не винить во всех бедах других людей или абстрактное государство, власть.

1 стр., 468 слов

Эссе л н толстой человек немыслим вне общества

... и прислушиваться к своему сердцу, без взаимодействия с другими людьми , он бы не смог сделать это. Действительно, Толстой прав, говоря о том, что человек немыслим вне общества. ... Какое же влияние оказывает общество на человека ? Существуют определённые качества, которые приобретаются только когда человек находится в коллективе , среди других людей. Приобретаемые качества характеризуют его ...

Иногда Толстой отклонялся от идеалистических взглядов в сторону материалистических. С этой точки зрения он говорил, что материальный мир является чем-то реальным, физическим и, что здесь нет никакой мистической подоплеки.

Много слов сказано Толстым о свободе воли человека. Эти взгляды на свободу человека пронизывают всю его педагогическую теорию и деятельность. Толстой считал, что изначально человек несвободен, и что только сам человек может освободиться от душевной скованности. Причины душевной несвободы, по мнению Толстого, кроятся в самом человеке, а не условиях его жизни.

Л.Н.Толстой был верующим и набожным человеком, однако он резко критиковал лживость церкви, то, как религия прикрывала эксплуататоров, жесткость капиталистического режима. По мнению Толстого, религия должна быть чистой от всей государственной грязи. Такой религией он видел христианство.

Учение Толстого о нравственности тесно связано с его религиозными взглядами. Сущность этих взглядов в том, что Толстой хотел, чтобы все люди были свободны, любили друг друга, стремились к единению и братству.

Интересно отношение Толстого к искусству. Он считал, что современное искусство создано только для высшего света, а простой народ не имеет к нему доступа. В своих критических замечаниях против Пушкина, Шекспира, Бетховена и даже против своих собственных произведений Толстой принимал позицию простого крестьянина и недооценивал значения произведений авторов прошлых лет.

Настоящее искусство Толстой видел идейным, искренним, охватывающим всех людей, а не некую группу интеллигентов. Он считал, что искусство должно быть основано на религии, на всеобщей любви и братстве.

Педагогические взгляды Л.Н.Толстого складывались в результате кипучей деятельности, проходили через промахи и ошибки. Он подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России, утверждая, что в школах применяется насилие над детьми, что им прививается идеология господствующего класса.

Путешествуя по странам Европы Толстой, нелестно отзывался и о том преподавании. Он говорил, что дети в дальних странах также замучены и зажаты. Унижение детей, страх перед учителем, заучивание непонятных слов и определений из учебника, поклонение детей перед господствующим классом – вот, что увидел Л.Н.Толстой во время своих путешествий по европейским развитым странам. Все современные школы, как помещичье-монархические, так и буржуазной Европы, вместо того чтобы обеспечивать развитие детей, извращают природу ребенка, бросает Толстой обвинение официальной педагогике. Между тем все нормальные дети обладают всесторонними возможностями нравственного и умственного развития.

Педагогические взгляды Л.Н.Толстого несколько раз менялись на протяжении всей его жизни. В них главным является предоставление ребенку свободы, развитие его творческих начал.

В первом периоде Толстой считал, что в школе детей достаточно обучать только самому простому: чтению, письму, арифметике, закону божьему. Никаких других предметов, развивающих ребенка, по мнению Толстого, в школе преподавать не нужно. То, что знает обычный человек, должен немного знать и ребенок. Не более.

4 стр., 1660 слов

« Учебные книги К. Д. Ушинского, А.Л. Толстого для детей («Азбука», ...

... Ушинский составил две учебные книги для начального обучения. «Родное слово» - для первоначального обучения, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей ... Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей. Толстой Лев Николаевич- граф, ...

По прошествии нескольких лет взгляды Толстого изменились – интерес учащихся стал для него мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов.

Когда пришло время открывать народные школы, Толстой сузил критерий, определяющий содержание обучения, теперь он считал, что при составлении плана обучения нужно учитывать не детский интерес, а интересы патриархального крестьянства. По его мнению, интересы патриархального крестьянства равноценны потребностям всего крестьянства в целом.

В последние годы своей жизни Толстой снова изменил мнение относительно этого вопроса. Теперь самым главным Лев Николаевич считал религиозно-нравственное воспитание на основе настоящего, чистого христианства. Толстой называл пустой школу, где учили только чтению, письму, грамматике и другим общим предметам, но не касались нравственных и религиозных вопросов.

Л.Н.Толстой не разделял для себя понятия обучения и воспитания. По мнению Толстого всякое обучение воспитывает ребенка, нельзя передать знания, не воспитывая. Придя к выводу, что всякое обучение воспитывает, Л.Н.Толстой в своих статьях стал требовать, чтобы „в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т.п.”

По поводу методики обучения Л.Н.Толстой высказывался очень интересно, многие из его идей достойны воплощения. Великий педагог утверждал, что только тот метод преподавания хорош, которым довольны ученики. Он считал, что универсального метода, подходящего на все случаи жизни не существует. Толстой советовал учителям экспериментировать и находить новые способы передачи знаний, проявлять творчество в своей практической педагогической деятельности.

Среди различных методов обучения Толстой особенно выделял живое слово учителя. По мнению знаменитого писателя, рассказ учителя гораздо больше даст ребенку знаний, чем сухие данные в учебнике. Также Толстой много внимания уделял развитию творчества детей. Он рекомендовал задавать детям самостоятельные сочинения на различные темы. Например, тему „Как я провел лето” Лев Николаевич считал наиболее эффективной.

Толстой считал, что урок надо вести так, чтобы все ученики успевали. Так же, убедившись на собственном опыте, что наказание усиливает агрессию, он строго запрещал наказывать детей за их проступки. Толстой был яростным противником наказаний в школе, в то время как во всех школах царил „палочный метод”. Толстой утверждал, что для успешного проведения урока, не нужно переутомлять ребенка, необходимо следить, чтобы урок не был слишком труден для детей, и в тоже время урок не должен быть слишком легким, так как не будет стимула продолжать занятия дальше. Все это подробно и интересно описано в знаменитых педагогических статьях Л.Н.Толстого.

2. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он обучал грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активно он занялся педагогикой с 1859 года и продолжал свою работу с небольшими перерывами до конца своих дней. После возвращения с Крымской войны Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ.

9 стр., 4490 слов

Первые дни ребенка в школе

... образование. Физическая культура» проходила учебную («Первые дни ребёнка в школе») практику в средней школе №21 города Барановичи, которая находиться ... в жизни ребёнка - поступлением в школу. Одновременно с этим ребёнок приобретал новый социальный статус, он - школьник. Поступление в школу и начальный период обучения ... чтобы урок понравился всем ученикам без исключения, как заинтересовать ученика в том, ...

Наблюдая за поведением ребенка, подростка, юноши и опираясь на школьный опыт Толстой, приходит к выводу, что обучение – непростое дело. Для достижения лучших результатов он обращается к специальной литературе, вступает в контакты с деятелями просвещения, интересуется опытом разных стран. В 1857 году Толстой едет в Европу: посещает Германию, Францию, Швейцарию.

В 1860 году он вторично едет за границу. Он назвал эту поездку „путешествием по школам Европы”. Тогда Толстой посетил Германию, Францию, Швейцарию, Англию, Бельгию. Свои впечатления он выразил словами: „Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии”.

Эта поездка окончательно утвердила желание иметь свою школу и Яснополянская школа, открытая в 1859 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей.

Поначалу бесплатную школу крестьяне встретили с недоверием. В первый день школьный порог переступили только 22 ребенка, но через 5-6 недель число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ.

Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень перерыв на обед и отдых, затем снова 3-4 часа занятий. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Уходить ученики могли, когда захочется, даже прямо с урока. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю и старшую. Заданий домой не давали. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками, в ходе которой дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божьему, усваивали грамматические правила. Их обучали также рисованию, пению, истории, географии, природоведению.

Яснополянская школа для крестьянских детей помещалась рядом с домом писателя, во флигеле, который сохранился до наших дней. На занятия дети могли приходить по желанию, за прогулы их никто не наказывал.

Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне школы. Образовательное значение их не только не отрицалось, как это делалось в большинстве других школ, а напротив рассматривалось как предпосылка успеха школьной деятельности. В школе царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся и развивался учениками, очень любившими свою школу и своего учителя – Льва Толстого.

Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаше всего урок он вел в форме рассказа. Этим методом обучения Толстой владел в совершенстве. Его рассказы были полны яркостью, искренностью и эмоциональностью.

Быть учителем в Ясной Поляне оказалось гораздо сложнее, чем в школе с жестким расписание уроков, принудительной дисциплиной, набором известных средств поощрения и наказания. От учителя требовалось нравственное и интеллектуальное напряжение, умение учитывать состояние и способности каждого из своих воспитанников. Учитель должен был обладать педагогическим творчеством.

6 стр., 2715 слов

Теория свободного воспитания Руссо и свободного образования Толстого: ...

... детьми позволили ему прийти к данной трактовке свободы. Именно с позиции свободы он рассматривает сущность понятий воспитание, образование, обучение и преподавание. Из вышеперечисленных процессов истинно свободным Л.Н. Толстой ... Идея свободного воспитания, ... воспитание, осуществляемое в учебных заведениях, по мнению автора, приносит самые вредные плоды. Исходя из этого, Л.Н. Толстой считает, что школа ...

Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам у детей, приобрела самую лучшую репутацию у крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст.