Контрольная работа: Театр и музыкальная культура России XIX в

Контрольная работа

Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на этапе начала нового тысячелетия. Именно поэтому основной целью работы можно считать изучение путей развития и закономерностей развития культуры России в 19 столетии. Также хотелось бы обратить особое внимание на особенность становления основных видов искусства.

Неслучайно первую треть 19 века называют “золотым веком” русской культуры, так как это время резкого культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

В истории культуры России « золотой век » занимает особое место. Это небывалый взлет русской культуры, это век, когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия 19 века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. На этом отрезке времени завершился процесс складывания и формирование национальной культуры.

российская художественная культура

Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их.

В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки, театра. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас, и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности.

2. Русский театр.

Термины «театр» , «драма» вошли в русский словарь лишь в 18 веке. В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» — «игрище», «игра».

Русский театр

придворный и школьный

Вступив на престол, Петр I не был удовлетворен школьным театром. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Он задумал построить в Москве театр, но не для избранных, а открытый для всех. По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание — «Комедиальная храмина». Репертуар театра успеха у публики не имел, и театр прекратил свое существование в 1706 году. В 1720 Петр делает вторую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Петру не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и петербургская попытки не дали серьезных результатов. Тем не менее, именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, театр функционирует как публичный и общедоступный.

9 стр., 4436 слов

Культура России второй половины 18 в

... в., характеризующийся становлением новой русской культуры; 2) середина - вторая половина века XVIII, когда происходил ... России второй половины XVIII в Образование и наука Вершиной творчества, которая приходиться на правление Елизаветы Петровны ... театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристократичность. Реформы Петра ...

Театр в России в 19

Локателли

Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II значительно увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах. К началу 19века в Москве насчитывалось около 15 частных театров.

И петербургская, и московская труппы ощущали недостаток женщин-актрис. В Ярославской труппе Волкова женщин не было вообще, женские роли исполняли юноши. Тема недостатка в России хороших актрис хорошо раскрыта в произведении А.И.Герцена «Сорока-воровка». Его повесть на основе рассказов М.С.Щепкина о судьбе крепостной актрисы перерастает в критику всего театра, прототипом которого является крепостной театр графа С.М.Каменского. Рисуя в повести горестную историю русской актрисы, сохранившей свою человеческую гордость и в уничижении, в рабстве, писатель обращает внимание на неисчерпаемые творческие возможности, духовное величие порабощенного русского народа. Хороших актрис нет в России, с этим согласны все герои повести, но каждый объясняет свою причину этого явления: будь то патриархальная скромность русской женщины или эмоциональная неразвитость. Однако и позже, когда с трудом был подобран первый состав актрис, они выходили на сцену только в ролях молодых женщин, амплуа комических старух еще долгое время сохранялось за мужчинами.

Период классицизма в России продолжался недолго – уже с середины 1760-х начинается становление сентиментализма. Появляются «слезные комедии» В.Лукинского, М.Веревкина, М.Хераскова, комическая опера, мещанская драма. Развивается сатирическая комедия – Недоросль Д.Фонвизина, Ябеда В.Капниста.

По мере развития российских театров для правительства становилась все очевиднее их роль в формировании идеологии и общественных настроений. В 1766 году по приказу Екатерины II была создана Дирекция Императорских театров, в ведение которой со временем перешли все ведущие театры России. К концу 18 в. получают распространение крепостные театры. Сюда для занятий с актерами приглашались театральные специалисты – актеры, балетмейстеры, композиторы. Некоторые из крепостных театров (Шереметева в Кускове и Останкине, Юсупова в Архангельском) богатством своих постановок превосходили театры казенные.

В целом процесс формирования профессионального театра в России в 18 в. завершился. Следующий, 19 век, стал периодом бурного развития всех направлений русского театра. Первая половина 19 в. в России ознаменована двумя важнейшими событиями, оказавшими влияние на все сферы общественной жизни и на театр в том числе. Первое из них – война против наполеоновской Франции, вызвавшая огромный рост патриотических настроений. Не сложно заметить, что развитие театра в первые десятилетия 19 века проходило под огромным влияние Отечественной войны 1812 г. Актуальность ставящихся в этот период патриотических трагедий ( Эдип в Афинах и Дмитрий Донской В.Озерова, пьесы Ф.Шиллера и У.Шекспира), способствовали формированию романтизма. В романтической манере игры раскрылся талант артистов следующего поколения – Я.Шушерина, А.Яковлева, Е.Семеновой , дарование которой высоко ценил А.С.Пушкин. Среди комедийных актеров выделялись В.Рыкалов, И.Сосницкий, М.Вальберхова.

14 стр., 6848 слов

Особенности развития театрального искусства в Германии и России начала ХХ века

... ]. 2.2 Особенности театрального искусства в Германии начала 20 века Начало столетия - время невиданного социально-экономического подъема для Германии и России. При этом Германия выделяется темпами экономического ... преобразованиями. В конце 19 века основаны великие театральные школы и театры. В 70 - 80-е годы 19 века большое значение в развитии театрального искусства имел Мейнингенский театр. В ...

В первой четверти 19 в. произошло и первое официальное выделение российского драматического театра в отдельное направление (прежде драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной, а одни и те же актеры часто выступали в спектаклях разных жанров).

В 1824 бывший театр Медокса был разделен на две труппы – драматическую (Малый театр) и оперно-балетную (Большой театр).

Малый театр получает отдельное здание. В Петербурге драматическая труппа была отделена от музыкальной в 1803.

Однако свободное развитие театра было приостановлено в 1825, когда восстание декабристов привело к усилению реакции. Цензура запрещает к постановке лучшие драматургические произведения того времени: Горе от ума А.Грибоедова (1824, запрет снят в 1831); Борис Годунов А.Пушкина (1825, запрет снят в 1866); Маскарад М.Лермонтова (1835, запрет снят в 1862).

Основу репертуара российского театра этого периода составляют водевили и монархические пьесы Н.Кукольника, Н.Полевого, П.Ободовского и др. На этом фоне большой общественный резонанс вызвала постановка комедии Н.Гоголя Ревизор (1836).

Театр второй половины 19 века неразрывно связан с именем Островского, который внес неоценимый вклад в историю театра. В период творчества А.Н.Островского Малый театр сохранял положение главного центра театральной культуры. Его звали “Домом Щепкина”, в нем живы были и развивались традиции отца сценического реализма. Вместе с тем Малый театр по праву зовется “Домом Островского”.

К 1830–1840-м годам в России существенно увеличивается число провинциальных театров. Многочисленные провинциальные театры, работавшие в условиях антрепризы, находились в более сложном положении. Это связано в первую очередь с финансовыми трудностями.

Периодом стремительного взлета и бурного расцвета российского театра стал рубеж 19–20 веков. Время на стыке двух столетий связано со становлением новых театральных эстетик, которые поначалу совпадали с революционными социальными преобразованиями. Театральная жизнь бурлила в обеих столицах, куда стягивались и лучшие силы российской театральной провинции. Это время было переломным для всего мирового театра: появилась новая театральная профессия – режиссер. Это был период небывалого взлета всего русского искусства, получивший впоследствии название Серебряного века. И драматический театр представал в огромном разнообразии эстетических направлений, сосредоточивая на себе внимание мировой театральной общественности.

9 стр., 4453 слов

Серебряный век русской культуры (3)

... наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях ... театре и музыке. серебряный литература театр живопись [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/ 1. Серебряный век в литературе [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/ Понятие «Культуры серебряного века» ...

Для того, чтобы считать Россию рубежа 19–20 веков средоточием мировых театральных достижений, было бы достаточно одного К.Станиславского с его новаторской системой и созданным им вместе с В.Немировичем-Данченко Московским Художественным театром (1898).

Несмотря на то, что МХТ открылся спектаклем Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, знаменем нового театра стала драматургия А.Чехова. Недаром на занавесе МХТ – чайка, отсылающая к названию одной из лучших пьес Чехова и ставшая символом театра. В театральном искусстве, как и в литературе, проходила быстрая смена художественных направлений, основоположником реалистической школы является именно Станиславский. Но одна из главных его заслуг перед мировым театром – это воспитание талантливых учеников, вобравших в себя опыт его театральной системы и развивающих ее дальше в самых неожиданных и парадоксальных направлениях (яркие примеры – В.Мейерхольд, М.Чехов, Е.Вахтангов).

Пимен Николаевич Арапов

На протяжении всего 19 столетия сложились несколько театральных династий, в которых профессия актер переходила из поколения в поколение. Ярким примеров является семейство Самойловых. Оперный певец В. М. Самойлов — основатель этой династии, его сын был знаменитым артистом драматического Александринского театра. Также не менее известной театральной семьей является семья Астаповых. Основатель династии Александр Христофорович Ярославцев, известный в середине 19 века антрепренер, один из тех, кто осваивал сибирскую театральную целину. Его дети унаследовали отцовскую предприимчивость, но кроме того, еще в отрочестве развили в себе артистический дар, и каждый из них, держа свою антрепризу, был еще и любимцем публики. Таким образом, к началу 20 столетия на российской сцене становятся востребованы простые актеры из самых разных слоев общества. Герой нового времени – обычный житель нашей страны, с повседневными заботами и проблемами. Это становится своего рода протестом русского театра против насилия и рабства.

Сегодняшний день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком. Режиссеры традиционных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами. С 2002 открылся проект Театр.doc , построенный на отказе от литературной основы спектаклей: материалом для них служат расшифровки реальных интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат и герои будущих постановок. И это далеко не все сегодняшние театральные эксперименты.

3. Формирование и утверждение национальной музыкальной школы.

колдак

Одной из главных проблем в изучении развитии композиторской школы до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыку установившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней «русского» и «западного». Значительность этих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительного роста светского искусства русские музыканты неминуемо должны были усваивать опыт старших композиторских школ Европы. В первых опытах русских композиторов нетрудно обнаружить следы влияния итальянской или французской оперы, инструментальных традиций итальянской, немецкой, австрийской или чешской школы, а главное — классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это отнюдь не лишало русскую композиторскую школу национального своеобразия. Скорее напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный облик, свое лицо.

4 стр., 1768 слов

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музыки

... музыкального руководителя является воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами русского ... повышение интереса к своей национальной культуре, к искусству, в частности к народной песне. Народная песня входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую он ...

Таким образом, вплоть до петровских времен русская народная музыка развивалась в основном по следующим жанрам: обрядовые песни , трудовые песни, былины, лирические песни, частушки . Позднее в эпоху средневековья широкое распространение получает знаменный распев , а также танцевальные произведения других народов (полька, вальс, полонез , и др.).

К.А.Кавоса

В 18 – 19 веках особой популярностью пользовались также танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей — менуэт, полонез, англез — прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей. Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейском искусстве — классицизм, сентиментализм, реализм .

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания («арии»), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

В период второй половины 18 века музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита . Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства конца 18 столетия в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов.

В.А.Пашкевич

Под конец 18 века развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело.

Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства — музыка роговых оркестров. Они исполняли достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях. В это самое время все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов

Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин

Русская композиторская школа за короткий срок прошла сложный путь; в ней успели оформиться художественные направления. Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма, этого господствующего художественного направления 17-18 веков.

8 стр., 3622 слов

Отражение менталитета в русской смеховой культуре XI-XVII веков

... является менталитет русского народа. Предметом исследования является русская средневековая смеховая культура. Историография проблемы. Д. С. Лихачевым, Ю. М. Лотман, В. Я. Проппа Целью данной работы является: исследование основных ... не был так однозначен относительно веселья и смеха. Достаточно вспомнить карнавалы Средних веков. В чем же выразилась эта неоднозначность? М. М. Творчество, Аверинцев С. ...

Осваивая достижения западноевропейской музыки, русские композиторы сумели проявить к ним творческое отношение, использовать их в духе своей национальной культуры. Русские композиторы стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй. Процесс освоения новых жанров в музыке опиралось в первую очередь на народный фольклор и русскую культуру. Народная песня — главный источник творчества композиторов. Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу. Появиляютя нотные записи народных песен, вышли в свет первые печатных нотные сборники русских песен. Первые печатные сборники народных песен послужили прочной основой для композиторского творчества.

К началу 19 века относится создание первых научных трудов о музыкальном творчестве русского народа. Начиная с этой поры процесс собираний и изучения народных песен становится важным, необходимым условием всего дальнейшего развития русской музыкальной культуры.

Именно в эту эпоху опера становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства. Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику, где, несомненно, первостепенную роль играют песни и романсы. У русских композиторов 19 века излюбленной формой хорового творчества становится духовный концерт.

Михаила Ивановича Глинки

Основной проблемой крепостной России было отсутствие специальных музыкальных учебных заведений. Обучение музыке происходило либо частным образом, либо в музыкальных классах при различных учебных заведениях, имевших очень ограниченные образовательные цели. Придворная капелла готовила только церковных певчих. В сущности, история профессионального музыкального образования в России начинается только с 60-х годов 19 века, т.е. со времени возникновения Петербургской и Московской консерваторий – крупнейших центров подготовки национальных музыкальных кадров. Вместе с развитием национальной музыкальной культуры развивалась и профессиональная музыкальная критика.

П.И. Чайковского, М.И.Глинки, М.П. Мусорского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова

Развитие русской национальной музыки происходило разными путями, подтверждавшими самостоятельность формирования композиторского мастерства. Во главе Петербургской композиторской школы стояла “Могучая кучка”, в Москве – гениальный русский композитор П.И. Чайковский. Идеи русского демократического движения 60-х годов нашли творческое отражение в сотрудничестве деятелей музыкальной культуры Петербурга, известной под названием “ балакиревский кружок ” или “Новая русская музыкальная школа ”. Основная задача русского музыкального общества, как говорилось в уставе, заключалась в развитии музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрении отечественных талантов. Блестящие успехи русской исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной культуры. Европейские страны и далекая Америка смогли ознакомиться с мастерством выдающихся русских музыкантов и с лучшими произведениями русских композиторов.

5 стр., 2109 слов

«Язык и культура – творцы человека?» статья по русскому языку

... речь… Вот тогда-то находишь много недостатков. То есть того, что можно исправить! Так у меня было. Эссе «Язык и культура – творцы человека?» статья по русскому ... и есть показатель уважения. Что такое речевая культура? Речь — это форма вербального общения людей. Она предполагает ... являются русские суффиксы: и уменьшительные, и ласкательные, и уничижительные. Слово «талант» скажет о человеке, что ...

Традиции и новаторство в творчестве композиторов 20 столетия выражалось главным образов в развитии новых стилей и направлений: импрессионизм , экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др. Наиболее яркими представителями эпохи академической направленности являются И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин, А.И.Хачатурян – композиторы, творчество которых стало «музыкальным символом» современности. Многообразие современной популярной музыки произошло благодаря огромному вкладу Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, А.И.Галич и др. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин , С.В. Рахманинов , Е.А.Мравинский, Е.Ф.Светланов, А.В.Свешников и др.

4. Тест.

А – М.А.Балакирев е)1837-1910 6) Восточная фантазия «Исламей»

Б – А.П.Бородин д)1833-1887 2) 2-я «Богатырская» симфония

10) эпирическая опера «Князь Игорь»

В – М.И.Глинка г)1804-1857 9) опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

11) опера «Руслан и Людмила»

Г – А.С.Даргомыжский в)1813-1869 5)народно-бытовая музыкальная драма

«Русалка»

13) опера «Каменный гость»

Д – М.А.Мусоргский б)1839-1881 3)фортепьянные пьесы «Картинки с выставки»

7) опера «Борис Годунов»

12)опера «Хованщина»

Е – П.И.Чайковский а)1840-1893 1)симфония «Манфред»

4) музыкальная драма «Чародейка»

8) опера «Евгений Онегин»

14)балет «Спящая красавица»

15)балет «Щелкунчик»

16)балет «Лебединое озеро»

4. Заключение.

Путь, пройденный русской музыкой и театром в течение длительного исторического периода — от древнейших времен до начала 21 века, — представляет собой закономерный процесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшей культуры великого народа. Рост этот совершался в обстановке острых социальных противоречий, вопреки многовековому и жестокому политическому и духовному угнетению народа. Он не прекращался даже в условиях тяжелой, героической борьбы народа за национальную независимость Родины и ее культурно-историческое наследие в периоды вражеских нашествий, для отражения которых потребовалось величайшее напряжение всех народных сил. О труднейших и неблагоприятных обстоятельствах исторического развития русской культуры и, не смотря на них, о её величайших художественных достижениях писал А.М. Горький: «В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условии прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок».

7 стр., 3398 слов

Национальная культура реферат по культурологии

... национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как "национальная идея". В русском варианте - это "русская ... и распространяют среди широкой публики. Массовая культура (лат. massa - ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым ...

Безусловно, взаимопроникновение музыки и театр очевидна. На мой взгляд, существование одного вида искусства без другого не возможно, так как музыка заняла и в театре видное место. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Сегодня широко обсуждается необходимость театральной реформы. Впервые вопрос о насущной потребности театральной реформы был поднят в начале 1980-х. Первыми шагами этой реформы стало постановление Правительства России 2005 о дополнительном финансировании ряда театров и учебных театральных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Однако до системной разработки схемы театральной реформы еще далеко. Какой она будет – пока неясно.

6. Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/muzyika-i-teatr-veka/

  1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/А.Н.Маркова, Л.Н.Никитич, Н.С.Кривцова, и др.; под ред.проф. А.Н.Марковой.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995.-224с.
  2. История русской культуры XVIII-XIV веков: Ю.С.Рябцев, 1997.
  3. Культурология. Учеб. пособие для вузов; В.В. Викторов, 2007.
  4. Культурология. А.И.Кравченко.- М: Проспект,2004.

5. Культурология. История мировой культуры Учеб. пособие для вузов; под ред.

Н.О.Воскресенской,2003.


не сложно

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.