Современная научно-техническая революция характерной чертой которой является бурное развитие науки, техники и производства, вошла в противоречие со старым ненадежным, малопроизводительным способом мышления и поиска новых решений. Человеческое общество пытается преодолеть это противоречие созданием специальных научных методов активизации и рациональной организации творчества .
Техническое творчество — важная сфера интеллектуальной деятельности человека. Это способность преобразовывать материальный мир вокруг себя, адаптировать его к своим нуждам.
Постепенно, с развитием техники и образования начали появляться инженеры в различных областях: металлургия, строительство и т.д., что создало предпосылки для специализации инженерного дела: технологи, механики, конструкторы. Возникла необходимость создания методов — инструментов инженерного труда. Методов технического творчества. Некоторые из них складывались исторически (метод проб и ошибок, морфологический анализ, мозговая атака), другие развивались с развитием общества (функционально — стоимостный анализ, теория решения изобретательских задач).
Методы технического творчества развиваются и сейчас, помогая находить все боле новые и совершенные решения технических и организационных проблем.
1. Общие сведения
Массовая высокоэффективная творческая деятельность невозможна без научной организации умственного труда. Именно поэтому закономерен в наше время интерес специалистов самого широкого профиля (инженеров, философов, психологов и т.д.) к техническому творчеству. Оно становится темой глубоких научных исследований. Стремление повысить эффективность творческого труда породило ряд приемов, методов и методик, позволяющих рационально организовать поиск новых технических решений, активизировать мышление, развить и реализовать творческие способности человека.
В таблице 1 приведены некоторые известные методы (и методики) поиска новых технических решений за период с 1942 по 1980г.г.
Таблица 1 , Методы поиска новых технических решений
Название метода |
Год появления |
||
СССР |
|||
Метод экономического анализа и поэлементной отработки конструкторских решений |
Ю. Соболев |
1950 |
|
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) |
Г. Альтшуллер |
1956 |
|
Метод направленного мышления |
Н. Середа |
1961 |
|
Методика семикратного поиска |
Г. Буш |
1964 |
|
Метод психоэвристического программирования (ИПИД) |
В. Чавчанидзе и др. |
1968 |
|
Метод использования библиотеки эвристических приемов |
А. Половинкин |
1969 |
|
Метод системно-логического подхода к решению изобретательских задач |
В. Шубин |
1972 |
|
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций |
Г. Буш |
» |
|
Обобщенный эвристический алгоритм |
А. Половинкин и др. |
1976 |
|
Метод десятичных матриц поиска |
Р. Повилейко |
» |
|
Метод выявления обобщенных приемов на основе анализа описаний изобретений |
М. Зарипов и др. |
1978 |
|
Вепольный анализ |
Г. Альтшуллер |
» |
|
Методика анализа свойств и синтеза технических решений (АССТР) |
А. Чус |
1979 |
|
Аксиоматический метод понятий |
В. Скоморохов |
1980 |
|
Германия |
|||
Метод каталога |
Ф. Кунце |
1926 |
|
Метод организующих понятий |
Ф. Ханзен |
1953 |
|
Метод конференции идей |
В. Гильде и др. |
1970 |
|
Систематическая эвристика |
И. Мюллер и др. |
» |
|
Анализ затрат на основе потребительной стоимости |
Х. Эберт, К. Томас |
1971 |
|
Чехословакия |
|||
Метод комплексного решения проблем |
С. Вит |
1967 |
|
Англия |
|||
Метод фундаментального проектирования |
Е. Матчетт |
1966 |
|
Метод контрольных вопросов |
Т. Эйлоарт |
1969 |
|
Метод функционального изобретательства |
К. Джонс |
1970 |
|
Метод расчлененного проектирования |
» |
» |
|
Метод ликвидации тупиковых ситуаций |
» |
» |
|
Метод трансформации системы |
» |
» |
|
США |
|||
Морфологический анализ |
Ф. Цвикки |
1942 |
|
Синектика |
В. Гордон |
1944 |
|
Метод контрольных вопросов |
Д. Пойа |
1945 |
|
Инженерно-стоимостной анализ |
Л. Майлз и др. |
1947 |
|
Метод контрольных вопросов |
Р. Кроуфорд |
1954 |
|
Метод ведомостей характерных признаков |
Р. Кроуфорд |
» |
|
Метод мозгового штурма |
А. Осборн |
1957 |
|
Метод контрольных вопросов |
С. Пирсон |
» |
|
Метод фокальных объектов |
Ч. Вайтинг |
1958 |
|
Метод анализа затрат и результатов |
Ю. Фанге |
1959 |
|
Метод творческого инженерного конструирования |
Г. Буль |
1960 |
|
Метод контрольных вопросов |
А. Осборн |
1964 |
|
Метод рационального конструирования |
Р. Мак-Крори |
1966 |
|
Метод ступенчатого подхода к решению задач |
А. Фрейзер |
1969 |
|
Метод музейного эксперимента |
Коллект. авт. |
1970 |
|
Франция |
|||
Метод «матриц открытия» |
А. Моль |
1955 |
|
Метод «Креатике» |
Коллект. авт. |
1970 |
|
Интегральный метод «Метра» |
И. Бувен и др. |
1972 |
|
Анализ, приведенных в таблице 1 методов поиска показывает возрастание темпов развития методологии технического творчества, увеличение количества его методов: до 1940г. был разработан один метод; в период с 1940 до 1950г.г. — 4; с 1950 до 1960 г.г. — 10; с 1960 до 1970г.г. — 11; с 1970 до 1980г.г. — 18 методов. Появлялись новые методы так же после 1980г. Эти методы были направлены на усовершенствование, углубление уже известных методов (методик).
Кроме этого в данный период бурно развивались компьютерные методы технического творчества. Существенно изменился научный уровень методов. Он поднялся от метода каталога , основанного на поиске идеи решения с помощью случайных ассоциаций, до современных глубоко научно обоснованных алгоритмических методик поиска, например, АРИЗ-77, позволяющих в кратчайшее время находить новые технические решения высокого уровня, и обобщенного эвристического алгоритма, дающего новые рациональные решения с помощью ЭВМ .
В настоящее время сформировалась такая система знаний о техническом творчестве и его методах, которую уже уверенно можно считать фундаментом науки.
2. Методы поиска технических решений
Одним из наиболее распространенных в настоящее время является метод контрольных вопросов . Основная цель его — с помощью наводящих вопросов подвести к решению технической задачи. Суть метода состоит в том, что изобретатель отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свою задачу. Широко распространены универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлофртом, Д. Пирсоном и др. Они состоят из различного количества вопросов.
За рубежом чаще пользуются вопросником, разработанным А. Осборном, который содержит 9 групп вопросов.
Список контрольных вопросов по А. Осборну
1. Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?
2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно скопировать? Какой технический объект нужно опережать?
3. Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?
4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего объекта? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить?
6. Что можно в техническом объекте заменить? Что, сколько замешать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?
7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспортировать причину и эффект. Изменить скорость или темп? Изменить режим?
8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное. Нельзя ли обменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
Одним из лучших можно считать список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности, он дал программу работы талантливого изобретателя, с фанатической настойчивостью пытающегося решить задачу методом проб и ошибок. Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие — глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы, по-своему, очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности Т. Эйлоарта.
Список контрольных вопросов по Т. Эйлоарту
1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
5 Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).
6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т. д.; различные длины воли, поверхностные свойства и т. п., переходные состояния — замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.
7. Установить варианты, зависимость, возможные связи, логические совпадения.
8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.
10. Попробовать «национальные» решения — хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.
11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис — все с ней.
12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы.
13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д. разных решений проблемы или ее частей, искать. проблемы в решениях или новые комбинации.
14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п.
16. В воображении залезть внутрь механизма.
17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
18. Чья это проблема? Почему его?
19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
20. Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?
21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.
Существует также список вопросов Д. Пойа, который отличается тем, что вопросы здесь составляют определенную систему (в других списках их можно менять местами).
Наиболее обширен и универсален вопросник советского изобретателя и исследователя в области технического творчества Г.Я. Буша, называемый еще вопросником мысленного эксперимента изобретателя.
В процессе решения технических задач возможно использование и других известных методов в соответствии с таблицей 3.1. Описание этих методов приводится в технической литературе .
3. Идеальное техническое решение
К одному из приемов, помогающих выбору нового технического решения на главной магистрали развития, относится формулировка идеального технического решения (ИТР), которое называют по разному: «идеальный конечный результат», «идеальная машина», «предельно совершенное устройство» и т.д.
ИТР является как бы ориентиром для выбора прототипа и конструирования улучшенного технического объекта.
Определение ИТР. , Принято считать техническое решение идеальным, если оно имеет одно или несколько из следующих свойств:
а) в ИТР размеры технического объекта приближаются или совпадают с размерами обрабатываемого или транспортируемого объекта, а чистая масса технического объекта намного меньше массы обрабатываемого объекта;
- б) в ИТР масса и размер технического объекта или его главных функциональных элементов приближаются к нулю, а в предельном случае равны нулю (когда устройства вообще нет, а необходимая функция выполняется);
- в) в ИТР время обработки объекта приближается к нулю или равно нулю;
- г) в ИТР кпд приближается к единице или равен единицы, а расход энергии приближается к нулю или равен нулю;
- д) в ИТР все части технического объекта выполняет полезную работу в полную меру своих расчетных возможностей;
- е) технический объект, имеющий ИТР, функционирует бесконечно длительное время без ремонта и остановок;
- ж) технический объект, имеющий ИТР, функционирует без человека или при его минимальном участии;
- з) технический объект, имеющий ИТР, не оказывает никакого отрицательного влияния на человека и окружающую природную среду.
В качестве примера приближения к ИТР можно привести радиоаппаратуру, передающую информацию без проводов (мобильные телефоны), прототипом для которой были телефоны, передающие информацию по проводам; ЭВМ на микросхемах и сверхбольших интегральных схемах, прототипом для которых были ЭВМ на электронных машинах.
Для формулировки ИТР полезно использовать следующие правила:
- Не следует думать заранее возможно или невозможно в принципе осуществить ИТР, и какими путями будет реализовано ИТР.
— Любой класс (тип) технических объектов имеет вполне определенное направление (или главную магистраль) развития. Главную магистраль развития технического объекта можно представить в виде схемы, приведенной на рисунке 1. Т1, Т2, Т3 — предшествующие массово выпускаемые технические объекты, Т4 — рассматриваемый прототип, б — угол поиска без знания ИТР, в — сужение угла поиска с ориентацией на ИТР.
6
Рис.1 . Главная магистраль развития технического объекта.
В связи с этим все изобретения можно разделить на две группы: прогрессивные (Т1-Т4), которые лежат на главной магистрали, и тупиковые (Т3а, Т4а), уходящие в сторону от главной магистрали.
К одному из приемов, помогающих выбору нового технического решения на главной магистрали развития, относится формулировка ИТР.
L, мм |
D1, мм |
D2, мм |
d1, мм |
d2, мм |
, мм |
, мм |
Материал |
|
1500 |
1000 |
1400 |
800 |
1200 |
20 |
50 |
СЧ 25 |
|
Терминология развивающейся техники. Основные методы и приемы творческого труда. Виды операций при создании технических объектов, принятием идеальных технических решений. Метод контрольных вопросов. Порядок подготовки технического задания для объекта.
контрольная работа