По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере искусства начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования искусства при условии их успешного применения.
Актуальность.
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще — как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство — нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. — С.-Пб.: Специальная литература, 1999.- с. 94
Менеджмент в социально-культурной сфере
... сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных ...
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот — в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе — применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Задачи:
1. Изучить историю и сущность менеджмента.
2. Рассмотреть ключевые понятия менеджмента в сфере искусства.
1. Менеджмент как наука управления
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
- политической — необходимость установления и поддержания порядка в группах;
- экономической — необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
- оборонительной — защита от врагов и диких зверей.
Орлов А.И. Учебник по менеджменту. М., 1998. — с. 51
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.).
К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I период — древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления — начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. — с. 67
Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе и принципах эффективного управления занимал многих великих мыслителей, а основы управления как процесса, возникающего из-за возникновения целей, достижение которых требовало совместных усилий людей, были заложены еще в античности.
Платон, например, рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что управление является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. Однако законы сами по себе слишком абстрактны и догматичны для того, чтобы на их основе можно было бы отыскать правильное решение в каждой конкретной ситуации. А на практике управление обществом есть своего рода искусство и поэтому целесообразней будет принадлежность полномочий не законам, а некоему политику, владеющему искусством управления общественными делами на основах разума, способного к правильному пониманию и применению этих законов.
Муниципальное управление в сфере культуры и досуга
... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА 1.1 Муниципальное управление в сфере культуры и досуга Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также ...
Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной экономической теории), которым указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечал Аристотель, дело это довольно хлопотное, а поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя такую обязанность, сами же они занимаются политикой или философией. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. — М.: МГУКИ, 2003. — с. 201
Эпоха рабовладения в целом характеризовалась преобладанием методов прямого принуждения, насилия и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, принудительный труд стал неэффективным, и заменившая его система наемного труда зарождавшейся буржуазной эпохи основывалась на принципиально ином механизме социального принуждения, широко использующем материальное стимулирование работников и экономические рычаги в управлении трудом.
С накоплением собственности, с усложнением технического строения капитала владельцы производства стали передавать часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим — менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры выступают исполнителями, проводниками воли капиталиста на предприятии.
Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, которые лучше информированы о том, как наилучшим образом управлять организациями. В современных условиях конкурентной, изменчивой среды менеджеры являются носителями знаний о том, как лучше использовать ресурсы предприятия. Наряду с эволюционным развитием теории и практики управления на протяжении истории человечества можно выделить и определенные «скачки» или «управленческие революции», которые резко продвигали вперед управленческие отношения. Первой управленческой революцией принято считать зарождение письменности в древнем Шумере и образование особой касты «жрецов-коммерсантов», связанных с торговыми операциями. За этой религиозно-коммерческой революцией последовали и другие. Вторую управленческую революцию относят к 1760 г. до н.э. и связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования отношений между различными социальными группами. Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоносора II (VII в. до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Следующий этап развития управления связан с возникновением и распространением христианства, которое, признав труд делом необходимым и угодным Богу, изменило отношение к труду и способствовало распространению инноваций через монастыри. Четвертая управленческая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII-XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.
Управление сферой культуры: региональный аспект
... региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства. Муниципальная политика в сфере культуры ... Ч. Лэндри [10, 16].Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной ... между великими культурами и культурами малых этносов. В научных трудах А.В. Малько ...
II период — индустриальный период (1776-1890).
Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежите. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII века. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
III период — период систематизации (1856-1960 ). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. — Спб.: Лань, 2001. — с. 135
Управление творческим потенциалом организации
... как движущей силе инноваций. Дать определение творческому потенциалу организации Обозначить центральную роль управленца в управлении творческим потенциалом кадров. Выявить взаимосвязь между стилем управления и инновационным развитием организации. Сформулировать основные качества инновационной культуры ...
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
- индустриальный способ организации производства;
- развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления — это техника и люди. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того как развивались эти области знаний, исследователи в области управления узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению. Юкаева В. С. Менеджмент. Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2004 — с. 54
2. Особенности менеджмента в сфере искусства
Обычно специфику менеджмента в сфере искусства связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, спектакль, который не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями).
Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело спектакль, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).
«Менеджмент» под ред. Ю.А. Цыпкина, М: Юнити 2001 — с. 117
Однако под услугами в сфере искусства теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера искусства — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере искусства заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы искусства, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового Диска или альбома.
Фактически в сфере искусства действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
Программно целевое планирование в сфере культуры. Раздел
... искусство, кинематография, библиотеки, музеи, наука, образование), в которых в течение 2003-2004 гг. приняли участие работники аппарата Министерства, ведущие ученые и практики. Обсуждению целей Федеральной целевой программы «Культура России ...
Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в сфере искусства. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.
Применительно же к российской сфере искусства, до самого недавнего времени можно было говорить о ярко выраженной специфике. Заключалась она в вопиюще низком уровне культуры управления в сфере искусства. И как следствии — отсутствии единства механизмов менеджмента.
Причины этого едины и для микро, и для макроуровня. Полномочиями в сфере искусства не обладал разве что ленивый. Финансовое и материальное обеспечение (при желании) всегда можно было найти — «привлеченные» средства в сфере искусства были всегда. Обилие планов, отчетов, проектов, проверок давно стало притчей во языцех. Планируется одно — перечни мероприятий, а отчитываются за другое: статотчет и план — две разные вещи. Заработная плата — за третье. А контролируется вообще нечто четвертое. В результате каждый из механизмов менеджмента в сфере искусства превращается в самодостаточную деятельность. Механизмы менеджмента не образуют целостной системы.
Поэтому главная проблема развития менеджмента в сфере искусства заключается в обеспечении такого единства, чтобы механизмы дополняли и подкрепляли друг друга: чтобы что планировалось, то и учитывалось, контролировалось и за это платили бы деньги. Подобное единство наметилось только в последние годы, когда сфера культуры стала втягиваться в нормальные рыночные отношения и соответствующие управленческие процедуры и механизмы.
Менеджмент в сфере искусства может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере искусства. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. — 5-е изд., стереотип. — Мн.: Новое знание, 2002. — с. 103
2.1 Организационно-административный механизм
Применительно к сфере искусства, особенно российской, до сих пор, как правило, на первом плане оказывается организационно-административный механизм. Речь идет о системе распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях).
Организационно-административный механизм иногда понимают как аппарат управления или как бюрократию (в без оценочном смысле).
Но это скорее — аспекты, следствия применения организационно — административного механизма. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1996. — с. 35 Разумеется, управлять без аппарата и той или иной степени бюрократии невозможно. Но не это главное. Главное — во-первых, распределение полномочий и, во-вторых, выраженность этого распределения (кто кому подчиняется, кто кого контролирует и по каким вопросам и т. д.) в организационных документах, что включает это распределение в сферу действия административного, трудового и т. п. права.
К вторичным материалам и документам, выражающим содержание организационно — административного механизма, относятся организационные структуры и штатные расписания фирм и их подразделений. менеджмент культурный управление
Деятельность муниципальных библиотек
... муниципальными библиотеками в современных условиях. Целью дипломной работы является исследование теоретических основ деятельности муниципальных библиотек и ... в социальной сфере МО В последней трети двадцатого века принципиально изменилась структура библиотечной среды: библиотеки, их фонды, каталоги, информационно-поисковые системы начали организационно перестраиваться в целях согласованной работы ...
Управление не может заключаться только в использовании организационно — административного цеха. Хотя в российской истории имеется ряд эпизодов (особенно советского периода) — попыток исключительно административного управления. Однако, класс советского менеджера определялся отнюдь не его способностью следовать букве положения и инструкции, а как раз наоборот — способностью найти в них «лазейку», чтобы в той или иной степени реализовать другие механизмы менеджмента.
3. Менеджмент в области исполнительского искусства
Когда театральные и концертные залы заполняются публикой, мало кто задумывается над тем, что за этим стоит не только репетиционный процесс и решение творческих задач, но организация концерта или подготовка театральной постановки начинается задолго, иногда за многие месяцы до выхода артистов на сцену.
Эта ответственная работа может быть поручена только специалистам. В 70-е годы прошлого столетия видный деятель отечественной эстрады А. П. Конников, перечисляя требования, предъявляемые к театральному, концертному менеджеру и называя его именно этим, едва ли не запрещенным тогда словом, писал, что тот должен справляться с горой обязанностей, которая не под силу целому штату работников в иных конторах. Менеджер может не уметь играть ни на одном музыкальном инструменте, петь или читать стихи, но он должен быть образованным человеком, любящим и понимающим искусство, активным участником творческого процесса, который называется театрально — концертной деятельностью.
1. Директор.
Творческую организацию возглавляет директор (генеральный директор, генеральный менеджер, продюсер), осуществляющий на принципах единоначалия в пределах своей компетенции и на основании устава организации текущее руководство ее творческой и производственной деятельностью. Директор представляет интересы организации, заключает от ее имени договоры и иные сделки, выдает доверенности, открывает и закрывает расчетные и иные счета, определяет структуру и штаты организации, утверждает штатное расписание, принимает на работу и увольняет работников, издает приказы, указания и распоряжения.
В некоторых театральных и концертных организациях должность директора совмещена с должностью художественного руководителя.
2. Художественный руководитель
Определяет художественные принципы работы организации, непосредственно или через руководителей художественных коллективов осуществляет творческое руководство артистическим и художественным персоналом организации по созданию новых постановок, концертных программ и номеров, формирует составы трупп и постановочных групп, является режиссером основных постановок. Через филармонический и лекторский отделы руководит организацией филармонических концертов, концертов-лекций и концертов для детей, формированием абонементов.
3. Заместитель директора
Заместитель директора по творческой работе через оперативный отдел либо импресарскую службу руководит организацией театральной постановки или эстрадных концертов; в его же ведении находится вся выездная и гастрольная деятельность.
Исследование влияния организационной культуры на эффективность ...
... Целью работы является исследование влияния организационной культуры на эффективность деятельности организации. Данная цель определила постановку следующих исследовательских задач: Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: роль и значение организационной культуры в управлением персоналом; оценить организационную культуру организации; ...
Основной обязанностью заместителя директора по административно-финансовым вопросам является финансово-хозяйственное обеспечение деятельности организации.
Типовых штатов театрально — антрепризных и концертных организаций нет ни в государственной, ни тем более в негосударственной системах Численность работников и их распределение по структурным подразделениям определяются также в зависимости от содержания и объемов деятельности.
В силу своей специфики театрально — концертная деятельность не только требует формального соответствия штата работников реализуемым функциям, в большинстве случаев определяющим является именно уровень профессионализма менеджеров.
4. Менеджерские специализации
В результате накопленного во всем мире, и в частности в нашей стране, значительного опыта организаторская работа в сфере театрально-концертной деятельности постепенно становится законченной профессиональной дисциплиной, отдельной специальностью, называемой «менеджмент театрально-концертного дела».
Как отмечал уже упоминавшийся нами А.П. Конников, функции менеджера безграничны: он — и администратор, и воспитатель, и местная власть, и законодатель художественной политики.
Рассматривая менеджмент как совокупность принципов, средств и форм организации театрально-концертной деятельности, отметим, что здесь, как и в других сферах, вряд ли можно обойтись без реализации определенных управленческих функций и применения традиционных методов управления — организационно-распорядительных, социально-психологических и экономических.
Классики менеджмента утверждают, что успешный руководитель должен положительно относиться к власти, а предприниматель по складу своего характера, как правило, не желает признавать власть и подчиняться ей, не всегда способен работать под руководством и часто стремится избежать этой ситуации.
5. Продюсер
Привычное для нас толкование английского слова producer (лат. producere — производить, создавать) пришло из кино: в США и ряде других стран продюсер является владельцем кинофирмы, главой или доверенным лицом кинокомпании, организующим постановку кинофильма или спектакля и осуществляющим финансовый контроль над ней. Иногда продюсер сам является режиссером-постановщиком. Однако более близким по смыслу все же представляется дословное значение этого термина — производитель, человек, который производит.
Именно продюсер организует дело, продвигая проекты своим именем и авторитетом. Он формирует технологический процесс их реализации, под его ответственность выделяются инвестиции, он принимает на себя основной риск. Продюсер обеспечивает необходимое качество концертной программы, т. е. конечного продукта, являющегося результатом творчества других.
Должности менеджера может не быть в штатном расписании, но и директор или начальник отдела, заведующий постановочной частью или администратор — все по сути должны быть, настоящими менеджерами.
В современной России нередко продюсером ошибочно называют директора творческого коллектива или менеджера какого-либо артиста, занимающегося не комплексной организационно-творческой и организационно-экономической деятельностью, а конкретной административной работой: устроительством концертов, гастролей и т. д.
Организационные и правовые основы предпринимательской деятельности ...
... этой работы Из этой цели вытекают следующие задачи: изучить специфику предпринимательской деятельности в сфере искусств; рассмотреть особенности менеджмента как организационной основы предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусств; раскрыть основные направления и методы управления в сфере культуры. культура ...
Следует понимать различие между продюсером и двумя другими частными предпринимателями в сфере театрально- -концертной деятельности — антрепренером и импресарио.
6. Антрепренер
Антрепренер (франц. entrepreneur — предприниматель) — владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия, осуществляющий свою деятельность в условиях сложившейся структуры. Его основная функция — выбор предложения со стороны исполнителей и организация спроса со стороны публики.
В отличие от продюсера, антрепренер в основном занимается эксплуатацией предприятия — антрепризой. Тем не менее, антрепренер, работающий с творческими проектами, может быть продюсером так же, как продюсер, занимающийся одновременно эксплуатационными вопросами, может быть антрепренером.
7. Импресарио
Импресарио (итал. Impresario от imprendere — предпринимать, затевать) — это профессиональный устроитель концертов, представлений, организатор зрелищных мероприятий или агент какого-либо артиста, который действует от его имени, находит для него работу и заключает для него контракты. Импресарио, иногда называемый промоутером, от своего имени заключает договоры с артистом и театральной площадкой. Основная функция импресарио — организация предложения. Таким образом, он специализируется на посреднической деятельности, хотя может выступать в роли и продюсера, и антрепренера.
8. Другие специализации менеджеров
В отечественной театрально — концертной практике также существуют следующие специализации менеджеров:
- менеджер отдельного коллектива либо артиста;
- менеджер по гастролям (тур-менеджер);
- менеджер по рекламе;
- менеджер по связям с общественностью и др.
Заключение
Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
В заключении по теме «Особенности менеджмента в сфере искусства» можно сделать ряд выводов:
1. Менеджмент в сфере искусства представляет собой управленческие отношения (комплекс взаимосвязей работника в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия в отдельно взятой организации).
Основной задачей менеджмента является ориентация деятельности людей в соответствии с требованиями экономических законов.
2. Менеджмент — это
а) вид деятельности по руководству творческими людьми в самых разнообразных организациях библиотеки, дома культуры, школы, парки, кинотеатры);
— б) процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/menedjment-v-sfere-iskusstva/
1. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. — С.-Пб.: Специальная литература, 1999.- 439 с.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. — 5-е изд., стереотип. — Мн.: Новое знание, 2002. — 336 с.
3. Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. — 512с.
4. «Менеджмент» под ред. Ю.А. Цыпкина, М: Юнити 2001 — 313 с.
5. Орлов А.И. Учебник по менеджменту. М., 1998. — 297 с.
6. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. — Спб.: Лань, 2001. — 384 с.
7. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. — М.: МГУКИ, 2003. — 382 с.
8. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1996. — 102 с.
9. Юкаева В. С. Менеджмент. Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2004 — 104с.