Западноевропейская культура Нового времени XVII-XVIII вв

Современная наука относит период XVII-XIX вв. к Новому времени. Новым его назвали потому, что тогда на Западе окончательно утвердилась капиталистическая система хозяйства, изменившая экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь мира по сравнению с феодальным Средневековьем. Генезис капитализма, становление свободы совести и утверждение гражданских прав личности происходили не только эволюционным, но и революционным путем, ломающим прежние формы организации производства, государственного устройства, мышления, художественного восприятия мира. Эти процессы оказали огромное воздействие на развитие Западной Европы. Не будет преувеличением сказать, что 300 лет Нового времени она совершила огромный скачок вперед во всех сферах культурной жизни.

Западноевропейская культура эпоха Нового времени неоднородна. Ее открывает XVII век – закат феодального и становление общества нового типа. Ее центральными событиями и явлениями стали завершение эпохи Великих географических открытий, первая научная революция, буржуазная революции в Англии. XVIII век вошел в западноевропейскую историю как эпоха Просвещения; это был духовный переворот, решительно отвергнувший средневековую систему ценностей. Завершает Новое время век XIX – время революций, охвативших большинство стран Европы, время быстрого развития наук и научно-технической революции.

Западная цивилизация в эпоху Нового времени играла роль лидера в мире во многих областях культуры. Другим странам пришлось столкнуться с активным влиянием Запада, и от того каким был их ответ, во многом зависело дальнейшее развитие их культуры.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В культурологии Новым временем обозначают период формирования культуры индустриального общества, преимущественно по отношению к Европе. Хронологически охватывает XVII, XVIII в. и первую половину XIX века, но по своему значению это эпоха формирования культуры нового типа характеризующей техногенную цивилизацию. Его началом явились научные, промышленно-технологические и социальные революции, изменившие пространство культуры и духовный менталитет, в основе которого теперь лежит антропоцентризм как мировоззренческая парадигма. В русле развития и углубления идей Возрождения и Реформации возникает новая “классическая” естественнонаучная картина мира, в центре которой – человек. В структуре культуры выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника.

Реформы во всех сферах социокультурного бытия, демократические преобразования общества, научная революция, утверждение рационализма в мировоззрении образуют единый мощный поток.

13 стр., 6233 слов

Особенности музыкальной культуры и танца в эпоху Возрождения

... революция умов», какую произвела эпоха Возрождения. В эпоху Возрождения искусство играло исключительную роль в культуре и определило в значительной мере лицо эпохи. ... черта нормального развивающего общества. Именно в эпоху Возрождения живопись впервые раскрывает ... миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения ...

На основе научных и технических изменений мировоззренческими ориентациями становятся сциентизм и рационализм, в доминировании которых значительную роль сыграли философские концепции Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, французских и немецких деятелей эпохи Просвещения.

Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучные познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности.

Рационализм (от лат — rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения.

Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т.к. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на другие ее сферы. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической культуры.

Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения. Просвещение – идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, гуманизации всех сфер социальной жизни, утверждения прав и свобод личности, необходимости доступности образования. “Ось” просветительских теорий – вера в могущество и всесилие человеческого разума, утверждение рационализма в мировоззренческой парадигме. Общими для ”просветителей” являлись цели и идеалы: свободы, благосостояние всех людей, мир, веротерпимость, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство. Это течение развивалось представителями разных классов и сословий: аристократии и дворянства, духовенства и “третьего” сословия. Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований – интеллигенция, которую представляют выходцы из всех слоев общества. Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения, расширению рынка газет, книг, произведений искусства. Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. ”Завершение эпохи Просвещения явилось, с культурной точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры” (А.И. Кравченко. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2001. – с.318).

Разнообразие условий социокультурной жизни XVIII века детерминировало специфику процессов Просвещения в европейских странах. Выделяют английское Просвещение, идеалы которого оформились под влиянием идей Джона Локка и Т. Гоббса. В нем отсутствовало противостояние англиканской церкви и просветительских концепций, в основе лежали процессы коллективной созидательной деятельности. Французское Просвещение испытало сильное воздействие аристократической культуры, и в то же время ему присущи свободомыслие и радикализм, конфликты с католической церковью и государственной властью. Атеистические взгляды, критика религии и церкви характерны для Д.Дидро, П.Гольбаха, Гельвеция, Ж.Ж.Руссо. Немецкое Просвещение развивалось в русле реформы образования, создания начальных школ и профессионального обучения. В рамках деятельности просветителей рождается романтизм как художественное и идейное направление. ( Его представителями были Новалис, Ф.Шиллер, Гете, А.Шлегель).

8 стр., 3943 слов

Культура Западной Европы в XVIII века

... Западной Европе. Целью данной работы является необходимость охарактеризовать процесс развития культуры в Западной Европе в XVIII веке. Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач: 1. Определить главные ценности эпохи Просвещения. ... столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему «искусство и революция», но и на проблему художественного открытия, рожденного в ...

Просвещение в России явилось следствием процессов модернизации культуры и социально-экономических преобразований. Традиционализм допетровской эпохи сменяется ориентацией на западноевропейскую систему ценностей, приоритеты европейской культуры. Художественная культура: архитектура (Санкт-Петербург, Д.Трезини, М.Земцов, Растрелли – барокко, классицизм – Валлен Деламот, Баженов, Старов, В.И.Баженов), скульптура (М.Павлов, Э.Фальконе, Ф.Шубин, Ф.Гордеев, И.Щедрин), живопись (И.Никитин, А.Матвеев, А.Антропов, И.Аргунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский).

Просветительские тенденции в русской культуре привели к трансформации ее ценностно-смысловой наполненности, формированию дворянской культуры. Развивается система образования (в 1721г. открыт первый русский университет), вводится гражданская азбука, в развитии естествознания значительную роль сыграл энциклопедист и гуманист М.В.Ломоносов. Появляется литература светского характера, формируется журналистика. В Беларуси в результате распада Речи Посполитой усиливаются процессы полонизации, окатоличивания населения, традиции и ценности белорусской культуры (при запрещении белорусского языка) теперь сохраняются народом в фольклоре, обрядах, бытовой культуре.

Противоречивость и социокультурных изменений Нового времени появились в антитезе, противоположности таких направлений художественной культуры как барокко и классицизм.

Барокко (букв. странный, причудливый) – стиль искусства, возникающий в Италии в конце XVI века, характерный для художественной культуры до конца XVIII века. Эстетические принципы барокко:

1) единство, синтез реального и фантастического;

2) зрелищность, контрастность, драматизм – ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и восприятие произведений искусства;

3) декоративность, контрастность, эффектность в сочетании с мотивами мученичества, экстатичности, экзальтации;

4) масштабность и многоплановость достигаются через слияние видов искусства, сочетание его различных форм.

В барочной архитектуре преобладают городские и парковые ансамбли, особую роль играет фасад и планировка зданий, декоративность оформления. Ведущими представителями барокко были Л.Бернини, Ф.Борролини, В.Растрелли. Живопись (представленная в работах Караваджо, П.Рубенса, А.Ван Дейка и др.) пронизана напряженностью, динамизмом, экзальтацией, элементами мифологического и аллегорического характера. В литературе (П.Кальдерон, Т.Тассо, Симеон Полоцкий, М.В.Ломоносов) преобладает возвышенность, художественная образность, эффектность словосочетаний. На первый план в художественной культуре выдвигаются музыкально-театральные жанры – опера,. Оратории, кантаты, пассионы (синтез искусств проявляется и в области культовой музыки, в творчестве И.С.Баха).

7 стр., 3331 слов

Художественная культура Нового времени (барокко, классицизм, рококо, реализм)

... синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Художественная культура барокко допускала в сферу эстетического После заполненного энтузиазмом и верой в способности человека эпохи Возрождения ... в континентальной Европе на смену скептицизму и рационализму барокко пришла эпоха Просвещения и искусство рококо. Главной идеей Просвещения был оптимизм и твердая вера в то, что ...

Классицизм как направление художественной культуры отражает контрастность человеческой личности в условиях изменившихся социокультурных реалий.

Эстетические принципы классицизма:

1) идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности;

2) приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного.

3) пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.

Классицизм проявил себя, прежде всего в архитектуре (К.Леду, Ж.Габриэль,. Ф.И.Казаков), в живописи (Н.Пуссен, Ж.Л.Давид, Д.Рейнолдс, Т.Гейнсборо), в музыке и литературе. Фактически в истории культуры классицизм явился последним целостным художественным направлением с единой стилевой ориентацией и канонами эстетического творчества. Социально-политические преобразования в Европе, французская революция и войны начала XIX века изменили лицо культуры, похоронили веру в возможность ненасильственного прогресса, но, в то же время, детерминировали процессы формирования культуры нового типа – культуры индустриального общества и техногенной цивилизации.

2 СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ ЭПОХИ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА, УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА И ПРОГРЕССА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ФЕНОМЕН ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. В последовательной череде исторически формировавшихся общественных идей и культурных явлений просветительская идеология и культура не стояли особняками: их истоки — в предшествующих веках. Вторая форма Просвещения, как называл ее К. Каутский, имея в виду под первой формой Возрождение, вырастает на почве предыдущих этапов эволюции европейской идеологии и цивилизации.

Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе. В связи с этим необходимо выяснить смысл понятия «капитализм», чтобы понять значимость этого явления во всемирной истории. Один из крупнейших современных историков Ф. Бродель в своей книге «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» приводит великолепное определение: «Экономический и социальный строй, при котором капиталы — источник дохода — в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом». Исходными компонентами капиталистического развития являются технический прогресс и наличие рыночных товарно-денежных отношений. В европейской модели позднего феодализма они взаимообусловливали друг друга и были связаны со структурными особенностями социально-политической подсистемы общества, а также окружающей природно-географической средой (умеренный пояс и дифференцированное плодородие почвы).

17 стр., 8214 слов

Культура Просвещения во Франции

... Просвещения, эстетических принципов и творческих приёмов теоретической мысли и изобразительного искусства этого периода. Цель курсовой работы ... разуму, а не «по искусственным законам». В культуре Франции складываются два основных направления. Одно имеет своим ... работы Гачева Д.И. «Эстетические взгляды Дидро», Момджяна Х.Н. «Французское просвещение XVIII века. Очерки», Овсянникова М.Ф. «История ...