Русская культура XVI-XVII вв

Цель — изучить развитие русской культуры 16-17 века, а также ее влияние на развитие государства в целом.

Культура — не обособленная грань общественной жизни, а одно из её проявлений, теснейшим образом связанных со всеми другими. Уровень и характер развития культуры зависит как от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культурного наследия.

На рубеже XVI — XVII вв. активное воздействие на духовную жизнь страны и развитие ее культуры оказали образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского владычества и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро-суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка. Благотворное влияние этих факторов привело в XVI в. к превращению многообразной по своим местным особенностям русской культуры в единое целое.

В конце XVI — начале XVII в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Теократические устремления иерархов русской церкви в конце XVI в. вошли в острое противоречие с великокняжеской политикой укрепления светской власти, в том числе за счет секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла борьба группировок внутри самой церкви, а также рост еретических движений. Церковь отказалась от своих теократических амбиций и выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государства в борьбе со своими идейными противниками. Государство же, отказавшись от планов секуляризации, получило необходимую идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением Церковно-религиозного влияния на духовную жизнь страны. Церковь повела борьбу с «латинством» (влиянием западной католической церкви), распространением светских знаний, установила жесткую регламентацию зодчества, живописи, литературы.

Серьезные политические и социально-экономические потрясения второй половины XVI в. и трагические события Смутного времени начала XVII в. заметно затормозили поступательное движение в формировании единого русского культурного пространства. В целом же XVII столетие стало переломным периодом в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Проявившаяся в XVI в. тенденция к обмирщению культуры — ее освобождение от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения, апелляция к разуму — в XVII столетии стала главным содержанием культурно-исторического процесса.

8 стр., 3655 слов

Русская культура XVII века

... искоренены невежество и необразованность, но именно XVII столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры. 1. Образование в России XVII века Одним из наиболее ярких показателей ... выделить "Повесть о Горе-Злосчастье", которая, несомненно, является неким вызовом лицемерности церкви. Автор решительно порывает с религиозной трактовкой бедствий человека как козней дьявола или ...

Задачи;

1. Раскрыть понятие культура, ее значение.

2. Описать развитие книгопечатания и литературы 16-17 века.

3. Выявить, как развитие культуры оказало влияние на развитие науки и техники.

1. Народная культура

Рядом с официальной регламентированной культурой в конце XV — XVI веке существовала мощная струя народной самостоятельной культуры. Празднично-игровой, карнавально-театральный характер этой культуры предполагал проявление ее в формах устной импровизации, передачи «из уст в уста», из поколения в поколение. Но в XVI веке в народных традиционных «играх» и обрядах увидели «языческое бесовство». В конце XV — XVI веке делались попытки унифицировать нормы культуры, санкционировать многие формы ее проявления. От многообразия Русской смеховой карнавальной культуры остался только культ юродивых «Христа ради». Привычки скоморохов сопровождать представления острыми шутками и замечаниями о «власть предержащих» сохранились в праве юродивых высказываться, «не взирая на лица».

Очень распространенными в Древней Руси были исторические предания, былины, песни. Отголоски этого слышатся в летописных повествованиях XV — XVI веков и собраниях исторических песен, записанных этнографами XIX-XX веков.

В отличие от эпоса, былин, главные герои которых изменяются в фантастическом идеализированном пересказе от источника к источнику, из уст в уста, в народных песнях действуют исторические лица. Устное народное творчество XVI века подняло этот жанр достаточно высоко. Песни посвящены конкретным историческим событиям. Поется в них Чаре Иване Грозном, о завоевании Сибири и Казани. В песнях о взятии Казани подчеркивается смелость, находчивость, мастерство русских пушкарей. В распевах о Ермаке рисуется образ отважного атамана, вольнолюбивого патриота, близкого к народу, не любившего заносчивых бояр. Народная память благодарно сохранила представление о беспримерном подвиге освобождения пленных в Казани в песне «Молодец зовет девицу в Казань»:

Устное народное творчество — глубочайший исторический источник сведений о культуре конца XV — XVI века. Богатейшим кладезем народных традиций остаются предметы быта: «красою изукрашенные» резные детали деревянных домов, лавки, посуда, коробьи (короба), сундуки, прялки, вышитые полотенца, тканые узоры и т.д. Из-за ветхости материала сохранились они в незначительном количестве. По причинам традиционности их изготовления близкие по формам и орнаменту изделия могли повторять мастерицы и деревянных, глиняных дел мастера без особых изменений на протяжении последующих столетий.

2. Появление книгопечатания

С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве — книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.

6 стр., 2710 слов

Пушкин и русская культура. Литература. Великие имена

... ко всемирности, ко всече-ловечности (9; 399). Золотой век русской культуры означал разрыв с подражательст­вом Западу в литературе и искусстве. Началось возвращение к народным корням, к национальным ... ­лял особо два главных момента гения Пушкина, как и Ключевский, он отмечал общечеловеческий характер его творчества и подчерки­вал пророческое значение Пушкина. Ни один из великих гениев других ...

Создание единого государства и усложнение системы управления усилили потребность в грамотных людях. В 1564 г. произошло важное событие — основание книгопечатания. Бывший диакон одной из кремлевских церквей Иван Федоров издал в Москве первую печатную книгу Апостол. Позднее, переехав во Львов, Федоров напечатал там «Букварь». Печатная книга создавала почву для развития образования. В XVII в. бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. В Москве работали две мастерские по изготовлению бумаги, но они не обеспечивали потребностей книгопечатания, поэтому бумагу привозили из Франции и Голландии.

В XVI в. была проведена кропотливая работа по сбору и составлению единых летописных сводов. Так возникли огромные Никоновская и Воскресенская летописи, украшенные множеством иллюстраций. Настоящим событием в распространении знаний стало издание первого печатного исторического труда — «Синопсиса» (с греч. — обзор, описание).

Написанный под руководством киевского ученого, монаха Иннокентия Гизеля, «Синопсис» включал историю Руси с древнейших времен. Еще в XVIII в. он оставался единственным печатным пособием для изучения истории.

Полезным изданием считалась «Торговая книга». Она содержала разные сообщения о странах, с которыми московские купцы вели торговлю. С XVII в. для царя и его окружения в Посольском приказе составлялись «Куранты» — что-то наподобие рукописной газеты с новостями о событиях за границей.

В XVII в. в Москве проживало немало выходцев с украинских и белорусских земель. Они принесли с собой западную просвещенность и открыли в Москве несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками братьями Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в Московском государстве, открытое для людей «всякого чина, сана и возраста».

3. Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-rossii-veka-6/

Русскую литературу XVI века еще принято относить к древнерусской литературе. Следовательно, основными ее жанрами остаются летопись и жития святых, почти вся литература является церковной. Однако существовали и произведения, затрагивающие вопросы морали — например, знаменитый Домострой, где излагались правила поведения в любых жизненных ситуациях.

В литературе 16 века появился замечательный труд «Степная книга» В ней содержались портреты — описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость союза церкви и государства.

Русская литература 16 века была отмечена и таким трудом как «Летописец начала царства», книга повествовала о первых годах правления Ивана Грозного, говорила о необходимости в крепкой царской власти. Своеобразно исторической энциклопедией в русской литературе стала Николаевская летопись. Это уникальная книга, один из списков этой книги содержал около 16 тысяч великолепных миниатюр, и получил название лицевого свода.

Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась роль России в мировой истории.

25 стр., 12330 слов

История Русской Православной Церкви

... крепость и сила. Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости. Молитвами ... унии. По возвращении митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который ... трудами Отцов Вселенной Православной Церкви. Богослужения и книги Священного Писания, в отличие ... « меры и красоты « Первые века становления христианства на Руси были временем ...

Были в русской литературе 16 века и произведения, которые затрагивали проблемы морали. «Житие митрополита Филарета», «Четьи — Минеи». «Четьи — Минеи» — 12 томное собрание житие святых и других религиозных текстов.

Настольной книгой русской литературы 16 века стал «Домострой». «Домострой» охватывал буквально все стороны человеческой жизни, от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей и отношениям в семье, до кулинарных рецептов. «Домострой» являлся своеобразным сводом правил и норм поведения, служивший настольной книгой для русского общества долгое время.

В XVII веке кардинально меняется роль писателя в жизни общества. Раньше роль главного пропагандиста исполняла церковь, и продолжалось так до 1660 года, до дела патриахра Никона. Никон считал, что церкви следует предоставить не только духовную, но и светскую власть. Власть этого мнения не разделяла, поэтому доверие к церкви снизилось. Церковь перестала быть главным идеологом в России.

Появление придворных поэтов в Древней Руси.

В 1666 году царь Алексей Михайлович вводит новую должность — придворный поэт.

Таким образом, рядом с царем появляется человек, главной задачей которого является обслуживание государственной идеологии, а произведения его должны были распространяться среди образованных людей. Первым таким придворным поэтом стал Симеон Полоцкий. Он ввел жанр приветства, т.е. прославления монарха. Позднее этот жанр трансформировался в торжественную оду.

придворный поэт зодчество книгопечатание

4. Живопись и архитектура

Значительные изменения произошли в архитектурном искусстве, призванном прославлять силу и величие государства. В селе Коломенском была выстроена шатровая церковь Вознесения — подлинный шедевр зодчества.

Венцом архитектуры XVI в. стал знаменитый Покровский собор храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, возведенный в честь взятия Казани.

Тяга к праздничной торжественности нашла отражение в перестройке башен Московского Кремля, увенчанных в XVII в. каменной резьбой. Непревзойденные сооружения создавались в деревянном зодчестве.

Дивной красоты дворец в подмосковном царском селе Коломенском состоял из 270 комнат с 3000 окон.

За его резное обрамление, выполненное белорусскими мастерами, современники называли дворец «восьмым чудом света».

Симон Ушаков. Архангел Михаил. Икона. 1676 г.

Живопись развивалась в традициях иконописания. Лучшие художники Московского царства работали в Оружейной палате Кремля, своеобразном художественном центре страны. Наиболее значительным художником XVII в. считается Симон Ушаков — мастер изображения человеческого лица, основатель целой художественной школы.

По всей Московии бродили скоморохи и кукольники с любимцем зрителей — Петрушкой. Власти называли такие представления «сатанинскими играми» и запрещали их. Но сделать ничего не могли: каждое появление бродячих артистов привлекало народ. Менее значительными, по сравнению с предыдущими веками, были изменения в быту. Новые явления проникали только в дворянскую верхушку, в ее жилищах появились европейские предметы роскоши и комфорта.

3 стр., 1145 слов

По истории России «Бунташный век в истории России

... 1676 по 1682 года и оставивший след в истории России двумя нововведениями: разработан проект первой в Москве Славяно-греко-латинской академии и в 1682 году отменено местничество и разрядные ... став органом распорядительной власти. Высшим органом сословно-представительной монархии являлась Боярская дума, в которой стали появляться представители неродовых фамилий - думные дворяне и думные дьяки. Кроме ...

5. Научные открытия и изобретения

В течение 17 столетия произошли значительные изменения в философии и науке. До начала 17 века наука и ученые по-настоящему не признавались. На самом деле первые гении 17 века, такие как Исаак Ньютон, назывались естествоиспытателями, поскольку практически в течение всего 17 столетия для таких деятелей не существовало четкого определения.

Появление новых изобретенных машин стало частью повседневной и экономической жизни народа 17 столетия.

К концу 17 века произошла научная революция, и наука сосредоточила в себе математический, эмпирический и механический объем знаний. Галилео Галилей, Рене Декарт, Блез Паскаль, Исаак Ньютон и другие стали известными учеными.

Новый образ мыслей, стремление к изменению условий жизни, заставляли людей подвергать сомнению устоявшиеся истины. В развитии техники появились новшества. Водяное колесо нам знакомо с пятого класса, но использовалось в основном нижнебойное колесо, а теперь все чаще стали использовать верхнебойное колесо.

Железо нужно было всегда. Еще в древнем мире человек научился плавить металл. В средние века произошли большие изменения в металлургии.

С развитием торговли купцы стали чаще колесить по городам и государствам. По делам церкви ездили по свету епископы и аббаты. Они собирали новую информацию о мире, расширяли свое представление о нем. Самым удобным транспортом был корабль, так как на дорогах часто встречались толпы разбойников. Для того, чтобы обезопасить свое плавание, надо было оснастить корабли приборами, которые помогут не потеряться в огромном океане.

Усовершенствование водяного двигателя В 14 — 15 веках в горном деле и ремесле стали активно применять водяные мельницы. Водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озёрах для помола зерна. Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды.

Развитие мореплавания и кораблестроения. Долгое время редкие европейцы решались пускаться в далёкие плавания в открытое море. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас.

Были изобретены астролябии — приборы для определения места, где находится корабль. В 15 веке появился быстрый лёгкий парусник — к кк каравелла , подвижный и вместительный.

Заключение

В древнерусской период заметны несколько тенденций в развитии культуры.

Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.

Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. Появились первые учебники.

Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль — шатровый. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.

Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.

9 стр., 4453 слов

Серебряный век русской культуры (3)

... пытались предсказать будущее. Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому ... религиозно-нравственной культуры. В моей работе речь пойдет о культурной истории «Серебряного века». Многое уже ... культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали ...

В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-rossii-veka-6/

1. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII в. М. — Л. — 2006.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебн. Для вузов. — М.: Инфра-Норма, 2006.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебн. Пособие. — М.: ПРОСПЕКТ, 2006.

4. История России: Учебник. — 3-е изд./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М.: Проспект, 2006.

5. История России с древних времен до конца XVII в. Под.ред. А.М.Сахарова и А.П. Новосельцева. М. — 2006.