Общение (англ. communication,intercourse,interpersonal relationship)— взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.
Вербальное общение — использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Важнейшим средством коммуникации является слово.
Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.
Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения.
Гармонизация отношений с окружающими через речь — наиболее эффективный и надежный метод воздействия. Человек оценивается через его речевое поведение, способ реагирования на реплики собеседника. Хорошая, целенаправленная и целесообразная речь помогает человеку сохранить репутацию и доверие.
Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика — это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Синтаксис — это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, — это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления. Действительно, в мышлении речь проявляется в форме внутреннего проговаривания слов про себя. Мышление и речь не отделимы друг от друга. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей.
Причастия и деепричастия в системе частей речи русского языка
... обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин “деепричастие” возник в XVII веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его ... противны». При этом Ломоносов отмечает и большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они «приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом штиле, или ...
Речь выполняет две основные функции — сигнификативную и коммуникативную.
Благодаря сигнификативной функции для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.
Слово дает возможность анализировать предметы, вещи, выделять существенные и второстепенные признаки их. Овладевая словом, человек автоматически осваивает сложные системы связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Способность анализировать предметы и явления объективного мира, выделять в них существенное, главное и второстепенное, относить эти предметы и явления к определенным категориям (т. е. классифицировать их) является непременным условием при определении значения слова. Составленный на этой основе словарь, охватывающий термины-понятия какой-либо специальной сферы деятельности, называется тезаурусом.
Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия. Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т.п.).
Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в размашистости почерка и силе нажима, угле его наклона, направлении строк, форме заглавных букв и т. п.).
Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.
1. Виды вербального общения
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, — на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно — к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами).
К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь. Это — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).
Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации. Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка. Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т.п.).
Культура речи и средства эффективного общения
... искусной? 3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)? Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру. По мнению В. ...
Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность вербальной коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно. Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать — составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.
В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).
Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во-первых, существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во-вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения.
2. Вербальное речевое воздействие
Речевое воздействие — это управление человеческим поведением посредством речевой информации. Цель речевого воздействия побуждения к какой-либо активности, выгодной с точки зрения говорящего, но не нарушающей интересы слушающего.
Схема речевого воздействия следующая: сообщение какой-либо информации; формирование на ее основе интересов и потребностей; побуждение к деятельности.
Результатом речевого воздействия может быть не только убеждение, но и сопереживание, сочувствие, запланированное говорящим ответное поведение слушателей.
Выделяются следующие способы речевого воздействия: приказание (требование), внушение (проповедь), показывание, уговаривание, клянченье, принуждение.
Выделяются основополагающие факторы речевого воздействия, соблюдение которых необходимо для эффективности воздействия.
Одним из важнейших факторов речевого воздействия является соблюдение коммуникативной нормы, которая включает в себя нормы и требования речевого этикета и культуры речи.
Речевая культура личности, ее организаторские и коммуникативные способности — основа социального статуса человека.
3. Факторы вербального речевого воздействия
3.1 Содержание речи
Успех общения во многом зависит от того, удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседников, в какой степени предмет обсуждения известен каждому разговаривающему.
Невербальные средства общения в речевой деятельности человека
... невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические. К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, ... определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или ... глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией. 10. Паравербальные и экстравербальные ...
Следует также принимать во внимание, что из-за неумения слушать друг друга общение превращается в какие-то нелепые диалоги, когда каждый говорит о своем, не принимая во внимание слова другого.
Психологи называют 5 ситуаций, в которых целесообразно помолчать:
1) собеседник горит желанием высказаться;
2) человек обеспокоен, обижен, отчего испытывает отрицательные эмоции;
3) собеседнику трудно выразить свою мысль, облечь ее в слова;
4) беседуя с застенчивыми, не уверенными в себе людьми;
5) при собеседовании во время приема на работу, чтобы больше узнать о претенденте. Молчание такого рода относится к рефлексивному слушанию. Для установления доверительных отношений с собеседником, рекомендуется использовать приемы рефлексивного слушания.
Можно обратиться к собеседнику за уточнениями, используя такие фразы как: «Я вас не понял»; «Не повторите ли вы еще раз?»; «Что вы имеете в виду?».
Целесообразно сформулировать мысли русский язык 8 класс">мысли собеседника своими словами, чтобы уточнить сообщение. Перефразирование обычно начинается словами: «Как я вас понял…»; «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете…».
Иногда необходимо понять и отразить чувства собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете…»; «Не чувствуете ли вы себя несколько…»; «Вы, вероятно, расстроены…».
Проявите доброжелательность к собеседнику, не замечайте мелких промахов в общении, приветливо смотрите и улыбайтесь, часто обращайтесь к собеседнику по имени, разговаривайте обходительно и учтиво. Используйте скрытые комплименты, именно так воспринимаются реплики типа: «Вы правильно заметили» или «Вы правильно сказали», «А я и не знал».
Но какими бы приемами не пользовался говорящий, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.
3.2 Объем сообщения
Речь должна быть экономной и краткой. Но краткость речи состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии всего лишнего.
Кроме того, каждый конкретный акт речевого воздействия требует совершенно определенных средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания.
Книжные, разговорные, просторечивые слова, правильно введенные в ткань высказывания, придают речи особый колорит, повышают ее выразительность, экспрессивность.
3.3 Стиль общения
Как известно, у каждого человека свой стиль общения, что также является немаловажным фактором речевого воздействия.
Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания общения, называют стилем общения. Он зависит от темперамента человека, его характера, мировоззрения. Содержание стиля общения составляют:
Коммуникативные аспекты культуры речи. Чистота и выразительность
... коммуникативный аспект культуры речи, а так же чистота и выразительность речи. 1. Коммуникативный аспект культуры речи Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации. Коммуникативный аспект ... воздействует на собеседника и ... только оказывает воздействие на ...
- преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника);
- отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, навязывание своего мнения);
- отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость или жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность);
- характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство).
По степени и характеру вмешательства в деятельность и поведение другого человека можно выделить следующие стили общения:
- альтруистический — человек стремится сделать приятное людям, помогает им в осуществлении их целей;
- манипулятивный — в общении используются средства манипуляции, давление и принуждение партнера в своих целях;
- миссионерский — собеседник стремится сохранить дистанцию в общении, соблюдает невмешательство в дела и суждения собеседника, воздействуют личным примером.
Выделяют несколько типичных стилей общения:
- общение-устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);
- общение-заигрывание (собеседник стремится понравиться, снимая между собой и участниками общения необходимую дистанцию);
- общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);
- общение — совместная увлеченность познавательной деятельностью.
3.4 Расположение информации
Говорящему необходимо не только убедить в чем-то собеседника, но и соответствующим образом повлиять на него, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на собеседника.
Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам.
Располагая определенным образом доводы в своей речи, говорящий не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления.
Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.
3.5 Адресат речи
Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу найти подход к собеседнику, установить с ним контакт. Очень важно продумать свой имидж, внешний вид, манеру держаться, интонацию.
В основе коммуникативного успеха лежат следующие этические установки субъектов речи:
- доброжелательность к собеседникам, умение рассуждать так, чтобы не унизить собеседника;
- предусмотрительность — способный предвидеть последствия речевого поведения в той или иной ситуации, умение ставить проблемы, которые слушатели в состоянии понять, и в той формулировке, которая будет способствовать речевому воздействию;
- вежливость — как умение сохранить собственные достоинства и подчеркнуть достоинство собеседника.
Следует учитывать также такие характеристики слушателя, как возраст, пол, национальность, социальное положение, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п.
Формирование культуры делового общения
... способствует повышению уровня культуры делового общения пользователей. Цель работы, Объектом нашей работы, Предмет работы, Гипотезой работы студенты осознанают смысл и ценность культуры делового общения в будущей ... ситуациях, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи. Для приобретения перечисленных умений необходимы знания основ психологии, педагогики, ...
Умелый и тонкий оратор должен иметь представления о гендерных различиях, сказывающихся на поведении людей (гендерный — связанный либо с мужской, либо с женской проблематикой).
У мужчин и женщин разный характер вопросов; у мужчин больше грубых слов, бессвязных, но резких построений; женские вопросы могут быть по-житейски наивными и женщины очень чувствительны к форме ответа, интонации, в которой он преподносится; женщины более эмоциональны и искренни; мужчине говорят о фактах в обобщающем варианте, женщины — в событийном; по-разному представители разных полов проявляют себя в конфликтных ситуациях, они по-разному возражают, с разной степенью категоричности не соглашаются с чем-либо; для женщин важна тактика, для мужчин — стратегия; женщины скорее чем мужчины признают свои просчеты, ошибки, у них разная расстановка акцентов в интерпретации событий (зрелищная интерпретация событий, у мужчин — отстраненно-обобщающая ) и многое другое.
Эффективность воздействия повышается также при совпадении (определенной гомогенности) говорящего и слушающего. Например, для рассказа о вреде наркомании в студенческую аудиторию лучше пригласить бывшего наркомана того же возраста, чем милиционера или врача, уровень доверия к сообщению которых будет ниже.
Чтобы собеседник понимал сказанное необходимо установить с ним личностный контакт. Понимание, доброжелательность, внимание, вежливость вызывают, как правило, ответные чувства.
Важен также и познавательный контакт, при котором только возможно интеллектуальное взаимодействие.
Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт не только бесконфликтным, но и эффективным. Поэтому очень важно учитывать темперамент собеседника.
Мобильный собеседник (экстраверт-сангвиник) быстро мыслит, быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую, потому что ему кажется все ясным. Рекомендуется дать такому собеседнику высказаться до конца и лишь затем уточнить что-то или вернуться к началу разговора.
Ригидный собеседник (экстраверт-холерик) любит лидировать в разговоре.
Пассивный собеседник (интроверт-меланхолик) не обнаруживает своей реакции. В разговоре с ним следует применить прием активного слушания: задавать вопросы, перефразировать и т.д.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что человеческая цивилизация основывается на коммуникативных процессах. В этом аспекте все большее значение приобретает вербальное речевое воздействие. Но для овладение приемами речевого воздействия человек должен быть сильной языковой личностью: обладать как можно более широкими знаниями гуманитарного характера — философскими, психологическими, социологическими, полноценно перебывать в языке, знать его нормы, лексические пласты, значения и стилистические признаки языковых единиц; уметь организовывать бесконфликтную речевую коммуникацию; быть находчивым и убедительным, избегать банальностей и словесной демагогии; владеть навыками как устной так и письменной речи. Возможности самораскрыться в речи безграничны. Однако вербальное воздействие должно основываться на ответственности за речевой поступок, на культуре говорения и культуре слушания.
Культура речи и эффективность общения
... языковым существованием русского человека. Целью написания данной работы является изучить актуальные проблемы культуры речи и эффективность общения. В процессе работы нами были выдвинуты следующие задачи: 1. изучить основные ...
О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-rechi-verbalnoe-obschenie/
1. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Издание третье. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
2. Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2013.
3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — М., 2003.
4. Ерохина Е.Л., под ред. Иполлитовой Н.А. Общая риторика. М.: Экзамен, 2012.
5. Лавриненко В.Н., Чернышовой Л.И. под ред. Психология и этика делового общения. М.: Юрайт-Издат, 2012.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов/Д., 1995.
7. Лобанов И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007.
8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология делового общения. Для студентов вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
9. Вердербер Р. Психология общения. — М., 2003.
10. Райгородский Д.Я. Психология делового общения. М.: Бахрах-М, 2006.
11. Казарцева К.Н. Культура речевого общения. — М., 1999.
12. Арбузова Е.Н., Анисимов А.П., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. М.: Речь, 2008.
13. Л. Пэррот, Л. Пэррот (Лэс и Лесли Пэррот).
Исскуство и наука общения. Триада, 2007.
14. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение. М.; Феникс, 2008.
15. Синельникова Л.Н. Менеджер по паблик рилейшнз. Престижная профессия. — Луганск, 2003.