Актуальность исследования в том, что Театр кукол всегда привлекал человека своей особой магической атмосферой, связанной с чудом оживления неживого предмета — куклы. Представления театров кукол в наши дни смотрят преимущественно дети, но еще в позапрошлом веке, когда не существовало понятия «искусство для детей», он был театром для всех.
Древнее искусство театра кукол прошло долгий путь своего развития, оставаясь зрелищем, которое не может существовать без зрителя; сценическое действие осуществляется актерами — перевоплощающимися, создающими художественные образы; в основе лежит драматургия, развивающаяся из драматического конфликта.
Кукла — один из интереснейших образов в культуре. Он позволял метафорически представить через феномен оживления управляемого неодушевленного объекта тему человеческого бытия в мире, проиллюстрировать взаимозависимость между творцом и его созданием, осознать человеком свое бытие в культуре.
Первыми куклами в России были Петрушки. Потом появились марионетки.
Русские народные кукольники не имели своих постоянных театров, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие балаганы можно было ещё застать в начале 20-х годов в московских садах и парках.
Для ознакомления со структурой работы кукольного театра, я рассмотрела работу Сахалинского Театра Кукол. На его примере можно подробно раскрыть работу театра в современности.
Сахалинский Кукольный Театр — Государственное автономное учреждение культуры, действующее на основании Устава. Созданное в соответствии с федеральным законом от 03.11.2006 №174-Ф3 в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере культуры путем оказания услуг.
Организационная структура:
Директор. Директору подчиняется Административный персонал, Отдел организации зрителя и информационного обеспечения, Главный инженер, Заместитель директора, Бухгалтерия,Художественный руководитель.
Главному инженеру подчиняется Отдел материально-технического обеспечения, монтировочная группа, отдел свето-звукового обеспечения.
Заместителю директора подчиняется художественно-актерский состав.
Художественному руководителю подчиняются: художественно-постановочная часть, монтировочная группа, отдел свето-звукового обеспечения.
Развитие театра в России
... постановки и игрой актеров, царь смотрел спектакль в течение десяти часов. После открытия придворного театра спектакль «Артаксерксово действо» неоднократно показывался в «комедийных хороминах» в Москве и в селе ... труппы становится очень проблематично. Это в прежние времена актеры имели возможность показывать себя в разных городах, искать свой театр, своего режиссера. Теперь элементарное отсутствие ...
В современной России искусство кукольного театра широко развито. В наше время существует множество различных кукольных театров, в которых ставятся спектакли не только для детей но и для взрослых.
Материал из данной работы можно использовать в образовательных учреждениях на уроках Мировой Художественной культуры, Истории культуры, Истории театра и на внеклассных мероприятиях.
Объект работы: Сахалиский Театр Кукол
Предмет работы: Организация театральной деятельности в современном театре на примере Сахалинского театра кукол.
Цель работы: Изучить историю создания кукольного театра в России и систему работы Сахалинского Театра Кукол.
Задачи работы:
Рассмотреть историю создания кукольного театра в России.
Ознакомиться с организацией театральной деятельности в современном театре на примере Сахалинского театра кукол.
Обзор литературы по теме исследования:
В работе использовались труды культурологов, таких как Лотман Ю.М., Бердяев Н.А. и Дмитриевский В.Н.
Ознакомиться с историей развития кукольного театра в России помогли работы Байрик М., Бердяева Н.А., Дмитриевского В.Н., Образцова С.В. Благодаря их трудам можно подробно изучить развитие и становление кукльного искусства от зарождения и до наших дней.
Обзор источников по теме исследования:
В изучении истории создания кукольного театра в России я обратилась к таким источникам: Фотография куклы. И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная кукла. Конец XIX — начало XX в. Иллюстрация «Типичные трюковые марионетки времен Ольдена (конец XIX века)». Фотография: Перчаточная кукла 30-х годов. Находится в музее Театра кукол им. С. В. Образцова.
В исследовании организации театральной деятельности Сахалинского Театра кукол мне помогли источники: Устав автономного учреждения культуры «Сахалинского Театра Кукол». Организационная структура ГАУК «Сахалинского Театра Кукол» на 01.07.2015. Государственное задание ГАУК «Сахалинского Театра Кукол на 2015 год. Перечень Государственных Платных Услуг оказываемых ГАУК «Сахалинский Театр Кукол»
Методы исследования:
- Структурно-функциональный;
- Типологический.
Структура и объем работы:
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Работа изложена на 28 страницах основного текста. Список насчитывает 7 источников, 11 наименований литературы и 3 интернет ресурс. Приложение имеет 2 фотоматериала, 1 иллюстрацию и 4 документа.
История развития кукольного театра в России
Кукольный театр в России произошел от языческих, обрядовых культов. Например, весной славяне выносили соломенные чучело, являвшееся образом смерти, сжигали его или бросали в реку, приветствуя приход весны и тепла песнями. Таким образом в обрядах зарождались элементы театра.
По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие — с запада , из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как «своё» искусство, да и по сути становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре.
Крепостной театр в России в XVIII веке
... театр, на чьи спектакли ходило много народа. Подневольных актеров обучали профессиональные артисты, композиторы, балетмейстеры. Нередко крепостные артисты воспитывались в казенных театральных и балетных ... В 1809–1812 во время гастролей в России французской актрисы М.Ж.Жорж между ней и Семеновой ... Щепкин учил актера сознательной работе над ролью и над собой, учил культуре работы, был «ежедневным уроком» ...
Петрушка.
Мы почти ничего не знаем о том, какими были представления перчаточной куклы России до прошлого века. К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках («марионеток» в их профессиональной терминологии) и театра перчаточных кукол («петрушек»).
Сохранилось много описаний этих уличных представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки — она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант — тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.
Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая таким образом зрителям понимать смысл его слов.
С. В. Образцов в своей книге «По ступенькам памяти» вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: «Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом».
С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Блюстителей порядка и нравственности раздражали крамольное содержание некоторых сцен, грубость и циничность выражений, аморальность поведения героя. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей.
И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком.
Петрушка не выдержал такого насилия. Лишившись главных черт своего характера, потеряв своих основных партнеров, утратив остроту ситуаций, он захирел и скоро стал никому не нужен. Его попробовали возродить в агитационных спектаклях первых послереволюционных лет, затем — в воспитательных представлениях для детей. Но его «данные» не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки на этом закончилась.
Театр Петрушки: из прошлого в настоящее
... века в основе кукольных представлений лежал элементарный сюжет, служивший отправной точкой для многочисленных импровизаций кукольников. Предположительно в это время уже существовали представления народного театра кукол, ... как «петушок». Так кто же такой Петрушка - социальный тип, национальный характер или человек примитивный ? В народном театре характер персонажа воспринимался как данность, как ...
Марионетки.
Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождалась, скорее всего, после смерти Петра Великого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется.
На первых порах этих неизвестных в России кукол называют «выпускными», но вскоре в русский язык входит слово «марионетка».
Вчитываясь в найденные объявления и афиши, можно отметить следующее: во-первых, марионеточные спектакли до середины XIX века дают иностранцы; во-вторых, они играют разговорные пьесы, иногда дополняя их «балетами»; в-третьих, для своих представлений они снимают театральные залы и помещения в городских домах.
Как входили в жизнь российского народа марионетки, как из иноземной диковинки они превратились в русские народные куклы, можно лишь предполагать, так как более подробных описаний до конца XIX века не встречается. Однако к концу прошлого века представления марионеток можно было увидеть уже на любой ярмарке России, на народных гуляньях, устраиваемых не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах. И давали их российские актеры.
О самом последнем этапе народного марионеточного театра в России мы знаем из рассказов самих кукольников — последних балаганных актеров и из рассказов видевших их спектакли первых советских кукольников.
Один из этих актеров, Иван Афиногенович Зайцев (1863-1936), четыре года служил в Центральном театре кукол. Он не участвовал в постановках нового театра, но время от времени показывал свою традиционную программу, в которой марионетки исполняли «Цирк». После смерти Зайцева все его куклы остались в театре и сейчас выставлены в отдельной витрине музея. Рядом с ними можно видеть и кусочек стеклярусного занавеса, обрамлявшего марионеточную сцену, и афишу, которая вывешивалась у входа. Кукол Зайцев делал сам, его жена Анна Дмитриевна Триганова помогала их одевать, а в представлениях — водить.
С. В. Образцов в своей книге «По ступенькам памяти» посвятил много страниц Ивану Афиногеновичу Зайцеву: «Чем дальше я знакомился с Зайцевым, тем больше росло моё к нему уважение. Рядом с ним я сам себе казался любителем, а он настоящим профессионалом в своей удивительной, на глазах уходящей от нас профессии…. В своих выступлениях как артист нашего театра Зайцев показывал фокусы, чревовещание с двумя куклами на коленях (эти куклы у профессионалов балаганщиков назывались Андрюшки), «верховых» кукол и, наконец, вместе с Тригановой цирковое представление куклами на нитках…. Первым из всех кукольников заслуженным артистом республики стал Иван Афиногенович Зайцев».
Имена других российских кукольников — В. В. Прокофьев, Григорий Константинович Нуриков, Яков Миронович Бромфейн.
Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с самим героем русского перчаточного театра Петрушкой расставались неохотно. И у многих он стал выходить на марионеточную сцену. Правда, роль его в марионеточном представлении изрядно подсократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками.
ТЕАТР МАРИОНЕТОК В РУССКОЙ ЯРМАРОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ...
... Дворянском клубе демонстрировал свой театр марионеток в 1893 году [12]. В 1868 году в разных городах России Рудольф Крамес показывал спектакли механического театра. Его представления пользовались большим ... Александра Новикова, дававшего представления театра марионеток в частных домах более 19 лет (1860-1879 гг.). О том, почему куклы-марионетки так прочно завоевали сцену театра и сердца зрителей от ...
Русские народные кукольники не имели своих постоянных театров, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие балаганы можно было ещё застать в начале 20-х годов в московских садах и парках.
После революции марионетки почти совсем ушли из практики советских кукольников — они предпочитали играть с перчаточными куклами, а позднее, с 30-х годов, в советские кукольные театры прочно вошла, вытеснив все остальные, тростевая кукла (кукла, которая управляется снизу, из-за ширмы, но, в отличие от перчаточной, не пальцами актера, а тросточками, создающими жесты ее рук).
Однако в наши дни интерес к марионетке снова просыпается, наши кукольники снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой завораживающе-чудесной (в умелых руках) куклой.
Домашние и студийные спектакли
Домашний театр дореволюционной России можно сравнить с мостом, соединявшим народные традиционные представления с новым современным театром. История российских домашних кукольных спектаклей начинается, по-видимому, в конце XVIII — начале XIX веков. В XIX веке оживляемые куклы не утратили всеобщего расположения, однако их все чаще относили к детским развлечениям. В образованных кругах было принято приглашать на детские праздники кукольника, а иногда и своими силами давать кукольные спектакли.
В дореволюционном домашнем театре кукол можно выделить три типа представлений. Они появились, видимо, не в одно время, но все дожили до Октябрьской революции.
Первый тип — детский кукольный спектакль, сделанный почти без участия взрослых. Отношение взрослых поощрительное, но пассивное, основная их роль — роль зрителей. Это спектакль-игра, спектакль, в котором ребенку предоставляется полная свобода. О таких спектаклях можно прочитать у К. С. Станиславского.
Второй тип — кукольный спектакль для детей, устраиваемый взрослыми. Роль взрослых становится более активной. Инициатива переходит в их руки. Домашняя кукольная сцена используется в целях воспитания и образования; спектакль получает педагогическую направленность. Дети и взрослые меняются местами: дети все чаще становятся зрителями, взрослые — исполнителями и авторами пьес.
Третий тип — представление взрослых для взрослых. В домашнем театре воплощают и развивают эстетические концепции, инсценируют лучшие образцы литературы и драматургии, начинают затрагивать политические и социальные темы. Домашний театр привлекает внимание артистической интеллигенции и становится центром театрального эксперимента. Его работа приобретает полупрофессиональный, студийный характер.
Европейские кукольники спешат воспользоваться новым увлечением русских и открывают в России «кукольные театры для детей». Кукольный театр прочно входит в средства домашнего воспитания. Печатаются брошюрки с «детскими» вариантами «Петрушки», издаются «Руководства, как построить маленький театр и все, что касается действия фигур», публикуются инсценировки сказок с объяснениями, как их поставить на кукольной сцене. Российские фабриканты налаживают производство отечественных кукол для домашнего театрального обихода, настольных картонных театров с комплектами фигур и декораций к разным пьесам.
Особенности работы А.Я. Головина над спектаклем ‘Маскарад’
... постановку следующих задач : рассмотреть творчество Головина и Мейерхольда в общем контексте культуры Серебряного века; выявить роль художника в театре того времени; рассмотреть сценическую историю драмы ... для символистов были характерны определенные "жизнестроительные", "автомифологизационные" устремления). В России 1890х гг. эти западные веяния были весьма ощутимы: стиль модерн выходит в русском ...
В начале XX века домашний театр кукол «взрослеет» еще больше. Его репертуар все чаще выходит за рамки детских воспитательных задач, все чаще он затрагивает темы, волнующие взрослых.
Происходившее «повзросление» публики и исполнителей домашнего театра кукол можно объяснить не только потребностью откликнуться на политические и социальные события, выразить свое к ним отношение, но и целым комплексом других причин.
Среди них одно из главных мест занимает разгоравшийся интерес к фольклору, в частности к народному театру кукол. Интеллигенция идет смотреть представление народного кукольника в балаган. Его искусство все чаще вызывает удивление и восхищение.
Другая причина заключалась в том, что в артистических и театральных кругах поднимался интерес к кукольному театру как к искусству, противопоставленному по своей природе театру живого актера. Наступало время пресыщения натурализмом, закипавшего против него раздражения, неприятия его «как выражения буржуазно-мещанской ограниченности» (определение известного театроведа Б. И. Ростоцкого).
В 1903 году К. Бальмонт публикует свое философское стихотворение — размышления о природе кукольного театра.
В 1907 году выступает в печати Андрей Белый. Осуществить его замысел и создать символический театр кукол берутся художники С. Судейкин и П. Дриттенпрейс.
В 1910 году делает попытку организовать театр Владимир Азов. Но и его порыв остался безрезультатным.
В 1909-1911 годах, живя в Париже, создают маленькую студию Нина Яковлевна и Иван Семенович Ефимовы и Валентин Александрович Серов. Только один раз им удается собрать публику и показать свой спектакль. Но многое из художественных находок этой студии Ефимовы использовали позже в своей профессиональной работе кукольников.
В 1912 году художница Любовь Васильевна Яковлева с группой студентов пробует организовать театр кукол в Петербурге. Безуспешно.
В 1914 году начинает выступать с кукольными скетчами режиссер Александрийского театра Николай Петров.
В 1915 году Евгений Вахтангов думает, вероятно, о постановке кукольного спектакля: в своих записных тетрадях он делает наброски пьесы для театра марионеток в стиле итальянской комедии масок. Однако и это остается только на бумаге.
Мечтает о кукольном спектакле и К. С. Станиславский — около 1916 года он просит Алексея Толстого написать пьесу для кукольного театра в духе «Петрушки». Эта мечта так и не стала реальностью.
Ближе всего к созданию профессионального театра кукол подошли Ю. Слонимская и Ефимовы. Юлия Леонидовна Слонимская увлеклась историей театра кукол. Она тщательно изучает все связанное с театром кукол, едет в Европу знакомиться с кукольными театрами и музеями и, вернувшись в Петербург, создает вместе со своим мужем, режиссером Петром Павловичем Сазоновым, студию. Для первой постановки выбрана французская балаганная пьеса XVII века «Силы любви и волшебства». Перевел ее поэт Георгий Иванов. К работе над спектаклем привлечены лучшие артистические силы Петрограда. Премьера состоялась в феврале 1916 году. Спектакль прошел несколько раз.
История Большого театра
... здания, но фасадом был обращен на Театральную площадь... 20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи и представителей всех государств оперой ... пролог "Странники" и пантомимный балет "Волшебная школа". 8 октября 1805 года, в третьем часу дня, здание Петровского театра сгорело - "по причине неосторожности гардеробмейстера, бывшего с двумя ...
У студийцев не было своего помещения, приходилось пользоваться любезностью знакомых, предоставлявших свои залы для спектаклей. Но главное произошло — их театр был открыт, не регулярно, но давал спектакли. И уже готовили новую пьесу — средневековый французский фарс «Адвокат Патлен». А поэт Н. Гумилёв уже писал для театра «Гондолу» — драматическую поэму по мотивам скандинавских саг. Однако жизнь театра оказалась короткой: Ю. Слонимская и некоторые из студийцев эмигрировали после революции из России, и студия распалась.
В те же годы в Москве прокладывает дорогу к профессиональному театру Н. Я. Симонович-Ефимова.
На студии Ю. Слонимской и П. Сазонова, на выступлениях и платных концертах Ефимовых (Иван Семёнович был постоянным партнёром Нины Яковлевны) история дореволюционных домашних кукольных спектаклей смыкается с историей советского театра кукол. Домашний театр в своей студийной стадии приблизился к самой крайней точке, отделяющей его от профессионального. Но перешагнуть границу, отделяющие любительские начинания от профессиональной работы, выйти на широкую публику, начать регулярные выступления, создать художественный театр кукол и «поставить его на одну ногу с театральным зрелищем вообще» ему не удалось. Эти стремления осуществились после революции, в советском театре кукол, который унаследовал воспитательный принцип и высокую культуру домашнего дореволюционного театра. А во главе первых советских театров кукол, созданных в 1918 году, встали бывшие студийцы: Л. Яковлева-Шапорина в Петрограде, Н. и И. Ефимовы — в Москве.
Театр С.В. Образцова
На протяжении долгих лет история советского, российского кукольного театра тесно связана с именем Сергея Владимировича Образцова. До 1931 года он выступал на разных площадках, в разных концертах со своими куклами. А в 1931 году дирекция Центрального Дома художественного воспитания детей решила организовать театр кукол и поручила С. В. Образцову руководство этим театром. Государственный центральный театр кукол открылся 16 сентября 1931 года. Весь штат тогда состоял из 12 человек, а теперь в этом театре работает 350 человек. Театр начинался с имён Сергея Шошина, Евгения Сперанского, Екатерины Успенской, Константина Ревазова, пианистом был известный теперь композитор Юрий Милютин. Первым спектаклем, поставленным С. В. Образцовым, был «Джим и Доллар» Андрея Глобы. Этот спектакль был рождением Центрального театра кукол и рождением С. В. Образцова как режиссёра. В последствии этот спектакль игрался 500 раз. Далее были спектакли «Поросенок» по пьесе Сперанского, «По щучьему велению», который идёт на сцене полвека и повторялся около 3000 раз, «Кот в сапогах», «Каштанка».
В 1936 году театр получил здание на площади Маяковского. Было вложено много сил в переоборудование и ремонт театра. 3 ноября 1937 года открылись спектаклем «Кот в сапогах», а 4 ноября 1937 года была премьера «Большого Ивана».
Со временем символом театра стала рука с шариком на указательном пальце. В это время появилась в театре пьеса «Волшебная лампа Алладина», написанная Ниной Гернет. Она идёт на сцене театра более 45 лет, её сыграли 1700 раз. Этот спектакль играется тростевыми куклами. Ефимовы открыли дорогу тростевым куклам, потом театр Образцова расширил эту дорогу и заразил ею другие театры.
Российские театры
... и служившему пастором лютеранской кирхи, подготовить спектакль силами местных немцев и русских. 17 октября 1672 г. в селе Преображенском ... Михайловича. В самой Москве с успехом выступал театр Кунста в 1702-1707 гг. Примерно в это же время осуществлялись ... закрывала голову, и потом из-за этой «занавески» показывал кукол. Церковь осуждала деятельность скоморохов, называла их служителями дьявола, их ...
Во время Великой Отечественной Войны в театре стали ставить агитационные спектакли: «Сон Гитлера», «Над крышами Берлина» и другие; выступали в госпиталях, перед солдатами. С. В. Образцов создавал фронтовые агитационные бригады с антифашистскими кукольными программами. Солдат обучали делать кукол, водить их, говорить и петь за них. Потом бригады разъехались по всему западному фронту.
Во время войны был поставлен «Король — олень» по сказке Карло Гоцци, а сразу после войны знаменитый «Необыкновенный концерт». Это — сатира на штампованных исполнителей сборных концертов. Этот спектакль был сыгран более 6000 раз и неизменно пользовался успехом. Театр показал этот спектакль чуть ли не всему миру.
Настало время, когда театру кукол стало тесно в здании на площади Маяковского и ему было отдано недостроенное здание на Садовой-Самотечной. Оно строилось для театра-студии Станиславского, но Станиславский умер и строительство остановилось. Здание достроили и на фасаде установили часы с куклами размером 4 на 3 метра. В центре — циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами. Сверху большой петух, а вокруг 12 домиков с золотым орнаментом. Каждый час из домика выходят куклы и танцуют под музыку.
Ещё один значительный спектакль Центрального театра кукол — это «Божественная комедия». Её премьера состоялась 29 марта 1961 года и долгие годы она остаётся в репертуаре театра.
- Организация театральной деятельности в современном театре на примере Сахалинского театра кукол
История театра.
Дебютным спектаклем на сцене Сахалинского театра кукол стала сказка по пьесе югославского писателя В. Рабадана «Маленькая Фея». «Маленькая Фея» (премьера состоялась 19 февраля 1981 года) и сегодня в строю. В период становления театра каждый спектакль давался с большим трудом. В маленькой комнатушке ютились главный художник, бутафор, рабочие. Тут же варился клей, стучал молоток. Не хватало простейших деталей и приспособлений для изготовления кукол, из‐зазапрета пожарного надзора нельзя было включать даже швейную машину. Рядом на сцене артисты, у которых ещё не было театрального опыта, вживались в образы, учились владеть куклами. Так что каждая премьера была прежде всего доказательством того, что театр живёт, действует, ищет, несмотря ни на что.
Первый спектакль первого на Сахалине профессионального театра кукол прошёл на сцене Дома культуры железнодорожников. Административная, художественно‐постановочная и техническая службы тогда располагались в здании по Сахалинской улице, 46. В 1982-1983 году театр базировался в арендуемом помещении клуба «Строитель» по Сахалинской улице, 34-а. И только 1 июня 1984 года областному театру кукол в здании Центра по начислению и выплате пенсий в городе Южно‐Сахалинскепо улице Карла Маркса, 24 было выделено помещение. В нём Сахалинский кукольный и прожил большую часть своей жизни.
«Театр давно перерос крохотную сцену, и мы, задумывая с художником театра Ольгой Сидоренко спектакль, постоянно осаживаем друг друга — это невозможно, это не получится. Актёры работают за ширмой, как говорится, стоя друг у друга на голове. В нашем зале чуть больше 100 мест, для нашего города это очень мало. Сцена и зал — помещения приспособленные, здесь элементарно не хватает высоты, воздуха, как актёрам, так и маленьким зрителям. Наши артисты универсальны, мы можем работать для любой возрастной категории».
Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок ...
... и радостью. Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства ... отрывок посвящен тем, кто не сможет посетить стены Лицея 19 октября уже никогда. Эти люди перешли в загробный мир, но ... настроения сменяется надеждой на скорую встречу. Вот промчится год, и Пушкин сможет обнять друзей, поднять бокалы, сказать хвалебные речи ...
И слова Антонины Добролюбовой были услышаны губернатором островного региона, тогда — Игорем Фархутдиновым. И хотя путь к новоселью не был коротким, в год тридцатилетия театра губернатором области А.В. Хорошавиным коллективу подарено новое здание. Сахалинские зрители получили возможность смотреть спектакли на двух сценах — в малом и большом залах. Открытие нового здания состоялось 15 августа 2011 года, а первым спектаклем, сыгранным на новой сцене, стал «Иоанна и огонь» — работа режиссера с мировым именем Петру Вуткэрэу.
Широка и география творческих связей театра. Первый выезд на гастроли на пределы области состоялся в 1989 году. Это были Комсомольск‐на-Амуре, затем Советская Гавань Хабаровского края. В 1990 году сахалинские кукольники впервые принимают участие в фестивале театров кукол в г. Абакане. С 1991 года развиваются международные связи театра с творческими коллективами о. Хоккайдо. В 2004 году театр получил приглашение на международный фестиваль театров кукол «Чаепитие в Мытищах». В 2005 году в литовском городе Паневежис проходил Международный фестиваль «Лагаминас-7», где сахалинский театр кукол стал не только гостем, но и лауреатом. С 2006 по 2008 годы театр проводил в своих стенах фестиваль детских и юношеских театров, где самодеятельные коллективы из разных районов области имели возможность делиться творческим опытом. В 2007 году театр вновь принял участие в фестивале «Лагаминас» (Литва, г. Паневежис), где представил на суд зрителей спектакль «Муравьишка». Это был очень интересный проект, когда на сцене передвижного театра на колёсах сахалинские и литовские кукольники в одном спектакле работали каждый на своём языке. Насыщенным для театра стал 2008 год. Международный фестиваль театров кукол «Чаепитие в Мытищах», Международный фестиваль в г. Москве «Московские каникулы», Международный фестиваль в г. Иваново «Муравейник», Международный фестиваль в г. Варшаве «Кукла тоже человек» — в этих фестивалях театр не только участвовал, но и стал лауреатом. Постановки «Линии судьбы» и «Лягушонок и море» получили множество позитивных отзывов зрителей, критиков и участников фестивалей. Труппа театра была неоднократно отмечена жюри и удостоена призов. В сентябре 2009 года на базе театра прошёл впервые в области международный фестиваль театров кукол «Ковчег», организованный творческим объединением «КультПроект». Его участниками стали коллективы из Москвы, Пензы, Санкт‐Петербурга, Белоруссии, Эстонии, Словении. Благодаря этому событию театр обрёл новые творческие связи, а сахалинский зритель смог получить представление о пёстрой палитре искусства театров кукол как в нашей стране, так и за рубежом.
Активное сотрудничество с творческим объединением «КультПроект» позволило не только организовать фестиваль на Сахалине, но и самому театру в 2011 году принять участие в фестивале «Ковчег» в г. Кирове, в рамках культурной олимпиады в Международном фестивале театров кукол стран Причерноморья (г. Сочи), на котором спектакль режиссера Б. Константинова «По ту сторону Гоголя» признан «Лучшим спектаклем» фестиваля.
Весной этого же года театр вновь принял участие в международном фестивале в городе Иваново, а также в фестивалях в городах Эскишехир и Анкара (Турция).
В 2010 — 2011 гг. Сахалинский театр кукол приглашен на Международные фестивали в Молдову, Сербию, Турцию, Эстонию, Финляндию. Организованы гастроли в городах Мытищи, Серпухов, Омск. В 2013 году сахалинцы побывали «На чаепитии в Мытищах», где показали спектакль «Оскар и Розовая дама», и на фестивале в легендарном театре им. С. Образцова со спектаклем «Икар». В апреле текущего года «Оскар…» вновь стал выездным, теперь в г. Иваново на Х Юбилейный фестиваль театров кукол «Муравейник».
Дорос театр и до собственного международного фестиваля — «На островах чудес». Не успев обжить новые стены, сахалинские кукольники в 2011 встречали гостей из разных стран и городов России на Первом международном фестивале театров кукол. В программу фестиваля были включены ведущие театры кукол России и зарубежья — Эстония, Турция, Япония, Венгрия, Мытищи, Бурятия, Вологда, Хабаровск, Омск. Не менее интересной была география и афиша фестиваля Второго, который состоялся в октябре прошлого года. К нам привезли спектакли из Санкт‐Петербурга, Мытищ, Кургана, Иваново, Петропавловска‐Камчатского, Болгарии, Литвы, Испании, Кореи, Турции, японских Саппоро и Токио. Среди почётных гостей фестиваля были внучка легендарного Сергея Образцова, заслуженная артистка России, режиссёр Екатерина Образцова и главный художник ГАЦТК им. С. Образцова, создатель широко известного мультфильма о Бонифации, народный художник России, лауреат Государственной премии Сергей Алимов.
Из чего состоит театр: гардеробная, фойе, буфет, два зала: большой и маленький, билетная касса, две туалетных комнаты. Служебные помещения: Гримерные комнаты, осветительская рубка, рубка звуковика, реквизитные комнаты, туалетная комната, кухня.
Сахалинский Кукольный Театр — Государственное автономное учреждение культуры, действующее на основании Устава. Созданное в соответствии с федеральным законом от 03.11.2006 №174-Ф3 в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере культуры путем оказания услуг.
Организационная структура:
Директор. Директору подчиняется Административный персонал, Отдел организации зрителя и информационного обеспечения, Главный инженер, Заместитель директора, Бухгалтерия,Художественный руководитель.
Главному инженеру подчиняется Отдел материально-технического обеспечения, монтировочная группа, отдел свето-звукового обеспечения.
Заместителю директора подчиняется художественно-актерский состав.
Художественному руководителю подчиняются: художественно-постановочная часть, монтировочная группа, отдел свето-звукового обеспечения.
Текущий репертуар.
сентября — Маленьая фея. От 5-ти лет.
сентября — Одержимая любовью. Б. Маккавер От 16-ти лет.
сентября — Золушка. от 5-ти лет.
сентября — Золушка. от 5-ти лет.
октября — На островах чудес. От 2-х лет.
октября — На островах чудес. От 2-х лет.
октября — Признак оперы. От 6-ти лет.
октября — Робинзон. От 9-ти лет.
октября — Счастливая история. А.П. Чехов. От 14-ти лет.
октября — Гуси-Лебеди. От 3-х лет.
октября — Прощание с Матёрой. В. Распутин. От 14-ти лет.
октября — Прощание с Матёрой. В. Распутин. От 14-ти лет.
октября — Сказки Эльфов. От 5-ти лет.
октября — Сказки Эльфов. От 5-ти лет.
октября — Крылатый. Габриель Гарсиа Маркес. От 16-ти лет.
октября — Сливы за мусор. Пётр Тодоров. От 6-ти лет.
октября — Шаман. От 1.2-ти лет.
октября — Баллада инвалидной улицы. Н. Рознер. От 14-ти лет.
октября — Фуст. Сны. От 16-ти лет.
октября — Танабата. От 16-ти лет.
Актерский состав.
Антонина Добролюбова
Заслуженный работник культуры Сахалинской области. Художественный руководитель театра.
Заслуженный работник культуры Сахалинской области. Артист- кукловод, ведущий мастер сцены. В труппе театра с 1987 года.
Режиссер‐постановщик спектакля Нететерь <#»903989.files/image001.jpg»>
- Иллюстрация «Типичные трюковые марионетки времен Ольдена (конец XIX века)»
Фотография: Перчаточная кукла 30-х годов. Находится в музее Театра кукол им. С. В. Образцова