Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.
(1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось , они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели.
(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15) В углу обнаружились обглоданные головы. (16) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17) Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18) И девочки решили поймать вора. (19) Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21) Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22) Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(23) – Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
(24) И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (25) Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (26) Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27) Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30) Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
Краткое содержание Сказка о рыбаке и рыбке (Золотая рыбка) Пушкина ...
... что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха. Короткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке» Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин: У синего моря жил старик со своей женой. Жили они ... ловлей рыбы, в один из дней он вылавливает рыбку, да не простую, а золотую. Эта рыбка молвила человеческим языком и могла выполнить три любых желания поймавшего ее человека. ...
(31) – Полуночники! (32) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(33) И Инна ответила:
(34) – Нет, нянечка не пропала. (35) Теперь не пропадёт… (36) Теперь уследим.
( По А. Приставкину)
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
3) Автор в своём тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
4) Автор в своём тексте говорит о преступном равнодушии взрослых воспитателей детдома.
А2. Прочитайте следующий фрагмент:
Чем можно объяснить подобное поведение девочек?
1) Девочки были очень заняты делами.
2) Им было скучно с малышкой.
3) Девочки допоздна задерживались в школе.
4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.
А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба?»
Инна попросила кусочек хлеба, чтобы…
1) поесть самой
2) угостить девочек
3) покормить оставшихся рыбок
4) покормить Люсеньку
А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?
1) мокрая рыбка
2) золотая рыбка
3) обглоданная рыбка
4) спасённая рыбка
А5. Ниже даны предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?
- розовые прозрачные плавники с голубыми жилками
розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
1) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.
2) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.
3) Автор посчитал, что это описание – самое точное и яркое.
4) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и Люсенька.
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет её маленькой Люсенькой ?»
1) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.
Презентация «Распространение мыслей в предложении тексте»
... Работаем с текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это ...
2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.
3) Это определение подчёркивает её исключительность, любовь окружающих к ней.
4) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) гипербола
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1-4 напишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном дополнении.
Все девочки,(1) кроме маленькой Люсеньки,(2) были очень занятыми девочками.) А если у них и находилось свободное время,(3) они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек,(4) конечно,(5) не было,(6) рыбкам сыпали кусочки казеинового клея,(7) меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло.
В6. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложносочинённого предложения.
1) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.
2) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
3) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить.
4) Их оказалось сперва девять, потом восемь.
В7. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложноподчинённого предложения.
1) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
2) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
Напишите -рассуждение.(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был
... квартира. (45)Что же делать? спросил юноша. (46)Не знаю. (47)И тут Алиса брала парня за руку. (48)Пойдём, произнесла она. (49)Куда? опешил ... юноша. (50)К нам, сказала Алиса. (51)Она не размышляла, что скажут дома. (52)Она спасала парня, выручала ... раз и в холодную воду! (54)Нехорошо как, сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вкупе со двора. (55)Ведь он ...
3) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
4) Никто не спрашивал, что она кушает.
В8. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
В10. Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 6-9 найдите предложения с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
В13. Среди предложений 8-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.