К статье ю н караулова культура речи и языковая критика

Контрольная работа № 1

Темы: Основные понятия культуры речи. Точность, правильность и уместность речи. Устная и письменная форма речи. Понятие современного литературного языка. Нелитературные языковые явления. Система норм литературного языка. Нарушения норм литературного языка.

Задание 1.1 . Развёрнуто ответьте на следующие вопросы:

1) Что значит «говорить правильно»? Как вы понимаете смысл этого выражения?

2) Что значит «говорить выразительно»?

3) Что такое «уместность речи»?

4) Какова роль словарей в процессе повышения личной речевой культуры?

5) Какие словари русского языка существуют?

6) Какие словари русского языка есть у вас дома?

7) Какие документы, деловые письма вам уже приходилось писать?

8) Приходилось ли вам писать научные тексты?

9) Как часто вам приходится выступать перед аудиторией? Может ли навык публичного выступления помочь вам в продвижении по карьерной лестнице?

10) Какие просторечные, вульгарные обороты и слова-паразиты присутствуют в вашей повседневной речи? Каким образом вы с ними боретесь?

Задание 1.2. Вспомните, какие обращения существуют в современном русском языке. Внесите их в таблицу. Выделите те обращения, которые в литературном языке не приветствуются.

Ситуация

Устная форма речи

Письменная форма речи

Официальная

Неофициальная

Задание 1.3. Какие элементы языка относятся к нелитературным? Можно ли использовать их в своей речи? Почему и для чего?

Задание 1.4. Приведите отрывок из русской прозы второй половины двадцатого века (объёмом 100-120 слов), в котором автором используются разговорные или просторечные слова. Выделите эти слова. Принадлежность слова к той или иной группе лексики проверяйте по толковому словарю.

Для справки: к рекомендуемым русским писателям второй половины двадцатого века относятся Абрамов Ф.А., Аксёнов В.П., Арбатова М.И., Астафьев В.П., Белов В.И., Богомолов В.М., Быков В.В., Васильев Б.Л., Веллер М.И., Гроссман Л.П., Довлатов С.Д., Конецкий В.В., Лиханов А.А., Нагибин Ю.М., Пикуль В.С., Распутин В.Г., Рыбаков А.Н., Солженицын А.И., Стругацкий Б.Н., Тендряков В.Ф., Трифонов Ю.В., Улицкая Л.Е., Шаламов В.Т.

Задание 1.5. Найдите и выпишите пары, в которых оба слова (выражения) являются вариантами литературной нормы.

Апельсин — апельсинов, бухгалтера — бухгалтеры, ветр — ветер, в отпуске — в отпуску, едь — ехай, заплатить за проезд — оплатить за проезд, курица — кура, м’аркетинг — марк’етинг, надеть на себя пальто — одеть на себя пальто, последний в очереди — крайний в очереди, пр’инял — прин’ял, стакан чаю — стакан чая.

Задание 1.6. Употребите данные существительные в словосочетаниях с прилагательными. Например: кофе — крепкий кофе.

Боржоми, иваси, ЕЭС, какаду, кольраби, мозоль, невежа, ноу-хау, пани, Перу, салями, Сухуми, тюль, торт-мороженое, ФРГ, шасси.

Задание 1.7. Сверившись со словарём, образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных. Если возможны насколько вариантов, то напишите оба. Например: том — тома, инструктор — инструкторы и инструктора.

Возраст, диспетчер, договор, инспектор, ректор, торт, фронт, шофёр, якорь.

Задание 1.8. Сверившись со словарём, образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Например: чулки — чулок.

Брызги, баклажаны, бананы, валенки, гольфы, каникулы, килобайты, оладьи, очистки, простыни, солдаты, таджики, туркмены, турки, шорты.

Задание 1.9. Образуйте форму родительного падежа от следующих имён и фамилий:

Анита Цой, Виктор Цой, Нгуен Пан Нгемун, Семён Фарада, месье Петипа, Фёдор Макогон, госпожа Макогон, Галина Польских, Михаил Зощенко, Анна Нетребко.

Задание 1.10. Запишите словами цифры:

  • Автомобиль ехал со скоростью 35 километров в час;
  • на покупку оборудования вместо запланированных 1,5 миллиардов отпущено 2 750 000 рублей;
  • во всех 459 томах этого дела;
  • с 678 долларами в кармане;
  • в 324 выпуске программы;
  • в 2014 году.

Задание 1.11. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Родители гордятся обоими дочерьми.

2. Друг живёт в стах метрах от меня.

3. До полмиллиона беженцев въехало на территорию РФ.

4. Трое женщин тщательно подметали площадь.

5. Успешно преодолён стакилометровый отрезок пути.

Задание 1.12 . Запишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.

1. Друг достигший власти потерянный друг.

2. Машенька не то чтобы обиделась но как-то расстроилась.

3. Весной тут наливались соком такие некошеные травы полыхало такое разноцветие что когда проходила косилка то следом за ней расстилалась будто не трава а ковёр из цветов.

4. О значении Пушкина в создании литературного языка Гоголь сказал так В нём как в лексиконе заключалось всё богатство сила и гибкость нашего языка.

5. На макушке берёзы покрывшейся дымкой молодой листвы громко кукует кукушка и точно поперхнувшись вдруг умолкает.

6. Государственное предприятие «Общение» именуемое в дальнейшем «Предприятие» в лице генерального директора Поповича Александра Михайловича действующего на основании Устава с одной стороны и гражданин Федерации Бабкин Иван Васильевич именуемый в дальнейшем «Работник» с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем…

Задание 1.13. Найдите и исправьте лексические ошибки.

Эта проблема гроша выеденного не стоит. Дружная игра нашей команды не позволила шведским хоккеистам добиться успеха в дебюте матча. Стадион в Лужниках, с его раздвижной суперкрышей и переоборудованными трибунами, уже в сентябре переплюнет все стадионы мира. Артист заслужил известность благодаря своим хитам. В данной ситуации отсутствие финансирования не имеет особой роли. Много мероприятий уже сделано. Странный боковой эффект от декриминализации: краевые аптеки ушли в частные руки. Употребление зелени оказывает пользу нашему организму. Нам придётся предпринимать срочные меры. Одевайте наушники и слушайте музыку. В компании появилась свободная вакансия.

Задание 1.14. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

Зрители выразили своё восхищение уровню профессионализма режиссёра. В пятницу в детском саде состоится утренник. Город находится в самом тяжелейшем положении за последние пять лет. Вино плескается в узком бокале. Вокруг их разыгрался спор. Хирург Иванова успешно провёл сложную операцию. Начальство беспокоит тот факт, что слаба дисциплина среди бригады. Не нам с вами решать о том, что с ним делать и как с ним быть. Игрушки, выпускающиеся нашей фабрикой, известны далеко за пределами области. Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой. Мечтая о будущем, мне становится хорошо на душе. Прошли сто лет. На повестке дня стояло ряд вопросов. Исследование рынка показывает, что большинство покупателей предпочитают совершать покупки в крупных супермаркетах.

Контрольная работа № 2

Темы: Система стилей в современном русском литературном языке. Научный стиль речи. Основы аннотирования и реферирования. Официально-деловой стиль речи. Основные письменные жанры официально-делового стиля. Устные формы делового стиля. Основы речевого этикета в деловой сфере.

Задание 2.1. Используя материал для справок, заполните таблицы стилеобразующих факторов функциональных стилей.

Таблица 1.

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Разговорный

Художественный

Сфера общения

Цели общения

Способ общения

Основная функция языка (речи)

Типичный вид речи

Основная форма речи

Материал для справок

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие.

3. Способ общения: массовый, личный, контактный, неконтактный.

4. Функция языка (речи): когнитивная, коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.

5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.

6. Форма речи: устная, письменная.

Таблица 2.

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Разговорный

Художественный

Объективность

Ясность

Точность

Экспрессивность

Стандартизированность

Оценочность

Таблица 2 заполняется по принципу + (есть) / — (нет).

Задание 2.2. Определите стилевую принадлежность каждого фрагмента текста. Укажите языковые средства (слова, грамматические формы, синтаксические конструкции), характерные для каждого из стилей.

Текст 1.

Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия).

При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Изначально заочное обучение вводилось только для тех студентов, которые по какой-либо уважительной причине не имели возможности регулярно посещать занятия. Заочное обучение использует поточный принцип: единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Два раза в год (как правило, зимой и летом) происходит сдача сессий.

Благодаря развитию IT-технологий, заочное обучение постоянно модернизируется, становясь все более похожим на дистанционное образование.

На заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают учёбу с работой, а также по причине более низкой стоимости обучения по сравнению с очной (дневной) формой.

Текст 2.

Ученик.

Что значит «заочная форма обучения»? В чём её минусы и плюсы? Почему на платных отделениях она значительно дешевле? Можно ли учиться в одном универе на очном, в другом — на заочном?

Оракул

Это значит, что вам дают методические пособия и материалы для обучения, вы занимаетесь самостоятельно, а потом сдаете экзамены.

Профи

Это когда учишь всё дома, а приходишь только сдавать сессию…

Мастер

Минусы в том, что ты платишь деньги и учишься вечером.

Можно учится на очном и заочном — кто тебе мешает?

Только не будешь успевать делать проекты и т.д.

Анна

Заочная — это значит, что дома изучаешь по учебникам, а экзамены сдаёшь в универе. Плюс — стоит дешевле и диплом дадут, минус — по книгам самостоятельно мало чего можно понять.

Академик

Я учусь на заочном отделении и действительно оплата ниже, чем у очников. Плюсы — ты можешь пойти работать и параллельно учиться, сдавать экзамены всего 2 раза в год, а минусы — не почерпнешь тех знаний, которые даются очникам. Очно и заочно учиться одновременно нельзя, да и невозможно.

Мыслитель

Во всех вузах по-разному. Я, например, только экзамены сдаю и зачеты. При этом вообще лекций нет.

Текст 3.

Федеральным законом установлены права студентов (как и обучающихся всех других уровней, форм и программ образования) на:

  • выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет;
  • обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
  • выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования);

— освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)… и проч.

Задание 2.3. Составьте список речевых клише (не менее 10), используемых при написании рефератов.

Задание 2.4. К статье Ю.Н. Караулова «Культура речи и языковая критика» напишите: аннотацию; реферат объёмом 3000-3500 знаков с пробелами.

Задание 2.5. Замените нейтральные глаголы характерными для делового стиля глагольно-именными словосочетаниями. Например: помочь — оказать помощь.

Воздействовать, договориться, заявить, известить, корректировать, объяснить, отличаться, платить, поблагодарить, подтвердить, пожаловаться, поручать, потребовать, разрешить, рекомендовать, решить, содействовать, согласиться, уточнять, характеризовать.

Задание 2.6 . Расшифруйте аббревиатуры и сложносокращённые слова. Например: ООО — общество с ограниченной ответственностью.

ГК, ГОРОНО, ЗАО, МВФ, МУП, ОАО, ТОО, ТСЖ, ТЦ, ТЭЦ, УК, ЦБР, ЧП, вуз, жилплощадь, завхоз, зампред, капстроительство, матчасть, санэпидемстанция, соцстрах, спецкор, финотдел, и.о.

Задание 2.7. Составьте со следующими предлогами словосочетания в правильном падеже. Например: по мере — по мере продвижения.

Благодаря, ввиду, во избежание, вопреки, в продолжение, впредь до, вследствие, в связи с, в силу, в сторону, в течение, в целях, исходя из, касательно, независимо от, по причине, применительно к, согласно, соответственно, со стороны.

Задание 2.8. Напишите резюме; заявление на отпуск за свой счёт; объяснительную записку по поводу опоздания на работу.

Задание 2.9. Продолжите предложения:

1. Отправляясь в загранкомандировку…

2. Рассчитывая на свои силы…

3. Принимая во внимание Ваше мнение по данному вопросу…

4. Приступая к рассмотрению следующего вопроса…

5. Отмечая отдельные недостатки…

6. Отвечая на ваш запрос от 17.09.14. …

7. Рассмотрев Ваше предложение о сокращении срока поставок…

Задание 2.10 . Напишите следующие деловые письма: коммерческое предложение (или отказ на коммерческое предложение), письмо-просьбу.

Задание 2.11. Письменно проанализируйте разговор с точки зрения соблюдения языковых, этических и психологических требований делового общения. Напишите свой вариант грамотного разговора на аналогичную тему.

А.: Здравствуйте.

Б.: Здравствуйте. Я хотел бы предложить вам свои выступления на вашей презентации. Я вам звонил.

А.: Насчёт чего?

Б.: Я предлагал вам наши выступления. Вы сказали, что нужно встретиться.

А.: Я говорила?

Б.: Да. Вы хотите устроить презентацию с концертной частью. Для этого я предложил вам участие нашей группы народного танца «Русское поле». Я вам представлялся.

А.: Вы представлялись?

Б.: Да.

А.: Так можно посмотреть?

Б.: Конечно. Группа уже хорошо известна в городе, и за город мы выезжаем.

А.: Но я вас ещё ни разу не видела…

Б.: Да, вы не видели. Но — может быть, для вас это важно — я только что был у директора торгового центра «Палас-сити». Он приглашает нас в конце октября для проведения концертной программы. У нас есть лицензия на проведение концертной деятельности. Кроме того, мы можем взаимозачётом рекламный плакатик где-нибудь повесить.

А.: Да? Ну что же, вы оставьте программку. Вообще, это интересно, наверное.

Б.: Мы можем написать письмо?

А.: Давайте так. Я вас на следующей неделе посмотрю… А пока заготовьте письмо со всеми реквизитами и занесите секретарю. Мы подумаем и, наверное, решим.

Б.: До свидания. Спасибо.

А.: Всего доброго.

Задание 2.12. Письменно проанализируйте разговор с точки зрения соблюдения языковых, этических и психологических требований делового общения. Напишите свой вариант грамотного разговора на аналогичную тему.

А.: Здравствуйте. Вызывали?

Б.: Да, заходите, Игорь… Как ваше отчество?

А.: Петрович.

Б.: Заходите, Игорь Петрович. Вы работаете у нас недавно… Сколько месяцев?

А.: Шесть.

Б.: Хотя вы работаете у нас недавно, но успели зарекомендовать себя как грамотный специалист. Поэтому мы хотим порекомендовать вас для работы в нашем филиале, недалеко отсюда. Сейчас там возникли некоторые трудности. Командировка продлится около месяца. Что скажете?

Б.: Да я вообще-то не ожидал…

А.: Ну и хорошо, что не возражаете. А с начальником вашего отдела я договорюсь.

Контрольная работа № 3

Темы: Подготовка и речевое оформление публичного выступления. Связность и логичность текста. Система аргументации в устной и письменной речи. Средства речевой выразительности. Риторические приёмы в публичном выступлении.

Задание 3.1 . Составьте план вашего выступления по одной из предложенных ниже тем:

1. Преимущества и недостатки использования материалов Интернета при написании рефератов.

2. Платное обучение — прогресс или регресс российского образования?

3. Необходимо ли в вузе изучать русский язык и культуру речи студентам всех специальностей?

Задание 3.2. Определите способ изложения материала в каждом тексте (индуктивный или дедуктивный).

Обоснуйте свою точку зрения.

Текст 1.

Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые в другом этносе. Древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства. Арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

Текст 2.

Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера Земли» привёл серию любопытных примеров. Древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства. Арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилёв видел в существовании этнического стереотипа поведения.

Задание 3.3. Чтобы сделать логические отношения в текстах задания 3.2. более наглядными, добавьте в эти тексты лексические средства выражения логических связей (союзы, вводные слова, речевые клише).

Задание 3.4 . Найдите и исправьте логические ошибки.

1. При необходимости проверка продукции внешним осмотром может производиться покупателем самостоятельно.

2. Идём мы по минному полю — то он впереди, то я сзади.

3. Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении в нерабочее время не оставались посторонние лица, включенные электроприборы и другие источники огня.

4. Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства.

5. Если инвестиционный климат в регионе неблагоприятный, то возрастает риск инвестирования.

6. Итак, сегодня вы прослушали лекцию о методике подготовки к выступлению.

7. А теперь сказанное поясню словами.

Задание 3.5. Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. (Несостоятельные аргументы дискредитируют того, кто их использует.) Выберите из данного списка сильные виды аргументов.

  • суждения на основе подтасованных фактов;
  • точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;
  • умозаключения, основанные на двух и более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего;
  • доводы личного характера;
  • ссылки на законы, уставы, руководящие документы;
  • ссылки на потерявшие силу решения;
  • ссылки на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты;
  • доводы, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;
  • заключения экспертов;
  • доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество;
  • цитаты из публичных заявлений и книг признанных в той или иной области авторитетов;
  • показания свидетелей и очевидцев событий;
  • подлог и фальсификация;
  • выводы из неполных статистических данных;
  • статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистиками.

Задание 3.6. Подберите аргументы (не менее трёх) для защиты собственной точки зрения по какой-либо из тем задания 3.1.

Задание 3.7 . Подберите синонимы к предложенным словам иностранного происхождения и составьте словосочетания с каждым словом из синонимического ряда.

Аккомодация, акция, алгоритм, антагонизм, апология, брифинг, вернисаж, визави, генезис, дистрибьютор, дилер, инсинуация, истеблишмент, сервис, презентация, промоушн, фаст-фуд, эксклюзивный.

Задание 3.8. Прочитайте текст выступления студента на семинаре (курс «Концепции современного естествознания»).

Отредактируйте текст: замените слова и выражения, не соответствующие ситуации, близкими по значению. Запишите свой вариант.

Слушайте внимательно. Рассказываю сегодня о пираньях. Пираньи — жутко кровожадные зверюги. Живут в Амазонке и впадающих в неё речушках. Их ещё зовут «рыбы-волки». Пираньи чертовски опасны, потому как зубы у них как бритва. Стая этих малявок в три плевка может слопать здоровенного быка. Говорят, что 19 сентября 1981 г. триста граждан были в один присест сожраны пираньями, после того как набитое народом пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Тамошние индейцы говорят, что «три пираньи — это уже один здоровенный крокодилище».

Задание 3.9 . Прочитайте фрагмент интервью на собеседовании при приёме на работу. Измените его так, чтобы у интервьюера сложилось благоприятное впечатление о претенденте на вакантную должность.

А.: Расскажите немного о себе.

Б.: У меня очень простая жизнь, она вся как на ладони. Школу окончил, пошёл в армию. Из армии — в университет. Университет окончил — на завод инженером. Инженером поработал — опять в университет, в аспирантуру. Аспирантуру закончил — опять на завод начальником отдела. С завода — в совместное предприятие, опять инженером. Из инженеров — в начальники отдела. Теперь пришёл в вашу фирму на собеседование. Всё!

А.: Но были же подробности?!

Б.: Да были…

Задание 3.10. Используя риторические приёмы (не менее трёх), напишите небольшой текст на тему «Почему моя контрольная достойна высокой оценки». Укажите, какие приёмы вами были использованы.

Приложение 1.

Ю. Н. Караулов

Культура речи и языковая критика

Проблемы, которые мы здесь обсуждаем, в конечном итоге сводятся к оценке состояния русского языка, и зеркалом этого состояния является язык средств массовой информации. Само слово «состояние» заряжено негативной оценкой, предполагает какие-то дефекты в предмете. Ср. «состояние больного внушает опасения», «состояние конструкции здания чревато опасностями» и т.п. Но когда мы говорим о состоянии языка, мы разве озабочены разрушением его морфологического строя? Или нас настораживают изменения в его фонетике, в его синтаксисе? Нет, структурная его организация вполне благополучна, и те тенденции в его развитии, которые отмечают наблюдатели, являются нормальными, естественными. Такова, например, тенденция к аналитизму, о которой говорят в течение трех десятилетий. (Замечу в скобках, что эта тенденция выражается во все более расширяющейся практике замены падежных словосочетаний предложными: церемонность обращения — в обращении, курс реформ — на реформы; группа подготовки документов — по подготовке..; случай исчезновения — с исчезновением денег…).

Таковы активные процессы в словообразовании, например, создание существительных с суффиксом -изация: арендизация, векселизация, люмпенизация, долларизация и др.

Все это явления языковой эволюции: язык может существовать, только постоянно изменяясь во времени, иначе он умирает, как умирают языки малых народов. В действительности же, говоря о состоянии русского языка, мы говорим о состоянии говорящих на нем людей, о тех преобразованиях, которые происходят в речевом поведении (а значит, неизбежно — в языковом сознании) носителей языка.

За последнее десятилетие изменения, происшедшие в русском языке, связаны с развитием новых сфер его применения. Прежде всего это сфера политики, политического языка, который сформировался на месте стандартизованного, ритуального, огосударствленного языка политики, существовавшего в России (Советской России) с 30-х до 80-х годов прошедшего столетия. Другая не менее важная сфера — новый юридический язык, сложившийся под влиянием общемирового «демократического транзита», захватившего в своем движении и нашу страну. К нынешнему дню язык политики и язык юриспруденции выросли в самостоятельные вторичные языковые системы, которые оказывают мощное влияние на литературный язык, на язык массовых коммуникаций.

Продолжая перечень новых сфер языкового существования, я должен назвать глубоко внедрившиеся в нашу жизнь язык компьютерных технологий и язык рынка, рыночных отношений. Наконец и это, может быть, самое главное, под влиянием общих процессов демократизации общества «развязался язык» у простого народа, исчезли скованность, зажатость; стандартность в речевом поведении средней языковой личности, которые были свойственны повседневному языковому существованию человека в Советской России.

Ведь что поражало филолога, очутившегося за границей в 1960-1970-е годы? Это та непосредственность, свобода самовыражения среднего француза или американца, вдруг оказавшегося на улице перед телекамерой. Русский человек в такой ситуации терялся, переходил на сложный язык и ритуализованные формулы, внушенные ему газетой или дикторской речью в эфире. Политик тех времен мог говорить только по бумажке. Теперь же ничего этого нет, что, конечно, отрадно.

Освобожденная разговорная стихия захлестнула сегодня нашу повседневную жизнь и наше публичное общение, что наиболее заметно отразилось на языке средств массовой информации. Вообще разговорная речь всегда была самым эффективным источником обновления языка. Так было во времена Пушкина, когда разговорная стихия стала одним из факторов формирования русского литературного языка. Так было в эпоху Достоевского и демократического движения 60-80-х годов прошлого века; так было в 20-30-е годы XX столетия; наконец, те же истоки у складывающегося современного облика литературного языка начала XXI века.

Современное языковое развитие проходит под влиянием двух конфликтующих сил: с одной стороны, отчетливо прослеживается активная линия воздействия на литературную норму со стороны освобожденного потенциала разговорной речи, ее продвижение в публичную сферу, в массовое общение. И эта сила поддерживается процессами заимствования иностранных слов, вызванными включением России в общемировую экономическую, политическую, культурную систему. С другой стороны, существует не менее сильное, хотя может быть, менее замечаемое нами воздействие на литературный язык норм и языковых стандартов огосударствленного языка времен тоталитаризма. Вот примеры этой второй силы. В недавнем президентском указе есть такая формулировка: «Военнослужащие не могут увольняться из армии, не получив всех причитающихся им выплат…» Я обращаю ваше внимание на форму глагола увольняться. Она может иметь два смысла:

  • пассивное значение, т.е. «военнослужащего не могут уволить»;
  • возвратное значение, т.е.

«военнослужащий не может подать заявление об увольнении».

Смыслы разные, я бы даже сказал противоположные: либо начальство не может его уволить, либо он сам не может уйти. Какой из них имеется в виду — непонятно. Это типичная примета советского языка тоталитарных времен, когда пишущий и говорящий стремится спрятаться за туманной формой пассивной конструкции или безличного предложения, в которых агент, субъект, действующее лицо не назван. Ср. также (из газет 1960-х): «Сколько раз, например, говорилось, что огромное количество металла расходуется у нас нерационально?» (Кто говорил? Кем расходуется?)

Из недавних высказываний: «Обсуждение бюджета в Госдуме отложилось». Или возьмем такой документ нашей эпохи, как Конституция РФ. В ее тексте 17 раз употреблен глагол в пассивной форме гарантироваться : гарантируется свобода экономической деятельности, местное самоуправление, свобода совести, свобода массовой информации и т.д. Но нигде не сказано, кем гарантируется, каков механизм соблюдения этих гарантий, и далеко не всегда ясно — кому гарантируется то или иное демократическое благо.

Две эти силы — 1) использование ресурсов разговорной речи, расширяющих выразительные возможности литературного языка, и иноязычных заимствований, и 2) закрепившиеся в узусе и бессознательное повторяемые стандарты тоталитарного языкового наследия, родимые пятна тоталитаризма в нашем языковом сознании — (две эти силы) символизируют две разнонаправленные тенденции — эволюцию и диссолюцию (деградацию) современного языка.

Демократизация и либерализация эфира под влиянием разговорной стихии дают не только положительные результаты, способствуют не только прогрессу. Вместе с освобожденностью литературного языка от скованности тоталитарными канонами увеличился поток искажений правильной и красивой русской речи. Отступления от литературных норм, характеризующие современное состояние русского языка, укладываются в три группы фактов разного порядка: системные, культурно-речевые и этические.

Нарушения фундаментальных системных закономерностей вызываются влиянием «другой системы» (родной язык говорящего — не русский или в его речи сохраняются элементы диалекта: земля пахать, картошка сажать, к сестры, у вдове, много урожая собрато).

Подобные нарушения не встречаются в речи комментаторов и телеведущих.

Наибольшее число языковых ошибок связано с несоблюдением культурно-речевых норм, освященных литературной традицией, норм, закрепленных кодифицированными правилами, норм, рекомендуемых авторитетными изданиями словарей и различных справочников ( ср. одеть и надеть, чулок и носков, ложить и положить, приведённый и привeденный и т.п.).

Наконец, третья группа нарушений литературной нормы касается этических и эстетических аспектов культуры речи, исторически сложившихся и устоявшихся в русской культуре правил публично звучащей речи, запрещающих употребление слов, которые ранее назывались непечатными (теперь их так не назовешь) или нецензурными (тоже не современно, так как цензура теперь главным образом собственная, внутренняя для говорящего).

Раньше на употребление такого рода слов накладывался абсолютный запрет. Даже посвященные русскому мату научные исследования (о его происхождении, в частности) снабжались грифом «для служебного пользования».

Теперь дорога «матизмам» открыта не только в художественной литературе, но также в газете, в кино и на телеэкране. По поводу этого рода лексики надо заметить, что ее публичное использование идет вразрез с русской культурной традицией. Это выражается в том, что не в пример англоязычной или испаноязычной речи, где подобная лексика довольно легко «вставляется в строку» и так же легко воспринимается слушающими, в русском публичном общении площадная брань отрицательным образом характеризует говорящего, одновременно унижает слушающего, навязывая ему низменные речевые стереотипы.

Языковые современного русского языка">ошибки и нарушения норм культуры речи совершаются бессознательно, представляя искажения правильности, которые обусловлены не только незнанием, но и законами спонтанного речепорождения. Этическая же составляющая речевой культуры нарушается осознанно, целенаправленно, и эти нарушения возникают тогда, когда экспрессивная сторона высказывания преобладает над смысловой. Экспрессия, если она достигается за счет употребления жаргонных или бранных выражений в ущерб смыслу и красоте речи, не увеличивает эффективность общения (я имею в виду публичное общение), а скорее делает его менее успешным.

Спонтанное речепорождение подчиняется законам разной природы — языковой, психологической и социальной. Чисто языковой закономерностью является аналогия, которая требует от говорящего, например, выравнивания ударения в словоформах одного и того же слова (начАть — нАчали — началА — началсЯ); или обусловливает ошибочное распространение конструкции «о том, что» с глаголов речемысли (рассказал о том, что; рассуждали о том, что; думал о том, что) на все глаголы передачи информации (объяснили о том, что; увидели о том, что; убедились о том, что).

Действие другого закона психолингвистического характера — закона экономии усилий, являющегося одним из главных факторов развития языка, тоже может приводить к отрицательным последствиям, порождать ошибки. Этот закон помогает объяснить, например, выбор говорящим тех форм выражения, которые требуют от него затраты меньших усилий. Так, квАртал русскому произнести легче, чем квартАл, хотя нормативной является как раз вторая форма. Широкое распространение неправильно построенного деепричастного оборота (типа: проводя эти исследования, нам стало ясно…) тоже вызвано законом экономии, поскольку такой оборот легче артикулировать, чем выстроить более длинное придаточное предложение. Действием того же закона можно объяснить и излишне смелые словообразовательные новации (протестанты < протестующие демонстранты), и неоправданное подчас употребление иноязычных слов и выражений, транслитерировать которые для знающих иностранный язык проще, легче, чем подобрать правильный и точный русский эквивалент. Объем иноязычных заимствований в наше переходное время существенно вырос, и глупо стремиться поставить искусственные заслоны этому естественному процессу. В условиях глобализации современного мира заимствования неизбежны и необходимы. Они не представляют опасности для национальной самобытности такого богатого языка, как русский, но разумную меру соблюдать здесь тоже полезно.

Три комментированных мною закона навязываются нам — говорящим — самим языком и механизмами речепорождения, и последствия этих законов должны стать объектом терпеливой и систематической просветительской работы филологов и журналистов, объектом новой линии языкового воспитания общества, а именно — языковой критики. Создание такого направления — одна из главных задач Совета по русскому языку. Формы развития языковой критики могут быть различными, например, книга «Не говори шершавым языком».

Иногда приходится слышать такие возражения по поводу культурно-речевой деятельности филологов и журналистов: язык, дескать, это самоорганизующаяся система, а такая система в конце концов сама справится с возмущениями, связанными с нарушениями норм, сама наведет порядок, естественным образом изжив, отбросив все наносное, лишнее, не соответствующее законам ее организации. Те, кто приводят такой аргумент, забывают, что язык, речь — это не только абстрактная система, которая владеет человеком, но это и сам человек, это личность, которая владеет языком. А личность и есть тот пункт, та сторона, которая поддается воздействию, просветительскому воздействию носителей языковой культуры. В условиях доброй воли, конечно. Проведем такой мысленный эксперимент. Представим себе, что сегодняшний номер «Московского комсомольца» читает — ну, пусть не Пушкин, ему-то понять современные газетные тексты было бы трудновато, но, скажем, М. Горький. Какое бы у него возникло представление о современном русском человеке — «читателе» и «писателе» — и современном русском языке? Сложно предположить, но шокирован, я думаю, он был бы определенно.

Причем шок будет вызван, видимо, не в первую очередь возможными культурно-речевыми промахами пишущих или говорящих с экрана телевизора, хотя эти ошибки и могут подрывать доверие к тому, о чем говорится. Поразительным — для восприятия человеком другой эпохи — покажется даже не содержательная сторона, не обсуждаемые темы и проблемы, а прежде всего общий дух и тон текстов в СМИ. Тон — в основном независимо от обсуждаемой проблемы — иронический, скептический, насмешливый, а подчас издевательский. Этот фельетонный дух вместе с использованием раскованных, не отмеченных этической озабоченностью языковых средств, перешедших из нашей повседневной жизни, из устного бытования на страницы газет и в эфир, очевидно, призван, по замыслу авторов, интимизировать общение с читателем-слушателем. Но интимизация возможна, если партнеры равноправны, а такого равноправия нет, поскольку СМИ основной массой читателей-слушателей воспринимается как учитель («старший», «родитель»), как языковой авторитет и образец для подражания. В итоге мы имеем дело с общим снижением культурно-речевого уровня использования языка в СМИ, которое естественным образом отражается на повседневной языковой жизни общества, на «состоянии» русского языка.

Единственным противоядием такой тенденции может быть сознательная работа по повышению культуры речи. Культура речи — это та точка, где встречаются наука и жизнь: наука о языке встречается с повседневным языковым существованием русского человека. Я за то, чтобы эта встреча под знаком языковой критики была дружелюбной и плодотворной. Нужно только помнить, что правильное пользование языком требует усилия и отваги.

Статья взята на сайте gramota.ru

Приложение 2.

Орфографический минимум

Аббревиатура, абонемент, агрегат, агрессия, адъютант, акклиматизация, аккомпанемент, аккумулятор, аккуратный, аллергия, алогизм, алюминиевый, аннотация, аннулировать, апелляция, аплодисменты, аппарат, аппендицит, аппетит, аптека, артиллерия, ассигнование, ассортимент, ассоциация, атрибут, аттестат, аттракцион, бакалавр, банальный, баллотироваться, бандероль, бассейн, безвестный, безвозмездный, безоблачный, безработица, безысходный, бензин, беседа, бечевка, блеснуть, блокнот, брошюра, брусчатка, бульон, бюллетень, вакантный, ватрушка, велосипед, вереница, веснушчатый, вестибюль, ветеран, ветреный, взимать, видимый, винегрет, витрина, влево, водоросли, возражать, военачальник, волеизъявление, во-первых, воспевать, впечатление, въезд, выгарки, вышеперечисленный, галерея, галлюцинация, гардероб, гастроном, генерал-майор, гигиена, главврач, горячо, грипп, громадный, данный, двухъярусный, деградация, дезертир, делегат, дефект, демография, депрессия, деревянный, дерматин, дефицит, дешевый, диапазон, дилетант, дискредитировать, дискриминация, директива, дирижер, дискуссия, дисциплина, доверенность, доверчивый, доисторический, досыта, дощатый, еще, жжет, желанный, желтый, жесткий, жестче, жюри, заботливый, заведующий, зажигалка, зачет, здесь, здравствовать, зоомагазин, игнорировать, иждивенец, избиратель, идеология, изгнать, изложение, иллюзия, иллюстрация, имитация, иммунитет, импровизация, инвестиция, инженер, инициалы, инициатива, инкриминировать, интеллектуальный, интеллигент, интерактивный, интервью, интерьер, инцидент, инъекция, искусный, искусственный, искусство, каблук, кавказский, кавычки, карикатура, карниз, карьера, касаться, кассета, катастрофа, классификация, киловатт-час, клюквенный, кожаный, коллега, коллектив, колония, колоннада, колорит, колоссальный, комиссия, комментарий, коммерческий, коммуникация, компаньон, компетенция, компромисс, конгресс, контраргумент, контингент, конфорка, конфронтация, конъюнктура, коридор, корректность, коррупция, коснуться, кофта, криминал, кристалл, кристальный, крыжовник, курьезный, легитимный, лелеять, лестница, лжет, либеральный, лицемерный, лицензия, лишь, макулатура, манифест, маркетолог, медвежонок, мемориал, металл, метель, меценат, микрорайон, минимальный, мировоззрение, мультипликация, наваждение, навзничь, назначь, налогоплательщик, напряженный, начисто, невиданный, недовыполнить, ненавистный, ненастный, нейтралитет, непререкаемый, неприязнь, непромокаемый, нечаянный, нипочем, номенклатура, нумерация, обаяние, обиженный, обитатель, обоняние, объект, объявление, объяснение, объятие, одолеть, оловянный, опасный, оппонент, ординарный, орнамент, священный, отразить, отрасль, отрежь, отчаянный, отыскать, палисадник, папоротник, параллель, парчовый, пассивный, патент, патология, перепечатанный, периферия, песчаный, печешь, печенка, плечо, плюрализм, подъем, по-другому (считать), поддержка, полагать, постимпрессионизм, постиндустриальный, превалировать, превращать, предварительный, предлагать, предложить, предынфарктный, предъюбилейный, предыстория, предъявить, президент, президиум, прекратить, прелестный, премьера, препарат, пресса, престиж, преступление, претендент, претензия, претенциозный, преуспевать, префектура, прецедент, приберечь, привилегия, примкнуть, приморский, приоритет, приостановиться, прискорбный, прислониться, причем, пощечина, программа, продюсер, пропаганда, просьба, профессия, процесс, пьедестал, пятимиллионный, равнина, разбирать, распознать, разыграть, раненый (солдат), расизм, расчет, режиссер, резолюция, ресурсы, референдум, речь, решетка, рискованный, робкий, ровесник, роптать, росток, ростовщик, румяный, рюкзак, сближаясь, свадьба, сверстник, сверхизысканный, сверхъестественный, сделать, семисотый, сентябрьский, сертификат, серьезный, симметрия, слышимый, соберу, собирать, сочетание, спрячься, сравнить, серебряный, сковорода, скачок, снегирь, сплошь, ссора, стеклянный, стипендия, субъект, сэкономить, табурет, телерепортаж, теннис, территория, тонна, тоннель, тормоз, травянистый, триумф, укротить, уединение, университет, ураган, ужасный, фанатизм, феноменальный, фонарь, ходатайство, хрестоматия, цыган, цыпленок, на цыпочках, черный, чересчур, черточка, чета, чечетка, чувство, чудесный, шепот, шерстка, щеки, шов, шокировать, шоколад, шомпол, шорох, шоссе, шофер экзаменатор, эксплуатация, экс-президент, экспрессия, экстравагантный, электросеть, энтузиазм, эффект, юго-восточный, ярмарка, яства.

Приложение 3.

Орфоэпический и акцентологический минимум

а вгустовский, аге нт, аге нтство, адекватный [дэ], акварель [ре], алкого ль, алфави т, альтернатива [тэ], академия [де], анестезия [нэ, тэ], антенна [тэ], аре ст, аристокра тия, асимметри я, астероид [тэ], атеизм [тэ], афера [фе], аэропо рты (им.п.мн.ч.), балова ть, бало ванный, ба ловень, баловни к, балу ясь, бандероль [дэ], ба нты (им.п.мн.ч.), бассейн [се], бе з вести (пропасть), бе з году (неделя), бе з толку (говорить), блю да (им.п.мн.ч.), боа [о], бо роду (вин.п.ед.ч.), брала , брала сь, бутерброд [тэ], бухга лтеров (род.п.мн.ч.), будничный [чн], бюллете ня (род.п.ед.ч.), ведомосте й (р.п.мн.ч.), ве рба, верна , вероиспове дание, взяла , взяла сь, включё н, включённый, включи ть, включи шь, включи т, включи те, включа т, влила сь, во время, водопрово д, во ра (род.п.ед.ч.), ворвала сь, воспри нял, восприняла , воспринята , воссоздала , вручи т, газопрово д, гантель [тэ], генетика [нэ], герба (род.п.ед.ч.), ге рбовый, гнала , гнала сь, гражда нство, гу сеница, горчичник [шн], давни шний, двоечник [шн], дебют [де], деквалификация [дэ], дельта [дэ], деликатес [тэ], демарш [дэ], детектив [дэ, тэ], дефи с, де-юре [дэ], диспансе р, добела , добрала , добрала сь, довезённый, до верху, догово р, догово ры, договорённость, дождала сь, дозвони тся, дозвоня тся, дози ровать, докрасна , докуме нт, доне льзя, до низу, досу г, до суха, ерети к, жалюзи , ждала , жило сь, зави дно, за гнутый, за годя, задо лго, заку порив, заку порить, заку поренный, заня ть, за нял, заняла , за няли, занята , за нятый, запломбиро ванный, запломбирова ть, заселённый, заселена , заселён, заперта , за светло, за темно, звала , звони шь, звони т, зна чимость, зна чимый, зимо вщик, зло ба, идентичный [дэ], избало ванный, и ксы, импе рский, инсти нкт, исключи т, и сстари, исчерпа ть, индекс [дэ], инсу льт, интервью [тэ], интернат [тэ], интерьер [тэ], и скра, кабаре [рэ], какао [о], катало г, кафе [фэ], кафетерий [тэ], кварта л, киломе тр, клала (пр.вр.ж.р.), кле ить, кодекс [дэ], конгресс [ре], конечно [шн], ко нусы, ко нусов, кормя щий, кортеж [тэ], коттедж [тэ], корректный [ре], коры сть, кофе [фе], кра ла (пр.вр.ж.р.), кра ны, кра нов (род.п.мн.ч.), краси вее, краси вейший, креме нь, крени тся, крепосте й (р.п.мн.ч.), крестья нин, кровоточа щий, кровоточи ть, компьютер [тэ], конечно [шн], кофе [фе], купе [пэ], ку хонный, лазер [зэ], лгала , ле кторы, ле кторов (род.п.мн.ч.), лила , лила сь, ловка , лыжня , медикаме нт, ме стностей, (род.п.мн.ч.), модель [дэ], мозаи чный, моля щий, молодёжь, мотель [тэ], мышле ние, музей [зе], мусоропрово д, наве рх, наврала , надели т, надо лго, надорвала сь, нажи вший, нажита , назвала сь, на зиму (заготовить), накрени т, налила , нали вший, налита , наме рение, на нял, наняла , на няли, нарвала , наро ст, нарочно [шн], насори т, на чал, начало сь, начала , на чали, нача в, нача вший, нача вшись, на чатый, нача ть, начался , недви жимость, не друг, неду г, некроло г, не нависть, ненадо лго, нефтепрово д, нефтедобы ча, низведён, новорождённый, но вости, новосте й (род.п.мн.ч.), но гтя (род.п.ед.ч.), нормирова ние, нормиро ванный, обзвони т, обеспе чение, облегчи т, облегчи ть, облила сь, обняла сь, обогнала , ободрала , ободри ть, ободрённый, ободрён, ободрена , ободри шься, обострённый, обостри ть, одеколон [де], одолжи т, озло бить, окле ить, окружи т, опломбирова ть, опо шлят, определён, опто вый, орхидея [дэ], осве домиться, осве домишься, отбыла , отдала , отда в, отключённый, отку порил, отозвала , отозвала сь, о трочество, одновре менный, одноимённый, опе ка, парте р [тэ], патент [те], пациент [эн], пенсне [нэ], перезвони т, перелила , плодоноси ть, повторённый, поделённый, подня в, позвала , подсвечник [шн], повесте й (р.п.мн.ч.), по честей (р.п.мн.ч.), предложи ть, пресса [ре], пригово р, прида ное, призы в, прину дить, приня ть, приобрете ние, псевдони м, пломбирова ть, позвони шь, позвони м, позвони т, позвони те, позвоня т, полила , положи л, положи ть, поня в, поня вший, по нял, поняла , по няли, портфе ль, по ручни, посла ла, прав, права , пра вы, прибы в, при был, прибыла , при было, при былей (р.п.мн.ч.), призы в, при нял, приняла , при няли, при няло, при нятый, принялся , приручённый, прогресс [ре], прожи вший, прозорли ва, проце нт, проект [э], порядочный [чн], по хороны, на похорона х, пуло вер, радио [о], раду шный, раку шка, ра порт, резюме [мэ], рейс [ре], рвала , сантиме тр, свёкла, сверли т, сверли шь, свитер [тэ], сирота , сиро ты (им.п.мн.ч.), сиро т (род.п.мн.ч.), сиро там (т.п.мн.ч.), скворечник [шн], скла ды (им.п.мн.ч.), скла дов (р.п.мн.ч.), скла дами (т.п.мн.ч.), на скла дах (п.п.мн.ч.), ско льких (р.п.мн.ч.), ско лькими (т.п.мн.ч.), о ско льких (п.п.мн.ч.), скучно [шн], сла ла (пр.вр.ж.р.), сли вовый, сливочный [чн], сняла , снята , со гнутый, создала , создана , сори т, сре дства (им.п.мн.ч.), сре дствам (д.п.мн.ч.), сре дствами (т.п.мн.ч.), о сре дствах (п.п.мн.ч.), созы в, сорвала , сори т, ста туя, стенд [тэ], столя р (маля р, доя р, школя р), тамо жня, табу , танцо вщик, танцо вщица, тезис [тэ], темп [тэ], тенденция [тэ, дэ], теннис [тэ], термин [те], термос [тэ], то рта (р.п.ед.ч.), то рту (д.п.ед.ч.), о то рте (п.п.ед.ч.), то рты (им.п.мн.ч.), то ртов (р.п.мн.ч.), то ртам (д.п.мн.ч.), о то ртах (п.п.мн.ч.), то тчас, ту фля (им.п.ед.ч.), ту фель (р.п.мн.ч.), ту флям (д.п.мн.ч.), убрала , убыстри ть, уве домить, углуби ть, украи нец, украи нский, укрепи т, уме рший, усугуби ть, фанера [не], фарватер [тэ], эксте рн [тэ], фарфо р, фено мен, флюорогра фия, хво я, хода тайствовать, хозя ева, христиани н, цеме нт, це нтнер, цепо чка, цитадель [дэ], цыга н, че рпать, ша рфы, шасси , шедевр [дэ], штемпель [тэ], шоссе [сэ], шофёр, щаве ль, щеми т, щёлкать, шинель [не], щаве ль, экспе рт, экспе ртный, энергия [нэ], языковы е (явления), яичница [шн].