Тема № 4 Философия эпохи Возрождения., Задание № 1
«Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу, ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу, даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу.
Итак, ясно одно, что все, что мы знаем об истине – это то, что истину невозможно постигнуть таковой, какова она есть доподлинно, ибо истина, являющаяся абсолютной необходимостью, не может быть ни большей, ни меньшей, чем она есть и чем представляется нашему разуму как некая возможность. Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто не нашел, какой она есть, и чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине».
(Кузанский Н. Об ученом незнании. Изб. Филос. соч. М 1937 с. 10-11)
Исходя из анализа текста объясните:
1. К какому разделу философии относятся рассуждения об истине Н.Кузанского?
Мыслитель в целом ориентируется на традиции неоплатонизма. Однако традиционное для античной философии противопоставление единого многому отвергает, постулируя: «единое есть все». А также: «единому ничто не противоположно». Отсюда Н.Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное — это абсолютный максимум. Он не делим. Но неделимость – свойство также абсолютного минимума. Значит, они совпадают. Таким образом, Кузанец открыл принцип совпадения противоположностей. Для наглядности философ обращается к математике: часть окружности при увеличении ее радиуса максимально приближается и, наконец, совпадает с ее касательной (прямой).
Н. Кузанский не ставил перед собой атеистических задач, но его понимание отношения бога и мира весьма своеобразно. Для Кузанского Бог – это все, абсолютный максимум, который при этом не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог охватывает все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует ученье Н.Кузанского как пантеизм (от греч. pan- все, и theos- бог)
2. Какая характеристика истины отражена в данном фрагменте? Обоснуйте ответ.
Интеллектуальная интуиция рассматривается в философии Николая Кузанского как «ученое незнание», выступающее в данном случае не в качестве предпосылки, а в качестве итога процесса познания. Процесс постижения истины есть бесконечное движение к ней. Познание бесконечно из-за бесконечности объекта, и потому, что оно никогда не может быть завершено. И сама истина рассматривается в философии Кузанца как объективная, но недостижимая в своей полноте цель усилий разума. Ибо познание никогда не сможет остановиться: истина неисчерпаема. «Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу, ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу» [4, с. 10].
Жизнь и творчество Николая Кузанского
... против "профессиональной" философии университетов. Правда, стиль его латинских сочинений далек от легкости и изящества творений итальянских гуманистов. С гуманистами связывают Николая Кузанского и общность ... с его непостижимостью в знающем незнании через восхождение к вечным истинам, как они познаваемы для человека». В 1453 году он создал ... в частности, в решении вопроса о квадратуре круга, о
В этом гениальном образе содержится глубочайшая мысль о бесконечности познания. Утверждая историческую ограниченность каждого данного этапа познания мира, Кузанец отвергает самоуверенное «всезнайство» схоластики, считавшей возможным достижение полноты знания. С эти связан и отказ Кузанца от принципа авторитета [3, с. 68] — не только человеческого, но, по существу, и от авторитета Писания, которое рассматривалось как «способ выражения» истины, но не сама истина, постигаемая собственными усилиями разума.
Бесконечный процесс познания, бесконечное приближение вписанного многоугольника к кругу завершается в философии Николая Кузанского полным совпадением субъекта и объекта, именно в этом своем совершенстве обретающем мистический характер. Конечным результатом интуитивного постижения бога оказывается «обожествление» человека. Таким образом, Кузанец ставит основой процесса «обожествления» не волю, а именно разум и интеллектуальную интуицию.
Необходимым условием приближения к истине в философии Николая Кузанского становится путь математизации знания. И здесь, несмотря на следы пифагорейской мистики чисел, нашла свое отражение глубочайшая мысль о необходимости математического метода познания мира [2, с. 115]. Дело тут не только в гениальности отдельных математических открытий и догадок, сделанных Николаем Кузанским, и даже не в подчеркивании им необходимости точных измерений при изучении природных явлений, вплоть до призыва к экспериментальному методу исследований. Математизация процесса познания, провозглашенная Николаем Кузанским, имела огромное методологическое, выходящее за рамки собственно науки, но тем более существенное для создания нового метода научного познания мира метода, противостоящему авторитарному, книжному, оторванному от подлинных естественнонаучных изысканий методу схоластического знания.
Задание № 2
Врачи не беспричинны, опасаются плохого исхода при наилучшем положении, прозорливце в особенном бдительном при наивысшей степени счастья. Кто не видит, что едино начало уничтожения и возникновения Разве последняя степень уничтожения не является началом возникновения? Разве мы не говорим одновременно, что если что снято, то положено то; было то, есть это. Конечно, если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь; в конце концов, ненависть к противоположному есть любовь к подходящему, любовь к первому есть любовь ненависть ко второму. Следовательно, в субстанции и в корне любовь и ненависть, дружба и вражда одно и то же.
…подводя итоги, кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречия и противоположности. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположности, предварительно найдя точку объединения.
От любви до ненависти один шаг
... выше человек поднимается в своих познаниях, тем пространнейшие ему открываются виды., ... что не ясно, следует выяснить. То, что трудно делать, следует делать с великой ... – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. В. ... они случаются. Дени Дидро Есть одна забавная вещь в жизни. Если ... требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно, воздействующих на физическое и ...
(Бруно Д.ж. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. – М.н., 1999, стр.426-427)
1. Какая философская позиция представлена в приведенном тексте?
Джордано Бруно сумел увидеть в неоплатонической диалектике “совпадения противоположностей” путь к постижению единого начала мироздания, совмещающего в себе материю и форму, совокупность вещей и царящую в мире внутреннюю закономерность, Природу и Бога. Начав, как исследователь, философских вопросов естествознания (т.е., собственно, с философского обоснования коперниканства), Бруно скоро сумел создать онтологию нового типа – онтологию, имеющую исток в ренессансном неоплатонизме, ставшую основанием проблематики натуралистического пантеизма XVI столетия и явно приближающуюся к философскому материализму последующих эпох.
Центральным понятием философии Бруно являлась категория Единое. Единое – по Бруно – это одновременно, и причина, и бытие вещей зримого мира; в Едином совпадают сущность и существование сущего.
2. Является ли Бруно единственном сторонником такого подхода в философии эпохи Возрождения?
Джордано Бруно делает шаг вперед по сравнению с Николаем Кузанским и Николаем Коперником. Доведенные в философии Джордано Бруно до своего логического завершения, пантеистические тенденции философской мысли эпохи Возрождения с неизбежностью исчерпали свой творческий потенциал. Подготовленное становлением натурфилософии XV-XVI вв., экспериментально-математическое естествознание Нового времени требовало иного «способа» избавить Природу от божественного влияния и присутствия, нежели предложенным ренессансным неоплатонизмом. Однако идеи, возникшие в контексте ренессансного неоплатонизма, не пропали втуне. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно нашел свое продолжение в материализме Б.Спинозы; его монадология была воспринята Г.В.Лейбницем; диалектика совпадения противоположностей — немецким классическим идеализмом.
Задание № 3
«Следует знать, что когда на весы положено спасение Родины, его не перевесят ни какие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного. Наоборот, предпочтения во всем следует отдать тому образу действий, которое спасет ее жизнь и сохранит свободу».
«Многие воображали себе Республики и княжества на деле не виданные и не слыханные, ведь между тем, как люди живут, и тем, как они должны были жить, огромная разница, …человек, желающий творить одно только добро, не минуемо погибнет среди стольких чуждых добру. Поэтому государю, желающему сохранить свою власть, нужно научиться быть не добрым и пользоваться этим умением в случае необходимости!»
«Нужно казаться милосердным, верным, человечным, набожным, прямодушным – и быть им, но следует подготовить свой дух к тому, чтобы при необходимости ты мог и умел стать противоположным. И надо понять, что государь… не может соблюдать всего, за что людей почитают хорошими, и бывает часто вынужден во имя спасения государства действовать против веры, против милосердия, против человечности, против религии». Однако государю следует «не отклоняться от блага, но уметь приступить к необходимому злу».
Антропологический характер философии возрождения
... Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - ... книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: гуманистическое (XIV - XV вв., представители: ...
«Я не делаю вывода, что нельзя прибегать к оружию и силе, но эти средства нужно оставить напоследок, на тот случай, если другие окажутся бесполезные».
«Я думаю, что дело в различии жестокости хорошо употребленных и употребленных дурно. Хорошо употребленными жестокостями (если дурное дозволенно назвать хорошим) являются те, которым прибегают один раз, когда к этому понуждают интересы безопасности, а затем не упорствуют в них, но обращают, насколько это возможно, на благо подданных. Дурно употребленные жестокости – это те, которые поначалу могут быть не значительные, но с течение времени не прекращаются, а, наоборот, начинают множиться».
(Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия, Государь Искусство стратегии М., 2007 Книга вторая, глава XXI)
1. В чем заключается, судя по приведенным фрагментам, позиция Н.Макиавелли по проблеме с соотношения политики и морали?
Макиавелли приходит к идее “нового государя” — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. “… Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности”. Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап. “Следует знать, — пишет Макиавелли, — что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, наоборот, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу”. Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного.
2. Согласны ли вы с позицией автора?
С одной стороны я согласна с позицией автора, ведь иногда действительно нужно проявить жесткость, но не жестокость.
3. Является ли Н.Макиавелли безоговорочным сторонником насилия в политике? Ответ обоснуйте.
Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли разорвал узы, которые в течении столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф.Бэкон: «…нам есть, за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».
Статья: Философия эпохи Возрождения
... философских и богословских сочинений, которые могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения — стремления ... философ Пико делла Мирандола (1463—1494) специально изучил древнееврейский язык, чтобы познать таинства Каббалы. Само движение гуманизма ... из них критически относились к Церкви, считая, что официальная Римско-католическая Церковь неправильно трактует понятие ...
Задание № 4
«К богословам по благополучию своему всего ближе так называемые благочестивые монахи – пустынножители, хотя это прозвище ни сколько им не пристало: ведь большинство их далеко от всякого благочестия, и ни кто чаще «пустынножителей» не попадается Вам на встречу во всех людных местах… Большинство их столь высокого мнения о своих обрядах и ничтожных человеческих преданьицах, что самое небо едва считает достойной наградой за такие заслуги, никто и не помышляет о том, что Христос, презрев все это, спросит об исполнении единственной его заповеди, а именно – закон о любви. Тогда один выставит на показ свое брюхо, раздувшееся от рыбы всевозможных сортов. Другой вывалит сто мер псалмов… Иной станет бахвалиться тем, что 60 лет подряд притрагивался к деньгам не иначе, как надев предварительно на руку двойную перчатку… Но Христос, прервав нескончаемое их хвастовство, скажет: «Откуда это новая порода иудеев? Лишь один закон признаю я своим и как раз о нем-то ничего до сих пор не слышу. А ведь во время оно я совершенно открыто, без всяких притч или иносказаний, обещал отчее наследие в награду не за капюшоны, ни за молитвы, ни за воздержание от пищи, но единственно за дела милосердия».
(Эразм Роттердамский. Похвала глупости – М., 1960, глава LIV)
1. Какая черта философии в эпохи Возрождения нашла отражение в приведенном фрагменте?
В приведенном фрагменте показан гуманизм философии эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский говорит, что монахи, прежде всего, должны нести блага и милосердие людям. В своей системе Эразм Роттердамский главное внимание сосредотачивает на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом.
2. Можно ли, исходя из содержания приведенного текста, считать Эразма Роттердамского атеистом? Ответ обоснуйте.
Нет. Эразм Роттердамский переосмысливает религию как таковую и ее конкретную христианскую форму. Просветительские мотивы в мировоззрении Роттердамского играли главенствующую роль.
В своей философии Эразм Роттердамский напрямую связал гуманистические взгляды своих предшественников с христианским вероучением, считая, что истинный смысл гуманизма Эпохи Возрождения — обновление человеческой природы путем возрождения Христовых заповедей в душе всякого человека. Следовательно, искренняя вера, истинная христианская любовь, истовая надежда на спасение — все это и составляет суть «философии Христа».
3. Почему современники говорили, что «Эразм снес яйца, которые высадил Лютер»?
Противники Роттердамского, чтобы самым верным способом умалить его в роль в развитии науки, связали его имя с Реформацией, и пустили злой афоризм «Эразм снес яйца, которые высидел Лютер».
Эразм Роттердамский
... Возрождению или эпохе Просвещения. Задача дипломной работы состоит в том, чтобы изучить жизненный и творческий путь Эразма Роттердамского; через анализ его самых известных современникам сочинений ... в период средневековья и в эпоху Возрождения /18/, по философии эпохи ранних буржуазных революций /41/; ... определявшие и организацию жизни и отношения между людьми / 8, с. 3 /. Методологической основой ...
Однако Эразм Роттердамский выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности. Не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства; поэтому он порвал с Лютером, которого ранее поддерживал.
Позиция Эразма Роттердамского не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церковных реформаторов (1528).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/iskusstvo-sudoproizvodstva-v-suschnosti-est-nichto-inoe/
1. Бруно Дж. Диалоги. — М.: Госполитиздат, 1949. — 402 с.
2. Философия — Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М., Изд. объединение ЮНИТИ 1998.
3. Соколов В.В. Европейская философия XV — XVII веков. — М.: Высшая школа, 1984. — 448 с.
4. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. Фролова И. Г. – М.: Республика, 2001.
не сложно
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.