Первой письменной формой передачи мысли была пиктография — рисунки на стенах пещер и на скалах.
Узелковое письмо.
Идеография — следующий этап после пиктограмм.
Иероглифы Древнего Египта, знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже, иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета, явления, события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.
Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.
Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.
Латинский и кириллический алфавиты построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов.
Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме.
Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё один вариант рукописного римского письма — курсив.
В VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.
В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время.
В XI—XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.
Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли.
Организация и планирование типографии ООО «Литера»
... Основные параметры проекта 1. Наименование проекта: Типография 2. Инициатор проекта: "Литера" 3. Местонахождение проекта: 193232, Санкт- ... добавленную стоимость (НДС) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за вычетом текущих затрат, облагаемых НДС ... Для осуществления производственной деятельности ООО «Литера» необходимо получить отказное письмо и заключение районной Пожарной инспекции о ...
В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.
Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.
Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г. |
Литера «А». «Цветущий луг», Жоффруа Тори, 1526 г. |
Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г. |
|
В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди пионеров были Николя Жансон, Альд Мануций и Клод Гарамон. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.
Шрифт Николя Жансона |
Шрифт Альда Мануция |
Шрифт Клода Гарамона |
|
Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.
Титул первого тома собраний фрагментов греческих историков Мюллера. Париж, изд. Дидо, 1841 год.
1.1 Славянские шрифты
В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ею писались грамоты и официальные документы.
Подпись Богдана Хмельницкого, выполненная скорописью: «Богдан Хмельницкий, гетьман войська Запорожского, его королевской милости, рука властна»
Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.
Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.
1.2 Современные шрифты
На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы).
Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.
Футура Поля Реннера |
Пеньо Адольфа Кассандра |
Эрбар-гротеск Якоба Эрбара |
Гилл-гротеск Эрика Гилла |
|
1.3 Древнегреческий шрифт
Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.
Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо — письмо древних римлян (III в. до н. э.).
В дальнейшем латинское письмо стало международным.
Самый древний почерк латинского письма носит название «капитальное письмо» (I — V вв.) или «капитальный шрифт». Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах).
На папирусе писали тростниковым пером, а на пергаменте — гусиным, на каменных плитах буквы высекались.
Капитальное письмо было двух видов:
квадратное (красивое, монументальное)
рустичное («деревенское»)
Квадратное письмо носило геометрический характер: все буквы вписывались в квадрат;
- Рустичное письмо отличалось некоторой простотой и свободой исполнения, буквы имели декоративную ромбовидную форму.
Для более быстрого написания текста появился шрифт «курсив» (в переводе с латинского — «наклонный»).
Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а следовательно, удобочитаемость.
Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы. Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.
В VII — IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. «Минускул» в переводе с латинского — «маленький». Минускул широко применяется в Западной Европе. Писали тогда на восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты каллиграфических шрифтов.
1.4 Римское письмо
Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немалое значение красоте букв в тексте.
К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов.
К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.
В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности.
В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы так называемого гуманистического письма, ничего общего, не имеющего с готическим шрифтом. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорции букв.
С возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела.
Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы в 1509 г. Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи. Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался малодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта.
Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.
В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью.
В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1 : 10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и другие.
В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гарнитур): египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква.
В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями.
Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры — братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название «кириллицы». Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо. Новая азбука была распространена по всему государству.
Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устава. Одним из лучших образцов уставного письма является «Остромирово Евангелие». Позже устав сменился полууставным письмом.
Преимущество полуустава состояло в скорости написания текста. Уставы и полууставы выполнялись по строго определенному правилу — уставу, от которого и произошло их название. Постепенно появляется скорописный шрифт — скоропись, которая использовалась при переписке книг, составлении деловых бумаг, актов и т. п.
Начиная с XV вв. для написания заглавий книг применялось особое письмо — вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента.
Лучшие образцы русской вязи сложились в середине XVI в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве).
Начиная с XVII в. искусство оформления книги вязью постепенно стало приходить в упадок.
В 1708 г. Петр I ввел в обязательное употребление новый русский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к западноевропейской антикве. Главным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв. Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа способствовала распространению грамотности на Руси. При Петре I было издано 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны новым русским гражданским шрифтом. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием «Геометрия». Она была выпущена Печатным двором в Москве в 1708 г.
На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку.
Шрифты конца XIX и начала XX в. создавались под воздействием нового стиля модерн («модный») и в целом не представляли особой художественной ценности. Однако в отдельных образцах книгоиздания заслуживают внимания такие шрифтовые гарнитуры, как елизаветинская, латинская, академическая и другие.
После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированы в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом).
Не стандартизированы рукописные и рисованные шрифты, применяемые для декоративно-оформительских работ.
2. Основные характеристики шрифтов
начертание: прямой, курсивный;
- насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
- ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины;
- размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
- чёткость;
- контраст;
- различимость;
- удобочитаемость;
- ёмкость;
— Кегль — параметр шрифта, означающий высоту его литер. Кегль включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые распространённые кегли для текстовых шрифтов — 6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты 4 и 5 кеглей употребляются очень редко.
2.1 Художественный облик шрифтов
Декоративный.
Динамичный.
Изящный. Римский капитальный, антиква, академические шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск. Применяется для написания лозунгов, плакатов, транспарантов.
Свободный.
Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).
3. Типографская система мер
Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point).
Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier).
В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot).
В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм).
В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.
1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ? 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ? 4,5 мм; 1 кв. = 18,048 мм ? 18 мм.
При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (?4,22 мм).
Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля в типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей: Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.) Корпус — кегль 10 п. Боргес (гражданский) — кегль 9 п. Петит (маленький) — кегль 8 п. Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.
Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю): Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п. Диамант (полупетит) — кегль 4 п. Перл (жемчуг) — кегль 5 п. Миньон (любимый) — кегль 7 п. Миттель (средний) — кегль 14 п. Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п. Текст — кегль 20 п.
Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.
4. Плотность и насыщенность шрифта
Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н», «п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кг. 10 п. это отношение колеблется от 60 до 85 %.
Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кг. 10 п. это отношение должно быть не более 23 %.
5. Группы стандартных шрифтов
Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:
- рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;
- шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;
- медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику;
- оси округлых букв с небольшим наклоном;
- обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом;
- оси округлых букв вертикальны;
- брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;
- новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.
Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.
6. Гарнитура шрифта
Гарнитура шрифта — это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных элементов, плотности, то есть близких по характеру и отличительным знакам рисунка.
7. Начертания шрифтов
В зависимости от вариантов начертания различают следующие основные разновидности шрифтов: прямой, курсивный, полужирный, жирный, нормальный, узкий и широкий.
Прямой (римский, Roman) — произошёл от надписей на римских памятниках.
Курсивный (Italic) — базируется на рукописном письме, которое использовалось в южноевропейских манускриптах, в частности написанных в XV веке в Италии.
Полужирный (Bold) — отличается от прямого большей толщиной штриха.
Нормальный (Regular) — отличается от прямого меньшей толщиной штриха.
Узкий (Narrow) — суженный вариант прямого шрифта.
Широкий (Wide) — более широкий вариант прямого начертания[1].
8. Удобочитаемость и используемый шрифт
Скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.
Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.
Например, текст, набранный шрифтом крупного кегля Рубленой и Обыкновенной гарнитур, при побуквенном и послоговом чтении будет обладать высокой удобочитаемостью, однако при пословном чтении и уменьшении кегля шрифта удобочитаемость этих гарнитур снижается из-за сходства начертания ряда букв (с, е; з, в; н, и, к).
Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.
Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения ёмкости набора увлекаться уменьшением ширину литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость, например шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.
Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4.
Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает ёмкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).
Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта. На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более;
— при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4-6,5 кв., при наборе кг. 8 п. — 3-4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.
9. Современные шрифты
Основная статья: Компьютерный шрифт
Для него характерно наличие прямых засечек и резкий контраст. По восприятию данный стиль более строгий по сравнению со старым. Его используют для заголовков и крупных надписей, а для длинных текстов он не особо удобен в силу большого контраста.
пример:
Arial
Helvetica neue
Meta
Proxima
Futura
Calibri
Заключение
Над созданием новых шрифтовых гарнитур в период становления Советского государства и в дальнейшие периоды работали художники: С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Мусатова, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Баженов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рерберг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Некоторые шрифтовые гарнитуры носят названия по фамилиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Банникова, шрифт Рерберга и т. д.
Таким образом, ознакомившись с историей развития шрифтов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/iskusstvo-shrifta/
Розета Мус, Ойана Эррера и др. Управление проектом в сфере графического дизайна = A Graphic Design Project from Start to Finish. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 220 с. — ISBN 978-5-9614-2246-7.