Культурная жизнь СССР в 1945-1953 гг

Контрольная работа

Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. Сократился выпуск специалистов в вузах. В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства.

В послевоенные годы в советском обществе был взят курс на фактическое усиление репрессий, что было шоком для многих миллионов советских людей, переживших самую страшную в истории человечества войну и бывших в уверенности, что кошмарные 1936-1937 годы с ее победой остались позади. Это были иллюзии и самообман. Репрессивная машина сталинизма сделала лишь короткую передышку и заработала с новой силой.

1. Развитие культуры в послевоенный период

Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали.

всеобщего обязательного семилетнего образования .

исследования ученых

гуманитарной науке

военной темы

Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться.

Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

Характерной чертой развития

Цель идеологического диктата заключалась в том, чтобы помешать развитию в обществе свободомыслия, гражданской ответственности, самоуважения. Эта политика привела к тому, что замедлился рост культурного потенциала общества и развитие отечественного искусства.

15 стр., 7240 слов

Организационная культура как фактор развития организации

... и уровни организационной культуры; рассмотреть влияние организационной культуры на развитие организации; исследовать формирование и развития культуры государственного управления; .1 Понятие, виды и типы организационной культуры Существует несколько определений организационной культуры: Организационная культура, Организационная культура -, Организационная культура -, Организационная культура Исходя ...

«О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 г.)

2. Усиление партийно-государственного контроля за различными сферами культурной жизни

Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденции к относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, не только прорвали «железный занавес», но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней.

В августе 1946 г. был создан новый журнал «Партийная жизнь», призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, «страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма».

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

2.1. Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/ideologiya-nauka-i-kultura-v-sssr-v-poslevoennyie-godyi/

Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского «Дом у дороги», романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия», повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Усиливался партийный контроль за содержанием литературного творчества. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике подверглись М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, названные в постановлении «пошляками и подонками литературы». В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует «гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность» с целью дезориентации советской молодежи, «изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме», а Ахматова является типичной представительницей «чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», пропитанной «духом пессимизма и упадничества… старой салонной поэзии». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

4 стр., 1906 слов

Театр в жизни славян X-XVII вв

... Такими событиями для того времени была война с Турцией и борьба с боярством. После смерти царя организованные им спектакли прекратились, но развитие театра в России не заглохло. Устраивались ... русской истории, начавшийся приблизительно в XVII веке и относившийся ко всей жизни русского народа, сказался и в театральном искусстве. Русский театр вступил в «зрелый» этап своего существования. Он ...

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А.А.Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая

гвардия», в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.А. Исаковский — за пессимизм стихов «Враги сожгли родную хату». Критике подверглись драматург А.П. Штейн, писатели Ю.П. Герман и Э.Г. Казакевич, М.Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в прямые репрессии. В ходе борьбы с «космополитами» были расстреляны П.Д. Маркиш и Л.М. Квитко, велось следствие по «делу» И.Г. Эренбурга, В.С. Гроссмана, С.Я. Маршака.

«О журнале «Крокодил» (1948 г.),

2.2. Театр и кино

Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм». А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают «примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами», а события изображены «надуманно и лживо». Критиковался Комитет по делам искусств за наличие в репертуаре пьес, «идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож», за «внедрение в репертуар театров пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль».

4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвященное критике «безыдейности» ряда кинофильмов. В их числе были названы фильмы: «Большая жизнь» (2-я серия) Л.Лукова, рассказывающей о трудностях восстановления Донбасса после войны (бал раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников» и отсутствие показа «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в

годы сталинских пятилеток»); «Адмирал Нахимов» В.И. Пудовкина; «Иван

Грозный» (2-я серия) С.М. Эйзенштейна (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя — нерешительного и бесхарактерного, «типа Гамлета», неправильно, в негативном виде показана опричнина).

Критике были подвергнуты также выдающиеся кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.

Развивая идеи этих постановлений, специально созданный властями еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 г. начал массовую компанию против «декадентских тенденций» в театре и потребовал исключения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов.

2.3. Музыка

В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновилось проведение декад национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певцы — И. К. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др. Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели, балеты «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, «Медный всадник» Р. М. Глиэра, «Семь красавиц» К. А. Караева и др. Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи произведения критиковались за «формалистическую», «антинародную» направленность, «пренебрежение народными музыкальными традициями».

3 стр., 1011 слов

Отношение к жизни героев романа “Война и мир”

... которой Л. Н. Толстой способен был посвятить жизнь, и заключается “настоящая жизнь” в романе “Война и мир”. 1 votes, average: 5.00 out of 5) <meta itemprop="description" content="Отношение к жизни героев романа "Война и мир" "Война и мир" - ...

В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, «Поэмы» Ф.И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В.И. Мурадели.

В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где критике подвергся Мурадели за «пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности».

После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Произведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры отказались от их услуг. Вместо их произведений звучали хоровые и сольные восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих под руководством партии райскую жизнь на земле.

Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало ее

от лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь — в освоении огромного классического наследия.

2.4. Образование

Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной системы образования.

Война и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е — начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим образованием и недостаток в квалифицированных кадрах. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования в СССР, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе.

В 1950-1951 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли государственные расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они увеличились в сравнении с предыдущим более чем в 2,5 раза. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году. Люди, пережившие войну, проявляли удивительную тягу к знаниям. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства. Страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привело впоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства, но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества.

2.5. Наука

В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них

возвратили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на загнивание. Творческая атмосфера не была утрачена и после победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее представителями — для сведения счетов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких «дискуссий» стала дискуссия по проблемам биологии. Ее инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина Т.Д. Лысенко. Сделав головокружительную карьеру в 30-е гг. на критике «кулаков от науки». Добившись ареста в 1940 г. Академика Н.И. Вавилова (умер в саратовской тюрьме в 1943 г.), Лысенко в 1947-1948 гг. возобновил атаку на генетиков и биологов-менделистов. Началась компания в печати, направленная на шельмование «антидиалектической» генетики и ее представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах. Критика «мухолюбов-человеконенавистников» завершилась тем, что на августовской (1948 г.) сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И.Шмальгаузен и их ученики (несколько сот человек) были изгнаны из академии, лишились возможности заниматься исследовательской работой. Вместе с ними оказалась на долгие годы в «изгнании» и сама генетика, в которой отечественные ученые в 30-е гг. занимали ведущие позиции.

Таким образом, если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к выполнению функции очередного «приводного ремня» в обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.

Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали просто катастрофой. За первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения, а в области литературы и искусства — ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения.

Заключение

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.

Отрицательно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х — начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран.

В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, замалчиванию, цензуре, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность искусства.

Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели и поэты: Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к «антинародному» направлению.

Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX — начала XX в.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/ideologiya-nauka-i-kultura-v-sssr-v-poslevoennyie-godyi/

1. Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. — М.: Издательство АСТ, 1996.

2. Горинов М.М. История России XX века – М.: изд-во РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. – 319 с.

3. Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 — 1945. М.: Искусство, 1991.

4. Шабельникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Мангрув, 2004. – 560 с.

5. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов/ Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. 4-е изд., перераб. и доп.–М.: Норма, 2005.–784 с.

6. Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 1998.

7. Кириллов, В.В. История России–3-е изд. – М.: изд-во Юрайт, 2010

8. Новейшая история России: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.

9. Рябцев, Ю.С. История русской культуры – М.: изд-во РОСМЭН-ПРЕСС, 2003

10. Кондаков И.В. Культура России. – М.: Высшая школа, 1999.

Вариант 1

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

Г

11

Д

21

2

31

В

41

В

2

Б

12

Д

22

Г

32

Г

42

6

3

Г

13

Б

23

5

33

В

43

А

4

В

14

В

24

Г

34

Д

44

4

5

Д

15

Г

25

Б

35

1

45

Б

6

3

16

Д

26

В

36

4

46

2

7

В

17

1

27

В

37

А

47

В

8

А

18

А

28

Б

38

3

48

Г

9

Д

19

А

29

2

39

А

49

В

10

1

20

А

30

Б

40

А

50

Г