Творчество С. Есенина: лирический герой, образная система, поэтическая индивидуальность. Творческая эволюция поэта

«Мои стихи — моя биография», — писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути — и в жизни, и в литературе. Действительно, лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного взросления самого поэта.

Лирический герой его ранней поэзии — веселый и бесшабашный парень, радостно и без страха взирающий в будущее. Прямо и просто он выражает свои чувства. Стихи Есенина этого периода изобилуют картинами природы родной Руси. Именно через них поэт раскрывает мир своих чувств; его лирический герой словно растворен в любимой природе:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Излюбленным образом поэта становится образ пастуха, который чувствует себя дома среди лесов и полей:

Я пастух — мои палаты

Межи зыбистых полей.

Тема бродяжничества, странничества также привлекает поэта в этот период творчества. Его герой стремится обойти вселенную, чтобы напитать душу «березовым молоком» матери-земли, воспевая ее в проникновенных стихах-молитвах:

Как прохожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

Ранняя любовная лирика поэта отличается откровенно языческой чувственностью, для которой не существует никаких запретов. Позже, по мере духовного взросления поэта, в ней звучат уже нотки печали, а в зрелый период творчества любовь предстает перед ним как неумолимая, роковая и грозная сила («Персидские мотивы»).

Переломом в поэзии Есенина становится 1916 год, когда поэт, наивный и неискушенный, окунается в атмосферу большого города с его головокружительными контрастами, соблазнами славы и власти, хмелем предреволюционного брожения умов. Поэт ощущает себя пророком новой религии:

Не устрашуся гибели,

Ни копий, ни стрел дождей, —

Так говорит по Библии

Пророк Есенин Сергей.

В его стихах все чаще встречаются картины зари — символа обновления:

Верю, завтра рано

Чуть забрезжит свет

Новый над туманом

Вспыхнет Назарет.

Есенин наделяет своего героя титанической силой и мощью, он суров, деятелен и активен по контрасту с баловнем родной природы в ранних стихах поэта. Революцию Есенин воспринимает восторженно:

35 стр., 17063 слов

Особенности изучения лирического произведения в старших классах

... стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства" [Есенин, 223 - 224.]. Вышедшее в свет Полное собрание сочинений Есенина, работы ... лирик и крупный эпический поэт, Есенин во многом предвосхитил художественные ... лирического произведения учениками Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное. На ... ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их ...

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь —

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Революция для него — обновляющая, освобождающая, созидающая стихия:

Не губить пришли в мир,

А любить и верить.

В стране происходят разительные перемены, но это, увы, не тот светлый, лазурный мир, не «мужицкий рай», к которому с детства так тянуло Есенина. К поэту приходит разочарование в идеалах революции, он чувствует, что перестает понимать свой народ, а народ — его: «Без меня будут юноши петь, / Не меня будут старцы слушать».

Есенин ощущает, что он чужд новой России. Именно в этот период он пишет свой знаменитый цикл стихов «Москва кабацкая». Лирический герой — гуляка и хулиган, прячущий за беспечностью и удалью растущую тоску и отчаяние. В вине, разгуле он ищет забвения, в его стихах все чаще звучит предчувствие безвременной кончины, появляются мотивы ностальгии. Смена времен года символизирует для него трагический путь одинокого заблудившегося странника в мире, который перестал быть родным и понятным.

Лирический герой мучительно переживает этот разлад, его душа — «вся в крови». Прежняя тема бродяжничества наполняется иными, трагическими мотивами — отчужденности и неприкаянности. Ему некуда идти, у него уже нет дома, нет родины:

Да, теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Разлад в его душе усугубляется. Критическое отношение к себе, отчаяние и недовольство собой приводят к тому, что в его стихах появляется чувство отстраненности по отношению к себе и своему творчеству. Появляется тема двойничества, которая достигает своего апогея в поэме «Черный человек», написанной уже в конце жизни:

Черный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой, —

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

В конце жизни лирический герой сливается с автором. Поэт предчувствует свою гибель. Итогом его творчества становятся такие

стихотворения, как «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья». В этом прощании поэта слышится полная покорность судьбе. Былой бунтарь смиряется и раскрывает объятия смерти. Она не страшит его, ибо это — желанный отдых от мучительных раздумий, сомнений и неизбежных ошибок, сопутствующих жизни.

Образная система

Для Есенина образом является не только метафора, но и образ родины, и образ природы, образ земли и неба, лирического героя, из которых складываются образная картина мира и образная концепция человека.

По Есенину, жизнь образа огромна и различна. У него есть свои образы, которые отмечаются эпохами. Сначала, был образ словесный, который давал имена предметам, за ним, идет образ заставочный, мифический, после мифического идет образ типический или собирательный, далее за ним — корабельный, или образ двойного зрения, и, наконец, ангелический, или изобретательный.

Образ заставочный, или мифический, есть уподобление одного предмета или явления другому:

8 стр., 3791 слов

Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

... и Лермонтов» В стихотворении Лермонтова «Поэт» образ поэта сопоставляется с образом кинжала, и это сравнение отсылает нас к пушкинскому творчеству, к самому революционному стихотворению, которое Пушкин напишет на юге в ... Не верь себе» Тут совершенно парадоксально оказывается соединение жизни, творчества, поэзии, вдохновения с демоническими темами, а вот с Богом оказывается связано представление о ...

Ветви—руки,

сердце—мышь,

солнце — лужа.

Типический образ, или собирательный, есть образ сумм внешних или внутренних фигур при человеке. Внешний образ: «нос, что перевоз». Внутренний образ:

Тверд, как камень.

Блудлив, как ветер.

Корабельный образ, образ двойственного положения:

Взбрезжи, полночь, луны кувшин

Зачерпнуть молока берез.

Он очень родственен заставочному с тою лишь разницей, что заставочный неподвижен. Этот же образ имеет вращение.

Образ ангелический, или изобретательный, есть воплощение движения или явления, так же как и предмета, в плоть слова. На чувстве этого образа построена вся техническая предметная изобретательность, а также и эмоциональная. Образ предметного ангелизма: ковер-самолет и аэроплан, перо жар-птицы и электричество, сани-самокаты и автомобиль. На образе эмоционального ангелизма держатся имена незримого и имматериального, когда они, только еще предчувствуемые, облекаются уже в одежду имени, например, чувство незримой страны «Инония», чувство незримого и неизвестного прихода, как-то: «Гость чудесный».

Поэт использует необычные «органические образы» для выражения жутких картин голода, разрухи, кровавой борьбы, для отражения сложности жизни и внутреннего мира лирического героя.

Поэтическая индивидуальность

В чем тайна успеха и очарования его стиха? Они ведь — о гибели, о роковом, о кабацком, об уходящем, они — об одиноком поэте, который чувствовал себя в Руси советской ненужным иностранцем! Но мы знаем старых испытанных коммунистов: в промежутки меж деловыми заседаниями, в краткие, свободные от напряженной, сухой и прозаической работы часы они находили время прочитать очередные стихи поэта. Или и им сродни были кабацкие, роковые настроения умершего? Не похоже. Возможно, что искать объяснений успеха надобно в есенинской простоте, в песенности, в искренности, в лиризме, в народности его стихов, в силе его таланта. Да, и в этом, но не только в этом. Так в чем же? Стихи Есенина — самые биографичные. Живая человеческая личность поэта в них отражена полностью. Сверяешь личность поэта, как она проступает сквозь словесную ткань его произведений, житейским Есениным, и образы совпадают, переживаешь одно и то же основное настроение, и становится понятным, в чем сила его стиха. Трогала и подчиняла в стихах Есенина любовь ко всему, «что душу облекает в плоть», — к земному, к тому, что мы забываем, что удаляется от нас в грохоте, в суете, в городской сутолоке и чего нет среди камня и асфальта. Недаром так трогательно писал поэт о зверях и так хорошо их чувствовал: «для зверей приятель я хороший», — и не обмолвка, что он назвал как-то свои стихи «песней звериных прав». Велика положительная сила города нашего железного века. Пусть скрежет и лязг больших городов уничтожает одурь, застой и печаль наших полей, но и в железной нашей эпохе есть искривленное, однобокое, угрожающее, темное и зловещее. И вот бывает так: мы, дети города и века, как птицы, время от времени жадно стремимся покинуть «изогнутые улицы», не слышать трамвайного лязга, мы ищем забраться подальше, вглубь, в глушь, в тишь наших полей, зеленей, лугов и лесов. А в стихах Есенина луга, поля и зеленя встают во всем своем «диком и простом убранстве», в подчиняющей и покоряющей обольстительности, и мы понимаем и принимаем тоску поэта. Честь и место, особливо у нас в России, чугуну и стали, пару и электричеству, но никогда не следует забывать, что это не цель, а лишь средство, не человек для субботы, а суббота для человека. Есть первозданное, неоспоримое, непреложное, основное — могучие инстинкты и соки жизни. Они трансформируются, изменяются с каждой эпохой, но горе тому, кто посягнет на их права и законы. Сталь и бетон и яблочкин огонь — для них, для их торжества, расцвета и счастья. Борьба за них. Социализм для них. Вставшая во весь свой рост человеческая личность — это они, силы и соки жизни, освобожденные от пут.

2 стр., 692 слов

Образ поэта в раннем творчестве В.В. Маяковского

... он с возмущением в своем стихотворении "Эй!", обращаясь к людям, "заплесневевшим в радости". Он протестует против консервативных устоев буржуа. Образ поэта-новатора часто встречается в ранних произведениях Маяковского. Он призывает: Возьми ...

Есенин, с его кругозором, определившимся в юности узкой личной средой деревни, с его интимным лиризмом, должен был со всей остротой почувствовать в новой обстановке тоску по этому прямому общению и содружеству человека с человеком. Ему надо было трудиться, творить, чтобы наглядно было видно: вот это нужно живым во плоти людям, и от них его инстинкт, его прошлое требовали то же. Ему надо было заботиться о живом и чтобы заботились о нем. Современный город, который он, Есенин, знал, этого ему не дал и не мог дать. Он надломился. В стихах и поэмах, в жизни и в участи и в конце поэта, в его образе, и поэтическом и жизненном, есть нежное и хрупкое, тонкое и трогательное, обреченное и любимое, как в его красногривом жеребенке, — есть предупреждение и знамение против темного и зловещего в современной однобокой городской цивилизации. И это роднит с ним многих чуждых кабацким и озорным настроениям поэта. И потому нам дорог его образ, и потому этот образ долговечен.

Есенин философичен, экзистенциален, его философия чаще всего скрыта, она облегчена плотью художественного образа.

Стихи и проза Есенина — это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины («русская идея», «русский космизм», «евразийство») и природы, общества и человека, литературы и искусства, образа и человека. есенин лирический герой поэт

Своеобразным двигателем художественно-философского мира Есенина, основой композиции, главной темой и сюжетной линией его «романа» является сквозной концептуальный образ «родина-и-революция».

Творческая эволюция поэта, Что касается… биографических

сведений,—они в моих стихах.

С. Есенин

Сергей Александрович Есенин — самобытный и очень национальный поэт. Он мог родиться только в России, среди ее обширных полей, синих рек, прекрасных берез, так любимых им.

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясъ в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

По признанию Есенина, писать стихи он начал рано, но сознательное творчество “относил к 16-17 годам”. В этом периоде его стихи светлы и безмятежны, они отражают спокойствие души и восторженное восприятие окружающего мира.

Вот уж вечер.

Роса блестит на крапиве.

Я стою у дороги.

Прислонившись к иве.

Хорошо и тепло.

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

7 стр., 3145 слов

Духовный мир человека в произведениях Василия Белова

... близости к природе, земле, в благотворном влиянии труда. 2. СКАЗЫ БЕЛОВА КАК ПРИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА Если в «Привычном деле» исторический фон присутствует в форме фольклорно ... Селезнева, Д. Урнова. 1. ВАСИЛИЙ БЕЛОВ - РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА Начинал Василий Белов как поэт и как прозаик. В 1961 г. одновременно выходят книга его ...

Безмятежное детство плавно перешло в юность, еще не омраченную заботами и страданиями. Грусть и печаль, естественные для человека, поэт переживает легко. Они лишь на время затуманят взор, отвлекут от окружающей красоты, а потом душа вновь полна впечатлениями огромного мира. Поэт еще очень молод и наивен, оттого так восторженно воспринимает порой обычные вещи.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы луга и дубравы,

Я одурманен весной.

Необычайная нежность и лиричность в описании природы несколько приглушается со временем, но остается как манера и стиль Есенина на всю его жизнь.

В том краю, где жёлтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам, сиротливо

Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер.

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Знакомство с городом, проблемами “взрослой Жизни” заставили по-новому взглянуть на окружающее. Поэт уже более критичен, ему не нравится убожество окружающей жизни. Он видит необходимость перемен, но душой не приемлет их.

Я последний поэт деревни.

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Основным мотивом творчества Есенина остается необычный простор родных полей, неброская красота родной земли, убогой и бедной, но любимой. Ее поэт не променяет ни на какие сокровища мира. Эта преданность родине несколько наивна, но Есенин хранит и лелеет ее в своем сердце, как дорогое и трогательное чувство.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Как-то очень быстро пролетела молодость поэта. В тридцать лет он ощущает себя “стариком”, много видавшим и пожившим. Кажется, автор устал от бурной жизни, хотя сам утверждает, что любит и ценит каждое мгновение происходящего;

Жизнь — обман с чарующей тоскою.

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукой

Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою, Говорю:

“Лишь сердце потревожь,

Жизнь — обман, но и она порою

Украшает радостяман, но и она порою

Украшает радостями ложь”.

В 1925 году все чаще звучат в поэзии Есенина мотивы скорой и неминуемой смерти. Порой поэт грустит, чаще же старается иронизировать или даже с сарказмом говорить о себе и том недолгом пути, которым пришлось пройти.

Но, погребальной грусти внемля,

Я для себя сложил бы так:

Любил он родину и землю,

Как любит пьяница кабак.

Для нас же поэзия Есенина, озаренная немеркнущим светом любви ко всему живому, является примером искренней и беззаветной любви к России.

Художественно-философская картина мира поэта со временем менялась, она эволюционировала: в самом начале 1910-х годов она проста и наивнореалистична, затем принимает религиозно-бытовой характер двоемирия, и, наконец, реалистически отражая жизнь, становится многогранной, глубокой и объемной — поэт приходит к гениальной простоте.

5 стр., 2379 слов

Мой любимый поэт серебряного века — Есенин

... Верлене.Современники считали,что слова применимы и к Есенину. Сергей Есенин-мой любимый поэт,его единственного и могу назвать своим, ... Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал: Быть поэтом – это значит то же, Если правды жизни ... мире искусство. Путь в литературу [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/moy-lyubimyiy-pisatel-esenin/ Первые свои стихи поэт ...

Есенинская историософия выражена через сквозной концептуальный образ пути («путь мира» и «путь человека»).

«Путь человека» — это, прежде всего, путь есенинского героя от рождения до смерти, из деревни в город, жизнь простого «природного» человека и поэта, проходящего, как и его творчество, те же сезонные циклы, как и сама Природа.

В поэтическом мире Есенина 1910-х годов изба (один из концептуальных сквозных образов) постепенно превращается в «избяной космос». По образу и подобию земной деревни, реального мира, поэт создает «мир иной»: «нездешняя страна», небесная сторона», «царствие небес». Природа — божественный храм: ночные небеса — иконостас, звезды — «лампадки небесные».

Особый смысл в есенинской поэзии имеют тоска и обездоленность, лишенность, которые носят не только социальный, но и психологический, метафорический характер.

Выходные данные

1. Юшин П.Ф. — Сергей Есенин. Идейно — творческая эволюция.

2. http://rupoem.ru/esenin/all.aspx

3. http://ser-esenin.ru/

4. http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00054901184773068447/

5. Алла Марченко «Есенин. Путь и беспутье».

6. «Сергей Есенин. Биография», составленная двумя авторами — Олегом Лекмановым и Михаилом Свердловым.

7. Станислав и Сергей Куняевы — «Сергей Есенин»