Готическими принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв. В этих памятниках менее всего обнаруживается влияние греческого и римского искусства, а особо проявляется средневековое настроение. Готика была первым по-настоящему самобытным архитектурным стилем, родившимся в Северной Европе. Вздымающиеся ввысь, пронизанные светом соборы и церкви являлись олицетворением смирения и гордыни средневековых христиан. Были периоды, когда готический стиль подвергался резкой критике. Сам термин «готика», принадлежащий возрожденцам, свидетельствует о враждебности последних к нему. Само слово происходит от итальянского «gotico» — непривычный, варварский и сначала использовалось в качестве бранного. Однако искусство, которое называют готическим, не было создано готами. В середине XV в. в Италии появляется ряд сочинений, в которых античный стиль (возрожденный в архитектуре зодчим раннего Возрождения Ф. Брунеллески) противополагается «современному» (занесенному в Италию варварами).
«Готический» выступает синонимом слова «варварский». Само изобретение термина приписывается Рафаэлю. Целью работы было выяснить сущность и наиболее характерные признаки готического стиля в архитектуре, задачами являлись описание исторического периода, на фоне которого зародился стиль, описание этапов его развития, архитектурных приемов, характерных для этого стиля.
Сущность готического стиля и отношение к нему в разные исторические периоды
Готический стиль (из-за стрельчатой арки) называли также стрельчатым. Но сама по себе стрельчатая арка не исчерпывает сущности готики. Более корректным может быть название «оживный» (ogivale) стиль, значение этого слова — выдающиеся ребра. Действительно, «выдающиеся ребра» поддерживают свод с целью увеличить его прочность. Называли готику и «французским искусством», так как готика зарождается во Франции, а в последней трети средневековья распространяется по всей Европе. Любопытно, что сами французские деятели искусства и культуры часто весьма отрицательно относились к готике. Так, архитектор Филибер де л’Орм вообще не считал готический стиль настоящей архитектурой. Мольер, в свою очередь, с возмущением отзывался о Соборе Парижской Богоматери. Для Лабрюйера и Расина готика — синоним варварства. В 1800 г. был даже представлен проект разрушения готических церквей, в 1857 г. Beule доказывал, что готика во Франции не национальна.
Противников готики было много и в Германии — другой стране, где много памятников готического искусства. Гёте в молодые годы видел в готике истинно немецкий стиль, но под влиянием идей Возрождения изменил свои взгляды. Немецкий архитектор Шинкель прошел путь, подобный пути Гёте: от увлечения готикой до отрицания ее и преклонения перед возрожденным античным искусством. Исследователь эпохи Возрождения Якоб Буркхардт также не любил готику. Противники готического стиля главным его недостатком считали отсутствие каких-либо принципов и беспорядок в расположении деталей (их нагромождение).
Готическое искусство
... крепостей и замков. Все же новый, готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. ... и «испорченной» готической. Однако термин «готика» чаще употребляли во Франции, где он вообще отождествлялся с национальным стилем («gothique»), подобно обозначению средневекового искусства Англии (лат. ...
В начале XIX в. положение изменилось. Наступила эпоха романтизма, которая стала истолковывать готику поэтически. В частности, Шатобриан считал, что готические храмы исполнены особой таинственности. По его мнению, именно сплетение ветвей деревьев привело к появлению стрельчатой арки. Во Франции возрождению готики способствовала школа археологов (среди которых знаменитый Viollet le Due).
Многие исследователи готики подчеркивают, что готическое религиозного искусство было создано особым мистическим
Краткая характеристика этапов развития готического стиля
1. Ранняя готика. Датируется от начала до середины XIII в. Ранняя готика — это эпоха экспериментов, «нащупывания» путей: разнообразие принятых решений, тенденции к новому и возврат к старому слились тогда в уникальном творческом процессе. Примером служит собор в Сансе — это, возможно, самая оригинальная постройка ранней готики, значение которой фундаментально. Строительство этого храма началось при архиепископе Анри Санглие. Простота и ясность архитектурного плана сочетается с амбициозной конструкцией перекрытия: впервые зодчий прибегнул к шестичастному стрельчатому своду. Потом, усовершенствованный многими архитекторами, он стал характерной чертой ранней готики, наряду с ритмичным чередованием более тяжелых и более легких опор. В соборе Санса, отличающемся строгой монументальностью и равновесием масс, особенно интересна пластическая трактовка, а также контраст света и тени.
2. Высокая готика. Датируется с конца XIII в. по XIV в. Архитектура высокой готики отграничивает объем интерьера от внешнего пространства, и всё же настаивает на том, чтобы этот интерьер проступал, так сказать, сквозь окружающие его структуры; таким образом, например, поперечное сечение нефа может быть «прочитано» с фасада. Собор высокой готики стремился, прежде всего, к «тотальности», и, таким образом, здесь прослеживается тенденция приблизиться через синтез и устранение всего мешающего к совершенному и окончательному решению. Иными словами, мы можем говорить о едином плане высокой готики или о единой системе высокой готики со значительно большей определенностью, чем это можно было бы сделать по отношению к любому другому периоду. В своей образности собор высокой готики стремился воплотить всё Христианское знание — теологическое, естественнонаучное и историческое, где все элементы должны находиться каждый на своём месте. В структурном плане отмечается также стремление синтезировать все главные мотивы, полученные по разным каналам, чтобы суметь, в конце концов, достичь невиданного ранее баланса между базиликой и центрально-плановой постройкой при подавлении всех элементов, которые могли бы угрожать такому балансу. Вместо разнообразия форм свода времён господства Романского стиля, когда это разнообразие могло проявляться в одном и том же здании, в готике мы имеем усовершенствованный нервюрный свод, который теперь уже применяется повсеместно. После собора в Амьене закруглённые поверхности исчезают из храмов, за исключением, разумеется, распалубок сводов. Таким образом, целое составлено из наименьших единиц, которые гомологичны в том, что они треугольны в плане, и каждый из этих треугольников соприкасается сторонами со своими соседями.
Готическая архитектура (2)
... готического архитектурного стиля в целом; выявление истоков готического стиля в архитектуре; выявление характерных особенностей итальянской готики как одной из разновидностей готического архитектурного стиля; анализ мнений различных авторов по поводу художественных достоинств Миланского собора. Объект исследования: готический стиль в архитектуре. ...
3. Поздняя готика. Датируется XV в. Поздняя Готика («венец средневековья») в архитектуре получила название “пламенеющей готики”. Архитектурный декор терял свою объёмность, становился сухим и жёстким кружевом на поверхности стен, башен, сводов. Наиболее характерным примером стиля “пламенеющей готики” стали извивающиеся наподобие языков пламени башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой давшие название этому стилевому течению. В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие с догматической основой, вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Кризис “пламенеющей” готики стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. По контрасту их увидели в античности. Так готика подготовила Ренессанс.
Собор как главный символ готики в архитектуре
Готический стиль начинает формироваться во второй половине X в. во Франции и окончательно формируется в XII в. Если романская архитектура наиболее точно выражала власть теократии, то готическая, оставаясь также религиозной по духу, содержала уже новые черты. В конце XII — начале XIII в. жизнь в Европе начинает меняться. Власть постепенно сосредоточивается в руках государей. Исчезает анархия, начинают процветать города (городские общины, цеха, другие светские корпорации).
Религиозное сознание учитывает эти изменения в своих идеологических построениях. В литературе, например, на смену рыцарским романам приходит поэзия. Аскетические идеалы уже не играют такой серьезной роли, как прежде. Происходит смягчение идеалов. Для готики характерен культ Богоматери. В определенной степени это связано с культом прекрасной дамы. Характер образов все более индивидуализируется. Готическое искусство является своеобразной наглядной иллюстрацией схоластических построений. Оно синтезирует в себе все живые силы эпохи. Готическое искусство сформировали, с одной стороны, значительные достижения в области техники (материальная сторона); с другой стороны, глубокая религиозность, борьба со всем материальным, жажда высшей свободы, вера в святость страданий (духовная сторона).
Вначале готический стиль сформировался во Франции в XII в., затем перешел в Англию, в XIII в. был воспринят в Германии и распространился по всей Европе.
В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но, несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья. В целом для всей готики доминирующим видом искусства являлась архитектура. Собор — главное архитектурное сооружение готики. В эту эпоху строительство соборов означало пробуждение городов, так как «собор — это церковь, в которой богослужение совершает епископ. С самого начала распространения христианства епископ избирался в каждом значительном городе. Готический собор — место не только богослужений, но и место театральных представлений, собраний. Обычно это самая высокая точка городского силуэта. Для мироощущения XII и последующих веков средневековья было характерно ощущение того, что для того, «чтобы быть христианином, недостаточно повторять несколько ритуальных жестов и читать несколько молитв, но необходимо помнить о том, что у богатого мало шансов войти в Царствие Небесное: об этом говорил Иисус, который сам жил среди блудниц и прокаженных и который любил этих отверженных. Это рождало беспокойство, подталкивавшее к пожертвованиям на строительство собора. Собор же — и об этом не следует забывать — при всем своем внешнем великолепии был памятником смирению, символом отрешения.
Готический стиль в архитектуре Западной Европы
... и Кельнский соборы и еще доныне «реют кирпичи недоконченной башни Страсбургского мюнстера. Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась ... если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Началось все ... революцию в тогдашнем зодчестве. Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах принимающих на ...
Его этика — этика добровольной жертвы от слишком быстро и легко полученного богатства. Если собор строился с таким размахом и нередко в столь короткие сроки, то это потому, что буржуа, обязанные своим процветанием росту городов, в стремлении спасти свою душу от проклятия, угрожавшего им как никому другому, жертвовали церкви огромные суммы. Собор возвышался над суетным возбуждением и греховностью мира городов. Он был их гордостью, их защитой, их прибежищем». Монастырский собор, по сравнению с городским, замкнут в самом себе. Городской собор открыт миру. Он, как подчеркивает Дюби, — публичная проповедь, безмолвная речь, демонстрация власти. Он говорит о верховной власти, о Христе-царе. Собор утверждал, что спасения достигают, соблюдая порядок и дисциплину, под контролем власти епископа и государя. Вся архитектурная организация пространства, наглядные картины, представленные в скульптуре и росписях собора (эти виды искусства носили подчиненный характер), служат этому призыву.
Строительство соборов было вызвано еще и тем, что этого требовало развивающееся знание — при соборах были школы. Это также было одной из причин достаточно быстрого строительства соборов. Так, Шартрский собор был построен за двадцать шесть лет, собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг.
Архитектурные приемы в готике
К особенностям готической архитектуры относят базиличную форму, которую она перенимает у романского стиля, но перерабатывает в деталях. Тяжеловесность романского собора сменяется предельной устремленностью вверх. Нормой становится крестообразный план, трехнефный или пятинефный корпус с малоразвитым трансептом (поперечным нефом) или совсем без трансепта, иногда башня на перекрещивании трансепта и центрального нефа. Фасад собора делится на ярусы:
- Три портала, соответствующие главным нефам.
- Галерея, тонкие, изящные колонки и килевидные арки подчеркивают устремленность вверх.
- Роза — витраж над центральным порталом (особенность французских соборов).
- Галерея королей, арки.
- Ажурные башни, обычно четырехугольные, над западным фасадом. Каждая сторона башни сплошь закрыта окном.
Для готического стиля, как уже отмечалось, характерна стрельчатая (килевидная) арка (она приходит на смену полуциркульной).
Но составляет сущность готики не она сама по себе, а ее роль. Стрельчатая арка встречается и в романском стиле. Но там она имела только декоративное значение, а в готике — конструктивное — для свода. Стрельчатый свод влечет за собой применение опорных арок (аркбутанов).
Готическое искусство (2)
... в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственньre готическому искусству. Собор в Шартре (XII-XIV вв.) ... ажурный орнамент. В то время почти не строили крупных соборов - заканчивали уже начатые здания. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНГЛИИ Готическое искусство Англии было в основном связано с монастырями, так как ...
Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод, по сути, покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Давление бокового свода главного нефа (корабля) переносится на контрфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутанов).
Контрфорсы увенчаны фиалами (башенками).
У романского собора стены держат конструкцию, а у готического каркас архитектурных деталей и конструкция держат весь ансамбль. Рассмотренные особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект. Как здесь не вспомнить стихотворение О. Мандельштама о Соборе Парижской Богоматери! Оно как будто раскрывает все тонкости замысла зодчих эпохи готики:
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и — радостный и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила, —
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть.
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом дуб — и всюду царь — отвес!
Но чем внимательней, твердыня,
Я изучал твои чудовищные ребра —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.