Юрий Михайлович Лотман родился 28 февраля 1922 года в семье петроградских интеллигентов, в знаменитом доме в начале Невского проспекта, где помещалась в пушкинское время кондитерская Вольфа-Беранжера. Отец был известным адвокатом, затем юрисконсультом в издательстве. Мать работала врачом. В семье он был младшим, кроме него были три сестры. Все жили дружно, очень небогато, но весело. Юрий Лотман закончил с отличием известную в Петрограде Peterschule, которая отличалась высоким уровнем гуманитарного образования
Литературоведческий круг друзей старшей сестры Лидии повлиял на выбор профессии. В 1939 году Юрий Михайлович поступил на филологический факультет Ленинградского университета, где тогда преподавали знаменитые профессора и академики: Г.А.Гуковский читал введение в литературоведение, М.К. Азадовский — русский фольклор, А.С. Орлов — древнерусскую литературу, И.И. Толстой — античную литературу. В фольклорном семинаре В.Я. Проппа Лотман написал свою первую курсовую работу. Занятия в Университете продолжались в Публичной библиотеке, и это заложило основы колоссальной трудоспособности Лотмана. Кроме того были студенческие приработки, грузовые работы в порту, бесплатные шефские лекции на предприятиях свидания и вечеринки.
В октябре 1940 года Лотман был призван в армию. То, что он еще до начала Великой Отечественной войны стал кадровым военным, возможно спасло ему жизнь. Часть, в которой служил Лотман в первые же дни была переброшена на передовую и почти четыре года находилась в жестоких боях. Юрий Михайлович пересек с отступающей армией всю европейскую часть страны, от Молдавии до Кавказа, а затем наступал на запад, до самого Берлина, бывал в самых отчаянных ситуациях. Под обстрелами, бомбежками за храбрость и стойкость в боях получал ордена и медали, но судьба его удивительно миловала: он даже не был ранен, лишь однажды сильно контужен.
В конце 1946 года Лотман демобилизовался и продолжил учебу в Ленинградском университете. Больше всего возобновившего занятия студента привлекли спецкурсы и спецсеминары Н.И.Мордовченко, который работал тогда над докторской диссертацией о русской литературной критике первой четверти 19 века. Уже в студенческие годы Юрий Михайлович сделал первые научные открытия. В рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. В тетради масона Максима Невзорова он нашел копию программного документа одного из раннедекабристких тайных обществ, Союза Русских Рыцарей, основателями которого были граф М.А. Дмитриев-Мамонов и М.Ф. Орлов. Найденный источник был давно известен по названию « Краткие наставления русским рыцарям», он упоминался в переписке, фигурировал в следственных делах декабристов, но исследователи тщетно искали сам текст, документ уже считался утраченным.Статью о находке вместе с найденным документом Лотман опубликовал в «Вестнике Ленинградского университета».
КАВКАЗСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА
... направлено на воспитание культуры чувств и мыслей человеческих. 2.0 Из жизни Лермонтова Михаила Юрьевича Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве, умер 15(27).7.1841 у подножия ... 1830; “Синие горы Кавказа, приветствую вас!..”, 1832). Первого сентября 1828 года Лермонтов зачисляется полупансионером в 4–ый класс Московского университетского благородного пансиона, где получает ...
В 1950 году Лотман закончил университет, но ему как еврею был закрыт путь в аспирантуру. ( в стране свирепствовала антисемитская компания ).
Юрию Михайловичу удалось найти работу в Эстонии, он стал преподавателем, а затем заведующим кафедрой русского языка и литературы Тартуского учительского института. Некие органы теоретически не имеющие никакого отношения к науке и педагогике, а практически всем ведавшие, превратили Лотмана в «невыездного», закрыли ему зарубежье — но труды ученого все-таки пересекали границу. Переводились на десятки языков, сделали имя автора всемирно известным.
В 1952 году Лотман защитил в Ленинградском университете кандидатскую диссертацию о творческих взаимоотношениях Радищева и Карамзина.
С 1954 года и до конца жизни Юрий Михайлович работал в Тартуском университете. В 1961 году он защитил докторскую диссертацию. В 1960-1977 он заведовал кафедрой русской литературы в Тартуском государственном университете. Известный литературовед Зара Григорьевна Минц стала женой Лотмана, в семье появились дети.
Ю.М. Лотман отличался невероятной работоспособностью, он успевал руководить кафедрой, изучать эстонский язык, готовить новые спецкурсы. Читать лекции, писать научные труды, организовывать конференции. Лотман — автор 800 научных трудов, в том числе многих фундаментальных монографий. Он был всемирно известным ученым, Лауреатом Пушкинской премии Российской Академии наук, член-корреспондентом Британской Академии, академиком Норвежской, Шведской, Эстонской академий. Был вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики. Он обладал энциклопедической эрудицией в сочетании с глубиной профессионального знания. Литература и история, культурология и семиотика лишь самое краткое обозначение тех обширных пространств, к которым был приложен труд, энергия, способности, ум, чувства этого замечательного исследователя и удивительного человека.
Ю.М. Лотман внес большой вклад в исследование истории русской культуры. По его книгам об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе. Н.М. Карамзине учились многие поколения студентов. Каждая книга представляет собой значительное событие в истории культуры, ибо отличается от других трудов по литературоведению оригинальным подходом и глубиной анализа, соединением истории культуры и истории души.
Освобожденный в последние годы от запретов и ограничений Юрий Михайлович объездил почти весь западный мир, выступая с докладами на различных конференциях и читая лекции в университетах.
Прикованный к больницам, потерявший зрение, он до последних дней занимался. Последняя книга «Культура и взрыв» была создана под диктовку — это своеобразное завещание автора.
Умер Ю.М. Лотман 28 октября 1993 года и похоронен в Тарту в Эстонии.
1.2 Основные работы Ю.М. Лотмана
Статья «Радищев и Мабли» 1958 открыла большую серию трудов ученого, посвященных русско-западноевропейским культурным связям.
Культура производства и охрана труда
... комфортность условий работы, и сохранение здоровья, и профессиональное долголетие. 3. Культура производства и охрана труда Культура (от лат. cultura - развитие, образование) это совокупность достижений общества в области ... оказывают определенное влияние на все элементы зрительного аппарата. Еще в первые годы эксплуатации ЭВМ с видеотерминалами возникли жалобы по поводу нарушения острого зрения, ...
Комплекс карамзинских трудов Лотмана — один из самых значительных в его наследии.
Параллельно Лотман изучал жизнь и творчество писателей и общественных деятелей начала 19 века.
В 1958 году благодаря ректору Тартуского университета Ф.Д. Клементу стали выпускаться «Труды по русской и славянской мифологии» новой серии «Ученых записок» куда вошли многие работы Лотмана.
Во время работы над докторской диссертацией Лотман начинает основательно изучать декабристов, Пушкина, Лермонтова.
«Основные этапы развития русского реализма» 1960г.
« Истоки «толстовского направления» в русской литературе 1830г.» 1962г.
«Идейная структура «Капитанской дочки» 1962
Вершиной пушкинианы Лотмана являются 3 книги: «Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста»
«Роман Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. Пособие для учителя»
«Александр Сергеевич Пушкин.Биография писателя.Пособие для учащихся»
« О метаязыке типологических описаний культуры»
«Симеотика кино и проблемы киноэстетики».
« Лекции по структуральной поэтике. Вып 1. введение, теория стиха»
«Структура художественного текста»
«Внутри мыслящих миров»
«Избранные статьи» в 3 томах, в которых собраны научные труды по симеотике, типологии культуры, о тексте, как семиотической проблеме, о культуре и программах поведения, семиотическом пространстве, семиотике различных видов искусств, семиотическом механизме трансляции культуры.
1.3 Принадлежность к научной школе
Структурализмом и семиотикой Лотман заинтересовался очень рано, на грани 1950-1960 годов. Этому интересу способствовали неизменное его тяготение к новым методам, теоретический склад мышления и отвращение к вульгарно-социологическому методу (навязываемому сверху )
Семиотика, наука о знаках и знаковых системах, возникла до Второй мировой войны. В разных областях стали создаваться теоретические надстройки: у языковедов — металингвистика, у философов — метатеория, у математиков — метаматематика. Человеческая культура наполнена знаками, чем дальше она развивается, тем более сложными знаками оперирует. Многоэтажность и сложность знаковых систем вызвали рождение семиотики.
Структурализм -раздел симеотики. Который изучает соотношение знаков между собой. Главным стимулом ее развития было появление электронно-вычислительной техники — необходимость создания математической лингвистики. Лотман создатель литературоведческого структурализма. Он взял основные методологические и методические предпосылки лингвистических новаторов: разделение изучаемого текста на содержание и выражение, а планов на систему уровней ( синтаксический, морфологический фонетический ) в пределах уровня — разделение на соотносящиеся и противостоящие друг другу элементы, а структуру текста исследовал в двух аспектах: синтагматическом и парадигматическом.
1.4 Вклад в изучение культуры
Заслуга Ю.М. Лотмана состоит в раскрытии знаково-символической природе культуры и механизмов ее трансляции на основе применения семиотического метода и теории информации.
Семиотика культуры — магистральное направление культурологических
Золотой век русской культуры (2)
... культуры. Особенности русской культуры. Золотой век русской культуры. Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Нравственные искания Толстого и Достоевского. Расцвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и др. Достижения русской науки. «Мир искусства», русский символизм. «Золотой век» русской ... и всемирного счастья. 1. «Золотой век» русской культуры Начало XIX века - время культурного и ...
исследований. Она способствует более глубокому пониманию текстов культуры, выявляет механизмы культурной преемственности. Раскрывает знаково-символическую природу языков культуры, содействует диалогу культур разных стран и народов.
Часть 2. Краткий реферат «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (18 — начала 19 века)»
Введение: Быт и культура.
Культура имеет коммуникативную и символическую природу. Культура есть память. Человек меняется, и чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственный, их служебные обязанности, обычаи, одежда, почему они поступали так, а не иначе. Это и будет темой предлагаемых бесед.
Культура и быт: не содержится ли в самом выражении противоречие, не лежат ли эти явления в различных плоскостях? Что такое быт?
Быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах. Видеть историю в зеркале быта, а мелкие разрозненные бытовые детали освещать светом больших исторических событий — метод предлагаемых читателю «Бесед о русской культуре».
Быт, в символическом его ключе, есть часть культуры. Вещи имеют память, это как бы слова и записки, которые прошлое передает будущему. С другой стороны, вещи могут властно диктовать жесты, стиль поведения и в конечном итоге психологическую установку своим обладателям, поскольку создают вокруг себя определенный культурный контекст.
Однако быт — это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал и ритуал похорон.
История плохо предсказывает будущее, но хорошо обьясняет настоящее. Время революций антиисторично, а время реформ обращает людей к размышлениям о дорогах истории. Правда у истории много граней, и даты крупных исторических событий, биографии исторических лиц мы еще помним. Но как жили исторические люди? А ведь именно в этом безымянном пространстве чаще всего развертывается настоящая история. Толстой был глубочайше прав: без знания простой жизни нет понимания истории.
Люди действуют по мотивам, побуждениям своей эпохи.
18 век — это время, когда оформлялись черты новой русской культуры, культуры нового времени, которому принадлежим и мы. !8 — начало 19 века — это семейный альбом нашей сегодняшней культуры, ее домашний архив.
История не меню, где можно выбирать блюда по вкусу. Здесь требуется знание и понимание. Не только, чтобы восстановить непрерывность культуры, но и чтобы проникнуть в тексты Пушкина и Толстого.
Нас будет интересовать культура и быт русского дворянства, та культура которая дала Фонвизина, Державина, Радищева, Новикова, Пушкина, Лермонтова, Чаадаева…
Часть 1.
Люди и чины.
Среди разнообразных последствий реформ Петра1 создание дворянства в функции государственного и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место. Еще раньше началось стирание различий между поместьем и вотчиной, а указ царя Федора Алексеевича в 1682, возвестивший уничтожение местничества, показал, что господствующей силой в вызревающем государственном порядке будет дворянство.
Воспитание культуры поведения у старших дошкольников
... изучить проблему воспитания культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе; определить сущность понятия «культура поведения», критерии и показать ее проявление у старших дошкольников; разработать программу изучения уровня воспитанности культуры поведения у старших дошкольников; разработать воспитательные ...
Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина 18 века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Петр 1 всячески стимулировал это чувство и личным примером и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах — это была реализация общего принципа новой петровской государственности — регулярности.Табель делила все виды службы на воинскую, статскую и придворную все чины разделены были на 14 классов. Военная служба была в привилегированном положении, 14 классов в воинской службе давали право наследственного дворянства. Статская служба не считалась благородной, для разночинцев. Русская бюрократия, являясь важным фактором государственной жизни, почти не оставила следа в духовной жизни.
Русские императоры были военными и получали военное воспитание и образование, они привыкли с детства смотреть на армию как на идеал организации. В дворянском быту был «культ мундира».
Человек в России, если он не принадлежал к податному сословию, не мог не служить. Без службы нельзя было получить чина, при оформлении бумаг нужно было указывать чин, если такового не имелось — подписывались «Недоросль». Впрочем, если дворянин не служил, родня устраивала ему фиктивную службу и долгосрочный отпуск. Одновременно с распределением чинов шло распределение выгод и почестей. Место чина в служебной иерархии было связано с получением многих реальных привилегий.
Система орденов возникнув при Петре1 вытеснила существовавшие ранее типы царских наград — вместо награды-вещи появился награда-знак. Позже создалась целая иерархия орденов. Кроме системы орденов можно назвать иерархию в определенном смысле противостоящую чинам, образованную системой знатности. Появилось звание графа, барона.
Культурный парадокс сложивщейся в России ситуации состоял в том, что права господствующего класса формулировались в тех терминах, которыми философы Просвещения описывали идеал прав человека. Это в то время, когда крестьяне были практически низведены до степени рабов.
Женский мир.
Характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурой эпохи. Это самый чуткий барометр общественной жизни. Женское влияние редко рассматриваются как самостоятельная историческая проблема. Разумеется женский мир сильно отличался от мужского, прежде всего тем, что был выключен из сферы государственной службы. Чин женщины определялся чином мужа или отца, если она не была придворной.
К концу 18 века появляется совершенно новое понятие — женская библиотека. Оставаясь по прежнему миром чувств, детской и хозяйства, женский мир становится более духовным. Женский быт начал стремительно меняться в петровскую эпоху. Петр 1 изменил не только государственную жизнь, но и домашний уклад. В модах царила искусственность. Женщины тратили много времени на изменение внешности. Дамы кокетничали, вели вечерний образ жизни. Мушки на лице и игры веером создавали язык кокетства. Вечерний макияж требовал много косметики. Модно было иметь любовника. Семья, хозяйство, воспитание детей было на втором плане.
И вдруг произошли важные перемены — зарождается романтизм, становится принятым стремиться к природе, естественности нравов и поведения. Павел ! пытался остановить моду — простоту одежды пропагандировала эпоха французской революции. Появились платья, которые позже стали называть онегинскими. Бледность стала обязательным элементом женской привлекательности — знак глубины сердечных чувств.
Литература 19 века: о Золотой эпохе в прозе и поэзии
... человека личностью и определил его ценность. В сочинении о литературе 19 века стоит это отметить. Александр Сергеевич Пушкин ... Герой нашего времени», «Демон», «Ангел Смерти», «Фаталист», поэма «Мцыри», стихотворения «Смерть поэта», «Парус» и т. д. Лермонтов ... эпохи открывало новые имена в литературе. С каждым новым именем всё больше осуждалось аристократическое общество, ведущее порочный образ жизни. ...
Особую роль мир женщины сыграл в судьбах русского романтизма. Эпоха Просвещения поставила вопрос о защите женских прав.
Женский характер в конце 18 века формировался литературой. Особенно важно, что женщина постоянно и активно усваивала роли, которые отводили ей поэмы и романы, поэтому можно оценивать бытовую и психологическую реальность их жизни через призму литературы.
Конец интересующей нас эпохи создал три типа женских образов: образ ангела, случайно посетившего землю, демонический характер и женщина героиня.
Женское образование в 18- начале 19 века
Знание традиционно считалось привилегией мужчин — образование женщин обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами. Необходимость женского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта. В итоге возникло учебное заведение — Смольный институт с широкой программой. Обучение длилось 9 лет в изоляции. Обучение было поверхностным, исключение составляли языки, танцы и рукоделие. Из смолянок делали придворные игрушки. Смолянки славились чувствительностью, их сентиментальная неподготовленность к жизни была свидетельством их неиспорченности. Экзальтация поведения не был отсутствием искренности — это был язык того времени.
Смольный институт был не единственным женским ученым заведением Возникали частные пансионы, они были иностранные и уровень обучения был невысоким. Систематически учили языкам и танцам. Третий вид женского образования — домашний. Оно ограничивалось языками, умением держать себя в обществе, танцевать, петь, играть на музыкальном инструменте и рисовать, а также начатками истории, географии и словесности. С началом выездов в свет обучение прекращалось.
Тип русской образованной женщины начал складываться к 30 годам 18 века. Однако в целом женское образование 18-начала 19 веков не имело ни своего лицея, ни Московского или Дерптского университетов. Тип высокодуховной русской женщины сложился под воздействием русской литературы и культуры эпохи.
Часть 2.
Бал.
Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. В жизни русского столичного дворянина время разделялось на две половины: пребывание дома (частное лицо) и в собрании, где реализовывалась общественная жизнь.
Бал был сферой противоположной службе и областью общественного представительства. Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Обучение танцам начиналось с 5 лет. Длительные тренировки придавали молодым людям уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что влияло на психический строй человека. Изящество являлось признаком хорошего воспитания. Начинался бал полонезом, второй бальный танец — вальс (в 20 годы пользовался репутацией непристойного), центр бала — мазурка. Котильон — вид кадрили, один из заключающих бал танцев, танец игра. Бал обладал стройной композицией, подчинялся твердым законам и был противопоставлением двум крайним полюсам: параду и маскараду.
Культура средних веков. Эпоха возрождения
... и души людей средневековья и определяло их поведение. Неуверенность в материальной обеспеченнос ти и неуверенность духовная... Эта лежавшая в основе всего неуверенность, в конечном счете, была неуверенностью в бу дущей жизни, ... к нему и ритуала. Существовало и понятие рыцарства, т. е. своеобразного культа или культуры доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения происходит возврат ...
Сватовство. Брак. Развод.
Ритуал замужества в дворянском обществе 18-начала19 века носит следы тех же противоречий, что и вся бытовая жизнь. Традиционные русские обычаи вступали в конфликт с представлениями о европеизме. Нарушение родительской воли и похищение невесты не входило в нормы европейского поведения, зато являлось общим местом романтических сюжетов. Семейные отношения в крепостном быту неотделимы от отношений помещика и крестьянки, это обязательный фон, вне которого делаются непонятными и отношения мужа и жены. Одним из проявлений странностей быта этой эпохи были крепостные гаремы.
Все возрастающий разрыв между укладом жизни дворянства и народа вызывает трагическое мироощущение у наиболее мыслящей части дворян. Если в 18 веке культурный дворянин стремился отдалиться от народного бытового поведения, то в 19 веке возникает противонаправленный порыв.
Дворянские свадьбы сохраняли определенную связь с традицией жениться осенью, но переводили ее на язык европеизированных нравов.
Одним из нововведений послепетровской действительности был развод. Для развода требовалось решение консистории — духовной канцелярии. Редкая и скандальная форма развода часто заменялась практическим разводом: супруги разъезжались, делили владения, после чего женщина получала свободу.
Домашняя жизнь дворянина 18 века складывалась как сложное переплетение обычаев, утвержденных народной традицией, религиозных обрядов, философского вольнодумства, западничества, влияющего на разрыв с окружающей действительностью. Этот беспорядок, приобретавший характер идейного и бытового хаоса, имели и положительную сторону. В значительной мере здесь проявлялась молодость культуры, еще не исчерпавшей своих возможностей.
Русский дендизм.
Зародившись в Англии, дендизм включал в себя национальное противопоставление французским модам, вызывавшим в конце 18 века бурное возмущение английских патриотов. Дендизм приобретал окраску романтического бунтарства. Он был ориентирован на экстравагантность поведения, оскорбительная для общества манера держаться, развязность жестов, демонстративный шокинг — формы разрушения светских запретов воспринимались как поэтические. Карамзин в 1803 году описывал любопытный феномен слияния бунта и цинизма, превращения эгоизма в своеобразную религию и насмешливое отношение во всем принципам пошлой морали. В предыстории русского дендизма можно отметить так называемых хрипунов. Затягивание пояса до соперничества с женской талией придавало военному моднику вид удавленника и оправдывало название его хрипуном. Большую роль в поведении денди играли очки, лорнет воспринимался как признак англомании. Приличия 18 века в России запрещали младшим по возрасту или чину смотреть на старших через очки: это воспринималось как наглость. Другой характерный признак дендизма — поза разочарованности и пресыщенности. Дендизм прежде всего поведение, а не теория или идеология. Не отделимый от индивидуализма и находящийся в зависимости от наблюдателей, дендизм постоянно колеблется между претензией на бунт и разнообразными компромиссами с обществом. Его ограниченность заключена в ограниченности и непоследовательности моды, на языке которой он вынужден разговаривать со своей эпохой.
Карточная игра.
Карточная игра сделалась своеобразной моделью жизни. В функции карточной игры проявляется ее двойная природа: карты используются при гадании ( прогнозирующая, программирующая функции) и при игре, то есть представляет собой образ конфликтной ситуации. Она не сопоставима с другими модными играми той поры. Существенную роль здесь сыграло то, что карточная игра покрывает два различных типа конфликтных ситуаций — коммерческая и азартная игра.
Век техники: добро и зло. 20 век человек в мире и мир человека
... большей ясностью показала оборотную сторону развития науки и техники для человечества. Так наука в XX веке стала слугой двух господ — добра и зла, жизни и смерти. Энергия атома была использована для ... всей прошлой культуры и как начало следующих эпох. Через человека проходит демаркационная линия, отделяющая прошлое от будущего. XX век: человек в мире и мир человека Еще в прошлом веке в философии ...
фараон и штосс
Дуэль.
Поединок по определенным правилам с целью восстановления чести. Оценка меры оскорбления — незначительное, кровное, смертельное — должна соотноситься с оценкой со стороны социальной среды. Дуэль начиналась с вызова, после этого противники не должны были вступать в общение, оскорбленный обсуждал тяжесть нанесенной ему обиды с секундантами и противнику направлялся письменный вызов (картель).Секунданты должны были приложить максимум усилий к примирению, они же вырабатывали условия дуэли и оформляли их письменно. Дуэль в России была уголовным преступлением, становилась предметом судебного разбирательства, суд приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая для офицеров заменялась разжалованием в солдаты и переводом на Кавказ.
Правительство к поединкам относилось отрицательно, в официальной литературе дуэли преследовались как проявление свободолюбия. Мыслители-демократы подвергали дуэль критике, видели в ней проявление сословного предрассудка дворянства и противопоставляли дворянскую честь человеческой, основанной на Разуме и Природе.
Искусство жизни.
1.Искусство и внехудожественная реальность не сопоставимы. Классицизм.
2. второй подход к соотношению искусства и реальности. Романтизм.
Искусство как область моделей и программ.
3.Жизнь выступает как область моделирующей активности, создает образцы, которым подражает искусство. Можно сопоставить с реализмом.
Особенную роль в культуре начала 19 века в общеевропейском масштабе сыграл театр. Специфические формы сценичности сходят с театральной площадки и подчиняют себе жизнь. Для бытового поведения русского дворянина конца 18-начала 19 века характерны прикрепленность типа поведения к определенной сценической площадке и тяготение к антракту — перерыву, во время которого театральность поведения понижается до минимума. Характерно разграничение бытового и театрального поведения. Однако дворянское поведение как система предполагало определенные выпадения из нормы, которые были равнозначны антрактам. Поведение скованное приличиями и системой театрализованного жеста порождало стремление к свободе: гусарское поведение, тяготение к грязному быту, прорывы в мир цыган. Чем строже организован быт, тем привлекательнее самые крайние формы бытового бунта. Солдатская скованность при Николае 1 компенсировалась диким разгулом. Интересным показателем театрализованности повседневной жизни — любительские спектакли и домашние театры воспринимались как уход из мира неискренной жизни света в мир подлинных чувств. Показательно устойчивое стремление осмыслить законы жизни через призму наиболее условных форм театрального спектакля — маскарада, кукольной комедии, балагана. Рассматривая зрелищную культуру начала 19 века, нельзя обойти военные действия и как антипод боя — парад.
Культура поведения делового человека
... поведении делового человека совершенно недопустимы высокомерие, пренебрежительное отношение к собеседнику, демонстрация своего превосходства. Деловой человек постоянно работает над своей культурой поведения, общения, ведения переговоров, речевой культурой, культурой ... информационные системы. Деловой человек отлично владеет искусством индивидуального и группового общения. Обсуждая деловые вопросы, он ...
Есть эпохи, когда искусство властно вторгается в быт, эстетизируя повседневное течение жизни. Это вторжение имеет много последствий. Только на фоне мощного вторжения поэзии в жизнь русского дворянства начала 19 века понятно и объяснимо колоссальное явление Пушкина. Движимая законами обычая, бытовая жизнь заурядного дворянина 18 века была бессюжетна. Взгляд на реальную жизнь как на спектакль давал возможность избирать амплуа индивидуального поведения и наполнял ожиданием событий. Именно модель театрального поведения, превращая человека в действующее лицо, освобождала его от автоматической власти группового поведения, обычая.
Театр и живопись — два полюса, взаимопритягательные и взаимно отталкивающиеся. Опера тяготела больше к живописи, драма — к подчеркнутой театральности, балет сложно располагался в этом пространстве. Различные виды искусств создавали различную действительность, и жизнь, стремившаяся стать копией искусства, впитывала эти различия. Только в условиях функциональной связи между живописью и театром могли возникнуть такие явления, как например юсуповский театр (смена декораций Гонзага под спец.музыку), живые картины. Естественным следствием сближения театра и живописи — создание грамматики сценического искусства.
Люди осознают себя сквозь призму живописи, поэзии, театра, кино, цирка и одновременно видят в этих искусствах наиболее полное, как в фокусе, выражение самой реальности. В подобные эпохи искусство и жизнь сливаются воедино, не разрушая непосредственности чувства и искренности мысли. Только представляя себе человека той поры, мы можем понять искусство и одновременно, только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры.
Итог пути.
Смерть выводит личность из пространства, отведенного для жизни: из области исторического и социального личность переходит в сферы вечного. Уже к середине 18 века смерть сделалась одной из ведущих литературных тем. Петровская эпоха была отмечена идеей группового бытия, человеческая смерть казалась незначительной перед лицом государственной жизни. Для людей допетровской эпохи смерть была лишь завершением жизни, которую принимали как неизбежность. Конец 18 века пересмотрел этот вопрос и как следствие — эпидемия самоубийств.
Тема смерти — добровольного жертвоприношения на алтарь отечества — все чаще звучат в высказываниях членов тайного общества. Трагический поворот этических вопросов в последние годы перед восстанием декабристов изменил отношение в дуэли. Последекабристкий период ощутимо изменил концепцию смерти в системе культуры. Смерть вносила истинный масштаб в карьерные и государственные ценности. Лицо эпохи отразилось и в образе смерти. Смерть давала свободу и ее искали в Кавказской войне, на дуэли. Там, где вступала в права смерть, кончалась власть императора.
Часть 3.
«Птенцы гнезда Петрова»
Иван Иванович Неплюев — апологет реформы и Михаил Петрович Аврамов — критик реформы, происходили из старинного дворянского рода, занимали высокие посты при Петре1. Неплюев обучался за границей, работал в Адмиралтействе, был послом в Константинополе, в Турции.После смерти Петра подвергся гонениям и получил назначение в Оренбург, где развил бурную деятельность. В елизаветинскую эпоху — сенатор, при Екатерине был очень приближен к царствующей особе. До последних дней оставался человеком Петровской эпохи.
Абрамов поступил на службу 10 лет в Посольский приказ и был связан с ним всю жизнь. В 18 — секретарь русского посла в Голландии. В 1712 — директор СПб типографии, издавал «Ведомости» и множество полезных книг Неплюев представлял собой пример человека исключительной цельности, не знавшего раздвоения и никогда не мучившегося сомнениями. В полном контакте со временем, он посвятил жизнь практической государственной деятельности. Личность Абрамова была глубоко раздвоенной, практическая деятельность сталкивалась в нем с утопическими мечтаниями. Создав в воображении идеализированный образ старины, предлагал новаторские реформы, считая их защитой традиции. После смерти Петра1 — ссылка на Камчатку. За свои проекты не раз оказывался в Тайной канцелярии. Умер в тюрьме. Он принадлежал к тем, кто выдумывали утопические проекты будущего и утопические образы прошедшего лишь бы не видеть настоящего. Получи они власть — обагрили бы страну кровью своих противников, в реальной же ситуации проливали свою кровь.
Эпоха раскола людей на догматиков-мечтателей и циников-практиков
Век богатырей.
Люди последней трети 18 века, при всем разнообразии натур, были отмечены одной общей чертой — устремленностью к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению.Они поражают неожиданностью ярких индивидуальностей. Время рождало героев бескорыстной самоотверженности и бесшабашных авантюристов.
А.Н. Радищев — одна из самых загадочных фигур в русской истории. Он обладал обширнейшими знаниями в юриспруденции, географии, геологии, истории. В сибирской ссылке прививал оспу местным жителям. Отлично владел шпагой, ездил верхом, был прекрасным танцором. Служа на таможне не брал взяток, в Петербурге казался чудаком. «Энциклопедист» убежденный, что судьба поставила его свидетелем и участником нового сотворения мира.Считал, что нужно воспитывать героизм и для этой цели могут быть использованы все философские концепции, на которые можно опереться. Радищев разработал своеобразную теорию русской революции. Рабство противоестественно и переход от рабства к свободе мыслился как мгновенное общенародное действие.От издания «Путешествия из Петербурга в Москву» он ожидал не литературных, а исторических событий. Радищев не создал ни заговора,ни ни партии, всю надежду возлагал на истину. Появилась мысль о крови философа, проповедующего правду. Люди поверят, полагал Радищев, тем словам, за которые заплачено жизнью. Героическое самоубийство сделалось предметом размышлений Радищева. Готовность к смерти возвышает героя над тираном и переносит человека их обычной жизни в мир исторических деяний. В этом свете его собственное самоубийство предстает в нетрадиционном свете.
Суд и ссылка застали Радищева вдовцом. Сестра жены Е.А. Рубановская втайне была влюблена в мужа сестры. Именно она избавила Радищева от пыток, подкупив палача Шешковского. В дальнейшем предварила подвиг декабристок и хотя обычаи категорически препятствовали браку с близкой родственницей, вышла замуж за Радищева.
Радищев всю свою жизнь и даже смерть стремился подчинить доктринам философов.Он силой вдавливал себя в нормы философской жизни и одновременно силой воли и самовоспитания делал такую жизнь образцом и программой реальной жизни. лотман культура российский дворянство
А.С. Суворов — незаурядный полководец с высокими воинскими качествами и умением владеть душами солдат, человек своей эпохи, эпохи героического индивидуализма . Противоречивость поведения была для Суворова принципиальной. В столкновениях с противником он использовал ее как тактический прием. Начиная играть, он заигрывался, в его поведении были детские черты, противоречиво сочетающиеся с поведением и мыслями
военного теоретика и философа. Одни видели в этом тактику поведения, другие варварство и коварство в характере полководца. Смена масок составляла одну из особенностей его поведения. Известно, что Суворов не терпел зеркал, в его тактику входила слава человека. Не отражающегося в зеркалах. Действия Суворова подразумевали не стихийное следование темпераменту и характеру, а постоянное их преодоление. От рождения был тщедушен и слаб здоровьем. Женился в 45 лет по распоряжению отца на властной, крупной и красивой В.И.Прозоровской. После разрыва с женой, Суворов оставил у себя дочь, а затем отдал ее в Смольный институт. Он не принял Французскую революцию, он до конца жизни остался человеком, для которого идея изменения политического порядка была несовместима с чувством патриотизма.
Суворов и Радищев — люди, принадлежащие как бы к двум полюсам своей эпохи.
Две женщины.
Мемуары княгини Н.Б. Долгорукой и А.Е.Карамышевой — охватывает период с 30-х по 80-е годы 18 века и освещает семейный быт дворян. Жизнь,трагедия княгини Натальи Борисовны стала сюжетом, волновавшим многих поэтов. Из рода Шереметьевых Наталья вышла замуж за И.А. Долгорукого, фаворита Петра 2. После смерти царя сосланы в Сибирь. В трудных условиях проявился благородный характер Долгорукой, жизнь умудрила, но не сломила ее. Глубокое религиозное чувство стало огранической основой жизни и бытового поведения.Потеря всех материальных ценностей жизни породило напряженную вспышку духовности. В Сибири князь Иван подвергся пыткам и четвертован. Наталья была возвращена с сыновьями и вырастив детей постриглась в монахини.
Мемуары А.Е. Лабзиной (Карамышевой) — наивно фотографическое воспроизведение реальности. Карамышев незаурядный ученый, преподавал в Горной академии, приближен к Потемкину, однако преданность науке привела его к Белому морю, в тяжелые условия быта, где он развил энергичную деятельность по организации рудников. Анну Евдокимовну муж воспитывал в духе Просвещения ,ему помогал писатель Херасков. Эксперимент по ествесственному воспитанию заключался в изоляции, строгом контроле знакомств, чтения. Ее даже не допускали к мужу,к тому же он всегда был занят работой. Но Карамышева была убеждена, что он проводил время погрязая в разврате. Карамышев отделял нравственное чувство от полового влечения и получив в жены 13летнюю девочку долго не воспринимал ее. Карамышев приобщал свою жену в свободомыслию и вольнодумству, но делал это с напором. Предлагал завести любовника, чтобы приобщить жену к свободе — подчеркивая, что любит ее.С такой же прямолинейностью он отучал ее поститься. Его просвещение было для нее грехом, их разделяла граница моральной непереводимости.Конфликт взаимной слепоты противоположных культур, драматизм в том, что 2 человека любили друг друга разгороженные стеной непонимания. Мемуары Лабзиной — назидательная пьеса, по канонам житийных сюжетов.
Люди 1812 года.
Отечественная война взорвала жизнь всех сословий русского общества. Однако переживание этих событий не было однородным. Большое число жителей Москвы отхлынуло в провинцию, те кто имел поместья отправились туда, а чаще в близкие к ним губернские города. Отличительной чертой 1812 года стало стирание резких противоречий между столичной и провинциальной жизнью. Многие отрезанные от своих поместий, занятых французами, оказались в бедственном положении.Многие семьи оказались разбросанными по всей России.
Сближение города и провинции, столь ощутимое в Москве. Почти не сказалось на жизни Петербурга, однако он не был отделен от переживаний этого времени.Защищенный армией Витгенштейна, в относительной безопасности он имел возможность осмыслять события в некоторой исторической перспективе. Именно здесь возникли такие эпохально важные идеологические явления, как независимый патриотический журнал «Сын Отечества», в будущем сделавшийся основным изданием декабристкого движения.Первые ростки декабризма оформились именно здесь, в беседах вернувшихся из военных походов офицеров.
Декабрист в повседневной жизни.
Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека. Специфическое, необычное в дворянском кругу поведение значительной группы молодых людей, находящихся по своим талантам, происхождению, семейным и личным связям и служебным перспективам в центре общественного внимания, оказало влияние на целое поколение русских людей. Идейно-политическое содержание дворянской революционности породило особые черты характера и особый тип поведения
Декабристы были людьми действия. В этом сказывалась их установка на практическое изменение политического бытия России.Декабристов характеризовало постоянное стремление высказывать без обиняков свое мнение, не признавая утвержденного ритуала и правил светского поведения. Подчеркнутая несветскость и бестактность речевого поведения определялось в близких к декабристам кругах как спартанское, римское поведение. Декабрист своим поведением отменял иерархичность и стилевое многообразие поступка, отменялось различие между устной и письменной речью: высокая упорядоченность, синтаксическая завершенность письменной речи переносилась в устное употребление.Декабристы культивировали серьезность как норму поведения. Осознание себя как исторического лица заставляло оценивать свою жизнь как цепь сюжетов для будущих историков. Характерно, что бытовое поведение сделалось одним из критериев отбора кандидатов в общество, на этой основе возникло своеобразное рыцарство, которое определило нравственное обаяние декабристкой традиции в русской культуре и сослужило плохую службу в трагических условиях (декабристы не были психологически подготовлены к тому, чтобы действовать в условиях узаконенной подлости).Декабристы были романтическими героями.
Известен подвиг декабристок и его поистине великое значение для духовной истории русского общества. Поступок декабристок был актом протеста и вызовом. «Виновата» была русская литература, создавшая представление о женском эквиваленте героического поведения гражданина, и моральные нормы декабристкого круга, требовавшие прямого перенесения поведения литературных героев в жизнь.
В начале 19 века появился особый тип разгульного поведения, который воспринимался не в качестве нормы армейского досуга, а как вариант вольномыслия. Мир разгула становился самостоятельной сферой, погружение в которую исключало службу. Приобщение к свободомыслию мыслилось как праздник, а в пире и даже оргии виделась реализация идеала вольности. Но была и другая разновидность свободолюбивой морали — идеал стоицизма, римской добродетели , героического аскетизма. Отменяя господствующее в дворянском обществе деление бытовой жизни на области службы и отдыха, либералисты хотели превратить всю жизнь в праздник, заговорщики — в служение.Все виды светских развлечений сурово осуждаются декабристами,как признак душевной пустоты. Отшельничество декабристов сопровождалось недвусмысленным и открытым презрением к обычному времяпрепровождению дворянина. Культ братства, основанного на единстве духовных идеалов, экзальтация дружбы. Революционеры следующих этапов часто считали, что декабристы более говорили, чем действовали. Однако понятие действия исторически изменчиво и декабристов можно назвать практиками. Создание совершенно нового для России типа человека вклад декабристов в русскую культуру оказался непреходящим. Декабристы внесли в поведение человека единство, но не путем реабилитации жизненной прозы, а тем, что пропуская жизнь через фильтры героических текстов, просто отменили то, что не подлежало занесению на скрижали истории.
Вместо заключения: «Между двойной бездной…»
Мы хотим понимать историю прошлого и произведения художественной литературы предшествующих эпох, но при этом наивно полагаем, что достаточно взять в руки интересующую нас книгу, положить рядом с собой словарь и понимание гарантировано. Но каждое сообщение состоит из двух частей: того, о чем говорится и того, о чем не говорится, потому что оно и так известно. Вторая часть опускается. Читатель современник с легкостью восстанавливает ее сам, по своему жизненному опыту…В прошедших эпохах без специального изучения мы инопланетяне.
История, отраженная в одном человека, в его жизни, быте, жесте, изоморфна истории человечества, они отражаются в друг друге и познаются через друг друга.
3 часть.
«Беседы о русской культуре» посвященные изучению быта и традиций русского дворянства 18 — начала 19 веков представляют несомненный интерес.Это время, когда Россия встала на путь модернизации и просвещенного абсолютизма. Начало этому процессу положили реформы Петра1, охватившие многие сферы жизни общества. После смерти Петра 1 его реформаторский курс продолжила Екатерина2. При ней была продолжена реформа образования, получили дальнейшее развитие наука, литература и общественно-политическая мысль -утверждение демократических традиций. При Александре1 в обществе впервые формируется достаточно многочисленная политическая оппозиция. Возникают тайные общества. Воспользовавшись смертью Алесандра1 декабристы 14 декабря 1825 решили захватить власть и провозгласить введение конституции. Восстание было жестоко подавлено. Уже в начале века формируется как политическое течение российский консерватизм. Отличительной чертой николаевского царствования явилось стремление властей погасить оппозиционный настроения с помощью теории официальной народности. В становлении национального самосознания, национальной культуры большая роль принадлежит лучшим представителям дворянства, формирующейся интеллигенции. Ю.М. Лотман погружает читателя в повседневную жизнь этого сословия, позволяя увидеть людей той эпохи на службе, в военных походах, воспроизвести ритуалы сватовства, брака, проникнуть в особенности женского мира и личных отношений, понять значение маскарадов и карточной игры правил дуэли и понятия чести.
Долгое время дворянская культура оставалась вне научного исследования. Лотман стремился восстановить историческую правду о значении дворянской культуры, которая дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева, Толстого и Тютчева. Принадлежность к дворянству имела отличительные черты: обязательность правил поведения, принципов чести, покроя одежды, служебных и домашних занятий, праздников и развлечений. Вся жизнь дворянства пронизана символами и знаками. Раскрывая свою символическую природу, вещь вступает в диалог с современностью, обнаруживает связи с историей и становится бесценной. История культуры обязательно должна быть соединена с чувствами, быть зримой, осязаемой, слышимой, тогда ее ценности входят в мир человека и закрепляются в нем надолго.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/besedyi-o-russkoy-kulture/
1.Иконникова С.Н. История культурологических теорий: Учеб.пособие. В 3 ч. Ч. 3 История культурологии в лицах /Иконникова С.Н., СПб.гос.ун-т культуры и искусств.-СПб,2001.- 152с.
2. Лотман Ю.М. Пушкин./ Ю.М. Лотман, вступ.ст. Б.Ф. Егоров, худ. Д.М. Плаксин.- СПб.: Искусство- СПб,1995.-847с.
3.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре:Быт и традиции русского дворянства (18-начала19 века).- СПб.:Искусство,1996.-399с.
4.Мир русской культуры.Энциклопедический словарь/ ред. А.Н.Мячин.-М.: Вече,1997.-624с.
5. Радугин А.А. История России:Учеб.пособие для ВУЗов/ сост. И отв.ред. А.А.Радугин.-М.:Центр,1998.-352с.