Храмы и жречество Двуречья Аккадского периода

Месопотамией — Двуречьем, или Междуречьем, — древние греки называли земли, лежавшие между реками Западной Азии — Тигром и Евфратом. Здесь, в долине двух великих рек древности, в IV тыс. до н. э. и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия, Иран. Здесь перемешивались, торговали, воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья.

Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Объект работы, Предмет работы :, Цель моей работы :, Проблема изучения, Задачи моей работы :

1. Изучить культ народов Древнего Двуречья.

2. Выявить представления древних людей об их богах-покровителях.

3. Рассмотреть принципы строения храмов Древнего Двуречья.

4. Разобрать структуру организации жречества в Двуречье, выявить его значение для государства.

поэмы о «Золотом веке»

Зиккурат царя Ур-Намму, Храм богини Инанны, Зиккураты Элама

законы Шульги

«Красное здание»

Зиккураты, Храм богини Нинхурсаг

1. Культ и религия

Самые древние из шумерских богов, списки которых, относящиеся к середине III тысячелетия, сохранились на древнейших табличках, являлись воплощениями сил природы. Боги олицетворяли собой в первую очередь наиболее конкретные явления природы. У шумеров были боги неба, моря, пресной воды, луны, солнца, ветра и др. Наряду с этими богами существовала целая плеяда богов, ответственных за рождение человека и его успехи, за урожай в целом и за отдельные сельскохозяйственные культуры. Эти боги были теснее связаны с повседневной жизнью людей, ближе им, нужнее. месопотамия двуречье жречество бог

21 стр., 10413 слов

Курсовая работа по истории города шумера культура

... течение истекших пяти тысячелетий. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, ... зиккурата), каменный фундамент храма и монументальная постройка из больших кирпичей с колоннами, украшенными пёстрой мозаикой. Хозяйственная жизнь и культура ... районов. Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны ... сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо ...

В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с течением времени заметно отошли на второй план. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов.

Религиозная система несла на себе заметный отпечаток реально существовавшей социально-политической структуры.

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны.

Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом на непосредственный контакт с богом. Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.

Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов.

Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии.

Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе — Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат — женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.

16 стр., 7768 слов

Бог, природа, человек в поэзии есенина (2)

... «Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек. « Бог, природа и человек в поэзии С. Есенина Определение 1 Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое печалью, грустью. Как только не ... Например, в произведении «Вновь я посетил…» А. С. Пушкина речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, о непрерывном движении жизни, где нужно занять свое место, ...

Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения — разливы рек Тигра и Ефрата — иначе, как великий потоп. Некоторые детали шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка, олицетворявшего могущество, и змею — олицетворение женского начала.

2. Месопотамские божества и мифологические существа

Ану — аккадская форма имени шумерского бога Ана, — царь небес, верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он — «отец богов», его владение — небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану произошел от Апсу (первоначально пресной воды) и Тиамат (моря).

Хотя Ану поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке и Дере.

Энки или Эа — один из трех великих шумерских богов (два других — Ану и Энлиль).

Энки тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-за важности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Энки считался также богом магии и мудрости. Он не пробуждал страха в сердцах людей. В молитвах и мифах неизменно подчеркиваются его мудрость, доброжелательность и справедливость. В «Энума элиш» он — создатель человека. Как бог мудрости он упорядочил жизнь на земле. Культ Энки и его супруги Дамкины процветал в Эриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Энки получил от своего отца Ана божественные законы — «ме», чтобы передать их людям. «Ме» играли в религиозно-этической системе взглядов шумеров огромную роль. Современные исследователи называют «ме» «божественными правилами», «божественными законами», «факторами, упорядочивающими организацию мира». «Ме» являлись чем-то вроде установленных и контролируемых Энки закономерностей, предписанных каждому явлению природы или общества, касающихся как духовной, так и материальной стороны жизни. К ним относились самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, доброта, справедливость, ложь, страх, усталость, различные ремесла и искусства, понятия связанные с культом и т.п.

Энлиль — вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона. Первоначально он — бог бурь (шумерское «ен» — «господин»; «лиль» — «буря»).

По-аккадски он назывался Белом («господин»).

Как «господин бурь» он тесно связан с горами, а значит и с землей. Этого бога действительно боялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считали свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом. В шумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части — небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, — соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и его супругу Нинлиль («нин» — «госпожа») особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре. Энлиль являлся тем богом, который командовал «небесным воинством» и которому особенно восторженно поклонялись.

6 стр., 2725 слов

Верю ли я в бога. : Почему я верую в Бога? «Вера в Бога

... душах людей”. Лариса КУПЦОВА, 10 кл. “Я думаю, что Бог есть, и я в Него верю. Я хочу взять у Него интервью. Хочу спросить, ... сочинением на тему “Почему я верю в Бога”. Давайте его внимательно прочтем. Мне 34 года, живу в Коломне. Я обрела веру в Бога, когда он мне ... ко мне подошел старичок, который увидел во мне стоящего на перепутье человека. И вот, что он мне изрек. Я верую в Бога потому, что он ...

Ашшур — главный бог Ассирии, как Мардук — главный бог Вавилонии. Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом великой горы земли»).

«Великая гора» — один из эпитетов бога Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.

Мардук — главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил. Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Дом основания небес и земли»).

Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов шумеро-аккадского пантеона. Со времени возвышения Вавилона, с начала II тыс. до н.э., Мардук выдвигается на первое место. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения: существует только один бог Мардук, все другие боги — это лишь его разные проявления. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибрали к рукам все Двуречье и становились самыми могущественными правителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.

Даган по происхождению — немесопотамское божество. Вошел в пантеоны Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в Месопотамию около 2000 до н.э. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина Ишме-Даган («Даган услышал») и Иддин-Даган («данный Даганом») свидетельствуют о распространенности его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон.

Эрешкигаль —

Страну умерших шумеры называли Кур. Это приют теней умерших, блуждающих без всякой надежды.

Ад — не бездна, куда ввергаются одни лишь грешники, там встречаются хорошие и дурные люди, великие и ничтожные, благочестивые и нечестивцы. Покорность и пессимизм, которыми проникнуты картины ада, являются естественным итогом представлений о роли и месте человека в окружающем мире.

Люди после смерти находили вечное пристанище в сумрачном царстве Эрешкигаль. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям).

8 стр., 3995 слов

Образ бога в творчестве Фидия

... Олимпийский Подлинную славу и широчайшую известность скульптору принесла колоссальная статуя бога-громовержца Зевса, исполненная для храма в Олимпии около 448года до ... его мощи и непримиримости к врагам. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. ... сделал меня". В правой руке он держал золотую крылатую богиню победы Нику, в левой – скипетр, на котором сидел ...

В «стране, откуда нет возврата», действуют непреложные законы, обязательные как для людей, так и для богов.

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых — эти начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги.

Страх смерти, боязнь неизбежного перехода в страну Эрешкигаль, — все это рождало не только смирение и покорность, но и протест, тоску об иной, лучшей и более достойной человека участи. Шумеры понимали, что вечная жизнь, являющаяся уделом одних только богов, недостижима для простых смертных, и все же мечтали о бессмертии.

Гильгамеш —

Красавица Иштар — богиня любви и плодородия, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ей также были присвоены функции богини войны. Наиболее интересная фигура в сонме шумерских богинь. Ее шумерское имя — Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ее называли Эштар, у ассирийцев — Истар. Она — сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ — звезда в круге. Как и другие аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты эротической богини. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа Иштар был город Урук. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве.

Бог Дамузи (также известный под именем Таммуз) был мужским дополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имя означает «истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен в Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также «Пастухом». Дамузи — земледельческое божество, смерть и воскресение его — олицетворение земледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды, несомненно, носят отпечаток очень древних церемоний, связанных с оплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период и возрождающегося к жизни весной.

Громовержец Ишкур — бог грозы и сильных ветров — первоначально представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе с тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам — в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Как божество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии было орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особенно почитались в Ассирии.

Набу — бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был «стиль» — тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»).

9 стр., 4432 слов

Боги древней Греции

... троне своего отца Крон. 2. Боги древней Греции Уран Уран был супругом Геи - богини земли. Урана родила Гея, ... храм и туда входили жрецы Аида. Имя Аид означает «невидимый», «безвидный», «ужасный». Пожалуй единственным добрым существом, обитавшем в царстве подземного бога, был бог ... о победе, обращаясь к Зевсу: «воинский», «носитель победы», а скульптор Фидий изваял Зевса, держащего в руке фигурку богини ...

Его супругой была богиня Ташметум.

Шамаш — шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога — Уту. Ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес». Шамаш — источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар.

Нергал — в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринял также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы Эрешкигаль.

Нингирсу -, Нинхурсаг -, Нинурта —

Син — шумеро-аккадское божество Луны. Его символ — полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как «Господин месяца». Син считался отцом Шамаша — бога солнца и Иштар — богини любви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.

Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясь по-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею — идею матери-земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия, советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города, принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало, мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту, Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу, не особенно отличались от матери богов Ки. В некоторых городах культ богини-покровительницы был старше культа бога-покровителя.

Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание» у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти — Намтар. Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не могли отменить даже боги.

За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Над каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили за своими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи и содействии. Обращение к богам принимало самую различную форму: строительство храмов и сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств — «имущества бога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях и многое другое.

Но даже самые могучие боги не могли избежать предначертанной им судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли это тем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог выступить ни один из его членов.

13 стр., 6181 слов

Древнегреческие храмы

... камня, причём, однако, удержались некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ' ερόν) на ... стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание назыв. «храмом в пилястрах» (ι ' ερόν ε ' ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно ...

3. Храмы

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве.

Каждый город почитал своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук богиню плодородия Инанну (Иннин) — олицетворение планеты Венеры, а также ее отца бога Ана — владыку небосвода и ее брата — солнечного бога Уту. Жители Ниппура почитали бога воздуха Энлиля — создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны — Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храмы на высокую насыпную платформу, чтобы предохранить их от наводнений. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы, по которым жители города и жрецы поднимались к святилищу. Медленное восхождение по их бесчисленным ступеням давало возможность увидеть храм с разных сторон.

Первыми мощными сооружениями были «Белый храм» и «Красное здание» в Уруке. По сохранившимся развалинам можно легко обнаружить, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании — мощными полуколоннами,простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которогопомещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено среди окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен. Красное здание (по-видимому, служившее местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глинянных обоженных конусообразных гвоздиков «зигатти», шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали, сливаясь, приобретал единый красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Дворцы и храмы занимали значительное место в ансамбле каждого города. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.

5 стр., 2021 слов

Храм Амона Ра в Карнаке

... этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону — во времена Нового царства он был ... статуями великой триады богов — бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала ... больших праздников (например, когда верховный жрец объявлял о начале разлива Нила) из ворот Карнака выезжала золотая барка Амона. Она ...

Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы обитые медью и украшенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повседневных сельскохозяйственных занятиях, которые приобрели значение ритуала, — дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что все изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижний фриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителей. Видимо, подобием гор с которых людям явились боги, были и древнейшие ступенчатые башни — зиккураты, возникшие в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких площадок. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем — “жилищем бога”. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, где жрецы наблюдали за небесными светилами и жизнью Вселенной. От древнейших времен до нас дошли в руинах лишь несколько древних башен. Лучше всего сохранились зиккураты Элама (в Чога-Замбиле, 2 тыс. до н. э.) и Борсины (близ Вавилона, середина 1-го тыс. до н. э.).

Ныне частично отреставрировали один из самых древнейших зиккуратов царя Ур-Намму в Уре конца 3-го тыс. до н. э. Теперь видна лишь одна его нижняя терраса. Но и она производит ошеломляющее впечатление грандиозностью своих размеров. Площадь огромной усеченной трапеции занимает 65 х 43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется современному семиэтажному дому.

На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы.

Еще в большей мере полны духовной значительности выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших божеств. Хотя сохранилась лишь единственная, восходящая к началу 3 тыс. до н.э., скульптурная голова богини Инанны, высокое мастерство обработки ее мраморной поверхности, красота и совершенство образа, свидетельствует о том, что это явление не было случайным в художественной жизни. Плоско срезанная сзади, это выполненная почти в натуральную величину голова, прикреплялась к стене и, видимо, являлась частью рельефной и живописной композиции. Лицо богини с огромными, ранее инкрустированными глазами, поражает мягкостью своих объемов, значительностью строгого и спокойного выражения.

13 стр., 6300 слов

Курсовая работа по храмам москвы

... близкие по значению? Правильно. Главное назначение храма – призывать к вышнему миру, помочь человеку вернуться к Богу. Храм символизирует ... Коммуникативные УУД : высказывание своего предположения, на основе работы с иллюстрацией слайда; инициативное сотрудничество с учителем. ... учебного года. - Это храм Христа Спасителя в Москве, считающийся главным православным храмом нашей страны. Здесь служит ...

Храмы были важнейшими культурными и хозяйственными центрами в городах Месопотамии. Им принадлежали земли, на которых трудились тысячи крестьян-общинников, множество храмовых рабов. Они вели торговлю с ближними и дальними странами, занимались операциями с недвижимостью; при них находились мастерские, архивы, библиотеки и школы.

4. Жречество

Следить за тем, чтобы в служении богам не было никаких упущений, было поручено жрецам. Слой жрецов, некогда немногочисленный, постепенно разрастаясь, превратился в главенствующую, правящую силу общества. Сотворив богов, человек попал в полную зависимость от них. Этот неизбежный парадокс явился результатом духовных исканий людей ; и в жизненной практике, выделив из своей среды «посредников» между людьми и богами, шумеры оказались в их власти. Постепенно из простых посредников жрецы превратились в управляющих «имуществом богов», центром которого был храм — «дом бога». В этом «доме» хранились плоды совместного труда, все запасы и излишки продовольствия, изделия ремесленников и пр. Здесь производилась и выдача пайков : каждый член общества получал то, что «заслужил». Еще до того, как в храмах начали записывать на табличках списки богов и религиозные тексты, здесь уже составлялись хозяйственные отчеты. Древнейшие хозяйственные таблички представляли собой записи «для памяти» : от кого и что поступило в амбары храма, кому и что было выдано со складов. Здесь часто употребляется термин «эн». По мнению одних ученых, этим словом именовались правители, по мнению других — самые высокопоставленные жрецы.

В древнейшую эпоху эн, по-видимому, составляли верхушку жречества. Это были жрецы, управляющие храмовым хозяйством, которое являлось одновременно и хозяйством города. Впоследствии из этой общественной группы выделились князья-жрецы, энси.

В древнейших письменных документах также встречаются термины «сангу», «суккаль» и др., также обозначавшие различные жреческие должности. Относительно «сангу» существует предположение, что уже к началу III тысячелетия эту должность могли занимать женщины.

Чем ближе ко II тысячелетию, тем больше намечается расслоение в среде шумерского жречества. В связи с усложнением культа происходит разделение функций и обязанностей жрецов. Одни начинают заниматься только жертвоприношениями, другие — очистительными обрядами, третьи заботятся о статуях богов и изучают различные предзнаменования, толкуют сны и пр. Сложный ритуал богослужений и забота о «домах бога» требовали соответствующего храмового персонала. Подобно тому как невидимый дворец бога обслуживался множеством второстепенных божеств, так храм, его земное отражение, должен был располагать большим числом обученных служителей.

Хотя в середине III тысячелетия храмам приходилось считаться с новой общественной силой — царским дворцом — и с новыми формами собственности, разросшийся храмовой персонал, состоящий из жрецов-администраторов и жрецов, занимающихся исключительно вопросами культа, продолжал существовать. Однако, страх перед богами не мешал шумерам бунтовать против их представителей на земле. Волнения и мятежи, вызываемые притеснениями со стороны храма, о которых рассказывает, например, надпись царя Уруинимгины, имели место не только в Лагаше. Этот протест был направлен против алчности жрецов и экономического гнёта. Отношение же к храму как к опоре и посреднику между людьми и богами оставалось неизменным. Создаётся впечатление, что по мере утраты храмами вядущих позиций в хозяйственной жизни всё большее внимание начинает уделяться культовой стороне. Жрецы представляли собой силу, с которой не могли не считаться даже самые могущественные правители. Щедрыми жертвоприношениями, возведением храмов они пытались возместить им утрату главенствующего положения в политической и хозяйственной жизни, которое всё больше переходило к дворцу. Примеру правителей следовало население страны. Несмотря на то что экономическая зависимость населения, по крайней мере той его части, которая «принадлежала царю», а не храму, от храма становилась всё меньшей, в «дома богов» продолжали поступать щедрые дары.

Когда жизнь человека была такова, что его на каждом шагу подстерегали опасности, злые духи, различные запреты и повеления богов, жрецы, ориентировавшиеся в этом лабиринте предписаний и установлений, делались необходимыми и незаменимыми. Им было известно искусство жертвоприношений и заклинаний, они умели предсказывать будущее. Прошедшие длительный курс обучения, жрецы владели всеми отраслями знания — от астрономии, необходимой для предсказания будущего, счета времени и пр. до «милой богам» музыки, которой сопровождалась декламация в честь высших небесных сил.

Наравне с жрецами почитались и жрицы, служительницы тех или иных богинь (или богов); по-видимому, на них были возложены некоторые административные функции. На вершине иерархии стояли жрицы лукур, ими становились девушки из наиболее знатных семей, в том числе и царского рода. Такой жрицей богини Инанны была предположительно Кубатум, жена царя Шу-Суэна. Из числа жриц лукур избиралась «невеста бога», вместе с правителем принимавшая участие в ежегодном обряде «священного бракосочетания». Жрицы отнюдь не всегда давали обет непорочности. Напротив, в число их обязанностей входило «служение богине телом». Храмовая проституция, которой главным образом занимались жрицы низших рангов, была окружена ореолом святости, и доходы от нее увеличивали богатства «дома бога». Этих жриц посылали и на постоялые дворы, где останавливались путешественники и где они занимались своим ремеслом во славу урукской Инанны, лагашской Бабы, урской Нингаль или ниппурской Нинлиль.

В древнейшие времена жрецы, судя по рельефам и печатям, отправляли службу богам нагими. Позднее они стали облачаться в свободные льняные одеяния. Главной обязанностью по отношению к богам было принесение жертв.

Ритуал жертвоприношений был сложным : там было и воскурение благовоний, и возлияние жертвенной воды, масла, пива, вина; на жертвенных столах резали овец и других животных. Ведавшие этими обрядами жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что «нечистым». Жрецы гадали по внутренностям жертвенных животных — по печени, сердцу, легким. Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Специально обученные жрецы аккомпланировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, бубнах, флейтах и других инструментах.

Перед храмами толпились верующие — доступ в «жилища богов» имели только жрецы. Внутри храм представлял собой лабиринт хозяйственных, жилых, культовых помещений, украшенных с необычайной пышностью, великолепием и богатством. Мозаика, резьба, фрески поражали воображение и вызывали восхищение простых смертных. Вдоль внутренних и наружных стен, во дворах и нишах были расставлены статуи, жертвенные сосуды, принесенные в дар храму правителями всех времен и простыми верующими.

Расставленные повсюду каменные статуи и статуэтки — каменные изображения правителей и частных лиц — должны были неустанно молить богов о благополучии и долгой жизни их жертвователей. При раскопках обнаружено великое множество подобных изваяний. В некоторых храмах они хранились под полом. Эти фигурки изображают людей со смиренно сложенными на груди руками.

«Пусть эта статуя возносит мою мольбу», — говорит надпись на одном изваянии, найденном во дворе храма богини Бабы в Лагаше. В главном святилище Нингирсу правитель Гудеа установил своё изображение с надписью: «Обращайся к статуе моего бога».

Огромные, величественные статуи богов с высоты своих постаментов сквозь дым кадильниц взирали на толпы смертных, собиравшихся во дворах их святилищ. Десятки, сотни богов наблюдали за тем, чтобы во всякий день соблюдались «непреложные решения» Энлиля — «царя всех стран», «царя богов», властителя жизни и смерти.

К сожалению, археологам редко удаётся найти статуи бога. По-видимому, эти изваяния, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями, увозились завоевателями в качестве военной добычи. Что же касается скромных, не представлявших собой ценности известняковых или алебастровых статуэток, изображавших царей, жрецов или простых смертных, то они не интересовали ни завоевателей, ни более поздних грабителей. Как выглядели те, кому принадлежал мир, можно представить на основании мифов, поэтических текстов, молитв и отдельных сохранившихся фресок и рельефов, а также небольших скромных статуэток вроде изображения богини Бабы или богини Нисабы, найденных среди развалин Ура.

Все это еще раз говорит о том, насколько высоким было положение жрецов в шумерском обществе .

Заключение

Религия играла очень важную роль для жителей Месопотамии. Пантеон состоял из огромнейшего количества богов. При этом у каждого города был свой бог-правитель. Правитель города-государства считался потомком богов, обожествлялась не только сама царская власть, но и культ умерших царей. Глиняные статуэтки богини-матери уже свидетельствуют о существовании зачатков религии.

Но перед судьбой были все равны : и люди, и жрецы, и даже самые могущественные боги. Они, подобно людям, тоже терпели поражения. Право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог выступить ни один из его членов.

Храмы также имели немаловажное значение в жизни обитателей Двуречья. Каждый город почитал своего бога — каждому из божеств посвящался свой храм, который впоследствии становился центром города-государства. Храм был не только цетром духовной культуры. В нем существовала чётко выстроенная система хозяйства.

Положение жрецов в шумерском обществе было достаточно высоким. Только жрецы могли лично общаться с богами, проводя разные ритуалы и обряды. В храмы разрешено было входить исключительно жрецам. Они же управляли храмовым хозяйством. Со временем функции жрецов разделились. Одни занимались жертвоприношениями, другие — хозяйством, третьи заботились о статуях богов.

На территории Месопотамии была создана высокая культура, ставшая достоянием многих стран и народов.

Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, всемирном потопе и пр.

Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья: ими созданы первые в человеческой истории поэмы, элегии; собрана Ашшурбанипалом знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой Европы.

Поразительно, насколько богата и интересна месопатамская культура!

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/belyiy-hram-v-uruke/

1) Белицкий М. «Шумеры. Забытый мир» — М., 1980

2) Васильев Л.С. «История религий Востока» — М., 1988.

3) Н.А.Дмитриева и Н.А.Виноградова «Искусство Древнего мира» — М., 1989.

4) Культурология. История мировой культуры : Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н.Марковой. — 2-е изд.

5) Токарев С.А. «Религия в истории народов мира» — М., 1987.

6) Авдиев В.И. «История Древнего Востока» — М., 1970.

7) Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н., «Искусство Древнего Востока: Малая история искусств» — М., 1977.

Зиккурат Ур-намму

Белый храм в Уруке

Богиня Иннана(Иштар)

Фрагмент шумерской мозаики на полуколоннах Красного здания

Рельеф над входом храма богини Нинхурсаг

Статуэтки