1. Хоровод, хороводно-игровые, плясовые и вечерочные песни
Хоровод — синкретический вид народного творчества, объединяющий музыку, танец и игровое действие. Распространён у многих народов мира, особенно среди славян. Появился в эпоху общинно-родового строя.
Содержание хороводных песен: темы земледельческого труда, семейно-бытовая и любовно-лирическая тематика.
Разновидности хороводов: обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и некруговые, медленные и скорые.
Формы движения хороводов: круг, полукруг, цепочка, змейка, ручеёк, «стена на стену» и другие.
Для напевов хороводных песен характерна строгая периодичность. Типичная структура напева — ААББ — пара периодичностей.
Типичные ритмические интонации: четверть-восьмая-восьмая (правая-правая-левая нога — «пляска в две ноги») или восьмая-восьмая-четверть (правая-левая-правая нога — «пляска в три ноги»).
При объединении указанные ритмические интонации составляют ритмическую формулу общеславянского хоровода «Просо»: четверть-восьмая-восьмая+восьмая-восьмая-четверть.
Вечерочные песни — те же хороводные, но при исполнении которых хоровод не водят. Исполнялись на «вечерках», «прядимах» и «посиделках» — зимних собраниях молодёжи в доме.
Пляска — сольный или ансамблевый вид народной хореографии. Представляет собой свободную хореографическую импровизацию на основе национально-своеобразных движений и поступи. Творческое соревнование между несколькими умельцами называют переплясом.
В белорусском фольклоре широкое распространение имеют хороводы «Просо», «Стрела» и «Лука».
«Стрела», «Страла» — карагод-шэсце (злёгку рытмізаваным крокам), які папярэднічае ўласна рытуалу “пахавання”, а ў асобных раёнах таксама і кругавы карагод (з рухам па сонцу), які завяршае рытуал. Этнаграфічны яго бок апісаў па матэрыялах уласнай экспедыцыі В.Гусеў: “Ва ўсходняй Гомельшчыне і зараз яшчэ памятаюць, як некалі з мэтаю засцярогі ад маланкі і іншых стыхійных бедстваў у час каласавання азімага жыта “хавалі стралу”: радамі ішлі за аколіцу ў поле са спевамі “Стралы”, каталіся па руні, закопвалі ў зямлю шпільку, стужачку ці невялікую ляльку з анучкі, якія сімвалізавалі стралу”.
Выполнялся этот магический обряд “Пахаванне стралы” на 40-ой день после Пасхи (день недели — всегда четверг).
Русские хороводы
... тема или содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевания природы, любви. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Содержание это влияет на построение хоровода, ...
2. Семейно-обрядовый песенный цикл
Песни семейно-обрядового круга — второй наиболее крупный по масштабам цикл белорусской раннетрадиционной классики. Этот песенный пласт необычайно тесно связан с календарно-земледельческим циклом. Однако по своему функциональному содержанию песни семейно-родового круга направлены на укрепление основополагающих социальных институтов общества — рода; брака; семьи, которая формируется.
Логика развёртывания основных семейно-родовых обрядовых действий связана с тремя основными моментами человеческой жизни — рождением, достижением брачного возраста, смертью. В связи с этим семейно-обрядовый песенный цикл включает три функционально различных, но внутренне соотнесённых и связанных песенных группы: родинные (хресьбинные, крестинные, крестильные) песни, свадебные песни, похоронные плачи («галашэнні»).
3. Родины (обряд и песни)
Родинный обряд и история его возникновения относится к тем временам, когда славяне были язычниками. Традиционные ритуалы, связанные с рождением ребёнка, представляли собой не один обряд, а целый цикл, который включал три стадии:
- обрядовое регулирование поведения беременной женщины,
- ритуалы первых дней жизни ребёнка,
- обряд пострижения волос (жертвоприношение богу Волосу (Велесу); выполнялся, когда ребёнку исполнялся один год).
Основной смысл родинного обряда — причисление ребёнка к родовой и семейной общине. Отсюда — особая роль в обряде не только прямых родственников новорожденного со стороны матери и отца, но и традиционных представителей родовой общины — бабки-повитухи, кума и кумы.
Среди обязательных участников обряда главным действующим лицом была бабка-повитуха, а непременным обрядовым блюдом являлась “бабіна каша”. Спустя несколько дней после рождения ребёнка родители выбирали ему крёстных. При родовом строе все обязанности крёстного исполнял брат матери, ибо родство велось по материнской линии, и ребёнок принадлежал её роду.
Обрядовые песни составляют важную часть ритуального действа. Первоначально их исполнение было одним из средств заклинания богов.
Основная часть родинных песен — величальные и застольные, которые выражают добрые пожелания ребёнку, его родителям и родным. Широкую группу в репертуаре родинных составляют шуточные песни, исполняемые для кума, кумы, бабки-повитухи.
Если говорить об обряде в целом, то он более или менее полно сохранился на территории современной Беларуси, а также в тех районах, где проживают этнические белорусы. Несколько иная ситуация сложилась с обрядовыми песнями. На родинах поют везде, но не везде исполняют песни старинного происхождения (магически значимые).
Наибольшее количество архаичных напевов донесли до нас в своей памяти жители Белорусского Поозерья, где связь обрядов и песен оказалась наиболее органичной.
4. Свадьба (обряд и песни)
хоровод синкретический белорусский обрядовый
Свадьба (“вяселле”) — игровое, театрализованное действо. Она складывается из контрастного последования традиционных комедийных и драматических сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.
Обряды и обычаи белорусов
... обряд — это и песня, и танец, и драматическое действо. Коляды (Каляды) Коляды — один из самых любимых праздников белорусов. По домам ходили ряженые, распевающие колядки — специальные песни, ... жених. Под ... И коровка сыта стала. Жаворонки, прилетите, Лето теплое несите, Только зиму заберите, Потому что надоела - Много хлеба переела! А вот два рассказа, записанных известным собирателем белорусского ...
В старину различали так называемую «большую свадебницу» — от Покрова до Филипповки (предрождественский пост), — и «малую свадебницу» — от Крещения до Масленицы. «Большая свадебница» — «Пакроўскія вяселлі», «малая свадебница» — «Мясаедныя вяселлі», встречаются и «Траецкія вяселлі» — небольшой период времени, когда играли свадьбы после Троицы.
В посты свадеб не играли.
Основные звенья свадебной игры (русская свадьба):
- сватовство,
- рукобитье,
- сговор («пропои», «запоины», «смотрины» невесты),
- девишник (девичник) — мальчишник,
- прощание невесты с родным домом утром свадебного дня,
- встреча свадебного поезда жениха родными невесты в день заключения брака,
- выкуп невесты,
- венчание (церковный обряд, включённый в народную свадьбу),
- встреча молодых в доме родителей жениха и свадебное пирование,
- иногда встречаются так называемые «отводины» — свадебное пирование в доме родителей невесты (так как пировали обычно несколько дней).
Старинная белорусская свадьба описана в книге «Вяселле: Абрад» из серии «Беларуская народная творчасць» (Мн., 1978).
Традиционная белорусская свадьба включает следующие звенья: “сватанне”; “заручыны (запоіны, зговар)”; “зборная субота (на вянках, вянкі, вяночкі)”; “адзяванне нявесты і жаніха”, “пасад”, “вяселле (вясельны баль з віншаваннем і добрымі пажаданнямі жаніху і нявесце, адорваннем маладых, выкупам нявесты)”, “развітанне нявесты з бацькоўскім домам”, “сустрэча маладых у доме жаніха”, “падзел каравая”, “перазыўкі (пярэзвы, перагашчэнні)”.
Свадебная игра (свадьба собственно) распадается как бы на два акта (действия): первый — наиболее драматичный — происходит в доме родителей невесты; второй — празднично-застольный — происходит в доме родителей жениха.
Действующие лица свадебной игры: сват, сватья, дружки (свидетели) жениха и невесты, родители жениха и невесты, брат невесты, сами жених и невеста, гости с обеих сторон.
В традиционной свадебной обрядности белорусов различают два основных типа: по каравайному ритуалу и по столбовому (в настоящее время не зафиксирован).
Каравай — хлебны выраб; вялікі круглы бохан з пшанічнай мукі; вясельны абрадавы пірог у славянскіх народаў. Да традыцыйнага беларускага вяселля каравай замешвалі і пяклі запрошаныя жанчыны — каравайніцы. Кожны этап прыгатавання і выпякання каравая суправаджаўся адпаведнымі рытуальнымі дзеяннямі, заклінаннямі, песнямі (каравайныя вясельныя песні).
У залежнасці ад сацыяльна-бытавога становішча маладога і маладой вылучалася 5 тыпаў вяселля: звычайнае , калі нявеста ідзе ў сям’ю жаніха; прымацкае , калі жаніх ідзе ў хату бацькоў нявесты (у прымы); сіроцкае , калі ў каго-небудзь з маладых няма маці або бацькі; удавецкае , калі шлюб бярэ ўдавец або ўдава; пакрыцкае , калі нявеста да вяселля страціла цнатлівасць або нарадзіла няшлюбнае дзіця.
При большом разнообразии белорусских свадебных напевов можно говорить о четырёх присущих им образно-эмоциональных сферах:
- празднично-приподнятой (свадебные величальные);
- грустно-лирической (свадебные лирические песни, исполняемые на девичнике — «на вянках»);
- насыщенно-драматической (свадебный плач невесты);
- юмористической (свадебные шуточные песни, исполняемые в честь жениха или свата).
4 стр., 1932 слов
Мои представления о идеальных родителях и идеальной семье
... на жизнь ребенка в самых разных сферах. Я считаю, что очень важно родителям ... индивидуальных особенностях. Но истинно хорошие родители, я думаю, растут и ме ... и интеллектуально насыщеннее становится жизнь родителей, тем более интересными и значительными ... бережно относится к своим родителям; имеет в доме свои обязанности и ответственно ... портрета идеального ребенка есть в моем собственном? Что еще не поздно ...
Если невеста не умела исполнять традиционный свадебный плач, нанимали плакальщицу или вопленицу, которая это делала за невесту или вместе с ней.
В словаре «Восточнославянский фольклор» указываются следующие жанры свадебных песен: заклинательные, ритуальные, величальные, юмористические, лирические.
Там же см. вопленица, плакальщица, плачея, причетница, стиховодница, подголосница.
5. Погребальный обряд (пахаванне) и похоронные плачи (“галашэнні”)
Пахаванне — цыкл сямейных звычаяў і абрадаў, звязаных з ушанаваннем памяці нябожчыка і праводзінамі яго ў апошні шлях. У старажытнасці бытавалі пахавальныя абрады трупаспалення (агонь надзяляўся ачышчальнай сілай) і трупапалажэння; апошні замацаваўся з прыходам хрысціянства. У традыцыйнам абрадзе пахавання цесна перапляліся язычніцкія і хрысціянскія элементы, у якіх выразна выявіўся культ продкаў. Пахаванне звычайна адбывалася на трэці дзень пасля смерці. Усе этапы пахавання суправаджаліся галашэннямі.
Похоронные плачи (причитания по умершему, “галашэнні”) складывают наиярчайшую антитезу праздничности свадебных песен и величальным славлениям родин.
“Галашэнні” — особая ветвь фольклорного творчества. В сознании носителей народной художественной традиции они не ассоциируются ни с одной из тех форм песенности, которые сложились в народной творческой практике, включая самую древнюю. По оценкам народных исполнительниц, “галашэнні” — это не пение, а прежде всего наиболее экспрессивная форма выплакивания-выговаривания горя. Культура этого выговаривания, как и сама манера интонирования “галашэнняў”, строго регламентирована, её каноны в каждой местности устойчивы и неуклонно соблюдаются.
Стили интонирования похоронных плачей на Беларуси:
- разговорный (северо-запад Гродненской области);
- песенный (центральное Полесье);
- напевно-речитативный, часто с высокой степенью интонационной напряжённости (распространён повсеместно).
Для напевов похоронных причитаний весьма характерно наличие ярко выраженного декламационного начала. Звуковой объём их обычно неширок (терция — квинта).
Мелодическая линия складывается из свободного варьирования двух-трёх характерных интонационных оборотов, гибко следующих за текстом. Исполняются напевы причитаний ритмически весьма свободно. Музыкально-ритмический склад их починён естественной ритмике интонаций человеческой речи. Между отдельными строчками текста обычно слышатся реальные всхлипывания и рыдания.
Помимо похоронных плачей бывают: свадебный плач невесты; рекрутские и при проводах солдат на войну; необрядовые, связанные с различными бытовыми несчастьями, в том числе и вдовьи, смыкающиеся с поминальными.