I. Общая характеристика «Хорошо темперированного клавира»
II. Общая характеристика цикла «Прелюдия и фуга dis-moll»
III. Анализ фуги
I. Общая характеристика «Хорошо темперированного клавира»
Монументальный баховский цикл прелюдий и фуг, известный под названием «Хорошо темперированный клавир», справедливо считается одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, Бах ставил перед собой вполне определенную цель — ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями (многие тональности с большим количеством ключевых знаков в то время не были в употреблении).
Он хотел показать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым в старину натуральным строем.
Идею темперации до Баха творчески поддержали и другие музыканты, например, Пахельбель, Маттесон, но баховское решение этой художественной задачи стало уникальным по мастерству и вдохновению.
В «ХТК» Бах подчеркнул характерную семантику различных тональностей. Так, например, D-dur олицетворяет энергию и триумфальность, c-moll — суровый драматизм и патетику; баховский h-moll связан с напряженным, страстным и скорбным настроением; es-moll и b-moll — с образами смирения и грусти; E-dur и Fis-dur ассоциируются с нежными пасторальными образами. B-dur — тональность «ангелов и младенцев», очень нежная и чистая.
Как и в органном творчестве Баха, в «ХТК» представлен устойчивый тип полифонического цикла, в котором обе части взаимно оттеняют друг друга. Свободному развёртыванию в прелюдии противостоит строго упорядоченный принцип развития в фуге.
Прелюдии
В эпоху Баха понятие «прелюдийности» было связано с «предварительной игрой», то есть исполнением импровизационного вступления к чему-то более значительному. Поэтому жанру прелюдии в целом не свойственна строго определённая форма; господствует свободное развёртывание материала, фигурационная разработка одного тематического «ядра» (отсюда — характерное для многих прелюдий сохранение единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда).
Нередко находят применение и полифонические приемы.
И прелюдии, и фуги «ХТК» исключительно многообразны как в образном, так и в композиционном плане. Среди прелюдий встречаются токкаты органного типа (с-moll, Es-dur), скрипичные импровизации (D-dur), народно-жанровые танцы (Аs-dur), «арии» (es-moll, cis-moll, f-moll, g-moll), пасторали (E-dur), пьесы типа трио для двух солирующих голосов и basso continuo (h-moll).
Клавирные сюиты Баха в практике преподавания фортепиано в детской школе искусств
... до 1-й половины XVIII века (сюиты Баха, Генделя). Сарабанда (от испанского – sacra ... уникальные отличительные черты. Приведем краткую характеристику и происхождение основных танцев сюиты [10]. Аллеманда (от французского ... с обрядом погребения усопшего. Жига (от английского jig; буквально – танцевать) – быстрый старинный ... в оркестровой сюите e-moll, до 23 в одной из клавесинных сюит Ф. Куперена), ...
Многие прелюдии напоминают инвенции — 2х-голосные (Cis-dur, F-dur, a-moll, fis-moll) и 3х-голосные (E-dur, gis-moll, A-dur, H-dur).
По форме прелюдии объединяются в 2 группы:
1) свободно развивающиеся при «текучей» фактуре (например, прелюдии C-dur, c-moll, D-dur).
Для них характерна импровизационность, особенно в заключительных разделах (свободные пассажи, смены темпа, речитативы — они создают перелом в плавном мелодическом развертывании).
2) подчиненные принципу старинной двухчастности (например, прелюдии es-moll, g-moll).
Фуги
Фуги также свидетельствуют о неисчерпаемой творческой фантазии Баха. Каждая из них имеет свое собственное «лицо», которое определяется темой, ее характером, способом ее развития, количеством голосов и их взаимодействием.
Есть фуги, насыщенные стреттными проведениями темы (C-dur, cis-moll, d-moll, es-moll, g-moll, b-moll); в других фугах стретты вообще отсутствуют (c-moll, D-dur, B-dur, h-moll).
В некоторых фугах очень важную роль играют интермедии (например, c-moll, D-dur), в других интермедий нет совсем. Классический пример безинтермедийной фуги — C-dur.
Степень полифонической сложности в баховских фугах независима от количества голосов. Например, фуга b-moll 5-голосна, но при этом не отличается особой сложностью. В 3х-голосной фуге es-moll, напротив, множество сложных полифонических приемов.
Раскрытию содержания прелюдий и фуг «ХТК» помогает цитирование в них мелодий протестантских хоралов, многочисленные ассоциации с хоровыми сочинениями композитора, а также использование музыкальной символики. Благодаря этому современники Баха могли воспринимать его музыку как понятную речь. Многие авторитетные музыканты (Швейцер, Яворский, Юдина) обращали внимание на скрытую программность «ХТК» и связывали его содержание с библейской тематикой, с Ветхим и Новым Заветом.
Например, темы фуг b-moll и es-moll основаны на мелодии одного и того же хорала — «Из бездны бед взываю я к тебе», что указывает на общность их содержания.
И.С.Бах обладал исключительно широкими музыкальными интересами. Но фуга, и собственно клавирная фуга, всегда находилась в центре его внимания. Усиленной работой над клавирной фугой отмечены важнейшие этапы творческой жизни композитора.
I том прелюдий и фуг «ХТК» завершен в Кетене в 1722 году.
II том — в Лейпциге в начале 1740-х годов.
I том «Хорошо темперированного клавира» И.С.Бах писал, желая внедрить в художественную практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя, о чём сам объявил в следующих выражениях: «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги, расположенные по всем тонам и полутонам, использующиеся как терции мажорные Ut, Rе, Mi, , так и минорные Re, Mi, Fa. Написаны для пользы и употребления жадной для учения музыки молодёжи, особенно же для препровождения времени тех, кто уже искусен в этой области».
И.С.Бах «Страсти по Матфею» (разбор)
... которой может приблизить к пониманию творческой манеры Баха, его композиционной техники. Сложность заключается, прежде всего, в том, что «Страсти по Матфею»- двухорная композиция: каждый хор имеет свой протагонистов, ...
Сочиняя прелюдий и фуги, И.С. Бах ставил перед собой определённые педагогические задачи, писал их с чисто инструктивными целями. Сам того не подозревал, что создаваемые им творения окажутся сокровищами искусства. Л.-ван Бетховен называл «ХТК» своей «музыкальной библией». Р. Шуман в «Жизненных правилах для музыкантов» прямо наставлял молодого музыканта: «Играй усердно (фуги больших мастеров, и прежде всего И.С. Баха: «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным»»
Много проблем встаёт перед исполнителем прелюдий и фуг «ХТК» И.С. Баха. Ведь ни одно из музыкальных произведений прошлого не вызывало при своём истолковании и издании столько затруднений, сколько вызывал (и продолжает вызывать) «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха.
Этому особенно способствовали два обстоятельства. Во-первых, почти полное отсутствие в оригинальных рукописях И.С. Баха обозначений темпа, характера исполнения и динамических нюансов. Как правило, И.С. Бах писал только одни ноты. Во-вторых, наличие ряда рукописей-автографов и копий, существенно расходящихся друг с другом в самом нотном тексте.
Исследуя творчество И.C. Баха музыканты, теоретики проделали огромный труд. Опираясь на него, я попытаюсь проанализировать прелюдию и фугу из II тома «Хорошо темперированного клавира».
II. Общая характеристика цикла «Прелюдия и фуга dis-moll» II том
Этот цикл весьма сложен как в музыкальном отношении своим напряженно страстным настроением, так и в техническом плане: прелюдия, написанная в тональности с большим количеством знаков исполняется в оживлённом темпе; а фуга, имеет сложную четырёхголосную полифоническую фактуру.
Я.И. Мильнштейн разбивая прелюдии и фуги по степени трудности и трудные, относит прелюдию и фугу dis moll из II тома к третьей группе. Б.Барток в своей редакции располагает 48 прелюдий и фуг в порядке трудности. Прелюдию и фугу dis moll помещает под номером 40.
Слитность прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» определяется в одном случае принципом контраста (вспомним циклы f-moll и dis moll из II тома ), в другом — общностью содержания музыкальных образов ( прелюдии и фуги es moll cis moll cis dur из I тома).
Слитность прелюдии и фуги dis moll из II тома определяется контрастным различием образного содержания «колючей», «непримиримой», драматической прелюдии и философски углублённой фуги.
Прелюдия dis moll может считаться двухголосной инвенцией, написанной в форме аллеманды. Двухтактная «тема» уже с самого начала имитируется в стретте, неуклонное движение шестнадцатых придает, затем дробится (сокращается до половины), далее развивается секвенциобразно и т.п. бах прелюдия фуга клавир
Прелюдия dis moll — не единственный образец двухголосной инвенции, написанной в форме аллеманды. Можно вспомнить прелюдию с moll 2-й части. Общая протяженность прелюдии dis moll с повторениями, предусмотренными Бахом, составляет 72 такта. Форма её — в традициях аллеманды — двухчастна (16:20).
Первая часть представляет собой большой период, который может быть разделён на два раздела. Первый модулирует в Fis dur и оканчивается на доминанте. Второй раздел близок первому. Таким образом, первая часть прелюдии в свою очередь делится на два раздела, сходных между собой.
Органное творчество Иоганна Себястьяна Баха
... давать ответы. И именно место органного наследия Баха в истории музыки является исключительным — это не музейное произведение, а животворное искусство, вдохновившее на создание шедевров таких композиторов, как Моцарт, ... за умелые вариации, Баха, который стоял рядом с ним, пригласили попробовать свои силы за фортепиано. Он принял приглашение, сыграл короткую, но виртуозную прелюдию и, прежде чем ...
Это является особенностью данной прелюдии. Чаще у И.C.Баха встречается такая форма, когда в двухчастной форме первый раздел построен на свободном развитии тематического ядра и не содержит в себе черт двухчастности, (Из десяти двухчастных прелюдий второго тома семь имеют такую форму первого раздела: c moll, cis dur, cis moll, e moll, G dur, As dur, a moll).
Вторая половина прелюдии начинается в основной тональности, но с доминантового проведения «темы». Тема строится уже не на трезвучии, а на D7. Кварта в «теме» заменяется терцией.
В целом, по своему строению вторая часть очень близка первой. Она также делится на 2 раздела, причём второй представляет собой снова двукратное проведение «темы», последний раз «тема» проходит уже в основной тональности, что типично для старинной сонатной формы. Последний раздел повторяется в новой тональности буквально, что встречается в двухчастной форме довольно часто и тоже говорит о связи с сонатной формой.
О характере прелюдии dis существуют почти полярные мнения. Я.И. Мильнштейн считает, что стиль этой прелюдии близок к филигранному стилю танцевальных пьес Баха. И находит в начальной теме прелюдии настроение скрытой меланхолии. Данная трактовка наиболее традиционна. Исполнение прелюдии С. Рихтером близко этой версии. Оно носит характер подвижного изящного танца. М.Юдина исполняет прелюдию очень своеобразно. Темп исполнения весьма умеренный. А характер «темы» сдержанный, декламационно-выразительный. В своих трудах Б.Л.Яворский достаточно убедительно раскрывает связь прелюдий и фуг «ХТК» с библейскими сюжетами. Прелюдию dis называет «свирепой прелюдией». И считает, что она характеризует образ злобной толпы, собравшейся у распятого Христа.
Евангелие от Луки . Глава 23.
35. И стоял народ и смотрел. Насмехались же и вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
36. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус.
И говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
И была над ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Рассмотрим подробнее тематизм прелюдии. Основной мотив (условно назовем его темой) прелюдии прост, гармонически устойчив. Неуклонное движение шестнадцатых придает ему и всей прелюдии настойчивый моторный характер. А «колючие» морденты привносят в характер «темы» элемент озлобленности. Особенностью этого мотива является необычное использование звукоряда мелодического минора. Восходящий звукоряд здесь использован в обратном направлении.
Б.Л.Яворский говорит о существовании в прелюдии символа восклицания. Очевидно, он имеет в виду широкий скачок на октаву во второй части мотива.
Вторая часть прелюдии также начинается с проведения основного мотива.
Этот мотив контрапунктом сочетается с не менее самостоятельным и характерным мотивом. Он как бы заигрывает с «темой», «строит ей гримасы». Он интересен и в ритмическом отношении (разбег тридцать вторых и остановка на фоне непрерывного движения шестнадцатых в «теме») и в гармоническом отношении.
Сочинение в котором щедрин продолжил традиции баха
... частушке" (1963) - сочинение, в котором Щедрин обращается к жанру, чрезвычайно актуальному в России. Опера "Не только ... Прелюдии и фуги). Это, как правило, атональная мелодика. Линеарно-полифоническое письмо также весьма характерно для Щедрина. Сфера колорита в широком смысле (характер ... это сочинение имеет "прометеевскую" традицию - светозвук. Влияние - "Страсти по Луке" Пендерецкого. В основе ...
(D7 -t, VII7 -t).
По мере развертывания музыка прелюдии не претерпевает серьёзного развития, но к концу появляется большая ритмическая оживлённость, расширяется диапазон звучания. Этот процесс можно было наблюдать уже в конце первой части, во второй части он проявляется с ещё большей активностью. Конец прелюдии динамизирован.
Появляется большая насыщенность фактуры, большая напряженность и непрерывность гармонического развития: (gis, ais, dis).
Фуга dis moll принадлежит к числу наиболее глубоких и значительных произведений Баха. В ней есть большая сосредоточенность, вызывающая представление о глубоком философском раздумье. Вместе с тем, по своему развитию эта фуга — одно из самых напряженных и драматичных произведений Баха.
III. Анализ фуги
Трактовка фуги dis moll наиболее известными редакциями:
Бузони определяет характер как sostenuto serio. Для него эта фуга — как бы раздумье, глубокое и серьёзное. Определенный и выдержанный звук (tenuto- выдержанно, точно по длительности и ровно по силе) подчёркивает суровый колорит музыки. Редакция Бузони отличается скупостью указаний. В примечании Бузони писал: «Редактор не хотел предписывать особых нюансов для исполнения, которые бесспорны и вытекают из выступания и отступания голосов, поднятия и падения мелодической линии, но он предполагает, что разумная экономия их будет соблюдена».
Муджеллини оттеняет эмоциональную сторону дополнения. Он трактует фугу как произведение, наполненное большим и глубоким чувством Andante con sentimento doloroso.
В редакции Муджеллини в отличии от Бузони, много обозначений характера музыки. Он подчёркивает певучий характер звука (в тексте sempre legatissimo).
В соответствии со своим замыслом, Муджеллини отмечает наиболее выразительные моменты, например, интервалы на октаву, редко употребляемые Бахом»
В редакции Черни характер фуги обозначен Andante serioso ed espressivo. Звук, рекомендуемый Черни, тоже певучий, легатный. Общий динамический план довольно развёрнут. В разработке встречается уже в самом начале. Это кажется не очень убедительным, так как развитие только началось. Недостатком редакция является то, что обилие динамических оттенков излишне дробят музыку. Характер движения фуги, данный в редакции Бартока Poco largo. Характер исполнения темы отмечен ремаркой рoco pesante. Фуга изобилует динамическими указаниями. Что является не свойственным стилю И.С.Баха.
Б.Л.Яворский рассматривает прелюдии и фуги в определённом порядке, соответственно их содержанию, в хронологической последовательности событий евангельской биографии Христа, послуживших ассоциативными образами этого содержания. Прелюдию и фугу dis moll из II тома относит к страдальческому периоду. По его мнению, в этом цикле дан образ страдающего Христа, распятого на кресте.
Драматизм, присущий творчеству Баха, очень своеобразен: ему не свойственны контрастные принципы развития, его образы внутренне противоречивы. Напряженность баховской музыки не в столкновении различных музыкальных характеристик, а в сочетании внутренне противоречивых элементов в пределах одного образа. Для Баха более характерна внутренняя борьба, внутренняя конфликтность самого образа, преимущественно психологическое, а не действенное напряжение» (Т.Н. Ливанова).
Религиозно-философский смысл произведений И.С. Баха
... Обратимся к одному из ярчайших духовных произведений, написанных И.С. Бахом: «Страсти по Иоанну»(1722 г.). Риторические ... сочинениями; не менее очевидно и использование в них хоральных цитат и музыкально-риторических фигур. Так, хроматические ходы прелюдии a-moll II тома ХТК и хроматика темы фуги ... организовывать восприятие и память. Прелюдии и фуги И.С. Баха, бывшие для Антона Рубинштейна чистейшей « ...
Тема фуги единого строения, но в ней содержится внутренний конфликт двух элементов. Эти элементы объединяет замкнутость, завершённость интонации, возвращение к начальному звуку.
Первый элемент представляет собой обыгрывание основного тона, приём типичный для тем фуг И.С.Баха (фуги с moll, D dur, d moll, f moll из I тома и т.д.).
Не менее характерен второй элемент — ход на кварту вверх. Для Баха с его скупым использованием больших интервалов, ход на кварту является приёмом напряжённого развития. Тем выразительнее звучит возвращение мелодии к начальному звуку. Мнения музыкантов о моменте окончания темы расходятся. Окончание трудно установить, так как тема необычно органично переходит в противосложение. Чаще всего считают, что тема заканчивается на медианте, то есть на первой восьмой третьего такта, полной несовершенной каденцией в главной тональности (Б.Муджеллинй, В.Золотарёв и др.).
По мнению других достаточно авторитетных музыкантов (например, Бузони), тема простирается до третьей восьмой третьего такта; причём две последние ноты темы не всегда появляются при дальнейших проведениях темы.
В теме заложено противоречие между отрешением к движению и сдерживающим началом этого движения. Звучание темы очень напряженно. Тема развита в гармоническом отношении. В ней нет простых ходов по трезвучиям. В основе её лежит зависимость функций. Б.Л.Яворский, сравнивая фуги dis moll из II тома и dis moll из I тома находит много общего:
В основе тем этих фуг лежит расширенный символ страстей или страданий. Этот символ даже графически отображает крест. Для него характерен интервал ум 4.
Интересна ритмическая структура темы фуги dis moll. Равномерное медленное движение, которое как бы говорит о внутренней сосредоточенности, в момент кульминации сменяется более сложным ритмическим рисунком (повторяется четверть с точкой).
Тема очень цельна по своей структуре, благодаря звуку ре, который как бы связывает контрастные элементы темы, являясь разрешением доминанты первого элемента и затактом к субдоминанте второго. Тема должна быть сыграна на едином дыхании, слитно, глубоким, очень наполненным, осмысленным звуком, который передаст сосредоточенный характер музыки.
Сложный конфликтный характер темы определяет и общий характер фуги в целом, так как для Баха характерно выведение всего развития из темы. «Тема определяет не только музыкальный образ фуги в его зародыше, но и всё его развитие c дальнейшем путём обогащения новыми свойствами и оттенками: фуга в полном смысле слова рождается из темы». (Мильнштейн).
В течение всей фуги сохраняется единство настроения «скорбного, серьёзного повествования» с развитием до своей кульминации. Тема раскрывается в различных аспектах. Композитор как бы рассматривает её с разных сторон, каждый раз подвергая различным испытаниям, и всё же в конце этого процесса происходит утверждение и усиление первоначальной идеи.
С точки зрения развития фуга dis moll одна из самых напряженных и сложных. (Разбирая прелюдию, я уже отмечала, что Барток в своей редакции» расположил прелюдии и фуги по степени сложности. И прелюдию, и фугу dis moll поместил под номером 40).
Образы-символы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... исследования является установление и описание образов-символов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Конечно, невозможно объять все количество символической образности в романе, поэтому мы попытались ... для поклонников Кибелы, Митры. Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Ценностный характер значения символов отличает его от всех ...
Это проявляется в том, что в фуге почти нет моментов отдыха. Пожалуй, в фуге можно найти лишь единственный момент иного звучания темы, просветления в неуклонном росте внутреннего напряжения: си мажорное проведение темы (тт. 30-31).
В фуге dis moll все средства подчинены идее неуклонного роста внутреннего драматизма. Даже связки между проведениями темы построены на интонациях темы, взятых в ещё более неустойчивом варианте. Мотив связки между вторым и третьим проведениями темы, символ ожидания крестной муки (по Б.Л.Яворскому), играет важную роль в дальнейшем развитии фуги. Символ вступает на синкопе. Она придаёт ему патетичный характер. Этот мотив родственен второму такту темы, но приобретает вполне самостоятельный выразительный характер. Муджеллини говорит, что этот мотив «составляет тематически наиболее интересный и напряженный элемент» интермедий фуги и что «во второй интермедии тенор на основе этого мотива образует секвенцию несравненной красоты».
Интересна гармоническая природа этого мотива. Использование увеличенного трезвучия даёт возможность двоякого разрешения, что в свою очередь и даёт огромное напряжение и богатство мелодических изменений. Мотив, построенный на ув35 звучит неустойчиво и напряженно и имеет большое выразительное значение в фуге. Из всех голосов интермедий его следует выделить как самый интересный.
Первое противосложение ритмически и мелодически очень близко теме. Оно сохраняет характер удержанного вплоть до стретты в разработке. После неё противосложение появляется, но в изменённом виде.
Противосложение имеет более гибкий, «хроматический» характер и явно построено на материале темы. Его основа — хроматические интонации, обычно связываемые со скорбными образами. Но Б.Л.Яворский видит в этом противосложении символ воскресения.
На этот символ указывает движение по ступеням вверх в пределах терции» Движение это очень напряженное, даже мучительное. Этот характер «теме» придают постоянные остановки и отход мелодии после остановки вниз на м.2. Б.Л.Яворский также отмечает сходство противосложений фуг dis moll II тома и dis moll I тома.
Появление противосложения драматизирует тему, создает сложный гармонический план, увеличивает возможности тональных отклонений.
В третьем проведении темы появляется ещё одно противосложение. Мелодически и гармонически оно не столь яркое, как первое противосложение.
Это противосложение повторяется в т.т. 15 и 16, а также в изменённом виде в т.т. 17 и 19 и в т. 30.
Б.Л.Яворский замечает, что с появлением этого противосложения тема и первое противосложение образуют соль # минорный квартсекстаккорд, который означает символ жертвенности.
Благодаря общей текучести и напряженности, отсутствию цезур, никакого раздела между экспозицией и интермедией делать не следует. Передышка возможна только в конце 14 такта, перед началом разработки. Интермедия связывает экспозицию и разработку. Динамический план экспозиции отличается цельностью. Кульминация всего раздела приходится на интермедию. Вся экспозиция — постепенный подход к ней.
Динамический план экспозиции фуги dis moll II тома «ХТК» в различных редакциях:
Роль символа в раскрытии авторского замысла в художественном ...
... что до сих пор «символ» трактуется как один из самых неопределенных в науке. Еще А.Ф. Лосев заметил, что «понятие символа и в литературе и в искусстве является одним из самых ...
В редакции Черни
Разработка фуги начинается проведением темы в низком регистре. Сумрачный характер усугубляется извилистым хроматическим ходом других голосов. Сразу после одного проведения теш начинается другое (в тональностях gis, Fis, H).
Гармонии внутри тональностей неустойчивы, сложны. Устойчивый тонический звук в теме заменяется второй ступенью.
Всё это нагнетание подводит к кульминации всего предшествующего развития, когда тема после постепенного перехода звучит в более высоком регистре настойчиво и страстно. Здесь даже первые устойчивые звуки темы — не I, а V ступень (в новой тональности gis), из-за хроматически неустойчивого баса они звучат ещё более неустойчиво. Хроматический контрапункт проходит сразу в двух голосах каноном и, таким образом, возможности тональных отклонений противосложения проявляются в ещё большей степени (тональный план: gis, dis, cis, dis, gis).
Достигнутое в кульминаций очень большое напряжение не снижается и в следующем strett-ном эпизоде, вплоть до Fis, который звучит светло и гораздо более спокойно благодаря мажору, разреженной фактуре, более спокойным общим формам движения и светлому регистру. Мне кажется, чтобы подчеркнуть смену регистров, перед Fis dur -ным эпизодом следует сделать небольшую цезуру, маленькое замедление.
В разработке большое значение для развития имеют не только изменения в самой теме. Очень важны и другие голоса, которые также влияют на характер темы. Например, при первом проведении темы в разработке важны не только бас, где в изменённом виде проходит тема, но и верхний голос — хроматически неустойчивый и средний, ползущий, усиливающий характер зыбкости и неустойчивости.
В кульминации разработки также важны все голоса, особенно бас и тенор, где противосложение проходит то в одном, то в другом голосе.
Утверждение темы — итог всего развития. Это смысловая кульминация фуги. Достигнуто это не за счёт уплотнения фактуры и не за счёт укрупнения темы как, например, в фуге с moll II тома (кульминация-апофеоз стретт), в фуге е moll II тома (в кульминации изменяется фактура, появляются органные каденции), а в фуге dis moll из I тома в кульминации звучит тема в увеличении. В момент кульминации всей фуги dis moll из фактуры выделяется тема. Непрерывно звучит только один голос — бас, в котором проходит тема, остальные голоса поддерживают тему аккордами.
Фуга заканчивается сочетанием темы в прямом движений (сопрано) с её обращением (тенор) — приём не совсем обычный для окончания. Сравним у С.Богатырёва : «Ни в одной из остальных фуг… мы не встретим подобного приёма усиления тематизма в коде».
Проследив общее развитие фуги, можно сказать несколько слов о форме. Мнения музыкантов на этот счёт расходятся. Некоторые склоняются к двухчастному строению фуги. Другие допускают трехчастное. Можно согласиться с мнением Чугаева о том, что фуга содержит в себе элементы сложной трёхчастной формы.
Проблема высокохудожественной интерпретация музыки Баха до нашего времени остаётся одной из значительных и актуальных проблем исполнительства.
Глубина идейно-философского содержания творчества Баха, его тесная связь с культурой отдаленной исторической эпохи, своеобразие полифонического стиля — всё это обуславливает трудность и ответственность задачи исполнения произведений И.С.Баха, особенно с точки зрения стиля и трактовки.