Альберт Эйнштейн был не только физиком-теоретиком с мировой известностью, но и популярным общественным деятелем. Приведенное высказывание профессора Эйнштейна содержится в его письме к сестре Майе. Будучи гуманистом и ненавистником любого насилия, он писал, что в системе общечеловеческих ценностей первое место должно отводиться именно высоким нравственным принципам.
Соглашусь с профессором, поскольку его убеждение в особой значимости нравственного закона подтверждается многовековой историей цивилизации. При отсутствии нравственного начала все остальные понятия общечеловеческой значимости обесцениваются кардинально.
Теоретические подтверждения этого высказывания найдутся как в социальных науках, так и во многих сферах реальной жизни. Как известно, нравственность — это качество личности, заставляющее при выборе между добром и злом делать выбор в пользу добра, даже если это противоречит выгоде. Часто понятие нравственности отождествляется с моралью. В том и другом случае подразумеваются некие внутренние установки, регламентирующие поведение индивида.
Человеческие ценности — это перечень наиболее значимых идеалов и благ, без которых человек утрачивает смысл своего существования. Ценности нравственной культуры, которые, по мнению профессора Эйнштейна, должны находиться на первом месте:
- милосердие;
- совесть;
- бескорыстие;
- любовь;
- дружба;
- добро;
- жизнь;
- личность;
- семья;
- верность.
Другие группы ценностей (витальные, социальные, политические) в списке приоритетов должны быть на ступень ниже, поскольку без твердого нравственного начала попытки их заполучить могут привести к моральному разложению индивида. Только нравственное начало, как считал профессор Эйнштейн, может удерживать всё то плохое, на что способен человек.
Иллюстрации можно найти даже в общественной жизни. В качестве отрицательного примера можно привести известного убийцу-маньяка Чикатило, для которого нравственность не была приоритетной ценностью. Зато он, как следует из материалов дела, был примерным семьянином и трудолюбивым работником. Даже глубоко безнравственный человек способен настолько мимикрировать, что может долго жить, как добропорядочный гражданин, не вызывая подозрений у других людей. И только случайность раскроет его истинное лицо. Трагедия общества в том, что безнравственный человек зачастую не выглядит отъявленным злодеем. При этом он причиняет другим зло, не меньшее, чем мог бы причинить опасный преступник.
«Духовно-нравственные ценности и воспитание»
... личностью. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку». Духовно-нравственное ... воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, ...
Положительный пример позаимствуем в биографической науке. Знаменитый академик Д.С. Лихачев, родившись в дореволюционной России в семье старообрядцев, всю жизнь хранил веру предков и твердую нравственную позицию. Несмотря на то, что становление его личности пришлось на самые сложные для страны послереволюционные годы, он сохранил целостность своего характера и ни разу не вступил в сделку с совестью. Д. Лихачев никогда не поступал вопреки своим убеждениям — например, не был членом партии, хотя для ученого такого масштаба в советское время это было немыслимо. Никогда не подписывал, в отличие от многих представителей научно-культурного сообщества, коллективные клеветнические письма на своих коллег. Современники отзываются о нем как о достойнейшем человеке своего времени, отмечая его высочайший нравственный уровень.
На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что, для того, чтобы сохранить и приумножить качество значимых общечеловеческих ценностей, достаточно отдать приоритет внутреннему нравственному закону, пропуская через него, как через фильтр, свои потребности и поступки. И наоборот, отсутствие твердого нравственного критерия способно легко опошлить и запятнать любые, даже самые благие ценности.
Выбери ответ