учитель начальных классов
МБОУ «Лицей «Развитие» г. Пскова, Владимирова Елена Владимировна
2012
Подготовка первоклассника
выпускник детского сада
Однако, все эти критерии условны. Личность будущего первоклассника складывается из уникального сочетания его физических и психических особенностей и тех умений (т. е. компетенций), которые сформировало его социальное окружение. В наше время к школе принято готовиться задолго, года за 2-3. Дети посещают подготовительные занятия в школах, всевозможных центрах развития и даже занимаются с индивидуальными репетиторами. Многие из них к моменту поступления в 1 класс в школу не хотят и даже боятся заведомой неуспешности в учёбе. Родители пугают двойками, замечаниями в дневниках и прочими «прелестями» школьной жизни. И такой вот первоклассник смотрит на учителя глазами побитой собаки, предпочитая мнения своего не озвучивать, с идеями не вылезать и не делать необязательных заданий. Но есть и другие первоклашки, у которых масса вопросов и ещё больше ответов, у которых горят глаза и которые носят в школу книжки размером с энциклопедию, чтобы доказать свою очередную гипотезу. А ведь посещали одно дошкольное учреждение!
К 7 годам у ребёнка ярко проявляется собственное «Я», уверенность в себе и своих силах. Он может отстаивать свою точку зрения и защищать своё достоинство. Умеет замечать изменения настроения окружающих и учитывать желания других. С ним можно договориться и найти компромисс. Он хочет общаться со сверстниками и взрослыми. Нам, взрослым, этот период становления социальной компетентности часто незаметен. Родители (да и педагоги) продолжают относиться к нему «как к маленькому», провоцируя тем самым постепенное затухание самостоятельности (зачем делать самому, если мама сделает?) и развитие заниженной самооценки (у меня все равно не получится!).
Гораздо заметнее для взрослых происходит процесс формирования интеллектуальной компетентности. Дошкольники часто выглядят всезнайками, проявляют осведомленность в различных областях жизни. Много и охотно рассказывают, фантазируют, сочиняют. Именно это часто принимается родителями как показатель готовности к систематическому обучению в школе. Однако, часто за этим часто стоит вербализм и весьма неглубокое владение темой.
Развитие ручной умелости на х оригами и лепки у первоклассников
... в общем развитии первоклассника; 2. Рассмотреть особенности техники оригами и лепки на уроках технологии при работе с первоклассниками и их значение в современной начальной школе; 3. Проанализировать ... т.д. Важную роль в развитии детей играет начальная школа. В ней формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность ...
Компетентность в плане физического развития у семилетнего ребёнка выражается в более совершенном владении своим телом и движениями. Многие приступают к активным занятиям спортом, делают успехи. Спорт и физкультурные занятия дисциплинируют, прививают навыки здорового образа жизни, учат подчиняться правилам и контролировать свои эмоции. Для окружающих проявления физической компетентности ребёнка весьма наглядны и могут послужить базой, правда, часто не обоснованной, для уверенности родителей, что малыш может переносить школьные нагрузки. А ведь школьные нагрузки не столько динамические, сколько статические и психические, а выносливость к ним тренируется иначе.
А ещё начинающие школьники могут быть излишне или недостаточно эмоциональны, замкнуты или навязчивы, недоверчивы или беззалаберны. Могут «всё знать» и ничего не уметь делать вручную, а могут собрать модель парусника и не уметь написать своё имя.
Но для каждого из них школа — это шаг в новую, неизвестную пока жизнь, в которой свои правила и свои критерии успешности. У всех них разный «стартовый капитал», а цель одна — получение качественного образования.
Каким бы хотелось видеть первоклассника мне, учителю? Какие компетенции необходимо развить у него, чтобы максимально выявить способности и скомпенсировать особенности развития этого, доверенного мне, человечка?
Итак, мой ученик:
-
обладает чувством собственного достоинства, не даёт обижать себя и не обижает других
-
открыт для общения, стремится к совместной игре и деятельности
-
свободно говорит на русском языке, при этом может не уметь читать и писать, но любит рассказывать, фантазирует, имеет любимую книгу
-
любопытен, задаёт много неожиданных вопросов
-
умеет принимать инструкцию, работать по правилу
-
инициативен
-
испытывает удовлетворение при хорошем выполнении дела
-
может принять и попросить помощь
-
не боится сделать неправильно, стремится исправить ошибку
10 стр., 4712 словРассуждение уверенность в себе
... целей. Мы ведем разговор о разумной уверенности человека в своих силах. В нашем обществе проблема неуверенности в себе становится глобальной. Удивительно, что это происходит ... неуверенности в себе Психологи говорят, что причины неуверенности кроются в детстве: именно оттуда большинство людей выносит суждение о самом себе. Если ребёнок часто терпел неудачи, и окружающие при этом акцентировали на ...
-
может принять осторожную критику, может похвалить другого
-
хорошо реагирует на нематериальную мотивацию
-
умеет адекватно выражать эмоции и регулировать поведение в знакомых ситуациях
-
стремится делать выбор между «хочу» и «надо»
-
заботится о здоровье и опрятности внешнего вида
-
активен в подвижных играх, имеет развитую мелкую моторику
-
умеет сопереживать, но не плаксив
-
проявляет заботу о близких и товарищах
-
нестандартен в творчестве (не ждет точных указаний)
-
обнаруживает настойчивость, терпение
-
имеет представление о своём месте в этом мире
-
осведомлён в различных сферах жизни
(расставлены в порядке уменьшения значимости)
Мне кажется, что именно наличие адекватного чувства собственного достоинства может дать будущему ученику чувство защищенности, уверенности в себе, в своих силах. Следовательно, его не обидит разумная критика, он сможет принять помощь другого. Первоклассник, уважающий и принимающий себя, будет стремиться к улучшению своих учебных результатов. Инициативность позволит выделиться чем-то значимым для других, укрепит отношения с товарищами, а вместе легче преодолевать трудности, и легче сделать выбор между «хочу» и «надо». А вот осведомлённость о разнообразных событиях и явлениях, на мой взгляд, — далеко не самое главное, это можно наверстать достаточно быстро.
П
ервоклассник
Ребёнок должен расти активным, но осторожным. Это даст ему свободу и гарантию защищённости. К этому и нужно стремиться, готовя ребёнка к очень трудной работе — быть успешным учеником .