«Подготовка первоклассника: взгляд со стороны учителя»

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей «Развитие» г. Пскова, Владимирова Елена Владимировна

2012

Мбоу лицей развитие г пскова 1

Подготовка первоклассника

выпускник детского сада

Подготовка первоклассника 1
Однако, все эти критерии условны. Личность будущего первоклассника складывается из уникального сочетания его физических и психических особенностей и тех умений (т. е. компетенций), которые сформировало его социальное окружение. В наше время к школе принято готовиться задолго, года за 2-3. Дети посещают подготовительные занятия в школах, всевозможных центрах развития и даже занимаются с индивидуальными репетиторами. Многие из них к моменту поступления в 1 класс в школу не хотят и даже боятся заведомой неуспешности в учёбе. Родители пугают двойками, замечаниями в дневниках и прочими «прелестями» школьной жизни. И такой вот первоклассник смотрит на учителя глазами побитой собаки, предпочитая мнения своего не озвучивать, с идеями не вылезать и не делать необязательных заданий. Но есть и другие первоклашки, у которых масса вопросов и ещё больше ответов, у которых горят глаза и которые носят в школу книжки размером с энциклопедию, чтобы доказать свою очередную гипотезу. А ведь посещали одно дошкольное учреждение! Подготовка первоклассника 2

К 7 годам у ребёнка ярко проявляется собственное «Я», уверенность в себе и своих силах. Он может отстаивать свою точку зрения и защищать своё достоинство. Умеет замечать изменения настроения окружающих и учитывать желания других. С ним можно договориться и найти компромисс. Он хочет общаться со сверстниками и взрослыми. Нам, взрослым, этот период становления социальной компетентности часто незаметен. Родители (да и педагоги) продолжают относиться к нему «как к маленькому», провоцируя тем самым постепенное затухание самостоятельности (зачем делать самому, если мама сделает?) и развитие заниженной самооценки (у меня все равно не получится!).

Гораздо заметнее для взрослых происходит процесс формирования интеллектуальной компетентности. Дошкольники часто выглядят всезнайками, проявляют осведомленность в различных областях жизни. Много и охотно рассказывают, фантазируют, сочиняют. Именно это часто принимается родителями как показатель готовности к систематическому обучению в школе. Однако, часто за этим часто стоит вербализм и весьма неглубокое владение темой.

22 стр., 10806 слов

Развитие ручной умелости на х оригами и лепки у первоклассников

... в общем развитии первоклассника; 2. Рассмотреть особенности техники оригами и лепки на уроках технологии при работе с первоклассниками и их значение в современной начальной школе; 3. Проанализировать ... т.д. Важную роль в развитии детей играет начальная школа. В ней формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность ...

Компетентность в плане физического развития у семилетнего ребёнка выражается в более совершенном владении своим телом и движениями. Многие приступают к активным занятиям спортом, делают успехи. Спорт и физкультурные занятия дисциплинируют, прививают навыки здорового образа жизни, учат подчиняться правилам и контролировать свои эмоции. Для окружающих проявления физической компетентности ребёнка весьма наглядны и могут послужить базой, правда, часто не обоснованной, для уверенности родителей, что малыш может переносить школьные нагрузки. А ведь школьные нагрузки не столько динамические, сколько статические и психические, а выносливость к ним тренируется иначе.

А ещё начинающие школьники могут быть излишне или недостаточно эмоциональны, замкнуты или навязчивы, недоверчивы или беззалаберны. Могут «всё знать» и ничего не уметь делать вручную, а могут собрать модель парусника и не уметь написать своё имя.

Но для каждого из них школа — это шаг в новую, неизвестную пока жизнь, в которой свои правила и свои критерии успешности. У всех них разный «стартовый капитал», а цель одна — получение качественного образования.

Каким бы хотелось видеть первоклассника мне, учителю? Какие компетенции необходимо развить у него, чтобы максимально выявить способности и скомпенсировать особенности развития этого, доверенного мне, человечка?

Итак, мой ученик:

  • обладает чувством собственного достоинства, не даёт обижать себя и не обижает других

  • открыт для общения, стремится к совместной игре и деятельности

  • свободно говорит на русском языке, при этом может не уметь читать и писать, но любит рассказывать, фантазирует, имеет любимую книгу

  • любопытен, задаёт много неожиданных вопросов

  • умеет принимать инструкцию, работать по правилу

  • инициативен

  • испытывает удовлетворение при хорошем выполнении дела

  • может принять и попросить помощь

  • не боится сделать неправильно, стремится исправить ошибку

    10 стр., 4712 слов

    Рассуждение уверенность в себе

    ... целей. Мы ведем разговор о разумной уверенности человека в своих силах. В нашем обществе проблема неуверенности в себе становится глобальной. Удивительно, что это происходит ... неуверенности в себе Психологи говорят, что причины неуверенности кроются в детстве: именно оттуда большинство людей выносит суждение о самом себе. Если ребёнок часто терпел неудачи, и окружающие при этом акцентировали на ...

  • может принять осторожную критику, может похвалить другого

  • хорошо реагирует на нематериальную мотивацию

  • умеет адекватно выражать эмоции и регулировать поведение в знакомых ситуациях

  • стремится делать выбор между «хочу» и «надо»

  • заботится о здоровье и опрятности внешнего вида

  • активен в подвижных играх, имеет развитую мелкую моторику

  • умеет сопереживать, но не плаксив

  • проявляет заботу о близких и товарищах

  • нестандартен в творчестве (не ждет точных указаний)

  • обнаруживает настойчивость, терпение

  • имеет представление о своём месте в этом мире

  • осведомлён в различных сферах жизни

(расставлены в порядке уменьшения значимости)

Мне кажется, что именно наличие адекватного чувства собственного достоинства может дать будущему ученику чувство защищенности, уверенности в себе, в своих силах. Следовательно, его не обидит разумная критика, он сможет принять помощь другого. Первоклассник, уважающий и принимающий себя, будет стремиться к улучшению своих учебных результатов. Инициативность позволит выделиться чем-то значимым для других, укрепит отношения с товарищами, а вместе легче преодолевать трудности, и легче сделать выбор между «хочу» и «надо». А вот осведомлённость о разнообразных событиях и явлениях, на мой взгляд, — далеко не самое главное, это можно наверстать достаточно быстро.

ПИтак 1
ервоклассник

Итак 2
Ребёнок должен расти активным, но осторожным. Это даст ему свободу и гарантию защищённости. К этому и нужно стремиться, готовя ребёнка к очень трудной работе — быть успешным учеником
.

Итак 3