Экзаменационное по обществознанию. Рекомендации по подготовке

Экзаменационное эссе по обществознанию., Рекомендации по подготовке.

Последнее задание единого государственного экзамена по обществознанию относится к числу наиболее сложных. Выпускникам предлагается следующее:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Обратите внимание, в условии чётко сформулирована задача, но жанр работы при этом никак не определен. Между тем и экзаменаторы нередко характеризуют это задание как эссе по обществознанию (иногда говорят о кратком письменном сочинении, мини-сочинении, микросочинении по обществознанию).

эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представление о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

1

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ

Собственная позиция выпускника не представлена.

0

КЗ

Уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

3

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ

Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. ИЛИ

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретичеких положений и выводов. ИЛИ

Раскрыты несколько аспектов проблемы (темы) при недостатке теоретической или фактической аргументации.

2

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ

Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументации.

1

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ

Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

0

Максимальный балл

5

Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.

Эссе относится к заданиям, которые, с одной стороны, могут успешно выполнить лишь ученики, освоившие содержание обществоведческого курса на высоком уровне, а с другой − позволяют выявить этот высокий уровень, с достаточной степенью убедительности утверждать, что данный обучающийся:

  • знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи;

  • умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными;

  • способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;

  • объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

  • приводит собственные примеры, поясняет, аргументированно раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

  • дает оценку социальным объектам и процессам, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначении.

Можно сказать короче: успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументированно ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания и др.

По мнению разработчиков заданий по истории и обществознанию, критериями оценки эссе могут быть:

  • самостоятельность;
  • проявление индивидуальности;
  • дискуссионность и диалогичность;
  • композиционная свобода, способствующая раскрытию темы;
  • образность и глубина раскрытия проблемы;
  • внутреннее смысловое единство;
  • оригинальность решения проблемы, аргументации.

Однако эссе по обществознанию обладает определенной спецификой, отличающей его от эссе по литературе или другому учебному предмету.

Чем эссе по обществознанию отличается от эссе как литературного жанра, к которому обращаются мастера художественного слова, поэты, философы, ученые, мыслители?

Экзаменационное по обществознанию. Рекомендации по подготовке 1

ПРОТИВОРЕЧИЕ

между формой и содержанием

ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ

дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершснности, открытости, образности, художественной изобретательности.

ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня овладения терминами, понятиями, умениями, навыками, формируемыми в процессе изучения обществоведческого курса.

Как же решить эту проблему?

ВАЖНО!!!

ü Решающее значение придается содержательной стороне — владению обществоведческой терминологией, знанию теоретических обобщений, представленных в содержании учебного курса, умению видеть проблему в сооветствующем контексте.

ü Акцент делается на изложении и обосновании собственной позиции экзаменуемого (право автора на субъективность, на дивидуальность, высказывание личного отношения к проблеме!).

ü Проблема должна быть раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях.

С чего начать?

Выбор темы

Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рамках которой она должна быть раскрыта: экономика, социология, политология, , социальная психология, философия.

контексте

Вот какие темы были предложены в одном из экзаменационных вариантов:

(Л. Питер).

2. Социология. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон).

(К. Поппер).

(Д. Фонвизин).

5. Социальная психология. «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет» (М. Пруст).

(У. Годвин).

Выбирая проблему, вы должны быть уверены в том, что:

  • имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

(не согласны с ним, а понимаете, что именно утверждает автор)

(согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его)

  • владеете обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании, обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе) ;
  • сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Проанализируем с этих позиций приведенные темы.

В чем его смысл?

Если вы с интересом изучали на уроках обществознания основы социологических знаний, то имеет смысл задуматься над словами Р. Эмерсона «Займите место и положение подобающее вам, и все признают это». Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку (его интересам, уровню образования, деловым качествам, материальным и духовным потребностям и пр.), обязательно будет признан обществом. Ваша задача принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае необходимо правильно применить ключевые для данной темы социологические термины (социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, социальный престиж и др. ), найти примеры, подтверждающие мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

о демократии как форме политического режима, ее сущностных чертах, достоинствах и недостатках.

Свою компетентность в области права вы сумеете продемонстрировать, обратившись к словам Д. Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». Смысл этого высказывания на поверхности, что называется, не лежит. Разве право не сопряжено с применением силы, мер в отношении тех, кто нарушает правовые нормы , действующие в обществе? Разве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и создававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности, эссе может стать попыткой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и правда, социальная роль права, правонарушение и правовая ответственность, право и принуждение, право и сила, право и бесправие , — вот те понятия и термины, которые могут потребоваться выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему.

По словам М. Пруста, «чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно её не составляет». Как тема эссе, она вводит в контекст культурологического, философского, социально-психологического знания, совокупность знаний о человеке, его духовном мире. По мнению французского писателя, духовная жизнь человека — явление куда более широкое, чем та ее составляющая, которая связана с чтением. В то же время духовная жизнь тесно связана с чтением, которое стоит на ее пороге. Наверное, наиболее ценными при раскрытии темы и обосновании позиции автора эссе будут примеры и аргументы, почерпнутые из вашего личного социального опыта, опыта осмысления окружающего мира и самого себя. Термины и понятия, к которым можно обратиться, довольно широки: человек как существо , индивид, личность, духовный мир, духовная жизнь, духовные потребности, духовные ценности, идеалы и др.

Близкий круг понятий и терминов понадобится и для написания эссе на тему: «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Годвин).

Понятно, что речь идет о сложной системе человека и общества, о том, что вне общества становление и развитие личности невозможно . Ключевыми, бесспорно, станут понятия «социализация», «индивид», «личность» , обобщения и примеры, показывающие, что только в обществе и под влиянием общества человеческий индивид становится личностью, способной к самосовершенствованию и испытывающей в нем потребности.

Алгоритм действий при выборе темы эссе:

1) ознакомиться с предложенными темами;

2) определить, к какой базовой науке относится каждая тема;

3) определить смысл предложенных высказываний (ответить на вопрос: «Что, по моему мнению, хотел сказать автор»?);

4) осмыслить проблему в контексте базовых наук (ответить на вопросы: «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»);

5) сформулировать свое отношение к высказыванию (ответить на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция поданному вопросу?»);

6) определить обществоведческие термины, понятия обобщения, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (ответить на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

7) отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают вашу позицию (ответить на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»).

Черновик.

Работу необходимо начинать с черновика, Учащиеся порой не знают, что такое черновик и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан не брежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания…

Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в око­чательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже, в некоторых случаях, формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика — понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике)…

Полезно выписать на черновик в свободной форме все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

В черновик полезно также выписать вводную и заключительную фразы будущего эссе.

ВАЖНО!!!

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Зкзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл, Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание сущность.

Рассмотрим три примера.

1. В качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науки?»

«И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует».

3. Выпускник, избрав тему «Прогресс — отец проблем» (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»

Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представляют мысль автора: изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы зависит от темы и в еще боль­шей степени от самого автора эссе, Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.

С этой точки зрения, предпочтительным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность сказанного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой — позволяет перейти к основной части эссе. Во втором случае остается не вполне ясным, понимает ли выпускник тему. Этот вопрос для экзаменаторов остается открытым. Что касается третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Выпускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписывая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.

Что значит быть в контексте задания?

Рассмотрим эссе, за которое эксперты выставили оценку 0 баллов.

Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей).

«Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие — наоборот.

Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее.

Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают, Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

Эксперты сочли, что в данном эссе проблема не раскрыта, а приведенная информация (факты из личного опыта) находятся не в контексте задания. Что это значит? О каком эссе говорят, что оно не соответствует контексту, «выпадает» из него?

Проанализируем приведенный текст. Начнем с темы. Е предшествует указание на то, что она относится к экономике. Между тем даже внимательное чтение не убедило экспертов, что перед ними эссе по экономике. Автор рассказывает о людях, которые предпочитают (?) продавать или покупать; о собственных душевных терзаниях («не подсунули ли мне дешевую подделку?»); о нравственных нормах, ограничивающих сферу купли-продажи. Благополучно избежав осознанного употребления хотя бы одного обществоведческого термина, выпускник тем самым подтвердил предположение, что тему он не понял. Приведенные им факты: из личного опыта («Что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее») и общественной жизни (не все люди считают, что есть вещи, которые не продаются и не покупаются) — не имеют прямого отношения к обществоведческому курсу, не поднимаются выше бытового уровня, не аргументируют позицию автора. Кстати, и свое личное мнение выпускник от экспертов все-таки утаил (не считать же таковым довольно невразумительное признание в том, что «искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать» — оказывается, можно покупать, не расходуя!).

Основная причина состоит в том, что он не сумел осмыслить тему в верном контексте, он не увидел смысла проблемы, а потому не раскрыл ее, не смог сформулировать своего мнения о ней.

Между тем широкий контекст темы определяется в задании — в нем четко указывается базовая наука, в рамках которой следует рассматривать проблему. Более точный (узкий) контекст должен увидеть выпускник. В рассматриваемом примере речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребителя. Соответственно, обществоведческие термины и понятия, которые помогли бы автору в работе, относятся к экономике потребителя (ограниченные ресурсы, доходы и расходы, , потребительское поведение, структура потребления, рациональный потребитель и др.).

Эссе по общество знанию находится в контексте задания, если:

1) оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема;

2) автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;

3) ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы, и отношение к ней;

4) использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения выпускника в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументированно обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

К достоинствам эссе, дополнительным аргументам в пользу того, что его выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:

ü краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.);

  • ü имен его предшественников, последователей или научных противников;
  • ü описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • ü указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  • ü указания на альтернативные варианты решения проблемы.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

Пример эссе

«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»». (Ф. Ницше)

В своем высказывании выдающийся немецкий философ Фридрих Ницше, поднимает немаловажную проблему смысла жизни. Эта проблема занимает умы человечества ни одно поколение. Что он подразумевает под словами «Зачем и как»? Думается, под словом «зачем» он понимает слово цель, а под словом «как» способы ее достижения.

На современном этапе развития общества, люди стали стремиться к росту, не важно к какому: карьерному, духовному, культурному. Каждый сам выбирает для себя приоритеты. Очевидно, многие люди научились ствавить для себя цель. А что же такое цель? Цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе неё лежат мотивы, обусловленные интересами. Несомненно, стоит понимать, что такое мотивы. Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Итак, по-моему мнению мы выяснили, что же значит слово «зачем» в высказывании.

Под словом «как» я понимаю те жизненные трудности, препятствия, проблемы, которые предстоит выдержать ради достижения цели. Достаточно, вспомнить высказывание : «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Да, человеку, которому незачем жить, не к чему стремиться, безусловно, очень тяжело. Он просто теряется в динамичном обществе. Все куда то бегут, чего то добиваются, а этот человек идет медленным шагом, постепенно деградируя как личность. В итоге у него нет жизни.

Абсолютно иной выглядит ситуация с целеустремленным человеком. Одним из замечательных примеров может служить Генрих Шлиман. Еще в детстве очарованный поэмами Гомера, Шлиман поставил перед собой цель — найти Трою. Для достижения своей цели он с юности много трудился, изучал языки, занимался предпринимательством, дважды заключал браки по расчету. Это позволило ему накопить достаточно средств для проведения раскопок в поисках Трои. Воистину, «если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»». Поэтому я поддерживаю мудрую мысль Фридриха Ницше.

В заключение хочется отметить, что не всегда пути достижения цели являются нравственными, и выражение философа поднимает еще одну жизненноважную проблему.

Алгоритм действий при написании эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

  • а) интересна вам;
  • б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;
  • в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, сможете привести примеры, имеете личный опыт и т.

д.).

«С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»).

3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» , взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер), т. е. сформулируйте свое отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»);

5. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

6. Для каждого аргумента подберите примеры, из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»).

7. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т. д.).

8. Подумайте, какие литературные приемы вы будет использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т. д.).

9. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план).

10. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т. д.).

11. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

12. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.