Урок «Подумай и, может быть, ты ещё успеешь это понять… » (9 класс)

«Подумай и, может быть, ты ещё успеешь это понять…

(Эссе)»

Цели урока:

  1. Продолжать формировать умения работать с текстом, литературным языком излагать мысли, правильно строить предложения, используя все знания по орфографии и пунктуации; знакомство с определением жанра эссе как видом творческой работы.

  2. Формирование личности человека, роста самосознания учащихся, ответственности за свои поступки. Повторение: типы речи, публицистический стиль, выразительные средства.

Ход урока

1 Сообщение темы и цели урока.

«Подумай и, может быть, ты ещё успеешь это понять…»

  1. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

Познакомиться

Эссе (с франц.

Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

— На основании словарной статьи выделите основные признаки эссе .

Обращаем внимание учеников на основную цель эссе : «…Главное — заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении».

на истории создания жанра

Не с лучайно эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались гуманизм и на первом месте человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека, мысли, чувства.

Каково отличительное свойство этого жанра? Как написать эссе?

Особенности жанра эссе

  • Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.

  • Сравнительно небольшой объем.

  • Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что автор может написать любые свои размышления на абсолютно любую тему. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения).

  • На первом плане эссе — личность автора.

  • Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения.

Докажите, что сочинение на предложенные темы может быть написано в жанре эссе.

  • Мое любимое стихотворение.

    2 стр., 640 слов

    Эссе жанр википедия

    ... информации, организация собранной информации, выработка главного утверждения, написание черновика. Типы эссе Повествование Повествование связывает события в определенной последовательности, чаще всего ... излагает чувственные впечатления: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Общее настроение эссе создается с помощью господствующего впечатления. Для создания описания необходимо ...

  • «…Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А. С. Пушкин).

  • Мое понимание демократии.

  • Милосердие и жестокость в современном мире.

  • Что я люблю и не люблю в людях, жизни, искусстве?

  • «Золото убило больше душ, чем железо — тел» (В.Скотт).

  • Смертная казнь или право на жизнь?

  • Слово о любимом писателе .

  • Мои любимые стихи о Москве.

Аргументируйте свой выбор., Жанр эссе предполагает свободу творчества, На первом плане эссе — личность автора.

полемически заострена,

Тема предполагает нестандартный подход, эмоциональна. Убедительна. Попробуйте высказать свою точку зрения на тему «Легко ли быть молодым?»

Специфика жанра эссе: заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы, он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;

Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:

  • образность;

  • афористичность;

  • парадоксальность

  1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать соотношение части и целого и да­же (в отдельных случаях) приблизительно отражать содержание работы.

  2. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафоры;

  • аллегорические и притчевые образы;

  • символы;

  • сравнения.

Люди, создающие эссе, обладают особым ассоциативным мышлением:, Прочитайте несколько данов (главок) из «Записок у изголовья» японской писательницы

Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.

То, что прилетает мимо

Корабль на всех парусах.

Годы человеческой жизни.

Весна, лето, осень, зима.

То, что далеко, хотя и близко

Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.

Отношения между братьями, сестрами и другими родственниками в недружной семье.

Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.

Последний день двенадцатой луны и первый день нового года.

То, что человек обычно не замечает

Дни зловещего предзнаменования.

Как понемногу стареет его мать.

То, что нельзя сравнить между собой

Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода.

5 стр., 2091 слов

Эссе понятие о жанре 9 класс конспект

... под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 9 класс», памятки; карточки с текстом, лист самооценки. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. ... Найти особенности жанра эссе в данном тексте, обосновать ответ. (В этом тексте автор размышляет о родном крае, рассказывает о своих ... необъятна наша Родина, бесконечны её просторы. Но каждому человеку особенно дорог тот край, где прошло его детство. ...

Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный.

Он все тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется теперь! Словно два разных человека.

Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и женщина с короткими волосами.

Попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты по типу японских данов, используя прием ассоциации. Возможные темы: «То, что близко, хотя и далеко», « То, что прекрасно», «То, что вызывает уверенность» (каждому ряду свой фрагмент).

Придумайте свои темы для аналогий.

3. Зависимость формы эссе от адресата и задач автора., Форма эссе и его языковое воплощение зависит от задачи и адресата автора.

Задание для учащихся: Найдите верные соответствия между адресатом эссе и литературной формой его воплощения и расположите их в нужном порядке:

Возможные формы эссе:

  1. письмо

  2. слово

  3. открытое письмо

  4. речь

  5. очерк

Адресаты жанра:

    1. слушатели и читатели

    2. аудитория

    3. близкий друг

    4. собеседник

    5. человек, с которым идет полемика

Ученики под руководством учителя устанавливают верные связи., Таким образом, форма эссе зависит от адресата жанра.

Обратимся к определению эссе в литературоведческом словаре.

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

(Краткий словарь литературоведческих терминов. –М. 1987 г.)

Какие ассоциации рождаются в миниатюре Семена Арии?

Чем же все-таки пахнет эта осень? Взрослые невольно начинают думать совсем над другим. Они думают: «Чем грозит эта осень?» Они наворачива­ют на этот вопрос свои невеселые мысли о ценах, о выборах, конфликтах.

Нюх на осень у взрослых отбит, как у собаки, всю жизнь сторожившей проходную парфюмер­ной фабрики. Они чувствуют тысячу искусственных запахов. Они слышат миллионы придуманных ими звуков. Есть взрослые, которые по свисту пули определяют ее калибр. Или по шуму двигателя — тип самолета. Есть даже люди, которые гордятся тем, что у них политическое чутье.

Но все эти люди не знают, чем пахнет осень… («Зеленый чай»).

Попробуйте отразить свой собственный взгляд на то, чем пахнет осень.

выявили специфику

«решающая мысль»,

оригинальной идеи

Мы попробовали создать свои ассоциации.

4.Обучение учащихся, Второй этап

на конкретных примерах научить определять признаки жанра

Целеполагание:

плохое настроение…

грубым или даже просто нелюбезным поведением людей

1 стр., 468 слов

Эссе л н толстой человек немыслим вне общества

... прислушиваться к своему сердцу, без взаимодействия с другими людьми , он бы не смог сделать это. Действительно, Толстой прав, говоря о том, что человек немыслим вне общества. ... жизни. Процесс социализации продолжается всю жизнь. Всё это позволяет стать ему полноправным членом общества . Напротив, существуют дети-маугли , которые росли вне общества. Воспитанные. вне общества, такие люди ...

быть начеку…

… незаслуженное оскорбление, грубость и хамство…

… внутренней деликатности и культуры…

атрибут человеческого общества…

М. Каранцева

НУЖНЫ ЛИ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ?

плохое настроение

быть начеку

Что же это за основы?

что «все сойдет»…

притупление чувства справедливости

наплевательское отношение

большом и малом

обидеть, унизить, оскорбить

(М. Каранцева.)

Работа с текстом М. Каранцевой:, Анализ заголовка эссе:, Как бы вы озаглавили текст., Подумайте, как можем

  • Запишите в тетради заголовок текста, который на ваш взгляд наиболее удачно подходит.

сборнике текст назван «

  • подбор синонима к слову “манеры” (привычки, повадки. образцы);
  • В авторском заголовке мы видим отражение темы или проблемы?

Выявление стилевой, типологической и жанровой принадлежности текста.

К какому стилю речи относится текст и почему, Какого стиля текст перед вами?

  • Докажем. (Составление речевой ситуации)
  • 1-много
  • Р.С.

-о/о

Воздействовать на читателя.

проблема актуальна в наши дни, требует решения)

  • Какова его жанровая принадлежность? Докажите.
  • Почему в тексте отсутствуют метафоры?

— Действительно, использование фразеологизмов, риторических вопросов, – усиливает выразительность, эмоциональное воздействие. Обратите внимание, что на уровне лексики отсутствуют тропы. Все слова использованы в прямом значении, т.к. о данной проблеме нельзя говорить в переносном значении.

Какие вопросы ставит автор размышления?, Какая проблема поставлена в тексте?

Почему хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры, являются необходимым атрибутом человеческого общества?

Что является причиной дурных манер?

  • Чем отличается человек с развитым чувством справедливости от человека с притуплённым чувством справедливости?

На чем основаны поступки грубящего или хулиганящего человека?, Что волнует автора?

  • Что является причиной дурных манер?

Подтвердим текстом.

что «все сойдет»… наплевательское отношение

Что утверждает автор?

(Хорошие манеры делают жизнь приятнее…

  • А отрицает?

(хамство, грубость)

  • Как можем сформулировать идею текста?

(Почему хорошие манеры как проявление внутренней деликатности и культуры являются необходимым атрибутом человеческого общества)

Как важно, даже будучи занятым большими ответственными делами, не забывать о хороших манерах, которые «делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива».

2 стр., 676 слов

Рассуждение «Роль книг в жизни человека» по тексту Бондарева

... из многих веков. В одной из таких книг он нашел записи о Белых Ходоках, грозивших всем жителям Семи Королевств, нашел способ их убить. Благодаря ему Братья Ночного Дозора смогли узнать, ... согласна с автором и считаю, что полноценная жизнь человека невозможна без поэзии и чтения, ведь ... и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам ...

Излюбленным приемом эссе является сравнение, сопоставление. Найдите примеры сопоставлений в тексте. В чем их смысл?

Какие средства художественной выразительности, используемые автором, усиливают эстетическое впечатление глубины высказывания и делают стиль писателя незабываемым?

  • Считаете проблему данного очерка актуальной? Почему?

— Согласны ли вы с автором в том, что «Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и взглядах человека »?

Углублённое чтение, Сделайте вывод о достоинствах жанра эссе.

5.Рефлексия.

  • Писать эссе легко?
  • Чем этот жанр привлекателен?

Мы познакомились с жанром эссе. Хочется верить, что еще задумались о смысле жизни на земле.

6.Домашнее задание.

Однажды юноша повстречал на своём пути старца и, оттолкнув его, прошёл мимо. Старец посмотрел вслед юноше и взмахнул рукой. Тот в одно мгновение превратился в глубокого старика. Ему вдруг стало трудно дышать, ослабели руки и ноги, глаза потеряли зоркость, уши перестали слышать многие звуки окружающего мира.

  • Что со мной? — всполошился юноша-старик. — Почему мне так плохо, где моя молодость?
  • Она прошла, — ответил старец, а ты и не заметил, потому что прошёл мимо главного в жизни.
  • А что главное в жизни? — спросил юноша-старик.
  • Подумай и, может быть, ты ещё успеешь

После того как

Почему юноша не уступил дорогу старцу? Не слишком ли жестоко обошёлся старец с юношей? Как вы думаете, есть ли разница между словами «старик» и «старец»? В какие моменты жизни человек чаще всего что-то осознаёт, понимает? Так что же самое главное в жизни?

Напишите эссе «Так что же самое главное в жизни?»