Влияние поэзии на нравственное образование человека

Поэзия и человек… Как они связаны? И пересекаются ли? В словаре читаем о поэзии, что она – это «всё художественное, духовно и нравственно прекрасное…». уже в самом понятии заложена основа воспитания – нравственность. Так что поэзия влияет на формирование личности человека. Давайте войдём в поэтический мир авторских слов, мыслей .

  1. Начну со стихов Сергея Есенина. Его чувство Родины , глубокое жизнелюбие, душевный оптимизм поражает. В каждой строке – светлые и краски, звуки, запахи. Образ Родины, всегда дорогой и близкий поэту:

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И читателя поражает сыновья любовь поэта к своей земле, к родным полям и степям, лугам и равнинам, к «стране берёзового ситца»:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Для поэта родная земля красива во всём: в богатстве и в бедности, в патриархальности и отсталости… Любовь без границ и требований. Любовь, ничего не требующая взамен. Читаешь стихи Есенина и ощущаешь: вот оно, настоящее чувство настоящей любви к Родине! Бескорыстие и полная самоотдача сына своей земле. Каждая строчка стиха – душевность, искренность, родство со всем окружающим.

Эти мысли поэта формируют главную нравственную черту в характере человека – любовь к Родине.

  1. Обращает на себя внимание удивительные песни Владимира Высоцкого, посвящённые дружбе. Настоящей, в которую веришь, на которую надеешься. Почему – то кажется, она для Высоцкого была какой-то личной, выстраданной что ли. Слову друг он придавал особое значение. И для него друг – состояние души:

    16 стр., 7768 слов

    Бог, природа, человек в поэзии есенина (2)

    ... Поэта всегда волновали философско-мировоззренческие проблемы: Человек и природа; Человек и вселенная; Человек и мир его земных радостей, страстей, деяний, тревог; Человек и его любовь и ненависть; Человек и его верность Родине; Человек ... ней человек. « Бог, природа и человек в поэзии С. Есенина Определение 1 Элегия – это ... А. С. Пушкина речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, о непрерывном ...

Мои товарищи, по старой памяти

Я с вами веду разговор по душам.

Не каждому суждено стать другом, поэтому Высоцкий пишет: «В наш тесный круг не каждый попадал…» Но если попал, то навсегда! За друга и в огонь, и в воду:

Если где — то в чужой, неспокойной ночи, ночи

Ты споткнулся и ходишь по краю —

Не таись, не молчи, до меня докричи, докричи,

Я твой голос услышу, узнаю.

Друг – надёжность, верность, опора в трудную минуту:

Если ж он не скулил, не ныл;

Пусть он хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шёл он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной, —

Значит, как на себя самого,

Положись на него!

Стихи настолько сильны, что они оставляют глубокий след в душах читающих их. Они воспитывают чувство дружбы, верности и полной самоотдачи в дружбе.

  1. Поэзия формирует в нас и умение любить, отдаваться этому чувству до конца, быть верным. Вот у Михаила Лермонтова поражает обнажённость чувств любящих:

И где бы я ни стал искать

Былую тишину,

Все сердце будет мне шептать:

Люблю, люблю одну!

Читаем его стихи о любви и понимаем: любовь – чувство, которому тоже надо научиться, чтобы самому стать верным и постоянным. И главное. Если любовь ушла, память о ней надо тоже уметь хранить и по – прежнему быть ей верным:

Я памятью живу с увядшими мечтами,

Виденья прежних лет толпятся предо мной,

И образ твой меж них, как месяц в час ночной

Между бродящими блистает облаками.

Михаил Лермонтов – тончайший лирик! Ему и его стихам можно верить. Они воспитают в нас чувство любви в высоком значении этого слова.

ВЫВОД

Можно и дальше говорить о роли поэзии в жизни человека. Она воспитывает, формирует, делает человека нравственно высоким и чистым. В этом и есть основное предназначение поэзии.