Тема любви в творчестве Куприна

Александр Иванович Куприн, Тема любви в творчестве Куприна., Рассказы «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».

Цель: познакомить учащихся с творчеством Куприна, углубить навыки анализа художественного произведения, умение логично и доказательно развивать свою мысль; работать над культурой речи.

Слово учителя.

Задание: составить план, рабочие материалы (на уроке русского языка текст выборочно восстанавливается)

Эссе.

Куприн А.И., человек и писатель

7 сентября (1999 года) со дня рождения Александра Ивановича Куприна исполнилось 129 лет. Он умер от тяжелой болезни, за несколько дней до своего 68 — летия. На его долю выпало много испытаний, но он умел с ними справляться, ибо владел даром могучего и щедрого жизнелюбия. Его спасало то обстоятельство, что он был неистребимо талантлив и как человек и как писатель.

Куприн поражал окружающих своей внутренней независимостью, обостренным чувством собственного достоинства, бунтарским нравом и «свободной головой». Чтобы лучше понять его личность, можно привести два факта характерных для его поведения (см. стр. 3), «Река жизни», (ст. Л.А. Иезуитовой):

  • отставка офицера Куприна;
  • несколько дней на заводе.

В 23 года Куприн вышел в отставку. Он стал репортером, эта работа выработала привычку наблюдать и искать слова.

За шесть лет он освоил более 20 профессий и ремесел: служил управляющим, разводил махорку-серебрянку, исполнял обязанности псаломщика, практиковал в зубоврачебном деле, был актером бродячей труппы, детским учителем, движимый нуждой, а еще более избытком жизненных сил, каждой впечатлений и познаний.

Повестью «Молох» 1896 году А.И. Куприн вошел в большую литературу, а с 1900 года начал регулярно сотрудничать в столичных журналах. Здесь у него появились друзья: мудрый наставник Д. М-Сибиряк, обожаемый Чехов, требовательный М. Горький, соперник по распознанию цветов и запахов И. Бунин, «прекрасный, милый, любимы и чтимый» И. Репин, молчаливый и печальный Саша Черный, критик, профессор Ф. Батюшков, русский авиатор С. Уточкин, знаменитые борцы Иван Поддубный и Иван Заикин, дрессировщик А. Дуров.

Творчество Куприна исполнено строгой и ясной простоты. Любимые его герои звери, дети и простые люди. Секрет постоянно успеха Куприна у читателей кроется в том, что его произведения рассказывают простым людям о простых людях.

Куприн жил в революционную эпоху всей душой чувствовал необходимость полного выздоровления России. Источником выздоровления для него был простой человек. Как и сам писатель, его герои наделены даром жизни. Куприн предпочитал изображать людей активных, сильных духом, созидающих.

2 стр., 542 слов

«Роль литературы в жизни человека» (Блок «Год литературы»)

... очень длинным. И эта великая роль литературы в формировании нравственных качеств человека относится не только прозе, но и к стихам. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося русского ... читатель шаг за шагом следует вместе с писателем по дороге с его любимыми или нелюбимыми героями, проживая их жизнь, сочувствуя и сопереживая им, страдая, радуясь или ...

Среди «вечных» тем искусства творчества Куприна принадлежит теме любви. Лучшие герои проходят испытания любовью. Ибо испытания любовью, считал Куприн, «заключает в себе все: целомудрие, поэзию, красоту и молодость».

Центральная тема произведений зрелой поры творчества писателя – человек и революция. С идеями революции связаны произведения Куприна о людях искусства.

Куприн не был создателем художественной философии жизни. Такой удел судьба дает не многим избранникам. Но Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив» (Бунин), что его произведения не просто любимы читателем, но и бессмертны.

Куприн о любви. Анализ трилогии., Давайте попытаемся сформулировать взгляды Куприна на любовь.

«Гранатовый браслет» (1911 г.)

1.Пересказать сюжет рассказа сжато.

(См. стр.11, «Нестандартный урок», 1 ч. Челябинск, 1993г.)

Какой эпизод вы предлагаете для анализа?

Чтение и анализ писем Желткова.

2.Как влюбленный относится к возлюбленной. Каков его обет?

Чтение и анализ письма.

Любовь Желткова бескорыстная, самоотверженная. (стр. 538, 562 «Река жизни», «Лениздат», 1986 г.)

Что такое любовь? Как это понимает автор и его герои?, Могла ли быть такая любовь в действительности или это выдумка Куприна?

Сопоставьте: любовь в жизни генерала Аносова, в жизни Веры и в жизни Желткова.

  • любовь-трагедия
  • любовь-тайна
  • любовь – стремление к идеалу
  • любовь-чувство, которое нужно нести в себе всю жизнь, не предаваясь мимолетным страстям

Вывод: для Куприна любовь- глубокое нравственно- психологическое чувство. Она должна основываться на высоких, возвышенных чувствах. Автор воспевает такую любовь, противопоставляя ее недоверию, равнодушию, ненависти, вражде. Истинная любовь – основа всего земного. Повесть «Гранатовый браслет» — повесть о высокой любви, способной подняться над пошлостью, бездуховностью.

«Олеся»

Одной из самых пленительных и светлых созданий Куприна о любви – повесть «Олеся». Вспомним сюжет повести.

Каков главный герой этой повести Иван Тимофеевич?, Дайте характеристику. (см. стр. 47)

Иван Тимофеевич отравлен порочным дыханием цивилизации. Сумеет ли он выдержать испытание любовью.

Какова основная мысль повести?

Вывод: Любовь Олеси обнаруживает в ней великий талант самоутверждения. Ее любовь – глубокое чувство «цельной самобытной культуры». И только в дали от цивилизации еще можно найти человека, который умеет любить предано и бескорыстно. Только в единении с природой человек способен достичь духовной чистоты и благородства.

26 стр., 12987 слов

Эволюция форм выражения авторской позиции в рассказах и публицистике ...

... работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в последующих исследованиях творчества Куприна. ... исследования определили его структуру и объем. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, ... целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и ... авторского сознания Проблема авторского начала, по признанию многих современных исследователей, стала ...